УДК 343.8 ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА МАЛЕНКОВА,
ББК 67.409.021к94 кандидат экономических наук, доцент,
М18 начальник кафедры бухгалтерского учета, анализа,
финансов и налогообложения (Академия ФСИН России) Е-тай: [email protected].
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Реферат: в статье рассматривается состояние действующей системы контроля на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) в условиях рыночной экономики относительно деятельности федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФГУП ФСИН России). Понятия и назначение внутреннего контроля в реальной деятельности ФГУП ФСИН России проанализированы в разрезе соответствующих норм и правил российского законодательства.
В статье определяются приоритеты внутреннего контроля, обосновывается необходимость его совершенствования как одного из перспективных направлений повышения эффективности управления предприятием УИС.
Основные виды внутреннего контроля - управленческий (административный) и управленческо-финансовый контроль.
К этапам и процедурам внутреннего контроля относятся: определение действий планирования, учета и анализа; определение перечня первичных документов и документооборота; определение показателей для оценки хозяйственных операций; установление объектов проверки с повышенным риском ошибок; выбор типов и методов проведения контроля.
Эффективность системы внутреннего контроля обеспечивают принципы: ответственности; своевременности; подконтрольности; заинтересованности; компетентности, добросовестности и честности; комплексности; единичной ответственности; разделения обязанностей; взаимодействия и координации действий.
К основным приемам и способам осуществления внутреннего контроля отнесены: арифметическая проверка; сверки расчетов; проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала; плановые и внезапные инвентаризации; аналитические и иные процедуры.
Качество внутреннего контроля зависит от соблюдения следующих требований: стратегическая направленность, ориентация на результаты, соответствие контролируемому виду деятельности, своевременность, гибкость, простота, экономичность.
Правильно построенная система контроля способствует оптимизации прибыли, укреплению финансового состояния хозяйствующего субъекта, обеспечивает его существование в самых сложных условиях.
Таким образом, гарантией повышения эффективности и конкурентоспособности ФГУП ФСИН России является внедрение внутреннего управленческого контроля. Новая система управленческого контроля в деятельности ФГУП ФСИН России должна быть создана для того, чтобы не фиксировать ошибки, а предотвращать их, подсказать руководителям различных уровней, как лучше работать.
Ключевые слова: виды контроля, внутренний контроль, управленческий контроль, ведомственный контроль, процедуры, принципы внутреннего контроля, эффективность, методы осуществления внутреннего контроля, системы контрольных действий, аналитические функции, ФГУП ФСИН России.
Рыночные отношения выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации внутреннего (внутрихозяйственного, управленческого) контроля. Тесно взаимодействуя с организационной, учетной и аналитической функциями, контроль является основным источником
информации для разработки и принятия оптимальных управленческих решений и, следовательно, занимает ведущее место в системе управления предприятием.
В эволюционном развитии российской экономики вопросы внутреннего контроля прорабатывались еще со времен социалистического производ-
ства. Однако в связи с осуществляемым в России реформированием перед отечественной наукой встала новая задача разработки концепций внутреннего контроля - управленческого, ориентированного на рыночную систему хозяйствования сегодняшнего мирового уровня и учитывающего российскую специфику, в том числе предприятий Федеральной службы исполнения наказаний.
Для создания действительно эффективного управленческого контроля нужна такая система, которая могла бы прежде всего своевременно сообщать о необходимости упреждающих корректирующих действий. Взгляд в прошлое все-таки лучше, чем непринятие никаких действий [1, с. 5-10].
В системе современного управления без осуществления функций внутреннего контроля невозможно принимать правильные управленческие решения относительно финансово-хозяйственной и производственной деятельности, сложно достичь успехов в работе по наиболее эффективному и рациональному распределению и использованию всех видов ресурсов.
Совершенствование ведомственного контроля в уголовно-исполнительной системе также является одним из перспективных направлений повышения эффективности управления [2].
На этапе реформирования пенитенциарной системы высокие требования предъявляются именно к контрольной функции.
Действующая система финансового контроля в деятельности федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФГУП ФСИН России) не
обеспечивает требуемого качества информации, в первую очередь для руководителей предприятий в целях принятия своевременных и оптимальных управленческих решений. В связи с этим возникает необходимость обязательного ведения внутреннего контроля, порядок организации и проведения которого до настоящего времени остается спорным [3, с. 201-203].
С одной стороны, внутренний контроль на предприятиях ФСИН России проявляется на всех стадиях процесса управления: планирование, учет, анализ и организационная работа, в связи с тем что любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Но качество такого контроля следует признать крайне низким, так как он носит поверхностный характер и не имеет конечных целей и задач, реализуемых конкретным исполнителем.
С другой стороны, к внутреннему контролю можно отнести инициативный аудит и ведомственную ревизию. Однако аудит проводится независимым аудитором, ревизия - штатным сотрудником уголовно-исполнительной системы, которыми и определяются формы и виды контрольных действий. Первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих его видов заключается в том, что он организуется непосредственно руководством предприятия.
