Научная статья на тему 'Совершенствование системы оплаты труда проходчиков на Сибайском подземном руднике'

Совершенствование системы оплаты труда проходчиков на Сибайском подземном руднике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОПЛАТА ТРУДА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА УЧЕТА «СВЕТОФОР»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калимуллин Евгений Анварович, Акшенцев Федор Иванович, Макарова Виктория Александровна, Трильев Антон Евгеньевич

Приведен опыт совершенствования существующей системы оплаты трудапроходчиков, машинистов буровых установок подземного участка очистных и горнопроходческих работ на Сибайском подземном руднике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калимуллин Евгений Анварович, Акшенцев Федор Иванович, Макарова Виктория Александровна, Трильев Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the system of wage sinkers in the underground mine of Sibay1PLC «Uchalinsky GOK»2PLC «NTC-NIIOGR»

The experience of improving the wage system of sinkers, machinists drilling rigs at the underground site of a treatment and mining operations in the underground mine of Sibay.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы оплаты труда проходчиков на Сибайском подземном руднике»

Оценка стоимости бизнеса е интеграционныхсделкахметаллургической компании

Поликарпова М.Г.

Bibliography

Business Valuation: textbook / ed. Gryaznova A.G., Fedotov M.A. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: Finance and Statistics, 2009. 240 p.

Polikarpova M.G. Integration processes in the modern economy of Russian Federation // Herald of economic integration. 2009. №9-10. P. 24-30.

3. Popkov V.P., Evstafieva E.V. Evaluation of business. Charts and tables: textbook. SPb.: Peter, 2007. 736 p.

4. www.deloitte.com

5. www.ma-journal.ru

6. www.vedomosti.ru

УДК 331.2:622.27

Калимуллин E.A., Акшенцев Ф.И., Макарова В.А., Трильев А.Е.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПРОХОДЧИКОВ НА СИБАЙСКОМ ПОДЗЕМНОМ РУДНИКЕ

Приведен опыт совершенствования существующей системы оплаты трудапроходчиков, машинистов буровых установок подземного участка очистных и горнопроходческих работ на Сибайском подземном руднике.

Ключевые слова: совершенствование, оплата труда, производительность, система учета «светофор».

The experience of improving the wage system of sinkers, machinists drilling rigs at the underground site of a treatment and mining operations in the underground mine of Sibay.

Keywords: improvement, remuneration of labor, efficiency, accounting system «traffic light».

По итогам семинара, проходившего в период 15-16 февраля 2012 г. на Сибайском подземном руднике (СПР) на тему «Повышение производительности труда», было принято решение о необходимости совершенствования существующей системы оплаты труда проходчиков, машинистов буровых установок, а также руководителей и специалистов производственных участков. В семинареприняло участие 27 человек, в том числе рабочие, руководители участков, специалисты по организации труда, руководители рудника, управление комбината.

Выполненный 8ШОТ-анализпоказал наличие существенных недостатков и угроз в существующей системе оплаты труда и их преобладание над достоинствами и возможностями (табл. 1) [1]. Одним из главных недостатков, по мнению руководителей и специалистов предприятия, является отсутствие тесной связи между результатами труда работника и его заработной платой.

Таблица 1 БШОТ-анализ существующей системы оплаты труда на СПР

Экспериментальное положение по оплате труда разработано на основе ведущейся с марта 2011 г. системы учета производственных результатов «светофор» и регламентирует условия и порядок оплаты труда проходчиков, работающих на буровой установке «Мопошайс» №46 подземного участка очистных и горнопроходческих работ № 1 (ПУОиГПР № 1).

Согласно положению оплата труда рабочих состоит из двух частей:

• постоянная (тарифная) часть включает в себя тариф, доплату за работу в ночное время, праздничные, компенсационную выплату за работу с вредными или опасными условиями труда, доплату за нормативное время передвижения вшахте;

• переменная часть начисляется в зависимости от результатов, достигнутых проходчиком за месяц.

Оплата переменной части производится на основании выполненных работ за смену (количество пробуренных шпуров на уход, количество пробуренных шпуров под железобетонные штанги (ЖБШ) и самоза-крепляющиеся анкера (СЗА), количество установленных СЗА, шт.), зафиксированных в системе учета «светофор», и определяемого делением общего объема выполненных работ проходчиком за месяц на количество отработанных им смен. С использованием полученного значения определяется диапазон, в который попадает результат выполненных работ и соответствующий ему секгор в системе учета «светофор» (табл. 2).

Таблица 2

Шкала, определяющая сектор в системе учета

«светофор»

Сектора Для 7 - часовой смены

Красный до 45

Желтый от 46 до 65

Зелёный свыше 66

Примечание. 45, 65... - общее количество пробуренных проходчиком шпуров и установленных СЗА, шт.

