УДК 338.5
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ СБОРОВ И ТАРИФОВ ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АЭРОПОРТАХ И ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
И.А. БЕЛАВИНЦЕВ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.
В статье рассматриваются экономико-правовые основы совершенствования системы формирования, регулирования и взимания сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве России.
Ключевые слова: аэропортовые сборы, формирование тарифов.
В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации полномочиями по установлению правил формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации наделен Минтранс России.
Приказами Минтранса России от 02.10.2000 г. № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» и Федеральной службы воздушного транспорта от 15.05.2000 г. № 125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации» (далее приказ № 110 и приказ № 125) введены действующие правила формирования тарифов, которые составляют правовую основу ценообразования в сфере наземного обслуживания в аэропортах Российской Федерации.
Указанные документы определяют перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов, а также порядок их применения. Практика применения и реализации положений приказов указывает на необходимость дополнительного анализа и доработки положений данных документов.
Приказом № 110 предусмотрено 5 видов аэропортовых сборов и 38 видов тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации. В то же время приказом № 125 предусмотрено установление 4 видов аэропортовых сборов для иностранных эксплуатантов, остальные виды услуг предоставляются на основании стандартного соглашения о наземном обслуживании ИАТА (есть официальное разъяснение Минтранса России письмо от 09.10.2008 г. № 01-01-02/2675). Данными приказами определен состав услуг каждого сбора и тарифа и правила их расчета и применения. Также установлен порядок утверждения сборов и тарифов. Приказами также предусмотрено обязательство по регистрации и опубликованию тарифов в установленном порядке. Порядок регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации, утвержден Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации 13.04.2001 года. Ставки аэропортовых сборов и тарифов для иностранных эксплуатантов опубликовываются в сборниках аэронавигационной информации в порядке, определенном в приложении 2 к приказу № 125.
В целях приведения приказов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Минтрансом России был утвержден приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 211 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02 октября 2000 г. № 110». Приказ был зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2009 г., регистрационный № 15930.
Признание утратившими силу ряда пунктов приказа было обусловлено изменениями в воздушном законодательстве Российской Федерации в области естественных монополий, структуры государственных органов власти и т. д.
В целях расширения круга лиц, на которых распространяется приказ, термин «эксплуатант» заменен на «потребитель».
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант - это гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
При этом ряд пользователей услуг аэропортов гражданской авиации не имеют сертификатов эксплуатанта, в частности Министерство обороны Российской Федерации и другие органы, авиационные подразделения которых составляют государственную авиацию.
Подобное понятие также используется в законодательстве Евросоюза по наземному обслуживанию (Директива Совета 96/97 от 15.10.1996 г.), однако в определении ключевым критерием является не владение воздушным судном, а ответственность за перевозку пассажиров, почты и/или грузов воздушным путем.
Из текста приказа исключен термин «работы» - с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации «работа» и «услуга» разные понятия, кроме того, освобождение от НДС предусмотрено только в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 8 главы 7, раздела IV, части 1 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения признаются два вида деятельности:
• работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;
• услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
По тексту приказа исключены положения, касающиеся порядка округления массы воздушного судна в целях установления порядка расчета тарифа на основании фактического показателя максимальной взлетной массы воздушного судна и исключения разногласий по данному вопросу между аэропортами и авиакомпаниями. Расчет на основе фактического показателя максимальной взлетной массы позволил исключить необоснованные увеличенные затраты.
Согласно положениям приказа № 110 и № 125, сборы за взлет-посадку и обеспечение авиационной безопасности определяются на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы воздушного судна, указанной в сертификате летной годности гражданского воздушного судна (удостоверении о годности к полетам).
Данная норма некорректна в части ссылки на сертификат летной годности гражданского воздушного судна (удостоверение о годности к полетам), так как данной информации в указанном документе не предусмотрено.
Источником информации о максимальной взлетной массе в соответствии с приказом является руководство по летной эксплуатации, в отношении воздушных судов государственной и экспериментальной авиации используется максимальная взлетная масса типа или модификации воздушного судна.
Руководство по летной эксплуатации воздушного судна в соответствии со статьей 67 Воздушного кодекса Российской Федерации должно находиться на борту воздушного судна.
В соответствии с международной практикой информация о максимальной взлетной массе указывается в полетном задании (fleet list) или руководстве по летной эксплуатации (Airplane Flight Manual (AFM)) воздушного судна, в случае отсутствия указанных документов для расчета платы используется наибольший показатель максимальной взлетной массы типа воздушного судна, заявленный производителем данного типа воздушного судна.
