ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION
УДК/UDC 377(571.17) А. А. Зеленин, Д. Г. Кочергин, В. А. Овчинников
A. Zelenin, D. Kochergin, V. Ovchinnikov
НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЗБАССА В 1991-1999 ГГ.
ELEMENTARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN KUZBASS DURING THE PERIOD 1991-1999
Введение. Советский период стал временем становления и стремительного развития системы профессионального образования Кузбасса. Однако на фоне нарастания турбулентности социально-экономической обстановки в конце 1980-х гг. в профессиональном образовании СССР проявились черты системного кризиса, которого не избежал и Кузбасс. Кризисные явления не были и не могли быть самостоятельно разрешены при переходе к рынку, а, напротив, были воспроизведены в новых социально-экономических реалиях.
Методология. Цель настоящей работы — заполнить лакуну в комплексном изучении региональной истории профессионального образования, рассмотреть специфику протекания адаптационных процессов в кузбасской профессиональной школе в условиях радикальной трансформации социально-экономических отношений в России в 1991-1999 гг. Исследование носит междисциплинарный характер, строится на сочетании исторического, социально-экономического и педагогического анализа развития системы образования. Источниковую базу исследования составляет комплекс опубликованных и еще не введенных в научный оборот документов (текущих архивов департамента образования и науки Кемеровской области и профессиональных образовательных организаций).
Результаты заключаются в выявлении центральных тенденций развития системы профессионального образования Кузбасса в 1990-1999 гг., позволивших ей адаптироваться к рыночным принципам функционирования (в том числе: диверсификация образовательных услуг, развитие производственной деятельности, новые формы взаимодействия с реальным сектором экономики). Также установлены побочные эффекты несистемной адаптации региональной системы профобразования к рынку, со временем приобретшие характер дисфункции.
Заключение. Особенности развития региональной системы профессионального образования в постсоветский период обусловлены процессами адаптации к рыночным отношениям. Многие из возникших на данном этапе проблем остаются нерешенными и к настоящему времени.
Introduction. The Soviet period was the time of establishment and rapid development of Kuzbass vocational education system. However, against a background of escalating of turbulence of
social and economic environment in the late 1980s the features of systemic crisis appeared in the USSR vocational education, and Kuzbass did not escape them. The crises were not and could not be solved on their own in the transition to the market, but, on the contrary, they were reproduced in new social and economic realities.
Materials and Methods. The goal of this article is to fill in the lacuna in a complex study of regional history of vocational education, to consider the specificity of adaptation processes' behavior at Kuzbass vocational school in the conditions of radical transformation of social and economic relations in Russia in the period 1991-999. The research is interdisciplinary, based on the combination of historical, social and economic and pedagogical analysis of the development of education system. The base of research sources is a complex of published documents and ones which have not been introduced in scientific circulation yet (current archives of Education and Science Department of Kemerovo region and vocational and educational organizations).
Results. The results consist in identification of central trends of the development of Kuzbass vocational education system during the period 1991-1999, which let it adapt to the market principles of operation (such as diversification of educational services, development of production operation, new forms of cooperation with the real sector of the economy). Also, some side effects of non-systemic adaptation of regional system of vocational education to the market, which later had the character of dysfunction, have been identified.
Conclusions. The peculiarities of the development of regional vocational education system in postSoviet period are due to the processes of adaptation to the market relations. Most of problems that had arisen at this stage have not been solved yet.
Ключевые слова: Кузбасс, начальное и среднее профессиональное образование, постсоветский период, тенденции развития, адаптация к рынку.
Keywords: Kuzbass, elementary and secondary vocational education, post-Soviet period, development trend, adaptation to the market.
Введение
В годы первых советских пятилеток форсированная индустриализация Кузбасса привела к созданию мощного территориально-отраслевого промышленного комплекса, обеспечивавшего вторую по объемам добычу угля в Советском Союзе. В военное время Кузбасс обеспечивал углем 76,5 % всех потребностей металлургической промышленности, 50,4 % — авиационной, 41 % — по производству боеприпасов, 42 % — потребностей железнодорожного транспорта [24]. Послевоенная эпоха стала временем динамичного социально-экономического развития региона: в структуре экономики сохранилось преобладание отраслей тяжелой промышленности, перепрофилированных на выпуск продукции для нужд мирного времени.
Экстенсивное индустриальное развитие Кузбасса с каждым годом требовало все больше трудовых ресурсов. В первой четверти XX в. образовательная инфраструктура в регионе не получила значительного развития: в 1927-1928 гг. вся сеть профессионально-технического образования региона состояла из 17 школ, в которых обучались всего 740 человек, а средние специальные образовательные учреждения вообще отсутствовали [2, c. 33]. Поэтому советской власти пришлось создавать ее фактически с нуля. Развитие профессионального образования Кузбасса до Великой Отечественной войны шло по пути создания новых учреждений, готовивших квалифицированных рабочих и специалистов преимущественно для угледобычи и металлургической промышленности, в послевоенное время курс на расширение масштабов образовательной системы продолжился. В большинстве случаев новые учреждения размещались в крупных населенных пунктах для удовлетворения возрастающих потребностей в квалифицированных кадрах расположенных здесь промышленных предприятий. В результате инфраструктура профессионального образования региона приобрела ярко выраженный отраслевой характер, при этом наиболее тесная связь формировалась между средними специальными образовательными учреждениями и базовыми предприятиями, определяющими заказ на подготовку работников.
