Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брагин А.М.

В работе отражено состояние безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования в текущий период. Выделены причины нарушения безопасности и возникновения транспортных происшествий. Основная задача - оптимизация законодательства в сфере надзора и контроля с целью сбалансированности требований ко всем участникам перевозочного процесса. Предложен ряд мер по совершенствованию системы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте необщего пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SAFETY SYSTEM FOR NON-PUBLIC RAILWAY TRANSPORT

The paper reflects the state of traffic safety and operation of non-public railway transport in the current period. The reasons for security violations and the occurrence of traffic accidents are highlighted. The main task is to optimize legislation in the field of supervision and control in order to balance the requirements for all participants in the transportation process. A number of measures have been proposed to improve the safety system for non-public railway transport.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

А.М. Брагин, старший преподаватель

Уральский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-61-63

Аннотация. В работе отражено состояние безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования в текущий период. Выделены причины нарушения безопасности и возникновения транспортных происшествий. Основная задача - оптимизация законодательства в сфере надзора и контроля с целью сбалансированности требований ко всем участникам перевозочного процесса. Предложен ряд мер по совершенствованию системы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт необщего пользования, система обеспечения безопасности, безопасность движения, транспортное происшествие, государственный надзор в сфере безопасности.

Находясь на стыке функционирования промышленного производства и магистрального железнодорожного транспорта (общего пользования), железнодорожный транспорт необщего пользования призван обеспечивать транспортное обслуживание предприятий и организаций. При этом все участники перевозочного процесса находятся в технологическом взаимодействии.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р, определила базовый принцип координации развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования: разработку и внедрение логистических технологий с использованием системного подхода, задача которого состоит в обеспечении оптимизации взаимной технологии [1].

Необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования являются зонами повышенной опасности (ст. 21). На основании ст. 20 указанного закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пре-

делах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта [2].

Как показывает практика, нарушения безопасности движения на путях необщего пользования связаны с допущением сходов, столкновений, уходов железнодорожного подвижного состава, а также крушений и аварий. Большинство транспортных происшествий происходит по причине ненадлежащего ремонта подвижного состава и из-за нарушений текущего содержания пути и путевого хозяйства.

Безопасность движения невозможно обеспечить, если на предприятиях железнодорожного транспорта необщего пользования не назначены ответственные лица, или к исполнению обязанностей допущены работники без соответствующей квалификации, если отсутствует система контроля исполнения ПТЭ работниками и периодической проверки знаний [3].

Важной составляющей безопасности является сфера государственного надзора, принципом деятельности которой должно быть однозначное понимание предъявляемых требований всеми участниками перевозочного процесса. Оптимизация законодательства в сфере надзора и контроля должна осуществляться в рамках единого

для транспорта общего и транспорта необщего пользования правового поля.

Требуется разработка обязательных требований со стороны Госжелдорнадзора при плановых или иных видах надзора деятельности предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования [4].

Обновление парка маневровых локомотивов стало набирать обороты после внесения изменений в Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011). При этом необходимость такого обновления должна основываться на анализе реальных потребностей предприятий и возможности эксплуатации локомотивов, не использовавших свой моторизованный ресурс лишь по формальному признаку года выпуска.

Актуальной остаётся проблема ремонта локомотивов. До сих пор отсутствует баланс достаточной нормативно-правовой базы в сфере ремонта, что затрудняет доступ к рынку услуг по ремонту локомотивов. Это касается не только обслуживания и ремонта, но и обеспечения запасными частями и комплектующими на всем жизненном цикле локомотивного парка.

Наряду с государственным надзором деятельности предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования, существует и внутренняя система контроля. Она предполагает назначение на предприятии ответственных лиц, связанных с безопасной эксплуатацией технических средств и объектов железнодорожного транспорта. Недопустимо назначение руководителем предприятия ответственных лиц без соответствующей квалификации.

Все ответственные лица должны проходить обучение по соответствующей программе и проверку знаний, которая повторяется периодически. Вместе с тем, осуществляется контроль исполнения работниками ПТЭ, других нормативных документов и местных инструкций, а также периодическая проверка знаний названных нормативных документов.

Применение риск-ориентированного подхода обеспечения безопасности в последние годы привело к тому, что при ор-

ганизации государственного надзора все большее число поднадзорных предприятий исключаются из проверок. Ежегодная тенденция снижения количества проверок уменьшает влияние органа надзора и контроля на протекающие процессы и увеличивает риски возникновения транспортных происшествий и их негативных последствий [3].

Зачастую внимание к проблемам обеспечения безопасности обращается тогда, когда транспортное происшествие уже произошло и повлекло за собой негативные последствия в виде гибели (травматизма) людей и материального ущерба.

Одним из эффективных способов достижения состояния безопасности на путях необщего пользования является комплекс профилактических мероприятий, реализуемых территориальными органами Гос-желдорнадзора и предприятиями железнодорожного транспорта необщего пользования. К числу таких мероприятий относятся:

- проведение совместных совещаний по вопросам безопасности движения железнодорожного транспорта;

- публичные обсуждения результатов правоприменительной практики;

- выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;

- публикация статей сотрудников территориального Управления Госжелдорна-дзора в средствах массовой информации;

- публикация новостей о транспортных происшествиях, об изменении законодательства, о результатах контрольно-надзорной деятельности;

- выдача представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения;

- консультации с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах;

- размещение на сайте Управления методических рекомендаций (примеры локальных актов) об организации системы безопасности движения на предприятии

железнодорожного транспорта необщего пользования [3].

Очевидно, что безопасность на транспорте невозможно обеспечить без квалифицированных, грамотных специалистов. Так, российская железнодорожная традиция исходит из совмещения образовательного процесса с профилактикой нарушений ПТЭ и транспортных происшествий.

В этой связи, полезным опытом является организация конкурсов профессионального мастерства и рабочих викторин.

В течение последних пяти лет саморегулируемая организация «Союз участников железнодорожного рынка» при под-

ственной Думы РФ и Союза транспортников России, а также ОАО «РЖД» ежегодно проводит конкурсы профмастерства.

Проведены конкурсы «Лучший по профессии» на звание:

- лучший машинист-инструктор локомотивных бригад;

- лучший слесарь подвижного состава;

- лучший монтер пути;

- лучший машинист локомотива.

Также с 2018 года в викторине на знание ПТЭ железных дорог РФ, проводимой ОАО «РЖД», принимают участие представители предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования [5].

держке Комитета по транспорту Государ-

Библиографический список

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf (дата обращения 27.01.2023).

2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079677 (дата обращения 29.01.2023).

3. Собенин Н. Система обеспечения безопасности на путях необщего пользования нуждается в совершенствовании // РСП Эксперт. - 2019. - №3. - С. 25-26.

4. Барьеры начинают рушиться здесь // РСП Эксперт. - 2019. - № 3. - С. 21-24.

5. Агеев С. Пока суд да дело... // РСП Эксперт. - 2019. - № 3. - С. 19-20.

IMPROVEMENT OF THE SAFETY SYSTEM FOR NON-PUBLIC RAILWAY

TRANSPORT

A.M. Bragin, Senior Lecturer

Ural State University of Railway Transport

(Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The paper reflects the state of traffic safety and operation of non-public railway transport in the current period. The reasons for security violations and the occurrence of traffic accidents are highlighted. The main task is to optimize legislation in the field of supervision and control in order to balance the requirements for all participants in the transportation process. A number of measures have been proposed to improve the safety system for non-public railway transport.

Keywords: non-public railway transport, safety system, traffic safety, traffic accident, state supervision in the field of safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.