УДК 628:651.01 ББК 65.441
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Б. Бахмат niap_stroyeco@mail. т
заведующий лабораторией «Экономические проблемы в строительстве» Открытое акционерное общество «НИИ Стройэкономика»
г. Минск, Республика Беларусь
В статье рассмотрены ключевые проблемы развития водопроводно-канализаци-онного хозяйства (ВКХ) Республики Беларусь. Приведена общая характеристика технико-экономического состояния ВКХ, выявлены ключевые проблемы его развития. Дана оценка существующего варианта регионализации предприятий ВКХ на примере Витебской области. Дана общая характеристика действующих моделей управления ВКХ в странах Евросоюза. С учетом анализа европейского опыта предложен вариант по созданию опорных межрайонных водоканалов в каждой области Республики Беларусь. Сформулирована идея по созданию Национального агентства водоснабжения и водоот-ведения.
Ключевые слова: водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ), жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), регионализация, опорные межрайонные предприятия ВКХ, акционирование, Национальное агентство водоснабжения и водоотведения, финансирование развития систем ВиК.
Введение. Водные ресурсы - стратегический ресурс любого государства, от эффективности системы управления которыми зависит устойчивое развитие страны. Кризис, вызываемый дефицитом питьевой воды, гораздо серьезнее нефтяного кризиса. Водохозяйственная отрасль, представленная совокупностью систем водоснабжения и канализации (далее ВиК) населенных мест, промышленного и сельскохозяйственного производства, гидромелиорации и гидротехнических сооружений, водным транспортом, водным туризмом, а также водными объектами, имеет важнейшее значение для устойчивого развития экономики Республики Беларусь и решения экологических, экономических и социальных проблем. По масштабу решаемых целевых задач водопро-водно-канализационное хозяйство (далее - ВКХ) является ключевой сферой в водном хозяйстве и наряду со стратегическими сферами энергосбережения (электроснабжение, теплоснабжение) требует особого подхода к совершенствованию системы управления на протяжении последних 30 лет [1]. При этом отсутствие единого регулятивного государственного органа по управлению способствует тому, что ВКХ в нашей стране еще не получило своего оформления как самостоятельная отрасль. Монопольное положение предприятия ВКХ занимают исключительно на обслуживаемой ими территории, размеры которой определяются в основном границами территориально-административных единиц (городов или районов). Показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий ВКХ находятся в прямой зависимости от объема реализованной воды и оказываемых услуг канализации. В условиях дефицита финансовых ресурсов (бюджетных субсидий) на развитие объектов инженерной инфраструктуры систем ВиК особую социально-экономическую значимость приобретает задача повышения эффективности управления
предприятиями ВКХ городов (районов) с целью обеспечения населения качественной питьевой водой.
Технико-экономическое состояние ВКХ. Для Республики Беларусь характерно наличие разных организационно-правовых форм управления ВКХ: юридически самостоятельные коммунальные унитарные производственные предприятия (например, КПУП «Борисовводоканал»); филиалы в составе многопрофильных организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) (например, филиал «Речицаводоканал» КУП «Речицкий райжилкомхоз»), дочерние коммунальные производственные предприятия (например, Осиповичское дочернее унитарное коммунальное производственное предприятие «Водоканал») и одно открытое акционерное общество (ОАО «Слонимводоканал»).
Производство воды и оказание услуг канализации в целом по Республике Беларусь оказывали на 01.01.2011г. 1460 организаций (предприятия ВКХ (ЖХК), промышленные организации, сельскохозяйственные организации, имеющие на балансе собственные скважины и др.), из них 130 коммунальных предприятий ВКХ (ЖКХ) [2]. Из 130 коммунальных предприятий ВКХ (ЖКХ) по состоянию на 01.01.2017 г. только 26 (20% от общего числа организаций) являлись юридически самостоятельными предприятиями ВКХ, остальные - подразделения (филиалы, производства) ВКХ в составе многопрофильных управлений ЖКХ. На балансе предприятий ЖКХ (ВКХ) на 01.01.2017 г. находилось ориентировочно 10 197 скважин, 1 300 очистных сооружений (из которых 54% от общего объема составляют сооружения с искусственной очисткой), 598 станций обезжелезивания воды, 38 200 километров сетей водопроводных и 18 500 километров канализационных сетей [3].
В малых и средних по размеру городах подразделения, осуществляющие эксплуатацию систем ВиК, входят в структуру многопрофильных городских (районных) предприятий ЖКХ. Руководство предприятий ЖКХ величину прибыли, получаемой подразделением ВКХ, зачастую перераспределяет на покрытие убытков от других видов деятельности коммунального хозяйства (благоустройство, содержание банного хозяйства и др.). На сегодняшний день большинство из многопрофильных районных организаций ЖКХ не располагает достаточным количеством собственных финансовых средств, необходимых для технического перевооружения (реконструкции) объектов инженерной инфраструктуры систем ВиК. Проведенный анализ деятельности предприятий и подразделений ВКХ свидетельствует о том, что в среднем удельный расход энергии на подъем, подготовку, транспортировку воды у юридически самостоятельных водоканалов на 15-20%, а себестоимость 1 м3 воды на 30-40% меньше, чем у подразделений ВКХ в составе многопрофильных предприятий ЖКХ [ 4].
