Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления результатами труда преподавателей высших учебных заведений'

Совершенствование системы управления результатами труда преподавателей высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ И УРОВНИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТРУДА / ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ / RESULTS AND PRODUCTIVITY OF TEACHERS / LEVELS OF LABOR PRODUCTIVITY / ASSESSMENT OF LABOR RESULTS / PERFORMANCE MANAGEMENT SYSTEM / PRINCIPLES FOR EVALUATING LABOR PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Двойнев А.В., Савченко Е.В.

Проблема совершенствования системы управления результатами труда преподавателей высших учебных заведений является актуальной и поэтому привлекает к себе внимание исследователей. Целью настоящей статьи является разработать обоснование необходимости внесения корректировок и изменений в систему оценки результатов труда преподавателей с учетом особенностей труда преподавателей высших учебных заведений на примере одного из опорных вузов Российской Федерации федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный технический университет». Для достижения этой цели были поставлены и решены ряд задач: проведен анализ научной литературы по выявленной проблеме, выявлены специфические проблемы, которые могут возникнуть при оценке труда преподавателей высших учебных заведений. В статье проблема управления результатами труда преподавателей в высшем учебном заведении рассматривается как междисциплинарная проблема. Осуществлен анализ действующей в федеральном бюджетном государственном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный технический университет» системы управления результатами труда преподавателей. На основании этого анализа были выявлены её характерные черты, выделены положительные и негативные стороны данной системы. В рамках исследования были сформулированы направления и принципы, по которым следует преобразовать действующую на настоящий момент в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный технический университет» систему управления результатами труда преподавателей. Полученные результаты могут быть применены для улучшения системы управления результатами труда преподавателей, действующей в Омском государственном техническом университете, а также в других высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the labor results system of teachers of higher educational institutions

The problem of improving the system of managing the results of labor of teachers of higher educational institutions is relevant and therefore attracts the attention of researchers. The purpose of this article is to develop a justification for the need to make adjustments and changes to the system of assessing the results of teachers' work, taking into account the peculiarities of the work of teachers of higher educational institutions, as an example of one of the supporting universities of the Russian Federation Omsk State Technical University. To achieve this goal, a number of tasks were posed and solved: an analysis of the scientific literature on the identified problem was carried out, specific problems that could arise when assessing the work of teachers of higher educational institutions were identified. In the article, the problem of managing the results of labor of teachers in a higher educational institution is considered as an interdisciplinary problem. The analysis of the system of management of the results of teachers' work in the federal budgetary state educational institution of higher education "Omsk State Technical University" is carried out. Based on this analysis, its characteristic features were identified, the positive and negative sides of this system were highlighted. As part of the study, the directions and principles were formulated, according to which the current management system for teachers' labor results should be transformed into the Omsk State Technical University. The results can be applied to improve the system of managing the results of teachers' labor, operating in OmSTU, as well as in other higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления результатами труда преподавателей высших учебных заведений»

Совершенствование системы управления результатами

V ^ V

труда преподавателей высших учебных заведении

Двойнев Андрей Валерьевич

доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО Омский государственный технический университет, dvojnev1980@yahoo.com

Савченко Елена Викторовна,

старший преподаватель кафедры «Организация и управление наукоёмким производством» ФГбОу ВО Омский государственный технический университет, e_v_savchenko@mail.ru

Проблема совершенствования системы управления результатами труда преподавателей высших учебных заведений является актуальной и поэтому привлекает к себе внимание исследователей. Целью настоящей статьи является разработать обоснование необходимости внесения корректировок и изменений в систему оценки результатов труда преподавателей с учетом особенностей труда преподавателей высших учебных заведений на примере одного из опорных вузов Российской Федерации - федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный технический университет». Для достижения этой цели были поставлены и решены ряд задач: проведен анализ научной литературы по выявленной проблеме, выявлены специфические проблемы, которые могут возникнуть при оценке труда преподавателей высших учебных заведений.

