Научная статья на тему 'ВЫБОР РЕЖИМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ'

ВЫБОР РЕЖИМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
257
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный путь / вагон / взаимодействие / неравномерность / логистическая схема доставки / железнодорожный транспорт / инвентарный парк вагонов / railway track / carriage / interaction / unevenness / logistic delivery scheme / railway transport / inven-tory fleet of carriages

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Потылкин Евгений Николаевич

Учитывая сложившуюся тенденцию увеличения доли вагонов неинвентарного парка на железных дорогах стран СНГ, задачи выбора оптимальных режимов взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в настоящее время приобретают особую актуальность. Поэтому целью настоящей работы является исследование проблемных вопросов взаимной работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания, связанные с временным размещением вагонов неинвентарного парка, при организации перевозки грузов в рамках логистической схемы доставки и дальнейшая разработка методического обеспечения для обоснования выбора режима взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Для достижения поставленной цели использованы методы научного анализа, теории вероятности и теории запасов, принципы взаимодействия, а также экспериментально-статистические методы составления моделей. Используя разработанное методическое обеспечение, могут быть получены рекомендации для обоснования выбора режима взаимодействия магистрального и промыш-ленного железнодорожного транспорта в части распределения вагонов, направляемых во временное размещение, между железнодорожными путями общего и необщего пользования. Это позволит уменьшить издержки грузовладельцев за счет минимизации экономических и временных потерь, повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Отличительной особенностью полученного методического обеспечения является учет влияния случайного характера обслуживания неинвентарных перевозочных средств на местах необщего пользования, а также их доли в общем парке вагонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF MODES OF INTERACTION OF PUBLIC AND NON-PUBLIC RAIL TRANSPORT

Given the current trend of increasing the share of non-inventory fleet of cars on the railways of the CIS countries, the problem of choosing the optimal modes of interaction of the main and industrial railway transport is now becoming particularly relevant. Therefore, the purpose of this work is to study the problematic issues of mutual operation of non-public railway tracks and junction stations associated with the temporary placement of non-inventory fleet cars, when organizing cargo trans-portation within the framework of a logistic delivery scheme and further developing methodological support to substantiate the choice of common and non-rail transport modes. To achieve this goal, we used the methods of scientific analysis, the theory of probability and the theory of reserves, the principles of interaction, as well as experimental and statistical methods of modeling. Using the de-veloped methodological support, recommendations can be obtained to substantiate the choice of the mode of interaction of main and industrial railway transport in terms of the distribution of cars sent in temporary accommodation between public and non-public railway tracks. This will reduce the costs of cargo owners by minimizing economic and temporary losses, increase the competitiveness of rail transport in the transport services market. A distinctive feature of the methodological support obtained is to take into account the effect of the random nature of servicing non-inventory transport facilities at non-public locations, as well as their share in the total fleet of carriages.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР РЕЖИМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

155М 2181-953Х

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ИННОВАЦИИ

№ 1-2 2019

Железнодорожный транспорт: актуальные задачи и инновации

Издается с 2019 года

Редакционный совет:

Хосилов Х.Н., доц. Расулов М.Х., проф. Адилходжаев А.И., проф. Блажко Л.С., проф. Бочков К.А., академик Юсупбеков Н.Р.

Редакционная коллегия:

Главный редактор - проф. Адилходжаев А.И.

Заместитель главного редактора - проф. Амиров С.Ф.

Ученый секретарь - доц. Каримова Ф.Ф.

Члены редакционной коллегии:

Академик Аллаев К.Р., проф. Акимаса Фудживара (Япония), проф. Ишанходжаев А.А., проф. Кондращенко В.И. (Россия), проф. Куанышев Б.М. (Казахстан), проф.

Мансуров Ю.Н., проф. Мирахмедов М.М., проф. Никитин А.Б. (Россия), проф.

Петрова Т.М. (Россия), проф. Рахмангулов А.Н. (Россия), проф. Сладковский А.В.

(Польша), проф. Титова Т.С. (Россия).

ТАШКЕНТСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

Учредитель научно-технического журнала «Железнодорожный транспорт: актуальные задачи и инновации» - Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (100167, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Адилходжаева, дом №1, ком.: 333, тел.+998712990026; e-mail: [email protected]).

В журнале «Железнодорожный транспорт: актуальные задачи и инновации» публикуются наиболее значимые результаты научных и прикладных исследований, выполненных в ВУЗах железнодорожного профиля, других высших учебных заведениях, научно - исследовательских институтах и центрах Республики Узбекистан и зарубежных стран.

