Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТЕНИЕВОДСТВО / СУБСИДИЯ / МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАТРИЦА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / CROP PRODUCTION / SUBSIDY / MECHANISM / INNOVATIVE ACTIVITY / STATE SUPPORT / MATRIX / DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войку Иван Петрович

Рассмотрен механизм субсидирования в растениеводстве Псковской области, детализирован порядок получения субсидии. Представлен перечень мер государственной поддержки и направлений субсидирования в растениеводстве Псковской области. Конкретизируются основные слабые стороны системы субсидирования растениеводства на региональном уровне, выявленные в процессе исследования. Предлагается новый механизм субсидирования в растениеводстве, позволяющий повышать инновационную активность сельхозпроизводителей. Рассмотрена возможность включения в перечень мер поддержки субсидии на возмещение части затрат по разработке и внедрению инновационных технологий. Представлен порядок определения размера данной субсидии, весовой коэффициент для которой должен определяться «Матрицей распределения объемов государственной поддержки опытно-экспериментального внедрения в растениеводстве» или «Матрицей распределения объемов государственной поддержки широкомасштабного внедрения инноваций в растениеводстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF SUBSIDIZATION AS A MECHANISM OF INCREASE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF CROP PRODUCTION OF THE PSKOV REGION

The subsidization mechanism in crop production of the Pskov region is considered, the procedure for obtaining subsidies is detailed. The list of measures of the State support and directions of subsidization in crop production of the Pskov region is presented. The main weaknesses of the system of subsidization in crop production at the regional level, identifed in the course of the study, are concretized. A new subsidization mechanism of crop production is proposed, which allows to increase the innovative activity of agricultural producers. The possibility of including the subsidies for reimbursement of a share of the costs for the development and implementation of innovative technologies in the list of support measures is considered. The article presents the procedure for determining the size of this subsidy, the weight coeffcient for which should be determined by the "Matrix of distribution of the volume of the State support for experimental implementation in crop production" or "Matrix of distribution of the volume of the State support for large-scale innovation implementation in crop production".

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 631.151.2

И. П. Войку

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ1

Рассмотрен механизм субсидирования в растениеводстве Псковской области, детализирован порядок получения субсидии. Представлен перечень мер государственной поддержки и направлений субсидирования в растениеводстве Псковской области. Конкретизируются основные слабые стороны системы субсидирования растениеводства на региональном уровне, выявленные в процессе исследования. Предлагается новый механизм субсидирования в растениеводстве, позволяющий повышать инновационную активность сельхозпроизводителей. Рассмотрена возможность включения в перечень мер поддержки субсидии на возмещение части затрат по разработке и внедрению инновационных технологий. Представлен порядок определения размера данной субсидии, весовой коэффициент для которой должен определяться «Матрицей распределения объемов государственной поддержки опытно-экспериментального внедрения в растениеводстве» или «Матрицей распределения объемов государственной поддержки широкомасштабного внедрения инноваций в растениеводстве».

Ключевые слова: растениеводство, субсидия, механизм, инновационная активность, государственная поддержка, матрица, распределение.

Растущий объем финансирования дифференцированных мер государственной поддержки агропромышленного комплекса, осуществляемых в условиях бюджетного дефицита и в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, призван коренным образом изменить ситуацию в отрасли. В этой ситуации инновационное развитие рассматривается как приоритетный сценарий развития наименее рентабельной сферы агропромышленного производства — растениеводства.

Дальнейшая трансформация мер государственной поддержки, призванная повысить уровень инновационной активности в отрасли, требует научного обоснованного подхода.

В практике экономически наиболее развитых стран часто используется методика расчета объема и эффективности господдержки, разработанная Всемирной торговой организацией. Эта методика предполагает разделение мер государственной поддержки на меры «зеленой корзины» и «желтой корзины».

В российской практике широкое распространение получил подход к оценке эффективности государственной поддержки сельского хозяйства по критерию результативности. Такой же подход используется в России для оценки эффективности реализации государственных отраслевых программ. Именно этот подход используется при оценке эффективности субсидирования растениеводства Псковской области.

В соответствии с «Положением о порядке предоставления субсидий», из областного бюджета на поддержку растениеводства (Постановление администрации

'Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рамках научного проекта № 18-410-600003/

Псковской области от 14.02.2017 № 68 «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку растениеводства») механизм субсидирования может быть представлен в виде следующего алгоритма (рис. 1).

Основой для работы представленного механизма государственной поддержки является соглашение о предоставлении субсидии, заключенное между уполномоченным органом и получателем субсидии.

