Научная статья на тему 'О связи результатов труда ремонтного персонала с его оплатой'

О связи результатов труда ремонтного персонала с его оплатой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА / СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / WAGE SYSTEM / РЕМОНТНЫЙ ПЕРСОНАЛ / MAINTENANCE PERSONNEL / УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ / OPEN PIT MINE / STIMULATION OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоркевич Татьяна Ивановна, Каширина Сталина Насартыновна, Трофимова Ирина Дмитриевна, Захаров Святослав Игоревич

Описаны актуальные проблемы организации и оплаты труда ремонтного персонала предприятий горнодобывающей отрасли, обоснована необходимость их решения. На примере ремонтных служб ОАО «Разрез Тугнуйский» рассчитана теснота связи между результатами и оплатой труда слесарей и механиков. Оценены возможности роста заработной платы слесарей посредством увеличения времени их производительной работы. Представлены основные принципы и направления повышения тесноты связи между результатами и оплатой труда персонала, занятого в процессе ремонта оборудования на горнодобывающем предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоркевич Татьяна Ивановна, Каширина Сталина Насартыновна, Трофимова Ирина Дмитриевна, Захаров Святослав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connection of work and salary of maintenance personnel

The article describes actual problems associated with management of job and salary of maintenance personnel in the mining industry and substantiates the requirement of the problems handling. In terms of the maintenance service at the Tugnuisky Open Pit Mine, the relationship between the work and salary of fitters and mechanics is calculated. The potential increase in earnings of mechanics by means of expanding their productive work time is estimated. The key principles and trends are described for tighter relationship to be established between the work and salary of the equipment maintenance personnel in a mine.

Текст научной работы на тему «О связи результатов труда ремонтного персонала с его оплатой»

© Т.И. Федоркевич, С.Н. Каширина, И.Д. Трофимова, С.И. Захаров, 2014

УДК 622:331

Т.И. Федоркевич, С.Н. Каширина, И.Д. Трофимова, С.И. Захаров

О СВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА РЕМОНТНОГО ПЕРСОНАЛА С ЕГО ОПЛАТОЙ

Описаны актуальные проблемы организации и оплаты труда ремонтного персонала предприятий горнодобывающей отрасли, обоснована необходимость их решения. На примере ремонтных служб ОАО «Разрез Тугнуйский» рассчитана теснота связи между результатами и оплатой труда слесарей и механиков. Оценены возможности роста заработной платы слесарей посредством увеличения времени их производительной работы. Представлены основные принципы и направления повышения тесноты связи между результатами и оплатой труда персонала, занятого в процессе ремонта оборудования на горнодобывающем предприятии.

Ключевые слова: стимулирование персонала, система оплаты труда, ремонтный персонал, угольный разрез.

Сравнение результатов работы зарубежных и российских горнодобывающих предприятий показало, что затраты на оплату труда персонала предприятия на единицу продукции в России в 1,1-1,2 раза выше, чем у зарубежных конкурентов, а размер заработной платы работников в 2,5-3,0 раза ниже [1].

При этом опрос более 300 работников горнодобывающих предприятий России показал, что 52% из них не удовлетворены существующей на предприятии системой оплаты труда [2]. По мнению опрошенных, основными недостатками системы оплаты труда являются:

• невозможность работника влиять на результаты и оплату своего труда;

• слабая связь результатов и оплаты труда [3].

Связь результатов и оплаты труда обусловливает и предопределяет заинтересованность работников в повышении производительности труда и оборудования, эффективности и безопасности производства. Теснота связи результатов и оплаты труда может быть охарактеризована значением коэффициента корреляции. Если

его значение близко к «1», то между результатами и оплатой труда прямая тесная связь; если к «-1», то связь обратная тесная; если к «0», то результаты и оплата труда не связаны.

Слабая связь между результатами и оплатой труда была характерна для горнодобывающих предприятий при централизованной экономике. Для подтверждения этого можно привести следующий пример.

В АТЦ ГМК «Печенганикель» в 1983 г. был проведен анализ связи основного показателя работы автосамосвалов (грузооборота) с автомоби-ле-днями в работе и ремонте, заработной платой водителей и слесарей посредством расчета коэффициента корреляции. Его результаты показали, что увеличение автомобиле-дней в работе умеренно влияет на увеличение грузооборота, уменьшение дней в ремонте слабо влияет на увеличение грузооборота, увеличение грузооборота не приводит к повышению заработной платы водителей и снижает зарплату слесарей. При увеличении количества автомобиле-дней в работе вероятно снижение заработной платы водителей, при снижении

Таблица 1

Коэффициенты корреляции показателей работы АТЦ ГМК «Печенганикель» [4, 5]

