Научная статья на тему 'Особенности организации руления воздушных судов на перронах и площади маневрирования международного аэропорта Шереметьево'

Особенности организации руления воздушных судов на перронах и площади маневрирования международного аэропорта Шереметьево Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1846
736
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ / AIRCRAFT TAXIING / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никулин Андрей Олегович

Рассматриваются особенности руления на аэродроме аэропорта Шереметьево после выхода ФАП-128. Описывается взаимодействие трех операторов управления рулением на аэродроме. Приводится проблематика, заключающаяся в отсутствии нормативно закрепленных требований к квалификации и подготовке диспетчера осуществляющего руление на перроне, требований к рабочему месту диспетчера и оборудованию. Особо отмечен вопрос наличия трех операторов, управляющих рулением на аэродроме - Госкорпорация по ОрВД, ОАО МАШ, ОАО Аэрофлот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRCRAFT STEERING ORGANIZATION PECULIARITIES ON RAMPS AND MANEUVERING AREA OF SHEREMETYEVO INTERNATIONAL AIRPORT

Steering peculiarities on airside of Sheremetyevo International Airport are considered after issuing ФАП-128 (Aviation Federation Rules). Three operators of direction of steering on airside cooperation is described. The problems are cited which are concluded in absence of normative fixed demands to qualification and preparation of agent who making steering on ramp, demands to working place agent and equipment. The question of three operators presence who operate of steering on airside is noted Government Corporation concerning ОрВД (Air traffic organization), ОАО МАШ (Sheremetyevo International Airport), ОАО Аэрофлот (Aeroflot Russian airlines).

Текст научной работы на тему «Особенности организации руления воздушных судов на перронах и площади маневрирования международного аэропорта Шереметьево»

УДК 629.7.025.36/.37

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РУЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ПЕРРОНАХ И ПЛОЩАДИ МАНЕВРИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА ШЕРЕМЕТЬЕВО

А. О. НИКУЛИН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Нечаевым Е.Е.

Рассматриваются особенности руления на аэродроме аэропорта Шереметьево после выхода ФАП-128. Описывается взаимодействие трех операторов управления рулением на аэродроме. Приводится проблематика, заключающаяся в отсутствии нормативно закрепленных требований к квалификации и подготовке диспетчера осуществляющего руление на перроне, требований к рабочему месту диспетчера и оборудованию. Особо отмечен вопрос наличия трех операторов, управляющих рулением на аэродроме - Госкорпорация по ОрВД, ОАО МАШ, ОАО Аэрофлот.

Ключевые слова: руление воздушных судов, обеспечение безопасности полётов.

В связи с выходом Приказа Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128 (ФАП - 128) Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. № 108 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП -108) признан утратившим силу, в свою очередь, ФАП -108 отменил действие Наставления по производству полетов 1985 года.

До выхода ФАП-128 согласно НПП ГА-85 и приказа Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. № 108 «Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации» подразделение, осуществляющее функции по управлению рулением воздушных судов на перронах аэропорта Шереметьево, входило в состав ЕС ОрВД и предусматривало наличие на площади маневрирования аэродрома диспетчерские пункты руления (ДПР). Данный пункт входил в общую систему ОВД и попадал под действие нормативных документов, определяющих требования к рабочим местам диспетчера УВД, требования к образованию, уровню знаний и квалификации диспетчера УВД, а также в нормативных документах определялись требования по взаимодействию между органами ОВД. Так, например, передача управления воздушным движением между органами ОВД осуществлялась на установленных рубежах. Рубежи передачи УВД устанавливаются, как правило, на границах районов УВД (секторов, направлений) РЦ (ВРЦ, диспетчерских пунктов): указываются в инструкциях по производству полетов, на картах и схемах диспетчерских пунктов и в технологии работы диспетчеров.

При вылете ВС устанавливался рубеж передачи управления воздушным движением судов между диспетчерским пунктом руления (ДПР) и стартовым диспетчерским пунктом (СДП): занятие воздушным судном предварительного старта, после посадки - момент освобождения воздушным судном ВПП. Диспетчерский пункт руления системы ОВД управлял рулением ВС при прилете от момента освобождения ВС ВПП до полной остановки ВС на месте стоянки. При вылете ДПР руководил от момента разрешения запуска двигателей ВС.

Передвижение (буксировка, руление) воздушного судна по аэродрому производилась с разрешения диспетчера службы движения. Передвижение осуществлялось по маркировочной разметке, в соответствии с установленной на данном аэродроме схемой движения и при наличии непрерывной двусторонней связи с диспетчером службы движения.

