Научная статья на тему 'Совершенствование системы информационного обеспечения процессов разработки и применения стандартов'

Совершенствование системы информационного обеспечения процессов разработки и применения стандартов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ / ДОКУМЕНТЫ / КРАУДСОРСИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / STANDARDIZATION / TECHNICAL REGULATIONS / STANDARDS / DOCUMENTS / CROWDSOURCING / INFORMATION SYSTEMS / ENFORCEMENT / MONITORING / LAW-MAKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стреха А.А., Докукин А.В., Галкин В.Е.

В статье рассмотрены основные вопросы совершенствования системы информационного обеспечения процессов разработки и применения стандартов. Выявлена необходимость повышения качества предоставления стандартов в электронно-цифровой форме. Разработаны предложения по использованию краудсорсинга с целью мониторинга процессов правоприменения технических регламентов и стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT AND APPLICATION OF STANDARDS

The paper describes the main issues of improving information management system for the development and application of standards. Identified the need to improve the quality of standards in digital form. Proposals for the use of crowdsourcing to monitor the process of enforcement of technical regulations and standards.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы информационного обеспечения процессов разработки и применения стандартов»

УДК 006.06

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ

Стреха А.А., к.э.н., директор департамента научно-экономических исследований и образовательной деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и

оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») Докукин А.В., д.э.н., начальник отдела Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический

центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») Галкин В.Е., д.э.н., профессор, старший научный сотрудник Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

В статье рассмотрены основные вопросы совершенствования системы информационного обеспечения процессов разработки и применения стандартов. Выявлена необходимость повышения качества предоставления стандартов в электронно-цифровой форме. Разработаны предложения по использованию краудсорсинга с целью мониторинга процессов правоприменения технических регламентов и стандартов.

Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, стандарты, документы, краудсорсинг, информационные системы, правотворчество, правоприменение, мониторинг правоприменения.

IMPROVING THE SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT

AND APPLICATION OF STANDARDS

StrekhaA., Ph.D., director of scientific andeconomic research andeducational activitiesof the Federal StateUnitary Enterprise «Russian Scientific

and TechnicalInformation Centerfor Standardization,Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM») Dokukin A., Doctor of Economics, department headof the Federal StateUnitary Enterprise «Russian Scientific and Technical Information Center for Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM») Galkin V., Doctor of Economics, Professor, Senior Research Fellow of the Federal State Unitary Enterprise «Russian Scientific and Technical Information Center for Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»)

The paper describes the main issues of improving information management system for the development and application of standards. Identified the need to improve the quality of standards in digital form. Proposals for the use of crowdsourcing to monitor the process ofenforcement of technical regulations and standards.

Keywords: standardization, technical regulations, standards, documents, crowdsourcing, information systems, law-making, enforcement, monitoring, enforcement.

Проводимые реформы технического регулирования, главной целью которой является обеспечение эффективности регулирующего воздействия государства и устранение необоснованных препятствий для экономических механизмов, глобализация экономики, обострение конкуренции, требующие от экономических субъектов непрерывного повышения качества продукции и услуг, обусловливают значительное повышение требований к системе информационного обеспечения технического регулирования и стандартизации. Ее целью должно стать непрерывное, полное, комплексное, достоверное и оперативное снабжение клиентов информацией о технических регламентах, национальных, иностранных, международных и других стандартах (далее документов по стандартизации - ДС)[1-2].

Данная цель системы информационного обеспечения технического регулирования ставит на повестку дня важнейшую организационно-экономическую проблему расширения сферы охвата системы информационного обеспечения технического регулирования за счет клиентоориентированного маркетинга. Для решения данной проблемы необходима эффективная автоматизированная система управления взаимоотношениями с клиентами. Это, в свою очередь, требует проведения всестороннего научно-экономического анализа существующей системы клиентских отношений и выработки обоснованных предложений по улучшению таких ее аспектов, как маркетинговый анализ, прогнозирование спроса и исследования рынка информационного обеспечения технического регулирования, процедура коммерческого распространения стандартов и механизмы выстраивания долговременных партнерских отношений с клиентами.

Прежде всего необходим переход к предоставлению информации Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов (ФИФТРиС) в форматехт1. Данный элемент новой модели распространения ДС является базовым для реализации принципа клиентоориентированности, причем как для распространения ДС, так и для их разработки. Используемый в настоящее время в отечественной системе распространения в качестве основного формат рё&е соответствует современным требованиям и не отвечает запросам потребителей вследствие широкого внедрения

во всем мире в практику организаций по стандартизации сервисов on-line доступа к хранилищам документов, которые позволяют осуществлять полнотекстовый поиск, ссылочную навигацию внутри и между документами, адаптацию изображения документа к параметрам устройства пользователя. С распространением формата xnl появилась возможность распространять стандарты в удобном для потребителя формате, как для конечного потребителя, так и фирм, которые распространяют стандарты, как часть своих информационных систем. Для решения данной задачи необходимо проведение следующего комплекса мероприятий, показанного на рис. 1:

- модернизация баз данных ФИФТРиС;

- разработка специального программного обеспечения (ПО) поиска, отображения и администрирования доступа к документам ФИФТРиС;

- разработка средств контролируемого on-line доступа к документам ФИФТРиС;

- разработка технологии перевода документов из pdf в xml-формат;

- выполнение работ по переводу документов Фонда в xml-формат.

