Научная статья на тему 'Особенности списания основных средств ФГУП фсин России и отражение результатов в учете'

Особенности списания основных средств ФГУП фсин России и отражение результатов в учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1364
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / WRITE-OFF / FIXED ASSETS / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина И.А.

В связи со спецификой и сложностью применения законодательства в части списания федерального имущества вопросы списания объектов основных средств и отражения их в учете федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) Федеральной службы исполнения наказаний России в последнее время приобретают все большую актуальность. Действующая методология бухгалтерского учета операций по передаче объектов основных средств с баланса одного ФГУП на баланс другого ФГУП по решению собственника имущества не позволяет осуществлять контроль за процессом передачи имущества со стороны сводно-аналитического отдела главной бухгалтерии ФСИН России. Поэтому возникает необходимость в разработке особой методики формирования бухгалтерских записей в учете ФГУП ФСИН России. Цели статьи заключаются в определении порядка списания федерального имущества, специфики документирования хозяйственных операций, а также методики их отражения на счетах бухгалтерского учета. Посредством методов экономического исследования автором проведен анализ действующего законодательства и действующей практики ведения учета, на основании чего сделаны рекомендации по методике списания федерального имущества и отражению результатов в учете ФГУП ФСИН России. Определена четкая последовательность и порядок документирования хозяйственных операций при списании федерального имущества. Предложены два варианта отражения в бухгалтерском учете операций списания объектов основных средств с баланса ФГУП ФСИН России при изъятии его собственником имущества и передаче на баланс другому ФГУП. Для более достоверного отражения результатов передачи имущества между ФГУП ФСИН России, а также усиления контрольных функций со стороны сводно-аналитического отдела главной бухгалтерии ФСИН России автор предлагает ввести в рабочий план счетов новый счет сч. 78 «Расчеты по выделенному имуществу». Автором также предложены основные бухгалтерские записи по его применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of fixed assets write-off of the federal state unitary enterprise the Federal Penitentiary Service of Russia and recording results in accounting books

Importance Due to specifics and complexity of applying the legislation on federal property writing-off, the issues of fixed assets write-off and their recording in accounting books of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia have recently become more relevant. The existing accounting methodology for operations related to transfer of fixed assets from the balance sheet of one federal state unitary enterprise to the balance sheet of another federal state unitary enterprise based on the decision of the property owner does not allow to exercise control over the process of property transfer on the part of the General Analytical Subdivision of the Accounting Department of the Federal Penitentiary Service of Russia. Therefore, there is a need to develop a special technique of generating accounting entries in accounting books of the federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia. Objectives The objective of the paper is to define the procedure for writing-off federal property, the specifics of documenting economic operations, as well as a method of their recording in accounting books. Methods Using the methods of economic research, I analyzed the current legislation and existing practice of accounting records maintenance. On the basis of the analysis, I developed recommendations related to the technique of federal property write-off and recording the results in the accounting books of the federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia. Results I defined a clear-cut sequence and procedure for documenting economic operations related to federal property write-off. I present two options of recording written-off fixed assets from the balance sheet of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia, when a fixed asset is withdrawn by the property owner and transferred to the balance sheet of another federal state unitary enterprise. Conclusions and Relevance For the purpose of more reliable reflection of the results of property transfer between federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia and strengthening control functions of the General Analytical Subdivision of the Accounting Department of the Federal Penitentiary Service of Russia, I propose to introduce a new account in the Chart of Accounts, i.e. Account 78 “Settlements in respect of allocated assets”. I also propose the main accounting entries related to the new account application.

Текст научной работы на тему «Особенности списания основных средств ФГУП фсин России и отражение результатов в учете»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.1

особенности списания основных

средств фгуп фсин России и отражение результатов в учете

И.А. КУЗЬМИНА,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения E-mail: ia.kuzmina@bk.ru Академия ФСИН России

В связи со спецификой и сложностью применения законодательства в части списания федерального имущества вопросы списания объектов основных средств и отражения их в учете федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) Федеральной службы исполнения наказаний России в последнее время приобретают все большую актуальность. Действующая методология бухгалтерского учета операций по передаче объектов основных средств с баланса одного ФГУП на баланс другого ФГУП по решению собственника имущества не позволяет осуществлять контроль за процессом передачи имущества со стороны сводно-аналитического отдела главной бухгалтерии ФСИН России. Поэтому возникает необходимость в разработке особой методики формирования бухгалтерских записей в учете ФГУП ФСИН России.

