Научная статья на тему 'Налоговый менеджмент на малых предприятиях'

Налоговый менеджмент на малых предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / SPECIAL TAXATION REGIMES / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / TAXATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюшиева Лариса Климентьева, Цыденова Эржена Чингисовна

В статье обосновывается необходимость налогового менеджмента в малом бизнесе. Проведен анализ налоговой базы по специальным налоговым режимам в Республике Бурятия. Обозначена необходимость принятия обоснованных управленческих решений при выборе системы налогообложения малыми предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аюшиева Лариса Климентьева, Цыденова Эржена Чингисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION MANAGEMENT IN SMALL ENTERPRISES

The article discusses the need for taxation management in a small business. The authors have conducted the analysis of the taxation basis for special taxation regime in the Republic of Buryatia. The need for sound management decisions is highlighted when choosing a system of taxation of small enterprises.

Текст научной работы на тему «Налоговый менеджмент на малых предприятиях»

УДК 33.338.2

НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Аюшиева Лариса Климентьева, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: Danlar71@mail.ru

© Цыденова Эржена Чингисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: erpun08@mail.ru

В статье обосновывается необходимость налогового менеджмента в малом бизнесе. Проведен анализ налоговой базы по специальным налоговым режимам в Республике Бурятия. Обозначена необходимость принятия обоснованных управленческих решений при выборе системы налогообложения малыми предприятиями.

Ключевые слова: малый бизнес, специальные налоговые режимы, налоговый менеджмент.

TAXATION MANAGEMENT IN SMALL ENTERPRISES

Larisa K. Ayushieva, PhD in Economics, Senior Lecturer Department of Personnel Management, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Erzhena Ch. Tsydenova, PhD in Economics, A/Professor Department of Accounting and Finances, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article discusses the need for taxation management in a small business. The authors have conducted the analysis of the taxation basis for special taxation regime in the Republic of Buryatia. The need for sound management decisions is highlighted when choosing a system of taxation of small enterprises. Keywords: small business, special taxation regimes, taxation management.

Налоги являются инструментом воздействия государства на экономическое поведение предприятий, при этом сами налоги выступают объектом управления. Налогоплательщики пытаются различными способами управлять налоговыми платежами, в особенности предприятия малого бизнеса. При этом выбор системы налогообложения, применяемой к этим предприятиям, весьма актуален. Малое предпринимательство стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего проводится работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов.

В связи с этим процесс управления налогами, или налоговый менеджмент, становится основной составляющей управленческой деятельности субъектов малого предпринимательства. Налоговый менеджмент проявляется в выполняемых им функциях планирования, организации, контроля и направлен на максимизацию ценности фирмы.

Если говорить о налогообложении субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, то в данном случае это порядок выполнения налоговых обязательств лицами, применяющими специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)[1]. Это объясняется тем, что исходя из содержания соответствующих норм указанной главы НК РФ воспользоваться специальными налоговыми режимами могут сравнительно небольшие предприятия (по численности и объему годового оборота). Кроме того, сохранение названия особых систем налогообложения («Упрощенная система налогообложения», «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности») позволяет считать их налоговыми режимами, которые предусмотрены специально для малых форм предпринимательской деятельности.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе двух систем:

- общеустановленной системы налогообложения — общий режим (уплата всех налогов, установленных законодательством);

- системы специального налогообложения (упрощенной системы налогообложения (УСНО), патентной системы, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН)).

Выбор оптимальной системы налогообложения доходов (традиционная или один из специальных налоговых режимов) является важной задачей для малых предприятий. Данный фактор влияет на возможность увеличить сумму чистой прибыли, эффективно использовать денежные средства. Для налогоплательщиков налоги олицетворяют конфликт общественных и личных интересов. Для малых предприятий ситуация обостряется на фоне ограниченности финансовых, материальных и трудовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении. В связи с этим налоговый менеджмент при создании предприятий малого бизнеса и в дальнейшей ее деятельности весьма актуален.

Количество предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, в Республике Бурятия на 01.01.14 г. составило 33 235 единиц, или 3,5 % от количества зарегистрированных. При этом наблюдается положительная тенденция роста налоговой базы малых предприятий, применяющих специальные налоговые режимы. Так, налоговая база предприятий в 2010 г. возросла на 13,8 % по сравнению с 2009 г., в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 14,5 %. Темп роста в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизился и составил 11,6 %, а в 2013 г. прирост составил 3 316 млн р. (или 13,7 %). При этом наблюдалась более стабильная ситуация у предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения. Иначе обстоит дело с налоговой базой организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями и применяющих систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога. Так, в 2010 г. отмечалось резкое повышение величины налоговой базы таких предприятий по сравнению с 2009 г. на 53 млн р. (или 74,6 %). Однако в 2012 г. произошел резкий спад величины налоговой базы, она снизилась на 43 млн р. по сравнению с предыдущим годом (табл. 1). Причиной такого спада являлось сокращение малых предприятий, занимающихся сельским хозяйством. Так, в 2012 г. число налогоплательщиков по данному виду налогов по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 873 ед. Вполне вероятно, что одной из причин сокращения числа предприятий могло быть вступление России во Всемирную торговую организацию. В связи с этим были отменены некоторые субсидии для сельхозпроизводителей, в том числе льготы на горюче-смазочные материалы. Также причиной спада хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей могло послужить ощутимое увеличение обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей, которое произошло в 2012 г.

Таблица 1

Налоговая база по специальным налоговым режимам за 2009-2013 гг. в Республике Бурятия, млн р.

Вид специального нало- 2009 2010 Темп 2011 Темп 2012 Темп 2013 Темп

гового режима роста, % к 2009 г. р°- ста, % к 2010 роста, % к 2011 г. роста, % к 2012 г.

