Научная статья на тему 'Совершенствование системы мотивации персонала как фактор повышения эффективности деятельности организации'

Совершенствование системы мотивации персонала как фактор повышения эффективности деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система мотивация персонала / производительность труда / трудовой потенциал / организационная структура. / personnel motivation system / labor productivity / labor potential / organizational structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басова Ольга Викторовна

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала как фактора повышения эффективности деятельности организации на примере турагентства. Методологической базой проведённой работы являются такие методы исследований, как сравнительный и экономико-статистический анализ на основе результатов деятельности организации. При разработке системы мотивации персонала сделана попытка увязать стратегические цели фирмы с личными целями сотрудников турагентства. Для этого предложен инструмент на основе использования показателей эффективности, привязанных к системе мотивирования персонала, обеспечивающий однозначное понимание стейкхолдерами критериев успешности и результативности решения поставленных задач. Среди нематериальных стимулов для работников турагентства предложено внедрение гибких графиков работы, компенсация затрат на питание, оплата транспортных расходов, внедрение добровольного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving staff motivation system as a factor for increasing of organization effectiveness

The aim of the work is the development of measures to improve the staff motivation system as a factor in increasing the effectiveness of the organization considering a travel agency. The methodological basis of the work carried out is such research methods as comparative and economic-statistical analysis based on the results of the organization. When developing a staff motivation system, an attempt was made to link the strategic goals of the company with the personal goals of travel agency employees. To this end, a tool is proposed based on the use of performance indicators tied to a staff motivation system that provides an unambiguous understanding by stakeholders of the criteria for success and effectiveness in solving tasks. Among intangible incentives for travel agency employees, the introduction of flexible work schedules, compensation for food costs, payment of transportation costs, and the introduction of voluntary medical insurance have been proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы мотивации персонала как фактор повышения эффективности деятельности организации»

Совершенствование системы мотивации персонала как фактор повышения эффективности деятельности организации

Басова Ольга Викторовна

начальник отдела международных программ, АО «НПО «Электронное приборостроение», office@npoep.ru

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала как фактора повышения эффективности деятельности организации на примере турагентства. Методологической базой проведённой работы являются такие методы исследований, как сравнительный и экономико-статистический анализ на основе результатов деятельности организации. При разработке системы мотивации персонала сделана попытка увязать стратегические цели фирмы с личными целями сотрудников турагентства. Для этого предложен инструмент на основе использования показателей эффективности, привязанных к системе мотивирования персонала, обеспечивающий однозначное понимание стейкхолде-рами критериев успешности и результативности решения поставленных задач. Среди нематериальных стимулов для работников турагентства предложено внедрение гибких графиков работы, компенсация затрат на питание, оплата транспортных расходов, внедрение добровольного медицинского страхования.

Ключевые слова: система мотивация персонала, производительность труда, трудовой потенциал, организационная структура.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что высокая эффективность работы персонала является основой устойчивого экономического роста. События, произошедшие в мире в первое десятилетие XXI в. во многом определили новые направления в деятельности субъектов хозяйственного взаимодействия, что не могло не повлиять на изменение подходов к деятельности менеджеров в сфере управления персоналом. Обеспечивая эффективность деятельности предприятия через уровень производительности труда, профессиональные знания и навыки, профессионализм, отношение к выполнению своих обязанностей, персонал предприятия становится стратегическим ресурсом [1-5].

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала как фактора повышения эффективности деятельности организации.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- определить принципы, направления, сущность мотивации персонала;

- дать характеристику системы мотивации персонала на предприятии;

- рассмотреть КР1 как ключевые показатели эффективности в системе мотивации персонала;

- выявить особенности управления персоналом ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП»;

- провести оценку эффективности системы мотивации персонала предприятия;

- разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала;

- провести оценку эффективности разработанных мероприятий.

Объектом исследования выступает ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП».

Предметом исследования является система мотивация как фактор повышения эффективности деятельности персонала.