Цели статьи заключаются в определении порядка списания федерального имущества, специфики документирования хозяйственных операций, а также методики их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Посредством методов экономического исследования автором проведен анализ действующего законодательства и действующей практики ведения учета, на основании чего сделаны рекомендации по методике списания федерального имущества и отражению результатов в учете ФГУП ФСИН России.

Определена четкая последовательность и порядок документирования хозяйственных операций при списании федерального имущества. Предложены два варианта отражения в бухгалтерском учете операций списания объектов основных средств с баланса ФГУП ФСИН России при изъятии его собственником имущества и передаче на баланс другому ФГУП. Для более достоверного отражения результатов передачи имущества между ФГУП ФСИН России, а также усиления контрольных функций со стороны сводно-аналитического отдела главной бухгалтерии ФСИН России автор предлагает ввести в рабочий план счетов новый счет — сч. 78 «Расчеты по выделенному имуществу». Автором также предложены основные бухгалтерские записи по его применению.

Ключевые слова: списание основных средств, бухгалтерский учет

Операции по списанию объектов основных средств имеют место в каждой организации и затрагивают вопросы не только правильного документирования, но и составления бухгалтерских записей. Вместе с тем списание объектов основных средств федеральными государственными унитарными предприятиями Федеральной

Международный бухгалтерский учет

International accounting

службы исполнения наказаний России (ФГУП ФСИН России) имеют свои особенности, что обусловлено спецификой деятельности данных предприятий.

В состав уголовно-исполнительной системы помимо казенных и бюджетных учреждений входят 35 федеральных государственных унитарных предприятий, обеспечивающих деятельность и развитие материальной и социальной сферы ФСИН России. Основной целью деятельности таких предприятий (как коммерческих организаций) является получение прибыли. Направления их деятельности затрагивают различные сферы:

— сельское хозяйство;

— строительство;

— торговлю;

— прочие виды деятельности.

Основным законом, регламентирующим

деятельность ФГУП ФСИН России, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных муниципальных унитарных предприятиях». В соответствии с Гражданским кодексом РФ данный закон определяет правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации.

Поскольку имущество ФГУП ФСИН России принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а само предприятие распоряжается имуществом на праве хозяйственного ведения, то оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества, т.е. ФСИН России.

Рассматривая операции выбытия объектов основных средств ФГУП ФСИН России, следует руководствоваться следующими нормативными актами:

— приказом Минфина России от 30.03.2011 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»;

— приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указа-

ний по бухгалтерскому учету основных средств» (зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2003 № 5252);

— постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»;

— Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

— приказом ФСИН России от 12.04.2012 № 196 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества».

Основными каналами выбытия объектов основных средств ФГУП ФСИН России являются:

— списание вследствие морального или физического износа;

— списание вследствие ликвидации в результате чрезвычайной ситуации;

— списание вследствие продажи, передачи по решению собственника другому ФГУП, выявления недостачи или порчи активов по результатам их инвентаризации;

— списание в иных случаях.

Федеральное имущество подлежит списанию

в том случае:

— если оно не пригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

— если оно выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (Положение об особенностях списания федерального имущества: утверждено постановлением Правительства РФ от 14. 10.2010 № 834).

В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается ко-

миссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер), а также лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

В компетенцию комиссии входит:

— осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;

— установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);

— выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

— определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов (определение веса и контроль за сдачей на соответствующий склад);

— составление акта на списание объекта основных средств.

Комиссия подготавливает акт о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом директора ФГУП. Таким приказом

на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.

Для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты, которые включаются в состав комиссии на добровольной основе. Оплата экспертных услуг должна производиться за счет денежных средств ФГУП (однако для этого не всегда имеются финансовые возможности). Поэтому, по мнению автора, в начале года приказом директора ФГУП необходимо сформировать из сотрудников предприятия две комиссии: приемочную и экспертную (это позволит сформировать комиссию по списанию основных средств из членов этих комиссий, что устранит дополнительные расходы).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов определяет директор предприятия по представлению главного бухгалтера ФГУП. При этом целесообразно использовать формы документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»:

— Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4);

— Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а);

— Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б).

