Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления производительностью труда работников промышленного железнодорожного транспорта'

Совершенствование системы управления производительностью труда работников промышленного железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сокол Константин Петрович

В данной статье исследуется влияние рыночных реформ на предприятиях АО «Промжелдортранс», которые подошли к своему завершающему этапу, на повышение эффективности производства, используя интенсивные факторы развития, радикальные преобразования системы управления трудовыми отношениями. Позитивных результаты констатируют, что данная компания достигла роста производительности труда в 7,5% при среднем росте в отраслях российского промышленного производства 6,2%, высокого уровня безопасности движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления производительностью труда работников промышленного железнодорожного транспорта»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Сокол К.П.

УДК65.9(2)240

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Рыночные условия требуют создания гибких, конкурентоспособных и одновременно простых систем управления трудовыми и технологическими операциями, для которых характерны:

- небольшие подразделения, укомплектованные более квалифицированными работни-

ками, но с меньшей численностью;

на

груп-

- структуры, основанные пах (командах) специалистов;

- графики и процедуры работ, ориентированные на потребителей;

- возможности для гибкой и минимальный объем запасов;

- быстрая реакция на изменения конъюк-туры рынка;

- высокая производительность и низкие затраты;

- ориентация на прочные связи с потребителем.

Реформа организационной структуры управления подразделениями позволит создать условия для производства и быстрой доставки высококачественной продукции и услуг при одновременном, повышении эффективности работы.

Среди основных предпосылок ведения новой системы управления производительностью труда можно выделить следующие:

- повышение ее качества транспортных услуг при перевозке грузов и пассажиров;

- повышение требований к квалификации и уровню подготовки рабочих и специалистов;

- рост требований к уровню обслуживания и времени выполнения заказов клиентуры, существенно отличных от традиционных производственных систем и механизма принятия решений;

- снижение доли стоимости рабочей силы в издержках производства с увеличением объема информационной оснащенности;

- отсутствие новых методов расчета и измерения производительности, основанного на рыночных принципах.

Главным итогом реформы должно стать резкое повышение эффективности работы с одновременной ориентацией на повышение производительности труда.

При конструировании модели производительности научный подход заключается в определении объемов продаж(объемов перевозок) необходимой рынку продук-ции(услуг), бюджетирования затрат в соответствии с долгосрочными, средне и краткосрочными целями развития компании. Какие же проблемы придется решать новому руководителю в первую очередь? Ни для кого не является секретом, что в условиях интенсификации экономики и определенной ограниченности трудовых ресурсов рост производительности труда является решающим фактором повышения эффективности производства. Это определяет необходимость улучшения повседневной практической работы в целях более полного использования всех резервов роста производительности труда, углубленного изучения и совершенствования методов планирования и оценки факторов производства(табл.1), влияющих на его динамику.

Несмотря на определенные различия, инновационные структуры в стабильно действующих системах будут иметь много общего.

Во-первых, их основу составляют небольшие группы специалистов с многопрофильной квалификацией, которые отвечают за все аспекты реализации данного проекта от начала до конца.

Рис. 1. Цели реформирования промышленного железнодорожного транспорта

Во-вторых, координация и интеграция осуществляются внутри каждой группы, а не между функциональными блоками. Кроме того, успех в работе зависит от эффективного сотрудничества ее работников в достижении общей цели. Организационные формы могут быть различные, однако общая тенденция должна состоять в создании всем работникам та-

ких условий, чтобы на любом участке они действовали более свободно, творчески и эффективно.

Еще одна из важнейших проблем — качество ремонта подвижного состава и содержания в высокой степени исправности технические обустройства. Реализованное в производственных процессах, товарах и услугах, оно

Таблица 1

Влияние внутренних факторов производственной среды на рост производительности труда

Фактор роста производства Уд. вес фактора, %

Снижение трудозатрат 32

Интенсивные технологии 28

Образование и профессиональная подготовка 14

Снижение удельных издержек производства 9

Повышение качества рабочей силы 8

Законодательные, институциональные и социальные условия 9

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

может обеспечить ремонтному структурному подразделению огромные конкурентные преимущества на рынке. Однако, несмотря на многочисленные лозунги и призывы, качество так и не стало для большинства предприятий предметом неустанных забот.

В период реорганизации систем управления ремонтного производства целесообразно строить эту деятельность, исходя из шести базовых принципов управления качеством:

- работа, направленная на повышение качества, должна быть обязательной составной частью стратегии подразделения;

- в плане сокращения издержек более перспективна ориентация на совершенствование производственного процесса, а не просто на уменьшение затрат;

- поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех неудачах;

- каждый работник ремонтного подразделения обязан постоянно повышать свою квалификацию.

- обеспечить тесную связь между уровнем зарплаты, производительностью и эффективностью.

- предусмотреть изменение доли переменных и стабильных выплат в зависимости от производительности и прибыльности;

Комбинация фиксированных и гибких систем оплаты может оказаться эффективной. Поэтому, новую корпоративную систему оплаты труда предстоит еще разработать и впоследствии оценить, насколько она обладает достаточной гибкостью, стимулирует ли стремление работника к повышению квали-

фикации, сотрудничеству, достижению общих целей, иными словами способствует ли повышению производительности. Для этого необходимо добиться стабильности и гибкости штатного состава работников подразделений. Опыт показывает, что обеспечение гарантированной занятости принесет ожидаемый результат, если соблюдаются следующие условия:

- отказ от чрезмерной классификации работ;

- осознание факта, что стабилизация занятости — не «пожизненный найм»;

- создание возможности для всестороннего использования производственного опыта работников;

- исключение вероятности оправдания низкой эффективности труда;

- формирование условий для внедрения новых интенсивных технологий.

