Лидерство и менеджмент
лидерство и менеджмент
Том 6 в Номер 3 в Август-сентябрь 2019 ISSN 2410-1664
Leadership and Management
>
Первое
экономическое издательство
совершенствование системы управления предприятиями водопроводно-коммунального хозяйства с применением инструмента бенчмаркинга
БерезюкМ.В.1, Румянцева А.В.1, Пелымская И.С. 1, Баркин И.В.1, Румянцева Е.И.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
На предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) Российской Федерации приходится 62% сброса загрязненных сточных вод. Это требует применения новых подходов в решении технических, организационных и управленческих вопросов предприятий ВКХ. В статье рассмотрена проблематика совершенствования эффективности очистки бытовых сточных вод с применением новых управленческих инструментов. Переход на технологическое нормирование делает акцент на смене технологий, а не управленческих подходов. В исследовании проработаны аспекты привлечения заинтересованных сторон, источники финансирования проектов для городских водоканалов, составлена матрица ответственности. Применение инструмента бенчмаркинга может стать одним из путей повышения эффективности деятельности организаций ВКХ и информационной открытости предприятий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: совершенствование управления, бенчмаркинг, антропогенное воздействие, водопользование и водопотребление.
Improving the management system of water supply and sewage system enterprises using a benchmarking tool
Berezyuk M.V.1, RumyantsevaA.V.1, Pelymskaya I.S.1, Barkin I.V.1, Rumyantseva E.I.1
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Russia
введение
Полноценная реализация перехода на технологическое нормирование на практике в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» началась в 2019 году [1] и направлена на совершенствование экологического надзора и контроля, экологической экспертизы, а также экологического нормирования и стимулирования деятельности в сфере охраны окружающей среды.
АННОТАЦИЯ:
Кроме того, с 1 января 2019 вступил в силу Федеральный закон № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» [2, 3], устанавливающий новую систему нормирования сточных вод на основе технологических показателей наилучших доступных технологий (НДТ), новые правила разграничения ответственности организаций ВКХ и абонентов по очистке сточных вод.
Однако отечественные информационно-технические справочники, в частности, ИТС-10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», описывают изменения только технологических аспектов (технологий, процессов, методов, способов, оборудования), а не управленческих [4, 5] (Ashirova, Berezyuk, 2019).
Повышение эффективности очистки бытовых сточных вод для Российской Федерации остается актуальной задачей на протяжении нескольких десятилетий.
Соответственно, для улучшения качества сбрасываемых сточных вод, снижения их влияния на водные объекты и уменьшение объема сброса необходим переход на технологическое нормирование, основанное на наилучших доступных технологиях, совершенствование схем очистки и пересмотр показателей эффективности работы предприятий ВКХ и совершенствование системы управления объемами негативного воздействия [6] (Rukavishnicova,Kiselev, Berezyuk, Ashirova, 2018). Для решения данных задач наиболее эффективным своевременным инструментом является бенчмаркинг.
ABSTRACT:_
The water supply and sewage system enterprises (WSS) in the Russian Federation account for 62% of the discharge of polluted wastewater This requires the use of new approaches in solving technical, organizational and management issues of water supply and sewage system enterprises. The article considers the problems of improving the efficiency of domestic wastewater treatment using new management tools. The transition to technological rationing focuses on the change of technology rather than management tools. The study worked out aspects of stakeholders engagement, sources of funding for projects for urban water utilities, compiled a matrix of responsibility. The use of benchmarking can be one of the ways to improve the efficiency of water supply and sewage system enterprise's activity and their information transparency.
KEYWORDS: management improvement, benchmarking, human impact, water use and water consumption.
JEL Classification: Mil, 044, Q51 Received: 16.09.2019 / Published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Berezyuk M.V. ([email protected])
CITATION:_
Berezyuk M.V., Rumyantseva A.V., Pelymskaya I.S., Barkin I.V., Rumyantseva E.I. (2019) Sovershenst-vovanie sistemy upravleniya predpriyatiyami vodoprovodno-kommunalnogo khozyaystva s primene-niem instrumenta benchmarkinga [Improving the management system of water supply and sewage system enterprises using a benchmarking tool]. Liderstvo i menedzhment. 6. (3). - 229-242. doi: 10.18334/lim.6.3.41057
Целью исследования является применения бенчмаркинга как инструмента совершенствования системы управления на предприятиях ВКХ и повышения эффективности их деятельности.
