Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА: ОПЫТ И ЗАДАЧИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА: ОПЫТ И ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА: ОПЫТ И ЗАДАЧИ»

О А. X. АГИРОВ, 199Э УДК 614.3/.4(470.621)

А. X. Агиров

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА: ОПЫТ И ЗАДАЧИ

Госкомсанэпиднадзор по Республике Адыгея, Майкоп

В современных условиях здоровье общества во многом определяется безопасностью среды обитания и профилактикой заболеваний людей. В последние годы среди причин ухудшения показателей здоровья населения Республики Адыгея обращают на себя все большее внимание факторы социальной, природной и производственной среды. В условиях увеличивающейся техногенной нагрузки с каждым днем все труднее сдерживать негативное влияние на людей факторов среды обитания. Последнее, как правило, ведет к перенапряжению, а иногда и к срыву адаптационных возможностей организма человека.

Несмотря на наблюдающийся спад промышленного и сельскохозяйственного производства, наиболее значимыми факторами воздействия на здоровье населения и среду обитания остаются значительный объем выбросов вредных веществ, накопление токсичных отходов производства в окружающей среде и сброс неочищенных сточных вод. В этих условиях реструктуризация санэпид-службы, совершенствование организации и управления деятельностью органов Госсанэпиднадзора призваны обеспечить возможность, с одной стороны, активного влияния, а с другой — удержания под контролем санитарно-эпидемиологиче-ской обстановки в республике.

Реально оценивая потенциальные возможности системы санэпиднадзора как важнейшего инструмента в проведении государством социальной политики в области охраны здоровья населения на современном этапе преобразования общества, следует подчеркнуть, что традиционные структуры бывших санэпидстанций страны в целом и Республики Адыгея в частности не могут решать задачи в соответствии с Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Вот почему необходим принципиально новый путь решения этой проблемы на базе современного научно-методическо-го подхода к реализации главной концепции реформы с пересмотром организационно-структур-ного построения службы, правового, социального, ресурсного обеспечения и создания рациональной модели ее функционирования.

Указанные направления реформы службы являются основными составляющими научно-мето-дической базы определения ее стратегии и тактики.

Научная концепция совершенствования санэпиднадзора в Республике Адыгея базируется на основе реализации основных компонентов перестройки службы с учетом конкретных социально-экономических, территориально-географических и национальных особенностей. Учет этих особенностей — это не дань моде, а острая потребность, выдвигаемая временем.

Приоритетными направлениями в реформе санэпидслужбы республики явились: внедрение принципа рыночных отношений; реструктуриза-

ция службы; интенсификация научно-информационного обеспечения; разработка и внедрение современных технологий санэпиднадзора. Научно-исследовательская и научно-информационная деятельность позволила серьезно заняться разработкой таких важнейших программ, как "Совершенствование научных основ организации и управления деятельностью Госсанэпиднадзора в современных условиях", "Человек и окружающая среда: причинно-следственные связи", "Оптимизация здоровья детей детских дошкольных учреждений и учащихся средних школ на основе первичной профилактики" и др.

Следует отметить тесную взаимосвязь этих направлений, необходимость координации действий по их воплощению в практику Госсанэпиднадзора.

Появились новые условия и возможности для создания единого законодательного и нормативно-правового пространства России и Республики Адыгея, что, безусловно, обеспечит более гармоничное развитие научно-методических основ деятельности органов санэпиднадзора, в особенности в деле формирования государственного социального заказа по обеспечению санитарно-эпиде-миологического благополучия населения.

Задача совершенствования санэпидслужбы республики потребовала разработки новой, более гибкой тактики достижения конечного результата, в которой доминируют два мотивационных момента: научная целесообразность и материальная обусловленность с предметным учетом так называемого человеческого фактора. В связи с этим приоритетным следует считать информационное обеспечение как важное средство в деятельности органов Госсанэпиднадзора и в решении санитарно-эпидемиологических проблем.

Остается неизменной генеральная цель комплексных медико-биологических, социально-ги-гиенических и организационных мероприятий по сдерживанию негативных процессов в сфере охраны здоровья населения, стабилизации санитарно-гигиенической и демографической ситуаций и последующей их оптимизации.

Дальнейшие, усилия по совершенствованию деятельности санэпидслужбы в реализации концепции реформы должны быть направлены на развитие теории и практики охраны здоровья здоровых, повышение значимости мероприятий первичной профилактики заболеваний, совершенствование правового, социального и ресурсного обеспечения службы.