Журнал издается 4 раза в год и содержит публикации материалов по следующим основным направлениям:

• Путь и путевое хозяйство;

• Подвижной состав и тяга поездов;

• Электроснабжение, электроподвижной состав, автоматика и телемеханика;

• Организация перевозочного процесса и транспортная логистика;

• Техносферная безопасность;

• Инженерные сооружения и материалы;

• Информационные технологи и информационная безопасность;

• Бизнес и управление.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации № 0952 выдан Агентством по печати и информации Республики Узбекистан.

Учредитель - Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта

100165, Республика Узбекистан, г.Ташкент, ул.Адилходжаева д.1.

Тел.: +998 71 299 00 26 E-mail: [email protected]

Railway transport: Actual Tasks and

innovations

Published since 2019

Editorial Council:

Hosilov Kh.N., Assoc. Rasulov M.Kh., prof. Adilkhodjaev A.I., prof. Blazhko LS, prof. Bochkov K.A., Academician N.R. Yusupbekov

Editorial team: Chief Editor - prof. Adilkhodjaev A.I. Deputy chief editor - prof. Amirov S.F. Scientific Secretary - Assoc. Karimov F.F.

Members of the editorial team:

Academician Allaev K.R., prof. Akimas Fujiwara (Japan), prof. Ishanhodjaev A.A., prof. Kondrashenko V.I. (Russia), prof. Kuanyshev B.M. (Kazakhstan), prof. Mansurov Yu.N., prof. Mirahmedov M.M., prof. Nikitin A.B. (Russia), prof. Petrova T.M. (Russia), prof. Rakhmangulov A.N. (Russia), prof. Sladkovsky A.V. (Poland),

prof. Titova T.S. (Russia).

TASHKENT INSTITUTE OF RAILWAY TRANSPORT ENGINEERS

The founder of the scientific and technical journal "Railway Transport: Actual Tasks and Innovations" - Tashkent Institute of Railway Engineers (100167, the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Adilkhodzhaev str., Building 1, room .: 333, tel. + 998712990026; e- mail: [email protected]).

In the journal "Railway transport: Actual tasks and innovation" are published the most significant results of scientific and applied research carried out in universities of railway profile, other institutions of higher education, scientific - research institutes and centers of the Republic of Uzbekistan and foreign countries.

The journal is published 4 times a year and contains publications of materials in the following main areas:

• Path and track facilities;

• Rolling stock and traction of trains;

• Power supply, electric rolling stock, automation and telemechanics;

• Organization of transportation process and transport logistics;

• Technosphere safety;

• Engineering structures and materials;

• Information technologies and information security;

• Business and management.

Mass Media Registration Certificate No. 0952 issued by the Press and Information Agency of the Republic of Uzbekistan.

Founder - Tashkent Institute of Railway Transport Engineers

100165, the Republic of Uzbekistan, the city of Tashkent, Adilkhodzhaev St., 1.

Tel .: +998 71 299 00 26 E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ТЯГА ПОЕЗДОВ

Рахимов Р.В., Рузметов Я.О. Оценка воздействия подвижного состава с увеличенными осевыми нагрузками на путь и установление условий их обращения на железных дорогах

Республики Узбекистан..................................................................................... 5

Хромова Г., Раджибаев Д. Хромов С. Математическая модель колебаний рамной конструкции тележек локомотивов сложной конфигурации при повышенных скоростях движения для транспортного машиностроения........................................................ 14

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА И ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Потылкин Е.Н. Выбор режимов взаимодействия железнодорожного транспорта общего

и необщего пользования................................................................................... 28

Кобулов Ж.Р., Баратов Ж.С. Совершенствование технологии обслуживания клиентов

на железнодорожном транспорте......................................................................... 41

Илесалиев Д.И. Методика определения запасов зерна и ёмкости линейного элеватора...................................................................................................... 47

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Сиддиков И.Х., Умурзакова Д.М. Синтез адаптивной нейро-нечеткой системы управления нелинейных динамических объектов.................................................... 54

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Халилова Р.Х. Экологическая безопасность дорожно-транспортной системы............... 74

CONTENTS

ROLLING STOCK AND TRACTION OF TRAINS

Rahimov R.V., Ruzmetov Ya.O. Assessment of the impact of the rolling stock with increased axial loads on a way and setting the conditions of their circulation on the railways of the

Republic of Uzbekistan....................................................................................... 5