Научная новизна исследования заключается в разработке проекта по внедрению программы бенчмаркинга на предприятиях ВКХ.
Анализ объемов и характера антропогенного воздействия предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на водные объекты
Объем водоотведения в Российской Федерации достигает в среднем 65% от объема забора воды из природных источников. Мощность очистных сооружений покрывает потребность в очистке на 125%, однако, до нормативного уровня очищается только 10% сточных вод. Более 90 % очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений Российской Федерации требуют реконструкции или строительства новых. Это связано с том, что очистка осуществляется по традиционным схемам, на устаревшем технологическом оборудовании, кроме того, методы очистки не соответствуют категории сбрасываемых вод, а многие сооружения не имеют узлов доочистки и т.д.
Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2018 г. в Российской Федерации достигнул 40059,0 млн куб. м. При этом сброс загрязненных сточных вод снизился в сравнении с 2017 г. до 13,1 млрд м3 и составил 32,8% от общего объема сброса сточных вод. Основной объем загрязненных сточных вод приходится на водопользователей, относящихся к разделам ОКВЭД «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» (62%) и «Обрабатывающие производства» (17,2%).
Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в разрезе видов экономической деятельности в 2018 г. в Российской Федерации представлен на рисунке 1 [7].
ОБ АВТОРАХ:_
Березюк Мария Викторовна, доцент кафедры экономики природопользования, кандидат экономических наук, доцент ([email protected])
Румянцева Алена Владимировна, доцент кафедры экономики природопользования, кандидат экономических наук, доцент (a1enarum0mai1.ru)
Пелымская Ирина Сергеевна, доцент кафедры экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях, кандидат экономических наук, доцент ([email protected]) Баркин Игорь Валерьевич, аспирант кафедры экономики природопользования ([email protected]) Румянцева Елизавета Игоревна, студент кафедры финансового и налогового менеджмента (1izarumO90 gmai1.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Березюк М.В., Румянцева А.В., Пелымская И.С., Баркин И.В., Румянцева Е.И. Совершенствование системы управления предприятиями водопроводно-коммунального хозяйства с применением инструмента бенчмаркинга // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 229-242. Сог 10.18334/1^.6.3.41057
Сельское, лесное хозяйство, рыболоАТААо и рыбоводство 748,8 Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 8124,1
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 883,1
Обрабатывающие производства 2257,5
Добыча полезным ископаемым 784,1
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 1. Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты по видам экономической деятельности в 2о18 г. в Российской Федерации, млн куб. м Источник: составлено авторам и. Вклад в водоотведение в поверхностные водные объекты в 2018 г. предприятиями Свердловской области по основным видам экономической деятельности представлен на рисунке 2 [8].
Прочие виды экономической деятельности 9,85 Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 324,83
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 19,84
Обрабатывающие производства 176,48
Добыча полезных ископаемых 186,26
0% 20% 40% 60%
Рисунок 2. Водоотведение Свердловской области в поверхностные водные объекты по основным видам экономической деятельности в 2018 г., млн. куб. м Источник: составлено авторами.
Сброс загрязненных сточных вод в Свердловской области в 2018 г. снизился по сравнению с предыдущим годом на 26,63 млн куб. м, то есть но 4,5%%), и составил 559,42 млн куб. м, или 78% он общего сброса загрязненных сточных вод [8]. Ото ошение объема загрязненных сточных вод к общему объему сброса в поверхностные водные объекты представлено на рисунке 3.
62%
6%
7%
6%
17%
МУП «Водоканал» г. Екатеринбурга считается основным источником загрязнения поверхностных вод, так как загрязненные сточные воды составляют весь объем сброшенных вод [8, 9] (Berezyuk, Ashirova, 2019).
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
2016 2017 2018
■ Общий объем сброса □ Объем сброса загрязненных сточных вод
Рисунок 3. Отношение объема загрязненных сточных вод к общему объему сброса, % Источник: составлено авторами.
Вклад данных предприятий в общий объем водоотведения зргрязненных сточных вод по Свердловской области в 22018 г. составил 87%.
Среди предприятий - осн овных источников загрязнения поверхностных водных объектов в Свердловск ой облдсти первое место занимает МУП «Вод оканал», МО «город Екатеринбург». В 201о году отведено сточных вод даннымпредприятием 124,3 млн куб. м, что составляет около 409%) общего объема загрязненных сточных вод.