Достоинства Недостатки

1. Сохранение постоянной части заработной платы. 2. Снижение размера премии за уменьшение производительности труда. 3. Снижение премии за нарушения производственной и трудовой дисциплины 1. Невозможность самостоятельного оперативного расчета заработной платы проходчиком. 2. Отсутствие тесной взаимосвязи между результатами труда работника и его заработной платы. 3. Высокая доля тарифной части в заработной плате, не мотивирующая к повышению результатов. 4. Бригадная организация труда не позволяет оценить личный вклад каждого в общий результат

Возможность Угрозы

Получение дополнительной части премии за результаты труда 1. Возможность достаточно высокой заработной платы без прямой привязки к конкретному результату. 2. Усреднение заработной платы

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И РЫНОК ПРОДУКЦИИ

Расчет постоянной и переменной части производится в соответствии с данными, представленными в табл. 3.

Таблица 3

Определение расценки по итогам работы за месяц

Красный сектор Жёлтый сектор Зелёный сектор

Расценка, 4 руб./шт. Расценка, 10 руб./шт. Расценка, 12 руб./шт.

Постоянная (тарифная часть) рассчитывается по присвоенному разряду Постоянная (тарифная часть) рассчитывается по 6-му разряду

Величина переменной части корректируется с помощью следующих коэффициентов:

• коррекционный коэффициент Ккорр - рассчитывается на основании данных маркшейдерских замеров и данных, заявленных проходчиками в системе учета «светофор»;

• коэффициент перерасхода бурового инструмента Кпер - вводится для обеспечения рационального использования вспомогательного и бурового инструмента.

Расчетзаработной платы проходчика с использованием системы «светофор» производится в следующей последовательности:

1. На основании данных маркшейдерских замеров рассчитывается общий объем выполненных работ:

= V

марк.

V

бурен

- V,,,

(1)

где Ууход - количество пробуренных шпуров на уход, ШТ.; Уэурен - количество пробуренных шпуров под ЖБШ, СЗА, шт.; УусгаНов - количество установленных СЗА, шт.

2. Количество пробуренных шпуров на уход рассчитывается по формуле

лтфакт

V л= .54

уход

2,8

(2)

где —^а™ - результаты работы буровой установки по итогам месяца (маркшейдерские замеры), п.м; 2,8 -средняя уходка за цикл, п.м; 54 - среднее количество шпуров на забой, шт. (паспорт БВР).

3. Рассчитывается коррекционный коэффициент:

4. Рассчитывается заработная плата проходчика за месяц:

ЗП = ((ТЧ) + (п • 2) • Ккорр • Кпер

) • к,

(4)

где ТЧ - тарифная (постоянная) часть за отработанное время, руб.; п - количество пробуренных шпуров или установленных СЗА за месяц, шт. (данные по системе учета «светофор»); Z - расценка за один пробуренный шпур или установленный СЗА (см. табл. 2), руб./шт.; Кпер - коэффициент перерасхода; при перерасходе бурового инструмента устанавливается равным 0,85, при отсутствии перерасхода - 1; Кр - районный коэффициент (показатель увеличения размера заработной платы в зависимости от месторасположения предприятия), установлен равным 1,15 [2].

Расчет заработной платы, начиная с мая 2012 г., производится в двух вариантах - по экспериментальному и существующему положениям. Выплата производится по системе, утвержденной коллективным письменным решением проходчиков, работающих в течение месяца на буровой установке «Мопошайс» №46.

Расчет заработной платы бригады проходчиков за май 2012 г. по существующему и экспериментальному положению об оплате труда представлен в табл. 4.

Из таблицы видно, что по существующему и экспериментальному положению разница между максимальным и минимальным значением в оплате труда составляет 1,2 и 2,2 раза соответственно. При этом производительность проходчиков отличается в 2,3 раза. Величина переменной части (надбавки) Проходчика 1 по экспериментальному положению возросла в 1,6 раза в соответствии с объемом выполненных работ, а у Проходчика 2 снизилась в 4,4 раза. При этом фонды оплаты труда по бригаде по существующей и предлагаемой системе оплаты сопоставимы.

Таким образом, экспериментальное положение по оплате позволяет более тесно увязать оплату труда с результатами, достигнутыми работниками в течение месяца, в оперативном режиме оценить индивидуальный вклад работников в достижении требуемой производительности, прогнозировать и самостоятельно рассчитывать заработную плату проходчику.

Таблица 4

Ккорр

Пример расчета заработной платы, руб.

(3)

где

£.

- объем выполненных

работ на основании маркшейдерских замеров, шт. (см. ф-лу (1));

Е- количество заявленных

заяв

проходчиком пробуренных шпуров на уход и под ЖБШ, установленных СЗА, шт. (данные по системе «светофор»).

ФИО проходчика Существующее положение по оплате труда Экспериментальное положение по оплате труда

Посто- янная часть Пре- мия Кол-во п.м по бригаде Кол-во установленных СЗА, шт. Всего ЗП (с район. коэф.) Посто- янная часть Кол-во шпуров и СЗА, шт. (п) Надбавка (п*7) Всего ЗП (с рег. коэф.)

Проходчик 1 15 163 13 033 80,5 1533 34 904 16 950 1 705 20460 43 021

Проходчик 2 14 342 13 231 31 776 14 342 747 2 988 19 930

Проходчик 3 14 982 12 028 33 206 14 982 1 326 13 260 32 478

Проходчик 4 13 219 15 433 29 095 13 219 1 082 10 820 27 644

Итого по бригаде 128 981 123073

Совершенствование системы оплаты труда проходчиков.

