Научная статья на тему 'Анализ механизмов государственной поддержки и рисков осуществления приоритетного национального проекта -развитие АПК» (на примере Белгородской области)'

Анализ механизмов государственной поддержки и рисков осуществления приоритетного национального проекта -развитие АПК» (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Н.А., Наседкина Т.И.

В статье рассматривается подход к исследованию факторов и стимулов осуществления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в аспекте преимущественно государственного и рыночного регулирования. Анализируется инвестиционная привлекательность и ключевые риски реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ механизмов государственной поддержки и рисков осуществления приоритетного национального проекта -развитие АПК» (на примере Белгородской области)»

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ

государственной поддержки и рисков осуществления приоритетного национального проекта «развитие АПК»

(на примере Белгородской области)

Н. А. КАЗАКОВА,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского

т. и. наседкина,

кандидат экономических наук, доцент, декан финансово-учетного факультета

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматривается подход к исследованию факторов и стимулов осуществления приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в аспекте преимущественно государственного и рыночного регулирования. Анализируется инвестиционная привлекательность и ключевые риски реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Белгородской области.

Ключевые слова: приоритет, национальный проект, агропромышленный комплекс, механизм, государственная поддержка.

Развитие агропромышленного комплекса (АПК) во многом определяет уровень экономической безопасности государства, оказывая всестороннее влияние на экономику, социальные отношения, состояние окружающей среды. Специфика аграрного сектора экономики заключается в использовании земли и природной среды как главных средств производства, высокой зависимости от климатических и погодных условий, территориальной рассредоточенности производства, ши-

роком использовании в процессе воспроизводства собственной продукции.

Произошедшее за годы реформирования масштабное снижение объемов сельскохозяйственного производства, разрушение системы планирования производства и распределения продуктов питания привели региональные рынки продовольствия к разбалансированности и потере продовольственной безопасности. Статистика в настоящее время констатирует полную утрату Россией продовольственной безопасности1: по официальным данным Росстата, импорт продуктов питания превышает 32 %. Это только легальные данные, подкрепленные международными соглашениями, без учета «нелегального» импорта [1]. По прогнозам Минэкономразвития России, к концу 2009 г. импорт продовольствия вырастет в 2 раза, по сравнению с 2005 г.

1 Уровень продовольственной безопасности измеряется показателем импорта продуктов питания, который не дожжен превышать 20 %.

В условиях прогрессирующего глобального финансового кризиса гарантией стабильного будущего страны, основами продовольственной и экономической безопасности должны стать развитие отечественного сельского хозяйства, становление конкурентоспособного агропромышленного комплекса и превращение его в прибыльную отрасль экономики. Это невозможно без активной государственной поддержки, направленной, с одной стороны, на инвестиционное развитие, а с другой — на разработку механизмов обеспечения самофинансирования отрасли.

Подход к исследованию факторов и стимулов осуществления инвестиционных проектов. Вопросам регионального развития, анализа инвестиционной привлекательности, инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и обеспечения экономической безопасности регионов посвящены научные работы и практические исследования многих известных экономистов: Д. А. Ендовицкого, Е. В. Заровой, М. А. Лимитовского, Т. В. Рябушкина, М. В. Рябце-ва, Н. Н. Райской, Я. В. Сергиенко, А. А. Френкеля, Т. Н. Агаповой, М. М. Шумиловой и др.

Ведущая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит созданию благоприятного инвестиционного климата, который в исследованиях российских ученых рассматривается как степень благоприятности ситуации, складывающейся в стране, регионе, сфере деятельности, по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну, регион, сферу деятельности [7].. При этом каждый регион России обладает своими уникальными природно-климатическими условиями, географическим и геополитическим положением, демографической ситуацией. Существуют различия в уровнях и динамике развития различных секторов экономики, степени сбалансированности бюджетов и прибыльности предприятий, доходах населения, его покупательной способности. По разным путям развиваются политическая и социальная ситуации, правовое обеспечение инвестиционного процесса. Кроме того, необходимо отметить, что характеристика нормативной составляющей риска на территории многих регионов России, хотя и базируется на общефедеральном законодательстве, влияет на степень инвестиционного риска, регулируя возможности инвестирования в те или иные сферы экономики, определяя порядок использования отдельных факторов производства как наиболее важных компонентов инвестиционного потенциала региона.

Таким образом, существуют возможности улучшения инвестиционного климата как со стороны

государства и органов регионального управления, так и со стороны бизнеса, воздействуя на излишние издержки бизнеса, уменьшая риски и устраняя препятствия на пути создания социально ориентированного конкурентного рынка. На рис. 1 факторы, влияющие на возможности и стимулы осуществления инвестиционных проектов, классифицированы в аспекте преимущественно государственного и рыночного регулирования по направлениям: издержки бизнеса, риски бизнеса и прав собственности на него и препятствия на пути создания социально ориентированного конкурентного рынка. Все эти категории формируют инвестиционный потенциал региона, который является важной составляющей для определения приоритета того или иного региона в инвестиционной политике.