Данные акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются директором ФГУП.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В графе «Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость» указывается:

— по объектам основных средств, проходившим переоценку, — восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;

— по объектам, не проходившим переоценку, — первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

В графе «Сумма начисленной амортизации (износа)» указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.

Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:

— в разделе 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств» (форма № ОС-4б);

— в разделе 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4);

— в разделе 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4а).

Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся на предприятии не менее пяти лет.

Решение о списании закрепленного недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и движимого имущества с балансовой стоимостью более 500 тыс. руб., а также автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта и средств механизации независимо от их балансовой стоимости подлежит согласованию с ФСИН России. Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП ФСИН России, закреплен в приложении № 2 к приказу ФСИН России от 12.04.2012 № 196 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (табл. 1).

Копии документов заверяются уполномоченным лицом и гербовой печатью. Пакет документов направляется сопроводительным письмом, подписанным директором ФГУП, через территориальные органы ФСИН России.

Поступивший во ФСИН России пакет документов рассматривается федеральным казенным учреждением «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России) и направляется для согласования в структурные подразделения ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, в соответствии с их компетенцией (табл. 2).

Рассмотрение пакета документов о списании федерального имущества осуществляется в течение 20 рабочих дней с момента их поступления.

Центр государственного имущества и жилищ-но-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний.в течение 10 рабочих дней готовит проект письма ФСИН России за подписью заместителя директора ФСИН России, курирующего вопросы формирования и исполнения сметы содержания уголовно-исполнительной системы, о согласовании решения о списании федерального имущества либо отказе в согласовании решения о списании федерального имущества.

Таблица 1

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП ФСИН России

Объект списания Перечень необходимых документов

Недвижимое имущество (кроме объектов незавершенного строительства) Инвентарная карточка. Акт осмотра технического состояния. Копия технического паспорта. Копия отчета (акта) об оценке недвижимого имущества. Копия лицензии организации-оценщика. План-схема расположения недвижимого имущества. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (копия документа, подтверждающего возникновение права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления подведомственного учреждения, органа или предприятия на недвижимое имущество). Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о зарегистрированном праве Российской Федерации на земельный участок, на котором располагается недвижимое имущество. Справка с информацией об использовании земельного участка, на котором располагается недвижимое имущество, после его списания

Недвижимое имущество жилищного фонда Дополнительно к указанным документам в случае признания жилого помещения непригодным для проживания представляются: — справка из паспортного стола об отсутствии зарегистрированных граждан в жилом помещении (в случае предоставления жилого помещения гражданам, нуждающимся в жилых помещениях; — приказ о снятии с учета жилого помещения; — документ, подтверждающий основание возникновения права на жилое помещение (копия судебного решения)

Объекты незавершенного строительства Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о зарегистрированном праве Российской Федерации на земельный участок, на котором располагается объект незавершенного строительства (при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок и вышеуказанной выписки представляется документ, подтверждающий принятие мер к оформлению вещного права на этот земельный участок). Заключение независимой экспертизы о техническом состоянии объекта незавершенного строительства. Копия лицензии организации, выдавшей заключение о техническом состоянии объекта незавершенного строительства. Балансовая справка о произведенных затратах

Движимое имущество (кроме транспортных средств) Инвентарная карточка. Акт технического состояния по результатам независимой экспертизы

Транспортные средства Копия паспорта (формуляра) транспортного средства (при его отсутствии — материалы служебной проверки по факту утраты паспорта (формуляра) транспортного средства. Справка о балансовой принадлежности, содержащая все необходимые сведения для идентификации имущества по наименованию, местонахождению, основаниям возникновения права). Технико-экономическое обоснование списания транспортного средства. Семь фотоснимков транспортного средства форматом 9x12 см (виды: спереди, сзади, справа, слева, двигатель, номер шасси (кузова, двигателя)

Транспортные средства, получившие повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия Дополнительно к ранее указанным документам представляются: — справка о дорожно-транспортном происшествии; — копия заключения о результатах служебной проверки; — заключение независимой технической экспертизы транспортного средства