Калимуллин Е.А., Акшенцев Ф.И., Макарова В.А., Трильев А.Е.

Список литературы

1. Система учета «светофор» как элемент улучшения организации труда / З.Р. Гибадуллин, Ф.Х. Макшуков, В.А. Макарова, М.Н. Сабанова // Кадровик. 2011. №8. С. 148-151.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

Bibliography

1. Accounting system «traffic light» as element of improvement of the organization work / Z.R. Gibadullin, F.H. Makshukov, V.A. Makarova, MN Sabanova // Kadrovik. 2011. №8. P. 148-151.

2. Borisov A.B. Big economic dictionary. // M.: Book world, 2003. 895 p.

УДК 339.1 Кольга A.A.

РЫНОК ГЛЯНЦЕВЫХ ИЗДАНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГА: СПЕЦИФИКА СПРОСА И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

В работе приведены результаты анализа спроса со стороны рекламодателей в сегменте глянцевых и деловых изданий Екатеринбурга, обозначена актуальная проблема снижения доходов от продажи рекламных площадей региональных глянцевых журналов, обусловленная оттоком традиционных рекламодателей сегмента fashion. Предложен вариант решения обозначенной проблемы за счет изменения в стратегии позиционирования глянцевых изданий и ориентации на новые сферы рекламодателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: позиционирование, целевая аудитория, fashion-индустрия.

This article provides the results of analyzing advertisers demand in the segment of Yekaterinburg’s glossy and business magazines. It identifies the problem of regional glossy magazines’ revenue decrease which is caused by reduced number of fashion advertisers. The author suggests solving this problem through revising the positioning strategy for glossy magazines and focusing on new

field advertisers.

Keywords: positioning, target audience, fashion industry.

Российский рынок средств массовой информации сегодня продолжает активно развиваться. В региональных масштабах увеличивается число специализированных глянцевых изданий, что существенно усиливает конкуренцию в данной сфере. Стремясь повысить экономическую эффективность своих журналов, издатели уделяют серьезное внимание укреплению позиции марки или, иными словами, формированию образа журнала в сознании потребителей. Позиционирование как процесс поиска такой рыночной позиции для компании, которая будет выгодно отличать ее от положения конкурентов, осуществляется с учетом конкретной целевой группы потребителей, для которой создаются и предлагаются преимущества и уникальность [1]. В настоящее время проблема позиционирования печатных изданий является весьма актуальной.

Основная особенность печатных изданий, в частности глянцевых журналов, заключается в том, что они ориентируются на две целевые аудитории одновременно. Первая - это аудитория рекламодателей, покупающих рекламные площади в журнале для продвижения своей продукции или услуг; вторая - читательская аудитория, состоящая из людей, интересующихся тематикой того или иного издания. Можно отметить следующую взаимосвязь: читатели журналов являются потенциальными потребителями продукции (услуг) рекламодателей.

Поскольку региональные издания, в отличие от федеральных и мировых глянцевых изданий, существуют, как правило, за счет рекламы, не предполагая непосредственной продажи потребителю, то наиболее остро перед местными журналами стоят задачи эффективного взаимодействия с существующими рекламодателями и поиск новых.

Наблюдается некоторый отток традиционных рекламодателей, непосредственно относящихся к fash-

ion-индустрии, что отражается в снижении доходов от рекламы. Данную тенденцию отмечают сами издатели, называя одним из основных факторов нестабильность экономики и предкризисные ожидания, охватывающие все большие слои населения. В этих условиях основной задачей издателей является поиск новых сегментов рекламодателей, что непременно влечет за собой актуализацию стратегии позиционирования с учетом предпочтений новой целевой аудитории. Рассмотрим екатеринбургский рынок региональных журналов.

Екатеринбург входит в первую тройку региональных центров России по количеству журналов и объему журнального рынка. Ежегодный прирост рынка прессы Екатеринбурга в части рекламных доходов, начиная с 2005 года, составляет 50-55%. Рост идет как за счет увеличения доходов существующих СМИ, так и за счет появления новых изданий, точнее тех из них, которые можно назвать удачными бизнес-проекгами [2].

Если рассматривать глянцевые журналы, специализирующиеся на модных тенденциях, можно выделить девять основных игроков данного рынка: «Cosmopolitan. Урал», «Гид по красоте и здоровью BLIZKO», «Банзай», «Shopping Guide. Я покупаю», «Стольник», «Happy», «Екб. Собака. RU», «Fashion Week», «Дорогое удовольствие». На рис. 1 показаны доли рынка каждого из этих изданий по годовому объему выпуска номеров.

На приведенной диаграмме видно, что максимальный объем приходится на долю журнала «Cosmopolitan. Урал», который, являясь по сути региональным, выпускается приложением к федеральному изданию «Cosmopolitan» и распространяется вместе с ним. Остальные же издания можно назвать исключительно региональными. Доли последних различаются не так существенно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.