В подпункте 3.1.1, определяющем состав операций услуги за взлет - посадку, добавлена операция - «управление движением воздушных судов на перроне».
При этом согласно подпункту 2.3.1 приказа 110 сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливается за аэронавигационное обслуживание воздушных судов при посадке на аэродром (аэроузел) на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до места стоянки, при вылете с аэродрома (аэроузла) на этапах руления с места стоянки, взлета и набора высоты до выхода на воздушную трассу.
На первый взгляд между указанными положениями приказа имеется противоречие.
Однако согласно пункту 9.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает в себя организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание.
«Воздушное движение» в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1084, является движением воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома, при этом площадь маневрирования аэродрома согласно приказу Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» - это часть аэродрома, исключая перрон (стоянку), предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов.
Кроме того, под управлением движения воздушных судов на перроне следует понимать аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов, включающую в себя разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок, организацию движения воздушных судов на перроне и другие операции, предусмотренные Федеральными авиационными правилами «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов», утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 06.05.2000 г. № 121.
В отношении сбора за взлет-посадку предусмотрено разделение данной услуги при выполнении отдельных операций, входящих в услугу, различными организациями.
Пунктом по Сбору за обеспечение авиационной безопасности в сбор включены расходы на обеспечение авиационной безопасности, предусмотренные ФАП № 142.
Изменен порядок взимания сбора за сверхнормативную стоянку, вместо фиксированных 5 % теперь процент может быть установлен ФСТ России на уровне экономически обоснованных расходов, связанных с предоставлением данной услуги.
Тариф за обеспечение авиаГСМ разделен на два отдельных тарифа: тариф за обеспечение заправки авиационным топливом и тариф за хранение авиаГСМ. Данное изменение обусловлено вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», в соответствии с которым было введено государственное регулирование тарифов на услуги по обеспечению заправки воздушных судов и хранению авиационного топлива.
В этой связи возникла необходимость дифференциации расходов, связанных с хранением собственного топлива ТЗК и топлива, принадлежащего авиакомпаний.
Включение ТЗК аэропортов расходов на хранение собственного топлива в цену реализуемого авиационного топлива через формулу его цены, на наш взгляд, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Реализация указанного предложения позволит обеспечить ТЗК механизмом возмещения расходов, связанных с хранением собственного топлива, и сохранить условия для развития конкуренции в области обеспечения потребителей авиационным топливом. Также необходимо отметить, что в аэропортах с низкой интенсивностью полетов и находящихся в удаленных районах услуга по хранению авиационного топлива не востребована авиакомпаниями, и в таких условиях наличие авиационного топлива может быть обеспечено только силами ТЗК.
Расходы на хранение собственного топлива ТЗК могут быть учтены в составе затрат по нерегулируемым видам деятельности (в цене реализации топлива). При этом в доходах от нерегулируемых видов деятельности (от реализации собственного топлива) будут выделяться доходы от хранения собственного (не принадлежащего потребителю) авиатоплива, как источник компенсации затрат по его хранению.
Положение о случаях, когда сборы и тарифы не взимаются, дополнено фразой «при выполнении потребителями Российской Федерации полетов, связанных с поиском и спасанием людей и воздушных судов, терпящих бедствие, и из-за чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность ГА».
В отношении аэронавигационных сборов установлена скидка 75% при посадке ВС по метеоусловиям, что исключило противоречие между приказом Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС) от 14.12.2006 г. № 100 «Об утверждении Административного регламента ФАНС по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации» и приказом Минтранса России № 110.
Внесенные изменения позволили привести положения приказа № 110, утвержденного почти 10 лет назад, в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также учесть современные тенденции в обеспечении наземного обслуживания в аэропортах Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ: приказ Минтранса РФ от 02.10.2000 №110 (ред. от 23.11.2009 г.).
IMPROVING THE SYSTEM OF FORMATION, MANAGEMENT AND COLLECTION OF FEES
AND CHARGES FOR MAINTENANCE OF AIRCRAFT AT AIRPORTS AND IN AIRSPACE
Bilavinsev I.A.
This article deals with economic and legal framework to improve the system of formation, management and collection of fees and charges for maintenance of the aircraft at the airports and the airspace of Russia.
Key words: airport tax, formation of tariffs.
Сведения об авторе
Белавинцев Илья Александрович, 1975 г.р., окончил Волгоградскую академию государственной службы (1997), аспирант кафедры организации перевозок МГТУ ГА, область научных интересов - экономика воздушного транспорта.