Научная статья на тему 'Совершенствование системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия'

Совершенствование системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1240
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ ПЕРСОНАЛА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маратканова Эльвира Мирзаяновна

В статье представлены результаты исследования системы внутрифирменного обучения персонала в торговом предприятии, выявлены факторы, снижающие эффективность системы внутрифирменного обучения персонала и разработаны мероприятия для устранения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия»

Abstract. The article considers the issues of consumer protection in the health sector and develop new acts for the improvement of the legislation.

Keywords: healthcare, health services, compulsory health insurance, ocular diseases, quality evaluation criteria of health services.

УДК 658.336

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Маратканова Эльвира Мирзаяновна, ст. преподаватель

(e-mail: mem1670@rambler.rn^

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

(ИЭУП), Россия

В статье представлены результаты исследования системы внутрифирменного обучения персонала в торговом предприятии, выявлены факторы, снижающие эффективность системы внутрифирменного обучения персонала и разработаны мероприятия для устранения выявленных проблем.

Ключевые слова: знания персонала, человеческий капитал, обучение персонала, система внутрифирменного обучения персонала.

Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления организацией предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением персоналом организации и с его обучением.

В условиях быстрого обновления полученных знаний для работника и работодателя становится очевидным, что «одним из вариантов повышения уровня конкурентоспособности является хорошо организованная система обучения персонала, соответствующая стратегическим целям организации и заключающаяся в получении и накоплении современных знаний, создании условий для использования полученных знаний на практике, а также в развитии человека как личности и как носителя ценностей соответствующей организационной культуры» [7, c. 205].

В настоящее время, существуют «три фактора, которые характеризуются возрастанием роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности организационного развития:

1. Эффективное обучение повышает ценность человеческого капитала организации.

2. Обучение персонала является основным средством достижения стратегических целей организации.

3. Своевременное обучение персонала создает благоприятную среду для проведения организационных изменений, которые практически невозможны или трудно выполнимы» [6, c. 133].

Работая в организации, «человек постоянно должен совершенствовать свое образование, обучаясь как теоретическим основам профессии, так и приобретая практические навыки. Через обучение персонала происходит развитие его трудового потенциала» [2, с. 146].

Поскольку «знания приобретаются человеком в процессе получения образования и приобретения им навыков и опыта, а это непосредственно связано с определенного рода инвестициями, то можно утверждать, что ключевым фактором успеха, а значит, и важнейшим перманентным объектом управления на уровне отдельной организации является человеческий капитал» [1, с. 103].

Группа авторов считает, что «обучение персонала - это процесс накопления человеческого капитала путем непосредственной передачи профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения разрыва (восполнения дефицита) между имеющимися у них знаниями и навыками и теми знаниями и навыками, которыми они должны обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент, в ближайшем будущем или для освоения выполнения другой (новой) работы»

[4, 8].

«Задачи обучения персонала определяются целями бизнеса, уровнем развития компании, приоритетами в областях инвестирования внутри фирмы, направлениями развития персонала, при этом это далеко не исчерпывающий список факторов, влияющих на характер образовательных мероприятий в компании. Построение системы обучения - процесс трудоемкий, прежде всего, по причине затрат как временных, так и финансовых. Именно поэтому все сотрудники, в первую очередь, руководители высшего и среднего звена, должны четко понимать цели и задачи подготовки персонала и осознавать его значение в успешном функционировании компании» [5, с. 94].

Оценка «эффективности обучения работников организации позволяет постоянно работать над повышением качества обучения, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые не оправдали возложенных на них надежд. Оценку эффективности обучения необходимо производить постоянно, в качественной или количественной форме оценивая влияние обучения на такие показатели работы организации, как продажи, качество продукции и услуг, производительность труда, установки работников и другие. Оценка эффективности обучения требует больших временных затрат и достаточно высокой квалификации специалистов, проводящих эту оценку, поэтому предприятия не проводят такую оценку в полной мере» [3, с. 22].

Анализ проведен на базе торгового предприятия, которое надежно и стабильно снабжает население города и Закамского региона качественными, сертифицированными, отечественными и зарубежными товарами бытовой химии в широком ассортименте.

В торговом предприятии организация системы внутрифирменного обучения и выявления потребности в повышении квалификации персонала организации входит в обязанности менеджера по персоналу, который является субъектом системы внутрифирменного обучения персонала.

