будут нанесены обозначения природных ресурсов и оценка численности трудовых ресурсов, а также условные обозначения действующих предприятий и предполагаемых к реализации проектов, то есть будет разработана карта размещения и развития трудовых ресурсов региона с учетом планов социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми.
Сигова С. В., Гуртов В. А. Возможности составления прогноза баланса трудовых ресурсов России // Спрос и
предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докл. по матер. VII Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2010. — Кн. 1. — С. 258-278. Струмилин С. Г. Перспективы развертывания народного хозяйства СССР на 1926-27/1930-31 годы. Материалы центральной комиссии по пятилетнему плану / под ред. С. Г. Струмилина. — М.: «Госплан СССР», 1927. — С. 13. Юсупова И. В., Власова А.В. Роль и место прогноза баланса трудовых ресурсов в оценке процессов, происходящих и ожидаемых на рынке труда Республики Коми // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век : мат-лы междунар. науч.-практ. конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.). - Кемерово: КРИРПО, 2013. - С. 128-133.
УДК/uDC 377:005
В. В. Окружнов V. Okruzhnov
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛьНОЙ ОРГАНИЗАцИЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ
железной дороги на основе менеджмента качества. swot-анализ учреждения
IMPROVING THE MANAGEMENT SYSTEM OF TRAINING FOR THE wEST-SIBERIAN RAILwAY ON THE BASIS OF QuALITY MANAGEMENT BY THE PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATION. SwOT-ANALYSIS OF THE INSTITuTION
В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы управления профессиональной образовательной организацией на основе менеджмента качества. Показан опыт составления SWOT-анализа образовательной организации.
The article deals with the problem of improving the management of professional educational organization based on quality management. The experience of drafting the SWOT-analysis of the educational institution is shown.
Ключевые слова: образовательная организация, управление, менеджмент качества, SWOT-анализ, ключевые факторы успеха.
Keywords: educational organization, management, quality management, SWOT-analysis, key success factors.
Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высо-
чайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику нового века.
Тем не менее, как свидетельствует отечественная и зарубежная практика, государственный контроль качества образования не может в полной мере обеспечить выполнение современных требований потребителей образовательных услуг и полную реализацию современных принципов менеджмента качества в деятельности образовательных организаций. С точки зрения TQM образовательная организация должна рассматриваться как равноправный член группы партнеров (заинтересованных сторон), объединенных общими интересами и представляющих определенную среду взаимодействия. К таким партнерам, наряду с поставщиками и потребителями (клиентами), относятся также и собственные сотрудники, инвесторы и, наконец, общество в целом (рис. 1).
Рис. 1. Системная модель образовательной организации с точки зрения TQM
Таким образом, философия управления образовательной организацией определяет стратегию, политику и цели для руководства организации. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений. В ходе рабочих процессов создаются все материальные и нематериальные активы, поэтому процессы необходимо рассматривать как центральный элемент всех подсистем организации, объединяющий все остальные части системы: руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной структуры.
Основные принципы, на которых должна строиться система менеджмента качества (СМК) образовательных организаций, совпадают с базовыми принципами менеджмента качества, указанными в стандарте «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и определенными для того, чтобы высшее руководство вуза могло использовать их с целью улучшения деятельности организации.
В основу работы необходимо положить следующие принципы: ориентация на потре-
бителя; лидерство руководства; вовлечение сотрудников; процессно-ориентированный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах и данных; взаимовыгодные отношения с партнерами (рис. 2).
Исходя из стратегического планирования в контексте OSM можно точно сформулировать цель образовательной организации: оказание образовательных услуг для предприятий Западно-Сибирской железной дороги и населения региона и подготовка конкурентоспособных выпускников.