Для исследования возможностей осуществления различных инвестиционных проектов в мировой и российской экономической науке и практике в последние годы широко используется кластерный анализ. Для проведения кластерного анализа изначально определяются критерии как совокупность объективных экономических, социальных и при-родно-географических условий, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в регион: средневзвешенная обеспеченность природными ресурсами; объем производства в регионе; покупательная способность населения; экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная достаточность; статус образования населения в регионе; уровень институционального развития; состояние инновационной активности в регионе.

На основании отобранных качественных факторов разрабатывается система количественных показателей-индикаторов, удовлетворяющих требованиям репрезентативности, информационной доступности, сопоставимости, непротиворечивости, информационной достоверности источников. Для классификации регионов России применяется кластерный анализ с использованием метода Уор-да. В качестве метрики используется эвклидово расстояние между объектами, представленными в многомерном пространстве характеризующих их признаков. Его минимальное значение служит критерием объединения регионов в кластеры.

На основании кластерного анализа, по данным Росстата, российскими учеными Института экономики РАН (в рамках программы РФФИ) разработана классификация регионов Российской Федерации по уровню инвестиционного потенциала, согласно которой Белгородская область стабильно удерживается в рамках второго кластера регионов «с высоким инвестиционным потенциалом» [4].

- 29

РИСКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

ФАКТОРЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЛИ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ

с:

Издержки бизнеса

Налогообложение

Бюрократия и коррупция властей

Цены на топливо, сырье, комплектующие, материалы, трудовые ресурсы

Стоимость инфраструктуры и финансирования

Технологические возможности

Рынок труда

Транспортные и логистические издержки

Риски бизнеса и прав собственности на него

Макроэкономическая стабильность

Обеспечение защиты прав собственности и исполнения

контрактов

Неопределенность поведения потребителей и конкурентов

Природные катаклизмы

Предсказуемость политической и социально-экономической ситуации

Внешнеэкономическая и внешнеполитическая ситуация

Препятствия на пути создания социально ориентированного конкурентного бизнеса

Инфраструктура для развития бизнеса

Антимонопольное регулирование экономики

Выявление и поддержка социально значимых «точек экономического роста»

Проблемы диверсификации бизнеса, инвестиций, рынков, поставщиков и потребителей

Уровень и методы конкуренции

Рис. 1. Факторы, влияющие на возможности и стимулы осуществления инвестиционных проектов

Формы государственной поддержки участников приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Белгородской области. В последние годы Правительство РФ наконец-то обратило внимание на развитие сельского хозяйства. Это нашло отражение в принятии Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», разработке приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»2, государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. Необходимость принятия экстренных

2 Основные направления и мероприятия национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» впервые были рассмотрены на расширенном заседании коллегии Минсельхоза России 19.10.2005, а затем утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов 21.12.2005.

мер побудила государственные органы разработать ряд решений по созданию сбалансированного социально ориентированного рынка продовольствия, в частности рынка животноводческой продукции. В этой жизненно важной сфере после глубокого и системного кризиса постепенно начался процесс восстановления производственно-экономического потенциала.

Безусловно, развитию позитивных процессов в этой сфере способствовал приоритетный национальный проект, в котором предусмотрены основные показатели развития сельского хозяйства, индикаторы результативности, обязательства бюджета, источники финансирования мероприятий по годам. Реализация стратегических задач направлена на создание управляемой системы в экономике АПК, повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, что должно позволить России выйти на уровень полного самообеспечения по многим продуктам питания.

Однако стабильный экономический рост невозможен без притока отечественных и иностранных инвестиций в сельское хозяйство. Для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного сектора экономики в Белгородской области разработана стратегия развития сельского хозяйства до 2025 г. В ее основе лежат целевые программы, стимулирующие дальнейшее развитие АПК с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также целая система мер государственной поддержки участников приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части реализации целевых программ развития животноводства (рис. 2).

Кроме того, следует заметить, что повышению инвестиционного потенциала Белгородской области, безусловно, способствуют предпринимаемые региональными властями меры:

• принят и действует закон «Об инвестициях в Белгородской области», которым предусматриваются налоговые льготы и гарантии области при реализации социально и экономически значимых инвестиционных проектов;

• в целях совершенствования привлечения инвестиций в экономику области и выработки

Закон Белгородской области от 07.12.2004 № 151 «О государственных гарантиях Белгородской области».

По состоянию на 01.09.2007 2 461,04 млн руб., в том числе:

- свиноводство - 1 411,5 млн руб.;

- птицеводство - 400,0 млн руб.;

- молочное животноводство - 100,0 млн руб.;

- зерновые компании - 549,54 млн руб.

Залоговый фонд государственного и муниципального имущества области.

По состоянию на 01.09.2007 3 136,69 млн руб., в том числе:

свиноводство - 1 477,79 млн руб.; птицеводство - 398,31 млн руб.; молочное животноводство - 535,49 млнруб.; зерновые компании - 606,4 млнруб.; отряды плодородия - 118,7 млн руб.

Государственная поддержка с 1 января 2006 по 1 сентябр°я 2007 г. 12,8 млрд руб........ 3

в том числе

федёрадьный бюдже? - 2,8 млрд руб. областной бюджет - 10,0 млрд руб.

Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитным ресурсам.

По состоянию на 01.09.2007 нарастающим итогом: федеральный бюджет -2 826,0 млн руб.

областной бюджет - 392,3 млн руб.

Положение о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета, утвержденное Законом Белгородской области от 19.12.2005 № 10 «Об областном бюджете на 2006 год».

По состоянию на 01.09.2007 411,027 млнруб., в том числе:

свиноводство - 151,27 млнруб.; птицеводство - 200,0 млнруб.; молочное животноводство - 6,0 млнруб.; зерновые компании - 923,76 млнруб.; производство комбикормов - 130,0 млн руб.

Законы Белгородской области «Об областном бюджете на очередной финансовый год»

По состоянию на 01.09.2007 взносы в уставный капитал открытых акционерных обществ составили 1 558, 01 млн руб., в том числе: свиноводство - 713,51 млнруб.; птицеводство - 300,0 млн руб.; молочное животноводство - 544,5 млн руб.

Закон Белгородской области от 27.11. 2003 № 104 «О налоге на имущество организаций».

По состоянию на 01.09.2007 28 хозяйствующим субъектам области, реализующим инвестиционные проекты в свиноводстве, птицеводстве, молочном животноводстве и связанных с ними отраслях предоставлена льгота по уплате налога на имущество.

Сумма налоговых льгот за 2006 г. составила 108,152 млн руб.

Региональные пограммы дорожных работ (Постановление правительства области от 31.01.2006. № 18-пп, Постановление правительства области от 26.01.2007 №6-пп),

На дорожное обустройство животноводческих комплексов освоено за счет средств областного бюджета, всего - 909,5 млн руб., в том числе: в 2006 г. - 612,4 млн руб.; по состоянию на 01.09.2007 - 97,1 млн руб.

Рис. 2. Формы государственной поддержки участников приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части реализации целевых программ развития животноводства

рекомендаций по осуществлению инвестиционной политики постановлением губернатора образован Инвестиционный совет области; • разработаны и действуют положения о предоставлении юридическим лицам бюджетных кредитов и гарантий области, порядок субсидирования из областного бюджета части процентной ставки за пользование кредитными ресурсами коммерческих банков для различных категорий предприятий и организаций. Оценка инвестиционной привлекательности региона — ключевой момент для привлечения инвестиций в реализацию приоритетного национального проекта, а также других ресурсов в развитие региона. Одним из условий, которые определяют возможные

вложения капитала, выступает инвестиционный риск как совокупность факторов, под воздействием которых складывается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в условиях неопределенности результатов инвестиционной деятельности или вероятность полного или частичного недостижения результатов осуществления инвестиций. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Интегральный риск складывается из совокупности нескольких видов риска, которые в зависимости от причин возникновения и возможностей их минимизации укрупненно можно разбить на неспецифические (систематические) и специфические (несистематические). Специфические риски проявляются лишь

- 31

млрд руб. 350

300

250

200

150

100

50

0

%

250

19992000200120022003200420052006200720082009

Год

I IВРП в действующих ценах, млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—О—Темп роста в сопоставимых ценах нарастающим итогом, %

Рис. 3. Динамика ВРП Белгородской области за 1999—2008 гг. и прогноз 2009 г

на уровне предпринимательской деятельности и не имеют макроэкономической и региональной форм. Неспецифические риски являются разновидностью риска предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением инвестиций в конкретную страну и регион. Региональные инвестиционные неспецифические риски, вытекающие из особенностей региональных, политических, социальных, экологических условий инвестиционной деятельности, различны для каждого региона, но внутри него в равной степени влияют на вероятностные результаты осуществления всех инвестиционных проектов. Таким образом, интегральный риск может включать совокупность таких характеристик, как: тенденции в экономическом развитии региона; устойчивость финансовой системы; уровень социальной напряженности и преступности; состояние экологии; уровень развития законодательной базы регулирования экономики как для хозяйствующих субъектов, так и для потенциальных инвесторов. По оценкам Института экономики РАН3, по уровню инвестиционного риска Белгородская область, в отличие от многих регионов, стабильно, начиная с 1994 г., входит во II кластер регионов с низким уровнем риска.

Важнейшим конкурентным преимуществом Белгородской области, безусловно, является наличие на территории региона плодородных черноземных почв, повышающих производительность сельскохозяйственных предприятий. Это позволяет обеспечивать пищевую промышленность качественным сырьем, что в целом увеличивает конку-

рентоспособность продукции АПК. «Белгородская область обладает бесценным активом — землей. Еще П. А. Столыпин говорил, что земля — это власть. В собственности области находится почти половина земель, это более 600 тыс. га. Благодаря государственной собственности на землю, в течение 5 последних лет на селе созданы мощности по производству и переработке почти 1 млн т мяса»4.

Позитивные процессы в социально-экономическом развитии области подтверждает рост большинства макроэкономических и макросоциальных показателей, ключевым из которых является валовой региональный продукт (ВРП) (рис. 3).

