Научная статья на тему 'Совершенствование системы оплаты труда водителей автомобилей БелАЗ на Сибайском подземном руднике'

Совершенствование системы оплаты труда водителей автомобилей БелАЗ на Сибайском подземном руднике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
838
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЙ ЧАС / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА УЧЕТА «СВЕТОФОР»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акшенцев Федор Иванович, Трильев Антон Евгеньевич

В статье представлено экспериментальное положение по оплате труда водителей автомобилей БелАЗ с применением системы учета производственных результатов «светофор»; последовательность расчета заработной платы водителей, показатели для определения расценки за результат труда по итогам работы за месяц. На примере расчета заработной платы за июнь 2012 г. представлены преимущества экспериментального положения по сравнению с существующим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акшенцев Федор Иванович, Трильев Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the system of wage drivers of the car in the underground mine of Sibay1«Uchalinsky GOK»2«InEcO»

The paper presents an experimental situation on pay drivers BelAZ using the accounting system of production results «traffic light», a sequence of payroll drivers, indicators for determining the fees for the result of work by the end of this month. By the example of calculating the salary for June 2012 are presented the advantages of the experimental situation than the existing one.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы оплаты труда водителей автомобилей БелАЗ на Сибайском подземном руднике»

Стретегическое планирование в области производительности труда.

ОдерД.Е.

req=doc;base=PRJ;n=98540

2. Парламентская газета. http://www.pnp.ru/comment/detail/11675

3. European development bank cuts growth forecast for emerging economies. http://www.reuters.com/article/2013/05/10/us-ebrd-economy-idUSBRE9490QG20130510

4. Росстат: Годовые данные. Численность и состав населения. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu lation/demography/.

5. Грейсон Дж., О’Дейл К. Американский менеджмент на пороге XX века. М.: Экономика, 1991. С. 196.

6. Международный валютный фонд. World Economic Outlook Database,

апрель 2013. http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01/weodata.

7. http://www.mckinsey.com/mgi/reports/pdfs/lean_russia/russian_lang/MGI_l ean_russia_chapter_1.pdf.

8. http://www.mckinsey.com/mgi/publications/lean_russia/

9. Юдина Т.Н. Инновации и цикличность российской экономики (в контексте концепций Н.Д.Кондратьева и С.Ю.Глазьева) // Инновационное развитие экономики России : сценарии и стратегии : Пятая международная научная конференция. М.: ТЕИС, 2012. С.124-129.

10. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический проект, 2003. С. 416.

11. ВедутаЕ.Н. Указ. соч. С. 406.

INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH

STRATEGIC PLANNING IN THE FIELD OF PRODUCTIVITY AND ECONOMIC

GROWTH IN RUSSIA

Oder D.E.

Abstract. This article discusses the degree of development of human capital on the example of the labour productivity level in the Russian Federation in terms of different sectors of the economy. There are presented ways of improving the country's intensive economic growth in the context of strategic planning.

Keywords: labour productivity, intensive economic growth, human capital, innovations.

References

1. Draft Federal Law №143912-6 «Regarding state strategic planning. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base = pRj; n = 98540

2. The parliamentary newspaper. http://www.pnp.ru/comment/detail/11675.

3. European development bank cuts growth forecast for emerging econ-om ies. http://www.reuters.com/article/2013/05/10/us-ebrd-economy-idUSBRE9490QG20130510

4. Federal State Statistics: Annual data. The size and composition. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu lation/demography/.

t------------------------------------------------------------------------

5. Grayson J., O'Dell Carla. American management at the threshod of the XXI century. Moscow: Economics, 1991, p. 196.

6. The International Monetary Fund. World Economic Outlook Database, April 2013. http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01/weodata

7. http://www.mckinsey.com/mgi/reports/pdfs/lean_russia/russian_lang/MGI_l ean_russia_chapter_1.pdf

8. http://www.mckinsey.com/mgi/publications/lean_russia/

9. Yudina T.N. Innovacii i ciklichnost' rossijskoj jekonomiki (v kontekste koncepcij N.D.Kondrat'eva i S.Ju.Glaz'eva). [Innovation and cyclicality of the Russian economy (in the context of N.D.Kondratev and S.Yu.Glazev concepts]. Innovacionnoe razvitie ekonomiki Rossii: stsenarii i strategii: Piataia mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsia. [Innovative development of Russian economy: scenarios and strategies: The Fifth International Scientific Conference]. Moscow: TEIS, 2012, pp. 124-129.

