Судебная, правоохранительная системы и государственная безопасность, оборона и надзор [ 75 /
Г.Б. ШАЙМЕРДЕНОВА,
советник директора, старший научный сотрудник отдела фундаменталъныгх исследований, анализа и разработки НПА в области земелъного, экологического, природоресурсного и аграрного права Института законодателъства РК
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СВЕТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»
Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858, определила основные направления развития и совершенствования правоохранительной деятельности государства [1].
Вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов являются актуальными и значимыми, поскольку защита конституционных прав и свобод гражданина, обеспечение законности и правопорядка являются ключевыми задачами правоохранительных и судебных органов.
Ни у кого не вызывает сомнения, что в настоящее время назрела необходимость совершенствования форм и методов работы правоохранительных и судебных органов, обеспечения стабильности кадровой политики, а также повышения требований к квалификации и дисциплине сотрудников правоохранительных органов.
Вместе с тем, одной из причин роста преступлений является неэффективность мер по их предупреждению и профилактике, предпринятых подразделениями органов внутренних дел.
Анализ же статистических данных за 2009 год показывает, что число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, выросло на 28%, с применением огнестрельного оружия - на 23%, а значительная часть тяжких преступлений, в том числе убийств, совершается в семейно-бытовой сфере. Несколько возросло число преступлений, совершенных в состоянии опьянения, ранее судимыми и в общественных местах [2].
Между тем, общее количество преступлений сократилось на 4,9%, в том числе меньше совершено убийств, преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью, грабежей, разбоев,
краж, преступлений среди несовершеннолетних и нгкоторых других видов преступлений. Раскрываемость общеуголовных преступлений повысилась, в том числе тяжких видов. Количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 9%, число погибших на 14%, раненых - на 10% [2].
В этих условиях своевременным и стратегически правильным решением Главы государства стало принятие Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года [3].
На совещании по вопросу реформирования правоохранительных органов от 17 августа 2010 года Президентом было отмечено, что для системы госорганов, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, противостоящих преступности и коррупции, в нашей стране созданы все необходимые условия. «.. .Благодаря принимаемым государством мерам правоохранительная система бесперебойно функционирует, адаптируясь к современным динамично меняющимся реалиям. Однако действующая структура, ряд функций и полномочий правоохранительных органов не соответствуют сложившимся в обществе рыночным отношениям. Произошла подмена качественных показателей количественными. Существующие критерии оценки не способствуют нацеленности на решение их функциональных задач, что, безусловно, сказывается на уровне доверия населения к правоохранительным органам, а через них в целом к власти.» [4]. По словам Президента, узковедомственные интересы, желание сохранить прежний, во многих чертах еще советский порядок, превалировали над государственными интересами [4].
Реформа предполагает четкое разграничение компетенции и освобождение правоохранитель-
76 7 № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
ных органов от несвойственных функций, оптимизацию системы расследования уголовных дел. В целом главной задачей этой реформы должно стать создание более эффективной организационно-функциональной структуры правоохранительных органов и специальных органов.
Поэтому задача правоохранительных органов заключается в разработке более действенных мер по укреплению правопорядка, выявлению, профилактике и предупреждению правонарушений, через взаимодействие и координацию общих усилий граждан и системы общественного контроля в противодействии преступности и преодолении негативных социально-экономических факторов. Необходимо также решать задачи повышения качества расследования преступлений и качество отправления правосудия.
Главой государства уже обозначен ряд проблем, требующих решения в ближайшей перспективе. В связи с реформированием правоохранительной системы Глава государства поручил Правительству до конца 2010 года разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан соответствующие проекты законов, вытекающие из требований указа.
Совершенствование законодательства в этом направлении должно сопровождаться минимизацией нормативно-правовых актов, их кодификацией, исключением дублирующих норм, созданием стройной системы правовых актов, регулирующих функционирование органов управления (положения о службах и подразделениях, наставления по организации их деятельности, должностные инструкции и должностные регламенты).