Схематически систему внутреннего контроля ФГУП ФСИН России согласно действующему на современном этапе законодательству можно представить на рисунке.
Внутр енга ш контр о ль
--------- Собственник - ФСИН России - -—- ФГУП ФСИН России
+
Осуществляет контроль за сохранностью п использованием по на значению принадлежащего имущества
"V
Утверждает показатели экономической эффективности деятельности п контролирует нх выполнение
Вну тр енга ш контр о ль с ов ерша емых
фактов хозяйственной жизни
+ -
Контроль ведения бухгалтерского учета
Контроль качества и своевременности
с оставления и представления бухгалтерской финансовой отчетности
Рис. Система внутреннего контроля ФГУП ФСИН России
У л
ч 3
н<
Таким образом, понятие и назначение внутреннего контроля относительно деятельности ФГУП ФСИН России целесообразно рассматривать в разрезе соответствующих норм и правил российского законодательства.
Понятие системы внутреннего контроля впервые было дано в стандарте по аудиту № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», в котором говорилось, что «система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам». Следовательно, с точки зрения аудиторской практики организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности.
Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определены контрольные функции органа, осуществляющего полномочия собственника. Таким органом в структуре ФСИН России выступает отдел методологии ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий ФСИН России Главной контрольно-ревизионной инспекции управления делами ФСИН России (ГКРИ УД ФСИН России), основной целью которого является проверка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности ФГУП ФСИН России.
Главная цель службы внутреннего контроля в отношении работы конкретного предприятия - координация работы по вопросам постановки финансового, управленческого и налогового учета, составления внутренней отчетности посредствам принятия управленческих решений.
В системе организации бухгалтерского учета российских организаций понятие внутреннего контроля впервые законодательно было определено в 2013 г. Данному вопросу посвящена отдельная ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи с этим каждый хозяйствующий субъект обязан осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни как необходимый элемент его безопасности.
Таким образом, контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия, его структурных подразделений, а также
непосредственно работников, в том числе осужденных.
На уровне отдельно взятого предприятия функции контроля заключаются, главным образом, в осуществлении мер, нацеленных на проверку эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.
Исходя из функций внутреннего контроля в экономической литературе принято выделять такие его основные виды, как управленческий (административный) и управленческо-финансовый контроль.
Управленческий контроль - это процесс влияния руководителей всех уровней на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии в разрезе отдельных объектов управления.
С целью осуществления постоянных контрольных функций непосредственно в деятельности ФГУП ФСИН России, на наш взгляд, должно быть организовано отдельное структурное подразделение (внутренних контролеров, аудиторов) или выделено соответствующее должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень их функций и задач целесообразно закрепить в положении о внутреннем контроле. В противном случае оказание услуги внутреннего контроля может осуществляться сторонней организацией при заключении с ней соответствующего договора оказания услуги. В настоящее время существует большая вероятность того, что подобные услуги могут оказывать аутсорсинговые компании.
Независимо от исполнителей осуществления контрольных функций процедуры внутреннего контроля, на наш взгляд, должны включать в себя:
а) определение порядка действий по планированию, организации, регулированию, учету и анализу в части проверки конкретных хозяйственных операций;
б) определение круга первичных документов, свидетельствующих об исполнении соответствующими работниками своих функций, а также порядка движения документов от момента их возникновения до архивирования;
в) определение показателей так называемых точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных хозяйственных операций;
г) установление контролируемых параметров объектов проверки, в которых риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик;
д) выбор типов и методов проведения контроля.
Критерием эффективности системы внутреннего контроля является соблюдение принципов:
- ответственности - каждый субъект, выполняющий контрольные функции, несет экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- своевременности - оперативное предоставление сведений для принятия управленческих решений;
- подконтрольности - осуществление проверки на объектах, подконтрольных конкретному лицу;
- заинтересованности - между администрацией и должностными лицами, осуществляющими внутреннюю проверку;
- компетентности, добросовестности и честности - как основные характеристики субъектов, участвующих в процедуре внутреннего контроля;
- комплексности - одновременная проверка объектов различного типа;
- единичной ответственности - во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими субъектами внутреннего контроля;
- разделения обязанностей - за одним человеком не должны закрепляться одновременно взаимосвязанные функции;
- взаимодействия и координации - контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.
К основным приемам и способам осуществления внутреннего контроля следует отнести:
- арифметическую проверку правильности бухгалтерских записей;
- проведение сверок расчетов;
- проверку правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала;
- проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций;
- использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного объекта контроля;
- осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к аналитической информации;
- проверку финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия;
- исследование динамики показателей, сравнение прогнозных показателей с фактическими, выяснение причин существенных расхождений.
