Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников в педагогическом колледже'

Совершенствование системы подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / PUPILS' PROJECT ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / EDUCATIONAL SUBJECT "TECHNOLOGY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов С.В.

В приведенной статье показаны пути совершенствования системы профессиональной подготовки в педагогическом колледже будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников, позволяющие пробудить познавательный интерес к проектным урокам, научить будущих коллег методически правильно реализовывать метод проектов в общеобразовательных учреждениях России. Проектная деятельность представляет особую значимость в формировании у учащихся основ тех-нологических знаний и умений с учетом ее экономической, экологической и предпринимательской целе-сообразности. Проектно-технологическая цепочка от идеи до ее реализации в модели или изделии (продукте тру-да) излагается в разработанном для студентов курсе «Основы проектной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TRAINING SYSTEM OF TECHNOLOGY TEACHERS IN MONITORING TO PUPILS' PROJECT ACTIVITY (AT TEACHER TRAINING COLLEGE)

In this article there are demonstrated the methods of improving a system of training teachers in college in order to prepare technology teachers to monitor project activity of pupils. New methods are proposed to devel-op pupils' interest in projects at technology lessons. Project-technology line from idea to realization in a model or products is proposed by author in a special course "Introduction in Project Activity"

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников в педагогическом колледже»

4. Библер В.С. Школа диалога культур: введение в программу / Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1994.

5. Воспитание социально-ориентированной личности: Монография / В.Ш. Масленникова, Л.М. Аболин, Ф.Г. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова, Н.М. Учарова, В.Р. Шамсутдинова, А.В. Павлинова, Е.А. Афанасьева. - Казань: Издат.

«Данис» ИПППО РАО, 2007.

6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.

7. Соловьев В.С. Сочинение в 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1988.

8. Философия образования. Сб. науч. статей / Под ред. А.Н. Кочергина. - М.: Новое тысячелетие, 1996.

УДК 373.016:62 ББК 74.23

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К РУКОВОДСТВУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

С.В. Титов, аспирант кафедры общетехнических дисциплин МПГУ, (917) 2872003

В приведенной статье показаны пути совершенствования системы профессиональной подготовки в педагогическом колледже будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников, позволяющие пробудить познавательный интерес к проектным урокам, научить будущих коллег методически правильно реализовывать метод проектов в общеобразовательных учреждениях России.

Проектная деятельность представляет особую значимость в формировании у учащихся основ технологических знаний и умений с учетом ее экономической, экологической и предпринимательской целесообразности.

Проектно-технологическая цепочка - от идеи до ее реализации в модели или изделии (продукте труда) - излагается в разработанном для студентов курсе «Основы проектной деятельности».

Ключевые слова: образовательные технологии, проектная деятельность школьников, образовательная область «Технология».

IMPROVING TRAINING SYSTEM OF TECHNOLOGY TEACHERS IN MONITORING TO PUPILS' PROJECT ACTIVITY (AT TEACHER TRAINING COLLEGE)

Titov S.V.

In this article there are demonstrated the methods of improving a system of training teachers in college in order to prepare technology teachers to monitor project activity of pupils. New methods are proposed to develop pupils' interest in projects at technology lessons.

Project-technology line from idea to realization in a model or products is proposed by author in a special course "Introduction in Project Activity"

Keywords: educational technologies, pupils' project activity, educational subject «Technology».

Развитие творческой личности, способной быстро адаптироваться к различным условиям нашей сегодняшней быстротечной жизни, является одной из самых первостепенных задач, стоящих перед общеобразовательной школой.

В настоящее время одним из путей формирования и развития творческих способностей школьников в рамках образовательной области «Технология» является выполнение творческих проектов.

Образовательный проект рассматривается как познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая определенную цель, согласованные методы, способы реализации и направленная на достижение результата. От теории к практике - соединение академических знаний с

прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Вместе с тем применение проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе сопряжено с серьезными проблемами и требует от учителя высокого мастерства и самоотдачи. Проектная деятельность применяется в школах недостаточно эффективно. Во многом использование проектов в образовательных учреждениях сдерживается отсутствием хорошей учебно-методической литературы, четких практических рекомендаций. Часто школьные учителя технологии сетуют на

дефицит собственных знаний и умений из-за отсутствия специальной проектной подготовки в ссузах и вузах в области проектных уроков.

Студенты педагогических колледжей и училищ РФ, будущие учителя технологии в рамках педагогической практики (пробные уроки) и преддипломной практики являются организаторами проектных уроков, консультантами, координаторами и членами жюри для оценки творческих проектов учащихся. «Сперва сам научись, потом в учителя становись», - гласит народная мудрость. Анализ большого количества учебно-методических рекомендаций, посвященных использованию проектов в образовательной области «Технология», указал на дефицит материала, отвечающего на вопрос: как подготовить в педагогическом колледже, вузе будущего учителя технологии к руководству проектными уроками в школе?

Для профессиональной проектной подготовки студентов в ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж» разработан курс «Основы проектной деятельности» (5 семестр, 34 часа, специализации «технический труд», «обслуживающий труд»). В общем плане этот курс включает в себя несколько разделов: теоретические основы проектного обучения школьников, развитие школьников в процессе проектной деятельности, становление проектного обучения школьников (зарубежный и отечественный опыт), структура и содержание проектной деятельности школьников, методика планирования процесса учебного проектирования, методика выбора темы проекта учащихся, методика проведения занятий учебного проектирования, педагогическое руководство проектными уроками, оформление и презентация проектов, информационное обеспечение проектной деятельности, методические приемы активизации мыслительной деятельности школьников в процессе проектирования.