В целом, советский период для Кузбасса стал временем становления и стремительного развития региональной системы профессионального образования. По размерам сети профессиональных образовательных учреждений Кузбасс, еще не так давно находившийся в числе аутсайдеров, со временем стал одним из лидеров среди регионов Западной и Восточной
Таблица 1
Количество учреждений профессионального образования в Западно- и Восточно-Сибирском районах РСФСР в 1990 г.*, ед.
Регион Количество образовательных учреждений
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование
Западно-Сибирский район 482 255 53
Алтайский край 95 49 8
Кемеровская область 97 58 7
Новосибирская область 98 54 15
Омская область 79 37 10
Томская область 45 20 6
Тюменская область 68 37 7
Восточно-Сибирский район 276 171 30
Красноярский край 108 66 13
Иркутская область 77 59 9
Читинская область 37 20 3
Бурятская ССР 44 20 4
Тувинская АССР 10 6 1
Сибири (табл. 1). К началу 1990-х гг. на территории Кемеровской области располагались 12,7 % всех профессионально-технических и 13,6 % всех средних специальных образовательных учреждений Сибири (больше — только в Красноярском крае). 97 профессионально-технических училищ, 58 техникумов и училищ успешно справлялись с кадровым обеспечением экономики региона.
В 1980-1990-е гг. российские регионы с промышленной экономической специализацией оказались в тяжелейшем положении, не стал исключением и Кузбасс. С 1989 г в Кемеровской области начался спад во флагманской отрасли — угольной. Имели место: снижение объемов добычи, преобладание выбытия мощностей над введением новых, высокий износ техники и значительная доля отстающих предприятий. Еще до распада СССР в январе 1987 г. угольная промышленность страны стала переходить на новые условия хозяйствования, предполагавшие усиление экономических рычагов, расширение прав и самостоятельности предприятий. Повышения эффективности производства за этим не последовало, поскольку все основные атрибуты системы (монополия ведомства, бюрократические методы руководства) остались неприкосновенны [6, с. 228].
На фоне нарастания турбулентности социально-экономической обстановки в СССР в конце 1980-х гг. четко проявились и черты кризиса советской системы профессионального образования, которая окончательно исчерпала ресурс экстенсивного роста и не смогла перейти к интенсивному развитию. Система среднего специального образования не смогла занять отведенного ей центрального места в подготовке квалифицированных кадров для экономики СССР: практика занятия специалистами с высшим образованием рабочих мест, требующих более низкого уровня образования, со временем получала все большее распространение в стране, что девальвировало
* Рассчитано нами по: Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. : стат. ежегодник. М., 1991. 592 с.
ценность среднего специального образования [1, с. 18]. Эти негативные тенденции развития профессионального образования не были и не могли быть самостоятельно разрешены при переходе к рынку, а, напротив, были воспроизведены в новых социально-экономических реалиях.
Методология и методы
Для прогноза развития и разработки долгосрочной программы модернизации системы профессионального образования необходимы комплексные междисциплинарные исследования, нацеленные на анализ 30-летнего реформирования профессиональной школы, как на федеральном, так и региональном уровнях. Результаты этих исследований должны помочь избежать повторения уже совершенных ошибок и учесть специфику и ресурсы отечественного профессионального образования.
В большинстве опубликованных научных работ, посвященных постсоветскому этапу развития профессионального образования, рассматриваются общие закономерности процессов реформирования системы образования, ее адаптации к рыночным условиям функционирования [7; 8; 17]. Региональные системы профессионального образования крайне редко являются предметом детальных исследований.
В Кемеровской области на протяжении последних лет реализуется научный проект по изучению истории профессионального образования в регионе, в рамках которого вышли в свет монографии по истории и современному состоянию горного, металлургического, химического и педагогического профессионального образования [2; 3; 23]. Цель настоящей работы — заполнить лакуну в комплексном изучении региональной истории профессионального образования и системном анализе исторических процессов, рассмотреть специфику протекания адаптационных процессов в кузбасской профессиональной школе в условиях радикальной трансформации социально-экономических отношений в России в 1991-1999 гг.
Источниковую базу исследования составляют как опубликованные, так и еще не введенные в научный оборот документы текущих архивов департамента образования и науки Кемеровской области и профессиональных образовательных организаций: государственные законодательные акты; нормативно-правовые и программные документы; делопроизводственные материалы; статистические и справочно-информационные материалы (статистические обзоры, отчеты, справки, доклады); периодическая печать и интернет-ресурсы. Среди опубликованных источников необходимо выделить тексты концепций, программ развития образования, отражающие причины, ход и содержание реформ профессионального образования в 1990-е гг., законодательные акты, статистические отчеты. Данная источниковая база репрезентативна и позволяет решить задачи, поставленные в исследовании.
Результаты
После распада СССР социально-экономическая ситуация в Кемеровской области оставалась крайне нестабильной. В соответствии с Указом Президента РФ от 1.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» был запущен второй этап акционирования, который в равной мере относится к предприятиям всех отраслей промышленности. Приватизация шахт, разрезов и промышленных предприятий в Кузбассе приобрела массовый характер, к марту 1993 г. все ассоциации, концерны, корпорации и производственные объединения были преобразованы в акционерные общества. К началу 1994 г. акционирование в большинстве отраслей Кузбасса было завершено.
Период 1990-х гг. стал наиболее сложным в новейшей истории Кемеровской области. Разрыв ранее налаженных связей, значительный износ оборудования, недостаточное финансирование привели к резкому сокращению основных производственных мощностей Кузбасса. В процессе рыночного реформирования эффективность региональной экономики постоянно снижалась, при этом одним из лидеров по падению объемов производства стала угольная промышленность. В результате назрела необходимость в структурной перестройке всей отрасли, впоследствии воплотившаяся в концепцию ее реструктуризации. Несмотря на благие цели, первый этап реструктуризации ознаменовался массовым закрытием шахт: всего в Кузбассе в 1993-1997 гг. были закрыты 43 шахты. Добыча угля в бассейне упала на 23,6 %, еще больше, на 31,2 %, снизилась добыча коксующихся углей [6, с. 229]. К середине 1997 г. Кузбасс был одним из наиболее кризисных регионов России [10].