Khromova G., Radjibaev D., Khromov S. Mathematical model of vibrations of a locomotive bogie frame structure of complex configuration at increase edmotion speed in transport engineering.................................................................................................... 14

ORGANIZATION OF TRANSPORTATION PROCESS AND TRANSPORT LOGISTICS

Potylkin Y.N. The choice of modes of interaction of public and non-public rail

transport....................................................................................................... 28

Qobulov J.R., Barotov J.S. Improvement of customer service technology in

reilway transport............................................................................................. 41

Ilesaliev D.I. Methodology for determination of grain reserves and capacities of a linear elevator......................................................................................................... 47

INFORMATION TECHNOLOGIES AND INFORMATION SECURITY Siddikov I.X., Umurzakova D.M. Synthesis of adaptive neuro-fuzzy control system of nonlinear dynamic objects.................................................................................. 54

TECHNOSPHERE SAFETY

Khalilova R.Kh. Ecological safety of the road transport systems ................................... 74

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА И ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

THE CHOICE OF MODES OF INTERACTION OF PUBLIC AND NON-PUBLIC RAIL

TRANSPORT

Y.N. Potylkin

Belarusian state University of transport, Gomel, the Republic of Belarus

Given the current trend of increasing the share of non-inventory fleet of cars on the railways of the CIS countries, the problem of choosing the optimal modes of interaction of the main and industrial railway transport is now becoming particularly relevant. Therefore, the purpose of this work is to study the problematic issues of mutual operation of non-public railway tracks and junction stations associated with the temporary placement of non-inventory fleet cars, when organizing cargo trans-portation within the framework of a logistic delivery scheme and further developing methodological support to substantiate the choice of common and non-rail transport modes. To achieve this goal, we used the methods of scientific analysis, the theory of probability and the theory of reserves, the principles of interaction, as well as experimental and statistical methods of modeling. Using the de-veloped methodological support, recommendations can be obtained to substantiate the choice of the mode of interaction of main and industrial railway transport in terms of the distribution of cars sent in temporary accommodation between public and non-public railway tracks. This will reduce the costs of cargo owners by minimizing economic and temporary losses, increase the competitiveness of rail transport in the transport services market. A distinctive feature of the methodological support obtained is to take into account the effect of the random nature of servicing non-inventory transport facilities at non-public locations, as well as their share in the total fleet of carriages.

railway track, carriage, interaction, unevenness, logistic delivery scheme, railway transport, inven-tory fleet of carriages

ВЫБОР РЕЖИМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация: Учитывая сложившуюся тенденцию увеличения доли вагонов неинвентарного парка на железных дорогах стран СНГ, задачи выбора оптимальных режимов взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в настоящее время приобретают особую актуальность. Поэтому целью настоящей работы является исследование проблемных вопросов взаимной работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания, связанные с временным размещением вагонов неинвентарного парка, при организации перевозки грузов в рамках логистической схемы доставки и дальнейшая разработка методического обеспечения для обоснования выбора режима взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Для достижения поставленной цели использованы методы научного анализа, теории вероятности и теории запасов, принципы взаимодействия, а также

Abstract:

Key words:

экспериментально-статистические методы составления моделей. Используя разработанное методическое обеспечение, могут быть получены рекомендации для обоснования выбора режима взаимодействия магистрального и промыш-ленного железнодорожного транспорта в части распределения вагонов, направляемых во временное размещение, между железнодорожными путями общего и необщего пользования. Это позволит уменьшить издержки грузовладельцев за счет минимизации экономических и временных потерь, повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Отличительной особенностью полученного методического обеспечения является учет влияния случайного характера обслуживания неинвентарных перевозочных средств на местах необщего пользования, а также их доли в общем парке вагонов. Ключевые железнодорожный путь, вагон, взаимодействие, неравномерность, слова: логистическая схема доставки, железнодорожный транспорт,

инвентарный парк вагонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Проблемам эффективной организации работы промышленного и магистрального железнодорожного транспорта всегда уделялось много внимания как со стороны практиков, так и со стороны ученых-транспортников. Теоретические основы вопросов взаимодействия путей общего и необщего пользования разработаны академиком В. Н. Образцовым в 50-е годы прошлого столетия. В период с середины до конца 20-го века в этом направлении проводились исследования такими учеными, как В. М. Акулиничев, А. М. Берестовой, Н. П. Берлин, О. В. Билогуров, В. И. Бобровский, А. К. Головнич, А. Т. Дерибас, И. В. Жуковицкий, И. П. Кривцов, Л. С. Крохин, В. А. Кудрявцев, В. К. Мироненко, Е. В. Нагорный, В. Я. Негрей, Г. И. Нечаев, А. Д. Омельченко, В. В. Повороженко, А. А. Поляков, Н. В. Правдин, И. Б. Сотников, М. П. Топчиев, М. Л. Цегельник, Г. А. Циркунов, П. А. Яновский, В. П. Ярошевич и др. [1, 2, 3, 4, 5].

