Научная статья на тему 'Совершенствование системы спортивной подготовки на основе развития интеллектуальных способностей спортсмена'

Совершенствование системы спортивной подготовки на основе развития интеллектуальных способностей спортсмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTELLECTUAL ACTIVITY / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / EDUCATIONAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л.Д.

The problem of improving the indices of sports skills is one of the most difficult ones. Many sports theorists and practitioners believe that growth of results in various kinds of sports activity has reached its limits, as the increment in motor coordination, moral and volitional qualities, improvement of the technique of physical exercises cannot be infinite. At the same time, the research data suggest that not all the resources were used during training, which when identified open up additional opportunities for growth of sports achievements. The purpose of the present study was the theoretical substantiation of a new paradigm of enhancement of sports training as a condition for improving results of competitive activity. The conceptual position on the «unity of consciousness and activity» by A.N. Leont'ev (1983) is expressed in understanding of the dynamics of different levels of sports activity: Level I provides for mastering the technique of motor actions in accordance with the characteristics of spatio-temporal and spatial-force parameters, which enhances their performance; Level II is characterized by the conscious desire to improve the individual technique of physical exercises by better management of competitive activity. Proceeding from the results of the educational experiment, intellectual training of athletes is a complex process aimed not only at the formation of individual cognitive personality traits like perception, attention, memory and analytical skills, but also at the development and improvement of special «sports thinking», enabling to understand each mastered motor action with regard to the conditions of its performance and the factors influencing the effectiveness of competitive activity. These studies have shown that thinking process must be considered along with such categories as worldview and consciousness. This causes another direction of the training process that provides the search and the application of new ways of improvement of sports skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы спортивной подготовки на основе развития интеллектуальных способностей спортсмена»

ТРЕНЕР

УДК: 796.015

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

ENHANCEMENT OF THE SYSTEM OF SPORTS TRAINING ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF ATHLETE'S INTELLECTUAL CAPABILITIES L.D. Nazarenko, professor, Dr.Hab. Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk

Key words: intellectual activity, sports activity, formation, evaluation criteria, educational experiment The problem of improving the indices of sports skills is one of the most difficult ones. Many sports theorists and practitioners believe that growth of results in various kinds of sports activity has reached its limits, as the increment in motor coordination, moral and volitional qualities, improvement of the technique of physical exercises cannot be infinite. At the same time, the research data suggest that not all the resources were used during training, which when identified open up additional opportunities for growth of sports achievements. The purpose of the present study was the theoretical substantiation of a new paradigm of enhancement of sports training as a condition for improving results of competitive activity.

The conceptual position on the «unity of consciousness and activity» by A.N. Leont'ev (1983) is expressed in understanding of the dynamics of different levels of sports activity:

Level I provides for mastering the technique of motor actions in accordance with the characteristics of spatiotemporal and spatial-force parameters, which enhances their performance;

Level II is characterized by the conscious desire to improve the individual technique of physical exercises by better management of competitive activity. Proceeding from the results of the educational experiment, intellectual training of athletes is a complex process aimed not only at the formation of individual cognitive personality traits like perception, attention, memory and analytical skills, but also at the development and improvement of special «sports thinking», enabling to understand each mastered motor action with regard to the conditions of its performance and the factors influencing the effectiveness of competitive activity. These studies have shown that thinking process must be considered along with such categories as worldview and consciousness. This causes another direction of the training process that provides the search and the application of new ways of improvement of sports skills.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, спортивная деятельность, формирование, критерии оценки, педагогический эксперимент.

Актуальность. Проблема повышения показателей спортивного мастерства является одной из наиболее сложных. Многие теоретики и практики спорта полагают, что рост результатов в различных видах спортивной деятельности достиг своих пределов, так как прирост двигательно-координационных, морально-волевых качеств, совершенствование техники физических упражнений не могут быть бесконечными. В то же время данные научных исследований (В. К. Бальсевич, 2012; Н. Н. Визитей, 1989; И. С. Колесник, 2008, 2010; В. Б. Коренберг, 1996; Л. И. Лубышева, 2006; Р. А. Пилоян, 1985; В. И. Столяров, 2009, и др.) позволяют считать, что в процессе спортивной подготовки использованы еще не все ресурсы, выявление которых открывает дополнительные возможности для роста спортивных достижений.

Цель исследования. Теоретическое обоснование новой парадигмы совершенствования спортивной подготовки как условия повышения результатов соревновательной деятельности.

