Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МЕГАПОЛИСА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
24
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / город / мегаполис / благоустройство / цифровые порталы / горожане / городская среда / общественный контроль. / digitalization / city / metropolis / improvement / digital portals / citizens / urban environment / public control.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аксенова В. В.

в статье рассматриваются вопросы, связанные с благоустройством городской среды мегаполиса. Актуальность данной темы обуславливается необходимостью формирования комфортных условий жизнедеятельности для всех жителей мегаполиса. Общественный контроль — это ключевой инструмент, способный обеспечить учет мнения населения при разработке и реализации проектов по благоустройству города. В настоящее время цифровизация оказывает воздействие на все социальные процессы в том числе и на развитие коммуникативных технологий в сфере городского благоустройства. Информационные технологии меняют межличностное взаимодействие и создают новое коммуникативное пространство. В Москве общественный контроль осуществляется традиционными и цифровыми способами. В статье приведены результаты социологического исследования с целью выявления слабых сторон реализации общественного контроля в сфере городской среды мегаполиса, а также предложены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Аксенова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF PUBLIC CONTROL IN THE FIELD OF THE URBAN ENVIRONMENT OF THE MEGALOPOLIS

The article discusses issues related to the improvement of the urban environment of a metropolis. The relevance of this topic is determined by the need to create comfortable living conditions for all residents of the metropolis. Public control is a key tool that can ensure that the views of the population are taken into account when developing and implementing city improvement projects. Currently, digitalization has an impact on all social processes, including the development of communication technologies in the field of urban improvement. Information technologies are changing interpersonal interaction and creating a new communication space. Thus, in Moscow, public control is carried out in traditional and digital ways. The article presents the results of a sociological study in order to identify the weaknesses of the implementation of public control in the urban environment of a metropolis, and also suggests solutions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МЕГАПОЛИСА»

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-2 УДК 316

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МЕГАПОЛИСА

Аксенова В.В.

Российский государственный социальный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с благоустройством городской среды мегаполиса. Актуальность данной темы обуславливается необходимостью формирования комфортных условий жизнедеятельности для всех жителей мегаполиса. Общественный контроль - это ключевой инструмент, способный обеспечить учет мнения населения при разработке и реализации проектов по благоустройству города.

В настоящее время цифровизация оказывает воздействие на все социальные процессы, в том числе и на развитие коммуникативных технологий в сфере городского благоустройства. Информационные технологии меняют межличностное взаимодействие и создают новое коммуникативное пространство.

В Москве общественный контроль осуществляется традиционными и цифровыми способами. В статье приведены результаты социологического исследования с целью выявления слабых сторон реализации общественного контроля в сфере городской среды мегаполиса, а также предложены пути решения.

Ключевые слова: цифровизация, город, мегаполис, благоустройство, цифровые порталы, горожане, городская среда, общественный контроль.

IMPROVING THE SYSTEM OF PUBLIC CONTROL IN THE FIELD OF THE URBAN ENVIRONMENT OF THE MEGALOPOLIS

Veronika V. Aksenova

Russian State Social University

Abstract. The article discusses issues related to the improvement of the urban environment of a metropolis. The relevance of this topic is determined by the need to create comfortable living conditions for all residents of the metropolis. Public control is a key tool that can ensure that the views of the population are taken into account when developing and implementing city improvement projects.

Currently, digitalization has an impact on all social processes, including the development of communication technologies in the field of urban improvement. Information technologies are changing interpersonal interaction and creating a new communication space.

Thus, in Moscow, public control is carried out in traditional and digital ways. The article presents the results of a sociological study in order to identify the weaknesses of the implementation of public control in the urban environment of a metropolis, and also suggests solutions.

Keywords: digitalization, city, metropolis, improvement, digital portals, citizens, urban environment, public control.

Введение.

В России значительная часть населения проживает в городах и это обуславливает значимость их развития.

Взаимодействие городской территории и человека является важным аспектом современного урбанизированного общества. Городская территория предоставляет пространство для проживания граждан. Качество жилищной среды оказывает влияние на здоровье и благополучие людей. Удобство доступа к инфраструктуре, безопасность района, наличие зеленых зон и общественных пространств - все это важные факто-

ры, влияющие на комфорт и качество жизни. Кроме этого, городские территории обеспечивают доступ к различным социокультурным ресурсам, таким как учреждения культуры, образовательные учреждения, места отдыха и развлечений. Взаимодействие человека с социокультурной средой города влияет на его развитие, обучение, самовыражение и восприятие мира.