Инвестирование в модернизацию (реконструкцию) систем ВиК в условиях ограниченных финансовых возможностей республиканского (местного) бюджета осуществляется в последние годы по остаточному принципу, что угрожает устойчивости функционирования объектов инженерной инфраструктуры в ближайшем будущем. Темпы обновления сетей водопровода в Республике Беларусь составляют в среднем 0,20,5% в год, в странах же Евросоюза - от 1 до 2%. Профилактическое техобслуживание систем ВиК уступило место аварийным ремонтам, вследствие этого приходится содержать значительное число работников для ликвидации аварий на сетях ВиК. Численность персонала в среднем в отечественных организациях ВКХ в 2-3 раза выше, чем на аналогичных по величине обслуживания организациях в странах Евросоюза, что свидетельствует о низкой степени автоматизации и механизации объектов ВиК в стране [5;6]. Прямым следствием нехватки бюджетных средств на модернизацию и реконструкцию на развитие ВКХ является высокий износ объектов систем ВиК. В
Республике Беларусь около 28,3% по состоянию на 01.01.2017 г. водопроводных сетей имеют срок службы более 30 лет, а в Витебской области около 41,4%, что отражено в таблице 1.
Таблица 1 - Удельный вес протяженности водопроводных сетей и водопроводов со сроком службы свыше 30 лет на 01.01.2017 г.
Область Протяженность водопроводных сетей и водопроводов, км Удельный вес, %
всего в т.ч. сетей и водопроводов свыше 30 лет
Всего 38203,6 10814,6 28,3
Брестская область 5721,7 970,1 17,0
Витебская область 5108,3 2112,5 41,4
Гомельская область 7400,1 2206,9 29,8
Гродненская область 3766,3 923,9 24,5
Минская область 6843,0 1708,4 25,0
Могилевская область 6309,0 1857,8 29,4
г. Минск 3055,2 1035,0 33,9
Источник: составлено по данным Министерства ЖКХ
Прямое влияние на формирование величины себестоимости воды оказывают износ инженерных сетей, потери воды; отсутствие полного и достоверного учета количества потребляемой воды. На рисунке 1 представлена информация о потерях и неучтенных расходах воды в системах водоснабжения в среднем по Республике Беларусь за 2008 -2017 гг.
22,0
21,5
21,0
20,7
19,4
18,0
16,8
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Рисунок 1 - Потери и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения Республики Беларусь за период с 2008 по 2017 гг., % Источник: составлено по данным Министерства ЖКХ
Результаты и их обсуждение. Для обеспечения комфортных условий проживания, в том числе для обеспечения населения качественной питьевой водой, Совет Министров Республики Беларусь утвердил Государственную программу «Комфортное жилье и благоприятная среда» (далее - программа «Комфортное жилье») на 2016-2020 годы, которая включает в себя восемь подпрограмм. Приоритетной задачей подпрограммы «Чистая вода» в условиях, когда только 83,7 процента населения республики получают качественную питьевую воду из централизованных систем водоснабжения, является улучшение качества питьевого водоснабжения [7]. По прогнозу областных управлений ЖКХ для решения данной задачи необходимо строительство не менее 1 232 станций обезжелезивания в населенных пунктах с населением свыше 100 чел.
Ключевые аспекты деятельности предприятий ЖКХ (ВКХ), были рассмотрены 1920 октября 2017 г. на республиканском семинаре на тему «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» с участием Президента Республики Беларусь (далее - семинар) [8]. Основные направления повышения эффективности работы ЖКХ, разработанные в рамках данного семинара, были положены в основу Концепции совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года (далее - Концепция) [3]. Для повышения качества воды и услуг канализации, планируется в рамках реализации данной Концепции: усилить контролирующую роль органов государственного управления в обеспечении населения качественной водой (питьевой и бутилированной); осуществить строительство в регионах с учетом экономической эффективности очистных сооружений вместо полей фильтрации; обеспечить до 2025 года 100 процентов потребителей качественной питьевой водой.
Сохранение существующей системы управления, при которой предприятия ВКХ в средних по численности населения городах Республики Беларусь включены в состав многопрофильных организаций ЖКХ на правах подразделений (без юридического лица), даже при 100% оплате населением эксплуатационных издержек за предоставляемые им услуги водоснабжения и канализации, не позволит в полном объеме решить все проблемы водного хозяйства. В ущерб основной производственной деятельности, потере специализации подразделения (филиалы) ВКХ в структуре многопрофильных организаций ЖКХ за счет своей деятельности покрывают убытки от других видов деятельности коммунального хозяйства (благоустройство, содержание банного хозяйства и др.). Во многом перечисленные проблемы ВКХ связаны с неэффективной действующей системой управления инженерной инфраструктурой ВиК и обусловлены отсутствием единого национального оператора по управлению ВКХ (холдинга/государственного объединения), действующим механизмом формирования тарифов на воду и услуги канализации, отсутствием четкого разграничения прав и обязанностей между собственником систем ВиК и эксплуатирующей их организацией.