Объект списания Перечень необходимых документов

Имущество, не пригодное для дальнейшего использования в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Дополнительно к основным документам, необходимым для списания, представляются: — справка (акт, заключение) уполномоченной организации, подтверждающая факт стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера; — акт (экспертное заключение) о степени и характере причиненных имуществу повреждений (разрушений); — справка о стоимости нанесенного ущерба; — копия заключения о результатах служебной проверки (в случае ее проведения)

Имущество, выбывшее вследствие его хищения (утраты) или нанесения ущерба Дополнительно к основным документам, необходимым для списания, представляются: — копия приказа о проведении служебной проверки; — копия заключения о результатах служебной проверки; копия приказа о мерах, принятых в отношении виновных лиц (при наличии); — документы о принятии мер по защите интересов подведомственного учреждения, органа или предприятия и возмещению причиненного ущерба или копия постановления о прекращении уголовного дела или копия решения суда (при наличии)

Таблица 2

Порядок согласования пакета документов о списании основных средств

ФГУП ФСИН России

Структурные подразделения ФСИН России Объекты, подлежащие списанию

Управление капитального строительства ФСИН России Объекты незавершенного строительства

ФКУ «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» Транспортные средства и железнодорожные пути

Управление тылового обеспечения ФСИН России Холодильное, технологическое и прочее оборудование продовольственной службы

ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» Компьютерная и организационная техника, инженерно-технические средства охраны и надзора

ФКУ «Центральный узел связи Федеральной службы исполнения наказаний» Средства связи

Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России Лабораторное, диагностическое, офтальмологическое, хирургическое, рентгеновское и прочее медицинское оборудование

Управление трудовой адаптации осужденных ФСИН России Объекты энергетического и электротехнического оборудования, тепловые, газовые и магистральные сети

ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России Прочее федеральное имущество, не перечисленное ранее

Поступивший во ФСИН России пакет документов совместно с письмом о согласовании (отказе в согласовании) решения о списании федерального имущества возвращаются на предприятие.

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем предприятия акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07. 2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

Можно сделать вывод, что процедура согласования списания федерального имущества является достаточно длительной и трудоемкой. Вместе с тем в соответствии с п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, стоимость объекта, который выбывает или не способен приносить доход в будущем, подлежит списанию в бухгалтерском учете. Данное требование заимствовано из п. 67 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (введен для применения в РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160), в котором говорится, что когда от использования или выбытия объекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не ожидается никаких будущих экономических выгод, то прекращается признание балансовой стоимости объекта. Таким образом, по правилам ПБУ 6/01 и МСФО (IAS) 16, если объект, подлежащий ликвидации, перестает использоваться, то он сразу же перестает отражаться в составе основных средств.

По мнению экспертов, для предприятия возможны два варианта:

— нарушить требования п. 29 ПБУ 6/01, но выполнить требования Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) — в итоге переплатить налог на имущество;

— не нарушать требований ПБУ 6/01, но нарушить требования Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (но зато перестать платить налог на имущество) [10].

На взгляд автора, требование российских и международных стандартов следует признать приоритетным по отношению к ведомственным нормативным актам и налоговому законодательству. Согласно российским и международным стандартам под активом понимаются ресурсы, контролируемые организацией и приносящие ей экономические выводы. В случае со списанием объектов основных средств (независимо от причины списания) данные объекты уже не генерируют экономических выгод и не могут отражаться на балансе ФГУП ФСИН России. Вопросы начисления налога на имущество не следует ставить во главе принятия решений.

До момента принятия решения о списании объекта основных средств его целесообразно учитывать на забалансовом сч. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Бухгалтерский учет операций по списанию основных средств ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Для учета операций по списанию основных средств к сч. 01 «Основные средства» открывается специальный субсчет «Выбытие основных средств», по дебету которого отражается первоначальная стоимость объекта, по кредиту — остаточная стоимость

и сумма накопленной амортизации за весь период эксплуатации. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, с использованием сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Списание основных средств вследствие полного износа оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость основного средства;

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшему объекту (равная первоначальной стоимости);

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы» — приняты к учету детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов основных средств;

Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражены расходы на демонтаж объекта;

Д-т сч. 91, субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (99) К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» (91.9) — отражена прибыль (убыток) от списания основного средства.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. При этом в учете формируются следующие записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы» — отражена выручка от продажи основного средства (включая НДС);

Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» — начислен НДС с продажной стоимости объекта;

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные

средства» — списана первоначальная стоимость основного средства;

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшему объекту;

Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость проданного объекта;

Д-т сч. 91, субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» — определен финансовый результат (прибыль) от продажи основного средства;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — получена оплата от покупателя за проданный объект.