В целом, взаимодействие между городской территорией и человеком оказывает огромное влияние на уровень жизни горожан, и поэтому важно проводить устойчивое планирование городской среды, учитывая потребности, интересы и благополучие всех жителей.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Так как наибольшее влияние на формирование комфортных условий мегаполиса оказывает население, то его развитие приобретает не только экономическую, но социальную значимость. Благоустройство представляет ключевую составляющую формирования комфортной среды проживания по нескольким причинам:

1. Качество жизни. Чистые, красивые и функциональные городские пространства способствуют повышению качества жизни горожан, делая их более комфортными и приятными для проживания.

2. Здоровье и безопасность. Качественно благоустроенная городская среда способствует здоровью жителей и обеспечивает безопасность общественных пространств, способствуя повышению общественного здоровья.

3. Привлекательность для туристов и инвесторов. Красивые улицы, парки, набережные и другие общественные места создают привлекательное впечатление на туристов и инвесторов, способствуя развитию туризма и привлечению инвестиций.

4. Экология. Элементы благоустройства, такие как зеленые насаждения, чистые воздух и водоемы, способствуют улучшению экологии города и снижению загрязнения окружающей среды.

5. Социальная сфера. Создание общественных пространств для досуга и культурных мероприятий, приводит к формированию новых социальных связей и сплоченности горожан.

Так, благоустройство городской территории приводит к повышению качества жизни, а также способствует устойчивому развитию мегаполиса.

Важно отметить, что осуществление программ по развитию территории невозможно без учета потребностей населения. В этой связи, привлечение жителей к реализации благоустройства -одно из ключевых направлений деятельности власти.

Москва - это крупнейший мегаполис с населением более 12 000 000 человек. Такой город должен обеспечивать комфортное проживание всем категориям граждан. Именно поэтому управленческие практики, неотъемлемой частью которых, является общественный контроль в сфере благоустройства, в Москве представляют особый интерес.

Будучи современным мегаполисом, Москва активно развивает цифровые технологии и внедряет инновации в различные сферы жизни города. Цифровизация играет значительную роль в современном взаимодействии органов власти и населения в Москве. Внедрение современных технологий в сферу благоустройства позволяет повысить уровень прозрачности и эффективности работы государственных структур.

Так, для наибольшего включения населения в процесс развития территории, в столице наряду с традиционными формами общественного контроля реализуются современные, цифровые. Однако, несмотря на результативность существующих форм участия горожан в вопросах благоустройства, есть противоречие между необходимостью общественного контроля и дисфункциями его реализации.

Таким образом, исследование специфики общественного контроля в сфере благоустройства городской среды мегаполиса необходимо для разрешения данного противоречия.

Обсуждение.

Общественный контроль в сфере благоустройства городской среды мегаполиса играет ключевую роль в развитии территории. Наибольшую эффективность в благоустройстве города оказывает коллективное участие [2]. Деятельность горожан, направленная на создание комфортных условий проживания, способствует их объединению и развитию. Оптимизируя городское пространство, люди развиваются сами. Это показывает взаимовлияние городской среды и ее жителей [3]. Важно отметить, что горожане наделены законным правом участвовать в благоустройстве территории и именно они имеют преимущественное право на управление городским пространством [4]. Так, для качественного и устойчивого развития мегаполиса, органы власти должны опираться в первую очередь на культурные и социальные потребности населения [8].

Исходя из этого, понятие «благоустройство» с точки зрения социологии управления означает совместную деятельность органов власти и населения по развитию городской территории.

Люди, проживающие в мегаполисе, имеют разные социальные статусы, доход, сферу деятельности, но только объединившись, они могут создать благоприятную городскую среду [5]. Поэтому механизмы реализации общественного контроля должны основываться на принципах эффективного взаимодействия горожан с органами власти.

Доверие - это одно из главных механизмов реализации общественного контроля, так как представляет собой основу социальных отношений. Поэтому доверие между горожанами и органами власти выступает необходимым условием для формирования конструктивного диалога и эффективного взаимодействия [6].

Кроме этого, общественный контроль требует высокого уровня результативности органов власти. Горожане должны владеть информацией об их деятельности и иметь возможность оценить эффективность мероприятий по благоустройству. Поэтому, целерациональное действие является еще одним механизмом общественного контроля. Четкое формулирование целей, задач и способов их достижения приведут к наиболее эффективной реализации проектов и решению проблем в сфере благоустройства.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Еще одним механизмом реализации общественного контроля является ценностно-смысловая значимость. Жителям необходимо понимать, что их участие в процессе создания комфортных условий несет в себе моральную ценность [1]. Чувство сопричастности и важности участия в вопросах развития городской территории способствует формированию ответственности за состояние города.