При анализе зарубежного опыта было выделено три модели функционирования естественных монополий в секторе ВКХ: «английская», «французская» и «нидерландская» [9; 10; 11]. Разделение прав и обязанностей между регулирующим органом и предприятиями ВКХ, управляющими и эксплуатирующими системы ВиК, сильнее всего в «английской» модели и слабее - в «нидерландской». Модель частного управления не характерна для стран ЕС, исключением является только Великобритания, и то не полностью. Так в Англии и Уэльсе владельцами систем ВиК являются частные компании ВКХ, а в Шотландии, Северной Ирландии - государственные предприятия коммунального водного хозяйства. С 1860 г. до 1989 г. системы ВиК в Англии находились преимущественно в муниципальной собственности. До 1974 г. управление и эксплуатация систем ВиК «выполнялось примерно 1400 организациями, из которых 1200 отвечало за канализацию и способы очистки сточных вод, 160 - за водоснабжение...» [12, с. 205]. После реорганизации в 1974 г. поставка воды и оказание услуг канализации были переданы 10 региональным государственным предприятиям ВКХ с привязкой регионов к границам основных речных бассейнов. В Англии и Уэльсе бывшие государственные коммунальные предприятия водоснабжения и канализации были приватизированы в 1989 году единым масштабным действием. При частной модели управления коммунальным водным хозяйством государственное тарифное регулирование водоснабжения в Англии и Уэльсе обеспечивает Управление по водоснабжению (OFWAT), в компетенцию которого входит утверждение тарифов для каждого предприятия ВКХ на 5 лет [13].
«Французская» модель функционирования предприятий ВКХ возникла вместо непрерывного регулирующего надзора со стороны специализированного государственного органа по водоснабжению (как в Англии, OFWAT ) за деятельностью частных предприятий ВКХ. «Французская» модель управления ВКХ представляет собой конкуренцию между частными и государственными компаниями водоснабжения за право управлять объектами инженерной инфраструктурой систем ВиК в городах (регионах). Таким образом, муниципалитет имеет возможность при проведении конкурсных торгов, сравнивая значения ключевых показателей, технических условий, выбрать управляющую компанию за системами ВиК из нескольких претендентов. Контракты между муниципалитетами и частными (государственными) компаниями во Франции регулируют их взаимоотношения в секторе ВКХ (от сервисного обслуживания до концессионного соглашения) на местном уровне. «Французская» модель управления ведет к образованию крупных, вертикально интегрированных частных транснациональных компаний по водоснабжению, которые были созданы во Франции уже в 19 веке: в 1853 г. - Générale des Eaux /Vivendi Environment (в настоящее время Veolia Environment), а в 1880 г. - Societe Lyonnaise des Eaux (входит с 1997г. в структуру финансово-промышленной группы по энерго-газо-водоснабжению Suez Environnement). В 1933 г. была основана третья по величине компания Societe d'Amenagement Urbain et Rural (SAUR/Bouygues) [10; 11; 14; 15].
Конкуренция на основе сравнительного анализа («бенчмаркинга») в Нидерландах осуществляется по установленному набору ключевых показателей (индикаторов) между предприятиями водоснабжения, что позволяет им повысить эффективность своей производственно-хозяйственной деятельности, ориентируясь на наилучшие значения показателей компаний - объектов представителей (эталонных предприятий ВКХ). Следует отметить, что компании водоснабжения в Нидерландах обладают большей финансовой и управленческой независимостью, чем муниципальные предприятия коммунального водного хозяйства в других странах ЕС (например, Дания, Австрия, Ирландия). Голландские предприятия по водоснабжению представляют собой предприятия в форме акционерных обществ (АО), которым делегируется право на управление инженерной инфраструктурой со стороны муниципалитета, которому принадлежит контрольный пакет акций [9; 16].
Основная тенденция развития системы управления водоснабжением в Нидерландах состоит в объединении предприятий коммунального водного хозяйства с целью повышения эффективности эксплуатации инженерной инфраструктуры (очистка сточных вод находится в компетенции муниципалитетов). Этому процессу способствует наличие небольших расстояний между населенными пунктами в Голландии, высокая плотность населения. Так, в 1938 г. в Нидерландах было около 210 небольших компаний; которые в 1994г. были объединены в 40 средних; а в конце 90-х годов - в 20 крупных специализированных предприятий водоснабжения [16, р.8]. В перспективе планируется создание 10 самостоятельных межрегиональных предприятий водоснабжения в виде акционерных предприятий, основные средства которых будут находиться в собственности муниципалитетов.
Основными тенденциями развития менеджмента в Швеции, Дании является постепенное объединение небольших по размеру компаний водоснабжения в межмуниципальные (региональные) предприятия для достижения большей эффективности деятельности и нахождения необходимых инвестиционных ресурсов, создание организационно-автономных специализированных компаний водоснабжения. В частности в Швеции число юридически самостоятельных организаций по водоснабжению увеличилось с 1 в 1989г. до 36 к 2004 г. (15% от общего числа
организаций), что позволило повысить их организационную и финансовую самостоятельность [17; 18].
При трансформации системы управления ВКХ Республики Беларусь невозможно в «чистом» виде использовать ту или иную зарубежную модель управления инженерной инфраструктурой систем ВиК (прямое управление, делегированное государственное управление, делегированное частное управление, частное управление). Проведенные исследования позволили выявить основные общие черты, присущие всем моделям управления ВКХ вне зависимости от страны применения - государственное регулирование тарифов на воду и услуги канализации; повышение стандартов качества поставляемой питьевой воды и оказываемых услуг канализации; внедрение договорных отношений между предприятием ВКХ и собственником инженерной инфраструктуры; усиление роли общественности в вопросах тарифного регулирования; внедрение системы ключевых показателей для оценки эффективности деятельности предприятий ВКХ; регионализация (объединение) поставщиков воды и услуг канализации в межрайонные (межрегиональные) водоканалы.
