Научная статья на тему 'Формирование и развитие управленческой отчетности федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний'

Формирование и развитие управленческой отчетности федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ACCOUNTING REPORTING / ВНУТРЕННЯЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ / INTERNAL MANAGEMENT REPORTING AND ITS FORMS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / МЕТОДЫ / METHODS / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маленкова Любовь Анатольевна

В настоящее время уголовно-исполнительная система, как и многие другие хозяйствующие субъекты, находится на наиболее сложном этапе реформирования. Одним из перспективных направлений развития производственного комплекса уголовно-исполнительной системы является совершенствование организации учета и отчетности в федеральных государственных унитарных предприятиях Федеральной службы исполнения наказаний, призванных обеспечить рост экономической эффективности и занятости осужденных на производственных объектах.В статье определяется порядок составления, представления и использования внутренней управленческой отчетности как основы для принятия правильных решений на всех уровнях управления. Существенное значение при этом имеют доступное расположение и подача информации в формах внутренней отчетности. В качестве основных форм представления управленческой отчетности отмечены таблицы, графики, текст, а также их различные комбинации. К основным принципам отнесены релевантность,оперативность, адресность (цель), достаточность (полнота), достоверность, сопоставимость, эффективность, контролируемость, наглядность и конфиденциальность.В методологии формирования управленческой отчетности выделены три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.В целях создания единых норм и правил формирования внутренней отчетности необходимо разработать положение о внутренней управленческой отчетности с указанием конкретных форм и требований к их заполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MANAGEMENT REPORTINGIN THE FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES OF THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

At present, the penal system, like many other businesses, is the most difficult stage of the reform. One of perspective directions of development of industrial complex of the Penal system is to improve the organization of accounting and reporting in the Federal state unitary enterprises of the Federal service of execution of punishments of the Russian Federation, designed to ensure the growth of economic effectiveness and employment of convicts at production facilities.The aim of this work is to determine the procedure of preparation, provision and use of internal management reports as the basis for making the right decisions at all levels of management. Significant importance in thisactivity is accessible location and presentation of information in forms of internal reporting. The main forms of performance of management reporting are marked tables, graphs, text, and their various combinations. The mainprinciples include: relevance, efficiency, targeting (target), the sufficiency (completeness), accuracy, comparability, efficiency, accountability, visibility and privacy.There are three main stages in the methodology of management accounting: preparatory, basic and final.In order to create uniform standards and rules of formation of internal reports the need for the development of Regulations on internal management reports, with specific forms and requirements for filling them is expressed.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие управленческой отчетности федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 657.44:343.8

ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА МАЛЕНКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения (Академия ФСИН России), е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Реферат: в настоящее время уголовно-исполнительная система, как и многие другие хозяйствующие субъекты, находится на наиболее сложном этапе реформирования. Одним из перспективных направлений развития производственного комплекса уголовно-исполнительной системы является совершенствование организации учета и отчетности в федеральных государственных унитарных предприятиях Федеральной службы исполнения наказаний, призванных обеспечить рост экономической эффективности и занятости осужденных на производственных объектах.

В статье определяется порядок составления, представления и использования внутренней управленческой отчетности как основы для принятия правильных решений на всех уровнях управления. Существенное значение при этом имеют доступное расположение и подача информации в формах внутренней отчетности. В качестве основных форм представления управленческой отчетности отмечены таблицы, графики, текст, а также их различные комбинации. К основным принципам отнесены релевантность, оперативность, адресность (цель), достаточность (полнота), достоверность, сопоставимость, эффективность, контролируемость, наглядность и конфиденциальность.

В методологии формирования управленческой отчетности выделены три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

В целях создания единых норм и правил формирования внутренней отчетности необходимо разработать положение о внутренней управленческой отчетности с указанием конкретных форм и требований к их заполнению.

Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, внутренняя управленческая отчетность и ее формы, принципы, методы, управленческие решения.

В условиях современной рыночной экономики конкурентоспособность и надежность предприятий во многом зависит от сложившейся системы информационного обеспечения для качественного и оперативного управления их деятельностью.

