УДК 338.2
О. Г. Тимофеева, И. Г. Перепелкин, О. В. Михайлова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Аннотация: несмотря на то, что в последнее время среди наиболее важных проблем, оказывающих влияние на эффективную реализацию национальных проектов, выделяют проблему распределения между субъектами Российской Федерации межбюджет ных трансфертов, актуальным остает ся поиск кардинально новых современных инструмент ов государственного регулирования. На примере рассмотрения современного сост ояния развития сельскохозяйственной отрасли в Курской области Российской Федерации, были определены направления внедрения инновационных проектов, предложены в качестве инновационных инструмент ов государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации цепочки создания стоимости.
Ключевые слова: сельское хозяйство, Курская область, Российская Федерация, государственная программа, инновационные проект ы, государст венное регулирование, цеп очка создания стоимости.
UDK 338.2
0. G. Timofeeva,
1. G. Perepelkin,
О. V. Mikhailova
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF PRIORITY BRANCHES OF THE ECONOMY OF
REGIONS
Abstract: despite the fact that recently among the most, important problems affecting the effective implementation of national projects there has been a problem of the distribution of inter -budget transfers between constituent entities of the Russian Federation, the search for radically new modern instruments of state regulation remains relevan t. Based on an example of о review of the current state of development of the agricultural industry in the Kursk region of the Russian Federation, directions for the implementation of innovative projects were identified, and value chains were proposed as innovative tools for state regulation of agriculture in the Russian Federation.
Keywords: agriculture, Kursk region, Russian Federation, state program, innovative projects, state regulation, value chain.
Введение
Реализация 12 национальных проектов становится стратегической задачей для всех органов власти на ближайшее время. В настоящее время в Российской Федерации реализуются следующие национальные проекты: здравоохранение, образование, демография, культура, безопасные и качественные автомобильные дороги, жилье и городская среда, эко-
1)()1: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-100-107
логия, наука, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в рамках которых разработаны более 70 федеральных проектов. Согласно оценкам Правитель-
ства РФ, не менее 60 % мероприятий, планируемых в рамках нацпроектов, относятся к полномочиям субъектов РФ, и будут осуществляться в виде проектов каждого конкретного региона или даже муниципалитета [1].
Широко используемые инструменты государственного и муниципального управления, направленные на реализацию национальных проектов, не во всех сферах эффективно используют имеющиеся ресурсы. Так, среди таких направлений можно выделить сельское хозяйство [2].
Существующая государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли выражается в следующих формах: сохранение определённых цен на разные виды сельскохозяйственной продукции (регуляция рыночной цены обеспечивает рентабельность производства) путём контроля внешней торговли и другими инструментами; выделение субсидий, компенсационные выплаты; льготное кредитование крестьян; льготное налогообложение сельскохозяйственных организаций; финансирование научных исследований, образования и повышения квалификации работников сельского
В структуре валового регионального продукта Курской области сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет 18,4 %; обрабатывающие производства — 20,7 %.
хозяйства; меры привлечения прямых иностранных инвестиций; развитие сельской инфраструктуры; рекультивация земель и ирригационные проекты; разработка нормативно-правовых актов и другие [3] .
Анализ динамики и структуры обрабатывающих производств в сельскохозяйственной отрасли
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в рамках реализации федерального проекта выделено 40,8 млрд руб. Это необходимо для развития сельскохозяйственной отрасли в Российской Федерации1.
По данным Росстата2 в Курской области наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта (ВРП). Прирост валового регионального продукта в 2016 году по сравнению с 2010 годом составил 170953,1 млн рублей, что составляет 88,28 %.
При сравнении ВРП на душу населения в 2016 году с 2010 годом, можно определить, что прирост составил 153 792,4 рублей (темп прироста составил 89,77 %) (табл. 1).
Определим темп прироста обрабатывающих производств Курской области (табл. 2).
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Темп прироста, %
Обрабатывающие производства 82608 94857 104612 114020 119510 141933 167 197 102,40
Таблица 1
ВРП Курской области на душу населения, млн руб.