В научных работах последних лет остро ставятся вопросы функционирования железнодорожного транспорта в условиях роста количества вагонов неинвентарного парка, которые в действующем в настоящее время Соглашении о международном грузовом сообщении получили название вагоны, не принадлежащие перевозчику. В частности, заметна тенденция применения принципов логистики для комплексной оценки вариантов взаимодействия грузоотправителей, перевозчиков,

грузополучателей [6, 7, 8 ,9, 10]. В то же время за рамками рассмотрения остается взаимная работа железнодорожного транспорта общего и необщего пользования как неотрывная часть более глобальных процессов товародвижения. Влияние увеличения доли вагонов, не принадлежащих перевозчику, на параметры взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта осуществляется через интервал времени между передачами вагонов на пути необщего пользования, на потребное путевое развитие для временного размещения железнодорожных перевозочных средств, на перерабатывающую способность мест погрузки-выгрузки, на загрузку маневровых локомотивов и др. [11, 12, 13].

Материалы и методы решения задач, принятые допущения. При

проведении данного исследования использованы методы научного анализа и синтеза, теории вероятности и теории запасов, принципы взаимодействия, а также экспериментально-статистические методы составления моделей [14].

Результаты. Непрерывный рост парка неинвентарного грузового подвижного состава, при практически неизменном состоянии инфраструктуры железнодорожных путей необщего пользования, изменение структуры вагонопотока, несоответствие технологии обслуживания мест необщего пользования их техническому оснащению, регулирование неинвентарными вагонами экспедиторскими организациями, а не диспетчерским аппаратом, приводят в большинстве случаев к временному размещению подвижного состава на железнодорожных путях общего и необщего пользования. Среди основных причин временного размещения вагонов неинвентарного парка на таких железнодорожных путях можно выделить следующие:

1) наличие приоритета в обслуживании инвентарных вагонов;

2) наличие договора на временное размещение порожних вагонов;

3) отсутствие окончательного согласования тарифа перевозки;

4) доставка груза «точно в срок».

При поступлении на места необщего пользования в одной подаче вагонов инвентарного и неинвентарного парка в первую очередь обрабатываются вагоны инвентарного парка. Это связано с возможной выплатой неустойки за простой этих вагонов на железнодорожных путях необщего пользования свыше 24 часов. Поэтому наличие приоритета в обслуживании является причиной возможного временного размещения как груженых, так и порожних вагонов неинвентарного парка на путях необщего пользования. При этом порожние вагоны не принадлежащие перевозчику, могут временно размещаться на местах необщего пользования при отсутствии окончательного согласования тарифа на перевозку грузов, а также наличии договора между собственником подвижного состава и владельцем железнодорожного пути необщего пользования на временное размещение вагонов. При организации доставки груза «точно в срок» с использованием железнодорожного транспорта перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения в определенное время. Поэтому в случае, если груженый вагон прибудет на станцию назначения раньше установленного срока, он будет простаивать на станционных путях.

Возможные места временного размещения вагонов отражены на схеме обработки вагонопотока, приведенной на рисунке 1. На данной схеме представлены фазы продвижения вагонов при их поступлении на железнодорожные пути необщего пользования и обратно. Её отличительной особенностью является учет проблемных вопросов, связанных с регулированием порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, из-под выгрузки под погрузку, дополнительными простоями их на местах общего и необщего пользования и т.п.

Блок управления

Поездной диспетчер, маневровый (станционный) диспетчер, операторы подвижного состава, экспедиторы, ДСП Операторы подвижного состава, грузоотправители,грузополучатели, собственники ПНП, экспедиторы, ДСП

Техническая станция Промежуточная станция

Станция примыкания

Пути отстоя

Пути отстоя

Рис. 1. Принципиальная схема обработки вагонопотока

общий поток вагонов;-----поток порожних инвентарных вагонов;

- поток порожних вагонов неинвентарного парка

Совокупность таких вопросов формирует ряд нерешенных задач при взаимодействии железнодорожного транспорта общего и необщего пользования в начальных и конечных пунктах схем доставки конкретных грузов, основные из которых сведены в таблицу 1 [15].

