Научная статья на тему 'Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства как инструмент развития экономики'

Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства как инструмент развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / SMALL BUSINESS / SPECIAL TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюшиева Л.К.

В статье рассматривается необходимость дальнейшего совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в области налогообложения. Предлагаются некоторые подходы к совершенствованию специальных налоговых режимов, способствующих активизации деятельности малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аюшиева Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of small business's tax system as a tool for economic development

The article deals with the necessity of the further improvement of the state support of the small business in the sphere of taxation. They suggest some approaches of the improvement of the special tax regimes to promote the activity of the small business.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства как инструмент развития экономики»

\

УДК 336.22:338.22 © Л.К. Аюшиева

Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства как инструмент развития экономики

В статье рассматривается необходимость дальнейшего совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в области налогообложения. Предлагаются некоторые подходы к совершенствованию специальных налоговых режимов, способствующих активизации деятельности малого бизнеса.

Ключевые слова: малое предпринимательство, специальные налоговые режимы.

© L.K. Ayushieva

The improvement of small business's tax system as a tool for economic development

The article deals with the necessity of the further improvement of the state support of the small business in the sphere of taxation. They suggest some approaches of the improvement of the special tax regimes to promote the activity of the small business.

Key words: small business, special tax regimes.

Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Развитие малого бизнеса поможет стране решить некоторые экономические вопросы. Необходимо отметить, что практика государственного регули-

84

рования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, должна реализовываться не только на федеральном, но и на региональном уровне. Местные власти так же заинтересованы в развитии малого предпринимательства в силу целого ряда причин:

- малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет;

- малые предприятия способствуют развитию территорий;

- они способствуют увеличению объема производимых товаров и услуг, решению проблем занятости и общему росту доходов;

- малые предприятия легче приспосабливаются к экономическим, географическим и национальным особенностям регионов.

С помощью специальной системы льгот и стимулов (снижение тарифов, налогов, аренда помещений и т.д.) местные власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее важны для социального и экономического развития территории, в т. ч. и пополнения бюджета. Со своей стороны, малое предпринимательство имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Оно заинтересовано в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т. к. большинство проблем развития малого бизнеса связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, они придают экономике необходимую гибкость и стабильность налогооблагаемой базы. Немалая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на субъекты малого бизнеса, которые достаточно устойчивы. При этом идет непрерывный процесс: тысячи новых предприятий входят в бизнес на смену становящихся банкротами. Это естественно. Малые предприятия, как правило, многопрофильны, они вынуждены гибко изменять свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы.

Большинство стран Европейского Союза разработали специальные программы по развитию конкурентоспособности национальных малых предприятий. Одно из основных направлений такой политики - финансовая поддержка малого бизнеса, в т. ч. с помощью предоставления налоговых льгот.

В Российской Федерации также принят федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где определены основные цели государственной политики в данной области:

- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [1].

Следует отметить, что к данной категории субъектов предпринимательской деятельности относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. При этом в законодательстве о государственной регистрации и в Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие «субъект малого или среднего предпринимательства» (согласно критериям, установленным Законом №209-ФЗ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает рассмотрение указанных субъектов экономической деятельности в качестве отдельной категории налогоплательщиков. В этой связи налоговые декларации не содержат признака отнесения налогоплательщика к категории малый (средний) бизнес, а в информационных ресурсах налоговых органов регионального и местного уровней отсутствует информация в разрезе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Говорить о налогообложении субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации можно лишь с определенной долей условности, т. к. при этом имеется в виду порядок выполнения налоговых обязательств лицами, применяющими специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) [2]. Это объясняется тем, что исходя из содержания соответствующих норм указанной главы НК РФ воспользоваться специальными налоговыми режимами могут сравнительно небольшие предприятия (по численности и объему годового оборота). Кроме того, сохранение названия особых систем налогообложения («Упрощенная система налогообложения», «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности») позволяет считать их налоговыми режимами, которые предусмотрены специально для малых форм предпринимательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе двух систем:

- общеустановленной системы налогообложения - общий режим (уплата всех налогов, установленных законодательством);

- системы специального налогообложения (упрощенной системы налогообложения (УСНО), системы налогообложения в виде единого налога

на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)).

Возможность выбора оптимальной системы налогообложения доходов (традиционная или специальный налоговый режим) является практически единственной возможностью для малых предприятий увеличить сумму чистой прибыли, эффективно использовать денежные потоки, связанные с перечислением денежных средств в бюджет.

Авторы работ, посвященных исследованию преимуществ и недостатков применяемой в России системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, отмечают, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности в должной мере не учитывают специфику именно малого предпринимательства и, как следствие, не стимулируют его развитие.

Для налогоплательщиков налоги олицетворяют конфликт общественных и личных интересов: понимание необходимости финансирования потребностей общества, в т. ч. социальных, противостоит главной цели коммерческой деятельности - получение максимальной прибыли с учетом той ее части, которая останется в полном распоряжении хозяйствующего субъекта. Для малых предприятий ситуация обостряется на фоне ограниченности финансовых, материальных и трудовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Поскольку налоги являются императивным рычагом, т.е. устанавливаются, изменяются и отменяются государством, формируют сумму бюджетных доходов и воздействуют на деятельность экономических субъектов на территории государства, существует насущная необходимость комплексного решения вопросов аккумулирования доходов в бюджеты всех уровней в сочетании с оптимизацией налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, особенно на малые предприятия.

