Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУДЕЙСТВА В ДИСЦИПЛИНАХ С СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВИДА СПОРТА РОУП СКИППИНГ (СПОРТИВНАЯ СКАКАЛКА))'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУДЕЙСТВА В ДИСЦИПЛИНАХ С СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВИДА СПОРТА РОУП СКИППИНГ (СПОРТИВНАЯ СКАКАЛКА)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВИД СПОРТА РОУП СКИППИНГ (СПОРТИВНАЯ СКАКАЛКА) / СУДЕЙСТВО / ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко В.В.

Проблема судейства в виде спорта роуп скиппинг (спортивная скакалка), в дисциплинах в которых спортивный результат в условиях конкуренции спортсменов с практически равным уровнем сложности используемых элементов, а также ограниченным временем принятия судьями решения при оценивании сложных связок и отсутствие точных инструментов (устройств) оценки предполагает несколько решений. В представленной статеье автор дает один таких вариантов решения представляя технологию оценивания судьями по нескольким критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУДЕЙСТВА В ДИСЦИПЛИНАХ С СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВИДА СПОРТА РОУП СКИППИНГ (СПОРТИВНАЯ СКАКАЛКА))»

УДК 7.092

Бойко В.В.

канд. пед. наук ОГУ имени И.С. Тургенева г. Орел, РФ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУДЕЙСТВА В ДИСЦИПЛИНАХ С СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВИДА СПОРТА РОУП СКИППИНГ (СПОРТИВНАЯ СКАКАЛКА))

Аннотация

Проблема судейства в виде спорта роуп скиппинг (спортивная скакалка), в дисциплинах в которых спортивный результат в условиях конкуренции спортсменов с практически равным уровнем сложности используемых элементов, а также ограниченным временем принятия судьями решения при оценивании сложных связок и отсутствие точных инструментов (устройств) оценки предполагает несколько решений. В представленной статеье автор дает один таких вариантов решения представляя технологию оценивания судьями по нескольким критериям.

Ключивые слова

вид спорта роуп скиппинг (спортивная скакалка); судейство; правила

Технология судейства в роуп скиппинге (спортивной скакалке), в дисциплинах в которых спортивный результат в условиях конкуренции спортсменов с практически равным уровнем сложности используемых элементов, а также ограниченным временем принятия судьями решения при оценивании сложных связок и отсутствие точных инструментов (устройств) оценки может рассматриваться как проблема. Судейство в дисциплинах с субъективной оценкой соревновательных действий можно рассматривать используя метод экспертной оценки. В этой связи на результат влияет профессионализм судьи: квалификация, опыт, объективность, независимость, прозрачность, разработанность правил судейства, а также технология обработки оценок судей влияет на велечину и точность итоговой оценки спортивного результата спортсмена.

Оценка спортивного мастерства в роуп скиппинге (спортивной скакалке) в дисциплинах: вольные упражнения, прыжки через 2 скакалки 1 человек, прыжки через 2 скакалки 2 человека, командные соревнования носит субъективный характер и поэтому для повышения объективности и точности оценки спортивного результата спортсмена международная федерация роуп скиппинга предложила разделить выступление спортсменов на несколько категорий оценок, а также увеличило количество судей до 3 по каждой из категорий. Судей располагали через одного по категориям, введена анонимность судейства, задан алгоритм подсчета итоговой оценки и определения места спортсмена. Разработчики этой системы оценки постоянно работают над ее усовершенствованием. Вносятся уточнения и изменения в трактовку требований к идеальной технике выполнения элементов, уровней сложности, количеству элементов, систематизации по количеству ошибок, проводятся обучение и повышение квалификации на уровне Всероссийской Федерации роуп скиппинга России.

Целью исследования, проведенных в рамках Всероссийских соревнований 2021-2022 годов, явилось изучение разных аспектов судейства и ее влияние на развитие роуп скиппинга (спортивной скакалки).

