Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗ ДОХОДОВ / ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ / ГЛАВНЫЕ АДМИНИСТРАТОРЫ ДОХОДОВ / INCOME FORECAST / LIST OF INCOME SOURCES / CHIEF INCOME ADMINISTRATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магницкий Никита Дмитриевич

Цель: Рассмотрение системы осуществления финансового контроля в рамках формирования доходов публично-правового образования и выявление эффективного расчета прогноза доходов. Методология: В ходе исследования применялся сравнительный анализ представления прогноза доходов федерального бюджета главными администраторами доходов федерального бюджета. Результаты: Прогноз доходов федерального бюджета представляется целесообразным осуществлять по источникам доходов. Вместе с тем, ввиду наличия такого широкого спектра информации, подлежащей финансовому контролю, а также широкого перечня различных источников доходов, представляется целесообразным применять языки программирования. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку содержит важные для науки и практики выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL OVER THE FORMATION OF STATE AND MUNICIPAL REVENUES

Purpose: To consider the system of financial control within the framework of the formation of incomes of public law education and to identify an effective calculation of the income forecast. Methodology: The study used a comparative analysis of the presentation of the forecast of federal budget revenues by the chief administrators of federal budget revenues. Results: It seems expedient to forecast federal budget revenues based on revenue sources. However, in view of such a wide range of information subject to financial control, as well as a wide range of different sources of income, it seems appropriate to use programming languages. Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, since it contains conclusions and proposals important for science and practice.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ»

Магницкий Н.Д.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Цель: Рассмотрение системы осуществления финансового контроля в рамках формирования доходов публично-правового образования и выявление эффективного расчета прогноза доходов.

Методология: В ходе исследования применялся сравнительный анализ представления прогноза доходов федерального бюджета главными администраторами доходов федерального бюджета.

Результаты: Прогноз доходов федерального бюджета представляется целесообразным осуществлять по источникам доходов. Вместе с тем, ввиду наличия такого широкого спектра информации, подлежащей финансовому контролю, а также широкого перечня различных источников доходов, представляется целесообразным применять языки программирования.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку содержит важные для науки и практики выводы и предложения.

Ключевые слова: прогноз доходов, перечень источников доходов, главные администраторы доходов.

Magnitsky N.D.

IMPROVING THE SYSTEM OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL OVER THE FORMATION OF STATE AND MUNICIPAL REVENUES

Purpose: To consider the system of financial control within the framework of the formation of incomes of public law education and to identify an effective calculation of the income forecast.

Methodology: The study used a comparative analysis of the presentation of the forecast of federal budget revenues by the chief administrators of federal budget revenues.

Results: It seems expedient to forecast federal budget revenues based on revenue sources. However, in view of such a wide range of information subject to financial control, as well as a wide range of different sources of income, it seems appropriate to use programming languages.

Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, since it contains conclusions and proposals important for science and practice.

Keywords: income forecast, list of income sources, chief income administrators.

Эффективность формирования доходов государства и муниципальных образований зачастую зависит от точности прогноза доходов публично-правового образования на прогнозируемый период. Применение методов усреднения, индексации и метода экстраполяции в соответствии законодательством [1] увеличивает разрыв между фактическими показателями доходов и прогнозными. Применение метода прямого расчета способствует оперативному определению отклонения стоимостных и количественных показателей от прогнозных значений.

Вместе с тем главные администраторы доходов федерального бюджета не могут применять прямой метод расчёта по отношению ко всем кодам классификации доходов ввиду ряда причин:

- массовое нахождение различных видов источников доходов на одном коде бюджетной классификации. Например, прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета содержат такие источники доходов, как: доходы от трудовых книжек, дебиторская задолженность прошлых лет, поступления средств от возврата бюджетными учреждениями субсидий прошлых

лет, направленных им на выполнение государственного задания, и т. д.;

- по одному коду бюджетной классификации возможна разная сумма платежа. Например, плата за предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, при обращении через многофункциональный центр: 50 % доходов подлежит зачислению в федеральный бюджет, а 50 % - в региональные бюджеты. При обращении без многофункционального центра платеж полностью подлежит зачислению в федеральный бюджет;

- существуют отдельные виды доходов, которые не учитываются в законах о бюджете публично-правовых образований на очередной финансовый год и на плановый период. Фактические поступления указанных доходов отражаются только в казначейских отчетах о его исполнении. К ним, в частности, относятся доходы загрануч-реждений Российской Федерации от разрешенных видов деятельности, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные особенности влияют на методологические основы прогнозирования доходов фе-

дерального бюджета, что оказывает влияние на отклонение фактических поступлений к прогнозным показателям. Вместе с тем, по мнению автора, прогноз доходов федерального бюджета (прогноз доходов публично-правовых образований) по кодам бюджетной классификации также вызывает дискуссию. В целях объективного прогноза представляется целесообразным осуществлять прогноз доходов публично-правового образования на основании перечня источников доходов.