В статье проблема управления результатами труда преподавателей в высшем учебном заведении рассматривается как междисциплинарная проблема. Осуществлен анализ действующей в федеральном бюджетном государственном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный технический университет» системы управления результатами труда преподавателей. На основании этого анализа были выявлены её характерные черты, выделены положительные и негативные стороны данной системы. В рамках исследования были сформулированы направления и принципы, по которым следует преобразовать действующую на настоящий момент в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный технический университет» систему управления результатами труда преподавателей. Полученные результаты могут быть применены для улучшения системы управления результатами труда преподавателей, действующей в Омском государственном техническом университете, а также в других высших учебных заведениях. Ключевые слова: результаты и уровни результативности труда преподавателей, система управления результатами труда; принципы оценки

Проблематика результатов труда преподавателей высших учебных заведений крайне важна не только для нашей страны, но и в целом для преподавательского сообщества всего мира.

Научные исследования, посвященные проблемам результатов труда включают в себя изучение психологических, физиологических, демографических аспектов, анализ нормативно-правовой базы. И это далеко не полный перечень. Огромное значение для современной экономической науки по-прежнему имеет разработка проблематики оценки результатов труда. В современной отечественной науке сложились основные направления, в рамках которых изучаются сущность и особенности преподавательского труда. Это изучение является междисциплинарным [4, с. 47, 48]: сущность и особенности преподавательского труда изучаются в рамках педагогики [3, с. 25], педагогической психологии [6, с. 12], экономики труда [7, с. 6], управления качеством [2, с. 25] и других научных направлений.

В самом общем виде результат труда преподавателя вуза определяется как правило исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения. Показатели, по которым оцениваются работники, могут быть очень разнообразными. К ним относятся чаще всего: качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество показателей, которые охватывали бы и объём работы (например, количество консультаций фактически проводимых преподавателем), и ее результаты (например, количество написанных под руководством преподавателя курсовых работ или научных статей). Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки и, во-вторых, для какой категории работников устанавливаются критерии.

Как правило, проблематику результатов труда преподавателей вуза связывают с проблематикой оценки результатов труда преподавателей вуза, тем самым придавая проблеме исследования результатов труда преподавателей прикладной характер. По нашему мнению, изучение проблематики управления результатами труда преподавателей является необходимым не только для последующего создания системы оценки результатов преподавательского труда, но и для того, чтобы повысить качество результатов преподавательского труда.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Необходимо отметить тесную взаимосвязь между такими понятиями, как результаты и результативность труда, производительность труда, результативность труда, качество труда, нормирование труда [5, с. 114].

Отталкиваясь от педагогического характера труда преподавателя высшей школы, мы в качестве базового для нас рассматриваем то определение результативности труда преподавателя, которое предлагает нам педагогика и педагогическая психология. Так, в базовой работе по педагогической психологии Н.В. Клюевой выделены четыре уровня результативности педагога [6, С.79]. В рамках первого, начального, уровня, который Н.В. Клюевой назван «репродуктивным» речь идёт только о том, что преподаватель умеет пересказать аудитории те знания, которые ему известны. В рамках второго уровня результативности, так называемого адаптивного, преподаватель может приспособить передачу известных ему знаний к особенностям конкретной аудитории, учитывая возраст, направленность интересов слушателей. В рамках третьего уровня - так называемого «локально-моделирующего уровня» - преподаватель умеет формулировать педагогическую цель. При этом под педагогической целью понимается предвидение и преподавателем и студентом результатов совместной работы преподавателя и студента, которая направлена на получение новых знаний, умений, навыков и компетенций. Кроме того, в рамках этого уровня преподаватель владеет стратегиями обучения студентов по отдельным разделам курса знаниям, умениям и навыкам. Важно понимать, что на современном этапе выделяют две основные стратегии обучения: репродуктивную (она способствует формированию базового знания) и продуктивную (способствует личностному росту студентов в процессе совместного с преподавателем добывания нового знания). Также на этом, третьем уровне, педагог может создавать сделать процесс включения студентов в учебно-познавательную деятельность систематическим. Наконец, на четвертом уровне, который Н.В. Клюева называет «системно моделирующий деятельность и поведение уровень» - на этом уровне педагог настолько хорошо и мастерски владеет стратегиями обучениями, что может превратить преподаваемый им предмет в средство формирования потребностей учащихся в их самовоспитании, саморазвитии и самообразовании.