В 2000-2008 гг. в ряде стран СНГ (особенно в Российской Федерации) сложился стереотип, в соответствии с которым считалось, что государство (муниципалитет) является заведомо неэффективным собственником объектов инженерной инфраструктуры. По мнению представителей крупных российских инвестиционных, консалтинговых компаний, аналитических фирм, а также ряда научных работников привлечение крупных частных инвестиций в реконструкцию и развитие систем ВиК в странах СНГ возможно лишь при использовании «французской» модели делегированного управления коммунальным водным хозяйством [ 19; 20; 21; 22].
С другой стороны, реформы в ВКХ в Российской Федерации многие ученые и исследователи рассматривают «как рыночные манипуляции российских олигархических групп, которые создают совместные с властями различных городов предприятия по частному предоставлению услуг в сфере ЖКХ, включая водоснабжение и водоотведение, используя при этом различные рыночные механизмы .. .для получения экономических и политических выгод» [23]. Эту точку зрения частично подтверждают, результаты конкурсных торгов по передаче управления системами ВиК в ряде российских городов (Воронеж, Калуга и др.) частной компании ООО «Росводоканал». Данные конкурсные торги на управление объектами ВиК происходили без утвержденного плана развития инженерной инфраструктуры.
Анализ использования моделей государственно-частного партнерства в ВКХ развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки свидетельствует о том, что привлечение частного капитала в данные регионы связано в основном с отсутствием значительных средств со стороны местных муниципалитетов на развитие и модернизацию (реконструкцию) систем ВиК, имеющих высокий физический износ. На практике, вопрос возврата финансовых средств, привлеченных в развитие объектов инженерной инфраструктуры систем ВиК развивающихся стран, зарубежные транснациональные компании (преимущественно французские и английские) решают, как правило, традиционно - путем значительного роста тарифов, без существенного улучшения качества поставляемой питьевой воды и оказываемых услуг канализации. Тенденция совместных предприятий в секторе ВКХ в ряде крупных городов стран СНГ (Армения и др.) по управлению системами ВиК с иностранными холдингами по водоснабжению (Severn Trent Water (Великобритания), SAUR (Франция) и др.), обусловлена расторжением с ними в ряде развивающихся стран Азии, Латинской Америки контрактов на аренду (концессию) объектов инженерной инфраструктуры [24; 25; 26].
Важнейшими направлениями реформирования и развития ВКХ в зарубежных странах в зависимости от политических, экономических, институциональных, организационных, географических факторов до сих пор является: регионализация и децентрализация поставщиков воды и услуг канализации. До сих пор нет единого мнения по определению оптимальной численности населения, обслуживаемой региональным водоканалом, в зарубежных странах. В частности, в Японии - это значение находится в пределах 80 000 жителей, в Германии от 66 000 и выше жителей [27].
На основе анализа зарубежного опыта функционирования коммунального водного хозяйства были проанализированы возможные варианты управления ВКХ города (района) Республики Беларусь с учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Обеспечить население питьевой водой надлежащего качества отечественные предприятия ВКХ смогут в том в случае, если они финансово и организационно будут самостоятельны от других жилищно-коммунальных организаций (служб). В перспективе необходимо осуществить переход на управление системами ВиК на конкурсной основе.
В качестве пилотного проекта в Республике Беларусь в настоящее время рассматривается эффективность функционирования областной структуры управления ВКХ в Витебской области. В целях совершенствования управления ВКХ 23 февраля 2000 года решением Витебского областного исполнительного комитета № 76 было создано Витебское областное коммунальное унитарное предприятие ВКХ «Витебскоблводоканал» (далее УП «Витебскоблводоканал»). В ходе реорганизации 10.01.2018 г. к УП ВКХ «Витебскоблводоканал» были присоединены на первоначальном этапе на правах филиалов следующие юридически самостоятельные предприятия ВКХ: УП «Полоцкводоканал», ГП «Оршаводоканал», ГП «Нополоцкводоканал» [28]. Впоследствии планируется включить в состав областного предприятия «Витебскоблводоканал» - городское унитарное предприятие «Витебскводоканал». Создание областной структуры по управлению ВКХ в регионе призвано улучшить координацию реализации инвестиционных проектов по строительству 320 станций обезжелезивания в агрогородках и сельских населенных пунктах, реконструкции очистных сооружений при участии международных финансовых организаций (ЕБРР и др.). Основными положительными результатами регионализации предприятий (подразделений) ВКХ в Витебской области являются за истекший период: ликвидация перекрестного и бюджетного субсидирования; внедрение единого в области усредненного тарифа для юридических лиц с целью создания равных условий для всех хозяйствующих субъектов области вне зависимости от района их нахождения. С другой стороны функционирование УП «Витебскоблводоканал» позволило выделить следующие проблемные вопросы: неимение четких стратегических целей и задач развития областного оператора по ВКХ; отсутствие прозрачной системы финансового планирования и своевременной оплаты текущих эксплуатационных потребностей (спецодежда, инструмент и др.) производственных филиалов со стороны областного водоканала.
Специалисты ГО «ЖКХ Минской области» предлагают также создание единой структуры управления системой ВКХ в целом по всей области путем передачи из районной в областную коммунальную собственность всех основных объектов инженерной инфраструктуры систем ВиК. От многопрофильных районных предприятий ЖКХ потребуется передача трудовых ресурсов и материально -технической базы, участвующих в обслуживании объектов ВиК, единому областному органу управления. Для реализации пилотного проекта по регионализации Минским областным исполнительным комитетом в марте 2018г. было принято решение о создании на базе
КУП «Солигорскводоканал» межрайонного водоканала областной формы собственности, который отвечает за эксплуатацию систем ВиК 4-х районов Минской области: Солигорского, Клецкого, Несвижского, Любанского районов. В рамках реализации данного проекта создана общая диспетчерская служба с единым номером 119 для всех потребителей вышеназванных 4-х районов. По мнению специалистов Министерства ЖКХ, Солигорского райисполкома, КУП «Солигорскводоканал», создание первого в Республике Беларусь межрайонного водоканала позволит: внедрить единый тариф на воду и услуги канализации для всех юридических лиц обслуживаемых районов; снизить нормы расхода топливно-энергетических ресурсов за счет замены насосного оборудования; унифицировать затраты на водоснабжение и оказание услуг канализации; отказаться межрайонному водоканалу от субсидий из бюджета на оказание услуг водоснабжения и канализации [29].