Имущество ФГУП ФСИН России может быть изъято собственником (ФСИН России) и передано в хозяйственное ведение другому ФГУП. Данные операции являются специфичными и, на взгляд автора, могут быть отражены в учете как с использованием действующего сч. 75 «Расчеты с учредителями», так и с применением вновь вводимого сч. 78 «Расчеты по выделенному имуществу».

По мнению А.С. Бакаева [4], если основные средства передаются по решению учредителя в хозяйственное ведение от собственника сверх сформированного уставного фонда, то стоимость этих активов подлежит отражению по кредиту сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Изъятие у унитарного предприятия государственным органом имущества, ранее переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, приводит к уменьшению капитала предприятия.

Автором предлагаются 2 варианта отражения данных операций в учете.

Первый вариант (с применением сч. 75 «Расчеты с учредителями»):

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость основного средства;

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;

К-т сч. 75, субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость переданного собственнику имущества;

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 75, субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу» — отражено уменьшение капитала ФГУП на стоимость переданного имущества.

Второй вариант (с применением сч. 78 «Расчеты по выделенному имуществу»):

Для достоверного отражения результатов передачи имущества между ФГУП ФСИН России, а также для усиления контрольных функций со стороны сводно-аналитического отдела главной бухгалтерии ФСИН России возможно введение в рабочий план счетов нового сч. 8 «Расчеты по выделенному имуществу».

К сч. 78 «Расчеты по выделенному имуществу» целесообразно выделение двух субсчетов:

— 78.1 «Расчеты по внутрисистемной передаче имущества»;

— 78.2 «Расчеты за пользование федеральным имуществом».

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость основного средства;

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;

Д-т сч. 78, субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет 2 «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта по внутрисистемной передаче;

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 78, субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу» — отражено уменьшение капитала ФГУП на стоимость переданного имущества.

Счет.78, субсчет 2 «Расчеты за пользование федеральным имуществом» предназначен для отражения в учете платежей за пользование федеральным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» ФСИН России является главным администратором доходов федерального бюджета в части доходов, перечисляемых учреждениями, органами и предприятиями уголовно-исполнительной системы в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 17 «Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию» Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. При этом часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая текущего года на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия (постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий»).

Поэтому по предложению автора после определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и начисления налога на прибыль следует производить расчет в установленном размере от чистой прибыли за пользование федеральным имуществом и отражать данную операцию записью:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток» К-т сч. 78, субсчет 2 «Расчеты за пользование федеральным имуществом» — произведены начисления от чистой прибыли в федеральный бюджет за пользование федеральным имуществом;

Д-т сч. 78, субсчет 2 «Расчеты за пользование федеральным имуществом» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — часть чистой прибыли перечислена в доход федерального бюджета с расчетного счета.

Использование в рабочем плане счетов ФГУП ФСИН России сч. 78 «Расчеты по выделенному имуществу» позволит собственнику имущества более четко осуществлять контроль за процессом изъятия имущества у одного ФГУП и передачи его другому ФГУП. При формировании сводной отчетности сводно-аналитическим отделом ФСИН России сч. 78 должен закрываться. Как передающая, так и получающая стороны представляют в сводно-аналитический отдел расшифровку по сч. 78. При этом у передающей стороны дебетовые обороты по счету показывают списание остаточной стоимости объекта, а у принимающей стороны кредитовые обороты по счету показывают получение имущества при внутрисистемной передаче. Кроме того, на данном счете аккумулируется информация о платежах за пользование федеральным имуществом.

При выбытии основных средств, ранее подвергшихся переоценке в сторону увеличения первоначальной стоимости, по которым был сформирован добавочный фонд, он подлежит списанию на нераспределенную прибыль: Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При этом у передающей стороны в конце года в пассиве баланса отражается уменьшение капитала на сумму нераспределенной прибыли. Передача имущества ФГУП в пользу собственника вне зависимости от оснований приобретения указанного имущества не облагается НДС.