Показатели Коэффициент корреляции

Грузооборот - автомобиле-дни в работе 0,5

Грузооборот - автомобиле-дни в ремонте -0,1

Грузооборот - среднемесячная заработная плата водителей 0,04

Грузооборот - среднемесячная заработная плата слесарей -0,29

Автомобиле-дни в работе - среднемесячная заработная плата водителей -0,43

Автомобиле-дни в ремонте - среднемесячная заработная плата слесарей -0,34

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между зарплатой, ФОТ со значениями КТГ [6]

Показатель Корреляция с КГГ

Средняя заработная плата слесарей -0,03

Средняя заработная плата механиков 0,37

ФОТ слесарей 0,04

ФОТ механиков АРМ (механиков на ремонте) 0,06

ФОТ механиков ГТУ (механиков на линии) 0,80

автомобиле-дней в ремонте - вероятно повышение зарплаты слесарей (табл. 1) [4].

Такая же ситуация наблюдается на отечественных горнодобывающих предприятий в современный период времени. Анализ средней заработной платы слесарей и механиков ОАО «Разрез Тугнуйский» за 11 месяцев 2013 г. показал, что она не связана со значением коэффициента технической готовности автосамосвалов (КТГ). Наблюдается сильная прямая связь фонда оплаты труда (ФОТ) механиков горно-транспортного участка (ГТУ) со значениями КТГ; средняя прямая связь зарплаты механиков со значениями КТГ; слабая прямая связь ФОТ слесарей и механиков авторемонтных мастерских (АРМ) со значениями КТГ; слабая обратная связь средней заработной платы слесарей со значениями КТГ (табл. 2).

Связь между средней заработной платой слесарей и механиков с ре-

зультатами их труда преимущественно слабая, за исключением механиков на линии, фонд оплаты труда которых тесно связан с результатом труда ремонтников - КТГ оборудования.

При этом возможности для повышения уровня заработной платы ремонтных рабочих имеются. Расчеты показали, что разница в размере среднемесячной заработной платы водителя автосамосвала и слесаря по ремонту автосамосвалов на одном из горнодобывающих предприятий составляет 1,36-1,92 раза, при этом зарплатоемкость одного часа производительной работы практически сопоставима (табл. 3). Следовательно, работодатель уже готов и покупает производительную работу слесарей по высоким расценкам, но при этом уровень организации ремонтного производства не позволяет им достичь стабильно высоких результатов труда.

Сложившаяся ситуация в оплате труда ремонтных рабочих присуща

Таблица 3

Зарплатоемкость часа производительной работы водителя автосамосвала (А), слесаря по ремонту автосамосвалов при повременной (Б)

и при сдельной оплате труда (В) (на примере горнодобывающего предприятия Мурманской области)

Показатель А Б В

Размер среднемесячной заработной платы, руб. 63 150 32 900 44 800

Количество часов работы в месяц 160 160 160

Коэффициент производительного использования времени 0,45* 0,23** 0,37***

Количество часов производительной работы в месяц 160x0,45 = 72,0 160x0,23 = 36,8 160x0,37 = 59,2

Зарплатоемкость 1 часа производительной работы, руб. 877,1 894,0 756,8

* - по результатам аудита операционной эффективности ГОКа, 2011-12 гг. " - экспертная оценка руководителей цеха, февраль 2013 г. """ - хрономегражные наблюдения, февраль 2013 г.

большинству горнодобывающих предприятий и обусловлена следующими причинами:

• сохраняющимися организационно-экономическими отношениями, характерными для централизованной экономики;

• сложившимся отношением руководства предприятий к ремонтному производству как к вспомогательному;

• отсутствием нормативной базы для планирования, организации, учета, оценки и контроля результатов труда;

• отсутствием единых представлений о результатах труда ремонтного персонала и механиков.

Для усиления мотивации слесарей и механиков к повышению качества ремонтов и надежности оборудования необходимо совершенствование системы оплаты их труда.

С учетом особенностей горного производства и текущего состояния системы организации и оплаты труда ремонтного персонала разреза при совершенствовании системы оплаты труда необходимо учитывать ряд принципов:

1. Принцип обеспечения соответствия норм труда и подготовленности условий для их выполнения. Нормы труда отражают существующий уровень организации, являются инструментом для создания и поддержания требуемого порядка в трудовом процессе и социально-трудовых отношениях работника и работодателя.

2. Принцип приоритетного изменения организации труда. Первоочередное повышение уровня организованности труда по отношению к увязке результатов с оплатой труда позволяет повысить производительность труда без интенсификации рабочих процессов, снижая риски травмирования персонала.

3. Принцип опережения роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение и/или модернизацию производства, сбалансировать интересы наемных работников и собственников капитала.