Концептуальное положение «О единстве сознания и деятельности» А. Н. Леонтьева (1983) находит свое выражение в динамике понимания разных уровней спортивной деятельности:

Iуровень предусматриваетусвоениетехникидвигательных действий в соответствии с особенностями их пространственно-временных и пространственно-силовых параметров, что обеспечивает повышение эффективности их выполнения;

IIуровень характеризуется осознанным стремлением к совершенствованию индивидуальной техники физических упражнений путем более качественного управления соревновательной деятельностью.

Понимание связано с познавательными способностями, обусловленными уровнем развития мышления. Проблема развития интеллектуальных качеств рассматривается многими авторами [1, 5, 7,

12 и др.]. В научных публикациях приводятся данные, показывающие зависимость спортивных результатов от уровня сформированности ведущих интеллектуальных свойств личности: восприятия, внимания, памяти, мышления и аналитических способностей, процесс реализации которых можно представить в следующем виде:.

Восприятие Внимание Память Мышление Аналитические способности

Такой подход к определению места интеллектуальных качеств в системе спортивной подготовки, когда каждое познавательное свойство представляет собой отдельное звено мыслительной деятельности с присущими ему специфическими особенностями и направленностью, свидетельствует об их равнозначности.

Материалы наших исследований [11, 12] показали, что мышление, рассматриваемое нами как способность к адекватному восприятию и оценке поступающей информации, наиболее четко проявляется в стрессовых ситуациях спортивного соперничества, когда атлет находится перед выбором самого результативного способа решения сложной двигательной задачи. Уровень развития мышления определяется объективностью оценки новой информации. Другие интеллектуальные качества решают более конкретные задачи. Так, восприятие основывается на ощущениях; если какую-то идею или концепцию можно понять, то определенные чувства, возникающие под воздействием сенсорных систем, вызывают соответствующее восприятие. Образ воспринимаемого двигательного действия или технического приема обеспечивается функциями системы анализаторов, а также процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Внимание рассматривается как способность сосредоточиться на главном раздражителе: в легкоатлетическом беге - на действиях и поведении противников на соревновательной дистанции; в боксе - на особенностях выполнения соперником атакующего приема и т. д.

Память представляет собой процесс запечат-ления, сохранения и воспроизведения в нужный момент необходимой информации. В основе памяти заложены временные нервные связи. Так, спринтер благодаря опыту соревновательной деятельности в сходной ситуации начинает финишное ускорение значительно раньше; боксер при встрече с сильным противником, зная его коронный прием, заранее готовится к его отражению и своевременно применяет систему эффективных защитных действий. Анализ и обобщение характера двигательных действий осуществляется, как правило, после выполнения программы соревновательной деятельности.

Таким образом, если восприятие, внимание, память и аналитические способности позволяют ре-

шать определенные задачи, возникающие по ходу противоборства с противником, то мышление задействовано в целостном процессе соревновательной деятельности. Это дает возможность рассматривать мышление вне линейной связи с другими интеллектуальными свойствами личности, представив характер их взаимодействия в следующем виде:

Способность к мышлению определяется внутренним состоянием спортсмена, уровень спортивного мастерства которого, опыт тренировочной и соревновательной деятельности отражают степень их соответствия лучшим достижениям в избранном виде спорта.

Генетически обусловленные латентные свойства субъекта (скорость двигательной реакции, устойчивость тела, мышечная сила и др.) вызывают стремление к конкретному виду спортивной деятельности. При этом важно, чтобы мотивация, рассматриваемая нами как смысл занятий спортом, совпадала с возможностями субъекта, усиливая стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

В процессе совершенствования индивидуального спортивного мастерства атлет вначале следует указаниям тренера. Однако они не всегда соответствуют сложившемуся ранее образу двигательного действия, и только благодаря мышлению (логическому, творческому или образному), которое должно непрерывно, последовательно и постепенно развиваться, поступающая извне информация становится собственным убеждением субъекта. После этого спортсмен осознанно вносит необходимые коррективы в программу спортивной деятельности, благодаря чему формируется индивидуальный стиль бега у спринтеров, индивидуальный стиль ведения боя у боксера и т. д.

В развитии мышления большую роль играет вторая сигнальная система, формирующая способность к внутреннему диалогу, путем сопоставления воспринимаемых извне (объяснений, указаний, распоряжений тренера) мыслеобразов с постепенно возникающими собственными. По П. К. Анохину, 1975, в процессе автоматизации двигательных навыков, когда моторный акт становится автоматизированным и не нуждается в постоянной коррекции, мышление прекращает участвовать в двигательной деятельности, но даже при незначительном отклонении от рациональной техники (под воздействием одного или нескольких раздражителей: утомление, сильный болевой атакующий удар в боксе и др.) снова участвует в качестве корригирующего фактора.