Модернизация структуры БД ФИФТРиС с учетом XML-формата хранения документа позволяет на практике реализовать принцип клиентоориентированности, для чего необходимо реализовать мероприятия по двум укрупненным блокам:

- организация новых информационных сервисов;

- формирование «семантической паутины» гиперссылок, повышающей «кросс-продажи» документов.

Ключевым принципом новой клиентоориентированной модели распространения ДС должна стать реализация принципа пертинент-ности - то есть, согласно терминологии ГОСТ 7.73-96 - соответствия полученной информации информационной потребности. Информация, отвечающая на запрос, является релевантной, а пертинентной является информация, которая удовлетворяет информационную потребность, пусть даже имплицитную, т.е. не осознаваемую точно пользователем. Принцип пертинентности позволяет перейти от чисто информационной к информационно-консалтинговой модели

Перевод ФИФТРиС в формат XML

Разработка

СПО, поиска,

отображения

Модернизация и

баз данных администрир

ования

доступа к

документам

Разработка

средств контролируе мого онлайн

доступа к документам

Разработка

СПО перевода документов из PDF в XML

Выполнение работ по переводу документов в формат XML

Рис. 1. Перевод Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов в формат хш!

распространения, что даст возможность удовлетворять потребности клиентов без развитых собственных компетенций в области стандартизации, например, малого и среднего бизнеса, торговых предприятий и т.д.

Для реализации данного принципа нужно дополнить существующий принцип выпуска тематических подборок стандартов проблемно-целевым, например, выпуском сборников «Комплекс стандартов для малого бизнеса в (определенной) отрасли». Формирование компетенций в области таких проблемно-целевых подборок может происходить последовательно. На первом этапе предлагается оповестить на сайте Интернет-магазина о предложении информационной услуги по формированию таких подборок по индивидуальным заказам. После выполнения подобного заказа сформированная проблемно-целевая подборка стандартов остается в базе данных. Список уже готовых подборок предлагается вывешивать как отдельную продуктовую категорию для распространения в электронном виде, а по мере накопления определенной популярности - и для печатного издания. На втором этапе предлагается организовать предварительный сбор заявок на подобные проблемно-целевые подборки через интернет-сайт.

Далее можно привлечь клиентов к обсуждению и уточнению самого состава предлагаемых в составе подобных подборок стандартов и других нормативных документов в области технических норм, реализуя тем самым принцип краудсорсинга в рамках создаваемой информационно-поисковой системы «Рубрикация» (рис.2).

В частности, актуальной является задача создания единой, непрерывно актуализируемой базы ссылок на стандарты, содержащихся в различных нормативно-правовых документах, ведомственных требованиях и т.д., которая обладает большим социально-экономическим значением [3].

Во-первых, это позволит резко повысить точность анализа

факторов спроса на стандарты и тем самым улучшить прогнози-руемость спроса.

Во-вторых, это позволит оценить сравнительную важность тех или иных стандартов.

В-третьих, создание такой базы в существенной степени снизит трансакционные издержки ведения бизнеса в части поиска информации о регулятивной практике каждой предметной области, а также уменьшит размер связанных с информационной асимметрией бизнеса и государства административных рисков и барьеров. Это существенно улучшит институциональную среду функционирования бизнеса в России.

В-четвертых, это позволит издавать тематические подборки стандартов в комплекте с нормативно-правовыми документами.

Однако решить указанную задачу силами одного учреждения не представляется возможной.

Это объясняется, во-первых, огромным числом стандартов, во-вторых - бланкетной формой изложения ссылок на стандарты в ряде нормативно-правовых актов. Бланкетная форма изложения полностью исключает возможность механического объединения ссылок, требует участия экспертов в узкой предметной области. Например, ст. 13.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение«правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения». Эксперты в предметной области должны составить по возможности наиболее полный список все указанных документов - правил эксплуатации радиоэлектронных средств, правил радиообмена и т.д., с особым вниманием к национальным стандартам в данной области.

Объединение усилий различных экспертов возможно на базе

Рис. 2. Информационно-поисковая система «Рубрикация»

Модель краудсорсинговой систематизации стандартов

принципа краудсорсинга (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

Краудсорсинг является одним из наиболее перспективных направлений использования социально-сетевых технологий [4-5] в информационном обеспечении стандартизации.