Определив цель деятельности образовательного учреждения, имеем возможность выявить и сформулировать ключевые факторы успеха техникума (КФУ). К ним относят небольшое число жизненно важных процессов, функций, методов, технологий; навыков, умений; ресурсов; условий, эффективное развитие которых обеспечивает успех фирмы у выбранной целевой группы потребителей. Ключевыми факторами успеха (КФУ) образовательного учреждения среднего профессионального образования «Беловский техникум железнодорожного транспорта» являются: новизна и ка-
\ ТОМ / \
Социальная \ / „
\ / Научно-образовательная
система \ / система
Уверенное руководство Ориентация на сотрудников, их вовлечение и мотивация, повышение квалификации Непрерывное улучшение и инновации в образовании Ориентация на группы потребителей Ответственность перед обществом
Стратегическое планирование Операционное планирование Проектное планирование Планирование работ (заданий)
Корпоративное сотрудничество с предприятиями промышленности и сферы услуг, исследовательскими институтами, органами государственного управления
Рис. 2. Структура «дома качества» образовательной организации
чество образовательных услуг, качественная подготовка конкурентоспособных выпускников; постоянная поддержка от потенциальных работодателей, социальных партнеров; расширение перечня предлагаемых образовательных услуг с учетом развития региона и железнодорожного транспорта; эффективность процесса селекции и удержания талантливых преподавателей.
Согласно реализуемой цели и КФУ можно рассмотреть и построить операционный треугольник эффективности (рис. 3, 4).
Рис. 4. Треугольник операционной эффективности «Беловский техникум железнодорожного транспорта»
Рис. 3. Треугольник операционной эффективности
Далее остановлюсь на системной модели (СБМ). Основными факторами и динамическими связями, определяющими характер стратегической ситуации в образовательной органи-
зации, является важность и срочность перемен в организации, которые возможно рассмотреть на примере порочного круга деградации образовательной организации (рис. 5-7).
Рис. 5. Стратегия преобразований — разрыв порочного круга
Низкий спрос на выпускников БТЖТ по отдельным профессиям
Рис. 6. Важность и срочность перемен — порочный круг деградации БТЖТ
Рис. 7. Стратегия преобразований — индикаторы продвижения — успеха
Исходя из важности и срочности перемен, можно построить порочный круг деградации образовательной организации БТЖТ. С учетом порочного круга можем утверждать, что для стратегического приведения системы в качественную по условиям TQM в системе необходимо разработать стратегию преобразований системы образовательной деятельности с применением проектов «прорывов». Таким образом, считаем возможным и необходимым применить три основных «прорыва» для приведения системы в качественную. Первый прорыв связан с привлечением в образовательную организацию молодых квалифицированных педагогических работников. Скорее всего, этот прорыв будет связан с возможностями увеличения заработной платы и поддержкой молодых специалистов путем установления индивидуальных (персональных) коэффициентов к окладу и стимулирующих надбавок, что, безусловно, позволит привлечь молодые профессиональные кадры в организацию и стимулировать их желание повышать профессиональную квалификацию. Второй
прорыв стратегии преобразований и индикаторов продвижения и успеха связан с низкой привлекательностью техникума для талантливой молодежи. В этом направлении главную роль играют социальные партнеры, для которых образовательная организация готовит высококвалифицированные кадры. Важным является заключение с предприятиями долгосрочных целевых договоров на дальнейшее трудоустройство и оплачиваемую производственную практику. Стопроцентное трудоустройство выпускников позволит привлечь наиболее талантливых студентов в образовательную организацию и увеличить спрос на предлагаемые профессии и специальности. Третий прорыв связан со слабым финансированием образовательной деятельности. В этом направлении основополагающими являются развитие сети дополнительных платных образовательных услуг и достаточное количество студентов для целевого финансирования. Образовательная организация систематически должна выполнять требования рынка труда, вести гибкую политику в образовании и подготовке профес-
сионалов. Для этого необходимо расширить спектр оказания образовательных услуг с учетом требования регионального рынка труда. В результате количество средств от внебюджетной деятельности должно возрастать, и эти средства должны направляться на развитие материальной базы образовательной организации. Таким образом, при учете трех основных прорывов порочный круг деградации образовательной организации будет разомкнут, система станет стабильной.
Проекты «прорывов», предусмотренные в стратегии образовательной организации среднего профессионального образования «Беловский техникум железнодорожного транспорта»: «Совершенствование и развитие новых образовательных форм и наполнения программ»; «Формирование системы привлечения в техникум талантов»; «Развитие современного информационного научно-образовательного пространства техникума»; «Повышение профессиональных компетенций педагогических работников через стажировки на передовых предприятиях реального сектора экономики»; «Привлечение крупных предприя-
Разрабатывая программу развития техникума, целесообразно:
• определить достоинства и недостатки (сильные и слабые стороны) ее воспитательно-образовательного процесса относительно выполнения миссии (высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
• оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, в котором работает (будет работать) техникум; постараться определить, какие возможности есть у техникума и каких угроз ему следует опасаться.
