Научная статья на тему 'Совершенствование системы оценки качества общего образования'

Совершенствование системы оценки качества общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НИКО) / ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ (ВПР) / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ / ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / BASIC STATE EXAM / EDUCATION QUALITY NATIONAL INVESTIGATIONS (EQNI) / ALL-RUSSIA'S CHECKING WORKS (ACW) / INTERNATIONAL RESEARCHES / RESEARCHES OF COMPETENCES OF TEACHERS / EDUCATION QUALITY CONTROL PROCEDURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна

Одним из направлений развития современного образования являются проекты, ориентированные на укрепление единого образовательного пространства. Среди них проекты создания сбалансированной системы оценки качества образования, способов и инструментов оценки образовательных результатов обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of system of an assessment of quality of the general education

One of the directions of development of modern education are the projects focused on strengthening of uniform educational space. Among them projects of creation of the balanced system of an assessment of quality of education, ways and tools of an assessment of the educational results which are trained.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы оценки качества общего образования»

УДК 371

Лях Юлия Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор Московский психолого-социальный университет

pani.lyah@gmail.com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из направлений развития современного образования являются проекты, ориентированные на укрепление единого образовательного пространства. Среди них - проекты создания сбалансированной системы оценки качества образования, способов и инструментов оценки образовательных результатов обучающихся.

Ключевые слова: ГИА, Национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР), международные исследования, исследования компетенций учителей, процедуры контроля качества образования.

Словосочетания, вынесенные в заголовок ключевых, практически представляют собой элементы складывающейся системы оценки качества российского образования. Рассмотрим каждый из них более подробно.

НИКО, стартовавшее в 2014 году, предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы. Результаты исследований могут учитываться образовательными организациями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и подготовки программ ее развития. При этом результаты указанных исследований не могут привлекаться для оценки деятельности учителей, образовательных организаций, муниципальных и региональных органов исполнительной власти.

Национальное исследование качества начального образования проводится, прежде всего, в целях мониторинга первых результатов работы в условиях ФГОС и направлено на выявление общего уровня подготовки школьников, а также системных тенденций, связанных с выполнением требований ФГОС [2; 4]. Кроме того, в рамках этих исследований предусмотрен сбор научных данных в целях совершенствования содержания образовательных программ начального общего образования, методов и средств обучения в начальной школе [3].

В рамках НИКО исследуются предметные результаты обучения выпускников начальной школы по русскому языку, математике, предмету «Окружающий мир», а также метапредметные результаты и уровень сформированности универсальных учебных действий. Исследование качества начального образования проводилось 14 апреля 2015 года. Им было охвачено 20000 обучающихся 4-х классов из почти 500 школ 80 регионов Российской Федерации. Ключевыми особенностями НИКО в начальной школе являются:

- соответствие требованиям ФГОС;

- соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов в начальной школе;

- учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;

- отбор наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения применения результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования в основной школе.

НИКО по математике среди обучающихся 5, 6 и 7 классов прошли в октябре 2014 года. В исследовании было задействовано около 49000 обучающихся из 417 школ 70 регионов Российской Федерации. В исследовании участвовали 4000 организаторов и наблюдателей и более 150 экспертов.

В октябре 2015 г. проведено исследование качества образования по учебным предметам «информатика» и «информационно-коммуникационные технологии» в 8 и 9 классах. Участниками исследования стали 51652 обучающихся 8 и 9 классов из 740 школ 63 регионов Российской Федерации. Национальное исследование качества образования в области информационных технологий проводилось в целях выявления:

- уровня грамотности в области информатики и ИКТ;

- резерва увеличения числа обучающихся, мотивированных на последующую работу в сфере информационных технологий и имеющих высокий уровень подготовки для продолжения образования по специальностям, связанным с информационными технологиями.

Другим направлением деятельности по совершенствованию системы оценки качества образования в 2015 году стала подготовка и проведение тестирования учащихся на представительных выборках в рамках исследований РКА-2015 и TIMSS-2015, а также подготовка к проведению исследования PIRLS-2016 и ICCS-2016 (адаптация международного инструментария и его апробация). Создаваемые в процессе НИКО открытые банки заданий (по оценке качества начального образования и ряда других общеобразовательных предметов (математики, информатики)) могут служить единым инструментарием для проведения процедур оценки качества образования, приведения их к единообразию, применяя сертифицированные средства и информационные технологии.