Интерес нашего исследования представляет изучение возможностей судьи влиять на результат соревновательной деятельности спортсменов, если судья или несколько судей выставляют намеренно

заниженные (завышенные) оценки за элементы выступления спортсмена (команды). Изучение устойчивости имеющейся системы оценки при определении спортивного результата спортсменом к систематическим и случайным погрешностям при выставлении каждым судьей было рассмотрено при использовании математического моделирования с использованием фактических данных выступлений спортсменов в дисциплине вольные упражнения девушки (12-14 лет) Всероссийских соревнований 20212022 года и явилось одним из направлений нашего исследования. Результаты исследования показали, что в случае преднамеренного завышения или занижения оценки на 1 балл и отбрасывании по одному минимальному и максимальному результату судей оставшиеся 3 оценки дает худший результат, чем если бы использовалась средняя арифметическая оценка 5 результатов. Если мы рассматриваем сговор даже 2-х судей, то с вероятностью 0,978 при вычислении итоговой оценки даже при отбрасывании одной из них, вторая попадает в итоговый результат, а с вероятностью 0,6 эти обе оценки попадут в итоговый результат. При не согласованных действиях судей при отбрасывании крайних результатов дает еще большую возможность манипулировать результатами. Судейство по 10 бальной шкале: сложность (уровень сложности и плотность элементов 6 баллов); презентация (техника и креативность 3 балла); обязательные элементы (1 балл) обеспечивает уменьшение разброса оценок для спортсменов 3-4 уровня. Механизм этого явления характеризуется близкими фактическими распределением массива оценок сложности с соответствующей колебанием по мере приближения максимальной оценке 6 баллов. В нашем исследовании мы выявили закономерность оценивания разных элементов в дисциплине вольные упражнения с учетом их категории (силовые, мультипрыжки, манипуляции (броски, кресты намотки), изменение направления скакалки, повороты в воздухе) позволило обнаружить тенденцию ухудшения согласованности судейских ошибок по мере усложнения элементов, за исключением сложных связок с использованием сразу нескольких категорий. Недостаток системы судейства становятся более отчетливыми, если судьи в сговоре. Таким образом данная система оценок работает стабильно для спортсменов с разным уровнем мастерства, но имеет проблемы при оценке спортсменов одного и того же класса. Данная ситуация, несомненно, влияет на развитие вида спорта, на подготовку спортсменов, тактику построения вольных упражнений у спортсменов высокого класса.

Изучение закономерностей оценок вольных упражнений по категориям показал практически одинаковое соотношение и устойчивое воспроизведение максимальной оценки за 1 связку, состоящую из мультипрыжка с внедрением в него какого-то одного или нескольких элементов: изоляцию рук, повороты в воздухе, изменение вращение скакалки и выход в силовой элемент и самой низкой оценки это манипуляции со скакалкой. Силовые прыжки и изменение направления скакалки являются практически одинаковыми и занимают промежуточное место в оценке.

Результаты предварительных исследований позволяют сформулировать требования к оптимальной системе судейства на примере роуп скиппинга (спортивной скакалке).

1. Судейство должно проходить бригадой судей и осуществляться открыто (поименно) в соревнованиях любого ранга.

2. По итогам выступления каждого спортсмена судьями выставляется 3 оценки:

- оценка за сложность максимум 6 баллов (уровень сложности каждого прыжка (4 балла) + количество выполненных элементов в вольном упражнении за 60-75 секунд каждые 5 элементов 0,1 балла (максимум 2 балла);

- оценка за презентацию максимум 3 балла (техника 2 балла + 1 балл артистизм и креативность);

- обязательные элементы максимум 1 балл (2 силовых элемента 0,2 балла, 2 мультипрыжка 0,2 балла, 2 изменения направления скакалки 0,2 балла, 2 манипуляции со скакалкой (крест, намотка, бросок 0,2 балла) и пространственная динамика по площадке 0,2 балла (командных дисциплинах заменяется на 2 обязательных взаимодействия спортсменов).

3. Оценка уровня сложности основывается по шкале суммирования каждого прыжка с минимальным (0) и максимальным (6) уровнем сложности при его выполнении без непреднамеренной остановки скакалки («зароне»).