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп прироста, %
ВРП на душу населения 171,322 203,676 221,537 242,646 266,769 301,242 325,114 89,77
Таблица 2
Динамика обрабатывающих производств Курской области, млн руб.
1 Официальный сайт Правительства России: http://government.ru
2 Информационной базой данного исследования послужили источники Федеральной службы государственной статистики, находящиеся в открытом доступе на сайте gks.ru
В 2016 году увеличение объема отгруженных товаров собственного производства по сравнению с 2010 годом составило 84 589 млн рублей (темп прироста составил 102,4 %).
На рисунке 1 представлена структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств по видам деятельности в Курской области в 2016 г.
■ Производство пищевв1х продуктов, включая напитки, и табака
□ Производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновв1х и пластмассоввк изделий
Я Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
□ Производство машин, транспортнвк средств и оборудования
Ш Целлюлозно-бумажное производство; издателвская и полиграфическая деятелвноств
ЕЭ Металлургическое производство и производство готовв1хметаллических изделий
ЕЭ Текстилвное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
□ Прочие вида обрабатвтаюпщх производств
Рис. 1. Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ н услуг собственными силами обрабатывающих производств по видам деятельности в 2016 году
На рисунке 1 хорошо видно, что основную долю (48 %) составляют производства пищевых продуктов, включая напитки и табак. На втором месте — производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пласт-
массовых изделий (20 %), на третьем — производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (12 %).
Рассмотрим динамику производства продукции в Курской области по основным видам продукции (табл. 3).
Таблица 3
Динамика производства продукции в Курской области по основным видсим.
продукции, тыс. т
Вид продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп прироста, %
сахар — песок 256,78 434,23 481,59 416,75 380,75 354,53 442,87 72,47
мясо и субпродукты — всего 35,57 27,89 38,21 91,08 144,85 186,96 222,64 525,84
мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур: смеси из них 192,19 188,14 188,34 192,94 195,25 214,39 204,03 6,16
хлеб и хлебобулочные изделия 85,72 86,07 80,55 80,08 77,85 76,74 72,74 -15,14
Крупа 24,02 21,11 21,55 29,67 55,10 47,60 44,02 83,29
цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 35,38 25,67 28,11 30,25 31,33 47,20 41,44 17,13
Таким образом, для Курской области основными видами обрабатывающих производств являются производства сахара-песка, мяса и субпродуктов, круп, муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них.
Наибольший темп прироста наблюдается по производству мяса и субпродуктов — 525,84 %, на втором месте — производство крупы (83,29 %), на третьем — производство сахара-песка (72,47 %). Такой прирост производства мяса и субпродуктов можно объяснить импортозамещением (значительное
увеличение производства, начиная с 2014 года). Динамика производства крупы и сахара-песка — нестабильна, так как напрямую зависит от урожайности [4].
250.00 200.00 150.00 100.00
Стабильность развития предприятий по производству мяса и субпродуктов подтверждает рисунок 2 (коэффициент детерминации равен 0,9248).
50.00 0.00
-Объем производства мяса и субпродуктов - всего, тыс.т.
-Линейный (Объем производства мяса и субпродуктов - всего, тыс.т.)
Рис. 2. Производство мяса и субпродуктов
На рисунке 3 представлена динамика производства крупы в Курской области за 2010—2016 гг. (коэффициент детерминации равен 0,6574). Зависимость можно охарактеризовать как линейную, однако, на-
блюдается неравномерность производства, связанная с государственной поддержкой сельхозпроизводителей в период импорто-замещения, связанного с введением антироссийских санкций.
-Объем производства крупы, тыс.т. -Линейный (Объем производства крупы, тыс.т.)
Рис. 3. Динамика производства крупы в Курской области за 2010—2016 гг.
При рассмотрении динамики произвол- выявлена неравномерность развития дан-ства сахара-песка в Курской области была ной сферы (табл. 4).