В заключение следует отметить, что списание объектов основных средств для ФГУП ФСИН России является процедурой достаточно сложной по согласованию. При этом с момента принятия решения о списании объект подлежит списанию в бухгалтерском учете со сч. 01 «Основные средства» и отражается на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Введение в рабочий план счетов сч. 78 позволяет на сч. 75 оставить операции по расчетам со ФСИН России как с учредителем по выделенному имуществу в счет вклада в уставный капитал, а сч. 78 использовать как отдельный счет для операций по передаче основных средств между ФГУП ФСИН России по распоряжению собственника и по платежам за пользование федеральным иму-

ществом. При этом выбранный вариант списания объектов основных средств следует закрепить в учетной политике ФГУП ФСИН России.

Список литературы

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. М.: Приор, 2012. 672 с.

2. Бадамшина В.Р. Проблемы в учете основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности // Финансовое право. 2014. № 2. С. 7-9.

3. Братушка О.А. Документооборот при учете основных средств // Бухгалтер и закон. 2014. № 6. С. 8-11.

4. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др.; под ред. А.С. Бакаева. М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2001.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2012. 584 с.

6. Кузьмина И.А. Порядок формирования и отражения в учете резервного и добавочного фондов федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 10. С. 9-14.

7. Кузьмина И.А. Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда ФГУП ФСИН России // Все для бухгалтера. 2014. № 1. С.15-19.

8. Кузьмина И.А. Проблемы организации бухгалтерского учета основных средств Федеральной службы исполнения наказаний в связи с изменениями законодательства // Бухгалтер и закон. 2014. № 1. С. 5-9.

9. Кузьмина И.А., Кузина М.А., Мишано-ва Е. В., Рожкова Н.В., Шукаева А.В. Учет и контроль наличия и движения основных средств

ФГУП ФСИН России: практические рекомендации. Рязань: Академия ФСИН России, 2013. 45 с.

10. Макалкин И.Н. Списываем основные средства // Бухгалтерия: просто, понятно, практично. 2012. № 7. С. 23-27.

11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства»: введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

12. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

13. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

14. О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий: постановление Правительства РФ от 10.04.2002 № 228.

15. О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества»: приказ ФСИН России от 12.04.2012 № 196.

16. Об особенностях списания федерального имущества: постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

17. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

18. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2011 № 26н.

19. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

20. Шестакова Е.В. Международная система финансовой отчетности. М.: ГроссМедиа, 2013, 289 с.

International accounting Issues on accounting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

SPECIFICS OF FIXED ASSETS WRITE-OFF OF FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AND RESULT-RECORDING IN ACCOUNTING BOOKS

Irina A. KUZ'MINA

Abstract

Importance Due to specifics and complexity of applying the legislation on federal property writing-off, the issues of fixed assets write-off and their recording in accounting books of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia have recently become more relevant. The existing accounting methodology for operations related to transfer of fixed assets from the balance sheet of one federal state unitary enterprise to the balance sheet of another federal state unitary enterprise based on the decision of the property owner does not allow to exercise control over the process of property transfer on the part of the General Analytical Subdivision of the Accounting Department of the Federal Penitentiary Service of Russia. Therefore, there is a need to develop a special technique of generating accounting entries in accounting books of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Objectives The objective of the paper is to define the procedure for writing-off federal property, the specifics of documenting economic operations, as well as a method of their recording in accounting books. Methods Using the methods of economic research, I have analyzed the current legislation and existing practice of accounting records maintenance. On the basis of the analysis, I developed recommendations related to the technique of federal property write-off and recording the results in the accounting books of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Results I defined a clear-cut sequence and procedure for documenting economic operations related to federal property write-off. I present two options of recording written-off fixed assets from the balance sheet of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia, when a fixed asset

is withdrawn by the property owner and transferred to the balance sheet of another federal state unitary enterprise.

Conclusions and Relevance For the purpose of more reliable reflection of the results of property transfer between federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia and strengthening control functions of the General Analytical Subdivision of the Accounting Department of the Federal Penitentiary Service of Russia, I propose to introduce a new account in the Chart of Accounts, i.e. Account 78 "Settlements in respect of allocated assets". I also propose the main accounting entries related to the new account application.

Keywords: write-off, fixed assets, accounting References

1. Astakhov V.P. Bukhgalterskii (finansovyi) uchet [Financial accounting (recordkeeping)]. Moscow, Prior Publ., 2012, 672 p.