4. При выполнении прыжка с непреднамеренной остановкой скакалки - прыжок не засчитывается и оценивается 0 баллом, что прерывает серию из 5 последовательных прыжков. А также каждые 2 ошибки -это штраф 0,05 балла.

5. Штраф за нарушение времени выступления: завершение до 60 секунд или после 75 секунд штрафуется 0,2 балла.

6. Выход за пределы площадки 12 на 12 метров любой частью тела и скакалкой штрафуется 0,2 балла.

7. Величина штрафных баллов предусматривается в отдельной графе протокола.

8. Величина штрафа зависит только от непреднамеренной остановки скакалки («зарона») и не зависит от уровня сложности или категории прыжка.

9. Уровень сложности прыжков в роуп скиппинге (спортивной скакалке).

9.1. Стартовые изолированные прыжки, которые имеют строго определенный уровень сложности. https://disk.yandex.ru/i/0uor3pexSCeXIw

9.2. Стартовые изолированные прыжки могут модернизироваться в ходе добавления определенных действий и в следствии этого увеличить уровень сложности.

9.3. Действия, увеличивающие сложность прыжка:

9.3.1. Добавление к стартовому базовому прыжку изоляцию 1 руки (+1 уровень), изоляцию 2-х рук сразу (+2 уровня).

9.3.2. Добавление к стартовому базовому прыжку выход в силовой элемент (+1 уровень).

9.3.3. Добавление к стартовому прыжку выход из базового с изоляцией рук в другой базовый с изоляцией или в тот же без промежуточного базового открытого прыжка (+1 уровень).

9.3.4. Множественные прыжки двойной — 1 уровень, тройной — 2 уровень, четвертной — 3 уровень и т.д.

9.3.5. Вращение тела с прохождением скакалки в воздухе на 180 градусов (+1 уровень), на 360 градусов (+2 уровень), при прыжке 540 (+3 уровень).

9.3.6. Бросок ручки и ловля с прыжком (+1 уровень). Бросок 2 ручек и ловли с прыжком (+2 уровень).

9.3.7. Поймать брошенную ручку в ограниченном положении без прыжка (+1 уровень).

9.3.8. Поймать брошенную ручку в ограниченном положении в прыжке (+2 уровень).

9.3.9. Бросок ручки в изолированном положении руки, если и только если рука полностью находится за туловищем (за спиной или за обеими ногами) (+1 уровень).

9.3.10. Ловить ручку чем-то другим, кроме руки (например, захват ручки скакалки, сдавливание его частью тела, или посадить скакалку на ногу, плечо или подобное, прыжки с зацепами скакалки за часть тела) (+1 уровень).

9.3.11. Переходный прыжок (прыжки с одной стороны с изолированной одной рукой в одном прыжке, переходя прыжком в противоположную сторону с изолированной рукой (например, крендель-крендель)) (+1 уровень).

9.3.12. Для каждого поворота на 90 градусов в силовых навыках, когда скакалка пропускается под вашим телом (+1 уровень).

9.3.13. Одна рука пересекает дважды тело, ногу или руку без выпрямления) (+1 уровень).

9.3.14. Намотки. Каждый раз, когда скакалка проходит через часть тела или намотка при боковом вращении (+1 уровень дополнительно, если вы прыгаете в эту намотанную часть петли, с каждым

дополнительным наматыванием вокруг части тела, где есть прыжок через скакалку (переступание) уровень сложности увеличивается, но с максимальным пределом увеличения +3).

9.3.15. Изменить направление движения скакалки в воздухе (+1 уровень).

9.3.16. Прыжки с вращением скакалки назад (+1 уровень).

9.3.17. Вход с двух ног в положение стойка на руках «Прыжок лягушонка» (+2 уровня).

9.3.18. Вход с изолированных 2-х рук в силовой элемент (+2 уровня).

Судья по сложности выставляет 2 оценки: а) сложность максимально 4 балла и б) плотность максимально 2 балла. Максимальная оценка за сложность 6 баллов.

