Инструменты развития инновационного потенциала учителей
Севрюкова Алла Александровна,
канд. пед. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования E-mail: alla107@inbox.ru
Пронина Людмила Олеговна,
учитель физики Средней общеобразовательной школы № 107, г. Челябинск, E-mail: school107@mail.ru
Инновационная деятельность становится атрибутом развития образования. Соответственно, необходимы учителя, обладающие инновационным потенциалом. Практика показывает, что педагоги испытывают затруднения в разворачивании инновационных проектов, а в школах отсутствует должная поддержка учителей в новом для них сегменте деятельности. Цель данной статьи состоит в определении инструментов, которые обеспечат развитие инновационного потенциала педагогического коллектива образовательной организации. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании научных данных определяется содержание понятия «инновационный потенциал». Это две интегративные составляющие: явный потенциал, включающий знания об инновационной деятельности, умение проводить инновационную деятельность, владение ИКТ технологиями и скрытый потенциал, представляющий мотивацию к инновационной деятельности, активность мышления, самостоятельность. Практическое значение статьи состоит в описании инструментария развития инновационного потенциала учителей. Комплекс инструментов (организация непрерывного обучения на рабочем месте; развитие навыков активного применения информационно-коммуникационных технологий; участие в командной работе по осуществлению инновационного проекта) прошёл апробацию в Средней общеобразовательной школе № 107 г. Челябинска, являющейся региональной инновационной площадкой. Он рекомендован для использования во внутриорганизационном обучении учителей, реализующих инновационные проекты.
Ключевые слова: учитель, инновационный потенциал учителя, инструменты развития инновационного потенциала учителя.
Современный мир стремительно меняется. Для того, чтобы отвечать вызовам времени, школы разворачивают инновационную деятельность, цель которой состоит в подготовке выпускника, обладающего «гибкими компетенциями», среди которых критическое мышление, креативность, умения работать в команде и принимать ответственные решения. Соответственно, для разворачивания проектов такого рода необходимы учителя, обладающие инновационным потенциалом. На сегодняшний день проблема подготовки учителей к осуществлению преобразований в сфере образования стоит достаточно остро. Практика показывает, что учителя испытывают серьёзные затруднения в осуществлении инновационной деятельности. Большинство педагогических работников общеобразовательных организаций не понимают важности участия в инновациях, они остаются сосредоточенными лишь на достижении предметных результатов, оставляя на периферии профессиональной деятельности развитие востребованных обществом качеств ученика. Также учителям не хватает знаний, практических умений для разработки и реализации нововведений. Иными словами, их инновационный потенциал характеризуется несовершенством и требует развития. В общеобразовательных организациях отсутствует должная поддержка педагогов при организации и реализации инновационной деятельности. Цель данной статьи состоит в определении инструментов, которые обеспечат развитие инновационного потенциала педагогического коллектива образовательной организации.
В последние годы появилось множество публикаций, посвящённых инновациям в различных отраслях жизнедеятельности человека, в том числе, в области образования. В.А. Сластенин отмечает, что для успешной работы в области инновационной педагогики педагог должен обладать творческой способностью генерировать и продуцировать новые идеи, иметь интеллектуальную и эмоциональную развитость, быть открытым ко всему новому [1].
Схожую позицию высказывают Ю.П. Прокудин и Т.Е. Милосердова. По мнению этих учёных, инновационный потенциала учителя состоит из личностного отношения к внедряемым в школе инновациям, собственного их видения и роли в их внедрении, восприимчивости к новшествам, информационной и мотивационной готовности к освоению инноваций [2].
Инновационный потенциал учителя представляет собой сочетание объек-тивных (внешних) и субъективных (внутренних) компонентов [3].
Чёткое определение инновационного потенциала даётся Е.А. Пагнаевой и И.В. Резанович. Это
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
реализованный потенциал (инновационные знания, умения и навыки, опыт профессиональной деятельности, личностные особенности) и нереализованный потенциал (мотивы, ценности и интеллектуальные способности) [4].
Изучение научных работ, посвящённых инновационному потенциалу учителя, позволяет сделать определённые выводы:
1. В содержание понятия «инновационный потенциал» авторы вкладывают различные составляющие.
2. В структуре инновационного потенциала учителя присутствуют явные компоненты и скрытые. В процессе их развития стоит уделять особое внимание тем, которые «остаются в тени».
