Научная статья на тему 'ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1013
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / БЛАГОУСТРОЙСТВО / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Вероника Валерьевна

Статья посвящена анализу форм общественного контроля в сфере формирования комфортной городской среды. Актуальность данной темы обуславливается необходимостью привлечения граждан к управленческим практикам, обеспечивающим развитие комфортной городской среды. Общественный контроль является важнейшим инструментом, обеспечивающий учет мнения горожан при принятии управленческих решений органам власти. В статье рассматриваются основные формы участия населения в вопросах благоустройства: мониторинг, экспертиза, проверка, общественные обсуждения и общественные слушания. Выявлены ключевые проблемы вовлечения населения в данные практики: дисфункции информационного обеспечения, низкий уровень их результативности в контексте учета мнений граждан, недоверие населения к власти. На основе проведенного анализа определены приоритетные направления развития форм участия населения в процессах благоустройства городской среды: использование цифровых технологий, расширение каналов информирования граждан, гибкие подходы к планированию и организации проводимых мероприятий, привлечение экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PUBLIC CONTROL OF IMPLEMENTATION IN THE FORMATION OF A COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT

The article is devoted to issues related to the forms of public control in the field of the formation of a comfortable urban environment. The relevance of this topic is due to the need to create favorable conditions for the life of all segments of the population. Public control is the most important tool that ensures that the opinions of citizens are taken into account when making managerial decisions to the authorities. The article considers the main forms of public education in matters of improvement: moneytoring, expertise, verification, public opinion and public hearings. Key problems of involving the population in these practices were identified: dysfunction of information support, low level of their effectiveness in the context of taking into account the opinions of citizens, distrust of the population in power. On the basis of the analysis, priority areas were identified for the development of forms of public participation in the processes of the development of the urban environment: the use of digital technologies, the expansion of channels of information for citizens, flexible approaches to the planning and organization of events, the involvement of experts.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

УДК 316.4

DOI 10.23672/r9372-2515-6413-z

Аксенова Вероника Валерьевна

аспирантка 3-го курса, направление подготовки «Социология управления», Российский государственный социальный университет Дхепоуа1182@gmail.com

Veronika.V. Aksenova

Graduate Student of the 3rd year, Direction of Training «Sociology of Management», Russian State Social University Axenoval 182@gmail.com

Формы реализации общественного контроля в формировании комфортной городской среды

Forms of public control

of implementation in the formation of a comfortable urban environment

Аннотация. Статья посвящена анализу форм общественного контроля в сфере формирования комфортной городской среды. Актуальность данной темы обуславливается необходимостью привлечения граждан к управленческим практикам, обеспечивающим развитие комфортной городской среды. Общественный контроль является важнейшим инструментом, обеспечивающий учет мнения горожан при принятии управленческих решений органам власти.

В статье рассматриваются основные формы участия населения в вопросах благоустройства: мониторинг, экспертиза, проверка, общественные обсуждения и общественные слушания. Выявлены ключевые проблемы вовлечения населения в данные практики: дисфункции информационного обеспечения, низкий уровень их результативности в контексте учета мнений граждан, недоверие населения к власти. На основе проведенного анализа определены приоритетные направления развития форм участия населения в процессах благоустройства городской среды: использование цифровых технологий, расширение каналов информирования граждан, гибкие подходы к планированию и организации проводимых мероприятий, привлечение экспертов.

Ключевые слова: общественный контроль, комфортная городская среда, благоустройство, качество городской среды, городская среда, городское пространство.

Annotation. Тhe article is devoted to issues related to the forms of public control in the field of the formation of a comfortable urban environment. The relevance of this topic is due to the need to create favorable conditions for the life of all segments of the population. Public control is the most important tool that ensures that the opinions of citizens are taken into account when making managerial decisions to the authorities. The article considers the main forms of public education in matters of improvement: moneytoring, expertise, verification, public opinion and public hearings. Key problems of involving the population in these practices were identified: dysfunction of information support, low level of their effectiveness in the context of taking into account the opinions of citizens, distrust of the population in power. On the basis of the analysis, priority areas were identified for the development of forms of public participation in the processes of the development of the urban environment: the use of digital technologies, the expansion of channels of information for citizens, flexible approaches to the planning and organization of events, the involvement of experts.