Предыдущий финансовый год

Текущий финансовый год

Рис. 1. Действующий механизм субсидирования Порядок получения субсидии:

1. Сельхозпроизводитель направляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении субсидий и копии заверенных документов.

2. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней принимает решение:

a) мотивированный отказ;

b) заключение соглашения на предоставление субсидии.

3. Сельхозпроизводитель, с которым заключено соглашение, представляет в Уполномоченный орган комплект необходимых документов.

4. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней осуществляет их проверку, далее осуществляет одно из следующих действий:

а) направляет заявку на финансирование для предоставления субсидий в Государственное финансовое управление Псковской области;

Ь) направляет сельхозпроизводителю сообщение об отказе в перечислении субсидий с указанием причин.

5. Государственное финансовое управление Псковской области в течение 7 рабочих дней перечисляет уполномоченному органу денежные средства для выплаты субсидий сельхозпроизводителю.

6. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней перечисляет субсидию сельхозпроизводителю на его расчетный счет.

7. Сельхозпроизводитель, получивший субсидию, представляет в установленные сроки в уполномоченный орган отчеты о достижении величин показателей результативности.

С 2017 г. на территории Псковской области претерпели существенные изменения основные формы поддержки сельхозпроизводителей. Растениеводство становится основным получателем государственной поддержки: вводится погектарная поддержка тем сельхозпроизводителям, которые занимаются обработкой земель, а также неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.

Меры государственной поддержки и основные направления субсидирования растениеводства перечислены в таблице 1.

Таблица 1

Меры государственной поддержки растениеводства Псковской области

Меры государственной поддержки Направления субсидирования

1. Оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям Площадь посевов (посадок) сельскохозяйственных культур: семенного картофеля и овощей открытого грунта

2. Содействие достижению целевых показателей программ развития АПК («Единая субсидия»)

2.1. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам Проценты по кредитам на цели развития селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве

2.2. Субсидии на приобретение элитных семян На 1 гектар посевной площади элитных семян

2.3. Субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями На закладку многолетних насаждений (по сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию), площадь которых не должна быть менее 1 гектара в год

По уходу за многолетними насаждениями (при наличии не менее 1 гектара площади многолетних насаждений)

3. Субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельхозназначения России на 2014-2020 годы» Строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем

Проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях (орошаемых и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот (кроме затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ, а также затрат на подготовку проектной документации)

4. Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе

По кредитным договорам Часть затрат на приобретение оборудования, спецтранспорта, спецтехники, оборудования для перевода техники на газомоторное топливо

асть затрат на закладку многолетних насаждений, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по

Окончание таблицы 1

По кредитным договорам производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур

Часть затрат на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций

Часть затрат на приобретение сельскохозяйственной техники

Часть затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур, а также восстановление мелиоративных систем, заводов, комплексов по подготовке и подработке семян сельскохозяйственных растений

Часть затрат на приобретение оборудования для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур

По инвестиционным кредитным договорам На строительство, реконструкцию, модернизацию: • хранилищ картофеля, овощей и фруктов; • тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте; • предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и масложировой промышленности; • мощностей по переработке плодоовощной, ягодной продукции, картофеля; • объектов по переработке льна и льноволокна; • комплексов по подготовке семян сельскохозяйственных растений

Строительство: • объектов по глубокой переработке высокопротеиновых; сельскохозяйственных культур; • мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур

Закладку и уход за многолетними насаждениями

Строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений

На цели развития подотрасли растениеводства, а также на строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем

На иные виды инвестиционных расходов, в том числе на приобретение техники, оборудования, изделий автомобильной промышленности

В соответствии с «Положением о порядке предоставления субсидий» из областного бюджета на поддержку растениеводства, основными направлениям субсидирования отраслевых затрат в Псковской области являются:

• приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур (по утвержденной ставке за 1 гектар площадей, засеваемых элитными семенами);

• закладка и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, садами интенсивного типа, за плодовыми и ягодными питомниками (по ставкам на 1 гектар);

• оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, на повышение плодородия и качества почв (по ставке за 1 гектар посевной площади под зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами);

• оказание несвязанной поддержки в области развития семеноводства (по кар-

тофелю и овощам открытого грунта) на проведение комплекса агротехноло-гических работ, направленных на увеличение производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (по ставке на 1 гектар посевной площади).

Наметившийся рост объемов несвязанной поддержки растениеводства вызван нормами и требованиями Всемирной торговой организации, а также обусловлен совершенствованием системы государственного регулирования отрасли.