В связи с этим приобретает большое значение сохранение принципа ранжирования и совершенствования функционально-структурного построения службы, повышения научно-интеллектуаль-ного потенциала кадров Республики Адыгея. Нами разработаны типовые функции учреждения санэпиднадзора, отдельных его специалистов, что позволило в реструктурированной службе ввести

институт главных и ведущих специалистов и внедрить квалификационный паспорт специалиста.

Наряду с этим необходимы внедрение принципа рыночных отношений и дальнейшее совершенствование экономических принципов в сфере санитарно-эпидемиологической деятельности, максимальная ее информатизация, повышение ее превентивное™, развитие гибких функциональных структур, адаптированных к новой рыночной инфраструктуре.

Необходима большая концентрация усилий различных ведомств в разработке и реализации комплексных целевых научно-практических программ охраны здоровья населения Республики Адыгея.

Преимущественное значение в деятельности санэпидслужбы в новых условиях имеет комплексность решения проблем с выбором приоритетных направлений для достижения максимального социально-гигиенического эффекта.

Практика нашей работы убедительно показала, что конечный результат — санитарно-эпидемиологическое благополучие населения формируется совокупными усилиями органов власти, трудовыми коллективами, самим населением. Поэтому вредным представляется суждение о том, что санитарно-эпидемиологическое благополучие зависит лишь от деятельности органов Госсанэпиднадзора.

Перспективы развития службы в новых организационных условиях требуют конкретизации

основных направлений ее научно-практической деятельности.

По нашему мнению, такими направлениями должны быть:

— совершенствование законотворческой деятельности и развитие санитарно-эпидемиологического нормирования на региональном уровне;

— усиление деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в республике;

— активное участие в реализации программы социально-экономического развития Республики Адыгея;

— составление и реализация республиканского национального плана действий по гигиене окружающей среды;

— дальнейшее реформирование структуры органов и учреждений Госсанэпиднадзора;

— углубление межведомственного сотрудничества в деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний населения.

Как отмечалось на VIII Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей, гигиена сегодня — это и наука, и большая политика. Гигиенические аспекты охраны здоровья людей находятся в центре внимания государственных органов и общественных движений страны. Время требует ориентации на обеспечение необходимого развития промышленного и сельскохозяйственного производства с гарантией минимального ущерба для окружающей среды, а следовательно, и здоровья человека.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 190« УДК 614.31:664

Г. А. Михайлова, А. К. Смирнова, Е. А. Морозова

ОПЫТ КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МАЛОЙ

МОЩНОСТИ

Ссрпуховский центр санэпиднадзора Московской области

Изменения в экономической жизни страны в последние годы самым непосредственным образом повлияли на число и структуру пищевых объектов, находящихся под контролем отделений гигиены питания центров Госсанэпиднадзора. Так, например, в Серпуховском районе Московской области возросло общее число пищевых объектов в регионах обслуживания. Уменьшилось количество предприятий общественного питания, в то же время более чем в 2 раза возросло число предприятий торговли и в 2,5 раза — собственно предприятий пищевой промышленности.

В составе контролируемых предприятий пищевой промышленности 26 малой мощности, среди них 2 предприятия по переработке молока, 4 — мяса, 2 — рыбы, 10 — хлебопекарен, 3 — пивзавода и т. п.

Первые контакты с предпринимателями, полагающими, что в любом купленном или арендованном помещении они могут организовать очень быстро и без особых усилий молокозавод, хлебопекарню, предприятие по переработке рыбы и мяса, были для нас нелегкими. Ситуации складывались экстраординарные, коренным обра-

зом отличающиеся от хорошо отлаженной прежде работы по предупредительному санитарному надзору, когда проекты разрабатывались отраслевыми институтами, технологические схемы —» квалифицированными технологами, на все имелась нормативная документация. Теперь каждый случай требовал индивидуального подхода, нестандартного решения, тем более что некоторые руководители слишком буквально восприняли положение о свободе предпринимательской деятельности, и первые два объекта по переработке молока были предъявлены нам уже в разгаре их оборудования, без совместной работы на предпроект-ной стадии. Поэтому нам пришлось в очень короткий период времени отрабатывать свою стратегию и тактику в отношении таких предприятий, брать инициативу в свои руки.

Учитывая специфику возникновения и функционирования, эти объекты составляют предмет особого внимания специалистов отделения гигиены питания. Во-первых, владельцы этих предприятий — это в основном частные лица, которые, как правило, не являются специалистами отрасли и никогда прежде не работали в пищевой про-

Ч

- 27 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.