Keywords: public control, comfortable urban environment, improvement, quality of the urban environment, urban environment, urban space.

Введение. В настоящее время города играют важнейшую роль в развитии общества и страны. Большая часть жителей России живет в городах, а, значит, именно состояние городской среды отражает благополучие населения.

Мегаполисы сосредоточивают в себе экономические, политические, культурные и социальные ресурсы. Многие стремятся жить и работать в крупных городах. Это обуславливает рост численности населения Москвы и других крупных городов мира. Именно поэтому власти стремятся создать

наиболее благоприятные условия для проживания и развития горожан.

Городская среда - это система связанных элементов города: дворовых территорий, парковых зон, социальных объектов, элементов благоустройства и т.д. [7]. Грамотное управление городской средой позволяет удовлетворить потребности населения в создании комфортных условий для жизнедеятельности и при этом не навредить окружающей среде [8].

Формирование комфортной городской среды -это главная задача благоустройства. Под благоустройством понимается комплекс мер, направленных на создание и поддержание оптимальных условий для жизни. Сюда относят работы по улучшению санитарного состояния городской территории, ее обустройству, освещению и другие работы, способствующие поднятию уровня комфортности города и его эстетической привлекательности.

Городская среда нуждается в постоянном обновлении для соответствия современным трендам [12]. Для развития города органы власти разрабатывают и реализуют различные программы в области благоустройства. Главной целью этих программ являются повышение качества городских территорий, учитывая потребности всего населения [4].

Для наиболее эффективного управления городом органы власти должны совместно с его жителями осуществлять мероприятия способствующие процветанию города. Американский социолог Д. Джейкобс в своей в работе «Смерть и жизнь больших американских городов» отметила значимость жителей в создании благоприятных условий для их жизни. Горожане знают, какие проблемы необходимо решить. Кроме этого, совместная деятельность властей и жителей поднимет уровень доверия и снизит социальное напряжение [2]. Привлечение горожан в процесс благоустройства позволяет более эффективно расходовать предоставленные средства и в дальнейшем усилить общественный контроль за сохранностью элементов благоустройства. Участие в данном процессе создает чувство сопричастности и ответственности за выполненную работу [9].

Общественный контроль в сфере благоустройства мегаполиса несет не только практический, но и социологический характер. Совместная работа объединяет, создавая единое социальное пространство, что, в дальнейшем, способствует эффективному взаимодействию горожан [20]. Это позволяет изучить участие жителей мегаполиса в благоустройстве с точки зрения социологии управления.

Материалы и методы. В рамках проведения исследования были изучены научные труды в области городского благоустройства российских и зарубежных ученых. Кроме этого, были рассмотрены нормативно-правовые акты, устанавливающие право населения осуществлять общественный контроль в области городского благоустройства. Также, использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение и систематизация.

Целью данного исследования является изучение существующих форм участия горожан в управлении городом, анализ их преимуществ и ограничений.

Результаты. Городская среда представляет собой пространственно-материальную структуру, которая содержит в себе различные строения, объекты благоустройства, природные составляю-

щие, подчиняющиеся экономическим, социальным и экологическим воздействиям [18]. Формирование комфортной городской среды - это главная задача органов власти города, которые должны брать во внимание интересы всех слоев населения и создавать условия для взаимодействия [1]. Только совместная работа населения и властей позволит достигнуть этой цели.

Общественный контроль в сфере городского благоустройства представляет собой деятельность, направленную на наблюдение за работой органов власти в данной области, а также - на анализ законности принимаемых ими управленческих решений и нормативно-правовых актов [6].

Контроль со стороны жителей позволяет решить такие задачи, как:

1. Осуществление взаимодействия органов власти и жителей.

2. Повышение качества деятельности органов вл а ст и .

3. Предупреждение и разрешение социальных конфликтов.