А) Уровень сложности всей комбинации определяется следующим образом: судья старается оценить каждый прыжок спортсмена по уровню сложности, если прыжок не выполнен (непреднамеренная остановка скакалки («зарон»), то судья ставит 0. Если спортсмен прыгает основной базовый открытый прыжок — судья ставит 0. Далее все баллы суммируются и делятся на количество прыжков вместе с «заронами» и основными базовыми открытыми прыжками и делятся на количество прыжков. Получаем средний балл. Этот средний балл умножается на коэффициент, который определяется следующим образом:

1 навык — 0,01 балл; ... 10 навыков — 0,1 балла; ... 20 навыков — 0,2 балла; ... 30 навыков — 0,3 балла; ... 35 навыков — 0,35 балла; ... 40 навыков — 0,4 балла и т. д.

Пример: Запись судьи 2 2 3 2 4/ 1 0 2 3 0/ 2 2 2 3 4 /1 0 /2 3 4 2 2 /0 /1 1 2 3 1/ Количество прыжков = 28; Сумма 54; Средний результат 54/28=1,9 балла

Коэффициент сложности 28 навыков =2,8.

Средний балл за уровень сложность комбинации 1,9*0,28=0,54

Б) Количество элементов всей комбинации. Судья считает сколько связок по 5 навыков выполнил спортсмен. В данном примере таких 4. Внимание! «Зарон» или основной базовый простой прыжок прерывает связку из 5 навыков, и судья считает только связки без 0.

Судья ставит баллы согласно нормам: 4-5 связок (состоящих из 5 навыков) — 0,9 балла; 6 связок — 1,0 балл; 7 связок -1,1 балл и т.д.

Общая итоговая оценка судьи по сложности = средний бал сложность + баллы за количество элементов.

В нашем примере: средний балл сложность 0,54 + баллы за количество элементов 0,9 = 1,44

10. Оценка презентации вольных упражнений должна завесить от качественных характеристик выступления спортсмена и выставляется на основе разработанных критериев.

- Техника выполнения прыжков в комбинации оценивается на основе: осанки, выполнение (трамплинных прыжков) - элементов и связок с высокой амплитудой и сохранением инерции без остановок и пауз между прыжками, выражением лица, хладнокровие и степень зрительного контакта с судьями и зрителями, начальная позиция и фиксированное окончание всей комбинации, положение спортсмена при выполнении элемента или связки, так чтобы представить себя наилучшим образом (для видимости судей), и признание судьями/аудиторией выполнения комбинации.

«Мастер»: улыбка там, где необходимо, зрительный контакт с судьями и зрителями; выполнение без усилий силовых элементов, гимнастики, множественных (мультипрыжков); спортсмен энергичен, уверен в себе; вертикальная осанка при выполнении манипуляций, множественных (мультипрыжков); высокая амплитуда и мягкое приземление.

«Начинающий»: не улыбается, внутренняя концентрация; достаточно уверенно завершает элементы, незначительные остановки между элементами, связками; спортсмен иногда вспоминает следующее действие, колеблется; смотрит вниз на скакалку.

«Дебютант»: «робот», выполняющий набор элементов; отсутствие техники выполнения

гимнастики, сильно согнутые колени при приземлении после прыжка, что отвлекает от выступления спортсмена; спортсмен постоянно думает, что дальше; «Горбун», отсутствие элементов с вертикальной осанкой, отсутствие уверенности;

- Взаимодействие спортсменов.

«Мастер» — команда отлично синхронизированы, много изменений в ритме, направлении движений.

«Начинающий» — синхронизация в простых несложных элементах, некоторые изменения в ритме, направлении движений.

«Дебютант» — элементы частично синхронизированы, спортсмены смотрят друг на друга, чтобы выполнить элемент вместе.

- Креативность (максимальный оценка — 1 балл).

Оценка креативности в вольных упражнениях основана на том, насколько интересна комбинация, детали в переходах между связками, выборе направленности и движение, оригинальность в хореографии или попадание в акцент музыки при исполнении элементов, которые не являются «базовыми».