В условиям некомпенсированного негативного воздействия предприятий водохозяйственного комплекса на водную среду, низкого качества воды в поверхностных водных объектах, а также напряженной экологической ситуации в целом, наиболее актуальными являются задачи разработки управленческих решений, максимально способствующих модернизации очистных сооружений и обеспечивающих наибольший эффект для улучшения состояния водных объектов.
Применение бенчмаркинга для совершенствования системы управления предприятием
Началом применения идеи бенчмаркинга можно считать использование преимуществ конвейерного производства. Данный принцип был заимствован Генри Фордом у крупной скотобойни в Чикаго и впервые внедрен в автомобильной промышленности в 1916 году. Таким образом, бенчмаркинг продуктов, производственных процессов и оборудования применяется на практике еще с начала 1900-х гг.
При этом многие опубликованные исследования, проведенные как университе-
тами, так и корпорациями, различные отчеты, в которых отражены сравнения финансовых и биржевых процессов, а также процессов сбыта, относятся к концу XIX столетия.
В последние несколько лет в мире все больше нарастает интерес к применению бенчмаркинга, так как по вопросам его развития и применения появляются публикации, создаются интернет сайты, активно осуществляется перевод иностранных изданий. В первую очередь, это связанно с глобальной конкуренцией на мировом рынке. Организации различных сфер деятельности остро осознают необходимость изучения и применения на практике достижений конкурентов с целью не только удержаться и выжить, но и прогрессивно развиваться и модернизировать бизнес процессы в современных условиях развития экономических отношений [10, 11] (Voevodina, Kulagina, Loginova, Tolberg, 2016; Chalova, Belozerova, 2018).
Целью проведения бенчмаркинга служит выявление и изучение «лучших» предприятий отрасли. Сам процесс сбора данных не является бенчмаркингом, однако считается неотъемлемой его частью. В России существенным препятствием для бенчмаркинга является недостаток информации. Предприятия не являются открытыми. Открытые данные, представленные на официальных сайтах, либо не актуальные, либо не несут полезной информации. Это напрямую касается и отрасли водоснабжения и водоотведения.
Всемирным банком World Bank Group Water создана площадка с доступной информацией о деятельности предприятий водоснабжения и водоотведения The International Benchmarking Network (IBNET) для проведения сравнительного анализа деятельности различных предприятий отрасли, путем договоренности об определенном наборе показателей; использования стандартного набора показателей; введения единого источника для обмена данными.
Основная идея IBNET состоит в том, что бенчмаркинг должен начинаться как инициатива с мест. Только в случае возникновения на низовом уровне реальной потребности в проведении бенчмаркинга можно быть уверенным в том, что эта инициатива будет успешно реализована в будущем. Бенчмаркинг должен стать неотъемлемой частью работы предприятия, а не как одноразовая мера устранения проблемы [12].
Аналогичную программу бенчмаркинга успешно реализует Американская ассоциация предприятий водного хозяйства (American Water Works Association, AWWA) [13]. Основой бенчмаркинга Американской Ассоциации водных работ является специально разработанная система индикаторов, которая состоит из 22 отельных показателей и контрольных точек, объединенных в пять групп, каждая из которых отвечает за определенное направление деятельности предприятий водного хозяйства.
На отечественных предприятиях ВКХ отсутствует единая методология, система сбора и анализа данных.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» выдвинул концепцию Российской программы бенчмаркинга предприятий ВКХ, которую может возглавить Экспертно-
технологический совет «Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения» (далее РАВВ) [14, 15]. Российская программа бенчмаркинга позволит эффективно осуществлять сбор информации о деятельности предприятий, проводить анализ показателей и корректировать процессы на своем предприятии, ориентируясь на лучший опыт предприятий отрасли [16] (Borisenko, 2013).
Разработка программы бенчмаркинга имеет стратегическое значение для совершенствования системы управления предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства. Для достижения данной цели необходимо создание команды по внедрению бенчмаркинга, проведение анализа отраслевого рынка и оценка информационной открытости предприятий водоснабжения и водоотведения. Кроме того, важно проанализировать собственные бизнес процессы и определить основные показатели сравнения, а также осуществлять сотрудничество с другими предприятиями отрасли для передачи опыта и наработок в этой области [17, 18] (Berezyuk, Ashirova, 2019; Karmazinov, 2016).