4. Повышение уровня доверия населения к власти.

5. Увеличение прозрачности работы органов власти.

Субъектом общественного контроля является каждый неравнодушный житель города, стремящийся влиять на создание комфортных условий для жизнедеятельности. В Российской Федерации общественное участие населения в сфере благоустройства регулируют такие нормативно-правовые акты, как: Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Постановление Правительства «О порядке осуществления общественного жилищного контроля», Указ Президента Российской Федерации «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет ресурса «Российская общественная инициатива» и другие. Кроме этого, в Москве данный вопрос регулируется Законами Москвы «Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг» и «О благоустройстве в городе Москве».

На основании этих законов субъекты общественного контроля вправе:

1. Инициировать мероприятия в рамках общественного контроля.

2. Осуществлять общественный контроль в формах, установленных законодательством.

3. Получать необходимую информацию для реализации общественного контроля.

4. Запрашивать отчёт о реализуемых проектах.

5. При наличии нарушений сообщать уполномоченным органам власти.

Формы общественного контроля в области благоустройства можно поделить на две группы. К первой относят те, с помощью которых осуществляется контроль: мониторинг, экспертиза, проверка. Ко второй формы, связанные с взаимодействием органов власти и населения: общественные обсуждения, публичные слушания.

Общественный мониторинг представляет собой наблюдение за деятельностью органов власти [8]. Мониторинг может осуществляться систематически. Такой вид контроля могут организовать общественные инспекции, комиссии, инспекции и др. Эта процедура проводится открыто с использованием информационных систем. В результате такой проверки составляется документ, необходимый к рассмотрению органами власти. Для проведения качественного мониторинга необходимо соблюдать два условия: достоверность информации и ее актуальность.

Общественный мониторинг позволяет:

1) выявить наиболее эффективный способ взаимодействия горожан с органами власти;

2) выявить проблемы, связанные с привлечением населения к городскому управлению;

3) проанализировать опыт взаимодействия органов власти и общественных объединений.

По результатам проведения общественного мониторинга чиновники получают информацию об эффективности своей работы и о степени удовлетворенности населения. Так, мониторинг способствует наибольшей результативности взаимодействия власти и горожан в вопросах, вязанных с разработкой и реализацией проектов по благоустройству городской территории.

Следующей формой участия населения в вопросах благоустройств городской среды выступает общественная экспертиза. Суть проведения такой проверки заключается в изучении принимаемых управленческих решений органами власти и нормативно-правовых актов независимыми экспертами. В сфере благоустройства поверке могут подвергаться различные проекты по развитию городской среды.

Общественная экспертиза подразделяется на несколько видов: правовая, культурная, правовая, экологическая, антикоррупционная.

Общественная проверка - это следующая форма участия граждан в вопросах благоустройства [15]. Под ней понимается деятельность граждан, направленная на поверку и анализ работы органов власти в сфере благоустройства, при обнаружении фактов нарушения прав и свобод жителей. Организовать общественную проверку может Общественная палата, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка и др.

Субъект общественной проверки имеет право запросить необходимую информацию для ее анализа. По окончанию проверки формируется документ, содержащий информацию о подтверждении или опровержении фактов нарушений. Этот документ направляется руководителю объекта проверки и в уполномоченные органы, а также публикуется в средствах массовой информации.

Следующими формами общественного контроля являются общественные обсуждения и общественные слушания. В ходе проведения таких собраний рассматриваются социально значимых вопросы гражданами совместно органами власти и специалистов в предметной области. Например, в вопросах, связанных с благоустройством, участвуют экологи, дизайнеры, архитекторы и т.д. Важной составляющей проведения обсуждений и слушаний является наличие полной и актуальной информации о рассматриваемой проблеме [17].

В целом, эти две формы участия похожи. Одинаковыми являются принципы проведения: открытость, возможность вносить предложения и замечания по предметным вопросам и публичность. Кроме этого, по результатам проведения публичных слушаний и обсуждений составляется протокол, размещаемый в официальных информационных системах.