Предлагаемые специалистами управлений (государственных объединений) ЖКХ облисполкомов варианты регионализации, могут привести к тому, что юридически самостоятельные предприятия ВКХ в ряде крупных и средних по численности населения городах Республики Беларусь потеряют свою юридическую и финансовую самостоятельность. Потеря юридической самостоятельности ряда предприятий ВКХ (например, в гг. Орша, Новополоцк, Полоцк и др.) и вхождение их в состав областных водоканалов на правах производственных филиалов без собственного расчетного счета не только не решит, а, наоборот, может усугубить ряд водохозяйственных проблем в данных территориально-административных единицах.
Для проведения и реализации единой методической, технической и нормотворческой политики в ВКХ целесообразно создать единый орган регулятор -Национальное агентство водоснабжения и водоотведения (далее агентство). За данным агентством следует законодательно закрепить следующие функции:
- проведение единой государственной политики в области управления и эксплуатации систем ВиК;
- осуществление единого правового регулирования деятельности коммунальных организаций, эксплуатирующих системы ВиК;
- обеспечение разработки: проектов нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы развития ВКХ, республиканской стратегии развития ВКХ с участием национального оператора (холдинга «Белводоканал»), государственных программ по развитию ВКХ;
- согласование республиканской инвестиционной программы по развитию ВКХ с местными органами власти;
- распоряжение централизованным инвестиционным фондом развития ВКХ и другие функции.
В качестве предлагаемого варианта реформирования областной системы управления ВКХ, с учетом анализа европейского опыта, следует рассмотреть создание «точечных» опорных межрайонных водоканалов в каждой из областей страны на базе технически мощных юридически самостоятельных водоканалов. Численность населения, обслуживаемая межрайонным водоканалом, будет находиться в диапазоне от 100 000 до 300 000 и выше человек. Опорные межрайонные предприятия ВКХ целесообразно создать на базе действующих и вновь создаваемых юридически самостоятельных предприятий ВКХ в следующих городах: Минск, Брест, Витебск, Гродно, Гомель, Могилев, Бобруйск, Барановичи, Борисов, Пинск, Орша, Солигорск, Новополоцк, Молодечно, Полоцк, Кобрин, Слоним, Жодино, Мозырь, Лида, Жлобин, Светлогорск, Речица, Слуцк. Для реализации данной задачи в городах с населением от 50 тысяч до 100 тысяч человек и выше (Лида, Речица, Слуцк, Мозырь, Жлобин, Светлогорск), при высоком уровне
доходов населения, где сосредоточены крупные промышленные объекты, необходимо выделить подразделения (производства) ВКХ из структуры многопрофильных предприятий ЖКХ на правах юридически самостоятельных специализированных предприятий. Предлагается также реорганизовать УП «Витебскоблводоканал» с выделением из его структуры в качестве юридически самостоятельных предприятий ВКХ следующие филиалы: «Оршаводоканал», «Новополоцкводоканал», «Полоцкводоканал».
В городах, при численности населения менее 50 тысяч человек, при отсутствии крупных промышленных предприятий в районе и износе систем ВиК более 70%, целесообразно делегировать управление подразделениями ВКХ в составе многопрофильных организаций ЖКХ опорным межрайонным предприятиям ВКХ. Текущее финансирование подразделений ВКХ со стороны опорных межрайонных водоканалов будет осуществляться по принципу бюджетирования (бухгалтерия, юридический, планово-экономический отделы и круглосуточные диспетчерские службы будут располагаться в опорных межрайонных водоканалах). Районные подразделения (участки) ВКХ, в составе опорных межрайонных предприятий ВКХ, в населенных пунктах, в том числе сельских, данного района будут выполнять следующие функции: эксплуатировать и технически обслуживать системы ВиК; осуществлять аварийно-ремонтные работы, контроль за реализацией воды и оказанием услуг канализации.
Регионализация позволит сосредоточить все подразделения ВКХ, предварительно выделив их из структуры многопрофильных районных организаций ЖКХ, в составе опорных межрайонных водоканалов области, которые смогут осуществлять функцию управления всеми объектами ВиК региона, обладая соответствующей материально-технической базой. Например, в Брестской области опорные межрайонные предприятия ВКХ с учетом радиуса охвата населения водоснабжением и услугами канализации целесообразно создать в гг. Брест, Пинск, Барановичи, Кобрин, Лунинец. Так, созданный опорный межрайонный водоканал на базе КУПП «Водоканал» (г. Барановичи) сможет осуществлять эксплуатацию систем ВиК и оказывать техническую помощь в Баранович-ском, Ляховичском, Ганцевичском районах через подразделения (участки) ВКХ («кустовой» метод регионализации с базовыми организациями).