В ходе исследования выявлен целый ряд слабых сторон субсидирования регионального растениеводства:

1. Отсутствует конкурсная основа распределении субсидий, предоставляемых из средств областного бюджета. Это делает механизм субсидирования менее прозрачным, повышает вероятностный характер результата.

2. В соответствии с целями Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 гг.» предполагается ежегодный 2,6 % прирост инвестиций в региональное сельское хозяйство, создание условий для достижения не менее 5,3 % уровня рентабельности сельхозпро-изводства. Однако используемый комплекс мер государственной поддержки не позволяет добиться поставленных целей.

3. Используемые меры субсидирования по инвестиционным кредитам снижают кредитные риски сельхозпроизводителей, однако не позволяют обеспечивать расширенное воспроизводство производственных фондов.

4. Субсидии не могут покрывать существенные затраты на проектные и изыскательские работы, подготовку проектной документации.

Чтобы оценить эффективность использования средств государственной поддержки необходимо максимально точно определить конкретный результат их расходования. Это возможно только в случае внедрения системы планирования, позволяющей определить необходимые объемы финансирования по тем или иным видам расходов до того, как будет предоставлена субсидия. Планирование позволяет облегчить процесс оценивания результата, делает процедуру оценивания эффективности прозрачной (рис. 2).

Показатели результативности, содержащиеся в заключенном до начала финансового года Соглашении на предоставление субсидии, должны быть расширены до уровня интегральных показателей. Эти показатели должны учитывать интересы как распорядителей, так и получателей средств государственной поддержки.

Нормы и правила Всемирной торговой организации не исключают возможность государственной поддержки сельхозпроизводителей. Однако меры этой поддержки не должны влиять на ценообразование или покрывать прямые издержки.

Авторами статьи предлагается включить в перечень используемых мер государственной поддержки растениеводства субсидии на возмещение части затрат, связанных с разработкой и внедрением инновационных технологий. Это меры, относящиеся, согласно нормам и правилам Всемирной торговой организации, к «зеленой корзине» мер государственной поддеркжи, т. е. мерам не оказывающим влияния на рынок (расходы на развитие инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы страхования урожая, программы региональной помощи). Меры «зеленой корзины» можно применять без каких-либо ограничений. Это достаточно четко прописано в соответстующих соглашениях участников Всемирной торговой организации.

Рис. 2. Предлагаемый механизм субсидирования

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с разработкой и внедрением инновационных технологий, могут быть предоставлены по следующим направлениям деятельности сельхозпроизводителей, занимающихся растениеводством в Псковской области:

a) разработки и внедрение инновационных (в том числе, энергосберегающих) производственных технологий и оборудования, а также проведение исследований для реализации инвестиционных проектов;

b) разработка и внедрение на сельхозпредприятиях технологий, позволяющих повысить производительность труда и реализовать концепцию «бережливого производства»;

c) модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей сельхозпредприятий, направленные на развитие производства новой продукции, в том числе, соответствующей утвержденным отраслевым планам импортозамещения;

d) поддержка лизинговых контрактов (возмещение в части лизинговых платежей и (или) в части первоначального взноса) на отечественное оборудование, необходимое для модернизации сельхозпроизводства;

e) поддержка приобретения прав на использование объектов интеллектуальной собственности, необходимой для модернизации сельхозпроизводств.

Целью предоставления предлагаемой субсидии является стимулирование инновационной активности сельхозпредприятий.

Размер субсидий должен определяться по формуле:

S = (а1 + а2 + а3 + а4 + а5 + а6 + а7) • к,

где а1 — расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых в инновационной деятельности, а также затраты на оплату обязательных страховых платежей;

а2 — расходы, непосредственно связанные с осуществлением инновационной еятельности, в том числе расходы на закупку исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования, закупку комплектующих изделий, сырья и материалов, изготовление опытных образцов;

а3 — накладные расходы, непосредственно связанные с осуществлением инновационной деятельности, включая отчисления на амортизацию используемых объектов основных средств и нематериальных активов;

а4 — расходы на оплату работ (услуг) сторонних организаций, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности;

а5 — расходы на сертификацию продукции, созданной в результате осуществления инновационной деятельности;

а6 — расходы по договорам аренды технологического оборудования и оснастки, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

а7 — расходы на содержание и эксплуатацию инновационного оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств, непосредственно связанных с осуществлением инновационной деятельности.

Весовой коэффициент (к), указанный в формуле, должен определяться «Матрицей распределения объемов государственной поддержки опытно-экспериментального внедрения в растениеводстве» и «Матрицей распределения объемов государственной поддержки широкомасштабного внедрения инноваций в растениеводстве».