© Лях Ю.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

11

ПЕДАГОГИКА

Таким единым инструментарием могут стать Всероссийские проверочные работы (ВПР), апробация которых была проведена в декабре 2015 года в 79 регионах Российской Федерации среди 700000 четвероклассников из 20508 школ. В рамках апробации были поставлены следующие задачи:

- отработка технологии проведения ВПР;

- калибровка измерителей.

В процессе отработки технологии были апробированы различные организационные модели проведения проверочных работ, широко привлекались информационные технологии, в том числе - облачные сервисы. Для всех 20508 школ-участников ВПР были созданы личные кабинеты, через которые доставлялись зашифрованные варианты проверочных работ, а также необходимые инструкции. Здесь нами была апробирована система дистанционного оценивания работ, позволяющая педагогам и экспертам проверять работы в удаленном режиме посредством сети интернет. В ходе проведения ВПР успешно отработаны и технологии контроля за ходом работы со стороны региональных и федеральных координаторов.

Проверочные работы проводились непосредственно образовательными организациями по единым для всей страны вариантам и проверялись по единым критериям. В процессе проверки оценивались все основные элементы подготовки обучающихся по русскому языку и по математике, которые обеспечивают школьникам возможность успешного продолжения образования в основной школе и в определенной мере отражают их способность выполнять свойственные возрасту социальные роли, взаимодействовать с другими людьми в современном обществе.

По итогам проведения ВПР были получены положительные отзывы из регионов, подтверждающие высокое качество предложенных заданий. Результаты проверочных работ будут занесены в единую базу данных и проанализированы на федеральном и региональном уровнях. В 2016 году -ВПР для 4 классов пройдут:

11 мая 2016 года - русский язык (диктант),

13 мая 2016 года - русский язык (вторая часть),

17 мая 2016 года - математика,

19 мая 2016 года - окружающий мир.

В 2017 году планируется проведение ВПР в 4-х классах по русскому языку, математике, окружающему миру, а также в 5-х классах по русскому языку, математике, биологии. В дальнейшем предполагается запустить систему регулярных контрольных работ в общеобразовательных оргниза-циях Российской Федерации.

Привлекая эти процедуры, можно сформировать картину качества образования не только по итогам окончания основных этапов обучения, но на промежуточных этапах. Руководствуясь при проведении Всероссийских контрольных работ основными принципами единства заданий, единства оценивания, единства проведения постепенно

можно будет подойти и к созданию единого образовательного пространства Российской Федерации.

В то же время, Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся. ВПР можно сравнить с годовыми контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях. Отличительными особенностями ВПР является единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также привлечение современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всей Российской Федерации. Помимо этого, ВПР позволят проводить мониторинг результатов исполнения требований ФГОС.

Следующим направлением совершенствования системы оценки качества образования являются исследования компетенций учителей. В апреле-мае 2015 года во всех федеральных округах, практически во всех субъектах Российской Федерации, включая Крымский Федеральный округ, было опрошено около 6000 учителей истории. До начала масштабного исследования проводилась работа по научно-педагогическому тестированию вопросов и методики оценивания ответов, в которой приняли участие эксперты Российского исторического общества, Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Института социологии РАН, Государственного академического университета гуманитарных наук и Федерального института педагогических измерений.

Апробация разработанной модели проводилась в рамках семинаров Федерального института педагогических измерений для экспертов субъектов Российской Федерации, а также на семинарах Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. Анализ работы и результатов нескольких фокус-групп, состоявших как из учителей истории, так и профессиональных экспертов, позволил разработать уникальный и объективный инструментарий для проведения опроса в профессиональном учительском сообществе. 9 сентября 2015 года на общем собрании членов Российского исторического общества были представлены итоги исследования «Портрет учителя истории в современной России», где обозначились проблемные зоны, выработаны направления для дальнейшего совершенствования исследований компетенций учителей истории и обществознания.