Думается, что результатом реформирования системы правоохранительных органов Казахстана должны стать:
- повышение эффективности управленческой деятельности;
- сокращение управленческого аппарата, улучшение работы правоохранительных органов по реализации положений законодательства о борьбе с преступностью;
- охрана общественного порядка и другие направления их деятельности.
Представляется, что в целях реализации вышеназванного Указа необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Мониторинг и анализ практики применения правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах, затрагивающих интересы системы правоохранительных органов.
2. Прогнозирование последствий принятия или непринятия тех или иных нормативных правовых
актов в сфере деятельности правоохранительных органов в целях планирования нормотворческой работы с учетом складывающейся ситуации.
Кроме того, одним из главных способов или направлений совершенствования деятельности правоохранительных органов является создание научно обоснованной концепции законодательства в этой области. Концепция должна быть направлена на укрепление системных связей, выработку стратегических и тактических приоритетов законотворческой деятельности в этой области, определение последовательности принятия и совершенствования необходимых законов, с учетом потребностей граждан, общества и государства в целом.
Особсе внимание в ней должно быть уделено вопросам обеспечения реальной защиты конституционных прав и свобод граждан, повышения уровня доверия населения к полиции, усиления охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией, а также укрепления дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов.
Ясные представления о структуре, задачах и содержании нормативно-правового обеспечения правоохранительной реформы, безусловно, будут способствовать повышению эффективности управленческой деятельности в целом, организации на современном уровне взаимодействия с институтами гражданского общества в нашей республике и решению всего комплекса задач, направленных на повышение эффективности правоохранительной системы.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что одним из важных аспектов совершенствования нормативно-правового обеспечения управления в правоохранительной системе могло бы стать создание именно территориальных Экспертных советов по нормотворческой деятельности в регионах по принципу Экспертного совета по вопросам нормотворческой работы правоохранительных органов. Поскольку именно там имеется большой правоприменительный опыт, который можно положить в основу будущих законов, предусматривающих организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов.
Представляется, что положительным образом на нормативно-правовом обеспечении управления в деятельности правоохранительных органов сказалась бы его структуризация и классификация по функциям управления: нормативно-правовое обеспечение планирования и программирования; нормативно-правовое обеспечение контроля; нормативно-правовое обеспечение анализа.
Судебная, правоохранительная системы и государственная безопасность, оборона и надзор I 77
Использованная литература
1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
2. Заседание Коллегии МВД РК по итогам работы за 2009 год // http://www.nomad.su/?a=3-201002020037
3. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 г. // Казахстанская правда от 18 августа 2010 года.
4. Выступление Президента РК H.A. Назарбаева на совещании по вопросу реформирования правоохранительных органов. 17.08.2010 г. //http://www.nomad.su/?a=3-201008180040
MaK,anada K,a3ai^cmaH PecnyOnunacu npesudenmiHi'y 2010 wuisu 17 maMbi3dasu «Ka3aicmaH PecnydjiuKacbinda K¥KblK Kopsay KU3Memi MeH com wyuecrn^ muiMdiiiziH apmmupy woHiHdezi wapanap mypanu» Mapjiusu ancbmda K¥KWK Kopsay opzaHdapu wyueciH wemiidipy Mdceiejiepi Kapacmupujiadbi.
B cmambe paccMampueaiomcn eonpocu coeepweHcmeoeaHun cucmeMu npaeooxpaHumejibHux opzaHoe e ceeme YKa^a npe3udeHma Pecny6iuKu Ka3axcmaH «0 Mepax no noeuweHuoo 3(p(eK-mueHocmu npaeooxpaHumeibHou denmejibHocmu u cyde6Hou cucmeMu e Pecny6iuKe Ka3axcmaH» om 17 aezycma 2010 zoda.
The article considers the issues of improving the law-enforcement system within the framework of the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan «On measures to improve the efficiency of the activity of law-enforcement bodies' and the judicial system of the Republic of Kazakhstan» dated August 17, 2010.