Эффективное применение указанных методов возможно при комплексном использовании фактического и документального контроля, осуществляемого в виде инвентаризации, контрольных замеров работ выборочного и сплошного наблюдения; приемов статистического исследования качественных характеристик, экспертиз различных видов, служебного расследования, инспектирования и подтверждения.
Для того чтобы контроль мог обеспечить достижение поставленных целей и выполнение задач, он должен соответствовать нескольким важным требованиям: стратегическая направленность, ориентация на результаты, соответствие контролируемому виду деятельности, своевременность, гибкость, простота, экономичность [4, с. 14-17].
Таким образом, новая система управленческого контроля в ФГУП ФСИН России должна быть создана не для того, чтобы фиксировать ошибки, а для того, чтобы предотвращать их, подсказывать руководителям различных уровней пути улучшения своей работы.
Накопленный международный опыт осуществления контроля свидетельствует о том, что правильно построенная система контроля способствует оптимизации прибыли, укреплению финансового состояния хозяйствующего субъекта, обеспечивает его существование в самых сложных условиях.
Внедрение управленческого контроля - это гарантия повышения эффективности и конкурентоспособности ФГУП ФСИН России.
Список литературы
1. Бурцев В. В. Управленческий контроль как система // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 5-10.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
3. Маленкова Л. А. Роль и значение управленческого контроля в деятельности ФГУП ФСИН России // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика : материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2013. С. 201-203.
4. Суйц В. П. Первичный контроль и управление производством // Бухгалтерский учет. 2008. № 1. С. 14-17.
LYUBOV ANATOLEVNA MALENKOVA, PhD in economics (Kandidat Nauk), associate professor, head of department of accounting, analysis, finance and taxation
(Academy of the FPS of Russia) E-mail: [email protected].
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
Annotation: the subject of the research is condition of the existing control system on present stage of the reform of a penal system in a market economy with respect to the activities of the Federal State Unitary Enterprise Russian Federal Penitentiary Service (FGUP FPS). The concept and purpose of internal control in real activity FGUP FPS are considered in the context of relevant rules and regulations of the Russian legislation.
Purpose of the work is to determine the priorities of the internal control, justify the need of its improvement as one of the promising ways of increasing the effectiveness of management control penal system.
Basic internal controls include administrative control and financial control.
The procedures and internal control principles include the definition of action planning, accounting, analyzing; the list of primary documents; identification of indicators to assess the business operations; establishment of objects to be scanned with an increased risk of errors; range of types and methods of control.
Efficiency of the system of internal control provides principles: the principle of responsibility; the principle of timeliness; the principle of subsidiarity; the principle of interest; the principle of competence; the principle of good faith and fair; the principle of complexity; single responsibility principle; principle of cooperation and coordination.
Basic methods of internal controls include: arithmetic check; reconciliation of accounts; validation of the document and availability of licensing records management staff; planned and sudden inventory; analytics and another procedures.
Quality of internal control depends on compliance with the following requirements: strategic orientation, results orientation, compliance with controlled activity, timeliness, flexibility, simplicity, economy.
Properly constructed control system helps to optimize profits, strengthen the financial condition of the business entity, ensures its existence in the most difficult conditions.
Thus, the guarantee of improving of the efficiency and competitiveness of the FGUP FPS is the introduction of an internal management control. The new system of management control in the activities of FGUP FPS should be created in order to not fix the errors, but prevent them, helping managers at various levels, find a better way of working.
Key words: types of control, internal control, management control, institutional controls, procedures, internal control principles, efficiency, methods of internal control, system control actions, analytic functions, Federal State Unitary Enterprise Russian Federal Penitentiary Service.
References
1. Burtsev V. V. Upravlencheskii control' kak sistema [Management control asasystem]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and abroad, 2009, no. 2, pp. 5-10.
2. Rasporiazhenie pravitel'stva Rossiiskoi federatsii ot 14 oktiabria 2010 g. № 1772-r «Kontseptsiia razvitiia ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi federatsii do 2020 goda» [Order of the Government of the Russian Federation dated October 14, 2010 N 1772-r «The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii - Collection of Lows of the Russian Federation, 2010, no. 43, art. 5544.
3. Malenkova L. A. Rol' i znachenie upravlencheskogo kontrolia v deiatel'nosti FGUP FSIN Rossii [The role and importance of management control in the activities of Federal State Unitary Enterprise Russian Federal Penitentiary Service]. Materialy 3-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Instituty i mekha-nizmy inovatsionnogo razvitiia: mirovoi opyt i rossiiskaia praktika» [Proc. the 3rd International scientific-practical conference «The institutions and mechanisms of innovative development: global experience and Russian practice»]. Kursk, 2013, pp. 201-203.
4. Suits V. P. Pervichnyi control' I upravlenie proizvodstvom [Primary control and production management]. Bukhgalterskii uchet - Accounting, 2008, no. 1, pp. 14-17.