Согласно положений ФАП - 128 руление на площади маневрирования осуществляется силами Диспетчерского пункта руления органа ОВД, а руководство рулением ВС и движение спецтехники находится под управлением пункта руления аэропорта: «При наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса по управлению движением воздушного судна на перроне аэропорта функции по управлению движением воздушного судна на перроне аэропорта могут выполняться указанным подразделением. Функции по управлению движением воздушного судна на площади маневрирования аэродрома осуществляются органом ОВД». На территории Аэропортового комплекса Шереметьево в силу имущественных особенностей существуют два оператора управляющих на перронах. С вводом в строй в аэропорту Шереметьево Терминала Б руление на перроне этого терминала передано под ответственность авиакомпании «Аэрофлот» и осуществляется силами Департамента управления производственной деятельностью (рис. 1).

-5 МАРШРУТЫ Р V ПЕНИ Я РУбеж передачи ОВД

Рис. 1. Рубежи приема передачи ОВД между ДПР Госкорпорации по ОрВД и Диспетчером руления ОАО «Аэрофлот» на перроне Терминала Б

Для осуществления всех действий с рулением ВС в Терминале Б построен пункт управления. Сложилась ситуация, когда из-за отсутствия руководящих документов Федерального органа на перроне терминалов аэропорта Шереметьево функционируют несколько подразделений, управляющих рулением ВС, в силу различных имущественных интересов, о которых уже указывалось, и отсутствия нормативной базы, регламентирующей принципы управления рулением в новых условиях, что может привести к созданию сбойных ситуаций.

На всех остальных перронах рулением ВС и спецтехники занимается подразделение, сформированное ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (рис. 2, 3).

В соответствии с ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128, в международном аэропорту Шереметьево создано подразделение аэропортового комплекса -отдел управления движением воздушных судов, осуществляющего функции по управлению рулением воздушных судов на перронах аэропорта Шереметьево.

Рис. 2. Рубежи приема передачи ОВД между ДПР Г оскорпорации по ОрВД и Отделом управления движением воздушных судов ОАО «МАШ» на перроне Терминала Б

Рис. 3. Рубежи приема передачи ОВД между ДПР Г оскорпорации по ОрВД и Отделом управления движением воздушных судов ОАО «МАШ» на перроне Терминала В

Подразделение создано в составе Службы предполетной подготовки и обеспечения движения на аэродроме, входящей в структуру Дирекции по аэронавигационному обеспечению полетов ОАО «МАШ». Отдел управления движением воздушных судов состоит из двух групп: группы управления движением воздушных судов и группы по сопровождению воздушных судов.

Созданию подразделения предшествовала большая работа по изменению штатного расписания, подготовке персонала, организации рабочих мест диспетчеров по управлению движением воздушных судов, разработке технологий взаимодействия как со структурными подразделениями ОАО «МАШ», так и со сторонними организациями - Шереметьевским центром ОВД филиала МЦ АУВД ФГУП «Г оскорпорация по ОрВД», ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», участвующими в процессе управления движением воздушных судов в аэропорту Шереметьево.

При определении численности персонала, необходимого для непрерывного круглосуточного управления наземным движением на перронах терминалов Шереметьево, учитывались следующие факторы:

- включение резерва подмены в общий внутрисменный график;

- регламентирование циклов «работа-отдых» в процессе работы (непосредственная работа на рабочем месте не менее 80% от общего времени);

- регламентированное использование старшего диспетчера на рабочих местах;

- резервирование на случай заболевания (6%);

- резервирование на случай отпусков, техучебы, подготовка по английскому языку (20%);

- случайные потери рабочего времени в связи с задержками реализации графика отпусков, обучения (5%);

- степень напряженности труда (учитывая, что среднечасовая интенсивность воздушного движения в аэропорту Шереметьево в наиболее загруженный период составляет 38 ВС в час, то степень напряженности труда характеризуется как высокая).

При непрерывном круглосуточном режиме работы группы был предложен 2 - сменный 4 - бригадный график работы с 4 диспетчерами в смену.

Состав оборудования рабочих мест определялся количеством радиостанций для связи с экипажем ВС на установленных частотах с учетом 100% резервирования средств, прослушивания смежных пунктов управления рулением, организации наземной технологической радиосвязи, организации записи каналов связи, средствами оперативной диспетчерской связи и вычислительной техники.