В результате решения задачи на уровне «грузовой пункт» получены формулы продолжительности выполнения маневровых операций у мест погрузки-выгрузки. В отличие от существующих способов расчета данной продолжительности маневровой работы в модели учтены путевое развитие мест необщего пользования, коэффициент сдвоенных операций. Использование полученных зависимостей значительно упрощает расчет перерабатывающей способности фронта погрузки-выгрузки. В то же время перерабатывающая способность, являясь ограничивающим параметром, должна быть не меньше интенсивности потока вагонов в адрес одного фронта. В свою очередь интенсивность потока вагонов является ключевым фактором в задаче уровня «станция примыкания - фронт погрузки-выгрузки»

по определению рационального соотношения количества вагонов инвентарного и неинвентарного парков, поступающих на места необщего пользования.

Таблица 1

Задачи, связанные с взаимодействием железнодорожного транспорта общего и

необщего пользования

Уровень Задача Формулы расчета Примечания

«Грузовой пункт» расчет продолжительности выполнения маневровых операций у фронтов погрузки-выгрузки Т аб / (^ йаа ) Ъ = /(Таб) Ксдв - коэффициент сдвоенных операций; Тпер -продолжительность маневровых операций у фронтов погрузки-выгрузки, мин/подачи; пгф - перерабатывающая способность фронта погрузки-выгрузки, ваг/сут; X - интенсивность потока вагонов, поступающих к местам погрузки-выгрузки, ваг/сут; ас - доля вагонов неинвентарного парка в общем парке; £пугот -потребная вместимость железнодорожных путей для временного размещения вагонов неинвентарного парка, м

«Станция примыкания - фронт погрузки-выгрузки» рациональное соотношение парков инвентарных и неинвентарных вагонов ас = / (Л) Л< пд

«Схема доставки груза» потребное путевое развитие для временного размещения вагонов Аоб1б = / (а&) Л< пт

В задаче уровня «схема доставки груза» потребная вместимость железнодорожных путей для временного размещения неинвентарных вагонов напрямую зависит от доли этих вагонов в общем парке.

Для определения места, наиболее целесообразного для нахождения подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования, выполнено графическое моделирование работы реального места необщего пользования. В результате моделирования получены показатели, которые сведены в таблицу 2. При моделировании учтено, что в процессе обработки поступающего на железнодорожные пути необщего пользования потока вагонов возможно возникновение дополнительной маневровой работы. Она обусловлена выполнением повторных маневровых операций по сортировке,

сборке подвижного состава в связи с необходимостью временного размещения порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, которое влечет за собой увеличение потребности в путевых ресурсах.

Таблица 2

Показатели работы пути необщего пользования при наличии приоритета в обслуживании

подвижного состава инвентарного парка, а также временного размещения вагонов, не _принадлежащих перевозчику_

Временное размещение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях необщего пользования Показатели

средняя загрузка локомотива перерабатывающая способность фронтов погрузки-выгрузки, ваг./сут. дополнительная маневровая работа, лок.-мин

Выставочные пути у грузовых фронтов 0,82 120 176

Технологические пути станции Заводская 0,79 109 131

Специально выделенные пути отстоя 0,69 117 -

Расчетная потребная вместимость железнодорожных путей для временного размещения подвижного состава может оказаться больше имеющейся в наличии на местах необщего пользования. В таком случае часть вагонов, не принадлежащих перевозчику, следует направлять во временное размещение на пути общего пользования.

Распределение подвижного состава, направляемого на временное размещение, между железнодорожными путями общего и необщего пользования требует корректировки организации взаимодействия промышленного и магистрального железнодорожного транспорта, то есть изменения или выбора другого режима их взаимодействия. Решение задачи по выбору режима с позиции распределения вагонов, направляемых на временное размещение, между железнодорожными путями общего и необщего пользования позволит минимизировать маневровую работу, простой вагонов, а также в целом транспортно-логистические издержки. Для этого разработана последовательность определения места временного размещения вагонов и соответственно режима взаимной работы

железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, который представлен на рисунке 2.