Главными целями системы внутрифирменного обучения персонала являются обеспечение всех структурных подразделений работниками необходимого качества, с необходимыми знаниями, умениями и навыками; удовлетворенность работодателя трудом своих работников.

Задачи системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия включают:

1) определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам и направление персонала на повышение квалификации;

2) выбор форм и методов обучения;

3) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

4) формирование у обучающихся ценностей и установок, поддерживающих стратегию, цели организации и сложившуюся в торговом предприятии культуру труда.

Система внутрифирменного обучения предусматривает только периодическое повышение квалификации всех сотрудников торгового предприятия.

Уровень удовлетворенности персонала торгового предприятия обучением был оценен на основе анкетного опроса. В анкетировании участвовали 35 работников, которые прошли обучение во время работы в данном торговом предприятии, что было выявлено в процессе ответов на первый вопрос анкеты. Они составляют 44,9% сотрудников торгового предприятия.

Результаты опроса представлены ниже:

1. Обучение персонала торгового предприятия повлияло на продвижение 42,9% работников по службе, в то время как 57,1% работников по результатам обучения не продвинулись по служебной лестнице. Обучение персонала торгового предприятия мало повлияло на уровень заработной платы работников, так как 22,9% сотрудников, прошедших обучение, утверждают, что после обучения их заработная плата выросла, а 77,1% отмечают, что обучение не повлияло на уровень их заработной платы. Следовательно, обучение не всегда влияет на повышение заработной платы, что приводит к снижению уровня мотивации персонала торгового предприятия к получению новых знаний, умений и навыков.

2. Организацией обучения персонала удовлетворены 57,1% обучавшихся, в то время как 42,9% респондентов не удовлетворены, что говорит о недостаточно эффективной организации системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия.

3. Результатами обучения в целом удовлетворены только 17,1% респондентов, в то время как 82,9% вовсе не удовлетворены результатами обучения. Следовательно, качество обучения не всегда высокое, так как работни-

ки не получают тех знаний, на которые рассчитывали при посещении обучающих курсов, поэтому не удовлетворены результатами обучения.

4. Уровень системы внутрифирменного обучения работники торгового предприятия оценили по- разному, но большинство работников торгового предприятия оценили существующую систему внутрифирменного обучения персонала на «удовлетворительно» (48,5%), что не отвечает требованиям эффективности.

Таким образом, оценка эффективности обучения персонала торгового предприятия на основе анкетирования позволяет заключить, что на данный момент система внутрифирменного обучения персонала организована недостаточно эффективно, так как часть работников, повысивших свою квалификацию, не удовлетворена организацией и результатами системы внутрифирменного обучения.

К факторам, снижающим эффективность системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия относятся:

1. Руководство организации не уделяет необходимого внимания обучению персонала из-за финансовых трудностей и ссылки на «высокую стоимость обучения».

2. В организации наблюдается отрицательная динамика по обучению и повышению квалификации персонала, то есть из года в год количество сотрудников, повысивших квалификацию снижается и идет постоянный рост количества работников, нуждающихся в обучении.

3. Недостаточное планирование системы обучения персонала торгового предприятия, основанное на неполной и недостоверной информации о потребностях работников в обучении.

4. Недостаточно эффективная мотивация работников торгового предприятия к обучению из-за отсутствия конкретных форм мотивации, кроме материальной, что затрудняет возможность продвижения работников по службе.

5. Не развитость системы самообучения работников, которая приводит к потере актуальности полученных когда-то знаний, что приводит к снижению качества выполнения функциональных обязанностей, сложностям в освоении новых технологий и техники;

6. Отсутствуют четкие критерии оценки качества обучения работников; отсутствует система отчетности по результатам обучения, что не позволяет определить результативность системы внутрифирменного обучения в организации.

Итак, отставание в знаниях, умениях и навыках, по применению новых технологий и методов организации работ приведет к снижению производительности труда, низкому качеству работ, что в целом снизит конкурентные возможности торгового предприятия по сравнению с другими организациями.

Для устранения перечисленных проблем в рамках исследования предлагается:

I. Разработать этапы нового процесса системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия.

II. Внедрить новые технологии организации обучения работников (каскадное, адаптационное обучение и обучение сотрудников на основе самообучения).

III. Разработать критерии эффективности внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия на примере менеджера по продажам.