Методологической базой исследования являлись методы исследования, как сравнительный анализ, экономико-статистический анализ.

Факторы мотивации и модели эффективности работы персонала

Эффективная деятельность предприятия напрямую связана с грамотным управлением персоналом. Осознание важности экономического эффекта и эффективности хозяйственного процесса, путей и факторов их повышения способствуют достижению поставленной цели, повышению конкурентных преимуществ в условиях динамичной рыночной среды.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см

0 см

01

О Ш

т

X

<

т О X X

Ряд авторов эффективность считают ключевой проблемой экономики, поскольку правильное понимание этой категории, умение точно ее измерить и на основе этого находить новые резервы ее повышения является основным профессиональным назначением экономистов [1-5].

В научных трудах до сих пор нет однозначных трактовок данной социально-экономической категории. Иногда эффективность считают искусственно вымышленным показателем, в котором нет необходимости при оценке результатов хозяйственной деятельности; в других случаях его отождествляют с другими категориями, предоставляя неточное содержания при трактовке [1-5].

Х.Я. Галиуллин, Г.П. Ермаков, М.В. Симонова отмечают, что содержание эффекта заключается в том, что это положительный результат деятельности. Эффект рассматривается как абсолютный показатель, который характеризует достигнутый в определенной форме (денежной, социальной, экологической и др.) результат [15].

Эффективность деятельности работника будет зависеть от того, насколько он профессионально справляется с поставленными целями и задачами. Эффективность работы персонала находится под влиянием различных факторов - мотивационных и стимулирующих (рис. 1).

Факторы, влияющие на эффективность работы персонала

1 1 1 1

Состояние Личные и Понимание Отношения с Профессионал

)ДОрО&ЬЙ деловые своей рабочей непосредствен ьные знания и

качества роли ным навыки

Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность работы персонала.

Все факторы роста эффективности труда персонала можно разделить на две обобщающие группы - внешние и внутренние. К группе внешних факторов обычно относятся те, которые объективно находятся вне контроля отдельного предприятия (экономические, политические, природно-климатические и др.), а к внутренним - т.е., на которые предприятие имеет непосредственное влияние. Именно с изменением внутренних факторов, таких как объем производства и численность, претерпевает изменения и обобщенный показатель эффективности предприятия - производительность труда.

Маслоу описывает путь от удовлетворения потребностей более низкого до более высокого порядка как рост созревания и движение от реактивных к проактив-ным моделям поведения. Предлагая возможности в рабочей обстановке, чтобы испытать достижение, завоевать уважение других и учиться, дает людям возможность расти в ответственных, независимых и гибких людей.

Мотивационный потенциал работника - это как экономическая категория, определяющая результативность трудовой деятельности и включает ее потенциал и совокупность мотивов и целей, которые характеризуют механизм активизации, то есть процесс формирования и реализации мотивов работников, отражается в конечных результатах труда. Мотивационные ресурсы предприятий представляют собой совокупность методов, средств и управленческих решений, направленных на закрепление положительного трудового поведения или опережений влияют на процессы формирования и

активизации соответствующих мотивов у работников с целью наиболее эффективного достижения целей предприятия и удовлетворения их потребностей.

Процессуальные теории мотивации считаются более современными, чем содержательные теории. Процессуальная теория специально не оспаривает существование потребностей, напротив, они используют теории содержания в качестве основы для своих исследований, но у них есть твердое убеждение, что поведение определяется не только потребностями.

Организационная структура турагентства

Турагентство ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» (Москва; ИНН 9721058885) зарегистрировано 22 ноября 2013 года. Основные виды деятельности ООО «тУр ЭКСПЕРТ ВИП»: деятельность туристических агентств (79.11), торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах (47.75), торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет (47.91).

В 2017 г. компания реализовала более 50 000 турпа-кетов, клиентам предлагается гибкая ценовая политика, качественный контент - красочные фото отелей и курортов, база отзывов. Компания предоставляет туры в Австрию, Турцию, Грецию, Хорватию, Болгарию, ОАЭ, Чехию, Таиланд, Кубу, Кипр, Черногорию, а также еще в 80 стран.