Не являются исключением федеральные государственные унитарные предприятия Федеральной службы исполнения наказаний (ФГУП ФСИН России), которые в современном мире находятся под воздействием не только рыночных процессов и постоянного изменения законодательства в области экономики, но и реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Поскольку существующая система бухгалтерского учета и отчетности предприятий УИС не лишена недостатков и не способна обеспечить необходимой информацией руководителей всех уровней управления, их дальнейшее развитие не© Маленкова Л. А., 2016

возможно без хорошо организованной системы учета и отчетности, в частности управленческой, основанной на подготовке информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений [5, с. 26].

Общее представление внутренней управленческой отчетности можно выразить в виде итоговых данных управленческого учета, которая в отечественной литературе освещена достаточно слабо.

Управленческая отчетность в работах таких авторов, как В. Б. Ивашкевич, В. Э. Керимов, А. Д. Шеремет, представляется в виде системы взаимосвязанных фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) как экономической и производственной единицы, а также составляющих его элементов (областей бизнеса) за истекший период [1, с. 517; 2, с. 102; 7, с. 428].

Следует отметить, что «истекший период» в условиях организации управленческого учета не имеет конкретного измерения во времени, его значение зависит от ряда требований, предъявляемых к управленческой отчетности. Кроме того, нельзя не согласиться с мнением Е. Е. Ляльковой о том, что предложенный авторами комплекс включает в себя также совокупность данных и показателей как по предприятию в целом, так и по структурным и производственным подразделениям, центрам затрат и прибылей, что является аналогом составления сегментарной отчетности [4, с. 26].

Несколько иное понятие управленческой отчетности дает Н. А. Ковалева, считая, что это результат сбора и систематизации финансовой и нефинансовой информации (в том числе натуральных показателей, данных о времени платежей и т. п.) на основе анализа которого менеджеры принимают решения для достижения своих целей. Если взять такое понимание за основу, то становится ясно: каковы цели и основные зоны ответственности, такова должна быть и система данных, с которой руководитель работает [3, с. 191]. Такой подход и понимание, на наш взгляд, требуют уточнения в части конкретизации информации, относящейся к финансовой и нефинансовой, а также форм ее представления руководителям различных уровней управления.

В связи с тем что данные управленческой отчетности служат информационной базой для принятия управленческих решений, минимальное количество показателей в формах внутренней отчетности должно быть определено законодательно на уровне руководства предприятия.

Именно в условиях рыночных отношений особенно важна систематическая информация о ходе и результатах деятельности каждого предприятия УИС в отдельности, а также о направлениях их деятельности для анализа и оценки полученных результатов.

Основной задачей управленческой отчетности, по нашему мнению, является своевременность, аналитичность и точность отражения эффективности использования всех видов ресурсов и финансовых результатов в центрах финансовой отчетности. [6, с. 762].

Процесс формирования внутренней управленческой отчетности реализуется в системе управленческого учета. При этом принципы и порядок составления внутренней управленческой отчетности в отечественной экономической литературе и в существующей системе нормативного регулирования учета и отчетности практически не разработаны.

Вопросы составления и представления всех форм и видов отчетности ФГУП ФСИН России

регулирует финансово-экономическое управление (ФЭУ) ФСИН России, в связи с чем его объективной необходимостью становится определение общих правил и принципов составления внутренней отчетности ФГУП ФСИН России.

Принципы формирования внутренней отчетности должны зависеть от набора показателей в установленных формах управленческой отчетности, характеризующих эффективность и результативность деятельности предприятий УИС и их структурных подразделений, а также регламента подготовки, представления и хранения полученной информации.

К основным принципам, необходимым при разработке и использовании любых форм внутренней управленческой отчетности ФГУП ФСИН России, следует отнести:

- релевантность - информация о будущем, обеспечивает полезность для принятия правильных управленческих решений;

- оперативность - формирование и представление отчетности по иерархии в максимально короткие сроки;

- адресность (цель) - зависимость показателей от запросов адресатов (руководителей различных уровней) и конкретных целей;

- достаточность (полнота) - содержание показателей форм отчетности для правильного понимания, оценки, анализа и принятия решений;

- достоверность - представление учетных данных с минимальной степенью погрешности;

- сопоставимость - возможность выявления отклонений в выполнении плановых показателей и динамике;

- эффективность - представление важной информации, не снижающей качества управленческого анализа и контроля;

- контролируемость - осуществление оперативного контроля за качеством представляемых показателей форм отчетности на всех уровнях управления;

- наглядность - представление информации в различных видах и цветовой гамме для обращения внимания на наиболее важные аспекты;

- конфиденциальность - сохранность сведений, представляющих коммерческую тайну.