Авторы данной статьи видят в инновационном потенциале учителя две интегративные составляющие:
- явный потенциал, включающий знания об инновационной деятельности, умение проводить инновационную деятельность, владение ИКТ технологиями;
- скрытый потенциал, представляющий мотивацию к инновационной деятельности, активность мышления, самостоятельность. Проведено исследование компонентов инновационного потенциала учителей в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 107 г. Челябинска», являющегося региональной инновационной площадкой. В результате осуществлённых наблюдения, индивидуальных бесед, тестирования педагогов, групповых дискуссий были выявлены компоненты, требующие совершенствования:
- уровень знаний, умений и навыков педагогов в области инновационной деятельности;
- уровень владения ИКТ.
- активность творческого мышления;
- уровень личностных качеств: креативности, способности к самооргани-зации, умения работать в группе.
В научной литературе обоснованы различные способы развития инновационного потенциала учителя:
- Осуществление специальной технологии, состоящей из целого комплекса мер, среди которых: созданине инновационного информационного образовательного поля, привлечение научных кадров для консультаций, деятельность творческих групп по направлениям развития школы, участие в мероприятиях инновационного характера, включение педагогов в процесс принятия управленческих решений, внутриор-ганизационное обучение [5].
- Непосредственное участие педагога в инновационной деятельности, практико-ориентированном поиске новшеств, научно-методическое сопровождение этого процесса [6].
- Создание комфортной развивающей образовательной среды, влияющей на эмоционально-
личностные и коммуникативные способности субъектов [7].
- Использование потенциала сетевых сообществ [8].
- Развитие установки на переобучение и педагогической рефлексии [9].
- Опора на личностный аспект - повышение уровня креативности и всех типов мышления педагогов [10].
- Совершенствование трёх взаимосвязанных блоков: личностных качеств, компетенций (обучение проектированию, развитие ИКТ-умений), витальности (ценностно-смысловой блок) [11]. Проведённый анализ работ свидетельствует
о том, что инновационный потенциал педагогического персонала образовательного учреждения развивается в процессе погружения в деятельность при реализации передовых идей, проектов и технологий. Важным условием является наличие ярко выраженной субъектной позиции учителя на всех этапах разработки инноваций. Эти выводы были взяты за основу при разработке инструментов развития инновационного потенциала учителей в МБОУ «СОШ № 107 г. Челябинска».
Для развития явного и скрытого потенциала учителей предлагается комплекс следующих инструментов:
- организация непрерывного обучения на рабочем месте;
- развитие навыков активного применения информационно-коммуникационных технологий;
- участие в командной работе по осуществлению инновационного проекта.
Организация непрерывного обучения педагогов на рабочем месте направлена на повышение компетентности в освоении инноваций. В содержательном плане в программу обучения включены следующие содержательные линии:
- Нормативно-правовые основы инновационной деятельности.
- Психология современного школьника.
- Образовательные технологии, направленные на достижение успешности детей.
- Проектирование инноваций.
- Командный принцип работы.
Для развития активности мышления, самостоятельности предлагаются такие технологии, как деловые игры, дебаты, мозговой штурм, проектирование и технология кейс^^у. Педагоги могут сами выступать активными субъектами образовательного процесса: высказывать идеи, проводить занятия друг для друга, реализуя тем самым свой инновационный потенциал. Участвуя в системе подготовки к педагогическим советам, проведении деловых игр, занятиях с элементами тренинга, педагоги развивают проектные умения, творческие и аналитические способности, инициативность, самостоятельность в принятии решения, организаторские способности, показывают знания педагогики и психологии, умения по обобщению и представлению опыта.
С целью обучения коллектива современным методам и приемам для инновационной деятельности запланирована методическая работа по проведению обучающих мастер-классов и форсайт-сессии, в рамках которой педагоги на практике знакомятся с нормативно-правовым полем ведения инновационной деятельности, технологиями кейс^^у, проектирования. В результате работы на форсайт-сессии педагоги могут создать проектный офис «Современные педагогические практики», банк кейсов для непосредственной педагогической и воспитательной работы. О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения, умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, проведения познавательно-поисковой и исследовательской деятельности. Технология кейс^Шу на сегодняшний день является одной из популярных технологий активного и продуктивного обучения. Данную технологию педагоги смогут применять и в образовательной, и в воспитательной деятельности.
Инновационный проект школы связан с развитием социальной ответственности обучающихся средствами Российского движения школьников. РДШ - общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей. РДШ как государственно-общественная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. Поэтому систему непрерывного обучения педагогов школы дополнит участие в мероприятиях «Корпоративного университета Российского движения школьников».