Основными целями ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» являются: получение максимальной прибыли, укрепление позиций на туристическом рынке. Задачи ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» в рамках указанных целей на 2019 год:

- обеспечить развитие новых туристических направлений;

- достижение долгосрочного сотрудничества с каждым клиентом, путем качественного обслуживания и гибкой ценовой политикой;

- сформировать положительный имидж предприятия у потенциальных клиентов.

Организационная структура ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» - линейно-функциональная, как и на большинстве российских предприятий.

Штат сотрудников ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» насчитывает 30 человек.

Организационная структура турагентства представлена на рис. 2.

Рис. 2. Организационная структура ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП».

Генеральный директор ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» осуществляет руководство деятельностью директора по туризму, начальника отдела маркетинга и рекламы, ведущего контент-менеджера, а также главного бухгалтера.

Рассмотрим функции основных подразделений и ключевых сотрудников ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП».

Задачи бухгалтерии:

- соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, учетной политике общества;

- формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности общества, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработке и осуществлении мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;

- осуществление бухучета хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за: движением имущества и выполнением обязательств; экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; сохранностью собственности общества.

Функциями ведущего контент-менеджера является:

- организация работы по наполнению карточек отелей интернет-магазина туров контентом;

- набор и обучение контент-менеджеров работающих удаленно;

- написание рабочей документации для менеджеров;

- управление группой контент-менеджеров,

- выполнение поручений непосредственного руководителя.

Основные функции начальника отдела маркетинга и рекламы:

- определение целей и задач рекламной деятельности;

- стратегическое и тактическое планирование рекламной деятельности турагентства;

- исследование рекламной деятельности конкурентов;

- изучение целевых аудиторий;

- взаимодействие с различными рекламными агентствами;

- взаимодействие с бухгалтерией;

- разработка проекта рекламного бюджета и представление его руководству для утверждения;

- контроль рекламной деятельности.

Функции веб-аналитика:

- составление ежедневной и еженедельной отчетности по ключевым показателям сайта;

- подготовка А/В тестов и анализ результатов;

- работа с системами веб-аналитики, настройка тре-кинга всех нововведений;

- аудит работы сайта, анализ их, пользовательского поведения и аудитории сайта;

- формирование рекомендаций по оптимизации и работе сайта на основе полученных данных.

В задачи SEO-оптимизатора входит:

- сбор коммерческих запросов, их группировка/распределение;

- составление по маске заголовков и т^а-тегов для на основе сложных шаблонов;

- составление развернутых технических заданий для копирайтеров;

- наращивание качественной ссылочной массы, разработка и реализация новых ссылочных стратегий (не включающих покупку ссылок через линк-брокеров);

- анализ и улучшение поведенческих факторов;

- глубокая web-аналитика в разрезе органического трафика;

- участие в анализе алгоритмов работы поисковых систем и выработке стратегий;

- предложения по улучшению оптимизации, юзаби-лити, подачи конверсии.

В обязанности менеджеров по туризму входит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подбор туров заявкам клиентов с сайта и с телефона;

- продажа туров по массовым направлениям;

- бронирование туров через системы бронирования туроператоров;

- сопровождение клиента после покупки тура на всех этапах сделки.

Рассмотрим динамику основных финансово-экономических показателей деятельности туристического агентства, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» за 2017-2018гг.