2. Badamshina V.R. Problemy v uchete os-novnykh sredstv v sootvetstvii s mezhdunarodnymi standartami finansovoi otchetnosti [Problems in asset accounting in accordance with International Financial Reporting Standards]. Finansovoe pravo = Financial law, 2014, no. 2, pp. 7-9.

3. Bratushka O.A. Dokumentooborot pri uchete osnovnykh sredstv [Document flow in fixed assets accounting]. Bukhgalter i zakon = Accountant and law, 2014, no. 6, pp. 8-11.

4. Kommentarii k novomu Planu schetov bukhgalterskogo ucheta [Comments on the new Chart of Accounts]. Moscow, Informatsionnoe agentstvo IPB-BINFA Publ., 2001.

5. Kondrakov N.P. Bukhgalterskii uchet: ucheb. posobie [Accounting: a manual]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012.

6. Kuz'mina I.A. Poryadok formirovaniya i otrazheniya v uchete rezervnogo i dobavochnogo fondov federal'nykh gosudarstvennykh unitarnykh predpriyatii Federal'noi sluzhby ispolneniya nakaza-nii Rossii [The procedure for formation and recording a reserve fund and surplus funds of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and noncommercial organizations, 2014, no. 10, pp. 9-14.

7. Kuz'mina I.A. Poryadok formirovaniya i otrazheniya v uchete ustavnogo fonda FGUP FSIN Rossii [Procedure for formation and recording the registered authorized capital of a federal state unitary enterprise of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Vse dlya bukhgaltera = All for accountant, 2014, no. 1, pp. 15-19.

8. Kuz'mina I.A. Problemy organizatsii bukhgal-terskogo ucheta osnovnykh sredstv Federal'noi sluzhby ispolneniya nakazanii v svyazi s izmeneni-yami zakonodatel'stva [Problems of arranging fixed assets accounting of the Federal Penitentiary Service of Russia in connection with changes in legislation]. Bukhgalter i zakon = Accountant and law, 2014, no. 1, pp. 5-9.

9. Kuz'mina I.A., Kuzina M.A., Mishanova E.V., Pozhkova N.V., Shukaeva A.V. Uchet i kontpol' nalichiya i dvizheniya osnovnykh spedstv FGUP FSIN Possii [Accounting for and control over availability and movements of fixed assets of federal state unitary enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Ryazan, Academy of Federal Penitentiary Service of Russia Publ., 2013, 45 p.

10. Makalkin I.N. Spisyvaem osnovnye sredstva [Writing-off fixed assets]. Bukhgalteriya: prosto, ponyatno, praktichno = Accounting: simple, clear, practical, 2012, no. 7, pp. 23-27.

11. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Accounting Standard (IAS) 16 "Property, plant and equipment" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

12. RF Federal Law "On Accounting" of December 06, 2011 № 402-FZ. (In Russ.)

13. RF Federal Law "On State and municipal unitary enterprises" of November 14, 2002 № 161-FZ. (In Russ.)

14. Resolution of the RF Government "On Measures to improve efficiency of the use of federal property allocated to federal state unitary enterprises" of April 10, 2002 № 228. (In Russ.)

15. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia "On Measures to implement the Resolution of the RF Government "On Specifics of writing-off federal property" of October 14, 2010 № 834" of April 12, 2012 № 196. (In Russ.)

16. Resolution of the RF Government "On Disposal of federal property" of October 14, 2010 № 834. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Approval of the Chart of Accounts of financial-economic activities of organizations and Instruction for its use" of October 31, 2000 № 94n. (In Russ.)

18. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Approval of Accounting Regulation "Fixed Assets Accounting" (RAS (PBU) 6/01)" of March 30, 2011 № 26n. (In Russ.)

19. Resolution of the State Statistics Committee of the Russian Federation "On Approval of standardized forms of primary accounting documentation for fixed assets accounting" of January 21, 2003 № 7. (In Russ.)

20. Shestakova E.V. Mezhdunarodnaya sistema finansovoi otchetnosti [The international financial reporting system]. Moscow, GrossMedia Publ., 2013, 289 p.

Irina A. KUZ'MINA

Academy of Federal Penitentiary Service of Russia,

Ryazan, Russian Federation

ia.kuzmina@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.