При этом Н.В. Клюева отмечает, что находящиеся на первых двух уровнях педагоги не имеет специальных педагогических способностей, При этом отмечается, что в структуру педагогических способностей включаются: конструктивные способности, организаторские способности, коммуникативные способности [6, С. 81]. Таким образом, мы видим, что понятие «уровни результативности педагога» Н.В. Клюева тесно связывает с понятием педагогических способностей.

Крайней важным для нас в рамках изучения данной проблематики является ещё одно исследование отечественных учёных - это коллективная монография «Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки», вышедшая в Екатеринбурге в 2016 году и в создании которой участвовал целый ряд авторов: А.П. Багирова, А.К. Клюев, О.В. Нотман, О.М. Шубат, Е.Ю. Щербина, А.А. Яшин [8]. В этой фундаментальной работе помимо всего прочего также рассматриваются и вопросы, связанные с результативностью преподавательского труда. В этой

работе такие понятия как результативность и эффективность труда также рассматриваются в прямой и безусловной взаимосвязи: на основании анализа результативности труда авторы монографии предлагают новую методику для оценивания эффективности преподавательского труда. В ней предлагается сочетать новый компетентностный подход в образовании с традиционной системой обучения [8, с.199,201].

В рамках работ других отечественных авторов рассмотрены критерии, которые используются в разных вузах нашей страны при оценке результативности преподавательского труда [1, с. 981-982].

Существующие методики оценки результатов труда, которые в рамках данной работы мы рассматриваем как важнейшие составляющие системы управления результатами труда преподавателей вуза [1, с. 298], не в полной мере учитывают особенности преподавательского труда в современных вузах РФ и поэтому необходима разработка новой комплексной, более совершенной методики.

В основе этой методики должны находиться следующие принципы:

1. Сочетание всех перечисленных выше методов оценки результатов труда (натуральных и стоимостных; балльных; практических методов)

2. Визуализация данных, полученных при сборе результатов труда не только конкретных подразделений, но и конкретных работников. Такая визуализация возможна в рамках информационной системы организации.

3. Дальнейшее совершенствование системы нормирования преподавательского труда.

Рассмотрим более подробно систему управления результатами труда профессорско-преподавательского состава, сложившуюся в ОмГТУ. Прежде всего, необходимо выделить те базовые принципы кадровой политики, которые использует руководство ОмГТУ:

Во-первых, управление кадрами выделено в ОмГТУ в отдельную отрасль. В ОмГТУ функционирует несколько подразделений, в сферу ответственности которых входит не только управление кадрами, но и обеспечение нормальных условий труда и управление результатами труда ППС: управление кадрами, охрана труда, профком сотрудников, учебно-методическое управление.

Во-вторых, все подразделения выполняют строго свои функции, функции подразделений между собой не пересекаются. Центральное место в этой системе подразделений занимает Управление кадрами, основными направлениями деятельности которого являются: 1) Разработка и реализация стратегии кадровой политики университета на основе использования современных технологий управления персоналом; 2) Подготовка, качественный подбор и расстановка кадров на всех уровнях управления и участках работы по успешному обеспечению выполнения задач по организации профессионального образования в университете; 3) Комплектование университета кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификаций; 4) Оформление приема, перевода и увольнения работников и студентов; 5) Установление и поддержание деловых контактов с кадровыми подразделениями учебных заведений, предприятий и организаций регионального и федерального уровня.