Опираясь на апробированную модель исследований компетенций учителей, с учетом ее совершенствования в ноябре 2015 года проведена апробация комплексного исследования компетенций учителей русского языка, математики (предметных, методических, социально-коммуникационных и других).

12

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Данное исследование проводилось в 27 субъектах Российской Федерации, в соответствии с выборкой учителей. В исследовании участвовали около 2000 учителей и порядка 27000 их обучающихся.

Для исследования отбирались образовательные организации, в которых имеются «однородные» результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) 2014 года. То есть, были выбраны образовательные организации трех групп: где высокий процент выпускников имеют высокие баллы ЕГЭ по предмету, где высокий процент выпускников имеют средний балл по предмету и где высокий процент выпускников имеют низкий балл (но с запасом преодолевают минимальную границу). Выборка не является репрезентативной и не позволит сказать о качестве подготовки в целом по стране или регионам, но здесь можно сделать предположение об уровне квалификации учителей, работающих с соответствующими контингентами выпускников. Отметим, что данная стадия исследования так же направлена не на исследование учителей, а на апробацию и валидизацию инструментария .

Созданные измерительные материалы для исследования компетенций учителей могут применяться для ранжирования компетенций по уровням квалификаций, разработки способов, обеспечивающих взаимосвязь уровня заработной платы педагогических работников с уровнем квалификации, подготовки объективных, валидных и практичных критериев оценки различных уровней квалификации педагогических работников, в том числе для применения аттестационными комиссиями.

Еще одним элементом разрабатываемой системы оценки качества образования является контроль качества образования (ККО). Актуальные цели развития ККО это:

1. Совершенствование способов саморегулирования качества образования на уровне образовательной организации и региона.

2. Повышение объективности данных о качестве образования, получаемых на школьном и региональном уровнях.

3. Развитие способов повышения квалификации учителей.

В этой связи еще одним важным направлением нашей деятельности для системы образования в целом мы видим создание банков данных измерительных материалов под разные процедуры и исследования, что позволит обеспечить единые, стандартизированные подходы к измерению базового уровня качества образования во всех регионах, с учетом которых могут формироваться и корректироваться планы развития региональных образовательных систем.

Сегодня на самом высоком уровне много говорится о необходимости изменения подходов к выполнению контрольно-надзорных полномочий, пе-

реходу к так называемой «риск-ориентированной» модели. В глобальном масштабе предлагаемые варианты решений пока не получили окончательного оформления. Однако уже сейчас надо думать над введением отдельных новаций в области модернизации контрольно-надзорной деятельности.

Конечно, при этом необходимо учитывать многие факторы: разницу в социально-экономическом положении регионов, отдельных территорий внутри регионов, разные миссии школ, их ориентацию на массовую либо элитарную подготовку учащихся, опыт участия школ в оценочных процедурах, зависящий как от активности образовательной организации, так и от периода ее существования. И таких факторов множество, в связи с чем мы не ставим перед собой цель «выравнивания» образовательного процесса, а считаем необходимым находить индивидуальные пути решения проблем и влияния на «факторы роста».

Одной из основных целей вышеуказанных мероприятий должно стать создание комплексной системы диагностических процедур, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях и находящихся во взаимосвязи с процедурами Государственной итоговой аттестации. Поэтому будет проведен комплексный анализ результатов диагностических процедур, ЕГЭ, ОГЭ, НИКО и ВПР, который позволит получить разносторонние характеристики качества российского образования [1].

Итак, на федеральном уровне будет продолжаться работа над совершенствованием единой, оптимальной, логично выстроенной серии взаимодополняющих и обеспечивающих преемственность процедур оценки качества образования, каждая из которых будет иметь четкие и понятные задачи, направленные на достижение высокого уровня качества отечественного образования.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-Ф3. - М.: Проспект, 2013.- 160 с.

2. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 1 декабря 2007 г. № 309 // Вестник образования. -2007. - № 24. - С. 26-46.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение,2010. - 204 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18.12.2012 № 1060) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://ми-нобрнауки.рф (дата обращения: 03.03.2016).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.