тий Западно-Сибирской железной дороги — социальных партнеров для организации практики и участия в развитии материальной базы».
Модель стратегии на основе TQM при определенной доработке и апробации может использоваться в воспитательно-образовательном процессе, как и в процедуре лицензирования образовательной деятельности при оценке глубины внедрения единых подходов к обеспечению качества образовательной организации.
Для проведения оценки непосредственно образовательной среды техникума и ближайшего социума в стратегическом менеджменте желательно использовать технологию SWOT-анализа — анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы. Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности, в том числе и к образовательной организации. Пример оформления результатов SWOT-анализа техникума показан в таблице.
По результатам SWOT-анализа разработчики программы развития техникума отвечают на главные вопросы:
• какие сильные стороны воспитательно-образовательного процесса техникума должны быть усилены за проектируемый период;
• какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
• что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей;
• как противостоять внешним угрозам.
Таблица
Рабочая таблица оформления результатов SwOT-анализа
Сильные стороны Слабые стороны
Сплоченность и работоспособность коллектива Преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу
Высокий авторитет директора в техникуме Низкая мотивация студентов к учебному процессу
Возможности Угрозы (ограничения)
В результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления Разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в образовательные организации с большим количеством учащихся
В результатах взаимодействия заинтересованы организации дополнительного образования района Асоциальные группировки могут оказывать негативное влияние на студентов
Статус ОО, состояние воспитательно-образовательной системы и прогноз возможных изменений в ней определяют миссию техникума.
Миссия техникума — максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков и заказчиков ОУ, ориентированных на формирование высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих.
1. Вавилова Л. Н., Гуляева М. А. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализа-
ции ФГОС нового поколения : метод. рекомендации. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.
2. Горшкова М. В. Особенности внедрения ФГОС в системе среднего профессионального образования // Профильная школа. — 2013. — № 2. — С. 31-33.
3. Руднева Е. Л., Костюк Н. В., Кузнецова И. Ю. Педагог и обучающийся: жизненные и профессиональные ценности в условиях интеграции начального и среднего профессионального образования : моногр. — Кемерово : Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2010. — 132 с.
4. Экономика социальной сферы : учеб. пособие / В. Г. Игнатов, Л. А. Батурин и др. — Ростов-на-Дону : МарТ, 2013. — 155 с.
5. Нецветаев А. Г, Рубаник Ю. Т, Михальченко В. В. Кризис угледобывающей отрасли и современная теория управления. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 1998. — 92 с.
УДК/uDC 377-057.87 Н. О. Хлупина
№dezhda Khlupina
формирование общих и профессиональных компетенций при самостоятельной работе студентов
ORGANIZATION OF STuDENTS' INDEPENDENT wORK ON THE FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES
Статья посвящена изучению и анализу организации самостоятельной работы студентов в колледже, способствующей формированию общих и профессиональных компетенций. Предлагаются результаты опроса студентов по использованию разных видов самостоятельной работы при ее организации.
The article is devoted to the study and analysis of the independent work of students' structuring in college, enabling the establishment of general and professional competencies. Available results of a survey of students by the use of different types of independent work in its organization.
Ключевые слова: организация самостоятельной работы, компетенции, управление учебной деятельностью, виды самостоятельной работы, ранжирование.
Keywords: independent work structuring, competence, management training activities, the types of independent work, ranking.
Вызовы времени диктуют вновь обращаться к проблеме организации самостоятельной работы студентов. В современном динамично развивающемся обществе приобретенные знания и умения быстро устаревают, следовательно, без способности к самообразованию
специалист не может отвечать современным требованиям.
В ФГОС среднего профессионального образования (СПО), в пункте 7.1 требованием к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) выступает обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. Автор статьи полагает, что существующий подход к организации самостоятельной работы на современном этапе оказывается малоэффективным и не обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, что приводит к необходимости пересмотра и изменения психолого-педагогических условий организации самостоятельной работы студентов. В процессе организации обучения, основанного на компетентностном подходе, на первый план выходят:
• самостоятельная познавательная деятельность студента;
• активность обучающегося при овладении содержанием профессионального образования;
• максимальный учет индивидуальных особенностей личности;
• комплексность получения знаний и др. [1].