Временное размещение вагонов

Выбор режима взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования

Рис. 2. Способ определения места временного размещения подвижного состава, не

принадлежащего перевозчику

Выбор режима взаимодействия с применением схемы, представленной на рисунке 2, осуществляется на основании его основных параметров, полученных в результате решения ранее представленных задач. При этом учитывается имеющееся в наличии путевое оснащение и целесообразность его дальнейшего развития. Последовательное решение взаимоувязанных задач различного уровня позволит определить основные параметры взаимной работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования,

совокупность которых с учетом правил и условий взаимной согласованной их работы представляют собой режим взаимодействия.

Таким образом, для обоснования выбора режима взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования в условиях наличия операторов подвижного состава разработано методическое обеспечение, позволяющее определить параметры, характеризующие данное взаимодействие. Исходя из предъявляемых требований к организации взаимной работы промышленного и магистрального железнодорожного транспорта со стороны грузовладельцев, операторов подвижного состава, владельца инфраструктуры, перевозчика, варьируя входными данными для методического обеспечения, можно получить множество наборов параметров, характеризующих работу путей общего и необщего пользования. Это позволяет найти компромиссное решение в задаче выбора режима взаимодействия.

Обсуждение полученных результатов. Используя разработанное методическое обеспечение, могут быть получены рекомендации для обоснования выбора режима взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в части распределения вагонов, направляемых во временное размещение, между железнодорожными путями общего и необщего пользования. Это позволит уменьшить издержки грузовладельцев за счет минимизации экономических и временных потерь, повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Отличительной особенностью полученного методического обеспечения является учет влияния случайного характера обслуживания перевозочных средств, не принадлежащих перевозчику, на местах необщего пользования, а также их доли в общем парке вагонов.

Заключение. Обобщая представленный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Современные тенденции рынка железнодорожных грузовых перевозок характеризуются увеличением доли вагонов неинвентарного парка в общем

потоке, что особенно обостряет проблему их временного размещения на железнодорожных путях, которое оказывает влияние на режим взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

2. Выделены основные параметры, определяющие режим взаимодействия железнодорожных станций и путей необщего пользования: перерабатывающая способность мест погрузки-выгрузки, рациональное соотношение вагонов инвентарного и неинвентарного парков, потребное путевое развитие для временного размещения подвижного состава.

3. Комплексный подход позволил разработать методическое обеспечение по обоснованию выбора режимов взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования в условиях увеличения доли неинвентарного подвижного состава в общем парке вагонов, направленный на достижение наилучшего конечного результата в интересах грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования и подвижного состава.

Список литературы

1. Григорюк В.Ф. Оптимизация взаимодействия пунктов погрузки и выгрузки вагонов. М., Транспорт, 1986.

2. Смехов А.А. Оптимизация процессов грузовой работы. М., Транспорт, 1973.

3. Комаров А.В. Повышение качества транспортного обслуживания народного хозяйства. М., Транспорт, 1988.

4. Правдин Н.В., Дыканюк М.Л., Негрей В.Я. Прогнозирование грузовых потоков. М., Транспорт, 1987.

5. Peek G.-J., M. van Hagen. Creating Synergy In and Around Stations: Three Strategies for Adding Value. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2002, vol. 1793, pp. 1-6. DOI: 10.3141/1793-01.

6. Бех П.В., Нестеренко Г.И., Музыкина С.И., Лашков А.В., Музыкин М.И. Пути повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в современных условиях. Вюник Дншропетровського нацiонального ушверситету залiзничного транспорту iM. акад. В. Лазаряна. 2015, № 59, с. 25-39.

7. Вернигора Р.В. Проблемы функционирования железнодорожных подъездных путей Украины в современных условиях. Восточно-Европейский журнал передовых технологий, 2012, № 58, с. 64-68.

8. Сафронов Э.А., Сафронов К.Э., Семенова Е.С. Модель управления транспортными потоками в современных условиях. Вестник СибАДИ, 2017, № 1, с. 77-83.

9. Халипова Н.В. Проектирование и оценка эффективности международных логистических систем. Вюник Дншропетровського нащонального ушверситету заизничного транспорту iм. акад. В. Лазаряна, 2015, № 58, с. 142-152.

10. Mussone L., Calvo R. W. An analytical approach to calculate the capacity of a railway system. European Journal of Operational Research, 2013, vol. 228, pp. 11-23. DOI: 10.1016/j.ejor.2012.12.027.

11. Глушкова Ю.О., Гордашникова О.Ю., Пахомова А.В. Влияние фактора времени на транспортное обслуживание международной цепи поставки.

Вестник СибАДИ, 2017, № 6, с. 23-30.