Отличием общественных обсуждений от общественных слушаний является то, что первые могут проводиьтся в онлайн форме. Также, при проведении общественного обсуждения реализуется обмен мнениями по решению социально значимых задач. На общественные слушания выносятся вопросы, связанные с деятельностью органов власти и организаций, затрагивающие права и свободы человека [5].

Такие формы участия позволяют учитывать мнение жителей, пресечь коррупционные действия, а также повысить уровень доверия горожан к органам власти.

Обсуждения. Наиболее распространенной формами общественного участия в области благоустройства является общественные слушания и общественные обсуждения. В отличие от других форм общественного контроля, общественные слушания и обсуждения предполагают личное участие в собрании, не входя в состав общественных объединений. Общественные слушания являются важнейшей формой гражданского участия в благоустройстве. Заинтересованные жители собираются для обсуждения общественно важных вопросов. Таким образом, в ходе слушаний формируется мнение жителей по тем или иным вопросам [11]. Важно подчеркнуть, что в слушаниях принимают участия органы власти. Население высказывает своё отношение к вопросу, а решения принимают должностные лица [16]. Таким образом, высказывания горожан носят только рекомендательный характер. Хотя, законодательно закреплено, что органы власти обязаны учитывать интересы горожан при принятии управленческих решений, это делает проведение общественных слушаний малоэффективным инструментом реализации демократии [19].

Необходимо отметить, что и такие собрания не являются репрезентативными [15]. Это объяснятся тем, что в общественных слушаниях принимают участие наиболее активные жители, имеющие свободное время.

Кроме этого, слушания могут происходить в несколько этапов. Положительной стороной этого является, то, что в собрании могут принять большое количество людей. Однако это усложняет путь к соглашению.

Ещё одной проблемой при проведении общественный слушаний и обсуждений является низкая вовлеченность населения. Причинами этого могут выступать:

1. Недоверие к органам власти.

2. Незаинтересованность в результатах проведения подобных собраний.

3. Неудобное время проведение собраний.

4. Низкая информированность граждан о предстоящем публичном слушании.

5. Отсутствие информации о предмете обсуждения.

6. И другие.

Выделенные проблемы показывают, что проведение общественных обсуждений и слушаний малоэффективны. Исходя из этого, необходимо оптимизировать процесс организации и проведения собраний граждан.

Развитие цифровых технологий позволяет внедрять их во все сферы жизнедеятельности и сфера городского благоустройства не является исключением [13].

Правительство Москвы для наибольшего удобства и простоты создало проект «Общественные обсуждения». Благодаря этому проекты москвичи могут осуществлять общественный контроль в формировании комфортной городской среды в онлайн режиме. Таким образом, уже реализовано 780 городских проектов [10].

Заключение. Благоустройство городской среды мегаполиса играет важнейшую роль в создании комфортных условий жизнедеятельности и формировании облика горда. Так, обустроенные пешеходные дорожки в парках, ухоженные газоны, малые архитектурные формы создают благоприятные условия для прогулок и отдыха горожан [3]. Дворовые территории, имеющие спортивные площадки, повышают интерес жителей к занятиям спортом и укреплению здоровья. Благоустроенные проезды, тротуары, пешеходные переходы и другие объекты дорожного хозяйства обеспечивают безопасное перемещение горожан.

Литература:

1. Вяткина Б.М. Целевая реабилитация как средство управления городской средой / Б.М. Вяткина //

Уровень благополучия города и качество жизни в нем характеризуется состоянием среды. Для обеспечения этого необходимо проводить работы по созданию комфортных условий с учетом потребностей жителей [14]. Общественный контроль в данной области повышает прозрачность и эффективность проделанных работ, а также создает конструктивный диалог между органами власти и горожанами.

Право на участие горожан в вопросах городского благоустройства установлены такими нормативно-правовыми акты, как: Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Постановление Правительства «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» и другие.

Существует несколько форм общественного контроля: мониторинг, экспертиза, проверка, общественные слушания и обсуждения. Все они являются механизмом реализации народовластия.