Также, для реализации общественного контроля органам власти необходимо учитывать территориальную идентичность горожан, формирующуюся в результате сопоставления личных и общественных интересов. Совместная деятельность не только объединяет людей, но и позволяет идентифицировать себя с конкретной территорией [7]. Так город воспринимается жителями как дом.

Таким образом, территориальная идентичность способствует мотивации населения к реализации общественного контроля в области благоустройства города.

Необходимо отметить, что все перечисленные механизмы реализации общественного контроля должны использоваться на практике, поэтому органам власти нужно разрабатывать социальные технологии, основанные на выделенных механизмах и включать следующие этапы:

1. Изучение системы общественного контроля в сфере благоустройства: формы реализации, фактические показатели объектов благоустройства, изучение мнение горожан.

2. Разработку приоритетных направлений оптимизации общественного контроля в области благоустройства.

3. Создание и внедрение социальных технологий направленных на: привлечение внебюджетных средств, совершенствование форм реализации общественного контроля, популяризация общественного контроля, обучение населения использованию цифровых форм реализации общественного контроля.

Предложенный социокультурный базис реализации общественного контроля будет способствовать формированию чувства сопричастности и ответственности за состояние городской территории.

Различные ученые в области социологии управления подчеркивали значимость и необходимость участия населения в процессе благоустройства города. Так, Г. Зиммель утверждал, что общество строится там, где люди взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей [3]. Мегаполис становится местом создания социальных связей.

Результаты.

В настоящее время в Москве, крупнейшем мегаполисе, роль благоустройства имеет большое значение для ее жителей. Разработанные органами власти проекты по благоустройству нацелены на создание комфортных условий жизнедеятельности для всех слоев населения. При этом главным условием является учет мнения горожан. Опираясь на гетерогенность Москвы, органы власти разработали множество форм осуществления общественного контроля. Их можно условно поделить на две группы: традиционные (ТОС, обращения граждан, общественные обсуждения и слушания,) и цифровые (порталы: «Москва. Наш город», «Активный гражданин» и др.).

Перечисленные формы имеют свои достоинства и недостатки. Для выявления основных проблем реализации общественного контроля в сфере благоустройства в Москве, автором было проведено социологические исследование, проводимое с 01.09.2021 по 12.03.2022. Объем репрезентативной выборки для населения Москвы -699 респондентов.

В результате исследования выяснилось, что, в целом, жители хотели бы осуществлять общественный контроль в сфере благоустройства, однако только 5,7 % опрошенных активно принимают участие и 17,3 % скорее активно (рис. 1).

Рисунок 1 - Ответы на вопрос: «Вы активно принимаете участие в вопросах формирования комфортной городской среды?»

Основным причинами неучастия является недостаточная информативность о возможных фор-

мах (32,9 %) и недоверие к власти (15,9 %) (рис. 2).

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Рисунок 2 - Ответы на вопрос: «Почему Вы не осуществляете общественный контроль в сфере благоустройства городской среды?»

69,2 % не знают о том, что в их районе периодически проводятся общественные слушания. О современных, цифровых формах знают 77,3 %.

Конкретно о портале «Москва. Наш город» знают 29,2 %, об «Активном гражданине» - 23,3 % (рис. 3).

Рисунок 3 - Ответы на вопрос: «О каких из перечисленных городских порталах вы знаете (можно выбрать несколько вариантов)?»

Как известно, за активное пользование городскими порталами, начисляются баллы, которые можно обменять на поощрения. В этой связи, респондентов просили обозначить свое мнение по этому поводу.

Таким образом, 19,8 % считают, что получение подарков - это приятный бонус. 21,3 % участвуют в голосованиях для того, чтобы их мнение учитывали при принятии управленческих решений. 11,2 % иногда реализуют общественный контроль через интернет сервисы за баллы и 4,2 % участвуют только для получения вознаграждения (рис. 4).

Рисунок 4 - Ответы на вопрос: «Какое из высказывание наиболее точно выражает Ваше отношение к голосованиям на портале «Активный гражданин?»

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Таким образом, начисление баллов является недостаточно эффективным мотивационным инструментом, а также приводит к деформации целей участия.

Кроме этого, горожан просили высказать свое отношение к внедрению цифровизации в систему общественного контроля в сфере благоустройства. В результате опроса выяснилось, что положительно относятся большинство опрашиваемых (рис. 5).

Рисунок 5 - Ответы на вопрос: «Как Вы относитесь к процессу цифровизации взаимодействия органов власти с населением?»