В соответствии с «Матрицей распределения объемов государственной поддержки опытно-экспериментального внедрения в растениеводстве» размер поддержки в отношении инновационно-активных сельскохозяйственных предприятий должен определяться рангом инновации: от незначительно улучшающей локальной до радикальной, имеющей региональное значение. Форма матрицы распределения объема государственной поддержки в зависимости от ранга инновации представлена на рисунке 3.

В соответствии с «Матрицей распределения объемов государственной поддержки широкомасштабного внедрения инноваций в растениеводстве», сельхозпредприятия, внедряющее новые, но уже апробированные сорта, технику и технологии, средства защиты и удобрения, рискуют значительно меньше. Поэтому объем государственной поддержки должен сокращаться одновременно с устареванием инновации (рис. 4).

Таким образом, значение коэффициента к должно пересматриваться в отношении конкретного сельскохозяйственного предприятиятия и конкретной внедряемой инновационной технологии. Именно поэтому предлагаемый вид субсидии должен предоставляться на конкурсной основе.

Внедряемая инновационная технология должна соответствовать «Базе данных о завершенных исследованиях» или «Базе данных приоритетных инноваций».

о я

сг И

я

0

1

ш

я

о ъ я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Р ¡э сг Я О -1 О (Я

я

о й

о

я

а

н

о

я я

о и

ё о н и о

о ш

е

о

К р

3

я с Е

8

со

й о и о

я

® Уровень

Ф новизны О^ внедряемой

Сг инновации

2 (Ранг

^ инновации)

(Я -1

О О

£ О

н и о X X о

яс □

о

й ь

о

О&ьем государственной поддержки опытно-экспериментального внедрения 4 5 ... п-2

п-2

п-1

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Предо ставл ение рассрочки и отсрочки по налогам

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Предо ставл ение рассрочки и отсрочки по налогам Субсидирование затрат на обучение и повышение квалификации кадров

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Предо ставл ение рассрочки и отсрочки по налогам Субсидирование затрат на обучение и повышение квалификации кадров Сокращение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области на 5 %

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Предо ставл ение рассрочки и отсрочки по налогам Субсидирование затрат на обучение и повышение квалификации кадров Сокращение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области на 5 % Предоставление субсидий на возмещение части затрат на разработку и внедрение

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Предо ставл ение рассрочки и отсрочки по налогам Субсидирование затрат на обучение и повышение квалификации кадров Сокращение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области на 5 % Предоставление субсидий на возмещение части затрат на разработку и внедрение Предо ставл ение субсидий (инновационного гранта) на поддержку научно-технических разработок

Компенсация затрат на с опр овожд ение ОЭВ Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Предо ставл ение рассрочки и отсрочки по налогам Субсидирование затрат на обучение и повышение квалификации кадров Сокращение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области на 5 % Предоставление субсидий на возмещение части затрат на разработку и внедрение Предо ставл ение субсидий (инновационного гранта) на поддержку научно-технических разработок Специальные программы бюджетного кредитования

£

!

сь §

а:

I

¡г §

о а

0 г:

1

о §

а: ¡г (й

»о С5

42

п

3

2

Сокращение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области на 5 %

Предоставление рассрочки и отсрочки по налогам Предоставление рассрочки и отсрочки по налогам Предоставление рассрочки и отсрочки по налогам

Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам

Компенсация затрат на сопровождение ОЭВ Компенсация затрат на сопровождение ОЭВ Компенсация затрат на сопровождение ОЭВ Компенсация затрат на сопровождение ОЭВ Компенсация затрат на сопровождение ОЭВ

1 2 3 ... п-1 п

Год широкомасштабного освоения инновации

Рис. 4. Форма матрицы распределения объемов государственной поддержки широкомасштабного внедрения инноваций в растениеводстве

«База данных о завершенных исследованиях» — информационный источник, пополняемый и актуализируемый научными и научно-образовательными учреждениями региона. Носителями подобного информационного источника по растениеводству могут быть ФГБУ «Россельхозцентр» и ФГБНУ «Росинформагротех», чьи филиалы и представительства есть в Псковской области.

Научные и научно-образовательные учреждения должны обеспечивать периодическое информирование органов региональной власти о наиболее перспективных инновациях, подготовку обоснованных рекомендаций по включению инноваций в отраслевые и подотраслевые программы развития растениеводства Псковской области. Рекомендованные инновации должны ранжироваться органами региональной власти по критерию соответствия инновационному сценарию развития отрасли или подотрасли.