В последние годы отмечается значительный рост уровня рождаемости населения, снижение уровня смертности и естественной убыли населения области, увеличение миграционного прироста. В 2007 г. коэффициент рождаемости составил 10,3 промилле, это самое высокое значение за последние 15 лет. По данному показателю Белгородская область входит в тройку лидеров среди регионов Центрального федерального округа.

В целом, Белгородская область в экономике и социальной сфере Российской Федерации, Центрального федерального округа и Центрально-Черноземного района характеризуется как динамично и устойчиво развивающийся хозяйствующий субъект (табл. 1). По многим ключевым индикаторам область входит в первую и вторую десятку среди субъектов Российской Федерации и в первую пятерку среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ, в том числе по производству животноводческой продукции, жилищному строительству, отдельным показателям уровня жизни населения [4].

Перспективному развитию сельскохозяйственного производства способствует также благоприятная конъюнктура цен на внешнем и внутреннем рынке продовольствия и улучшение экономических условий в аграрной сфере в целом в России за счет реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

По данным Белгородстата, общий объем инвестиций в экономику области за 2008 г. составил 88 млрд руб., что на 9,2 % выше уровня 2007 г. При этом 40 % общего объема инвестиций были вложены в сельское хозяйство, где сданы в эксплуатацию мощности по производству 152 тыс. т мяса и 50 тыс. т молока.

В 2008 г. получен самый большой за всю историю области урожай зерна (при урожайности более

3 Статистическое исследование инвестиционных рисков в регионах России. / Н. Н. Райская// Вопросы статистики. 2006. №12.

4 Из доклада губернатора Белгородской области Е. С. Савченко по итогам социально-экономического развития Белгородской области за 2008 г., 27 января 2009 г.

Таблица 1

Место Белгородской области в экономике и социальной сфере Российской Федерации, Центрального федерального округа и Центрально-Черноземного экономического района

Показатель Место

по РФ по ЦФО по ЦЧР

Душевые объемы:

валовой региональный продукт, в руб. 29 4 2

отгруженных товаров по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых», в руб. 16 2 1

отгруженных товаров по виду деятельности «Обрабатывающие производства», в руб. 15 4 2

работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в руб. 26 4 1

инвестиций в основной капитал, в руб. 17 3 1

оборота розничной торговли, в руб. 41 8 3

намолота зерна, в т 11 5 4

реализации на убой скота и птицы (в живом весе), в кг 1 1 1

валового надоя молока, в кг 15 1 1

производства яиц, в шт. 4 2 1

сальдированный финансовый результат (на душу населения), в руб. 12 3 2

Ввод жилья на 1000 человек населения, в кв. м 7 2 1

Ввод в действие организациями всех форм собственности:

— общеобразовательных школ, ученических мест, на 10 тыс. детей школьного возраста; 24 5 2

— дошкольных общеобразовательных учреждений, мест, на 10 тыс. детей

дошкольного возраста 30 7 3

— больниц, коек, на 100 тыс. чел. населения 23 7 2

Темпы роста безработицы (по возрастанию), в % 14 4 2

Темп роста реальных денежных доходов, в % 7 1 1

Продолжительность жизни 8 2 1

Коэффициент рождаемости 56 2 1

40 ц с гектара, получено 3,3 млн т), а также самый большой объем произведенного мяса — 726 тыс. т (прирост почти 200 тыс. т в течение одного года) — это третья часть всего прироста по стране. Рекорд установлен по производству яиц и комбикормов, наметился рост в производстве молока. В целом объемы сельскохозяйственного производства выросли за 2008г. на 29,6 % и впервые стали сопоставимы по объему и прибыли с горнометаллургическим комплексом Белгородской области.

Основываясь на анализе существующих тенденций и изучении потенциала региона, разработана стратегия развития АПК на период до 2025 года, которая содержит прогнозы производства основных видов продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов в Белгородской области (рис. 4).

В результате реализации программ развития АПК базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. В табл. 2 представлены основные целевые ориентиры и индикаторы для их достижения.

Исходя из целевых ориентиров социально-экономического развития и усиления позитивной динамики развития Белгородской области, разработан стратегический план, включающий конкретные инвестиционные проекты, региональные целевые программы и мероприятия по совершенствованию системы регионального управления в целях эффек-

Темпы роста производства продукции в Белгородской области

Зерно (в весе после доработки)

Д 2025 г. в 1.8 раза

Сахарная свекла (фабричная)

Скот и птица на убой (в живом весе)

Молоко

Мясо, включая субпродукты I категории

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)

Сахар-песок из сахарной свеклы

-I-н

в 1.2 раза

в 2.5 раза

в 2,2 раза

в 2.4 раза

в 2,1 раза

в 1,3 раза

Единица измерения Объем производства 2025 г. (прогноз)

млн т 3,5

млн т 4.0

млн т 1.3

млн т 1.2

тыс.т 700

тыс.т 450

тыс.т 480

Рис. 4. Прогноз производства основных видов продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по Белгородской области

Таблица 2

Целевые индикаторы развития АПК на 2008—2012 гг.

Направление Показатель Критерии

Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения Темпы ввода и приобретения жилья 141 %

Темпы роста производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств 189 %

Государственные субсидии на улучшение жилищных условий Более 372 млн руб.