В 2017 году Фондом «Институт экономики города» была проведена оценка информационной открытости государственных и муниципальных предприятий водоснабжения и водоотведения для инвесторов. По результатам отбора был сформирован перечень из 57 предприятий из 57 городов, находящихся на территории 57 субъектов Российской Федерации [19].
Российская программа бенчмаркинга позволит эффективно осуществлять сбор информации о деятельности предприятий, проводить анализ показателей и корректировать процессы на своем предприятии, ориентируясь на лучший опыт предприятий отрасли. Но для успешного внедрения Российской программы бенчмаркинга и ее реального функционирования необходимо сотрудничество между предприятиями отрасли для передачи опыта и передовых наработок в этой области [20] (Ilysheva, Kiselev, 2017).
Для сбора, анализа, сопоставления, обработки данных и принятия грамотных управленческих решений, на предприятиях должны быть созданы проектные команды по внедрению и реализации бенчмаркинга. Предлагаемый состав команд по внедрению бенчмаркинга на предприятиях ВКХ может включать руководителя проекта, аналитика, экономиста, менеджера по маркетинговым исследованиям.
Состав заинтересованных сторон и способы их привлечения представлены в таблице 1.
В таблице 2 представлены приблизительные время и затраты на разработку и реализацию проекта на предприятиях ВКХ.
Для успешной реализации внедрения программы бенчмаркинга необходимо решить следующие задачи:
• анализ собственных бизнес процессов;
• анализ отраслевого рынка;
• выявление основных показателей сравнения;
236
1_ЕА0ЕР5Н1Р АМй МАМАвЕМЕМТ #3'2019 (АидизЬБер1етЬег)
Таблица 1
Способы привлечения заинтересованных сторон
Заинтересованные в проекте стороны Способ привлечения
Администрация города Через постановления Администрации города
Областное или краевое Правительство Через постановления Правительства
Организации водопроводно-канализационно-го хозяйства Посредством реализации инвестиционных и производственных программ
Органы государственного пожарного надзора Осуществление проверок на основании законодательства
Органы государственного надзора Осуществление проверок на основании законодательства
Участники отраслевого рынка Через договорные отношения
Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Время исполнения и затраты проекта
Фаза проекта Время исполнения Затраты по проекту,
проекта, месяцев руб.
Концептуальная фаза 0,5 24 000
- разработка концепции проекта 0,5
Фаза разработки проекта 2,0 76 000
- анализ текущей ситуации 1,0
- создание команды проекта 1,0
Фаза выполнения проекта 9,0 68 000
- планирование (выбор критериев успешности, 1,0
процесса бенчмаркинга, документирование процесса и выработка показателей)
- поиск (определение партнеров для бенчмаркинга, разработка запросов на сотрудничество) 3,0
- мониторинг (документирование процесса парт- 4,0
нера по выбранным показателям)
- анализ (выявление «зазоров» в показателях и 1,0
поиск конкретных причин)
Фаза завершения проекта 0,5 28 000
- адаптация (выбор эталонного предприятия отрасли, приспособление его к условиям своего предприятия, внедрение перемен) 0,5
ИТОГО 12,0 196 000
Эксплуатационная фаза (цикличный процесс) Контроль за процессом и повтор анализа
• выбор эталонного предприятия в отрасли;
• внедрение качественных/количественных изменений.
Матрица ответственности позволяет четко распределить функции по управлению проектом в процессе его разработки и реализации (табл. 3).
Таблица 3
матрица ответственности
работы проекта руководитель проекта менеджер по маркетинговым исследованиям Аналитик Экономист
Концепция проекта У
Создание команды проекта И
Программа бенчмаркинга У
Планирование С И И
Поиск К И
Наблюдение К И И
Анализ С И И
Адаптация С И И
У - утверждает, С - согласовывает, К- координирует, И- исполняет Источник: составлено авторами.
Основные источники финансирования проекта представлены в таблице 4.