Таблица 4
Динамика производства сахара-песка в Курской области
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп прироста, %
Российская Федерация в целом, тыс. т 2782 4753 4877 4468 4607 5135 5794 108,27
Курская область, тыс. т 257 434 482 417 381 355 443 72,37
доля Курской области по производству сахара-песка, % 9,23 9,14 9,87 9,33 8,26 6,9 7,64 -17,23
В таблице 4 хорошо видно, что в целом, в Российской Федерации, а также в Курской области производство сахара-песка в 2016 году по сравнению с 2010 годом увеличилось (темп прироста составил 108,27 %), однако, доля производимого сахара-песка в Курской области снизилась с 9,23 %
до 7,64 %. Таким образом, несмотря на неустойчивый характер развития свеклосахарной промышленности в Курской области, существует значительный потенциал для ее развития.
На рисунке 4 изображена динамика посевных площадей в Курской области.
1800000 1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
1618366
1663099 1655737
1481721 1543210 1558202
99514 109904 112018 94536 100489 97421 115657 117820
— Вся посевная плошадь.га — ♦— сахарная свекла (фабричная),га
Рис. 4. Динамика посевных площадей в Курской области, га
На графике видно, что общая посевная площадь увеличилась на 300413 га (темп прироста 22,16 %), увеличение посевных площадей сахарной свеклы произошло на 18306 га (темп прироста 18,4 %). Увеличение посевных площадей сахарной свеклы произошло пропорциональной к общему увеличению.
На рисунке 5 представлена карта с указанием посевной площади сахарной свеклы в Курской области1.
На рисунке 5 хорошо видно, что больше всего посевных площадей, занятых выращиванием свеклы в Рыльском (12870 га), Бело-вском (9358 га) и Кореневском (4372 га) районах (юго-западные районы Курской области).
Малоархангельск
Железногорск
на-Буда
1 491
9Б0 Га ^
ИБ
Ш
°И 12 870 Га)
С 4 372 Га) « «7 Га 4 /
? А У
I
749 Га
( 600 г( 550 Га Д^ДДВЯ -Курск
□в <
г—/ \т«а _ ^
2 781 Га
1 985 Га '
552 Га
I ш
и!ж ры
I 732 Га
/
Га
33 / ?
270 Га
785 Га '
Белополье
ая область
Губкин
Старый Оскол
Сумы
Белгородская область • чернянка
Рис. 5. Карта распределения посевных площадей сахарной свеклы, а также расположение сахарных заводов в Курской области
1 Составлено на основе данных официального сайта сельхозпортал.рф
Хорошо видно, что одна группа сахарных заводов расположена на юго-западе области (ОАО «Сахарный комбинат Льговский», ЗАО «Теткинский сахарный завод», ООО «Промсахар», ООО «Белсахар», ООО «Сахаринвест»), вторая — на востоке (ОАО «Кривец-сахар», ЗАО «Кшенский сахарный комбинат», ЗАО «Олымский сахарный завод»), Золотухинский сахарный завод обособлен от групп и находится в северной части области.
Таким образом, можно выделить 2 основных кластера с предприятиями сахарной промышленности: юго-западный и восточный, а также ООО «Сахар Золотухине».
Это необходимо учитывать при дальнейшем территориальном планировании развития сельскохозяйственной инфраструктуры с использованием инновационных проектов.
Создание цепочек стоимости как инструмент государственного регулирования
Обеспечение эффективного развития сельского хозяйства невозможно без рассмотрения его как целостной системы, включающей все подсистемы его функционирования: непосредственное производство продуктов питания, их переработка, производство машин и оборудования для данной отрасли.
В настоящее время в странах Европейского Союза идет пересмотр целей в рамках сельскохозяйственной политики. Среди основных приоритетов можно выделить:
1) обеспечение жизнеспособного производства продуктов питания;
2) обеспечение устойчивого управления природными ресурсами и климатическими действиями;
3) содействие сбалансированному территориальному развитию1.