В соответствии законодательством [2] главные администраторы доходов публично-правового образования формируют в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» перечень источников доходов по закрепленным за ними кодам бюджетной классификации согласно приказам об администрировании. Главный администратор доходов публично-правового образования при формировании информации в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» [2, п. 11] представляет следующую информацию:

- наименование источника доходов согласно правовому акту главного администратора доходов о наделении его бюджетными полномочиями (например, «Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет по нормативам, действующим в 2019 году (за исключением доходов, направляемых на формирование Федерального дорожного фонда)»);

- код бюджетной классификации и его наименование (например, код бюджетной классификации: 1 14 02013 01 6000 410 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении, в части реализации основных средств по указанному имуществу»);

- уникальный номер реестровой записи с указанием группы и подгруппы доходов, а также элемента доходов. Реестровая запись формируется автоматически в ГИИС УОФ «Электронный бюджет»;

- администраторы источника доходов. Порядка 90 % главных администраторов доходов федерального бюджета администрируют указанный код бюджетной классификации (например, Минфин России, Минсельхоз России и др., которые имеют в своем ведении различных администраторов доходов бюджетов);

- сведения о нормативных правовых актах, устанавливающих платеж, порядок уплаты и нормативы распределения. Основанием для администрирования данных источников доходов является статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы. Данный платеж подлежит зачислению в федеральный бюджет в разме-ре100 %;

- исполнение, прогноз (в разрезе по кодам бюджетной классификации) (таблица 1).

Таблица 1

Фактическое исполнение и прогноз доходов федерального бюджета с 2017 по 2022 год (составлено автором по информации «Исполнения федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год» [3])

Наименование и код бюджетной классификации Исполнение Федеральный закон от 18.03.2020 № 52-ФЗ

2017 2018 2019 2020 2021 2022

1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении, в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» 696,0 818,9 1 257,7 703,9 700,7 500,1

Вместе с тем, по мнению автора, в целях реализации статьи 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации (принципа открытости) главными администраторами (администраторами) доходов публично-правового образования при формировании информации в перечне источника(ов) дохода(ов) также должна быть представлена следующая информация:

- об общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (как по видам продукции, так и по видам деятельности) по каждому источнику доходов. Данная информация необ-

ходима в целях определения источника платежа по виду деятельности компании;

- идентификационный номер налогоплательщика в разбивке по хозяйственным обществам: физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Данная информация необходима в целях оперативного контроля, а также своевременности принятия оперативных решений в рамках формирования средств федерального бюджета. Например, в целях определения сумм «выпадающих» доходов федерального бюджета в связи с распро-

ЕВРАЗИИСКАЯ

> 3 (46) 2020 <

- АДВОКАТУРА

странением коронавирусной инфекции органами исполнительной власти внесены изменения в нормативные правовые акты [4], на основании которых определенному перечню видов экономической деятельности по ОКВЭД предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и сборам. Вместе с тем расчёт «выпадающих» доходов по кодам бюджетной классификации без учёта информации об ОКВЭД на основании источников доходов предполагается нецелесообразным. Их расчёт по источникам доходов представляет объективный расчёт «выпадающих» доходов федерального бюджета.

Важно отметить, что один код бюджетной классификации может иметь несколько источников доходов, в то же время один источник доходов не может иметь несколько кодов бюджетной классификации. Таким образом, источник доходов является «наименьшей частью» конкретного кода бюджетной классификации. Совокупность источников доходов, закрепленных за всеми главными администраторами доходов соответствующего бюджета, представляет собой реестр источников доходов публично-правового образования [5, ст. 47.1].

На текущий момент главными администраторами доходов федерального бюджета в соответствии законодательством [15] сформирована информация о закрепленных за ними источниках доходов. Общий перечень источников доходов составляет порядка 25 000 различных видов. Ввиду отлагательной нормы ведение перечня доходов субъектов Российской Федерации начинается с 1 января 2021 года, а перечня муниципальных образований - с 1 января 2022 года.

Также стоит отметить изменения механизма формирования прогноза доходов по источникам доходов. При формировании прогноза доходов по кодам бюджетной классификации админи-

страторы доходов бюджетов предоставляли прогноз доходов публично-правового образования главному администратору доходов соответствующего бюджета, который, в свою очередь, направлял расчёт прогноза доходов соответствующему финансовому органу власти в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» в целях формирования соответствующего закона о бюджете публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период. Механизм предоставления прогноза доходов по источникам доходов отличается от действующего и заключается в следующем: главные администраторы доходов бюджета, а также подведомственные им администраторы доходов бюджета формируют прогноз доходов в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» исключительно методом прямого счёта. В то же время финансовый орган власти осуществляет финансовый контроль в рамках предоставления прогноза

Рис. 1. Соотношение кода бюджетной классификации и источника доходов главного администратора доходов публично-правового образования (составлено автором согласно ст. 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ)

Рис. 2. Сравнение механизма прогнозирования доходов публично-правового образования по кодам классификации доходов и по источникам доходов

Таблица 2

Пример источника доходов, представленный Роскомнадзором в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» в разделе «Перечень источников доходов», по доходам от платы пользователей радиочастотным спектром (составлено автором согласно информации «Исполнения федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год» и Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ)

Уникальный номер реестровой записи источника дохода бюджета и наименование 1 13 01 1 192 079 00000001 1 20 0001