Наименование показателя Ед. изм. 2017 год 2018 год Отклонение

Абсолютное %

Выручка от реализации услуг тыс. руб. 33673 37420 3747 11,13

Численность персонала чел. 27 30 3 11,11

Среднегодовая выработка 1 сотрудника тыс. руб. 1247,1 1247,3 0,18519 0,01

Себестоимость, в том числе тыс. руб. 22578 27811 5233 23,18

Фонд заработной платы персонала тыс. руб. 15000 18010 3010 20,07

Затраты на аренду тыс. руб. 5780 6200 420 7,27

Затраты на продвижение тыс. руб. 766 971 205 26,76

Прочие расходы тыс. руб. 1032 2630 1598 154,84

Среднегодовая заработная плата 1 сотрудника тыс. руб. 555,6 600,3 44,78 8,06

Затраты на 1 руб. реализации коп. 0,67 0,74 0,073 10,84

Прибыль от реализации тыс. руб. 11095 9609 -1486 -13,39

Рентабельность продаж % 32,95 25,68 -7,27 -

Рентабельность деятельности % 49,14 34,55 -14,59 -

Текучесть персонала % 26,8 28,3 + 1,5 -

По данным таблицы 1 наблюдается увеличение выручки от реализации услуг на 11,13%, или на 3747 тыс. руб., объем продаж турпакетов составил 37420 тыс. руб. Численность персонала выросла на 3 чел., и составила 30 чел., среднегодовая выработка 1 сотрудника возросла с 1247,1 тыс. руб. до 1247,3 тыс. руб. Годовой фонд заработной платы персонала увеличился на 20,07%, составив 18010 тыс. руб. Соответственно среднегодовая заработная плата 1 сотрудника также изменилась: 55,6 тыс. руб. в 2017 году и 600,3 тыс. руб. в 2018 году. Показатель себестоимости 2018 года вырос на 23,18% по сравнению с 2017 годом. Затраты на 1 рубль реализации также увеличились незначительно - на 10,84% или на 7,3 коп. Прибыль от реализации услуг сократилась на 1486 тыс. руб. или на 13,39% и составила 9609 тыс. руб. Негативно можно оценить рост текучести персонала ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» в 2018 г. до 28,3%.

Динамика показателей деятельности турагентства дана на рис. 4.

Переходя к показателям, характеризующим эффективность деятельности компании, можно отметить, что в 2018г. рентабельность деятельности снизилась на 14,59% по сравнению с базовым годом, и составила

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м о

34,55%, а рентабельность продаж снизилась с 32,95% до 25,68% (рис. 5).

о см о см

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Выручка огреет«за продусции, ^рспуг

Себестоимость

Прибыль отреапмацни

Рис. 4. Основные показатели деятельности ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» за 2017-2018гг.

49.14

3295 3455

Рентабельность прада*

Рентабельность дентельчостн

□ ¿01? в ¿019

Рис. 5. Динамика значений показателей рентабельности продаж и деятельности ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» за 20172018гг.

Таким образом, ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» предлагает туры от 120 крупных российских туроператоров по всем массовым туристическим направлениям. Деятельность турагентства в 2018 г. была менее эффективной, чем в 2017 г., что можно объяснить как общими негативными тенденциями на туристском рынке, так и превышением темпов роста себестоимости над темпами роста выручки от реализации турагентстских услуг.

Особенности системы управления персоналом турагентства

Трудоустройство в ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» происходит в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. В компании действуют разнообразные системы премирования и мотивации персонала с целью вознаграждать за индивидуальные результаты.

В ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» отсутствует должность менеджера по управлению персоналом, или служба управления персоналом. Функции управления персоналом в турагентстве выполняют администраторы. Управление персоналом агентства со стороны администратора часто рассматривается в плане контроля выполнения требований трудовой дисциплины, правил корпоративной культуры, обслуживания клиентов, создания и поддержания позитивного психологического климата в коллективе.

Мотивации персонала на предприятии уделяют много внимания. Ведь, хорошо понимают, что именно мотивация работников - это один из самых главных «двигателей» человеческой деятельности. Чтобы пра-

вильно сформировать механизм мотивации и разработать действительно эффективно систему стимулирования, необходимо знать потребности подчиненных и использовать все возможности для создания таких условий, чтобы у персонала не возникало никакого желания быстрее найти лучшую работу.

Руководитель ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» в процессе деятельности применяет различные методы мотивирования работников.