Структурными подразделениями Управления кадрами являются два сектора: Сектор учёта научного,

учебного, административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала и сектор учёта студентов. Направлениями деятельности сектора учёта персонала являются: 1) Оформление приема, перевода, перемещения и увольнения работников университета; 2) Учёт работников университета, выдача справок об их трудовой деятельности; 3) Учёт, ведение и хранение личных дел и трудовых книжек работников университета; 4) Подготовка списков, приказа, объявления в СМИ на проведение конкурсного отбора на замещение вакантных должностей научно-преподавательского персонала и выборов заведующих кафедрами; 5) Ведение электронной базы данных сотрудников университета; 6) Издание кадровых приказов и других документов, касающихся работы с контингентом сотрудников, в соответствии с установленным в университете порядком; 7) Рассмотрение поступающих заявлений, писем сотрудников и внешних обращений, подготовка и предоставление ответов; 8) Ведение табеля учета использования рабочего времени ректората университета; 9) Составление графика отпусков работников университета.

Однако кроме Управления кадрами учитывая специфику деятельности профессорско-преподавательского состава необходимо рассмотреть более подробно и направления деятельности других выявленных нами подразделений ОмГТУ, обеспечивающих контроль и рост производительности труда ППС. Важной является деятельность Учебно-методического управления ОмГТУ (УМУ). Основными задачами УМУ являются: 1) координация и организация взаимодействия работы институтов (факультетов), кафедр и других подразделений по организационному и методическому обеспечению учебного процесса в интересах повышения качества подготовки выпускников, обеспечения в рамках университета единого подхода к его планированию, оптимизации и унификации в соответствии с современными требованиям; 2) учебно-методическое, нормативно-информационное и организационно-консультативное обеспечение и сопровождение учебного процесса и образовательной деятельности в университете, включая разработку внутривузовских документов СМК по учебному процессу и его методическому обеспечению; 3) планирование, организация и контроль учебного процесса в соответствии с утвержденными учебными планами, учебно-методическими документами, СМК, регламентирующими учебный процесс и требованиями государственных образовательных стандартов; 4) контроль за выполнением лицензионных и аккредитационных требований к реализации образовательных программ; 5) подготовка проектов распорядительных документов по учебному процессу; 6) распределение, учет и контроль за выполнением учебной нагрузки кафедр; 7) формирование баз данных нормативных документов; 8) планирование издательской деятельности и контроль за исполнением планов издания УММ; 9) мониторинг учебного процесса, результатов текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации студентов, анализ результатов мониторинга, разработка и организация исполнения необходимых координирующих и предупреждающих действий; 10) сбор данных и подготовка отчетных документов по результатам мониторинга учебного процесса, учебных достижений студентов и по показателям деятельности университета (по утвержденным формам); 11) Определение главных

направлений научно-методической работы на учебный год и ведение документации НМС; 12) Координация работа методических комиссий факультетов (институтов); 13) Сбор и анализ информации об обеспеченности дисциплин учебниками и учебно-методическими материалами; 14) Контроль за разработкой УМКД; 15) Руководство подготовкой и проведением научно-методических конференций, смотров, конкурсов и других методических мероприятий общеуниверситетского уровня.

Отдел охраны труда в ОмГТУ выполняет следующие задачи: 1) выполнение требований СМК, установленных в ГОСТ ISO 9001; 2) контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, других локальных нормативных правовых актов организации по охране труда; 3) Организация профилактической работы по снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда в подразделениях университета. Основными направлениями работы службы охраны труда являются: 1) информирование и консультирование работников университета, в том числе его руководителя, по вопросам охраны труда; 2) оперативный контроль за состоянием охраны труда; 3) участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда в университете; 4) Участие в планировании мероприятий по обеспечению требований охраны труда.

Профсоюзный комитет сотрудников ОмГТУ также обеспечивает выполнение важной функции по социализации и адаптации работников в ОмГТУ: составление коллективного договора, оздоровление сотрудников и членов их семей.