10. Veduta E.N. Strategija i jekonomicheskaja politika gosudarstva. [The strategy and economic policy of state]. Moscow: Academic project, 2003, p. 416.

11. Veduta E.N. Idem. 406 p.

УДК 622.27

Акшенцев Ф.И., Трильев А.Е.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ НА СИБАЙСКОМ ПОДЗЕМНОМ РУДНИКЕ

Аннотация. В статье представлено экспериментальное положение по оплате труда водителей автомобилей БелАЗ с применением системы учета производственных результатов «светофор»; последовательность расчета заработной платы водителей, показатели для определения расценки за результат труда по итогам работы за месяц. На примере расчета заработной платы за июнь 2012 г. представлены преимущества экспериментального положения по сравнению с существующим.

Ключевые слова: совершенствование, эффективный час, производительность, система учета «светофор».

В связи с тем, что эффективность производственного процесса транспортирования горной массы, производительность оборудования и труда персонала не соответствуют требованиям руководства ОАО «УГОК», ключевым персоналом предприятия был выполнен анализ факторов, оказывающих существенное влияние на снижение эффективности производства. Кроме того, для выявления этих факторов было проведено анкетирование работников производственного участка эксплуатации технического транспорта №8 (ПУЭТТ №8) (табл. 1).

По результатам проведенного анкетирования и анализа факторов - интерес «заработная плата» и «перспектива стабильной работы» отмечены работниками участка самыми приоритетными и с большим отрывом опережают все остальные. В связи с этим был выполнен корреляционный анализ существующей системы оплаты водителей автомобилей БелАЗ, который показал, что основным недостатком является отсутствие достаточной тесноты связи между результатом труда работника и его заработной платой (рис. 1).

Оценка интересов работников ПУЭТТ №8

№ п/п Интересы Води- тели Руководители участка Специалисты по организации труда Всего

1 Заработная плата 70 68 40 262

2 Перспектива стабильной работы 40 62 36 222

3 Выполняемая производственная функция 36 66 28 212

4 Возможность карьерного роста 28 64 42 152

5 Роль и значимость на 40 48 22 140

комбинате

6 Взаимоотношения 42 34 8 120

7 Режим работы 50 32 4 90

8 Своя репутация 16 12 14 78

9 Квалификация 16 16 14 74

10 Взаимодействие 24 18 6 48

11 Репутация организации 2 8 6 42

12 Социальная инфраструктура предприятия 12 12 0 40

13 Доступ к ресурсам 16 8 4 32

самый важный

очень важный

весьма важный

имеющим значение

Было принято решение о совершенствовании существующей на предприятии системы оплаты труда водителей. На базе используемой с апреля 2012 г. системы учета производственных результатов «светофор» было разработано экспериментальное положение по оплате труда рабочих, которое включает в себя расчет по следующим составляющим заработной платы:

• постоянная часть, включающая в себя: тариф; доплату за работу в ночное время; праздничные; ком-

Таблица 1 пенсационную выплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; вознаграждение за стаж работы; надбавку за профессиональное мастерство водителям;

• оплата за время производства ремонтных работ (текущих, плановых и аварийных) - повременно, по часовой тарифной ставке присвоенного разряда III группы тарифных ставок за фактически отработанное время без начисления премии;

• оплата за время производства капитальных ремонтов - повременно, по часовой тарифной ставке присвоенного разряда III группы тарифных ставок за фактически отработанное время с начислением премии в размере 50% при условии соблюдения графика ремонта;

• переменнаячасть (надбавка);

• районный коэффициент. Оплата переменной части

(надбавки) водителя автомобиля рассчитывается как произведение количества часов эффективного времени в отчётном месяце на расценку за единицу труда (утверждённой на год).

Пг

тэр,

(1)

где Пс - переменная (сдельная) часть оплаты труда водителя автомобиля, руб.; Тэ - эффективное время работы водителя автомобиля в отчетном месяце, ч; Р - расценка за единицу труда (1 час эффективного времени работы) водителя автомобиля, руб./ч.

