- предоставление льгот по местным налогам инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов (льгота предоставляется по земельному налогу в размере 25% ставки налога);
- субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) субъектами малого и среднего предпринимательства на инвестиционные цели;
- содействие во включении в федеральные целевые программы, в федеральную адресную инвестиционную программу социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов;
- содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов;
- организация семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов;
- распространение информации о субъектах и объектах инвестиционной деятельности;
- иная организационная поддержка в пределах полномочий органов местного самоуправления.
- постановление Администрации города Таганрога от 22.03.2011 №866 "О создании Совета по инвестициям при Мэре города Таганрога" .
Итак, Администрацией города внедрен широкий перечень мероприятий по управлению инвестиционным процессом, но для анализа эффективности проводимой инвестиционной политики муниципальным образованием необходимо рассмотреть динамику показателей инвестиций в основной
капитал за последние пять лет. Использованные источники:
1. Официальный сайт Администрации г. Таганрога <http://www.taganrog.ru>.
2. Щербакова Т.А., Агапова Т.Н. Управление региональной структурно-инвестиционной системой: концепция, теория, методология. -Таганрог: Издательство ИП Кравцова В.А. «Танаис», 2010.-28,125 п.л. /14,1 п.л.
Щербакова Т.А., д.э.н., доцент каф. Менеджмента и ГиМУ Таганрогский институт управления и экономики
Россия, г.Таганрог
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКО-
РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА
ТАГАНРОГА
Туристско-рекреационный комплекс является одним из важнейших блоков сферы жизнедеятельности общества.
Развитие данного комплекса невозможно без четко выстроенной системы эффективного управления, что обусловливает необходимость формирования и реализации активной действенной туристской политики.
В отечественной литературе проблемы выбора и принятия управленческих решений по развитию сферы туризма стали объектом исследования сравнительно недавно и относятся к числу мало разработанных.
Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что, не смотря на наличие многочисленных работ по вопросам управления туристско-рекреационным комплексом муниципального образования, современное состояние последних указывает на существующие проблемы, как в методах исследования, так и в методах управления. Имеются узкие места в использовании инструментов обработки многогранной совокупности показателей, характеризующих эффективность управления туристско-рекреационным комплексом муниципального образования.
Целью исследования являлась разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления туристско-рекреационным комплексом города Таганрога в рамках обеспечения его социально-экономического развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы функционирования туристско-рекреационного комплекса на уровне муниципального образования;
2. Проанализировать методы исследования и управления туристско-рекреационной отраслью муниципального образования;
3. Дать анализ и разработать рекомендации по совершенствованию системы управления рассматриваемым комплексом города Таганрога.
Решение первой поставленной задачи позволило достичь следующих результатов. А именно, был раскрыт понятийный аппарат процесса функционирования и развития туристско-рекреационного комплекса муниципального образования. В частности, были рассмотрены следующие определения: туристско-рекреационный комплекс, потенциал и продукт; а так же система управления туристско-рекреационного комплекса муниципального образования.
Решение второй поставленной задачи позволило систематизировать методы исследования и управления Комплексом, выявить направления государственной и муниципальной политики в сфере развития туризма.
Следует отметить, что классические методы исследования и принятия решений не вскрывают глубинную взаимосвязь факторов процесса, и не дают возможности находить решения, которые могли бы обеспечить наиболее эффективное функционирование и развитие данного сектора экономики. Исследование закономерностей функционирования, развития комплекса и управления им невозможно произвести единственным методом, необходима комплексная методика - система методов. Поэтому для этих целей мы предлагаем применять когнитивный подход [1].
Достоинством когнитивного подхода является возможность наполнения его другими методами исследования, такими как SWOT-анализ; статистический анализ, экспертное прогнозирование и другими.
Государственная и муниципальная политика РФ в сфере развития ТРК сосредоточена в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный Закон N 132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г.; Постановление правительства N 644 от 2 августа 2011 г. «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ; Постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 187 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы развития туризма в Ростовской области на 2011 - 2013 годы»; Постановление Администрации г. Таганрога от 21.12.2010 № 5773 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы развития туризма в городе Таганроге на 2011-2013 годы".