Следующим шагом для устойчивого функционирования предприятий ВКХ в г. Минске, областных городах и городах, с численностью населения от 50 до 100 тыс. чел. и выше, станет преобразование юридически самостоятельных опорных межрайонных водоканалов в АО. Сам процесс изменения унитарной формы на акционерную для предприятия ВКХ подразумевает иной подход во взаимоотношениях с собственником инженерной инфраструктуры, достижение ключевых показателей развития в части разграничения полномочий посредством заключения договора на управление системами ВиК. Изменение организационно-правовой формы коммунальных унитарных предприятий ВКХ на акционерную, без создания холдинга «Белводокал», станет лишь формальной процедурой, не затрагивающей эффективность их производственно -хозяйственной деятельности. Контрольный пакет акций предприятий ВКХ на первоначальном этапе будет принадлежать местному органу власти, впоследствии планируется их передача в делегированное управление будущему государственному холдингу «Белводоканал». В рамках вертикально-интегрированной структуры, как показывает анализ зарубежной практики, наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления ресурсами, инвестициями.
Выводы. Регионализация предприятий ВКХ может привести к снижению затрат за счет: реализации инновационных энергосберегающих технологий, централизации закупок материалов, комплектующих изделий, насосного оборудования, труб, что в свою очередь ведет к снижению себестоимости воды и услуг канализации. Создание опорных
межрайонных предприятий ВКХ позволит избежать отнесения на затраты по водоснабжению и очистке сточных вод дополнительных сумм накладных расходов, перераспределяемых с других жилищно-коммунальных услуг (благоустройство), как происходит это в настоящее время в многопрофильных предприятиях ЖКХ. Данная интеграция будет направлена на достижение эффекта экономии за счет объединения ресурсов (кадровых, материальных, технических и финансовых). Финансирование развития и реконструкции сетей, сооружений ВиК в районных городах будет осуществляться в начале за счет средств облисполкомов, впоследствии планируется привлечение внебюджетных денежных ресурсов, что позволит перераспределить финансовые ресурсы на развитие систем ВиК именно в малых населенных пунктах данного региона. Четкая вертикаль системы управления самостоятельной отраслью ВКХ, с развитым рынком услуг водоснабжения и канализации, инженерных, консультационных услуг, позволит эффективно функционировать предприятиям ВКХ в Республике Беларусь.
Список использоанных источников
1. Гуринович, А.Д. Варианты реформирования системы управления водопользованием и водоотведением в Республике Беларусь / А.Д. Гуринович, А.Б. Бахмат // Белорусский экономический журнал. - 2008. - №3 - С. 116-133.
2. Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.minpriroda.gov.by/ ru/new_url_1649710582-ru/ - Дата доступа: 13.12.2016.
3. Концепция совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.government.by/upload/docs/ Шe34e 37cb338aada3e.PDF. - Дата доступа: 08.01.2018.
4. Бахмат, А.Б. Сравнительный анализ организационно-правовых форм управления предприятий водопроводно-канализацион-ного хозяйства (ВКХ) /А.Б. Бахмат // Наука -образованию, производству, экономике. Мат-лы третьей междунар. науч.-техн. конф. в 2-х т.. Том 2. - Минск: БНТУ. - 2006. - С. 210-212.
5. Гуринович, А. Д. Проблемы управления коммунальным водным хозяйством Республики Беларусь / А.Д. Гуринович, А.Б. Бах-мат // Проблемы управления. - 2008. - №3(28) - С. 224-228
6. Бахмат А.Б., Гуринович А.Д. Реформирование системы управления ВКХ в Республике Беларусь / А.Б. Бахмат, А. Д. Гуринович // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2010. - № 11. - С 63-71
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 года №32 «Об утверждении Государственной программы "Комфортное жилье и благоприятная
среда" на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=85581. - Дата доступа: 15.09.2017.
8.Выступление Президента Республики Беларусь на республиканском семинаре на тему «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» [версия для печати] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: president.gov.by/ru/news_ru /view/ple-narnoe-zasedanie-respublikanskogo-seminara-o-sovershenstvovanii-i-razvitii-zhilischno-kom-munalnogo-17347/. - Дата доступа: 20.10.2017
9. Analysis of the European Water Supply and Sanitation Markets and its possible evolution [Electronic resource] // Final report for work package 2 (phase 2). - Mode of access: http://mir.epfl.ch/webdav/site/mir/shared/im-port/migration— Date of access: 30.11.2018
10. Alexander Orwin Privatization of Water and Wastewater Utilities: An Inter-national Survey [Electronic resource]. - Mode of access: www.environmentprobe.org/EnviroProbe/pubs/ ev542.html/ - Date of access: 30.11.2018
11. The Regulation and Privatisation of the Public Water Supply and the Result-ing Competitive Effects [Electronic resource] / Johann Wackerbauer, 2004. - Mode of access: www.cesifo-group.de/.../96843359F84E0D9FE04400...-Date of access: 06.10.2018
12. Семин, В.А. Основы рационального водопользования и охраны водной среды: Учебное пособие для студ. вузов/ В.А. Семин -М. : Высш. шк., 2001. - 320с.
13. Мартин Л. Коммерциализация и регулирование сферы ВКХ в Англии и Уэльсе /
Л. Мартин, М. Итева // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2004. -Часть 1. №10. - С.71-75.