Элементы моральной мотивации турагентства включают:

- возможность обучения как непосредственно на рабочем месте, так и вне предприятия с частичной или полной оплатой за счет организации;

- льготы по предоставлению бесплатного питания в течение рабочего дня, служебного транспорта, а также возможность пользоваться продукцией (услугами) предприятия по льготным ценам.

Элементы материальной мотивации:

- премии в размере 7% с продаж в сверхурочное время, а также надбавки к зарплате за напряженные условия труда.

- премии сотрудникам за отзывы-благодарности.

Методы мотивации, направленные на повышение

эффективности текущей деятельности предприятия:

- премии в размере 7% с продаж в сверхурочное время, а также надбавки к зарплате за напряженные условия труда.

- премии сотрудникам за отзывы-благодарности.

Разработанные принципы мотивации являются основой, на которой базируется управление на всех уровнях. Большую роль на предприятии играют нематериальные способы мотивации. Они влияют на поведение работников все больше. Работники предприятия любят свою работу и потому фирма приобретает все большую популярность и количество клиентов постоянно растет. Потому что персонал выполняет ту работу, которая нравится, а это способствует самореализации и самоутверждению, он получает не только удовольствие, но и сможет достичь лучших результатов, потому что будет хорошо мотивированным. К нематериальным методам стимулирования, которые используют в турагентстве относят организацию обучения и повышения квалификации, различные формы публичного признания, благодарности, грамоты, награды и почетные награды. При смешанных методах мотивирования происходит сочетание материального и нематериального стимулирования. К методам, применяемым входящим: ценные подарки, именные канцтовары, медицинское страхование, возможность бесплатно посещать фитнес-центр, отдых за счет фирмы и прочее.

Организация заработной платы в ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» базируется на таких принципах:

- учитывается размер минимальной зарплаты, который устанавливает государство;

- заработная плата каждого работника зависит от его вклада в общий результат;

- материальное стимулирование работников к росту производительности его труда;

- анализ заработной платы в конкурирующих фирмах;

- рациональная система оплаты;

- постоянный мониторинг оплаты труда и выплаченных вознаграждений и премий;

- солидарность.

В ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» действует эффективная система вознаграждений. Чем больше функций выполняет работник и несет большую ответственность, тем большая доля премий и дополнительных выплат ему принадлежит. Вознаграждения имеют ценность для работников и являются конкурентоспособными по сравнению с другими фирмами. Кроме заработной платы персонал получает премии и бонусы, которые зависят от производительности его труда, количества привлеченных клиентов, выполнение производственных задач и функций, конечных результатов деятельности. Премию получают работники за особые творческие успехи, а также выполнения важных задач.

В ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» уделяют много внимания современным методам мотивации: создание благоприятного психологического климата, справедливое распределение доходов, высокая степень ответственности, возможности для обучения и развития, признание и одобрение результатов труда. Внутренние стимулы играют важную роль при осуществлении стимулирования. Если работник чувствует, что его эксплуатируют, он всегда будет недоволен своей работой. Возможность проявлять свою фантазию, творчество и инициативность вызывает желание вложить больше сил в работу, лучше проявить себя и достичь высших результатов. Персонал туристического предприятия может реализовать свой потенциал и получить справедливое вознаграждение, он пытается работать более продуктивно. Работники туристической фирмы очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, испытывают психологический дискомфорт. Поэтому особое внимание здесь уделяют созданию оптимальных условий труда. Как известно, хорошие условия труда могут усилить мотивацию, а плохие - неблагоприятно влияющих на здоровье работающих.

Руководитель туристической фирм всегда помнит, что текучесть кадров негативно влияет на работу предприятия и персонала. Ведь, это не способствует созданию крепкой команды, которая будет эффективно работать. Плохие взаимоотношения с коллегами сильно влияют на излишнюю текучесть, поэтому благоприятный психологический климат в коллективе так важен. Соблюдение кодекса корпоративной этики и норм поведения помогает создать эффективно работающую команду, уменьшить возможность возникновения и развития конфликтов.