4. Принцип обеспечения функциональной ответственности организаторов труда. Уровень заработной

где:

- нолнчеетво ыанаиночасов работы абпрудовзнеся в наряде ча учетный 111:.':';:.;. Рмш.-I- райЦенка машино-часа ра(5пты оборудования в наряде; ! . , ¡''Кн'' ;''.' время '.] учетный пери:)::. С,г часовая тарифная ставка: п - количество работников;

йопс иорштиа премии здЫгьеиы производств ь учетом периоде:

йкц- норматив премия за коэффициент Технической готовности оборудования а учетном периоде; КИТР- коэффициент использования трудовых ресурсов

Предлагаемая схема распределения ФЗП внутри подразделения [6]

платы организаторов труда должен быть тесно связан с качеством рабочих процессов, тогда источником финансирования роста их заработной платы будут являться сэкономленные средства [7].

На основе этих принципов для усиления связи оплаты ремонтных рабочих с результатами труда ее в ОАО «Разрез Тугнуйский» предложено:

• Во-первых, фонд заработной платы (ФЗП) ремонтных подразделений разреза поставить в зависимость от изменения одного иди двух наиболее значимых целевых показателей. Например, машино-час готовности оборудования, наработка между отказами, коэффициент технической готовности.

• Во-вторых, совершенствование оплаты труда ремонтных рабочих осуществлять в несколько этапов. На

первом этапе следует осуществить переход к повременно-премиальной системе оплаты труда с премированием за один из выбранных показателей (рисунок).

В третьих, рекомендуемые показатели премирования следует сочетать с обязательными условиями выплаты премий. Такими условиями могут являться выполнение нормированного задания (особенно при премировании за показатели основного производства) или безаварийная работа оборудования.

• В четвертых, корректировку размера заработной платы каждого работника следует осуществлять в соответствии со значением коэффициента трудового участия, пропорционально вкладу работника в результаты деятельности бригады. В этом случае, увеличение размера заработной пла-

ты высокоэффективных работников будет производиться за счет низкоэффективных и отсутствующих работников бригады.

• В пятых, на последующем этапе, разработать нормы времени и использовать их в нормированных наряд-заданиях. В этом случае приработок, т.е. превышение заработка по сравнению с тарифной ставкой за отработанное время, также будет являться составляющей переменной части заработной платы ремонтных рабочих.

• В шестых, с учетом опыта ведущих предприятий отрасли для РСиС ремонтных служб использовать следующие виды вознаграждений:

- за улучшения производства -ежемесячная премия за выполнение и улучшение установленных показателей и по результатам оценок за участие в осуществлении инновационных проектов / личных обяза-

тельств, ответственных ремонтов и модернизации оборудования; бонусы за успешное завершение проектов и ответственных ремонтов; премия по результатам работы за квартал и/или год с учетом выполнения целевых соглашений (с руководителями цехов, разреза);

- за профессионализм руководителя: доплаты к должностному окладу по результатам оценки вышестоящим руководителем результатов работы за год или по результатам аттестации; разовое поощрение за успешное выполнение дополнительных работ.

Таким образом, учет предложенных принципов при совершенствовании системы оплаты труда позволит более тесно увязать результаты труда ремонтного персонала с их оплатой труда, тем самым усилить мотивацию к повышению эффективности производства.

1. Галкина Н.В., Макаров А.М. Дисбаланс интересов и ответственности - главный тормоз развития угледобывающего предприятия // Уголь. - 2006. - № 9. - С. 7-9.

2. Коркина Т.А., Захаров С.И. Система оплаты труда на горнодобывающем предприятии: свойства и дефекты / Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития: сборник научных трудов VII региональной научно-практической конференции и XXXVII студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Челябинск, март 2013 г., апрель 2013 г.). Челяб. гос. ун-т. - Челябинск: Энциклопедия, 2013. - С. 144-147.

3. Захаров С.И., Лапаева О.А. Принципы развития системы организации и оплаты труда горнодобывающего предприятия / Тенденции и перспективы социально-экономического развития России: взаимодействие общества, власти и бизнеса: материалы XXIX междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Урал. соц.-экон. ин-т (ф) ОУП ВПО «АТиСО». - Челябинск, 2012. - Ч. I. - С. 30-34.

4. Отчет по научно-исследовательской работе «Совершенствование системы ремонта и

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

эксплуатации карьерного автотранспорта на руднике г. Магнитной». Челябинск, 1986 г.

5. Макаров А.М. К вопросу о влиянии организации заработной платы на использование карьерного автотранспорта / Участие молодых ученых и специалистов в реконструкции и модернизации предприятий, во внедрении новой техники и технологии: Тезисы докладов и сообщений областной научно-практической конференции. - Челябинск, 1986. - С. 74.

6. Совершенствование системы работы ГТУ для повышения эффективности и надежности карьерного автотранспорта. Отчет за III кв. 2013 г. - Челябинск: ООО «НИИ-ОГР», 2013.