Таблица 4
источники финансирования проекта
источник действие
Бюджетные средства
Бюджет города Включение в бюджет города расходов на реализацию мероприятий проекта
Областной бюджет Включение в бюджет области расходов на реализацию мероприятий проекта
Федеральный бюджет Включение в федеральный бюджет расходов на реализацию мероприятий проекта
Внебюджетные средства
Доход от оказания услуг водоснабжения и водоотве-дения, в том числе эксплуатационная составляющая, включенная в тариф Разработка производственных программ на предприятиях ВКХ
Доход от оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе инвестиционная составляющая, включенная в тариф, плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения Разработка и утверждение инвестиционных программ на предприятиях ВКХ
Критериями оценки успешности внедрения программы бенчмаркинга являются:
• улучшение процессов управления;
• реализация стратегических проектов;
• увеличение процента успешно реализованных проектов;
• снижение негативного воздействия на окружающую среду;
• целесообразный выбор НДТ с учетом приоритетности решаемых задач;
• управление изменениями для внедрения лучших практик в деятельность предприятий.
Заключение
Эффективность очистки бытовых сточных вод остается актуальной проблемой в течение нескольких десятилетий. Более 90% очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений Российской Федерации требуют реконструкции или строительства новых.
Решение данной проблемы в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы, принятия грамотных управленческих решений с использованием современных инструментов управления с учетом специфики отрасли. Одним из таких современных инструментов является бенчмаркинг.
Ожидаемые результаты внедрения программы бенчмаркинга:
• разработка управленческих решений, способствующих совершенствованию системы управления, обеспечивающих наибольший эффект для улучшения состояния водных объектов;
• создание комбинированного индикатора качества очистки сточных вод;
• создание открытой и достоверной информационной базы о деятельности предприятия;
• сотрудничество с Экспертно-технологическим советом РАВВ для создания Российской программы бенчмаркинга предприятий ВКХ.
Системное и профессиональное использование инструмента бенчмаркинга может стать одним из путей повышения эффективности деятельности организаций ВКХ, информационной открытости предприятий.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон Российской Федерации № 219 от 21.07.2014 «О внесении измене-
ний в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/70700466 ( дата обращения: 25.08.2019 ).
2. Федеральный закон Российской Федерации № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении
и водоотведении». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867 ( дата обращения: 25.08.2019 ).
3. Федеральный закон Российской Федерации № 225 от 29.07.2017 «О внесении из-
менений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221201 ( дата обращения: 25.08.2019 ).
4. ИТС 10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем во-
доотведения поселений городских округов». Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200128670 ( дата обращения: 25.08.2019 ).
5. Аширова Ю.Т., Березюк М.В. Переход отрасли водоснабжение и водоотведение на
технологическое нормирование на основе НДТ // Система управления экологической безопасностью: Сборник трудов XIII международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. - c. 38-43.
6. Rukavishnicova I., Kiselev A., Berezyuk M., Ashirova U. Improvement of the method-
ology for assessing domestic wastewater treatment quality using benchmarking tools // International Journal Transactions on Ecology and the Environment. WIT Press. - 2018. - p. 209-219. - doi: 10.2495/WP180211.
7. Статистический бюллетень «Основные показатели охраны окружающей среды».
[Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_11400946995788 ( дата обращения: 02.09.2019 ).
8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Свердловской области в 2018 году». Mprso.midural.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mprso.midural.ru/article/show/id/1126 ( дата обращения: 02.09.2019 ).
9. Березюк М.В., Аширова Ю.Т. Качество очистки сточных вод водоканалов // Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне: Материалы международной научно-практической конференции, Т. 2. Тюмень, 2019.
10. Воеводина H.A., Кулагина A.B., Логинова Е.Ю., Толберг В.Б. Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ. / практическое пособие. Серия: Деловое совершенство., 2016. - 117 c.
11. Чалова A.A., Белозерова ИА. Бенчмаркинг в системе менеджмента современного предприятия. / Монография. - Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула», 2018. - 170 c.
12. Бенчмаркинг предприятий водоснабжения и водоотведения. Ib-net.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ib-net.org ( дата обращения: 02.09.2019 ).
13. Utility Benchmarking Performance Management for Water and Wastewater. American Water Works Association. [Электронный ресурс]. URL: https://www.awwa.org/ Portals/0/files/publications/documents/BenchmarkingLookInside.pdf ( дата обращения: 02.09.2019 ).
14. Экспертно-технологический совет «Российская ассоциация водоснабжения и водо-отведения» ^ABB). [Электронный ресурс]. URL: https://raww.ru ( дата обращения: 02.09.2019 ).