«База данных приоритетных инноваций» — дублер «Базы данных о завершенных исследованиях», подверженный селективной обработке опытно — экспериментальным внедрением в течение периода времени. Максимальная продолжительность этого периода должна определяться сроком сохранения инновационности (периодом устаревания) техники, технологии, сорта и т. п. «База данных приоритетных инноваций» должна пополняться и актуализироваться инновациями, апробированными исключительно в условиях растениеводства Псковской области, способными обеспечить максимальные результаты в производственной деятельности.

При использовании предлагаемой системы (рис. 5) Главное государственное управление сельского хозяйства и технического надзора Псковской области присваивает каждой заявке об участии в конкурсе порядковый номер в рамках каждого направления в порядке уменьшения ее рейтинга. Заявке об участии в конкурсе с самым высоким рейтингом присваивается первый номер. В случае наличия заявок об участии в конкурсе в рамках одного направления, имеющих одинаковый рейтинг, меньший порядковый номер присваивается заявке об участии в конкурсе, которая поступила ранее других заявок об участии в конкурсе, имеющих одинаковый рейтинг.

Рис. 5. Схема предоставления субсидии на возмещение части затрат по разработке и внедрению инновационных технологий

Предлагаемый подход призван создать благоприятные условия для внедрения в растениеводство прогрессивной техники и технологий, использования наиболее производительного семенного материала, эффективных средств защиты и удобрений.

Литература

1. Абсаметова А. М. Методологические подходы к оценке эффективности мер государственной поддержки сельского хозяйства на примере международного опыта / А. М. Абсаметова, Э. Р. Байбикова, Д. С. Ошакбаев // Евразийский банк развития — Аналитическое резюме. Алматы, 2015. № 2. С. 61.

2. Узун В. Я. Методические подходы к оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных производителей / В. Я. Узун, Е. А. Гатаулина. М., 2010. 57 с.

3. Черданцева Е. А. Господдержка воспроизводства в сельхозорганизациях / Е. А. Чердан-цева // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2011. № 4. С. 99-102.

4. Методическая разработка по теме: «Методика определения эффективности использова-

ния бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями» / Федеральное государственное учреждение «Центр экспертно-аналитической оценки эффективности деятельности агропромышленного комплекса», М., 2011. 37 с.

5. Печенкин В. Г. Методические аспекты оценки эффективности государственного субсидирования / В. Г. Печенкин // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 2. С. 21-23.

6. Повышение эффективности использования и распределения средств государственной поддержки, направленных на развитие зернового хозяйства: Монография. Курск: Деловая полиграфия. 2012. 120 с.

7. Основные итоги социально-экономического положения Псковской области за 2016 год [Электронный ресурс]: URL: http://pskovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pskovstat/ resources/44c2c500402a3946b501ffc7692f4691/cen170222_5.pdf

8. Сельское хозяйство Псковской области / Экспертно-аналитический центр агробизнеса [Электронный ресурс]: URL: «АБ-Центр» www.ab-centre.ru

9. Войку И. П. Формирование модели системы освоения инноваций в региональном агропромышленном комплексе / И. П. Войку, А. А. Ефимова, Е. В. Степанова // Инновации. 2016. № 9 (215). С. 22-25.

Об авторе

Войку Иван Петрович, старший преподаватель кафедры «Менеджмент организации и управление инновациями», факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: voiku-ivan@yandex.ru

I. P. Voiku

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF SUBSIDIZATION AS A MECHANISM OF INCREASE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF CROP PRODUCTION OF THE PSKOV REGION

The subsidization mechanism in crop production of the Pskov region is considered, the procedure for obtaining subsidies is detailed. The list of measures of the State support and directions of subsidization in crop production of the Pskov region is presented. The main weaknesses of the system of subsidization in crop production at the regional level, identified in the course of the study, are concretized. A new subsidization mechanism of crop production is proposed, which allows to increase the innovative activity ofagricultural producers. The possibility of including the subsidies for reimbursement of a share of the costs for the development and implementation of innovative technologies in the list of support measures is considered. The article presents the procedure for determining the size of this subsidy, the weight coefficient for which should be determined by the "Matrix of distribution of the volume of the State support for experimental implementation in crop production " or "Matrix of distribution of the volume of the State support for large-scale innovation implementation in crop production".

Key words: crop production, subsidy, mechanism, innovative activity, State support, matrix, distribution.

About the author

Voiku Ivan Petrovich, Senior Lecturer at the Department of Business Management and Innovation Management, Faculty of Management, Pskov State University, Russia.

E-mail: voiku-ivan@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.