«Мастер»: оригинальные (уникальные) элементы, связки, усиливающие вольные упражнения; Баланс разнообразие обязательных элементов; интересные переходы, изменения направления движения скакалки; постоянное передвижение (не более 4 секунд на одном месте), переходы по всем 4 квадратам; музыкальные акценты обыгрываются спортсменом в течении всего выступления.

«Начинающий»: базовый набор элементов, связок; небольшой арсенал элементов и связок; интересные, но знакомые переходы и изменения направления движения скакалки; задержка в квадратах, передвижение по ним предсказуемое; музыка используется частично для передачи характера комбинации.

«Дебютант»: минимальный набор элементов, связок; преобладает один или два обязательных элемента, повторы; переходов нет; вся комбинация выполняется на одном месте (в одном квадрате); Музыка выступает в роли фона для выступления.

Оценки за технику: «Дебютант» — оценка 0,4-0,8 баллов; «Начинающий» — оценка 0,9-1,2 балла; «Мастер» — оценка 1,3-2, 0 балла.

Оценки за креативность: «Дебютант» — оценка 0,2-0,6 баллов; «Начинающий» — оценка 0,7-0,8 балла; «Мастер» — оценка 0,9-1, 0 балла.

11. Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «роуп скиппинг (спортивная скакалка)» утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. № 317.

Кроме того, что судьи должны отвечать квалификационным требованиям необходимо использовать Индивидуальный класс судьи, который можно определять после каждого соревнования путем степени влияния на итоговую оценку спортсмена оценки выставленной конкретным судье. Определяется по алгоритму в зависимости от результатов судейства. В этом случае чем выше данный индивидуальный класс судьи, тем лучше. Относительно его результатов и будут оцениваться остальные результаты судей на определенном соревновании.

12. Комплектование судейской бригады (определение количества судей и квалификация), а также и способ обработки судейских оценок для определения итоговых результатов соревнования должен зависеть от состава участников и ранга соревнований.

Список использованной литературы: 1. Бойко, В.В. [Текст] Методика обучения роуп-скиппингу (Дабл Датч) (учебно-методическое пособие) Орел: «ОГУ», 2017. - 48 с.

2. Бойко, В.В. [Текст] Начальная подготовка в роуп-скиппинге (учебно-методическое пособие) Орел: «ОГУ», 2017. -98 с.

© Бойко В.В., 2022

УДК 373.1

Данько Ю.В.

Учитель немецкого языка СОШ №14 г. Севастополя

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация

В статье изложены особенности организации командной работы в школе, показаны примеры педагогической и проектной команд в организации педагогического образования.

Ключевые слова

педагогическая команда, проектная команда, обучение, среднее образование.

Danko Yu.V.

German teacher, School №14 Sevastopol THE PEDAGOGICAL TEAM AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

Abstract

The paper describes the features of the organization of teamwork in school, shows examples of pedagogical and project teams in the organization of teacher education.

Keywords

pedagogical team, project team, training, secondary education.

Прежде всего, педагогический коллектив школы представляет собой структурно организованную систему, большую часть которой составляют педагогические работники (учителя), организованные в методические объединения (МО): учителей начальных классов, русского языка и литературы, иностранных языков, естественно-научных дисциплин и др.

В целом, это может являться школьной педагогической командой в широком смысле, и её задачи (как школьного МО) определяются школой и потребностями участников [1].

Но прежде всего, в организации педагогической команды в узком смысле «одним из организационно-педагогических условий формирования...является развитие профессионально-педагогической компетентности педагогических кадров»[2].

Соответственно, педагогическая команда определяется как группа педагогов, связанная «совместной деятельностью,...общностью мотивов, целей» [3], имеет различную специфику, в зависимости от поставленных целей, а важнейшим её видом является проектная команда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектная команда определяется как педагогическая в контексте реализации определённого проекта и может включать учителей различных предметов, объединённых общей целью; главными особенностями являются профессиональное взаимодействием и временный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.