15. ГУП «Водоканал Санкт-Петербург». [Электронный ресурс]. URL: http://www. vodokanal.spb.ru/en ( дата обращения: 02.09.2019 ).
16. Борисенко М.Ю. Бенчмаркинг как современный инструмент управления предприятием // Kant. - 2013. - № 3(9). - c. 38-141.
17. Березюк М.В., Аширова Ю.Т. Применение инструментов бенчмаркетинга при разработке показателей эффективности работы водоканалов // Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне: Материалы международной научно-практической конференции, Т. 2. Тюмень, 2019. - с. 130-134.
18. Кармазинов Ф.В. Бенчмаркинг - эффективный инструмент развития предприятий водной отрасли страны // Наилучшие доступные технологии водоснабжения и водоотведения. - 2016. - № 3. - с. 18-23.
19. Оценка информационной открытости для инвесторов государственных и муниципальных предприятий водоснабжения и водоотведения, фонд «Институт экономики города». Urbaneconomics.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www. urbaneconomics.ru/sites/default/files/water_utility_iue_2017.pdf ( дата обращения: 02.09.2019 ).
20. Илышева Н.Н., Киселев А.В. Совершенствование публичной нефинансовой отчетности организаций водопроводно-канализационного хозяйства для устойчивого и безопасного развития территорий // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 8(68). - c. 90-95.
REFERENCES:
Ashirova Yu.T., Berezyuk M.V. (2019). Perekhod otrasli vodosnabzhenie i vodootvedenie na tekhnologicheskoe normirovanie na osnove NDT [The transition of the sector water supply and sanitation technological rationing on the basis of NDT] The system of environmental control. 38-43. (in Russian). Berezyuk M.V., Ashirova Yu.T. (2019). Kachestvo ochistki stochnyh vod vodokanalov [The quality of wastewater treatment water utilities] Problems of sustainable development at the macro, meso and microlevel. (in Russian). Berezyuk M.V., Ashirova Yu.T. (2019). Primenenie instrumentov benchmarketinga pri razrabotke pokazateley effektivnosti raboty vodokanalov [The use of tools benchmarketing in the development of performance indicators for water utilities] Problems of sustainable development at the macro, meso and microlevel. 130-134. (in Russian). Borisenko M.Yu. (2013). Benchmarking kak sovremennyy instrument upravleniya predpriyatiem [Benchmarking as a modern tool of management of the enterprise]. Kant. (3(9)). 38-141. (in Russian). Chalova A.A., Belozerova I.A. (2018). Benchmarking v sisteme menedzhmenta sovremennogo predpriyatiya [Benchmarking in the management system of modern enterprise] Stavropol: Izdatelsko-informatsionnyy tsentr «Fabula». (in Russian).
Ilysheva N.N., Kiselev A.V. (2017). Sovershenstvovanie publichnoy nefinansovoy otchetnosti organizatsiy vodoprovodno-kanalizatsionnogo khozyaystva dlya ustoychivogo i bezopasnogo razvitiya territoriy [Public non-financial reporting improvement of water supply and sewerage enterprises for sustainable and safety spatial development]. Economics and management:problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 3 (8(68)). 90-95. (in Russian).
Karmazinov F.V. (2016). Benchmarking - effektivnyy instrument razvitiya predpriyatiy vodnoy otrasli strany [Benchmarking - an effective tool for the development of the water industry of the country]. Nailuchshie dostupnye tekhnologii vodosnabzheniya i vodootvedeniya. (3). 18-23. (in Russian).
Rukavishnicova I., Kiselev A., Berezyuk M., Ashirova U. (2018). Improvement of the methodology for assessing domestic wastewater treatment quality using benchmarking tools International Journal Transactions on Ecology and the Environment. WIT Press. 228 209-219. doi: 10.2495/WP180211.
Utility Benchmarking Performance Management for Water and WastewaterAmerican Water Works Association. Retrieved September 02, 2019, from https://www.awwa. org/Portals/0/files/publications/documents/BenchmarkingLookInside.pdf
Voevodina N.A., Kulagina A.V., Loginova E.Yu., Tolberg V.B. (2016). Benchmarking - instrument razvitiya konkurentnyh preimuschestv [Benchmarking - a tool for the development of competitive advantages] (in Russian).