Таким образом, одним из основных внешних факторов, влияющих на степень развития малого предпринимательства, является государственная налоговая политика. Приоритетным направлением современной налоговой политики является реализация мер, направленных на увеличение налогового потенциала предпринимательских структур, повышение уровня собираемости налогов и сборов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов. Следует принять во внимание, что налоговая политика государства, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста малых предприятий.

Налоговая политика в отношении малых предприятий должна формироваться на следующих принципах:

- стимулирование развития данных субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест;

- осуществление поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования;

- стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки.

Стратегическая задача налогового контроля, как и налоговой политики государства в целом, должна пониматься как максимальное привлечение налогоплательщиков (в т. ч. малых предприятий) к самостоятельной (добровольной) уплате налогов.

При этом следует учитывать тот факт, что количество зарегистрированных предпринимателей, планомерно растет. Так, в 2011 г. по сравнению с 2010 г., число предпринимателей без образования - юридического лица - в Республике Бурятия увеличилось на 310 чел. В 2010 г. на учете состояло 32 161 чел., в 2011 г. их численность составила 32 471 чел. Наблюдается динамика роста в поступлении налогов от плательщиков, расположенных на территории Республики Бурятия и перешедших на специальные налоговые режимы. Так, темп роста по УСН в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 118,8%, по ЕНВД и ЕСХН - 110,8% и 165,2% соответственно.

Специальные налоговые режимы, несомненно, способствуют развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако в них встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков. Одним из принципиальных вопросов заключается в том, что на упрощенную систему налогообложения предприятия и индивидуальные предприниматели переходят в добровольном порядке, в то время как на систему ЕНВД переводят по решению законодательной власти региона в обязательном порядке в зависимости от вида деятельности. Обоснованием этого различия является то, что УСНО изначально была направлена на создание благоприятных условий ведения бизнеса для нуждающихся в поддержке субъектов малого предпринимательства, а ЕНВД был призван пополнить доходы бюджетов за счет поступлений от тех хозяйствующих субъектов, чьи обороты фактически сложно проконтролировать.

Существует еще один способ налогообложения - упрощенная система налогообложения на основе патента, разновидность упрощенной системы налогообложения. Цель ее введения - поддержка и легализация самозанятого населения (мелкие бытовые услуги, репетиторство, ремесленничество и пр.); бизнеса, организуемого в большинстве случаев членами семьи.

Как показывает анализ практики применения специальных налоговых режимов, интерес к ним со стороны субъектов предпринимательства постоянно растет. Но при этом при отсутствии данных о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства, облагающихся по общепринятой системе, нет возможности достоверно сравнить эффективность различных систем налогообложения.

Действительно, упрощенная система является льготной в части применения пониженных ставок налогообложения, освобождения от ведения бухгалтерского учета и упрощения ведения налогового учета и сдачи отчетности в контролирующие органы. Несомненно, что данный льготный режим на начальной стадии позволяет предприятиям малого бизнеса сэ-

кономить значительную часть налоговых платежей за счет сокращения числа уплачиваемых налогов и использовать высвободившиеся оборотные средства в направлении повышения объемов производства и инвестиции. Таким образом, предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, имеют положительную тенденцию к своему росту и развитию. Однако упрощенная система налогообложения так же определяет как последствия приобретения, так и последствия утраты статуса налогоплательщика, и имеющиеся тенденции к росту и развитию ограничиваются установленными Налоговым Кодексом критериями, выраженными через ограничение дохода от реализации. При этом данные ограничения в значительной степени влияют на такие экономически важные для развития отрасли как производство и строительство, тем более, что упрощенной системой предусмотрен принудительный переход субъектов малого предпринимательства на общий режим налогообложения в случае превышения установленных размеров дохода и стоимости амортизируемого имущества.

В целях обеспечения стабильности положения налогоплательщиков-субъектов малого предпринимательства необходимо регулировать финансовое положение, в т. ч. и совершенствованием налогового законодательства. По моему мнению, необходимо учесть следующие основные направления совершенствования налогообложения малого предпринимательства:

1) увеличение и дифференциация предельных значений суммы годового дохода в зависимости от средней численности работников, включая средние предприятия;

2) установление повышенных значений ограничиваемых показателей для предприятий, производящих и реализующих высокотехнологичную продукцию и осуществляющих инновационную деятельность;

3) расширение перечня расходов, учитываемых для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения;

4) смягчение условий лишения налогоплательщика права использовать упрощенную систему налогообложения в случае однократного превышения предельных показателей в течение календарного года.

Устойчивое развитие любой экономической системы невозможно без учета изменений в малом секторе экономике. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа малое предпринимательство играет важную роль, его развитие является показателем успешности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды. Регулярное совершенствование налогового законодательства, касающегося малого предпринимательства, позволит создать дополнительные условия для повышения эффективности их деятельности, роста количества занятых в малом бизнесе, и как следствие, увеличение налоговых доходов региональных и местных бюджетов.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007).

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 26.12.08 г.)

2. Смагина И.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Право и экономика. - 2007. - № 11. - С. 74-79.

3. Митюрникова Л.А. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики и малого предпринимательства в сфере сервиса // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 160-164.

4. Ксенда В.М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства за рубежом // Налоговая политика и практика. - 2007. - № 11. - С. 42-46.

5. Льянова Ф. Использование упрощенной системы налогообложения малыми предприятиями в 2011 году // Предпринимательство. - 2010. - № 7. - С. 27-34.

Аюшиева Лариса Климентьевна, кандидат экономических наук, старший

преподаватель кафедры экономики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.

Ayushieva Larisa Klimentyevna, candidate of science in economics, senior teacher at

the Department of Economics, Buryat State University. Ulan-Ude, Ranzhurova str., 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.