Информация об источнике дохода бюджета Присвоение радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств

Сведения о первоначально утвержденных нормативных правовых актах размер норматива ФЗ № 52 от 18.03.2020

порядок исчисления, а также формула расчета суммы платежа Приказ Минкомсвязи № 164 от 30.06.2011

порядок исчисления платежа

условия применения размера платежа ст. 51 ФЗ № 145 от 31.07.1998

правовое основание возникновения

срок уплаты Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 № 171

условия уплаты платежа

размер платежа

Информация о сроке уплаты платежа Ежеквартально

Нормативы распределения 100 %

Информация о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в доходы которых зачисляются платежи Федеральный бюджет

Информация о кодах классификации доходов 1 13 01110 01 6000 130 Плата пользователей радиочастотным спектром

Информация о главном администраторе доходов источника дохода бюджета Роскомнадзор

Информация об администраторах доходов бюджета МОУ ФК Операционный департамент Банка России

Информация о субъектах платежа 1. Юридическое лицо ООО «Чайка» ОКВЭД: 56.2 ИНН: 17101234 2. Юридическое лицо ООО «Аврора» ОКВЭД 56.2 ИНН: 16101235 3. ...

наименование источника дохода бюджета

код (коды) классификации доходов бюджета, соответствующий источнику дохода бюджета, и идентификационный код источника дохода бюджета по перечню источников доходов Российской Федерации

^ наименование группы источников доходов бюджетов, в которую входит источник дохода бюджета, и ее идентификационный код по перечню источников доходов Российской Федеращщ

информация о публично-правовом образовании, в доход бюджета которого зачисляются платежи, являющиеся источником дохода бюджета

^ информация об органах государственной власти (органах местного самоуправления), осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета

сведения о нормативных правовых актах

нормативы распределения

Рис. 3. Информация, содержащаяся в перечне источников доходов (составлено автором согласно информации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ)

Поскольку каждый источник доходов уникален и содержит широкий спектр информации о нормативных правовых актах и иные сведения, то указанная информация должна быть подвержена финансовому контролю.

По мнению автора, в целях оперативного решения в части формирования доходов пере-

чень должен содержать такую информацию, как:

- об общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (как по видам продукции, так и по видам деятельности);

- идентификационный номер налогоплательщика.

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 3 (46) 2020 <

АДВОКАТУРА

Таким образом, прогноз доходов федерального бюджета представляется целесообразным осуществлять по источникам доходов. Вместе с тем, ввиду такого широкого спектра информации, подлежащей финансовому контролю [2], а также широкому перечню различных источников доходов, представляется целесообразным применять языки программирования, которые будут ориентированы на повышение производительности деятельности в рамках осуществления финансового контроля.

Пристатейный библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References (transliterated)

1. Postanovlenie Pravitel"stva Rossijskoj Federacii ot 23.06.2016 № 574 «Ob obshhix trebovaniyax k metodike prognozirovaniya postuplenij doxodov v byudzhety" byudzhetnoj sistemy" Rossijskoj Federacii». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

2. Postanovlenie Pravitel"stva Rossijskoj Federacii ot 31.08.2016 № 868 «O poryadke formirovaniya i vedeniya perechnya istochnikov doxodov Rossijskoj Federacii». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

3. Ispolnenie federal"nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoj sistemy" Rossijskoj Federacii za 2019 god [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.minfin.ru/.

4. Nalogovy"j kodeks Rossijskoj Federacii (NK RF) ot 31.07.1998 № 146-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

5. Byudzhetny"j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «РУССКИЙ ДОМ»

Русский дом» является юридической фирмой и имеет богатый опыт оказания юридических услуг в России и в Азии. В офисах «Русского дома», расположенных в основных финансовых центрах РФ, Европы и Азии, работает свыше 100 юристов. Офис фирмы «Русский дом» был открыт в Москве в 2005 г. В московском офисе работает 15 юристов, в том числе 4 партнера, 2 из которых являются гражданами Российской Федерации. Помимо российских специалистов в московском офисе Х)03§Е* работают юристы из Италии, Люксембурга, Швейцарии, Китайской народной республики, Японии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, ОАЭ.

Специалисты московского офиса имеют уникальный опыт работы во всех сферах финансового, корпоративного, административного, налогового и международного частного права России, Италии, Люксембурга, КНР, Южной Кореи, Японии. Уже более 10 лет в фирме существует специальный отдел, который занимается судебными и арбитражными разбирательствами. Одними из основных достоинств «Русского дома» являются наличие богатого опыта заключения коммерческих сделок в Российской Федерации и глубокое понимание российской правовой системы, которые дополняются обширным международным опытом фирмы. «Русский дом» является одной из немногих юридических фирм, предоставляющих весь комплекс юридических услуг своим клиентам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Русский дом» имеет богатый опыт консультирования по любым вопросам всех отраслей права.

Юридическая фирма «РУССКИЙ ДОМ Международные Юристы» Тел.: +7(495) 211 41 88 +7 903 109 71 50 mt@rhlawi.com , www.rhlawi.ru, www.rhlawi.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.