Так, появляется необходимость комплексного, эффективного, не наносящего ущерба экологии, сбалансированного развития и модернизации сельскохозяйственной отрасли.
1 Официальный сайт Европейской комиссии https://ec.europa.eu/agriculture/research-innovation_en
И если действующие в Российской Федерации в настоящее время инструменты государственного управления и поддержки сельскохозяйственной отрасли способны обеспечить достижение первого пункта («обеспечение жизнеспособного производства продуктов питания»), то для реализации 2 и 3 пунктов требуется разработка новых, более современных инструментов и механизмов.
В качестве такого инструмента может стать создание цепочек создания стоимости [5].
На рисунке 6 представлены для Курской области возможные цепочки стоимости, как инструмента государственного регулирования для обеспечения устойчивого управления природными ресурсами и климатическими действиями, а также содействия сбалансированному территориальному развитию.
Применение данного инструмента становится возможным только в случае эффективного территориального и социально-экономического планирования.
Еще одним инновационным для Российской Федерации инструментом регулирования сельского хозяйства может стать создание, наподобие Европейского инновационного партнерства в области сельского хозяйства (Е1Р-АСШ) в странах Европейского Союза — объединения фермеров, консультантов, исследователей, переработчиков сельхозпродукции, научно-производственные объединений и других участников в качестве партнеров в области инноваций в сельском хозяйстве. Цель такого объединения — создание и применение конкурентоспособных и устойчивых методов ведения сельского хозяйства, которые «достигают большего и лучшего из меньшего». Он способствует обеспечению стабильных поставок продовольствия, кормов и ресурсов в гармонии с основными природными ресурсами, от которых зависит сельское хозяйство. В данном случае, роль государства заключается только в выполнении орга-низационно-координирующих функций, не требующих существенных финансовых вложений.
Рис. 6. Примеры цепочек стоимости для Курской области в сфере сельского хозяйства
Заключение
Таким образом, необходимо развивать имеющиеся инструменты государственного регулирования развития приоритетных отраслей в регионе. Развитие сельского хозяйства должно осуществляться с учетом современных научных исследований, инновационных и системного подходов, позволяющих решить проблему не только на
территории конкретного субъекта федерации, но и учитывать интересы всего государства. Для этого необходимо установить наиболее важные направления для обеспечения продовольственной безопасности, оценить экологическую обстановку на территории и возможности ее изменения, цифровую трансформацию и международное сотрудничество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рябухии С. Н. Проблемные вопросы выполнения национальных проектов [Электронный ресурс] / С. Н. Рябухин // Бюджет. -Экономика. — № 4 апрель 2019. — 22 апреля 2019. — Режим доступа: http://bujet.ru/ агйс1е/374787.рЬр
2. Перепелкин И. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства регионов как приоритетный способ восстановления экономики АПК ЦФО / И. Г. Перепелкин, М. В. Шатохин // Дельта науки. — 2017. — № 1. — С. 100—103.
3. Коварда В. В. Особенности инструментов стимулирования регионального развития в России / В. В. Коварда, О. Г. Тимофеева // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2018. — № 8. — С. 135—143.
4. Перепелкин И. Г. Проблемы реализации оптимальной стратегии развития сельского хозяйства регионов России на современном этапе экономики / И. Г. Перепелкин // Региональный вестник. — 2017. — № 2 (7). — С. 44—46.
5. Тимофеева О. Г. Инновационные инструменты государственного регулирова-
ния ресурсосбережения для Российской Федерации / О. Г. Тимофеева, О. В. Михайлова // Регион: системы, экономика, управление. — 2019. — № 2 (45). — С. 90—97.
Юго-Западный государст венный университет, г. Курск
Тимофеева О. Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры международных отношений и государственного управления
E-mail: [email protected] Тел.: +79045222564
Перепелкин И. Г., кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления
E-mail: [email protected] Тел.: +79102751147
Михайлова О. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры международных отношений и государст венного управления
E-mail: [email protected] Тел.: +79623755720