Объем введенного и приобретенного жилья за счет средств федерального и областного бюджетов 36,7 тыс. кв. м

Расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях Кредит на 7 лет под 1 % годовых из областного бюджета на строительство и приобретение жилья

Размеры адресной социальной помощи 150 тыс. руб. на строительство и 50 тыс. руб. — на приобретение жилья

Удельный вес застрахованных площадей посевов в общей площади До 40 %

Доходы работников сельскохозяйственных организаций 15,7 тыс. руб. в месяц на одного работающего

Объем инвестиций 58,4 млрд руб.

Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства Удельный вес племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных 13 %

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева (научно обоснованная норма) 15 %

Среднегодовой прирост объема продукции сельского хозяйства 12 %

Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов 140 кг

Среднедушевое потребление молока и молокопродуктов 270 кг

Объем кредитных ресурсов малому бизнесу (личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам) 1,05 млрд руб.

тивного взаимодействия власти, бизнеса, науки и учебных заведений.

В целях повышения инвестиционной привлекательности АПК региональными властями предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, повышению их плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения управления АПК, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства Белгородской области.

Целевой рейтинг развития сельского хозяйства Белгородской области. Одним из общепризнанных инструментов стратегического управления в настоящее время выступает рейтинг, позволяющий оценить потенциал развития сельского хозяйства. Для определения рейтинга Белгородской области среди регионов Российской Федерации по интег-

ральной оценке, учитывающей текущее состояние и перспективы развития сельского хозяйства, его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, можно воспользоваться следующей методикой [6]. Поскольку индексы физического объема производства продукции растениеводства и животноводства являются одними из основных показателей, применяемых отечественной статистикой для оценки состояния сельского хозяйства, и характеризуют темпы валовых объемов производства продукции растениеводства и животноводства, то именно их, взятых в региональном разрезе, целесообразно использовать для оценки перспектив развития сельского хозяйства. Целевые рейтинги развития сельского хозяйства позволяют проводить сравнение уровней и перспектив экономического развития сельского хозяйства различных регионов при существенных различиях условий (географических, климатических, состава почв и т.д.). Для расчета целевого рейтинга развития растениеводства (ЦР) используется формула:

ИФО

Ц Р=

тдз

где ИФО — индекс физического объема производства продукции растениеводства; ТДЗ — теоретически достаточное значение.

Целевой рейтинг развития животноводства рассчитывается аналогично на основе индекса физического объема производства продукции животноводства. В качестве теоретически достаточного значения принимается среднее значение показателя за три последних календарных года.

Построение целевых рейтингов сельского хозяйства включает определение цели проведения сравнительной рейтинговой оценки, степени сопоставимости данных, выделение групп сравниваемых регионов в зависимости от их доли в валовом объеме производства продукции растениеводства и животноводства по России; обработку официальной статистической информации об объектах, приведение полученных данных к сопоставимому виду; расчет показателей и значений целевых рейтингов развития сельского хозяйства по регионам; построение целевых рейтингов развития растениеводства и животноводства; обобщение результатов анализа, подготовку выводов и предложений.

В качестве классифицирующих признаков выбрана доля производства продукции растениеводства и животноводства региона в валовом объеме производства России. Для составления целевых рейтингов развития сельского хозяйства использованы следующие интервалы группировок, %:

- лидирующие регионы (доля — свыше 3);

- регионы с высоким уровнем развития (доля — 3—2,1);

- регионы с уровнем развития выше среднего (доля — 2,1—1,2);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регионы со средним уровнем развития (доля — 1,2 — 0,65);

- регионы с уровнем развития ниже среднего (доля — 0,65—0,16);

- регионы с низким уровнем развития (доля — менее 0,16).

Для построения такой группировки использовались официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Проведенные расчеты показали, что Белгородская область в целевом рейтинге животноводства является лидером в группе регионов с высоким уровнем развития, а в целевом рейтинге растениеводства находится в группе регионов с уровнем развития выше среднего.

Использование кластерного подхода в реализации национального проекта развития АПК Белгородской

Тыс. т

334,9

Рис. 5. Динамика производства мяса птицы в Белгородской области, во всех категориях хозяйств, тыс. т

области. В настоящее время в Белгородской области на основе государственно-частного партнерства активно развиваются три кластера АПК с замкнутым циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции через собственную торговую сеть. Это — кластеры по развитию птицеводства, свиноводства и молочного животноводства, что доказывают рассчитанные на основании статистической информации Белгородстата показатели, а также наличие конкурентных условий их функционирования в регионе и показатели институциональной организации кластеров [3].

Ведущим становится кластер по развитию птицеводства. На его долю приходится более 35 % выпуска продукции сельского хозяйства Белгородской области. О перспективности развития данного кластера свидетельствуют прогнозы ФАО5, а также возможности Белгородской области (положительная динамика производства мяса птицы за период с 1990 по 2007 г., рис. 5).