IV. Внедрить систему отчетности по результатам внутрифирменного обучения персонала.

Предложенные рекомендации будут приносить организации социальный и экономический эффект, который будет выражаться в снижении издержек на обучение работников. Благодаря совершенствованию внутрифирменного обучения персонала торговое предприятие будет повышать свою рентабельность и будет готово выходить на новые уровни развития.

Список литературы

1. Адова, И.Б. Обеспечение эффективности обучения персонала в процессе внедрения систем качества в организации. / Адова И.Б. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5. - С. 103-107.

2. Ганжа, И.В. Основы обучения персонала в системе управления персоналом. / Ганжа И.В. // В сборнике: Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях Сборник материалов VI Международной заочной научно - практической конференции, посвящённой 60-летию БГТУ им.В.Г.Шухова. Белгородский государственный технологический университет им.В.Г. Шухова. - 2014. - С. 145-149.

3. Захарова, М.А. Анализ эффективности обучения персонала на предприятии ООО «Концерн Медведь». / Захарова М.А., Кулагина А.А. // В сборнике: Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции : в 3 ч. - 2017. - С. 21-25.

4. Колодин, А. Моделирование процесса обучения персонала организации и формирование стратегий управления обучением персонала. / Кол один А., Федянин В.И., Брянцева Л.В., Квашнина Г.А., Спичкин М.Ю. // В сборнике: Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2013. - С. 322-325.

5. Миронов, Г.Э. Внутрифирменное обучение, как элемент нематериального стимулирования персонала. / Миронов Г.Э. // Уровень жизни населения регионов России. -2011. - № 12. - С. 94-97.

6. Оноприенко, А.В. Роль и место внутрифирменного обучения персонала в системе кадрового менеджмента. / Оноприенко А.В. // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015. - № 3 (16). - С. 132-135.

7. Щербаков, М.В. Система обучения персонала как фактор конкурентоспособности фирмы. / Щербаков М.В. // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Редакторы: Трубникова Н.В., Корниенко А.А., Лукьянова Н.А., Колодий Н.А., Попова Л.Л., Блейхер О.В., Арля-пова Е.В., Раздьяконова Е.В., Метальникова Н.С., Карлова Л.В., Медведева Т. А., Конюхова ТВ., Забирова Т А. - 2012. - С. 205-209.

8. Юсупова, Г.Р. Проблемы и нерешенные вопросы организации территорий опережающего социально-экономического развития. / Юсупова Г.Р. // Конкурентоспособ-ность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 4. - С. 1-12.

Maratkanova Elvira Mirzayanovna, art. teacher (e-mail: mem1670@ rambler.ru)

Kazan Innovational University. V.G. Timiryasova (IEEP)

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF INTRA-FIRM TRAINING OF TRADING ENTERPRISE PERSONNEL

Annotation: The article presents the results of the study of the system of in-house training of personnel in the trading enterprise, identified factors that reduce the effectiveness of the system of in-house training of personnel and developed measures to eliminate the identified problems.

Keywords: staff knowledge, human capital, personnel training, system of personnel training.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕБИРЖЕВЫХ ОРГАНИЗОВАННЫХ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ Прянишникова Мария Владимировна, канд. экон. наук, доцент, доцент

кафедры финансов Саратовский социально — экономический институт Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

В данной работе представлен анализ главных факторов и основных форм проявления неопределенности в развитии внебиржевых организованных рынков ценных бумаг. Актуальность исследования определяется тем, что своевременное выявление экономических рисков и учет их в работе на организованном внебиржевом рынке, позволят повысить эффективность сделок с ценными бумагами

Ключевые слова: внебиржевой рынок, ценные бумаги, экономические риски

В процессе своего формирования и развития современные внебиржевые организованные рынки ценных бумаг испытывают воздействие ряда факторов риска как объективного, так и субъективного характера. Эти факторы являются следствием экономических обстоятельств, в которых функционируют инвестиционные объекты и субъекты инвестиционных отношений, а также качества управления инвестиционными процессами (в ходе которых заключаются сделки с ценными бумагами) самими субъектами внебиржевых организованных сделок. В результате возникают две основные группы экономических рисков:

1 гр. - чистые простые риски. Они являются статистическими;

2 гр. - динамические риски. Они являются спекулятивными рисками.

К чистым простым рискам относятся такие риски, как имущественные, транспортные, политические. Основным фактором возникновения чистых простых рисков является качество управления внебиржевыми организо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.