Однако при использовании цифровых форм реализации общественного контроля иногда требуется помощь 37,3 % респондентам, а 13,4 % признались, что им всегда нужна помощь.

Таким образом, отсутствие навыков использования московских порталов приводит к невозможности реализации общественного контроля современными способами. Важно отметить, что в основном сложности испытывают люди старше 46 лет (рис. 6).

Рисунок 6 - Ответы на вопрос: «Оцените свою степень владения цифровыми технологиями»

Кроме этого, некоторые опасаются утечки персональных данных (14,3 %) (рис. 7).

Рисунок 7 - Ответы на вопрос: «Опасаетесь ли Вы того, что использование городских порталов может привести к утечке персональных данных?»

Таким образом, результаты проверенного опроса позволяют выделить ряд факторов, влияющих на реализацию общественного контроля. К ним можно отнести:

- низкий уровень доверия к деятельности органов власти;

- деформацию целей участников;

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

- риск утечки персональных данных;

- отсутствие навыков использования цифровых сервисов.

Решение выявленных проблем требует использование различных ресурсов: социальных, материальных, информационных и кадровых. На основании выделенных направлений ресурсного обеспечения, можно создать методику оценивающую работу органов власти по развитию общественного контроля в сфере благоустройства мегаполиса.

Ключевыми критериями могут стать:

- вовлечение горожан к вопросам благоустройства города;

- привлечение экспертов для обсуждения проектов по благоустройству с населением;

- предоставление актуальной и полной информации о деятельности органов власти в сфере благоустройства;

- привлечение внебюджетных средств для реализации проектов по благоустройству.

Данная методика позволит стимулировать властные структуры к принятию мер по развитию общественного контроля и позволит оценить их эффективность.

Кроме этого, необходимо разработать социальные технологии, способные решить выявленные

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

в ходе исследования проблемы и повысить активность населения.

Социальные технологии должны быть направлены:

- на популяризацию общественного контроля;

- на оптимизацию взаимодействия органов власти и населения;

- на обучение цифровыми навыками; на укрепление доверия к деятельности органов власти.

Заключение.

Создание благоприятных условий проживания -это одна из главных задач власти. Пространство мегаполиса должно быть удобным и безопасным.

Общественный контроль в сфере благоустройства способствует созданию более устойчивых и жизнеспособных городов, учитывающих интересы и потребности всех его жителей. Существующие формы его реализации безусловно имеют преимущества. Однако выявленные проблемы в ходе проведенного исследования требуют эффективного решения.

Предложенные меры направлены на развитие общественного контроля в сфере благоустройства мегаполиса и способны преодолеть низкий уровень вовлеченности горожан, а также развить управленческие практики для модернизации пространства мегаполиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Вебер, М. Город. М. : Юрист, 1994. 704 с.

2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; Пер. с фр. А.Б. Гофман. М. : Канон, 1996. 432 с.

3. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. М. : Strelka Press, 2018. С. 78-81.

4. Лефевр А. Производство пространства. М. : Strelka Press, 2015. 630 c.

5. Теннис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии. М. : Фонд Университет, 2002. 450 с.

6. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; Пер. С.М. Червонной. М. : Логос, 2005. 664 с.

7. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России, 1995. № 3-4. С. 162.

8. Mumford L. The city in history. N.Y. : Harvest Book Harcurt, Inc, 1989.

References:

1. Weber M. City. M. : Lawyer, 1994. 704 p.

2. Durkheim E. On the division of social labor / E. Durkheim; Transl. from fr. A.B. Hoffman. M. : Kanon, 1996. 432 p.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

3. Simmel G. Big city and spiritual life. M. : Strelka Press, 2018. P. 78-81.

4. Lefebvre A. Production of premises. M. : Strelka Press, 2015. 630 p.

5. Tennis F. Community and society Basic concepts: concepts of pure sociology. M. : University Foundation, 2002. 450 p.

6. Sztompka P. Sociology. Analysis of modern society / P. Sztompka; Trans. S.M. Chervonnaya. M. : Logos, 2005. 664 p.

7. Yadov V.A. Social and socio-psychological mechanisms for the formation of a person's social identity / V.A. Yadov // World of Russia, 1995. № 3-4. P. 162.

8. Mumford L. The city in history. N.Y. : Harvest Book Harcurt, Inc, 1989.

Информация об авторе

Аксенова Вероника Валерьевна

аспирантка по направлению подготовки социология управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва уега[email protected]

Veronika V. Aksenova

Postgraduate Student

in the field of Sociology of Management, Russian State Social University, Moscow veral [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.