С использованием кластерного подхода в области создается самая мощная в Российской Федерации производственная и технологическая база в птицеводстве. Строятся новые племптицерепро-дукторы, инкубаторные парки, площадки по откорму бройлеров, комбикормовые заводы, линии по убою и глубокой переработке птицы (табл. 3).

Поддержкаразвития малого агробизнеса. С одной стороны, продолжается курс на развитие крупных интегрированных формирований, способных успешно работать в условиях вступления России в

5 Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН представила сведения о том, что наиболее быстрыми темпами в ближайшие годы будет расти именно производство мяса птицы — в среднем 7,5 % в год, яиц — 6,2 %// URL: http://ru. wikipedia. org/ wiki.

Таблица 3

Динамика развития кластеров животноводства и птицеводства с объектами производственной инфраструктуры в Белгородской области

Показатели финансирования и развития кластеров АПК 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. прогноз 2010 г. прогноз Всего

Свиноводство

1. Общий объем финансирования, млрд руб. 3,9 10,5 21,5 8,4 4,5 1,0 49,8

2. Производственные мощности, тыс. т/год 33,9 101,6 132,5 40,4 72,7 5,0 386,1

Птицеводство

1. Общий объем финансирования, млрд руб. 4,8 7,8 9,8 12,5 6,8 2,9 44,6

2. Производственные мощности, тыс. т/год 157,0 102,0 129,0 95,0 80,0 7,0 570,0

Молочное животноводство

1. Общий объем финансирования, млрд руб. 0,5 1,0 2,3 3,6 2,6 1,1 11,1

2.Производственные мощности, тыс. т/год 67,4 77,2 78,4 87,5 101,2 88,3 500,0

Общий объем финансирования программ, млрд руб. 9,2 19,3 33,6 24,5 13,9 5,0 105,5

ВТО и жесткой конкуренции. С другой стороны, национальный проект «Развитие АПК» и Программа развития сельского хозяйства в 2008—2012 гг. дали мощный импульс развитию малых форм хозяйствования на селе (индивидуального предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств).

В настоящее время в области создано 266 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кооперативы, созданные в рамках программы «Семейные фермы Белогорья», в соответствие с которой планируется создать около 20 тыс. рабочих мест. Программа призвана оказать содействие владельцам личных подворий в производстве, переработке, хранении и сбыте произведенной ими продукции. Формируется инфраструктура, которая поможет сельчанам организовать производство продукции, пользующейся спросом, путем предоставления льготных кредитов кооперативам под гарантии области.

В рамках Программы развития сельского хозяйства в Белгородской области на 2008—2012 гг. в 2008 г. для обеспечения финансовой устойчивости малого агробизнеса личным подворьям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдано льготных кредитных ресурсов на сумму более 806 млн руб., выплачено субсидий 129,8 млн руб., в том числе 123,2 млн руб. из федерального бюджета и 6,6 млн руб. — из областного бюджета. Увеличилось кредитование личных подсобных хозяйств: за рассматриваемый период кредиты получили более 3,3 тыс. предпринимателей на сумму 371 млн руб. Государственной поддержкой воспользовались 137 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В районах области созданы агротехнопарки для поддержки малых предприятий сельхозтехникой, удобрениями, семенами, а также оказания агро-

36 -

номических, ветеринарных, финансовых и других сервисных услуг. Кроме экономического эффекта программа несет и огромную социальную нагрузку, обеспечивая занятость населения, улучшение его материального положения, заметное оздоровление морального климата на селе.

Проблемы и риски реализации национального проекта развития АПК. Однако для успешного осуществления национального проекта развития АПК уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство Белгородской области остается недостаточным. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство — отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что существенно влияет на уровень его инвестиционной привлекательности (табл. 4).

В то же время в условиях ставшего реальностью глобального финансово-экономического кризиса реализация приоритетного национального проекта развития АПК связана с необходимостью преодоления ряда долговременных системных рисков. Ключевые риски для устойчивого социально-экономического развития АПК Белгородской области обусловлены как внешними для региона факторами, так и внутренними проблемами.

1. Риск, обусловленный процессом глобализации экономики.

В условиях интеграции России в международную экономическую систему Белгородская область, как и другие регионы, подвержена воздействию мирового кризиса. Следствием мирового финансового кризиса выступает развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009 — 2010 гг., в сочетании с высокими темпами роста инфляции. Кризисные явления в мировой

Таблица 4

Анализ рисков осуществления Программы развития АПК

Риски Содержание (характеристика) Негативные последствия для сельского хозяйства

Макроэкономические Связаны с изменением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию АПК, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие АПК и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию АПК, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения

Природно-климатические Обусловлены тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий снижает ее инвестиционную привлекательность

Социальные Обусловлены возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличение разрыва между уровнями жизни в городе и на селе Серьезная угроза демографического кризиса в сельской местности, что спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставит под угрозу срыва реализацию программ развития АПК

Международные торгово-полити-ческие Обусловлены успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией Грозит существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России в ВТО и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин

Законодательные Выражаются в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю Права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях

экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики области, ее конкурентоспособности, способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков.