Развитие навыков активного применения информационно-коммуникационных технологий возможно реализовать в форме цикла семинаров-практикумов, в рамках которых должна быть оказана методическая помощь коллегам, испытывающим трудности работы с компьютером, в частности с платформами электронного обучения, с ведением электронного журнала, практического знакомства с Интернет-ресурсами и ресурсами цифровой образовательной среды.
Для развития у педагогов информационно-коммуникационных умений особое внимание необходимо уделить современным дистанционным формам обучения с применением ИКТ. В частности, предполагается обучение педагогов работе с облачными технологиями, облачными конференциями и формами ведения совместной документации. Этому будет способствовать такая форма методической работы как наставничество: педагоги, имеющие достаточный уровень информационно-коммуникационных навыков смогут обучить педа-
гогов, не имеющих эти специальные навыки. Такая система взаимопомощи обеспечит формирование навыков ответственной работы в команде, что также необходимо в инновационной деятельности.
Участие в командной работе по осуществлению инновационного проекта. Для развития навыков работы в команде необходимо создание в коллективе «духа единой команды», осознание общности интересов, направленной на инновационную деятельность. Для освоения стратегии работы в команде созданы условия работы в творческих группах педагогов на педагогических советах, методических семинарах, в методических объединениях учителей. Также формированию чувства сплоченности коллектива способствует система взаимопомощи коллегам при внутриорганизационном обучении, обмен опытом при изучении инновационных подходов к образованию и воспитанию.
Формированию осознания единства целей деятельности учителей может помочь работа педагогического коллектива в инновационном проекте. В рамках форсайт-сессии учителя создавали проектный офис, удобный для работы педагога. Для этого творческие группы педагогов методических объединений должны были определиться с актуальной темой, целями и задачами, планируемыми результатами проекта, изучить нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность, на которую направлен проект, определить необходимые ресурсы для внедрения проекта и этапы его реализации, оценить риски и критерии эффективности проектного продукта. Таким образом, работа по созданию инновационного проекта позволила активизировать творческое мышление, она помогла участникам увидеть новые возможности, раскрыть свой потенциал, научиться моделировать свои собственные стратегии успеха, творчески подходить к решению проблем и задач в любом виде деятельности, эффективно планировать свою деятельность, экономить время в целях скорейшей реализации своих проектов.
Стоит отметить, что погружение педагогов в инновационный проект является важным инструментом для развития инновационного потенциала педагогов. Ведь инновационные образовательные технологии являются эффективными только в том случае, если полученные знания применяются на практике, причем для успешной инновационной деятельности необходима реализация всех инструментов в комплексе.
Разработанный инструментарий проходил апробацию в течение 2019 г. в СОШ № 107 г. Челябинска. Получены значимые результаты:
- осознание педагогами значимости ведения инновационной деятельности;
- повышение уровня знаний об инновационных процессах в образовательных учреждениях;
- развитие активности и лидерских качеств у педагогов;
- сформированность знаний педагогов о сущности инновации;
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
- овладение умениями проведения проектной деятельности с детьми, информационно-коммуникационными технологиями;
- сформированность умений продуктивного сотрудничества в команде единомышленников в процессе распространения передовых идей;
- участие в инновационной деятельности. Позитивные изменения позволяют говорить
о совершенствовании инновационного потенциала учителей, произошедшего благодаря непрерывному обучению на рабочем месте; развитию навыков активного применения информационно-коммуникационных технологий; участию в командной работе по осуществлению инновационного проекта. Данный комплекс инструментов рекомендуется для использования в практике подготовки учителей к реализации инновационных проектов.
Литература
1. Сластёнин В.А. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 379 с.
2. Прокудин Ю. П., Милосердова Т.Е. Диагностика инновационного потенциала учителей в системе повышения квалификации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. -Т. 15. - № 3. - С. 81-87.
3. Григорьева С.Г. Инновационный потенциал учителя и основные принципы его формирования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2010. - № 3-2 (67). - С. 74-79.
4. Пагнаева Е. А., Резанович И.В. Оценка состояния инновационного потенциала учителей общеобразовательных школ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Соци-окинетика. - 2008. - Т. 14. - № 5. С. 12-16.
5. Власова Т. И., Костейчук О.В. Выявление и развитие инновационного потенциала педагогов как важная задача опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения // Соци-осфера. - 2012. - № 2. - С. 71-73.