Премия, руб.

0,3 0,4 0,5

■ Премия бригады мастера Власова

0,6

0,7 0,8 0,9

-Премия бригады мастера Наумова

Коэффициент 1,0 использования рабочего времени

Рис. 1. Анализ переменной части (премии) оплаты труда водителей по существующему

положению за июнь 2012 г.

Совершенствование системы оплаты труда водителей.

Акшенцев Ф.И., Трильев А.Е.

Эффективное время работы - время, в течение которого водитель и оборудование выполняют свои основные функции с рациональными параметрами. Количество эффективно отработанных часов водителем автомобиля в отчетном месяце определяется как сумма отношений перевезенного объема груза к норме выработки.

стемы учета «светофор», ткм.

Расценка за час эффективного времени работы определяется на основании значения коэффициента использования рабочего времени водителя автомобиля и представлена в табл. 2.

Тэ = (У1/Ы1+ У2Ш2+ У3Ш3+ + ...+ УпШп) • Ккор,

Таблица 2

Расценка эффективного часа по итогам работы за месяц

(2)

где У1, У2, Уп - объем перевезенного груза во дителем автомобиля с каждого запланированного объекта (данные по системе учета «светофор»), ткм; Ы1, Ы2, Ып - часовая норма грузоперевозок, рассчитана по каждому объекту в отдельности с учетом приведенного расстояния и уточняется при изменении объектов или расстояния грузоперевозок, ткм/ч; Ккор -коррекционный коэффициент.

Коррекционный коэффициент рассчитывается как отношение перевезенного объема груза по маркшейдерским замерам к оперативным данным в системе учета «светофор»:

Значение коэффициента использования рабочего времени (Ки) До 0,5 От 0,51 до 0,7 Свыше 0,7

Расценка эффективного часа, руб. 50 60 70

У

-т^ марк

кор ^-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3)

где

- объем выполненных работ на основании

2опер - объем выпол-

маркшеидерских замеров, ткм: ненных работ на основании оперативных данных си-

Коэффициент использования рабочего времени водителя автомобиля рассчитывается как отношение эффективного времени работы к общему отработанному времени в отчетном месяце (включая ремонтные работы).

ки = Тэ /Тф, (4)

где Тф - фактически отработанное водителем автомобиля время в отчетном месяце (включая ремонтные работы), ч.

Расчет заработной платы, с июня 2012 г., производится в двух вариантах - по экспериментальному и существующему положению. Результаты расчетов заработной платы водителей за июль 2012 г. по существующему и экспериментальному положению об оплате труда представлены в табл. 3. Из табл. 3 видно, что фонды оплаты труда (ФОТ) по бригаде по существующей (229 891 руб./мес.) и предлагаемой (220 367 руб./мес.) системам оплаты сопоставимы.

Таблица 3

Пример расчета заработной платы

Ф.И.О. водителя, гаражный номер автосамосвала, грузоподъемность Количество отработанных часов, ч Оплата по экспериментальному положению Оплата по существующему положению Разница надбавки и премии, руб. Разница зарплаты при расчете по экспериментальному и существующему положениям, руб.

Эффективное время работы,ч Коэффициент использования рабочего времени Рас- ценка, руб. Надба вка, РУб- Посто- янная часть, руб. Всего зарплаты, руб. Премия, руб. Основ- ная часть, руб. Всего зарплаты, руб.

Смена №, мастер Власов

1. Давыдов, №7, 30 т 179,2 131,7 0,74 70 9220 19647 28867 5 962,57 19647 25609 3257 3257

2. Осипов, №16, 30 т 179,2 70,8 0,40 50 3539 27092 30631 5 771,18 27092 32863 -2232 -2232

3. Мурапта-лов, №42, 30 т 179,2 99,5 0,56 60 5970 21794 27764 7 943,23 21794 29737 -1973 -1973

4. Харисов, №5, 45 т 179,2 97,3 0,54 60 5835 19494 25329 6 828,96 19494 26323 -994 -994

5. Клименков, №11, 45 т 172,8 85,3 0,48 50 4267 26688 30955 6 572,87 26688 33260 -2306 -2306