12. Казаченко Д.Н., Верлан А.И., Горбова А.В. Определение расчетных объемов работ для магистральных и промышленных железнодорожных станций. Вюник Дншропетровського нащонального ушверситету заизничного транспорту iм. акад. В. Лазаряна, 2015, № 57, с. 45-57.

13. Jong J.-C., Suen, C.-S., Chang S. Decision Support System to Optimize Railway Stopping Patterns. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2012, vol. 2289, pp. 24-33. DOI: 10.3141/228904.

14. Хан Г., Шапиро С. Статистические модели в инженерных задачах. М., Мир, 1969.

15. Потылкин Е.Н. Закономерности технологических параметров в логистических системах доставки грузов с использованием железнодорожных путей необщего пользования. Наука и транспорт. Вестн. Белор. гос. ун-та трансп., 2016, № 2, с. 51-53.

References

1. Grigorjuk, V.F. Optimization of interaction of loading and unloading wagons. Moscow., Transport, 1986.

2. Smehov A.A. Optimization of cargo operations. Moscow, Transport., 1973.

3. Komarov A.V. Improving the quality of transport servicing of the national economy. Moscow, Transport, 1988.

4. Pravdin N.V., Dykanyuk M.L., Negrey V.Ya. Prediction of cargo flows. Moskva, Transport, 1987.

5. Gert-Joost Peek, Mark van Hagen Creating Synergy In and Around Stations: Three Strategies for Adding Value. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2002, Vol. 1793, pp. 1-6.

6. Bech P.V., Nesterenko G I, Muzykina S.I., Lashkov O.V., Muzykin M.I. Ways to increase competitiveness of railway transport in modern conditions. Visnik Dnipropetrovs'kogo nacional'nogo universitetu zaliznichnogo transportu im. akad. V. Lazaryana, 2015, no 59, pp. 25-39.

7. Vernigora R.V. Problems of functioning of railway sidings of Ukraine in modern conditions. Vostochno-Evropeyskiy zhurnalperedovyh tehnologiy, 2012, no 58, pp. 64-68.

8. Safronov E.A., Safronov K.E., Semenova E.S. Model of traffic flow management in modern conditions. Vestnik SibADI, 2017, no 1, pp. 77-83.

9. Khalipova N.V. Designing and evaluating the effectiveness of international logistics systems. Visnik Dnipropetrovs'kogo nacional'nogo universitetu

zaliznichnogo transportu im. akad. V. Lazaryana, 2015, no 58, pp. 142-152.

10. Lorenzo Mussone, Roberto Wolfler Calvo An analytical approach to calculate the capacity of a railway system. European Journal of Operational Research, Volume 228, Issue 1, 2013, pp. 11-23.

11. Glushkova Yu.O., Gordashnikova O.Yu., Pahomova A.V. Influence of the time factor on the transport service of the international supply chain. Vestnik SibADI, 2017, no 6, pp. 64-68.

12. Kozachenko D.M., Verlan A.I, Horbova O.V. Determination of the estimated scope of work for main and industrial railway stations. Visnik Dnipropetrovs'kogo nacional'nogo universitetu zaliznichnogo transportu im. akad. V. Lazaryana, 2015, no 57, pp. 45-57.

13. Jyh-Cherng Jong, Chian-Shan Suen, S. Chang Decision Support System to Optimize Railway Stopping Patterns. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board, 2012, Vol. 2289, pp. 24-33.

14. Han G., Shapiro S. Statistical models in engineering problems. Moscow, Mir Publ., 1969.

15. Potylkin E.N. Regularities of technological parameters in logistics delivery systems using non-public railway tracks. Nauka i transport. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universitetata transporta [Science and transport. Bulletin of Belarusian State University of Transport], 2016, iss. 2, pp. 51-53.

Сведения об авторах / Information about authors Evgeny POTYLKIN

Researcher, research laboratory «Freight, commercial work and tariffs», Belarusian state University of transport, (Kirova Str. 34, Gomel, the Republic of Belarus, 246653), SPINcode: 4748-4686, AuthorID: 985072, ORCID: 0000-0003-3872-8243.

УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ!

Журнал формируется по разделам, отражающим основные направления исследований в области железнодорожного транспорта:

• Путь и путевое хозяйство;

• Подвижной состав и тяга поездов;

• Электроснабжение, электроподвижной состав, автоматика и телемеханика;

• Организация перевозочного процесса и транспортная логистика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Техносферная безопасность;

• Инженерные сооружения и материалы;

• Информационные технологи и информационная безопасность;

• Бизнес и управление.