Рабочая сила как элемент производительного потенциала и объект накопления капитала по своей стоимости, полезности (ценности), по характеру своего морального износа отлична от других факторов производства. Мы имеем здесь дело с принципиально иным типом морального «износа»(рис.2), не с уменьшением (относительным и абсолютным) производительной силы, а с приращением фонда знаний, навыков, опыта, воплощенного в рабочей силе. Производственная ценность работника повышается со временем.

Многие руководители уверены, что повышение квалификации — это издержки, а не капиталовложения, что обучение только отрывает людей от работы, а слишком хорошо подго-

Рис. 2. Соотношение результативности труда «худшего», «лучшего» и работника качественно «новой» формации

товленные работники найдут более высокооплачиваемые места в других организациях. Отбор, подготовка кадров и непрерывное их обучение — одна из приоритетных задач при перестройке системы управления производительностью труда в структурном подразделении.

Необходимо так же вводить новые системы учета труда в целях определения темпов роста производительности труда и эффективности основной деятельности. Большинство имеющихся систем учета и оценки трудовой деятельности работников не отвечает задачам современного интенсивного производства; они не приспособлены для использования применительно к гибким ресурсосберегающим производствам и т. п. Традиционно считалось, что критерием оценки эффективности служит число высвобожденных основных производственных рабочих, а не обогащение содержания труда. Сегодня необходима разработка новых систем оценки и учета эффективности и качества труда.

Наиболее точная оценка эффективности труда может быть определена по добавленной стоимости как, например, в США — так называемая «стоимость, добавленная обработкой», так как добавленная стоимость отражает вклад труда работника в создание валового внутреннего продукта.

Измерение производительности труда по добавленной стоимости нацеливает трудовые коллективы на ресурсосбережение и рост конечного финансово-экономического результата — прибыли.

В этом случае экономические результаты деятельности компании или акционеров в целом могут быть определены через показатель производительности труда в стоимостном выражении.

Производительность труда — (Пт) компании в основных видах деятельности определяется делением созданной и реализованной за установленный период добавленной стоимости на среднесписочную численность работников (Ч):

П _ О _(1 + Кесн )ФОТ + БССО + М + Ф

Т N N

где: ФОТ — фонд заработной платы работников Компании, тыс. руб.;

К есн — коэффициент, учитывающий уплату единого социального налога;

^оц — выплаты социального характера работникам Компании из финансовых средств в составе Номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности тыс. руб.;

М — амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, тыс. руб.;

Ф — прибыль до налогообложения, тыс.руб.;

N — среднесписочная численность работников Компании, чел.;

Для сопоставления результатов расчета показатель Пт для предыдущего периода (т) рассчитывается по формуле:

п

ОГВ _ ( Кесн + кт + .) ■ ФОТт + К + . • Б^4 + Мт + Фт

N

N

где: Кт +1 — индекс роста потребительских цен в (т + 1) году;

Важная роль в повышении производительности труда и ускорении экономического роста принадлежит правительству — третьему социальному партнеру. Эффективная экономическая политика и стратегия, лидеры, способные осуществлять принятые ими решения, комплекс стимулирующих и регулирующих мер в экономике — вот факторы, обеспечивающие достижение указанных целей(рис 3).

Для эффективной деятельности предприятий и организаций в условиях перехода к рынку необходима фундаментальная перестройка традиционных систем управления. Локальные меры не принесут эффекта.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Анненков, А.В. Организация производства и управление транспортной компанией в условиях конкуренции на транспортном рынке. - М.: РГОТУПС, 2003. - 235 с.

2. Афонин, Г.М. Структура управления железными дорогами // Ж.-д. трансп. - 2001. -№ 10. - С. 20-42.

3. Варнавский, В. Реформирование железнодорожного транспорта сулит позитивные сдвиги на региональном и местном уровнях // Федерализм. - 2002. - № 4. - С. 229-246.

4. Ганеев, М.Ф. Структурная реформа железнодорожного транспорта: подходы к правовому обеспечению // Имуществ. отношения в Рос. Федерации. - 2002. - № 1. - 97 с.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Рис. 3. Модель управления производительностью труда

Иванов С.С.

УДК 528:002.5:656.2

ОБ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ЗАЩИТЫ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА МЕТОДАМИ Н - МОДЕЛЕЙ

В качестве предмета для использования недоопределенных моделей (Н — моделей) при оценке эффективности реализации инвестиционного проекта предлагается рассмотреть создание современной схемы защиты подвижного тягового состава (ТПС) с использованием геоинформационной системы и навигационных возможностей ГЛОНАСС. Ранее эта разработка нами была представлена [1].

В частности, схема защиты локомотивов от несанкционированного доступа состоит из: охранной сигнализации индивидуального объекта, центрального поста охраны на станции, распределенной системы защиты и каналов передачи данных. Для повышения надежности система использует спутниковый, сотовый и радиочастотный канал связи в комплексе.

Использование радиочастотного канала производится на общедоступной гражданской и ведомственной частотах, специально выделяемых для этих целей. Для сотовой связи могут использоваться простые мобильные телефоны. Для спутниковых систем - аппаратура приема-передачи (ГЛОНАСС / GPS).

Предлагаемая статья поясняет некоторые моменты использования Н-моделей при работе с ИП. Современные математические и компьютерные модели играют важную роль в разработке инвестиционных проектов (ИП) Примером этого может служить программный комплекс инвестиционного проектирования PROJECT EXPERT [3]. Однако существующие средства моделирования ИП ограничены возможностями традиционного математического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.