6. Баянов, №14, 45 т 179,2 105,4 0,59 60 6324 19494 25818 6 828,96 19494 26323 -505 -505

7. Греков, №15. 45 т 179,2 89,3 0,50 50 4466 19494 23960 6 828,96 19494 26323 -2363 -2363

8. Степанов, №29, 45 т 179,2 102,1 0,57 60 6126 20917 27043 8 536,19 20917 29453 -2410 -2410

Итого ФОТ 220 367 Итого ФОТ -9 524

Сравнительный анализ величин переменной части оплаты труда водителей смены мастера Власова по существующему и экспериментальному положению показал, что теснота связи результатов труда водителей с оплатой их переменной части за июль месяц увеличилась в 11 раз (рис. 2).

Таким образом, проведенные расчеты месячной оплаты труда водителей ПУЭТТ №8 и сравнительный анализ ее переменной части показали, что экспериментальное положение позволяет обеспечить более тесную

Надбавка, премия, руб.

связь оплаты труда водителей с их результатами. Для успешного функционирования предложенного положения необходимы ежесменный расчет коэффициента использования рабочего времени и фиксация его в системы учета «светофор». Совершенствование системы оплаты труда позволит в оперативном режиме оценивать индивидуальный вклад водителя в достижение требуемой производительности, прогнозировать результаты и самостоятельно каждому водителю рассчитывать свою заработную плату.

Коэффициент использования рабочего времени

- - Надбавка поэкспериментальному положению пооплате •

-Премия по существующему положению по оплате

Рис. 2. Анализ переменной части (премии) оплаты труда водителей по существующему и экспериментальному положению за июль 2012 г.

Список литературы

Калимуллин Е.А. Акшенцев Ф.И., Макарова В.А., Трильев А.Е. и др. Совершенствование системы оплаты труда проходчиков на Сибай-ском подземном руднике // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2012. №4. С. 91-93. Гибадуллин З.Р., Макшуков Ф.Х., Макарова В.А., Сабанова М.Н. Система учета «светофор» как элемент улучшения организации труда //

Кадровик. 2011. №8. С. 148-151.

Алексенко В С., Акшенцев Ф.И., Браун О Б. и др. Модели повышения эффективности и безопасности производства посредством совершенствования организации и оплаты труда: Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала). М.: Горная книга, 2012. 50 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 18).

INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH

IMPROVING THE SYSTEM OF WAGE DRIVERS OF THE CAR

IN THE UNDERGROUND MINE OF SIBAY

Akshentsev F.I., Trilyev A.E.

Abstract. The paper presents an experimental situation on pay drivers BelAZ using the accounting system of production results «traffic light», a sequence of payroll drivers, indicators for determining the fees for the result of work by the end of this month. By the example of calculating the salary for June 2012 are presented the advantages of the experimental situation than the existing one.

Keywords: Improvement, effective hour, efficiency, accounting system «traffic light».

References

1. Kalimullin E.A., Akshentsev F.I., Makarova V.A., Trilyev A.E. Sovershenstvovanie sistemy oplaty truda prohodchikov na Sibajskom podzemnom rudnike. [Improving the system of wage sinkers in the underground mine of Sibay]. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo t--------------------------------------------------------------

tehnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova. [Vestnik Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov]. 2012. no.4. pp. 91-93.

2. Gibadullin Z.R., Makshukov F.H., Makarova V.A., Sabanova M.N. Sistema ucheta «svetofor» kak jelement uluchshenja organizacii truda. [Accounting system «traffic light» as element of improvement of the organization work]. Kadrovik, 2011. no.8, pp. 148-151.

3. Aleksenko V.S., Akshentsev F.I., Brown O.B. and others. Modeli pov-yshenija jeffektivnosti i bezopasnosti proizvodstva posredstvom sovershenstvovanija organizacii i oplaty truda: Otdel'naja statja Gornogo informacionno-analiticheskogo bjulletenja (nauchno-tehnicheskogo zhur-nala). [Models of efficiency and safety by improving the organization of production and wages: A separate article of the Mining Information and Analytical Bulletin (research journal)]. Moscow: Mining book, 2012, 50 p. (Series «B-ka mining engineer-manager», Vol.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.