Общественные обсуждения и слушания являются наиболее распространенной формой общественного контроля в сфере городского благоустройства.

С одной стороны, общественные слушания необходимы для высказывания мнения горожан, защищая свои права. С другой стороны, они выступают как механизм учета интересов населения при принятии управленческих решений в вопросах благоустройства.

Выявленные проблемы требуют эффективных решений. Предлагается:

1. Информировать горожан о предстоящем слушании заранее.

2. Расширить способы информирования о публичных слушаниях.

3. Предоставить информацию о предмете обсуждения.

4. Привлекать независимых экспертов к участию в собраниях.

5. Учет мнений жителей при планировании времени проведения публичных обсуждений.

Кроме этого, необходимы современные методы решения проблем. В настоящее время процесс цифровизации проникает во все сферы жизни общества. Портал «Общественные обсуждения» предоставляет москвичам возможность строить конструктивный диалог с органами власти. На сколько эффективна будет работа, портала покажет время.

Literature:

1. Vyatkina B.M. Target rehabilitation as a means of managing the urban environment / B.M. Vyatkina //

Известия ВУЗОВ. Инвестиции, строительство, недвижимость. 2012. № 1. С. 85-92.

2. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Д. Джекобс. М. : Новое издательство, 2011. 460 с.

3. Егорова Н.Т. Оценка качества городской среды Прокопьевского городского округа / Н.Т. Егорова, А.А. Зинковская // Вестн.КемГУ. Серия «Биологические, технические науки и науки о Земле». 2017. № 4. С. 64-68.

4. Ильина И.Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований / И.Н. Ильина // Имущественные отношения в РФ. 2015. № 5(164). С. 69-82.

5. Князев А.П. Общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания как формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления / А.П. Князев // Административное и муниципальное право. 2015. № 9(93). С. 886-890.

6. Конышева Л.А. Участие граждан в проведении работ по благоустройству территории муниципального образования / Л.А. Конышева, А.А. Набо-ких // Общество. Наука. Инновации : сб. науч. работ. Киров : Вятский государственный университет, 2017. С. 4012-4015.

7. Котова Е.А. Понятие «городской" среды». URL : http://urbanica.spb.rU/wpcontent/uploads/2011/12/ 2_Ponjtie_gorodcskaj_sreda.pdf

8. Михайлов С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция) : автореф ... д-ра иск. М., 2011.

9. Нефёдов В.А. Как вернуть город людям /

B.А. Нефёдов. М. : Искусство, 2015.

10. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL : https://www.mos.ru/services/catalog/ cat/118532/po pular (дата обращения 01.03.2020).

11. Очеретина М.А. Становление и развитие института публичных слушаний / М.А. Очеретина // Научный" ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2009. Вып. 9.

C.433-443.

12. Передельский Л.В. Экология : учебник для вузов / Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. При-ходченко // КноРус. 2009. 347 с.

13. Прохорова А.Г. Цифровизация в ЖКХ - современный вызов / А.Г.Прохорова // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия : сб. науч. статей 3-й Всероссийской научно-практической конференции : в 2-х т. 2020. с. 117-120.

Izvestiya VUZOV. Investment, construction, real estate. 2012. № 1. P. 85-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Jacobs D. Death and life of large American cities / D. Jacobs. M. : New Publishing House, 2011. 460 p.

3. Egorova N.T. Evaluation of the quality of the urban environment of the Prokopyevsky city district / N.T. Egorova, A.A. Zinkovskaya // Vestn.KemGU. Series «Biological, technical sciences and Earth Sciences». 2017. № 4. P. 64-68.

4. Ilyina I.N. The quality of the urban environment as a factor of sustainable development of municipalities / I.N. Ilyina // Property relations in the Russian Federation. 2015. № 5(164). P. 69-82.

5. Knyazev A.P. Public discussion and public (public) hearings as a form of interaction of civil society with the state authorities and bodies of local self-government / A.P. Knyazev // Administrative and municipal law. 2015. № 9(93). P. 886-890.