Так, в частности в коллективном договоре, действующем в ОмГТУ с 2014 года сказано, что работники должны выполнять обязанности, закреплённые в трудовом законодательстве, законодательстве об образовании, Уставе университета, иных локальных нормативных актах университета, должностных инструкциях, трудовом договоре; работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда - основу порядка в университете, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации университета, использовать рабочее время для производительного труда; соблюдать требования по охране труда, технике безопасности, производственной и санитарной гигиене труда и противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями. Работники университета, относящиеся к научному, профессорско-преподавательскому персоналу, обязаны также: выполнять учебную, методическую работу, проводить научные исследования и контролировать самостоятельную учебную и научную работу обучающихся; обеспечивать высокую результативность педагогического и научного процесса, способствующую приобретению глубоких знаний обучающимися; формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности); развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Нами был выявлен ряд ключевых должностных лиц, составляющих основу для функционирования системы управления результатами труда преподавателей в ОмГТУ: ректор, проректор по научной работе, проректор по учебной работе, проектор по внеучебной работе и социальным вопросам, начальник отдела

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

<

m О X X

кадров, начальник учебно-методического управления, деканы факультетов и заведующие кафедрами (секторами). Анализ показал, что управление результатами труда находится в ОмГТУ в стадии развития и поэтому нами была предложена схема и принципы дальнейшего совершенствования этой системы.

Главными принципами, на основе которых должен осуществляться этот процесс дальнейшего совершенствования управления результатами труда должны быть следующие: во-первых, учёт особенностей преподавательского труда как труда в первую очередь имеющего педагогическую природу, что необходимо учитывать при определении результатов труда; во-вторых, учёт того, что в концептуальном плане наблюдается переход от понимания преподавательского труда как трансляции знаний к пониманию преподавательского труда как организации формирования компетенций у студентов; в-третьих, необходимо, чтобы система учета и сбора данных о результатах труда была прозрачной, понятной, справедливой.

Все выделенные нами принципы должны находиться в основе схемы взаимодействия процесса по управлению результатами труда, в котором органами сбора первичных данных выступают сами преподаватели во главе с заведующим кафедрой, а контроль и учет сбора данных осуществляет служба учебно-методического управления при помощи управления информатизации вуза. Результаты работы не реже одного раза в четыре недели фиксируются специальным решением, принятым на заседании кафедры, в котором должны быть указаны результаты трудовой деятельности всех преподавателей кафедры. Протокол этого решения в обязательном порядке предоставляется в деканат. При этом следует отметить, что деканат выполняет в этой схеме функцию координации между действиями учебно-методического управления и отдельными кафедрами. Аналитическую работу выполняет также учебно-методическое управление, но координирует эту работу помощник проректора по учебной работе, помощник проектора по научной работе и помощник проректора по внеучебной работе и социальным вопросам. По итогам проделанной аналитической работы принимаются ключевые решения по управлению результатами труда: 1) определяются ключевые показатели деятельности преподавателей и подразделений; 2) определяется методика начисления баллов за проделанную работу.

Литература

1. Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А., Косинова, Е.П., Гибова, И.М. Критерии оценки результативности труда профессорско-преподавательского состава [Текст] / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Е.П. Косинова, И.М. Гибова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. - С. 981-984.

2. Васильева, Е.Ю., Трапицын, С.Ю. Система оценки качества деятельности преподавателей вуза как предмет исследования и объект проектирования [Текст] / Е.Ю. Васильева, С.Ю. Трапицын // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2006. - С. 128 -136.

3. Гриненко, С.В., Едалова, Е.С. Результативность труда преподавателей в системе высшего профессио-

нального образования [Текст] / С.В.Гриненко, Е.С. Еда-лова // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 6 (143). - С. 24 - 30.

4. Двойнев, А.В. Проблемы и перспективы совершенствования методики исследования трудовых показателей [Текст] / А.В. Двойнев // Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в экономике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 20 апр. 2018). - Омск: ОмГТУ, 2018.

- С. 47- 50.

5. Двойнев, А.В. Совершенствование механизмов оценки результатов труда молодых преподавателей вуза [Текст] / А.В. Двойнев // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2018. - № 4 (28). - С. 13-17.

6. Клюева, Н.В. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / ред. Н. В. Клюевой. - М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2004. - 399 с.

7. Литвинова, О.И. Эффективность труда преподавателей высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности вуза: дис. канд. экон. наук.

- Омск, 2012. - 216 с.

8. Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки: монография [Текст] / А. П. Багирова, А. К. Клюев, О. В. Нотман, О. М. Шубат, Е. Ю. Щербина, А. А. Яшин; под общей редакцией профессора А. П. Багировой. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. -207 с.