Главными мотивирующими факторами в ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» в настоящее время являются уровень заработной платы и возможность карьерного роста.

Система мотивации персонала ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП» требует совершенствования с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента:

1. Мотивационную систему на предприятии целесообразно сформировать таким образом, чтобы каждый работник был заинтересован в делегировании ему большей судьбы полномочий и направлять работу каждого на положительный результат.

2. Разработать систему повышения квалификации для менеджеров среднего звена: провести ряд тренингов для работников, обязать отдел кадров находить профильные семинары, тренинги для менеджмента предприятия и проводить такое обучение постоянно.

3. Провести автоматизацию отдела подбора персонала с целью облегчения и улучшение работы последнего.

4. Использовать методы повышения мотивации и улучшения качества работы: мотивация знаниями; награды за вклад команды и на индивидуальном уровне;

четкая и справедливая система вознаграждении; введение корпоративной культуры и др.

Выводы

В результате исследования можно сделать ряд выводов о значимости заработной платы для персонала: зарплата крайне важный показатель их деятельности; в современных условиях уровень заработной платы персонал связывает с самооценкой и статусом в обществе; имеет место тесная связь между зарплатой, уважением, отношениями в коллективе; работники ООО «ТУР ЭКСПЕРТ ВИП», уделяют внимание системе оплаты труда и справедливости оценки труда.

При разработке системы мотивации сделана попытка увязать стратегические цели предприятия с личными целями сотрудников турагентства. Для этого предложен наиболее продуктивный инструмент - использование показателей эффективности, привязанных к системе мотивирования - KPI, обеспечивающий однозначное понимание всеми сторонами критериев успешности и результативности решения поставленных задач. Среди нематериальных стимулов для работников предложено внедрение гибких графиков работы, компенсация за питание, оплата транспортных расходов, внедрение добровольного медицинского страхования.

Общий доход в результате предложенных мероприятий составит: 3423,6 тыс. руб. Экономический эффект от внедрения мероприятий составит 3083,6 тыс. руб. Срок окупаемости мероприятий: 0,1 года. Эффективность мероприятий составит 10 ед. Данные показатели свидетельствуют об эффективности предложенных мероприятий.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации. Эффективность работы персонала определяется как социально-экономическая категория, которая отражает реальный уровень отдачи труда при необходимом обеспечении персонала основными и оборотными фондами в условиях негативного влияния нестабильной внешней среды, что позволило более полно охарактеризовать основные принципы процесса формирования трудового потенциала. Все факторы роста эффективности труда персонала можно разделить на две обобщающие группы - внешние и внутренние. Анализ мотивационной политики рассматриваемого турагентства, показал, что в организации: отсутствует связь материального поощрения работника с его вкладом в конечный результат; отсутствует прозрачная и объективная система оценки персонала агентства; используются одинаковые инструменты мотивации для представителей разных категорий персонала.

Литература

1. Абрамов С.М., Чащегорова Н.А., Везнер Л.Н. Производительность труда как показатель эффективности управления персоналом. Экономика и предпринимательство. 2018. №5. С. 1049-1054.

2. Бездудная А.Г., Кадырова О.В., Лебедев В.Г. Экономическое управление промышленным предприятием. Учебник. Санкт-Петербург. 2016. 230 с.

3. Беляева О.В., Мальсагов Р.Б. Производительность труда в системе оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Европейский журнал социальных наук. 2017. №5. С. 82-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS

in

4. Галиуллин Х.Я., Ермаков Г.П., Симонова М.В. Эффективность как категория теории эффективности. Экономика и предпринимательство. 2016. №9. С. 555-562.

5. Шахбанов Р.Б., Муртузалиев Ш.М. Эффективность как экономическая категория. Актуальные вопросы современной экономики. 2016. №2. С. 71-73.

6. Сулимова Е.А. Корпоративная социальная ответственность: особенности развития // Инновации и инвестиции. 2014. № 7. С. 69-70.

7. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А. Влияние современных технологий на парадигму менеджмента // Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С. 125-131.