Все это свидетельствует о том, что спортивную подготовку следует начинать с формирования «спортивного мышления, направленного на осознание каждого усваиваемого двигательного действия.

Методика и организация исследования. Для проверки предложенного подхода к организации тренировочного процесса был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 спринтера-девушки 18-22 лет I разряда, КМС и МС. Были организованы контрольная группа (КГ) -11 человек и экспериментальная (ЭГ) - 12. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности с применением комплекса контрольных упражнений: бег на 30 м, на 60 м - с высокого старта; бег на 1000 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок, толкание ядра весом 3 кг.

Результаты исследования и их обсуждение.

Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий в уровне физической подготовленности бегуний КГ и ЭГ (р>0,05). Определялся также исходный уровень специальной беговой подготовленности по тестам: бег на 100, 150, 200 и 300 м с высокого старта. Обработка материалов исследования также не выявила существенных различий в уровне специальной подготовленности бегуний КГ и ЭГ (р>0,05).

В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике, в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции, утвержденной РФ легкой атлетики. В ЭГ уделялось внимание развитию мышления в соответствии с характером его взаимосвязей с восприятием, вниманием и другими познавательными свойствами личности. С этой целью для определения исходного уровня сформированности восприятия спортсменки путем наблюдения выявляли особенности выполнения специальных беговых упражнений и параметры беговых шагов у бегуний различной квалификации. Степень соответствия качества специальной беговой подготовленности их объективным данным свидетельствовала об уровне проявления восприятия в двигательной деятельности. Показатели сформи-рованности внимания определялись по количеству выявленных у каждой бегуньи индивидуальных особенностей. Память оценивалась по объему и четкости воспроизведения параметров беговых шагов на следующей тренировке. Аналитические способности определялись по степени сформированности навыков к анализу и обобщению информации, характеризующей уровень тренированности отдельных бегуний.

Степень развития мышления определялась нами по способности к объективной оценке соответ-

ствия индивидуальной технике квалифицированных бегуний, принятому стандарту (в беге на короткие дистанции таким стандартом являются параметры беговых шагов Валерия Борзова).

Обработка материалов исследования не выявила существенных различий в КГ и ЭГ (р>0,05). В ЭГ нами использовалась система специальных заданий, направленных на повышение показателей мышления и других познавательных процессов. Так, для развития и совершенствования восприятия двигательных действий бегуньи ЭГ получали следующие задания: выявить наиболее характерные параметры выполняемых специальных беговых упражнений; установить отличительные особенности параметров беговых шагов в разных условиях (в гору, по песку, по мелкой воде); определить характер изменения отталкивания в беге у спортсменок различной квалификации и др.

Для совершенствования внимания предлагались соответствующие задания: установить особенности расположения частей и звеньев тела во время преодоления соревновательной дистанции у бегуний с разным соотношением росто-весовых показателей; определить величину амплитуды колебательных движений тела в передне-заднем и боковом направлениях; выявить степень согласованности движений верхних и нижних конечностей и т. д.

Совершенствование памяти осуществлялось путем установления сходства ведущих параметров беговых шагов у спринтеров, выступающих за сборную страны в разные периоды времени; сопоставление стиля бега на короткие дистанции у спортсменок старшего и молодого поколения; воспроизведения последовательности выполнения специальных беговых упражнений, их дозировки и основных параметров за указанный период времени в зависимости от задач спортивной тренировки.

Развитие аналитических способностей осуществлялось планомерно и целенаправленно в процессе выполнения следующих заданий: провести анализ своих выступлений за прошедший сезон, установить их динамику, дать объективную оценку изменению уровня тренированности; на основе анализа достигнутой спортивной формы прогнозировать результативность собственных выступлений на предстоящих соревнованиях; установить зависимость роста спортивных результатов от психоэмоционального состояния, способности к управлению двигательной деятельностью; выбора оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки и т. д.