Как справедливо отмечал Э. Д. Днепров, «маховик рыночных реформ резко обострил ситуацию в образовании, сменив на время задачи стабилизации и развития образовательной системы драматической задачей ее выживания» [5, с. 121]. Деятельность системы профессионального образования Кузбасса в пореформенный период осуществлялась на фоне деградации реального сектора региональной экономики. Разрыв устоявшихся связей между образовательными учреждениями и базовыми предприятиями стал для Кузбасса наиболее тяжелым в связи со сформировавшейся в советский период узкоотраслевой ориентацией и жесткой территориальной привязкой системы профессионального образования к крупным промышленным предприятиям. Разумеется, такая система не была приспособлена к деятельности в рыночных условиях, поэтому 1990-е гг. стали временем ее адаптации к рынку путем болезненной трансформации.
Основной проблемой системы образования, обострившейся в пореформенный период, стала нехватка финансовых ресурсов. Нельзя утверждать, что финансовое обеспечение образования было приоритетом советской экономики — здесь оно также финансировалось по остаточному принципу. Несмотря на это, СССР удалось создать разветвленную сеть образовательных учреждений, периодически обновлять их материально-техническую базу в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, что было невозможно без колоссальных инвестиций. Реальные государственные расходы на образование в России после распада СССР ежегодно снижались так быстро, что к 1999 г. составляли лишь 43 % от расходов РСФСР в 1991 г. В таких финансовых условиях не могло идти речи о развитии сети государственных образовательных учреждений: резко сократился ввод в действие новых объектов системы образования, увеличивалась доля зданий, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта [4, с. 124]. В пореформенный период российское государство не справлялось даже с поддержанием материальной базы образования, созданной в советский период.
Кемеровская область стала одной из первых в России, приступивших к регионализации системы профессионального образования. Уже в начале 1990-х гг. большинство учреждений НПО Кузбасса перешли в ведение региональных органов исполнительной власти [16]. Регион принимал участие в экспериментах по переходу начального профессионального образования на финансирование из регионального бюджета [7, с. 579]. Однако все это не оказывало существенного позитивного влияния на уровень финансирования системы профессионального образования региона. В 1993-1998 гг. кузбасские образовательные учреждения, как и большинство учреждений других регионов России, финансировались по защищенным статьям (заработная плата работников с начислениями, стипендия обучающихся). Даже с выплатой заработной платы имелись существенные проблемы: ее начисление было несвоевременным, формировались долги учреждений перед педагогами, погашение которых растягивалось на несколько месяцев. Руководство учреждений стремилось сгладить неблагоприятную ситуацию в сфере оплаты труда: часть долгов выплачивалась продовольственными и другими товарами народного потребления, которые учреждения получали путем различных бартерных схем.
Отсутствие финансирования по остальным статьям привело к устареванию материально-технической базы учреждений системы профессионального образования Кузбасса. Ситуация также обострялась тем, что многие предприятия прекратили передачу оборудования на баланс учреждений, а также сырья и материалов для практического обучения. В результате выпускники образовательных учреждений не получали навыков работы на современном оборудовании, не были знакомы с современными технологиями, а значит, теряли конкурентоспособность на рынке труда.
В условиях финансового кризиса обострилась проблема кадрового обеспечения, доставшаяся пореформенной системе профессионального образования в наследство от позднесоветской эпохи. Наибольшие трудности испытывали учреждения НПО, поскольку отток квалифицированных мастеров производственного обучения в 1990-е гг. из сферы образования ускорился. Причина этого видится в крайне низкой заработной плате данной категории работников, получившей закрепление и в новой системе тарифно-квалификационных характеристик работников учреждений образования.
Либерализация сферы образования в 1990-е гг. привела к формированию рынка образовательных услуг, усилив конкуренцию между образовательными учреждениями различных типов и уровней. В отличие от российской системы профессионального образования в целом в советскую эпоху в Кузбассе сформировалась более соответствовавшая требованиям региональной экономики структура профессионального образования. Так, в 1990 г. в регионе на одного выпуск-
ника с высшим образованием приходилось 2,3 специалиста среднего звена и 4,5 квалифицированного рабочего, тогда как в среднем по РСФСР эти соотношения были значительно смещены в сторону высшей школы (1 : 1,58 : 3,2). В результате к началу реформ в системе профессионального образования сегмент высшего образования был менее развит по масштабам, чем во многих индустриально развитых регионах, в том числе соседних (Новосибирская и Томская области).
Это состояние расценивалось представителями высшей школы как возможность для развития, притом что в условиях дерегулирования системы образования отсутствовали силы, способные помешать таким планам. Если в начале 1990-х барьерами развития были общая неопределенность социально-экономической ситуации и постоянные изменения управляющих структур системой высшего образования, то к середине 1990-х они фактически были сняты. В результате в 1995-1999 г началась экспансия высшей школы на рынке образовательных услуг Кузбасса: были созданы 2 государственных и 2 негосударственных вуза, открылись многочисленные филиалы и представительства вузов, расположенных в других регионах. В соответствии с этим менялась и численность получающих высшее образование. Если в 1991 г. на 10 000 населения Кузбасса приходилось 132 студента высшей школы, то к 1999 г., испытав небольшое сокращение в 1992-1994 гг., их число возросло до 173 (рис. 1).