Для этого необходимо: создать специализированный сайт (предпочтительнее - специальный раздел на официальном сайте Росстандарта), в функционал которого входит: система идентификации экспертов; система сбора (с помощью набора форм) и обобщения предоставляемой ими информации о ссылках на стандарты в различных нормативных правовых актах (НПА) в их предметной области (как теоретической, так и практической, в частности, примеров административных и уголовных процессов по вопросам нарушения стандартов и других технических норм и правил); система обеспечения проведения дискуссии в случае выявления расхождения во мнении экспертов. В целом данный сайт должен реализовывать wiki-принцип, по которому, в частности, функционирует крупнейшая сетевая энциклопедия Википедия. Сочетание wiki-принципа с модерированием процесса со стороны специалистов Росстандарта позволит говорить о реализации принципа web 3.0.

Число экспертов может быть неопределенно большим. На первом этапе целесообразно привлечь к данной работе представителей технических комитетов, а также предприятий, имеющих устойчивые деловые связи оператором Росстандарта. Далее, с помощью рекламы на сайте Росстандарта и в тематических изданиях (в частности, в журналах РИА «Стандарт и качество») круг привлекаемых экспертов можно расширять. Поскольку указанная деятельность по обобщению ссылок на стандарты отвечает интересам широкого круга экономических субъектов, делая правила их функционирования более прозрачными и ясными, можно рассчитывать на широкое участие заинтересованных сторон.

Данный раздел Интернет-портала распространения ДС позволяет сформировать систему обратной связи с гражданами и заинтересованными организациями для повышения эффективности распространения ДС. Модель формирования данного раздела предполагает реализацию комплекса мероприятий четырехэтапного характера (рис. 3):

1 этап:

- создание краудсорсингового раздела сайта, включая форум и wiki-раздел;

- рекламная кампания по привлечению краудсорсеров;

2 этап:

- сбор информации о потребностях в области проблемно-целевых подборок стандартов, включая данные о ссылках на стандарты в нормативных правовых актах различного уровня;

- верификация информации в ходе обсуждения пользователями краудсорсерами под руковДСтвом экспертов-модераторов;

3 этап:

- синтез нового знания о потребностях в стандартах на основе обсуждения в wiki-форме;

- оценка качества работы сообществом и модераторами, выражаемая в количественной форме и служащая основанием для выставления рангов приоритетности;

4 этап - дальнейший поиск и обсуждение информации в рамках меритократически структурированного сообщества кра-удсорсеров.

Это даст возможность, помимо прочего, повысить степень осознания потребителями роли и значения стандартов и нормируемых ими показателей во взаимосвязи с конкретными сценариями применения сертифицированной продукции [6].

Предложенные направления развития информационных систем позволят повысить степень информированности промышленности в области стандартов, что даст возможность развития малого и среднего бизнеса, успешной интеграции России в растущую мировую экономику, сопровождаемой прогрессивным изменением структуры отечественного экспорта: снижением его чрезмерной ориентации на нефть, газ и минеральное сырье и существенным увеличением долиинновационной продукции[7] со значительным весом добавленной стоимости.

Литература:

1. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Социально-экономические аспекты распространения стандартов // Стандарты и качество, 2014. - № 1(918). - С. 42-47.

2. Ломакин М.И., Коровайцев А.А., Докукин А.В. Разработка стратегии повышения качества информационных услуг в системе информационного обеспечения технического регулирования//Транс-портное дело России, 2012. - № 6-2.

3. Орлова Е.Е., Докукин А.В. Согласование интересов субъектов права в нормотворческом процессе в техническом регулировании // Транспортное дело России, 2014. - № 3. - С. 76-77.

4. Ломакин М.И., Докукин А.В., СоседовГ.А. Модель измерения влияния в социальных сетях // Компетентность, 2014. - № 7(118). - С. 34-39.

5. Ломакин М.И., Шинелин Н.В., Докукин А.В., Соседов Г.А. Разработка модели оценки влияния в социальных сетях // Экономика и предпринимательство, 2014. - № 8. - С. 550-554.

6. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Экономические проблемы взаимосвязи квалиметрии и метрологии на примере измерений параметров качества бытовой аудио-и аудиовизуальной техники // Мир измерений, 2014. - № 1. - С. 37-42.

7. Докукин А.В., Ломакин М.И. Интеграция российских инновационных предприятий в мировую экономику на основе развития информационного обеспечения стандартизации//Российское предпринимательство, 2012. - № 2.