Применение каждого из указанных принципов, а также их удачное сочетание возможно в условиях понимания актуальности отчета соответствующим пользователем.

На наш взгляд, главными критериями сводной управленческой отчетности должны стать: единый вид и формат представления, набор показателей и методика их расчета, периодичность и сроки представления, ответственные исполнители.

Соблюдение всех принципов формирования внутренней управленческой отчетности создает

основу для экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций в масштабах экономики страны в целом и уголовно-исполнительной системы в частности.

Выполнение предприятием поставленных текущих и стратегических задач возможно только при наличии хорошо отлаженной методики формирования внутренней управленческой отчетности. В методологии ее формирования целесообразно выделить три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап заключается в сборе и аккумулировании информации, которая позволит внутренним пользователям определенного уровня управления осуществлять прогноз, контроль и анализ показателей деятельности предприятия, характеризующих степень достижения его основных целей, а также в определении объектов внутренней управленческой отчетности, выборе модели ее формирования в зависимости от специфики предприятия и организации системы управленческого учета.

Правильно составленная и своевременно представленная внутренняя управленческая отчетность предприятий позволит ФСИН России:

- осуществить оперативный и всеохватывающий обзор деятельности;

- выделить моменты, указывающие на потенциальные проблемы в будущем;

- выявить существующие проблемы и недостатки;

- обеспечить информацией для принятия оперативных и стратегических решений.

Основной этап состоит в непосредственном формировании пакета внутренней управленческой отчетности, который должен включать в себя создание перечня показателей, максимально удовлетворяющих информационные требования пользователей внутренней отчетности. При этом матрицы для внутренней управленческой отчетности разрабатываются в зависимости от пользователя и вида отчета, но целевые и контрольные показатели включаются в формы отчетов обязательно. Данный этап требует применения системы автоматизации в виде разработки технического задания, выбора подходящих программ и обучения персонала.

Заключительный этап - это представление внутренней отчетности ФГУП ФСИН России заинтересованным пользователям, ее анализ и оценка.

Управленческая отчетность должна стать информационно-аналитической базой управленческих решений по оптимизации деятельности ФГУП ФСИН России в целом.

Сроки, периодичность представления внутренней управленческой отчетности - вопрос индивидуальный. Однако общим критерием периодизации составления отчетности является удовлетворение внутренних пользователей информацией для принятия обоснованных управленческих решений.

На данном этапе, в случае необходимости, осуществляется разработка рекомендаций по совершенствованию процедуры составления внутренней управленческой отчетности.

Таким образом, эффективное управление деятельности любого предприятия сильно зависит от качества и количества информации, формируемой в системе управленческого учета и внутренней управленческой отчетности.

Для каждого типа направления деятельности ФГУП ФСИН России должны быть специальные, присущие только им формы внутренней управленческой отчетности, согласованные с ФЭУ ФСИН России. Как было отмечено, стандартного набора внутренней отчетности с едиными видом и формами быть не может, она индивидуальна.

Основными формами представления отчетности являются таблицы, графики, текст или их всевозможные комбинации, позволяющие пользователю легко и однозначно оценить сложившуюся ситуацию.

На наш взгляд, эффективное и качественное применение внутренней отчетности в деятельности ФГУП ФСИН России возможно при одновременном совершенствовании организации бухгалтерского учета с расширением элементов управленческого. К учетной политике предприятий должно быть разработано положение о внутренней управленческой отчетности с указанием конкретных форм, правил и требований их заполнения.

Применение элементов управленческого учета и использование форм внутренней отчетности для ФГУП ФСИН России позволит, с одной стороны, руководителям предприятий избежать ошибок при принятии оперативных управленческих решений, с другой стороны, руководству ФСИН России владеть реальной «развернутой» информацией о результатах работы федеральных государственных унитарных предприятий, используя ее для достижения стратегических целей УИС.