Конечно, с формальной точки зрения повышение образовательного уровня населения должно способствовать росту социально-экономического потенциала региона. К сожалению, на деле ситуация обстояла иначе: качество высшего образования снижалось в связи с неоправданно быстрым ростом числа государственных высших учебных заведений и их филиалов, массовым открытием коммерческих вузов, распространением заочного обучения и коммерческого приема. Не менее тяжелым социально-экономическим последствием «массовизации» высшего образования стала системная дисфункция рынка труда — постепенная утрата связи между квалификационными характеристиками работников и требуемым уровнем образования. Эта черта проявилась уже в СССР, где многие специалисты с высшим образованием (в особенности инженеры) выполняли работу, не требующую соответствующего уровня квалификации. При этом в 1990-е гг. практика трудоустройства выпускников вузов не по специальности и на должности, не требующие высшего образования, приобрела характер нормы.
Учреждения начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) региона, лишившись заказов предприятий на подготовку кадров, были вынуждены конкурировать за абитуриентов между собой и с высшей школой. В результате в наименее выгодном положении оказа-
■НПО ■СПО ■ВПО
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Рис. 1. Динамика численности студентов по уровню образования на 10 тыс. населения Кемеровской области в 1991-1999 гг.*
* Рассчитано нами по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2000. М., 2000.
лась система НПО. Численность студентов, получающих рабочие профессии, продолжала устойчиво снижаться до второй половины 1990-х: в 1991 г. в Кузбассе на 10 000 человек приходилось 144 студента учреждений НПО, в 1993 г. — 138 студентов, в 1996 г. — 131. По удельным масштабам подготовки рабочих система НПО достигла значений 1991 г. только к началу XXI в. Схожая динамика характерна и для системы СПО, где численность студентов сначала снизилась с 156 (1991 г.) до 138 (1995 г.), а затем, к 1999 г., вернулась на прежний уровень. В результате 1990-е гг. в Кузбассе стали периодом изменения уровневой структуры профессионального образования, по итогам которого главную роль в подготовке квалифицированных кадров для экономики заняли высшее и среднее профессиональное образование.
Нельзя не заметить, что рассмотренное изменение «баланса сил» в региональной системе профессионального образования не привело к радикальному сокращению сети учреждений НПО. В 1991 г. в Кузбассе действовали 97 профессионально-технических образовательных учреждений, через четыре года их число уменьшилось на 11, а еще через четыре года вновь увеличилось, достигнув 92 (рис. 2). В этот период изменение сети учреждений НПО шло преимущественно по пути объединения территориально и профильно схожих учреждений, что позволяло сохранять их материально-техническую базу, а в случае неэффективности объединения или изменения обстановки — разделять на самостоятельные единицы.
Несмотря на общую негативную динамику развития, удавалось сохранять контингент обучающихся: в 1991 г. в учреждениях НПО учились 42,7 тыс. человек, к 1995-1996 г. их численность снизилась до 40,1 тыс., а затем, к 1999 г., возросла до 43,3 тыс. человек. Численность выпускников учреждений НПО за этот период устойчиво снижалась: выпуск 1991 г. составлял 25,2 тыс. человек, в 1999 г. учреждения подготовили лишь 22 тыс. квалифицированных рабочих и служащих. Причина этого кроется в отмеченной ранее тенденции увеличения сроков обучения по программам НПО. Таким образом, в 1990-е гг. системе НПО Кузбасса в целом удалось сохраниться, чему способствовала значительная инерционность образовательных отношений в этом периоде. Необходимо отметить и вклад региональных органов государственной власти, которые даже в условиях деиндустриализации экономики региона выступали за сохранение начального профессионального образования [12].
Число организаций Численность обучающихся Численность принятых на обучение Численность выпускников
Рис. 2. Динамика количественных показателей системы НПО Кемеровской области в 1991-1999 гг.*
* Рассчитано нами по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2000. М., 2000.
В пореформенный период система среднего профессионального образования в Кузбассе, как и в других регионах России, находилась в ведении отраслевых министерств и других федеральных структур. В 1990-е гг. деятельность учреждений СПО разворачивалась на фоне постоянной реорганизации министерств и ведомств, сопровождавшейся изменением учредителей техникумов и училищ. Образовавшийся вакуум управления дал учреждениям существенную свободу действий. При этом федеральные государственные структуры в борьбе за бюджетные ассигнования стремились сохранить сеть подведомственных учреждений СПО, что привело к консервации системы среднего образования и в Кемеровской области. Так, число учреждений СПО в регионе оставалось практически неизменным (58 — в 1991 г., 57 — в 1999 г.). Контингент студентов первоначально сократился с 48,8 тыс. человек (1991 г.) до 42,4 тыс. человек (1994 г.), а затем постепенно вернулся на прежний уровень и превзошел его в 1999 г., составив 50,7 тыс. человек (рис. 3).
Тенденция к формированию многоуровневого образования, характерная для России, стала важной чертой кузбасской системы профессионального образования в 1990-е гг. Профессиональные училища преобразовывались в лицеи, открывая возможность освоения конкретной профессии повышенного уровня квалификации и последующего получения среднего профессионального образования по ускоренной программе. Техникумы и училища получали статус колледжей, которые могли реализовывать углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Это приводило к снижению общего выпуска квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, но повышало качество получаемого ими профессионального образования, делало их более конкурентоспособными на рынке труда.
Одним из первых кузбасских учреждений, изменивших свой тип, стал Кузнецкий металлургический техникум. В 1991 г. техникум вошел в общесоюзный эксперимент по созданию высших профессиональных училищ на базе передовых профессионально-технических и средних специальных образовательных учреждений и был реорганизован в Кузнецкий металлургический колледж.