Анализ государственной и муниципальной политики развития туризма позволил сделать следующие выводы:
- администрацией Ростовской области утверждена Областная долгосрочная целевая программа развития туризма в Ростовской области на 2011 - 2013 годы». В данной программе предусматривается финансовая и организационная поддержка субъектам Ростовской области. Администрация Ростовской области рекомендует муниципальным образованиям разработать подобные долгосрочные целевые программы в сере развития туризма и внедрить наиболее востребованные формы поддержки;
- анализ долгосрочных целевых программ развития туризма отражает их неэффективность, так как в практику разработки данных программ не включается формирование активных прогнозов, а, следовательно, отсутствует механизм взаимосвязи целевых и управляющих факторов развития туристско-рекреационного комплекса;
- анализ программ, а также туристско-рекреационного потенциала г. Таганрога позволяют заявить о том, что программы развития туризма включают лишь рассредоточенные мероприятия по созданию туристско-рекреационного имиджа города, а не затрагивают решения актуальных
Таблица 1
SWOT - анализ проблем развития туристско-рекреационного комплекса
города Таганрога
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Трудности
- легкая транспортная доступность; - достопримечательности (сохранившийся исторический центр, памятники, уникальные музеи); - неразвитость туристской инфраструктуры; - город не является раскрученной туристской дестинацией и нет - привлечение инвестиционных ресурсов в объекты ТРК города из федерального, областного и местного бюджетов; -внедрение инновационных экологических проектов промышленными - конкуренция популярных городов-курортов Азово-Черноморского бассейна и Кавказских минеральных вод; - недостаток информации
- признанная культурная значимость;
-тесная связь истории города с жизнью и деятельностью выдающихся личностей России;
- близость российско-украинской границы;
- расположение города на морском побережье;
- благоприятный климат;
- относительно невысокий уровень цен на туристские услуги и продукты питания по сравнению с курортами Черноморского побережья и Кавказских минеральных вод.
известного бренда;
- завышенные цены на проживание в средствах размещения и отсутствие в городе гостиниц туристского класса;
- невысокий уровень обслуживания, небольшой ассортимент предлагаемых услуг;
- отсутствие стратегии продвижения Таганрога как туристского центра;
- низкий уровень благоустройства исторического центра;
- плохое состояние экологии в городе.
предприятиями г. Таганрога, направленных на снижение загрязнения окружающей среды от их функционирования; -организация мероприятий по улучшению экологического состояния прибрежной полосы Таганрогского залива Азовского моря в местах стихийного отдыха;
-организация мероприятий по берегоукреплению прибрежной полосы Таганрогского залива Азовского моря;
- реализация инвестиционного проекта по строительству объекта «Станция приемки и сортировки твердых бытовых отходов в г. Таганроге»; -размещение информационных материалов о туристической привлекательности г.Таганрога в российских и зарубежных СМИ; -содействие Администрации г. Таганрога предприятиям и организациям в международных туристических выставках, проводимых на территории России и за рубежом;
- организация мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии ТРК; -содействие развитию культурно-исторического, рекреационного туризма, создание особой экономической зоны на южном побережье Таганрогского залива Азовского моря.
о городе, его туристском потенциале и туристских достопримечательностях сокращает число его потенциальных посетителей;
- недостаток собственных финансовых ресурсов, необходимых для реставрации
достопримечательностей и зданий "фона исторической застройки";
- долгое время не проводилась реставрация памятников истории и культуры, являющихся объектами туристского показа, что привело их к частичной или полной утрате;
-отсутствие работы по привлечению инвесторов.
проблем развития ТРК, в частности не решены такие проблемы как берегоукрепление, экологическая загрязненность и т.д.
Решение третьей поставленной задачи позволило достичь следующих результатов.
На основе систематизированной информации о развитии ТР потенциала г.Таганрога, на основе SWOT - анализа проблем развития отрасли (Таблица 1) нами были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления.
К основным выявленным мероприятиям следует отнести: и привлечение инвестиционных ресурсов в объекты ТРК города из всех уровней бюджетов; и внедрение инновационных экологических проектов
промышленными предприятиями г. Таганрога, направленных на снижение загрязнения окружающей среды от их функционирования; и реализация инвестиционного проекта по строительству объекта «Станция приемки и сортировки твердых бытовых отходов в г.Таганроге» и ряд других.
Для обоснования наших рекомендаций, мы разработали когнитивную карту процесса функционирования и развития ТРК г. Таганрога, посредством внедрения в процесс такого управляющего фактора как -реализация инвестиционного проекта «Станция приемки и сортировки твердых бытовых отходов».
Когнитивное моделирование данного процесса позволило нам сделать следующие выводы:
1.Совершенствование системы управления ТРК МО, должно осуществляться по средством когнитивного подхода, на основе расчетов эффективности внедряемых управленческих мероприятий;
2. Реализация инвестиционного проекта «Станция приемки и сортировки твердых бытовых отходов» послужит поступательному туристско-рекреационному и социально-экономическому развитию нашего города.
Использованные источники:
1. Щербакова Т.А., Агапова Т.Н. Управление региональной структурно-инвестиционной системой: концепция, теория, методология. -Таганрог: Издательство ИП Кравцова В.А. «Танаис», 2010.-28,125 п.л. /14,1 п.л.