Качественно изменяются процессы конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках. Либерализация торгового режима при вступлении в ВТО с одновременным проведением реформ естественных монополий сопряжена с ростом цен и сильным инфляционным давлением, что будет сокращать возможности конкурировать по цене.

Это ставит экономические субъекты Белгородской области перед необходимостью кардинального пересмотра стратегии развития в пользу ориентации на лидерство по качеству и технологиям, а

также изыскания дополнительных ресурсов на ее осуществление.

2. Риск зависимости экономики области от конъюнктуры рынков и цен на сырье и продукцию.

Экономика области в значительной степени зависит от внешних факторов: конъюнктуры рынков и цен на железорудное сырье и черные металлы, на сельскохозяйственное сырье и продукты питания, размеров транспортных тарифов, цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Региону существенно недостает собственных источников генерации электрической энергии. В этих условиях приоритетными для региона становятся: дальнейшая диверсификация экономики в целях повышения доли АПК, интенсивное развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного произ-

водства, ускоренное внедрение энергосберегающих технологий и развитие энергетической базы для экономического роста региона.

3. Риск технологического отставания (низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экономичес-кого потенциала).

В Белгородской области в настоящее время существует ряд негативных факторов, замедляющих позитивные процессы и усиливающих технические и технологические риски. Так, например, за период с 2002 по 2008 г. произошло сокращение рабочего парка сельскохозяйственной техники, в том числе тракторов — на 37 %, зерноуборочных комбайнов — на 36 %, кормоуборочных комбайнов, свеклоуборочных машин, доильных аппаратов — более чем в 2 раза. Примерно на 10 % сократились общие посевные площади в основном за счет уменьшения пашни сельскохозяйственных организаций. В то же время размер посевных площадей в хозяйствах населения увеличился, особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах (на 50 %).

Степень износа основных фондов в крупных и средних сельскохозяйственных организациях достаточно велика и составляет около 30 %, коэффициент обновления — 28 % [8]. Наличие физически и морально устаревших основных фондов во многих случаях ведет к невозможности выпуска конкурентоспособной, и тем более инновационной, сельхозпродукции с высокой степенью добавленной стоимости, к отставанию производительности труда.

Несмотря на то, что на протяжении последних лет в Белгородской области наблюдается тенденция роста величины внутренних затрат на исследования и разработки, доля затрат на развитие научных исследований и разработок в общих затратах на производство валового регионального продукта по-прежнему очень мала. Для снижения риска технологического отставания АПК региона требуется, с одной стороны, расширение агролизинга, а с другой, — изыскание возможностей для развития собственного научно-технического потенциала и инновационной инфраструктуры региона.

4. Риск, обусловленный инфраструктурными и институциональными ограничениями.

Ограничения инфраструктурного и институционального характера сдерживают развитие бизнеса. В целях минимизации данного риска на уровне Белгородской области необходимо существенно наращивать объемы строительства и реконструкции объектов транспортной и инженерной инфраструктуры не только за счет увеличения бюджетных

38 -

ассигнований, но и путем привлечения внебюджетных средств на основе развития государственно-частного партнерства.

Эффективным механизмом устранения инфраструктурных рисков являются продвижение и внедрение технологических и управленческих инноваций. Важно также на региональном уровне создавать институты, обеспечивающие комфортные условия для ведения бизнеса и способствующие развитию конкуренции на рынках.

5. Риск дефицита трудовых ресурсов и негативных тенденций в развитии человеческого потенциала.

На региональном рынке труда сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несмотря на рост вакансий за последние несколько лет. Основные причины — нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессиональной структуры и низкое качество рабочей силы.

Одной из проблем социально-экономической сферы остается высокая дифференциация сельского и городского населения по уровню доходов. Коэффициент фондов, отражающий различия в доходах самых богатых и бедных, растет, его величина составила 13,1 раза против 10 раз в 2003 г. В настоящее время в сельском хозяйстве Белгородской области по-прежнему сохраняется низкий уровень социальной и инженерной инфраструктуры, доходы сельского населения ниже среднего по области (7,6 тыс. руб.).

Для снижения риска дефицита трудовых ресурсов необходимо повысить эффективность функционирования отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор) и поднять стандарты жизни населения. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 72 кг в 2005 г. до 140 кг в 2012 г., молока и молокопродуктов в пересчете на молоко — соответственно с 226 до 270 кг.

Необходимо осуществлять меры по повышению производительности труда (за счет повышения уровня образования и «креативности» работников), а также выработать систему приоритетной поддержки высококвалифицированных специалистов для АПК региональной экономики.

Для снижения рисков в сельском хозяйстве предполагается: увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 40 %; обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве в условиях роста цен на промышленную продукцию; стабилизация финансово-экономического состояния сельскохо-

зяйственных товаропроизводителей; повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства. Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение 40 %, за счет средств областного бюджета — 10 % затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования сельскохозяйственной продукции, урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений от воздействия опасных природных явлений.

Проведенное исследование механизмов государственной поддержки и рисков осуществления приоритетного национального проекта развития АПК в Белгородской области позволяет сделать следующие выводы.