Значение разработанного курса в профессиональной подготовке будущих учителей технологии велико. Практическая значимость разработанного курса очевидна: теоретические сведения реализуемого курса «Основы проектной деятельности» и методические рекомендации могут быть использованы студентами педколледжей при организации проектного подхода в преподавании технологии и графических дисциплин; учителями смежных специальностей (графики, рисования, физики и др.) при переносе проектного обучения на своих занятиях. Считаем, что главным результатом освоения проектного метода является умелая организация нашими выпускниками проектных уроков в школе. Учитель должен быть готов при проведении учебного проектирования обеспечить выполнение основных задач технологического образования школьников: обучающей, направ-

ленной на закрепление и углубление политехнических знаний и трудовых умений; развивающей, направленной на развитие моторики и творческих способностей; познавательной, направленной на развитие интеллектуальных и психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи); воспитывающей, направленной на формирование таких качеств личности, как инициативность, коммуникабельность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость.

При организации курса «Основы проектной деятельности» методисты педагогического колледжа Ш.Р. Султанов, Л.Р. Курбангалина, С В. Титов, Р.Х. Назмеев, Г.И. Шабаева, О.Г. Ми-тюшкина пользуются рекомендациями ученых Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, Дж. Питта, А.А. Карачева, В.М. Заенчика, В.С. Капустина, М.Б. Павловой, И. А. Сасовой и др.

Параллельно с теоретической подготовкой каждый студент «погружается» в проектную деятельность, самостоятельно выполняет и презентует проект. Выполнение будущими учителями проекта - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат сами студенты могут увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, этому же смогут научить школьников. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Типология выполняемых студентами проектов весьма разнообразна.

Мотивация и пояснение ориентировочной основы действий осуществляются на поисково-исследовательском этапе, когда происходит выбор студентами тем для проектирования, их осознание и обоснование; определение объёма знаний и умений, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работы с информационными источниками. Следующий этап - технологический, в процессе которого на основе уже освоенных методов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции и будущего изделия. При этом студенты обосновывают конструкционные и технологические решения. На заключительном, презентационном этапе происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка и как финал - проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и уме-

ний.

Процесс выполнения будущими учителями творческих проектов корректируется и направляется преподавателями. Наиболее интересные, удачные разработки помещаются на стендах или выставках. Достойными внимания оказались творческие проекты «Ковроделие», «Макет Никольского кафедрального собора», «Макет татарской избы», «Накорми себя сам», «Региональный туристический маркетинг», изделия декоративно-прикладного искусства, «Вторая жизнь вещам» и другие.

Большие возможности таит в себе использование компьютера, и при выполнении творческих проектов его можно рассматривать двояко: как информационно- справочную систему и как инструмент при разработке проекта.

Итак, совершенствование системы подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников сводится к:

• разработке и внедрению специального курса «Основы проектной деятельности» (5 семестр, 68 часов);

• изучению передового отечественного и зарубежного педагогического опыта в области подготовки педагогических кадров к организации проектного обучения;

• знакомству с разработанными творческими проектами школьников, представленными в рамках Всероссийских олимпиад по технологии, технологических смотров и конкурсов;

• организации тематического и итогового тестирования для допуска студентов к руководству проектной деятельностью школьников;

• самостоятельной подготовке студентами творческих проектов и их презентации;

• разработке памятки-руководства проектной деятельностью учащихся;

• разработке учебно-методических материалов по руководству проектной деятельностью учащихся;

• практическому руководству проектной деятельностью школьников в ходе организации пробных проектных уроков в образовательных учреждениях, проектных уроков во время преддипломной практики, подготовке и оцениванию проектов в ходе проведения олимпиад по технологии на различном уровне (школьном, городском, районном, зональном, республиканском, федеральном);

• практическому руководству проектной деятельностью школьников в ходе самостоятельной педагогической деятельности.

Умение использовать метод проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его совершенной методики обучения и развития учащихся. Недаром проектные технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Поэтому задача методистов - пробудить познавательный интерес у будущих учителей технологии к проектным урокам, научить наших будущих коллег методически правильно реализовывать метод проектов в общеобразовательных учреждениях России.

УДК 37.02 ББК 74.00

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ И ЕГО СОСТОЯНИЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.Е. Чернов, аспирант кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ, (926) 1316152, acher12@yandex.ru

В работе рассмотрены ключевые моменты развития дидактического принципа наглядности в истории и в теории науки и образования; обозначена актуальная задача теоретического расширения принципа наглядности в свете современных компьютерных технологий.

Ключевые слова: наглядность, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, компьютерные технологии, компьютерное моделирование, системы виртуальной реальности.

DEVELOPMENT OF A PRINCIPLE OF VISIBILITY AND ITS STATE IN THE LIGHT OF MODERN COMPUTER TECHNOLOGIES

Chernov A.Ye.

Key points of development of a didactic principle of visibility in the history and in theory of science are considered in the article; the actual problem of theoretical expansion of a principle of presentation in the light of modern computer technologies is designated.

Keywords: visibility, Jan Amos Comenius, Johann Heinrich Pestalotstsi, computer technologies, computer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.