Язык издания - русский и английский.

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТЬИ (на русском и английском языках)

• Наименование статьи. Должно кратко отражать содержание статьи. Не рекомендуется использовать сокращения и аббревиатуры.

• Аффиляция. Указываются: фамилия, имя, отчество авторов, ученая степень, звание, должность, официальное полное название организаций и английский вариант названия, адрес электронной почты хотя бы одного из авторов.

• Аннотация. Включает: предмет, тему, цель, гипотезу исследования, методы, эксперименты, основные результаты, область их применения, практическое значение, выводы.

• Ключевые слова. От 5 до 15 основных терминов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ

• Введение

• Теория, данные и методы исследования, модели, технические и технологические разработки, эксперименты.

• Результаты исследования и их обсуждение.

• Список литературы на русском и английском языках.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ

• Электронная версия статьи Microsoft Word, при настройках полей страницы формата A4 - по умолчанию.

• Рисунки и фотографий максимального размера в 150x235 мм, вставляемые в статью, выполняются в формате, позволяющем производить их редактирование и изменение размеров без дополнительного обращения к авторам. Рисунки, выполненные в Microsoft Excel, должны быть продублированы исходным файлом в формате *.xls с соблюдением требований к цвету.

• При подготовке рукописи необходимо руководствоваться Международной системой единиц СИ.

Статьи проходят обязательное научное рецензирование.

Редакция оставляет за собой право отклонять статьи, не отвечающие указанным требованиям. По вопросам публикации статей обращаться: 100167, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Адилходжаева, дом №1, ком.: 333. Телефоны: +998712990026; e-mail: [email protected]

DEAR AUTHORS!

The journal is divided into sections, reflecting the main directions of research in the field of railway transport:

• Path and track facilities;

• Rolling stock and traction of trains;

• Power supply, electric rolling stock, automation and telemechanics;

• Organization of transportation process and transport logistics;

• Technosphere safety;

• Engineering structures and materials;

• Information technologies and information security;

• Business and management.

The language of publication is Russian and English.

REQUIREMENTS FOR ARTICLES

PRELIMINARY ELEMENTS OF THE ARTICLE (in Russian and English)

• Title of the article. Should briefly reflect the content of the article. It is not recommended to use abbreviations and shortenings.

•Affirmation. Specified: surname, name, patronymic of authors, academic degree, title, position, official full name of organizations and the English version of the name, e-mail address of at least one of the authors.

•Annotation. It includes: subject, topic, goal, research hypothesis, methods, experiments, main results, their field of application, practical significance, conclusions.

•Keywords. From 5 to 15 basic terms.

RECOMMENDED STRUCTURE OF THE MAIN PART OF THE ARTICLE

• Introduction

• Theory, data and research methods, models, technical and technological developments, experiments.

• Research results and discussion.

• References in Russian and English

REQUIREMENTS FOR ARTICLE

• The electronic version of the article Microsoft Word, with the settings of the A4 page margin fields - by default.

• Drawings and photographs of a maximum size of 150x235 mm inserted into an article are made in a format that allows editing and resizing them without additional reference to the authors. Figures made in Microsoft Excel should be duplicated with the source file in * .xls format with the observance of color requirements.

• When preparing a manuscript, one should be guided by the International System of Units SI.

Articles are subject to mandatory scientific review.

The editors reserve the right to reject articles that do not meet the specified requirements.

For publication of articles contact: 100167, Republic of Uzbekistan, Tashkent, st. Adilkhodzhaev, Building 1, room.: 333.

Phones: +998712990026; e-mail: [email protected]

Темир йул транспорти: долзарб масалалар ва инновациялар

Илмий-техник журнал

Железнодорожный транспорт: актуальные задачи и инновации

Научно-технический журнал

Railway transport: Actual Tasks and innovations Scientific and technical journal

Нашрга 2019 йил 1.07 да рухсат берилди. ^огоз формати 84х108/16. Х,ажми 5,25 б.т.

Адади 100. Буюртма №36-1/2019 ТошТИМИ босмахонасида нашрдан чикди Тошкент, Одилхужаев кучаси, 1.

Подписан в печать 1.07 2019 год. Формат бумаги 84х108/16. Объем 5,25 п.л. Тираж 100. Заказ №36-1/2019 Отпечатан в типографии ТашИИТ Ташкент, ул. Адылходжаева, 1.

© Тошкент темир йул мухдндислари институти, 2019 © Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, 2019 © Tashkent Institute of Railway Engineers, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.