В пореформенный период в числе первых меняли свой тип техникумы, готовившие кадры для угольной промышленности Кузбасса, чему способствовала их развитая материально-техническая
Система СПО Кемеровской области в 1991-1999 гг.
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Число организаций Численность обучающихся Численность принятых на обучение Численность выпускников
Рис. 3. Динамика количественных показателей системы СПО Кемеровской области в 1991-1999 гг.*
* Рассчитано нами по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2000. Москва, 2000.
база, сформировавшаяся в советский период. Так, например, одно из старейших учреждений среднего профессионального образования в регионе — Прокопьевский горный техникум — на основании приказа Минтопэнерго РФ от 13.081992 № 116 а был реорганизован в Прокопьевский горнотехнический колледж. В 1990-е гг. он сохранял статус базового учреждения Министерства энергетики по Сибирскому региону [22, с. 57]. Кемеровский горный техникум получил статус колледжа на год позднее (1993 г.). В том же году на основании приказа Минтопэнерго РФ от 23.071993 № 174 Ленинск-Кузнецкий горный техникум был реорганизован в Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж [22, с. 50].
Динамичность изменения типов учреждений профессионального образования в 1990-е гг. хорошо иллюстрирует пример Профессионального училища № 57 (г. Новокузнецк), реорганизованного в 1998 г. в Профессиональный лицей № 57 и уже через год, в 1999 г., получившего статус колледжа. Он одним из первых в Кузбассе сумел выстроить систему непрерывного образования, предоставляя возможность получения ускоренного высшего профессионального образования на основе договоров с Сибирским государственным индустриальным университетом, Кузбасским государственным техническим университетом, Кемеровским государственным университетом и вузами Томской области [9, с. 21]. К концу 1990-х гг. многие учреждения СПО Кузбасса сумели наладить взаимодействие с вузами по похожей схеме.
Особый интерес представляет изменение отраслевой структуры подготовки кадров в системе профессионального образования Кузбасса в постсоветский период. В советские годы региональная система профобразования приобрела узкоотраслевой характер, в рамках которой набор в учреждения НПО и СПО производился в соответствии с перспективными потребностями базовых предприятий, в связи с чем к началу 1990-х гг. структура подготовки кадров была значительно смещена в сторону промышленности. Доля выпуска промышленных рабочих и специалистов среднего звена в общем выпуске кузбасской системы начального и среднего профессионального образования существенно превышала средние по РСФСР значения (в особенности это характерно для среднего профессионального образования).
В условиях перехода к рынку отраслевая структура профессиональной подготовки в регионе по-прежнему демонстрировала стабильность: деиндустриализация экономики фактически не оказывала существенного влияния на профиль выпуска кадров учреждениями профессионального образования Кузбасса. Например, в 1994 г. в структуре выпуска учреждений НПО преобладали рабочие для различных отраслей промышленности (металлургия, машиностроение, угледобыча), на них приходилось 25,2 % выпускников (рис. 4).
К 1999 г. доля промышленных рабочих в общем выпуске квалифицированных рабочих в Кемеровской области сократилась всего на 0,5 % и составила 24,7 %. В этот период несколько снизилась подготовка рабочих и служащих для сельского хозяйства (-1,2% в структуре выпуска), транспорта (-0,7 %), индустрии питания (-0,9 %). При этом увеличилась доля подготовленных работников сервиса и обслуживания (+2,2 %), а также других отраслей (+0,9 %), в том числе торговли. Такие изменения лишь в общих чертах являлись отражением трансформации структуры региональной экономики. Ситуация осложнялась отсутствием в 1990-е гг. механизмов планирования набора, ежегодного пересмотра его структуры, в результате чего региональная система функционировала в инерционном режиме. Фактические данные говорят о том, что ситуацию существенно не меняла и подчиненность кузбасской системы НПО региональным органам исполнительной власти.
Стабильность была свойственна и структуре выпуска специалистов среднего звена в Кузбассе (рис. 5). В 1991 г. большая часть выпускников (71,2 %) приходилась на учреждения промышленности и строительства, к концу 1990-х гг. ситуация существенно не изменилась. Следует иметь в виду, что в соответствии с советской практикой статистического учета в системе СПО, сохранившейся и в пореформенный период, данные о выпуске отражают не отраслевой профиль подготовки конкретных выпускников, а профиль выпустивших их учреждений СПО. Поэтому эти данные иллюстрируют лишь «побочный» эффект ведомственного характера управления системой СПО на уровне региона: борьба за сохранение плановых цифр приема способствовала консервации отраслевой структуры подготовки кадров.
Негативное влияние данной черты управления системой профессионального образования сдерживалось тенденцией к автономизации деятельности образовательных учреждений, которая позволяла последним диверсифицировать реализуемые ими направления подготовки. Причем
1994
1999
12,7%
4%
10,3%
18,6%
□ Промышленность
□ Строительство
И Сельское хозяйство
а Транспорт
■ Общественное питание
□ Обслуживание и сервис
□ Другие отрасли экономики
9,1%
Рис. 4. Структура выпуска квалифицированных рабочих и служащих учреждениями начального профессионального образования Кемеровской области в 1994 и 1999 гг. *
1991
1999
□ Промышленность и строительство
□ Образование
а Экономика и право в Здравоохранение, физическая культура и спорт ■ Сельское хозяйство
□ Транспорт и связь
□ Искусство
и кинематография
Рис. 5. Структура выпуска специалистов среднего звена по отраслевой специализации образовательными учреждениями Кемеровской области в 1991 и 1999 гг.**
новые направления не обязательно соответствовали отраслевому профилю конкретного учреждения. Например, Беловский энергетический техникум (с 1993 г. — Беловский политехнический колледж) изначально готовил кадры для топливно-энергетического комплекса Кузбасса по четырем специальностям, а в пореформенный период число реализуемых здесь направлений подготовки увеличилось до 11. Помимо соответствующих профилю специальностей, были открыты как общетехнические, так и широко востребованные на образовательном рынке социально-экономические специальности («экономика и бухгалтерский учет», «менеджмент», «финансы») [22, с. 15]. Имели место случаи, когда результатом диверсификации становилась смена отраслевого профиля образовательного учреждения.