6. Голошумова Г.С. Теоретические основы развития инновационного потенциала педагога // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 5. - С. 68-70.
7. Царёв И.Н. Инновационный потенциал педагогического коллектива в условиях комфортной развивающей образовательной среды кадетского военного корпуса // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-9. - С. 249-258.
8. Белякова В. Н., Михайлова Л.Р. Инновационный потенциал сетевых сообществ, реализующих эффективные программы обучения, воспитания и социализации как ресурс повышения качества образования // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2017. - № 4. -С. 30-43.
9. Пищик В.И. Инновационный потенциал учителей, принадлежащих к «переходному» и «информационному» поколениям // Психология обучения. - 2020. - № 1. - С. 47-56.
10. Тлепов Р. И., Сабирова Р.Ш. Инновационный потенциал педагога: актуальность и эмпирические данные // Моя профессиональная карьера. - 2020. - Т. 1. - № 11. - С. 147-155.
11. Инновационный потенциал личности и возможности его развития / А.Р. Братусин, Р.В. Скобликов, В.О. Устименко, Н.П. Ворожко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-3. - С. 288-294.
TOOLS FOR DEVELOPING TEACHERS' INNOVATION CAPACITY
Sevrukova A.A., Pronina L.O.
Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators; Teacher of Physics of Secondary school No. 107 (Chelyabinsk)
Innovation activity becomes an attribute of education development. Accordingly, teachers with innovative potential are needed. Practice shows that teachers find it difficult to launch innovative projects and schools lack adequate support for teachers in their new segment of activity. The purpose of this article is to identify tools that will ensure the development of the innovative potential of the pedagogical staff of an educational organization. The scientific novelty of this research is that it is based on scientific evidence that the concept of "innovation potential" is defined. These are two integrative components: a clear potential that includes knowledge of innovative activities, the ability to conduct innovative activities, the knowledge of ICT technologies and a hidden potential that represents the motivation for innovative activities, thinking activity and independence. The practical meaning of this article is to describe a toolkit for developing teachers' innovation potential. The set of tools (organization of continuous training on a workplace; development of skills of active application of information and communication technologies; participation in teamwork on realization of the innovative project) has passed approbation in Secondary general school No. 107 of Chelyabinsk which is the regional innovative platform. It is recommended for use in internal training of teachers implementing innovative projects.
Keywords: teacher, teacher's innovative potential, tools for developing teacher's innovative potential.
References:
1. Slastenin V.A. Pedagogy. Moscow, 2000, 379 p.
2. Prokudin Y. P., Miloserdova T.E. Diagnostics of innovative potential of teachers in the system of professional development. Psychological and pedagogical journal Gaudeamus, 2016, Vol. 15, No. 3, pp. 81-87.
3. Grigorieva S.G. Teacher innovation potential and basic principles of its formation. Bulletin of Chuvash State Pedagogical University, 2010, No. 3-2 (67), pp. 74-79.
4. Pagnaeva E. A., Rezanovich I.V. Evaluation of the state of innovative potential of teachers of secondary schools. Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. 2008, Vol. 14, No. 5, pp. 12-16.
5. Vlasova T. I., Kosteichuk O.V. Identification and development of innovative potential of teachers as an important task of experimental work of an educational institution, Sociosphere, 2012, No. 2, pp. 71-73.
6. Goloshumova G.S. Theoretical foundations of teacher innovation potential development. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2011, No. 5, pp. 68-70.
7. Tsarev I.N. Innovative potential of teaching staff in a comfortable educational environment of the cadet military corps. Problems of modern pedagogical education, 2017, No. 57-9, pp. 249-258.
8. Belyakova V. N., Mikhailova L.R. Innovation potential of the network communities implementing effective training, education and socialization programs as a resource for improving the
quality of education. Education quality management: theory and practice of effective administration, 2017, No. 4, pp. 30-43.
9. Pischik V.I. Innovative potential of teachers belonging to the "transitional" and "information" generations. Psychology of learning, 2020, No. 1, pp. 47-56.
10. Tlepov R. I., Sabirova R. Sh. Innovative potential of a teacher: relevance and empirical data. My professional career, 2020, Vol. 1, No. 11, pp. 147-155.
11. Bratusin A. R., Skoblikov R.V., Ustimenko V.O., Vorozh-ko N.P. Innovation potential of personality and possibilities of its development. Problems of modern pedagogical education, 2017, No. 56-3, pp. 288-294.