9. Юкиш, В.Ф. Рейтинговая оценка и материальное стимулирование работников (на примере научно-педагогических кадров вузов) [Текст] / В.Ф. Юкиш // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 1 (5). - С. 297 - 303.

Improvement of the labor results system of teachers of

higher educational institutions Dvoynev A.V., Savchenko E.V.

Omsk State Technical University

The problem of improving the system of managing the results of labor of teachers of higher educational institutions is relevant and therefore attracts the attention of researchers. The purpose of this article is to develop a justification for the need to make adjustments and changes to the system of assessing the results of teachers' work, taking into account the peculiarities of the work of teachers of higher educational institutions, as an example of one of the supporting universities of the Russian Federation - Omsk State Technical University. To achieve this goal, a number of tasks were posed and solved: an analysis of the scientific literature on the identified problem was carried out, specific problems that could arise when assessing the work of teachers of higher educational institutions were identified. In the article, the problem of managing the results of labor of teachers in a higher educational institution is considered as an interdisciplinary problem. The analysis of the system of management of the results of teachers' work in the federal budgetary state educational institution of higher education "Omsk State Technical University" is carried out. Based on this analysis, its characteristic features were identified, the positive and negative sides of this system were highlighted. As part of the study, the directions and principles were formulated, according to which the current management system for teachers' labor results should be transformed into the Omsk State Technical University. The results can be applied to improve the system of managing the results of teachers' labor, operating in OmSTU, as well as in other higher educational institutions.

Key words: results and productivity of teachers, levels of labor productivity; assessment of labor results; performance management system; principles for evaluating labor productivity References

1. Belov, V.G., Parfenov, Yu.A., Kosinova, E.P., Gibova, I.M.

Criteria for assessing the effectiveness of the work of the teaching staff [Text] / V.G. Belov, Yu.A. Parfenov, E.P. Kosinova, I.M. Gibova // Fundamental research. - 2014. - No. 8-4. - S. 981-984.

2. Vasiliev, E.Yu., Trapitsyn, S.Yu. The system for assessing the

quality of the activities of university teachers as a subject of research and an object of design [Text] / E.Yu. Vasiliev, S.Yu. Trapitsin // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - SPb., 2006 .-- S. 128 - 136.

3. Grinenko, S.V., Edalova, E.S. The productivity of teachers in

the system of higher professional education [Text] / S.V. Grinenko, E.S. Edalova // News of SFU. Technical science. -2013. - No. 6 (143). - S. 24 - 30.

4. Dvoynev, A.V. Problems and prospects of improving the methodology for the study of labor indicators [Text] / A.V. Dvoynev // Socio-economic problems and prospects for the development of labor relations in the economy: materials of All-Russian. scientific - practical conf. (Omsk, Apr 20, 2018). - Omsk: OmSTU, 2018.- S. 47-50.

5. Dvoynev, A.V. Improving the mechanisms for evaluating the

results of labor of young university teachers [Text] / A.V. Dvoynev // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. - 2018 .-- No. 4 (28). - S. 13-17.

6. Klyueva, N.V. Educational Psychology: A Textbook for High

Schools [Text] / Ed. N.V. Klyueva. - M.: VLADOS - PRESS, 2004 .-- 399 p.

7. Litvinova, O.I. The labor efficiency of teachers of higher educational institutions as a factor in the growth of competitiveness of a university: dis. Cand. econ. sciences. -Omsk, 2012 .-- 216 p.

8. Teaching work in modern Russia: the transformation of content

and evaluation: monograph [Text] / A. P. Bagirova, A. K. Klyuev, O. V. Notman, O. M. Shubat, E. Yu. Shcherbina, A. A. Yashin; edited by Professor A. P. Bagirova. -Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 2016.

- 207 p.

9. Yukish, V.F. Rating score and material incentives for employees (for example, scientific and pedagogical personnel of universities) [Text] / V.F. Yukish // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2014. - No. 1 (5). - S. 297

- 303.

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o lo o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.