7. Алексеенко В.С., Акшенцев Ф.И., Браун О.Б., Дьяконов А.В., Коркина Т.А., Лапаева О.А., Яблонских Н.В., Жуков А.Л., Захаров С.И., Макарова В.А. Модели повышения эффективности и безопасности производства посредством совершенствования организации и оплаты труда // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2012.- Сер. «Библиотека горного инженера-руководителя». Вып. 18. -52 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Федоркевич Татьяна Ивановна - зам. исполнительного директора по финансам и экономике, e-mail: FedorkevichTI@suek.ru, Каширина Сталина Насартыновна - зам. исполнительного директора

по персоналу и административно-хозяйственной деятельности, e-mail: KashirinaSN@suek.ru, Трофимова Ирина Дмитриевна - начальник планово-экономического отдела, e-mail: TrofimovaID@suek.ru, ОАО «Разрез Тугнуйский»;

Захаров Святослав Игоревич - кандидат экономических наук, зав. лабораторией, e-mail: svzakharov@bk.ru, ООО «НИИОГР».

UDC 622:331

CONNECTION OF WORK AND SALARY OF MAINTENANCE PERSONNEL

Fedorkevich T.I., Deputy Executive Director for Finance and Economics, e-mail: FedorkevichTl@suek.ru, Kashirina S.N., Deputy Executive Director for Personnel and Administration, e-mail: KashirinaSN@suek.ru, Trofimova I.D., Chief of Planning and Economic Department, e-mail: TrofimovalD@suek.ru, Tugnuisky Open Pit Mine JSC;

Zakharov S.I., Candidate of Economical Sciences, Head of Laboratory, e-mail: svzakharov@bk.ru, NIOGR LLC.

The article describes actual problems associated with management of job and salary of maintenance personnel in the mining industry and substantiates the requirement of the problems handling. In terms of the maintenance service at the Tugnuisky Open Pit Mine, the relationship between the work and salary of fitters and mechanics is calculated. The potential increase in earnings of mechanics by means of expanding their productive work time is estimated. The key principles and trends are described for tighter relationship to be established between the work and salary of the equipment maintenance personnel in a mine.

Key words: stimulation of personnel, wage system, maintenance personnel, open pit mine.

REFERENCES

1. Galkina N.V., Makarov A.M. Ugol', 2006, no 9, pp. 7-9.

2. Korkina T.A., Zakharov S.I. Problemy v upravlenii sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya: sbornik nauchnykh trudov VII regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii i XXXVII studencheskoi nauchnoi konferentsii «Student i nauchno-tekhnicheskii progress» (Problems of control over social-and-economic systems in the condition of innovative development: Proceedings of VII Regional Scientific-and-Practical Conference and XXXVII Students' Conference «Student and Scientific-and-Technolo-gical Advance»), Chelyabinsk, Entsiklopediya, 2013, pp. 144-147.

3. Zakharov S.I., Lapaeva O.A. Tendentsii i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii: vzaim-odeistvie obshchestva, vlasti i biznesa: materialy XXIX mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. (Trends and prospects for social-and-economic development in Russia: interaction of the society, government and business: Proceedings of XXIX International Scientific-and-Practical Conference, in 2 parts), Chelyabinsk, 2012, part 1, pp. 30-34.

4. Otchet po nauchno-issledovatel'skoi rabote «Sovershenstvovanie sistemy remonta i ekspluatatsii kar'ernogo avtotransporta na rudnike g. Magnitnoi» (Research report «Improvement of automobile transport maintenance and operation system in the Magnitnaya Mountain Mine»), Chelyabinsk, 1986 r.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Makarov A.M. Uchastie molodykh uchenykh i spetsialistov v rekonstruktsii i modernizatsii predpriyatii, vo vnedrenii novoi tekhniki i tekhnologii: Tezisy dokladov i soobshchenii oblastnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Participation of young scientists and specialists in redevelopment and reequipment of mines, as well as in introduction of new equipment and technology: Head-notes of papers and reports of regional scientific-and-practical conference), Chelyabinsk, 1986, pp. 74.

6. Sovershenstvovanie sistemy raboty GTU dlya povysheniya effektivnosti i nadezhnosti kar'ernogo avtotransporta. Otchet za III kv. 2013 g. (Improvement of mining-and-transport system operation toward higher efficiency and reliability of automobile transport in open pit mines. Third Quarter 2013 Report), Chelyabinsk, OOO «NIIOGR», 2013.

7. Alekseenko V.S., Akshentsev F.I., Braun O.B., D'yakonov A.V., Korkina T.A., Lapaeva O.A., Yablon-skikh N.V., Zhukov A.L., Zakharov S.I., Makarova V.A. Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten', 2012, Chief Mine Engineer's Library Series, issue 18, 52 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.