В целом диверсификация образовательных услуг стала залогом выживания учреждений профессионального образования в регионе, главным механизмом их адаптации к реалиям рыночной экономики. Но вместе с тем платой за практически неконтролируемое использование учреждениями данного механизма стало дублирование наиболее востребованных направлений подготовки в разных образовательных учреждениях НПО и СПО Кузбасса, в том числе располагавшихся в пределах одного города [15]. К концу 1990-х в регионе сформировался рынок услуг начального и сред-
* Рассчитано по: Сведения о приеме и выпуске кадров учреждениями НПО в 1994-1999 годах // Текущий архив департамента образования и науки Кемеровской области.
** Составлено нами по: Сведения о приеме и выпуске кадров учреждениями СПО в 1991-1999 годах // Текущий архив департамента образования и науки Кемеровской области.
него профессионального образования с неоптимальным территориальным распределением.
Существенной проблемой деятельности кузбасских учреждений профессионального образования в 1990-е гг. стал поиск путей и форм взаимодействия с реальным сектором экономики. В пореформенный период наиболее популярными методами повышения прибыльности хозяйственной деятельности стали различные способы сокращения издержек, при этом в числе первых урезались непроизводственные затраты, в том числе социальные, являвшиеся необходимыми в социалистической экономике. Уже в первые годы существования нового российского государства бизнес дистанцировался от сферы подготовки кадров. Для системы профессионального образования Кузбасса, имевшей узкоотраслевой характер и территориальную привязку к крупным промышленным предприятиям, это стало серьезным ударом.
В 1990-е гг. нормативная база взаимодействия государства и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства фактически отсутствовала. Отраслевые министерства и ведомства были ограничены по возможностям организационного воздействия на бизнес в связи с установкой на либерализацию экономики. При этом бизнес не испытывал недостатка в квалифицированных кадрах в связи с массовым сокращением масштабов производства, сопровождавшимся формированием резерва рабочей силы (то есть ростом безработицы). В результате в сфере взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса не оформились «стандартные» практики и модели, тогда как определяющую роль заняли субъективные факторы: личные особенности руководителей предприятия, наличие неформальных контактов между руководством предприятия и образовательного учреждения и др.
История системы профессионального образования Кузбасса имеет примеры успешного взаимодействия с бизнес-структурами. Одним из них является модель взаимодействия Профессионального лицея № 19 (Кузнецкий индустриальный техникум) и Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК). Лицей стал одним из первых учреждений в регионе, которому удалось не только заключить соглашение о социальном партнерстве с крупным предприятием (1995 г.), но и последовательно реализовывать его положения в своей деятельности. При этом в обязанности лицея входило: согласование учебных планов и программ подготовки квалифицированных рабочих с ЗСМК, включение в учебные программы изучения новой техники и технологий производства, внедренных на ЗСМК, выполнение заказов на изготовление продукции в учебно-производственных мастерских лицея и др. Со своей стороны ЗСМК в соответствии с соглашением должен: формировать заказ лицею на подготовку рабочих кадров и принимать на работу выпускников в соответствии с данным заказом, совместно с лицеем организовывать производственное обучение и стажировку педагогов на своем производстве, по возможности передавать производственное оборудование в аренду на безвозмездной основе, выплачивать именные стипендии студентам лицея и др. [18].
Таким образом, соглашение обозначало весьма широкую область взаимодействия двух структур, что не типично для большинства партнерских отношений в пореформенной системе профессионального образования как в Кузбассе, так и в России. Подобная «эксклюзивность» модели социального партнерства Профессионального лицея № 19 и ЗСМК подтверждается присуждением ее авторам премии Президента Российской Федерации в области образования за 2003 г. [13, с. 69].
Для большинства учреждений сфера реального взаимодействия с предприятиями и организациями была намного уже. Как правило, она ограничивалась организацией производственных практик. Не получила широкого распространения и практика целевой контрактной подготовки специалистов [2, с. 72]. В отсутствии эффективных «стандартных» моделей и институциональных основ выстраивание взаимодействия с бизнесом стало наиболее затруднительным для образовательных учреждений, расположенных в малых городах и сельской местности Кузбасса, где отсутствовали крупные предприятия.
В соответствии со статьями 45 и 47 принятого в 1992 г. Федерального закона «Об образовании» образовательные учреждения получили право на многоканальное финансирование [14]. Одним из основных источников привлечения внебюджетных средств для ряда учреждений НПО и СПО Кузбасса стала организация производственной деятельности в различных формах. Доходы от продажи продукции позволяли поддерживать материальную базу учреждений, повышать заработную плату педагогам, обеспечивать питание обучающихся. Кроме того, такая производственная деятельность обеспечивала получение обучающимися профессиональных навыков, позволяла мастерам производственного обучения не терять свою квалификацию.