8. Мумладзе Р.Г., Афонин И.Д., Афонин А.И., Смирнов В.А. Социология управления и управленческой деятельности : Учебник для бакалавров / Москва, 2015.

9. Гужина Г.Н., Назаршоев Н.М. Система управления должностным развитием кадров через индивидуальное карьеростроительство // Инновации и инвестиции. 2016. № 10. С. 275-279.

10. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Критерии эффективности кадровой политики // Инновации и инвестиции. 2015. № 10. С. 117-119.

11. Сысоева Е.В. Управление формированием конкурентоспособности трудового потенциала организации на основе разработки ее кадровой стратегии с учетом изменений во внешней и внутренней среде // Инновации и инвестиции. 2017. № 1. С. 85-90.

12. Сысоева Е.В. Основы подготовки кадрового резерва в организации // Инновации и инвестиции. 2018. № 1. С. 237-241.

Improving staff motivation system as a factor for increasing of

organization effectiveness Basova O.V.

JSC «RPA «Electronic device engineering» The aim of the work is the development of measures to improve the staff motivation system as a factor in increasing the effectiveness of the organization considering a travel agency. The methodological basis of the work carried out is such research methods as comparative and economic-statistical analysis based on the results of the organization. When developing a staff motivation system, an attempt was made to link the strategic goals of the company with the personal goals of travel agency employees. To this end, a tool is proposed based on the use of performance indicators tied to a staff motivation system that provides an unambiguous understanding by stakeholders of the criteria for success and effectiveness in solving tasks. Among intangible incentives for travel agency employees, the introduction of flexible work schedules, compensation for food costs, payment of transportation costs, and the introduction of voluntary medical insurance have been proposed. Key words: personnel motivation system, labor productivity, labor potential, organizational structure.

References

1. Abramov S.M., Chashegorova N.A., Vezner L.N. Labor produc-

tivity as an indicator of the effectiveness of personnel management. Economics and Entrepreneurship. 2018. №5. P. 10491054.

2. Bezdudnaya A.G., Kadyrova O.V., Lebedev V.G. Economic man-

agement of an industrial enterprise. Textbook. Saint Petersburg. 2016. 230 p.

3. Belyaeva O.V., Malsagov R.B. Labor productivity in the system

of evaluating the effectiveness of the financial and economic activities of the organization. European Journal of Social Sciences. 2017. №5. P. 82-86.

4. Galiullin H.Y., Ermakov G.P., Simonova M.V. Efficiency as a cat-

egory of efficiency theory. Economics and Entrepreneurship. 2016. №9. P. 555-562.

5. Shakhbanov R.B., Murtuzaliev Sh.M. Efficiency as an economic

category. Actual issues of the modern economy. 2016. №2. 3. 71-73.

6. Sulimova E.A. Corporate Social Responsibility: Features of De-

velopment // Innovations and Investments. 2014. No. 7. P. 6970.

7. Nikulin L.F., Sulimova E.A. The influence of modern technology

on the management paradigm // Innovations and Investments. 2018. No. 2. P. 125-131.

8. Mumladze R.G., Afonin I.D., Afonin A.I., Smir-nov V.A. Sociology

of Management and Management: A Textbook for Bachelors / Moscow, 2015.

9. Guzhina G.N., Nazarshoev N.M. The management system for the

official development of personnel through individual career development // Innovations and Investments. 2016. No. 10. S. 275-279.

10. Guzhin G.N., Guzhin A.A. Efficiency criteria of personnel policy // Innovations and investments. 2015. No. 10. P. 117-119.

11. Sysoeva E.V. Management of the formation of competitiveness of the labor potential of an organization based on the development of its personnel strategy taking into account changes in the external and internal environment // Innovations and Investments. 2017. No. 1. P. 85-90.

12. Sysoeva E.V. Fundamentals of training personnel reserve in the organization // Innovations and Investments. 2018. No. 1. S. 237-241.

О Ш

m x

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.