14. Антонов, Н.В. Делегированное управление как форма функционирования коммунального хозяйства / Н.В. Антонов // Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). -2001. - №5. - С.9-11
15. Кулик, П.А. Оценка возможности использования зарубежного опыта концессий в развитии системы водоснабжения России: автореферат дис. ... канд. экон. наук, 08.00.05, 08.00.14/ П.А. Кулик / Всероссийская академия внешней торговли. - Москва, 2002
16. Blokland M. Private business, public owners. Government shareholdings in water companies/ M. Blokland, O. Braadbaart, K. Schwartz . -The Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment. 1999. - 213 p.
17. Hukka, J. Water Time National Context Report - Finland / J. Hukka, T. Seppälä [Electronic resource] - 09.02.2004. - Mode of access: www.watertime.net/docs/WP 1/NCR/ D 10b_Fin-land.doc. - Date of access: 16.10.2016
18. Dr Tapio, Katko S. WaterTime National Context Report - Sweden. 2004. Mode of access: www.watertime.net/docs /WP1/NCR/ D10l_ Sweden.doc. - Date of access: 06.05.2017
19. Баженов, А. Частное управление системами водоснабжения / А. Баженов // Коммунальный комплекс России. - 2005. - №10. -С. 42-47
20. Салама Ю.М. Программа реформирования ЖКХ и переход на рыночные отношения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.2004. Часть 1. № 3. - С.65-70
21. Куханович, А.И. Зарубежные инвестиции в системы горводоканалов // Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). -2000. -№6. - С.2-5
22.Чернышов, Л.Н. Совершенствование управления недвижимостью как фактор комплексной модернизации ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2006. -Часть 1. №8. - С.10 -16
23. Комаров, И.К. Концессии на водных ресурсах [Электронный ресурс] // N 5(160) ОБОЗРЕВАТЕЛЬ - 0BSERVER.2003. - Режим доступа: www.rau.su/observer/N5_2003 /5_11.htm. - Дата доступа: 20.01.2017
24. David Hall, Emanuele Lobina Water and privatisation in central and eastern Europe. [Electronic resource]. - 1999. Mode of access: ttp//www.psiru.org/reports/9909b-W-CEE.doc. -Date of access: 30.11.2017
25. Emanuele Lobina, David Hall Public Sector Alternatives To Water Supply And Sewerage Privatisation: Case Studies. // IX Stockholm Water Symposium [Electronic resource]. - August 1999. Mode of access: www.psiru.org/re-ports/9908--W-U-Pubalt.doc. - Date of ac-cess:25.10.2017
26. Emanuele Lobina Water privatisation and restructuring in Central and Eastern Europe [Electronic resource]. - 2001. Mode of access: www.psiru.org/reports/2001-11-W-CEE.doc.-Date of access:30.10.2017
27. Стефан С. Влияние децентрализации на сектор водоснабжения и водоотведения [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.oecd. org/env/outreach/42754105.pdf-Дата доступа:05.09.2017
28. О деятельности УП «Витебскоблводоканал» и его структурных подразделений. Официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.vitebskoblvodokanal.by. -Дата доступа: 06.08.2018.
29.Мисник Е. Водой не разлить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sb.by/articles/ vodoy-ne-razlit.html - Дата доступа: 05.09.2018
Статья поступила в редакцию 27 января 2019 года
WATER SUPPLY AND SEWAGE DOMESTIC ENTERPRISES'
REGIONALIZATION IN ORDER TO INCREASE THEIR PRODUCTION
EFFICIENCY AND BUSINESS ACTIVITIES
A. B. Bachmat
[email protected] Head of Department "Economic Problems in Construction"
OJC Company "SRI Stroyeconomy" Minsk, Republic of Belarus
The article studies the key problems of the Republic of Belarus water supply and sewerage system's development. There are given the general characteristics of the technical and economic condition of the water and wastewater treatment and are identified the key problems of its development. An assessment of the existing water utilities enterprises' regionalization option is given on the example of the Vitebsk region. A general description of existing models of EU countries WSS management is given. Taking into account the European experience analysis, an optional variant has been proposed to establish an inter-regional water utilities companies in each region of the Republic of Belarus. The idea on creation of the National Agency for Water Supply and Sewerage is formulated.
Keywords: Water supply and sanitation (WSS), Housing and Utilities Sector (HUS), regionalization, supporting inter-regional water utilities, auctioning, National agency for water Supply and Sewerage, development finance WSS systems.
References
1. Gurinovich, A.D., Bachmat, A.B. Water Use and Sanitation Management System reforming options in the Republic of Belarus [Text]/ A.D. Gurinovich, A.B. Bachmat // Belarusian Economic Journal. - 2008. - №3 - P. 116-133.
2. Water strategy of the Republic of Belarus for the period until 2020 [Electronic resource]. -Mode of access: http://minpriroda.gov.by/en/ new_url_1649710582-en/. - Date of access: 13.12.2016.
3. The concept of improving and developing housing and communal services until 2025 [Electronic resource]. - Mode of access: www.govern-ment.by/upload/docs/file34e37cb338aada3e.PDF. -Date of access: 08.01.2018.
4. Bachmat, A.B. Organizational and legal forms of water supply and sewerage enterprises' management comparative analysis (WWC) [Text] / A.B. Bachmat // Science - education, production, economics. Materials of the third international scientific and technical conference in 2 volumes. Volume 2. - Minsk: BNTU. - 2006. -P. 210-212.