6. Konysheva L.A. Participation of citizens in carrying out works on the improvement of the territory of the municipality / L.A. Konysheva, A.A. Nabokikh // Society. The science. Innovations: collection of scientific works. Kirov : Vyatka State University, 2017. P. 4012-4015.

7. Kotova E.A. The concept of «urban environment». URL : http://urbanica.spb.ru/wpcontent/up-loads/2011/12/2_Ponjtie_gorodcskaj_sreda.pdf

8. Mikhailov S.M. Design of the modern city: the complex organization of the subject-spatial environment (theoretical and methodological concept) : Abstract of dis. ... for the degree of doctor of art history. M., 2011.

9. Nefedov V.A. How to return the city to people / V.A. Nefedov. M. : Iskusstvo, 2015.

10. The official portal of the Mayor and the Government of Moscow. URL : https://www.mos.ru/ser-vices/catalog/cat/118532/popular/ (date of application 01.03.2020)

11. Ocheretina M.A. Formation and development of the Institute of Public Hearings / M.A. Ocheretina // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2009. Iss. 9. P. 433-443.

12. Peredelsky L V. Ecology : textbook for universities / L.V. Peredelsky, V.I. Korobkin, O.E. Prikhodchenko // KnoRus, 2009. 347 p.

13. Prokhorova A.G. Digitalization in housing and communal services - a modern challenge / A.G. Prokhorova // Structural transformations of the e conomy of territories : in search of social and economic balance-collection of scientific papers. articles of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Conference : in 2 t. 2020. P. 117-120.

14. Стадолин М.Е. Современные тенденции организации благоустройства территорий поселений как основы формирования комфортной городской среды / М.Е. Стадолин // Государственное и муниципальное управление в Российской" Федерации: современные проблемы и перспективы развития : сб. науч. работ. М. : ГУУ, 2017. С. 140-145.

15. Стародубов А.А. Общественные слушания в России: реалии и проблемы / А.А. Стародубов // Власть. 2007. № 10. С. 49-51.

16. Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество / А.А. Уваров // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 15. С. 6-9.

17. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.07.2014).

18. Федотов Е.С. Социальная роль благоустройства городской" среды мегаполиса / Е.С. Федотов // Социальная политика и социология. 2013. № 1-2. С. 272-284.

19. Хмельченко Е.Г. Роль управления благоустройством территории в формировании имиджа города Москвы / Е.Г. Хмельченко, К.И. Заиц // Вестник университета. 2017. № 4. С. 38-42.

20. Цветкова И.В. Социальные аспекты благоустройства города в контексте устойчивого развития / И.В.Цветкова // Вектор науки Тольятинского государственного университета. 2017. № 3. С. 152-157.

14. Stadolin M.E. Modern trends in the organization of improvement of the territories of settlements as the basis for the formation of a comfortable urban environment / M.E. Stadolin // State and municipal management in the Russian Federation: modern problems and prospects of development : collection of scientific works. M. : GUU, 2017. P. 140-145.

15. Starodubov A.A. Public hearings in Russia: realities and problems / A.A. Starodubov // Power. 2007. № 10. P. 49-51.

16. Uvarov A.A. Local government and civil society / A.A. Uvarov // Constitutional and municipal law. 2008. № 15. P. 6-9.

17. Federal law of 21.07.2014 № 212-FZ (red. ot 27.12.2018) «On the bases of public control in the Russian Federation» // The Official Internet portal of legal information. URL : http://www.pravo.gov.ru (date of application 22.07.2014).

18. Fedotov E.S. The social role of urban environment improvement in megapolis / E.S. Fedotov // Social policy and Sociology. 2013. № 1-2. P. 272-284.

19. Khmelchenko E.G. The role of territory improvement management in the formation of the image of the city of Moscow / E.G. Khmelchenko, K.I. Zaits // Vestnik universiteta. 2017. № 4. P. 38-42.

20. Tsvetkova I.V. Social aspects of urban improvement in the context of sustainable development / I.V. Tsvetkova // Vector of Science of Tolyatinsky State University. 2017. № 3. P. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.