Степень сформированности мышления определялась по способности бегуний к переработке указаний тренера о способах совершенствования индивидуальной техники беговых шагов в свои соб-

ственные представления и убеждения. С этой целью на тренировочном занятии после соответствующих замечаний спортивного педагога бегуньи вносили необходимые коррективы в пространственно-временные и пространственно-силовые параметры беговых шагов, в движения при отталкивании от опоры, применяли способы контроля прямолинейности бега и т. д. По мере осознания замечаний тренера, их переосмысления спортсменки вносили некоторые поправки в собственную программу выполнения беговых шагов, что свидетельствовало о степени их осмысления.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование общефизической и беговой подготовленности. Полученные результаты показали, что в обеих группах произошло улучшение исследованных показателей, однако в ЭГ их прирост оказался более существенным.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что интеллектуальная подготовка спортсменов представляет собой сложный процесс, направленный не только на формирование отдельных познавательных свойств личности: восприятия, внимания, памяти и аналитических способностей, но и на развитие и совершенствование специального «спортивного мышления», дающего возможность осмыслить каждое усваиваемое двигательное действие с учетом условий его выполнения и факторов, влияющих на результативность соревновательной деятельности. Данные исследования показали, что процесс мышления необходимо рассматривать наряду с такими категориями, как мировоззрение и сознание. Это обусловливает другую направленность тренировочного процесса - обеспечивающую поиск и применение новых способов повышения спортивного мастерства.

Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 2, шифр 6.663.2011

Использованная литература

1. Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: автореф. дис. ... докт. псх. наук / М.К. Акимова. - 2003. - 52 с.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.

3. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 35 с. (Избранные лекции университета).

4. Визитей Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей / Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты / Отв. ред. В.И. Столяров. - Кишинев: Штиинца, 1989. - С. 110.

5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

6. КолесникИ.С. Личность боксера / И.С. Колесник. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2008. - 159 с., илл.

7. Колесник И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник. - Ульяновск, 2010. - 342 с.

8. КоренбергВ.Б. Проблемы физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры, 1996. - № 7. - С. 2

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. Т. 2. - М.: Педагогика. - 1983. - 231 с.

10. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубыше-ва. - М.: АНОНИЦ «Теория и практика физической культуры, 2006. - 161 с.

11. Назаренко Л.Д. Проблема интеллектуальной подготовки спортсменов / Л.Д. Назаренко, Л.И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2 (23). - С. 53-59.

12. Назаренко Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2013. -№ 10. - С. 9-12.

13. Пилоян Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Р.А. Пилоян. - М., 1985. - 50 с.

14. Столяров В.И. Модернизация физического и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева / под общ. ред. докт. филос. наук В.И. Столяров. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с

References

1. Akimova, M.K. Intelligence as a dynamic component in the structure of abilities: abstract of doctoral thesis (Psych.). - 2003. - 52 P. (In Russian)

2. Anokhin, P.K. Essays on physiology of functional systems / P.K. Anokhin. - Moscow: Meditisna, 1975. - 447 P. (In Russian)

3. Balsevich, V.K. Natural and social resources of development of motor potential / V.K. Balsevich. - Moscow: RSUPCSYT, 2012. -35 P. (Selected university lectures). (In Russian)

4. Vizitey, N.N. Personal physical culture / N.N. Vizitey / Problems of human corporeality: methodological, sociophilosophical, pedagogical aspects / Ed. by V.I. Stolyarov. - Kishinev: Shtiintsa, 1989. - P. 110. (In Russian)

5. Il'in, E.P. Psychology of individual differences / E.P. Il'in. - St. Petersburg: Piter, 2004. - 701 P. (In Russian)

6. Kolesnik, I.S. Boxer's personality / I.S. Kolesnik. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2008. - 159 P., ill. (In Russian)

7. Kolesnik, I.S. The structure and content of sports training of boxers aged 15-17 years / I.S. Kolesnik. - Ulyanovsk, 2010. - 342 P. (In Russian)

8. Korenberg, V.B. Problems of physical and motor qualities / V.B. Korenberg // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 1996. - № 7. - P. 2 (In Russian)

9. Leontev, A.N. Selected psychological works / A.N. Leont'ev. V. 2. - Moscow: Pedagogika. - 1983. - 231 P. (In Russian)

10. Lubysheva, L.I. School sports culture / L.I. Lubysheva. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2006. - 161 P. (In Russian)

11. Nazarenko, L.D. The problem of intellectual training of athletes / L.D. Nazarenko, L.I. Kostyunina // Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta. -2012. - № 2 (23). - P. 53-59. (In Russian)

12. Nazarenko, L.D. The role of intelligence in sport / L.D. Nazarenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 10. - P. 9-12. (In Russian)

13. arts: abstarct of doctoral thesis (Hab.) / R.A. Piloyan. - Moscow, 1985. - 50 P. (In Russian)

14. Stolyarov, V.I. Modernization of physical education and sports activity in a comprehensive school / V.I. Stolyarov, V.K. Balsevich, V.P. Mochenov, L.I. Lubysheva / Ed. by Dr.Phil. V.I. Stolyarov. -Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2009. - 320 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: elena_funina@mail.ru

Поступила в редакцию 25.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.