5. Gurinovich, A.D., Bachmat, A.B. Problems of the municipal water economy management in the Republic of Belarus [Text] / Gurinovich A.D., Bachmat A.B.// Management problems. - 2008. -No. 3 (28) - P.224-228
6. Bachmat, A.B., Gurinovich, A.D. WSS management system reforming in the Republic of Belarus/ A.B. Bachmat, A.D. Gurinovich // Housing and communal services. Journal of the head and chief accountant. - 2010. - No. 11. - P. 63-71
7. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus as of April 21, 2016 No. 32 "Approval of the State Program "Comfortable Housing and a Favorable Environment" for 20162020" [Electronic resource]. - Mode of access: http://base. spinform.ru/show_doc. fwx ?rgn=85581. - Date of access: 15.09.2017
8. President of the Republic of Belarus Speech at the republican seminar on the topic "Improving and developing the housing and communal services of the country" [print version] [Electronic resource]. - Mode of access: http://presi-dent.gov.by/en/news_en/view/ plenarnoe-zasedanie-respublikanskogo-seminara-o-sovershenstvovanii-i-razvitii-zhilischno-kommu-nalnogo-17347 /. - Date of access: 20.10.2017
9. Analysis of the European Water Supply and Sanitation Markets and its possible evolution [Electronic resource] // Final report for work package 2 (phase 2). - Mode of access: http://mir.epfl.ch/webdav/site/mir/shared/import/ migration. - Date of access: 30.11.2018
10. Alexander Orwin Privatization of Water and Wastewater Utilities: An Inter-national Survey [Electronic resource]. - Mode of access: www.environmentprobe.org/EnviroProbe/pubs/ ev542.html/ - Date of access: 30.11.2018
11. T he Regulation and Privatisation of the Public Water Supply and the Result-ing Competitive Effects [Electronic resource] / Johann Wackerbauer, 2004. - Mode of access: www.cesifo-group.de/.../96843359F84E0D9FE04400... -Date of access: 06.10.2018
12. Semin, V.A. Fundamentals of rational water use and protection of the aquatic environment: A manual for students in Universities / V.A. Semin - M.: Higher. secondary school, 2001. - p.320.
13. Martin L., Iteva M. Commercialization and regulation of the WSS sector in England and Wales / L. Martin, M. Iteva // Housing and Public Utilities: the journal of the head and chief accountant. - 2004. - Part 1. Number 10. - p.71-75.
14. Antonov, N.V. Delegated management as a functional form of public utilities / N.V. An-tonov // Housing and communal services (HCS). - 2001. - №5. - p.9-11
15. Kulik, P.A. Assessment of the possibility of using foreign experience of concessions in the development of Russia Water Supply System: dissertation abstract for the Candidate degree. econ Sciences 08.00.05, 08.00.14 / P.A. Kulik / All-Russian Academy of Foreign Trade. - Moscow, 2002.
16. Blokland, M., Braadbaart O. & Schwartz K. (Eds.) Private business, public owners. Government shareholdings in water companies/ M. Blokland, O. Braadbaart, K. Schwartz . - The Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment. 1999. - 213 p.
17. Hukka, J., Seppala, T WaterTime National Context Report - Finland [Electronic resource] / J. Hukka, T. Seppala 2004. - Mode of access: www.watertime.net/docs/WP 1/NCR/D 10b_ Fin-land.doc. - Date of access: 16.10.2016
18. Dr Tapio, Katko, S. WaterTime National Context Report - Sweden. 2004. - Mode of access: www.watertime.net/docs/WP 1/NCR/ D10l_Sweden.doc. - Date of access: 06.05.2017
19. Bazhenov, A. Private management of water supply systems / A. Bazhenov // Communal complex in Russia - 2005. - №10 - C.42-47.
20. Salama Yu.M. Program of reforming of housing and communal services and transition to market relations // Housing and communal services: magazine of the head and chief accountant 2004. Part 1. No.3 - P.65-70
21. Kukhanovich, A.I. Foreign investments in the systems city water and supply services // Housing and communal services (HCS). -2000. - №6. - P. 2-5.
22. Chernyshov L.N. Improving the management of real estate as a factor in the complex modernization of housing and public utilities // Housing and public utilities: the magazine of the head and chief accountant. - 2006. - Part 1. №8. - p.10 -16
23. Komarov, I.K. Concessions on water resources [Electronic resource] // N 5 (160) "0BSERVER.2003 Access mode: www.rau.su/ observer/N5_2003/5_11.html - Date of access:
20.01.2017.
24. David Hall, Emanuele Lobina Water and privatisation in central and eastern Europe. [Electronic resource]. - 1999. Mode of access: ttp//www.psiru.org/reports/9909b-W-CEE.doc. -Date of access: 30.11.2017
25. Emanuele Lobina, David Hall Public Sector Alternatives To Water Supply And Sew-erage Privatisation: Case Studies. // IX Stockholm Water Symposium [Electronic resource]. - August 1999. Mode of access: www.psiru.org/re-ports/9908--W-U-Pubalt.doc. - Date of ac-cess:25.10.2017
26. Emanuele Lobina Water privatisation and restructuring in Central and Eastern Europe [Electronic resource]. - 2001. Mode of access: www.psiru.org/reports/2001-11-W-CEE.doc.-Date of access:30.10.2017
27. Stephen Speck. The impact of decentralization on the water supply and sanitation sector [Electronic resource] - Mode of access: www.oecd.org/env/outreach/42754105.pdf&. -Date of access: 05.09.2017
28. UE "Vitebskoblvodocanal"performance and its structural subdivisions. Official site [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.vi-tebskoblvodokanal.by - Date of access:
06.08.2018.
29. Misnik E. Not poured out by water [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.sb.by/articles/vodoy-ne-razlit.html - Date of access: 05.09.2018