УДК 65.018

ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Ахметова Г.З., ст. преподаватель, Омский государственный технический университет Шилин А.Н., ст. научный сотрудник, Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича

Постоянное и динамичное развитие рынка высокотехнологической продукции приводит к необходимости разработки определенного механизма, который позволит автоматически при сборе и обработке информации осуществлять проверку достоверности данных, их актуальности и важности. Другими словами, возникает необходимость создания эффективной информационной системы управления качеством, которая способна решать специфические задачи, отражающие особенности производства высокотехнологической продукции, а также обеспечивать продвижение их на рынках сбыта.

Ключевые слова: высокотехнологические продукты, информационная система, управление качеством, база данных.

THE POSSIBILITY OF CREATING INFORMATION SYSTEMS FOR QUALITY ASSURANCE OF HIGH-TECH PRODUCTS

Akhemetova G., head lecturer, Omsk State Technical University Shilin A., head researcher, MGIIT

Constant and dynamic development of the market of high-tech products leads to the necessity of establishing some mechanism that would automatically when collecting and processing information to verify the validity of the data, their relevance and importance. In other words, there is a need to establish an effective management information system quality, which is able to solve specific tasks, reflecting the peculiarities of the production of high-tech products and promote them on the markets.

Keywords: high-tech products, information system, quality management, database.

При рассмотрении вопросов, связанных с информационным обеспечением качественной оценки высокотехнологических продуктов (далее - ВП), необходимо исходить из того, что оно должно создаваться прежде всего в интересах повышения эффективности процесса на каждом из его этапов, а также позволять максимально оперативно реагировать на различного рода статистические изменения в данной области.

Актуальность задачи создания единого информационного поля на сегодняшней день не вызывает сомнения. Это связано, прежде всего, с огромными объемами и номенклатурой производимых ВП на рынке, большим количеством организаций-участников процесса разработки, с поиском новых технологий производства, а также необходимостью проведения маркетинговых исследований рынка.

С учетом этих обстоятельств, информационное обеспечение качества ВП необходимо рассматривать как многофункциональную систему баз данных, которая будет основываться на перманентном статистическом анализе и контроле основных показателей. На основе вышесказанного необходимо осуществить следующие мероприятия:

• собирать статистическую информацию потребительском спросе и сегментарной насыщенности рынка;

• оценить потенциал реализации ВП с учетом роста населения региона;

• сформировать распределенный банк данных о производственной сфере, включая данные о текущем финансово-экономическом состоянии и производственных возможностях предприятий;

• повысить уровень контроля за принятыми решениями, что в дальнейшем позитивно скажется на их эффективности;

• повысить эффективность учета образцов ВП в процессе их выхода на рынок;

• формировать и оперативно распространять каталоги продукции в интересах их коммерциализации и т.д.

При создании информационного обеспечения, по нашему мнению, необходимо брать во внимания следующее:

• чтобы принять решение, необходимо наличие максимально достоверной информации из надежных источников. Важно понимать, что ее получение обуславливается наличие определенного рода трудностей и дополнительных затрат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• непосредственно механизм сбора, аккумулирование, обработки и передачи информации является как технически, так и организационно сложным процессом;

• в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными, что в свою очередь является одним из препятствий на пути к созданию единого информационного пространства высокотехнологической продукции;

• информация сама по себе является нематериальной ценностью, имеющий собственную стоимость на рынке, что зачастую обуславливает дополнительные финансовые затраты на её приобретение;

• само наличие информации не подразумевает достаточности в принятии конечного решение, т.к. важным аспектом служит момент её преобразования и адаптации..

В сложившейся ситуации существует необходимость разработки такого определенного механизма, которые позволит автоматически при сборе и обработке информации осуществлять проверку достоверности данных, их актуальности и важности. Другими словами, возникает необходимость создания эффективной информационной системы управления качеством (ИСУК), которая способна решать специфические задачи, отражающие особенности утилизации различных видов ТБО, а также обеспечивать продвижение на рынки продуктов их утилизации.

Таким образом, данная информационная система является комплексным процессом сбора и обработки статистических (и иных) данных, включающим технические, программные и телекоммуникационные средства, и предназначенным для принятия организационных решений в сфере разработки и производства ВП. ИСУК, как механизм, система, должна отвечать определенным требованиям, которые позволят быть максимально эффективной:

1. Системный подход. Предполагает проведение анализа данных в условиях единства рассматриваемой системы, располагающей собственными критериальными оценками её функционирования;

2. Комплексность решаемых задач. Предполагает решение задач, возникающих в сфере разработки и создания ВП, без отрыва от общей экономической целостности, без изоляции рассматриваемой системы. Тем самым обуславливая оптимизацию процесса запросов и обработки;

3. Непрерывное развитие. Наличие возможности модифицировать уже существующие элементы системы, а также внедрять новые при условии изменение внешних факторов, а также учитывая непрерывность в развитии информационных технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.