Наиболее успешно производственную деятельность в Кузбассе в 1990-х гг. вели учреждения, готовившие кадры для индустрии питания и сельского хозяйства. Интересен опыт Профессионального училища № 78 (Юргинский техникум агротехнологий и сервиса), располагавшего обширным учебным хозяйством — фермерским комплексом в д. Ягодное Юргинского района. В состав комплекса в 1990-е гг. входили зерноток, зерносушилка, зерносклады, пять животноводческих помещений, пункт переработки молока и др. Площадь земельных угодий комплекса увеличилась с конца 1980-х от 230 га до 1500 га в начале 2000-х гг. Здесь возделывались пшеница, ячмень, овес [19]. В целом, фермерский комплекс оставался рентабельным, прибыль направлялась на его развитие и поддержание материальной базы самого училища.
Заключение
К концу 1990-х гг. система профессионального образования Кузбасса сумела адаптироваться к рыночным принципам функционирования. Основными тенденциями ее развития в этот период стали: формирование многоуровневых образовательных учреждений, диверсификация образовательных услуг и изменение профилей подготовки кадров, развитие производственной деятельности, поиск новых форм взаимодействия с реальным сектором экономики.
При этом стали ощутимы и побочные эффекты такой адаптации, со временем приобретавшие характер дисфункции системы образования. К их числу можно отнести:
— дисбаланс уровневой структуры профессионального образования в связи с экспансией высшей школы на рынке образовательных услуг;
— отсутствие воспроизводимых моделей многоканального финансирования;
— отсутствие стандартизированных практик взаимодействия в образовательных учреждениях с бизнесом, преобладание субъективного фактора в таком взаимодействии;
— возрастание неоптимальности территориального распределения сети учреждений в связи с дублированием направлений подготовки в учреждениях;
— отсутствие механизмов изменения структуры подготовки кадров учреждениями профессионального образования.
Экономическая стабилизация в начале 2000-х и попытки перехода государства к стратегическому управлению системой образования стали необходимыми условиями для активизации деятельности региональных структур управления образованием, поиска путей решения проблем развития системы профессионального образования Кузбасса.
Литература
1. Белая книга российского образования : в 2 ч. Ч. 1. М : Изд-во МЭСИ, 2000. 344 с.
2. Блинов А. В., Ермолаев А. Н., Овчинников В. А. История горного начального и среднего профессионального образования в Кузбассе (XVIII - начало XXI вв.). Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2015. 130 с.
3. История начального и среднего профессионального образования Кузбасса: металлургия и химическая промышленность / А. В. Блинов, А. Н. Ермолаев, А. А. Зеленин, В. А. Овчинников. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. 134 с.
4. Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы / О. Н. Болдов, В. Н. Иванов, А. В. Суворов, Т. К. Широкова // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4. С. 122-133.
5. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М. : Интерпракс, 1994. 248 с.
6. Заболотская К. А. Угольная промышленность Кузбасса в условиях постсоветской России // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Т. 9, № 1. С. 227-233.
7. История профессионального образования в России / под науч. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Е. Г. Осовского. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.
8. Кириллов П. В. Государственная политика модернизации профессионального образования в России (конец 1980-х -2005 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2007. 535 с.
9. Кучерявенко Т. А. Реализуем непрерывное профессиональное образование // Профессиональное образование. 2003. № 11. С. 21.
10. Мазикин В. П. Уголь Кузбасса: этапы развития // Уголь. 2003. № 1.
11. Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. : стат. ежегодник. М., 1991. 592 с.
12. Необходимо возродить престиж рабочей профессии: интервью с А. Тулеевым // Независимая газета. 2005. 20 июля.
13. О присуждении премии Президента Российской Федерации в области образования за 2003 год : указ Президента РФ от 25.01.2005 № 79 // Система НПО Кемеровской области. Кемерово : КРИРПО, 2005. С. 69.
14. Об образовании : федер. закон от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета. 1992. 31 июля.
15. Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2007 годы : закон Кемеровской области от 8.12.2005 № 135-ОЗ // Кузбасс. 2005. 16 декабря.
16. Панина Т. С. Нам нужна философия объединения // Учительская газета. 2004. № 39.
17. Попов В. П. Государственная политика развития среднего специального образования в России: исторический опыт и реализация. 1920-2000-е годы : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2007. 525 с.
18. Профессиональный лицей № 19 : буклет. Кемерово, 2004.
19. Райнеш Е. Уроки директора Сьянова // Кузбасс. 2005. 16 февраля.
20. Сведения о приеме и выпуске кадров учреждениями НПО в 1994-1999 годах // Текущий архив департамента образования и науки Кемеровской области.
21. Сведения о приеме и выпуске кадров учреждениями СПО в 1991-1999 годах // Текущий архив департамента образования и науки Кемеровской области.
22. Среднее профессиональное образование Кемеровской области. 75 лет. Кемерово, 2005.
23. Шаляпина И. В. История среднего профессионального педагогического образования в Кемеровской области (19581985 гг.). Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. 196 с.
24. Шуранов Н. П. На угольном фронте. Кемерово, 1975.
References
1. Belaya kniga rossijskogo obrazovaniya [The white book of Russian education]. Pant 1. Moscow, Publishing house MESI, 2000, 344 p. (In Russian).
2. Blinov A. V., Enmolaev A. N., Ovchinnikov V. A. Istoniya gonnogo nachalnogo i snednego pnofessionalnogo obnazovaniya v Kuzbasse (XVIII - nachalo XXI vv) [The histony of mining initial and middle vocational education in Kuzbass (XVIII - beginning of XXI age)]. Kemenovo, KRIRPO, 2015, 130 p. (In Russian).