1. В основу развития АПК Белгородской области положен кластерный подход. Структура сельскохозяйственного производства постепенно меняется в сторону увеличения удельного веса мяса птицы, свинины и яиц в общем объеме производства. Рассчитанные на основе статистической информации Белгородстата коэффициенты кластеризации, а также наличие конкурентных условий в регионе и показатели институциональной организации доказывают конкурентоспособность кластеров по развитию птицеводства, свиноводства и молочного животноводства. Ведущим является птицеводческий кластер, на его долю приходится более 35 % выпуска продукции сельского хозяйства Белгородской области.

2. Наиболее эффективным механизмом реализации приоритетного национального проекта развития АПК в Белгородской области выступает государственно-частное партнерство, что подтверждает рост основных индикаторов производства крупных агрохолдингов, работающих на условиях государственно-частного партнерства с правительством области, например: ЗАО «Приосколье», ООО «БЭЗРК-Белгранкорм», ЗАО «Белая птица», ООО «Белгород-семена», ЗАО «Краснояружский бройлер» (кластер птицеводства).

3. Постепенно трансформируется институциональная структура сельскохозяйственного производства Белгородской области: с одной стороны, повышается размер посевных площадей в хозяйствах населения, особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах (на 50 % за последние четыре года), и доля индивидуального предпринимательства по сельскохозяйственной деятельности и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве овощных культур; с другой стороны, в животноводстве все

большую роль играют крупные интегрированные холдинги, основанные на государственно-частном партнерстве. Крупные агрохолдинги представляют собой группы технологически взаимосвязанных компаний с замкнутым циклом: от производства зерна, комбикормов, молодняка и его откорма до забоя и переработки мясной продукции и ее реализации. Эти компании используют современные зарубежные и отечественные технологии и генетические материалы. Таким образом, постепенно формируются соответствующие рыночной экономике конкурентоспособные направления и приоритетные виды деятельности АПК.

4. На успешное осуществление приоритетного национального проекта развития АПК в Белгородской области оказывают негативное влияние следующие ключевые риски:

• риск, обусловленный процессом глобализации экономики (кризисные макроэкономические процессы: снижение сырьевых цен, замедление темпов роста мировой экономики в период глобального экономического кризиса, в сочетании с высокими темпами роста инфляции — могут снизить спрос на продукцию АПК, внешняя конкуренция приведет к сокращению реальных доходов сельского населения);

• риск зависимости экономики области от конъюнктуры рынков и цен на сырье и продукцию (финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции);

• риск технологического отставания (низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства при-родно-экономического потенциала);

• риск, обусловленный инфраструктурными и институциональными ограничениями (неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции);

• риск дефицита трудовых ресурсов и негативных тенденций в развитии человеческого по- 39

тенциала (дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности). 5. По оценкам Института экономики РАН, Белгородская область стабильно удерживается в рамках второго кластера регионов «с высоким инвестиционным потенциалом», а по уровню инвестиционного риска, в отличие от многих регионов, стабильно входит во второй кластер регионов с низким уровнем риска. Кроме того, проведенные расчеты показали, что Белгородская область в целевом рейтинге животноводства является лидером в группе регионов с высоким уровнем развития, а в целевом рейтинге растениеводства находится в группе регионов с уровнем развития выше среднего.

Таким образом, Белгородская область обладает необходимыми потенциальными возможностями для успешного осуществления национального проекта развития АПК. При этом целенаправленные действия со стороны государства и органов регионального управления должны создать стимулы и возможности для привлечения инвестиций, воздействуя на излишние издержки бизнеса, уменьшая ключевые риски и устраняя препятствия на пути создания социально ориентированного конкурентного рынка сельскохозяйственной продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С. И. Балаева, А. А. Куралаева. Государственная поддержка как неотъемлемый механизм развития рынка животноводческой продукции на

современном этапе развития экономики ЮФО. М.: Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 32. С. 65-68.

2. Казакова Н. А, Наседкина Т. И., Макаренко Н. М. Статистика состояния сельского хозяйства и проблемы реализации приоритетного национального проекта развития АПК в Белгородской области. М.: Вопросы статистики. 2009. № 5. С. 71—77.

3. Казакова Н. А, Наседкина Т. И. Кластерный анализ в оценке перспектив развития агропромышленного комплекса Белгородской области. // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №13.

4. Кластерный анализ регионов России по уровню инвестиционного потенциала / Н. Н. Райская, Я. В. Сергиенко, А. А. Френкель // Вопросы статистики. 2007. № 5.

5. Полисюк Г. Б., Казакова Н. А Анализ факторов регионального инвестиционного развития // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 4.

6. Программа развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008 — 2012 гг. (Постановление правительства Белгородской области от 08.10.2007 № 231-пп).

7. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области URL: http://belg. gks. га.

8. Статистический сборник «Производство продукции сельского хозяйства в Белгородской области» // Белгородстат. 2008. С. 80.

9. Целевые рейтинги развития сельского хозяйства. / А. А. Акимов. М.: Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 13. С. 93—96.

вниманию кредитных организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721-85-75

http:\\www.fin-izdat.ru E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.