Упрощенная система налогообложения 12225 13886 113,6 16157 116,4 18075 111,9 20936 115,8

Единый налог на вме- 4314 4885 113,2 5319 108,9 5944 111,8 6376 107,3

ненный налог

Единый сельскохозяй- 71 124 174,6 166 133,9 123 0,74 146 118,7

ственный налог

Всего 16610 18895 113,8 21642 114,5 24142 111,6 27458 113,7

Число налоговых поступлений в бюджет от малых предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, растет. Общая сумма поступивших налоговых платежей в 2013 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 736 млн р. Значительный рост налоговых платежей наблюдается от предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, где налогом облагаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Удельный вес налогов, поступающих от налогоплательщиков, применяющих УСНО, в сумме налогов, подлежащих уплате по отдельным специальным налоговым

режимам, составил в 2013 г. 76,3 %. Мы считаем, что одна из причин увеличения налоговых поступлений по УСНО — изменения в налоговом законодательстве. В целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы в Федеральном законе №204-ФЗ ФЗ с 1.01.2010 г. был повышен порог предельной величины доходов, что позволяет организации (индивидуальному предприятию) применять упрощенную систему налогообложения. Предельная величина доходов составила 60 млн р. в год (п. 4.1. ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). В таблице 1 не выделен один из видов специальных налоговых режимов — патентная система. Данная система налогообложения, как самостоятельная система налогообложения, была введена в Республике Бурятия 1 января 2013 г. (утверждена законом Республики Бурятия от 08.10.2012 г. № 2974-1У «О внесении изменений в закон Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации"»[2]. Она заменила действующую до 2013 г. упрощенную систему налогообложения на основе патента. Мы можем оценить лишь количество выданных патентов за этот период.С 2010 по 2012 г. наблюдалось их увеличение. Однако в 2013 г., после того как Патентная система налогообложения стала самостоятельным специальным налоговым режимом, наблюдалось резкое уменьшение количества налогоплательщиков, применяющих данную систему налогообложения. Количество выданных налоговыми органами патентов индивидуальным предпринимателям в период с 2010-2012 гг. возрастало с каждым годом. Так, в 2011 г. патентов было выдано больше на 35 %, чем годом ранее. В 2012 г. прирост количества выданных патентов составил 16 %. Но в 2013 г., когда на территории Республики Бурятия была введена Патентная система налогообложения, положительная динамика резко сменяется на отрицательную. Так, число выданных патентов резко сократилось на 3533 ед., или 80 % (табл. 2).

Таблица 2

Количество выданных патентов в Республике Бурятия за 2010-2013 гг.

Виды деятельности 2010 2011 2012 2013

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 77 103 102 29

Ремонт, окраска и пошив обуви 46 63 71 19

Изготовление и ремонт мебели 39 69 80 4

Распиловка древесины 104 186 193 -

Деятельность в области фотографии 31 40 39 5

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 74 125 160 8

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 113 147 140 42

Автотранспортные услуги 1483 1840 2063 316

Производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ 28 50 84 95

Услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству 22 42 60 39

Производство хлеба и кондитерских изделий 40 74 102 -

Передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках 90 120 140

Услуги общественного питания 442 624 740 57

Иные виды деятельности 243 340 462 289

Всего 2832 3823 4436 903

Причинами резкого падения популярности такого вида налогообложения могли послужить:

- возможное присутствие некоторого недоверия к новой системе налогообложения. Так, виды деятельности, по которым можно применять патентную систему налогообложения, в республике востребованы не все;

- сокращение перечня видов экономической деятельности, осуществляя которые, индивидуальные предприниматели могут воспользоваться патентом (от 69 до 47);

- различный доход, получаемый индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою экономическую деятельность на территории городов и сельской местности.

- резкое сокращение количества индивидуальных предпринимателей в 2012-2013 гг., которое было связано с увеличением фиксированных страховых взносов для индивидуальных предприятий в 2012 г.

Исходя из вышеизложенного, налоговые поступления в бюджет от предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, увеличиваются. На данную положительную динамику повлияло изменение структуры бизнеса ряда организаций, применение налогового менеджмента предприятиями.

В настоящее время принят закон РФ о налоговых каникулах (Федеральный закон № 477-ФЗ от

29.14.2014 г.) [3], в котором предусмотрена нулевая ставка налога для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения. При этом необходимо соблюдение определенных условий, отраженных в вышеуказанном законе. Данные изменения, безусловно, окажут влияние на выбор системы налогообложения субъектами малого предпринимательства.

В связи с постоянно изменяющимся налоговым законодательством роль налогового менеджмента заметно возрастает. Направленный на увеличение прибыли и инвестиционную привлекательность малого бизнеса налоговый менеджмент должен стать одной из важнейших функций управления предприятием.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. (ред. от

29.06.2015 г.)

2. О внесении изменений в закон Республики Бурятия «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»: закон Республики Бурятия от 08.10.2012 г. № 2974-IV.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон № 477-ФЗ от 29.14.2014 г.

References

1. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii [The Russian Tax Code] Federal Law No. 117-FZ of August 5, 2000. (amend. of June 29, 2015)

2. O vnesenii izmenenii v zakon Respubliki Buryatiya «O nekotorykh voprosakh nalogovogo regulirovaniya v Respublike Buryatiya, otnesennykh zakonodatel'stvom Rossiiskoi Federatsii o nalogakh i sborakh k vedeniyu sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Amendments to the Buryat Republic Law "On some issues of tax regulations in the Republic of Buryatia, related by the RF legislation on taxes and duties to jurisdiction of the Russian Federation"]. Law of the Buryat Republic No. 2974-IV of 8 October, 2012.

3. O vnesenii izmenenii v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii [Amendments to Part two of The Russian Tax Code]. Federal Law No. 477-FZ of December 29, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.