3. Blinov A. V., Enmolaev A. N., Zelenin A. A., Ovchinnikov V. A. Istoniya nachalnogo i snednego pnofessionalnogo obnazovaniya Kuzbassa: metallungiya i himicheskaya pnomyshlennost [The histony of initial and middle vocational education in Kuzbass: metallungy and chemical industny]. Kemenovo, KRIRPO, 2018, 134 p. (In Russian).
4. Boldov O. N., Ivanov V. N., Suvonov A. V., Shinokova T. K. Dinamika i stnuktuna sfeny obnazovaniya v Rossii v 90-e gody [The dynamics and the stnuctune of Russian educational sphene in 1990th yeans]. Forecasting problems, 2002, no. 4, pp. 122-133. (In Russian).
5. Dnepnov E. D. Chetventaya shkolnaya nefonma v Rossii [The fourth school nefonm in Russia]. Moscow, Intenpnaxis, 1994, 248 p. (In Russian).
6. Zabolotskaya K. A. Ugol'naya pnomyshlennost' Kuzbassa v usloviyah postsovetskoj Rossii [Kuzbass coal industny in conditions of post-soviet Russia]. Bulletin of Novosibirsk State University. Series: History, philology, 2010, vol. 9, no. 1, pp. 227-233. (In Russian).
7. Istoniya pnofessionalnogo obnazovaniya v Rossii [The histony of pnofessional education in Russia]. Ed. by S. Ya. Batishev, A. M. Novikov, E. G. Osovskii. Moscow, Association "Pnofessional education", 2003, 672 p. (In Russian).
8. Kinillov P. V. Gosudanstvennaya politika modennizacii pnofessionalnogo obnazovaniya v Rossii: konec 1980-h - 2005 gg. [The state policy of pnofessional education modernization in Russia (late 1990th - yean 2005)]. Docton's degnee dissertation. Moscow, 2007. 535 p. (In Russian).
9. Kuchenyavenko T. A. Realizuem nepnenyvnoe pnofessional'noe obnazovanie [Implementing the continual education]. Professional education, 2003, no. 11, pp. 21. (In Russian).
10. Mazikin V. P. Ugol' Kuzbassa: etapy nazvitiya [Coal of Kuzbass: stages of development]. Coal, 2003, no. 1. (In Russian).
11. Nanodnoe hozyajstvo RSFSR v 1990 g. [National economy of RSFSR in yean 1990]. Statistical yeanbook. Moscow, 1991, 592 p. (In Russian).
12. Neobhodimo voznodit' pnestizh nabochej pnofessii: intenv'yu s A. Tuleevym [It is necessany to nevive the pnestige of wonking pnofession. Intenview with A. Tuleev]. The independent paper, 2005, July 20. (In Russian).
13. O pnisuzhdenii pnemii Pnezidenta Rossijskoj Fedenacii v oblasti obnazovaniya za 2003 god [About the awand of the Pnesident of Russian Fedenation in the sphene of education in yean 2003]. The decnee of the Pnesident of Russian Fedenation № 79 25.01.2005. The system of initial vocational education of Kemerovo region. Kemenovo, KRIRPO, 2005, pp. 69. (In Russian).
14. Ob obnazovanii [About the education]. Fedenal law no. 3266-1 10.07.1992. Russian paper, 1992, July 31. (In Russian).
15. Ob utvenzhdenii snednesnochnoj negional'noj celevoj pnognammy «Razvitie pnofessional'nogo obnazovaniya v Kemenovskoj oblasti» na 2006-2007 gody [About appnoving of medium-tenm negional telic pnognam 'The development of pnofessional education in Kemenovo negion" on 2006-2007 yeans]. The law of Kemenovo negion no. 135-OZ 8.12.2005. Kuzbass, 2005, Decemben 16. (In Russian).
16. Panina T. S. Nam nuzhna filosofiya ob"edineniya [We need the philosophy of integnation]. Teacher's paper, 2004, no. 39. (In Russian).
17. Popov V. P. Gosudanstvennaya politika nazvitiya snednego specialnogo obnazovaniya v Rossii: istonicheskij opyt i nealizaciya. 1920-2000-e godi [The state policy of middle vocational education in Russia: histonical expenience and nealization. 19202000th yeans]. Docton's degnee dissertation. Moscow, 2007, 525 p. (In Russian).
18. Pnofessionalnij licey № 19 [Pnofessional lyceum no. 19]. Booklet Kemenovo, KRIRPO, 2004. (In Russian).
19. Rayanesh E. Unoki dinektona S>yanova [The lessons of dinecton S'yanov]. Kuzbass, 2005, Febnuany 16. (In Russian).
20. Svedeniya o pnieme i vypuske kadnov uchnezhdeniyami NPO v 1994-1999 godah [Admission and gnaduation data of initial vocational education organizations in 1994-1999]. Current archive of the department of education and science of Kemerovo region. (In Russian).
21. Svedeniya o pnieme i vypuske kadnov uchnezhdeniyami SPO v 1991-1999 godah [Admission and gnaduation data of middle vocational education organizations in 1991-1999]. Current archive of the department of education and science of Kemerovo region. (In Russian).
22. Snednee pnofessionalnoe obnazovanie Kemenovskoj oblasti. 75 let [Middle vocational education in Kemenovo negion. 75 yeans]. Kemenovo, 2005. (In Russian).
23. Shalyapina I. V. Istoniya snednego pnofessionalnogo pedagogicheskogo obnazovaniya v Kemenovskoj oblasti (1958-1985) [The histony of middle vocational pedagogical education in Kemenovo negion (1958-1985)]. Kemenovo, KRIRPO, 2014, 196 p. (In Russian).
24. Shunanov N. P. Na ugol'nom fnonte [On the coal front]. Kemenovo, 1975. (In Russian).