Список литературы

1. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет : учебник. М., 2011. 574 с.

2. Керимов В. Э. Бухгалтерский управленческий учет : учебник. М., 2008. 475 с.

3. Ковалева Н. А. Основные предпосылки и принципы составления внутренней управленческой отчетности в научных организациях // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2013. № 3. С. 191-197.

4. Лялькова Е. Е. Учетная политика в системе управленческого учета: методика формирования и информационное значение // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 6. С. 26-29.

5. Маленкова Л. А. Совершенствование учетной политики ФГУП ФСИН России в части формирования оценочных резервов и обязательств // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 11 . С. 26-30.

6. Маленкова Л. А. Роль управленческого учета и анализа в управлении ФГУП ФСИН России // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 762-765.

7. Управленческий учет : учеб. пособие / А. Д. Шеремет [и др.] ; под ред. А. Д. Шеремета. М., 2001. 510 с.

LYUBOV ANATOLEVNA MALENKOVA,

phd in economy, associate professor, head, accounting, analysis, finance and taxation department

(Academy of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MANAGEMENT REPORTING IN THE FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES OF THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: at present, the penal system, like many other businesses, is the most difficult stage of the reform. One of perspective directions of development of industrial complex of the Penal system is to improve the organization of accounting and reporting in the Federal state unitary enterprises of the Federal service of execution of punishments of the Russian Federation, designed to ensure the growth of economic effectiveness and employment of convicts at production facilities.

The aim of this work is to determine the procedure of preparation, provision and use of internal management reports as the basis for making the right decisions at all levels of management. Significant importance in this activity is accessible location and presentation of information in forms of internal reporting. The main forms of performance of management reporting are marked tables, graphs, text, and their various combinations. The main principles include: relevance, efficiency, targeting (target), the sufficiency (completeness), accuracy, comparability, efficiency, accountability, visibility and privacy.

There are three main stages in the methodology of management accounting: preparatory, basic and final.

In order to create uniform standards and rules of formation of internal reports the need for the development of Regulations on internal management reports, with specific forms and requirements for filling them is expressed.

Key words: accounting, reporting, internal management reporting and its forms, principles, methods, administrative decisions.

References

1. Ivashkevich V. B. Buhgalterskij upravlencheskij uchet [Management accounting]. Moscow, 2011. 574 p.

2. Kerimov V. E. Buhgalterskij upravlencheskij uchet [Management accounting]. Moscow, 2008. 475 p.

3. Kovaleva N. A. Osnovnye predposylki i printsipy sostavleniya vnutrennej upravlencheskoj otchetnosti v nauchnyh organizatsiyah [Background and Basis of internal management reports in scientific organizations]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Bulletin of the Rostov State University of Economics, 2013, no. 3, pp. 191-197.

4. Lyalkova E. E. Uchetnaya politika v sisteme upravlencheskogo ucheta: metodika formirovaniya i infor-matsionnoe znachenie [Accounting policy for management accounting system: formation technique and informative knowledge]. Audit i finansovyj analiz - Audit and financial analysis. 2007, no. 6, pp. 26-29.

5. Malenkova L. A. Sovershenstvovanie uchetnoy politiki FGUP FSIN Rossii v chasti formirovaniya otsenochnyh rezervov i obyazatel'stv [Improving accounting policies FSUE Russian Federal Penitentiary Service in the form of the estimated reserves and liabilities]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy - Bulletin of the penitentiary system, 2014, no. 11, pp. 26-30.

6. Malenkova L. A. Rol' upravlencheskogo ucheta i analiza v upravlenii FGUP FSIN Rossii [Role of managerial accounting and analysis in the management of FSUE FPS of Russia]. Ekonomika i predprinimatel'stvo -Economics and Entrepreneurship, 2014, no. 9, pp. 762-765.

7. Upravlencheskij uchet [Management accounting]. A. D. Sheremet and others. Under the editorship of A. D. Sheremet. Moscow, 2001. 510 p.

© Malenkova L. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.