Оценка соответствия двух рабочих мест диспетчеров по управлению движением воздушных судов на перронах Терминалов В и Б проводилась комиссией, назначенной приказом ОАО «МАШ» от 27.02.2010г. № 80, по результатам работы, которой на основании приказа ОАО «МАШ» от 04.03.2010г. № 92 были введены в эксплуатацию рабочие места и начато управление движением воздушных судов:

- на перроне Терминала В аэропорта Шереметьево (северный сектор) с 12:00 московского времени 09 марта 2010 года (позывной «Шереметьево перрон» на частоте 121,9 МГц);

- на перроне Терминала Б аэропорта Шереметьево (южный сектор) с 12:00 московского времени 23 марта 2010 года (позывной «Шереметьево перрон» на частоте 123,6 МГц).

Определены зоны ответственности должностных лиц и установлены рубежи приема-передачи управления как при прилете воздушного судна, так и при вылете. Теперь зона ответственности органов ОВД в аэропорту Шереметьево ограничена только площадью маневрирования аэродрома и не включает перрон и места стоянок воздушных судов, как было ранее.

Своевременно организовано представление соответствующих изменений в документы аэронавигационной информации для информирования экипажей воздушных судов.

Таким образом, организация работы по управлению движением воздушных судов на перронах аэропорта Шереметьево соответствует требованиям следующих нормативных документов:

- федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (приказ Минтранса России от 31.07.2009г. №128);

- федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (приказ Минобороны России, Минтранса России и РАКА от 31.03.2002г. №136/42/51);

- руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА-94);

- табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации (ТС-95);

- инструкции по производству полетов в районе аэродрома Шереметьево;

- инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме Шереметьево (приказ ОАО «МАШ» от 16.03.2007г. №146);

- руководства по системам управления наземным движением ИКАО (Doc 9476-AN/927), которые являются обязательными для всех должностных лиц, участвующих в организации и непосредственном обеспечении прилетов/вылетов на аэродроме Шереметьево.

Отдел управления движением воздушных судов управляет движением воздушных судов и лидеровочных автомашин на перронах Терминалов F, B и перроне Аэропортового грузового комплекса.

Диспетчер, управляющий передвижением воздушного судна по аэродрому, несет ответственность за правильность информации об ограничениях, за указания об условиях и выдачу разрешения на передвижение по установленной схеме.

На аэродромах и площадках, где отсутствует диспетчер службы движения, ответственность за выбор маршрута руления несет командир воздушного судна.

Выруливание с места стоянки выполняется по сигналам ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск воздушного судна.

Заруливание на место стоянки производится по сигналам дежурного по сопровождению (перрону) или встречающего лица ИАС.

Указанные лица при соблюдении правил руления экипажем несут ответственность за безопасное выруливание (заруливание) воздушного судна.

Пересекать (занимать) ВПП при рулении (буксировке) без разрешения диспетчера службы движения запрещается. При пересечении (занятии) ВПП экипаж (лица, осуществляющие буксировку) обязан соблюдать максимальную осмотрительность.

До занятия воздушным судном исполнительного старта экипаж должен получить от диспетчера службы движения информацию об условиях взлета и выхода их района аэродрома.

Рубеж передачи ОВД на перронах Аэропортового грузового комплекса Терминала F, терминалов B, D, F, на западном секторе Терминала В установлен в «Инструкции по производству полетов в районе аэродрома Шереметьево». На рис. 2, для примера, показан рубеж передачи ОВД на перроне Терминала F.

На остальных перронах аэропорта Шереметьево (терминалы B, C, F) руление осуществляется силами ОАО «МАШ». Перроны в настоящее время не входят в площадь маневрирования (ВПП, РД, МРД).

Основными задачами подразделения ОАО «МАШ» по рулению являются:

- управление безаварийным движением воздушных судов на перронах аэродрома Шереметьево в своей зоне ответственности;

- взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты, на всех этапах подготовки ВС к вылету/прилету;

- обеспечение регулярности выполнения суточного плана полетов;

- обеспечение встречи и сопровождения воздушных судов;

- информационное сопровождение экипажей воздушных судов.

В целях реализации основных задач подразделение ОАО «МАШ» по рулению выполняет следующие функции:

- управление движением воздушных судов от начала буксировки (запуска двигателей) до рубежа передачи ВС на управление Шереметьевским центром обслуживания воздушного движения;

- управление движением воздушных судов от рубежа передачи ВС на управление Шереметьевским центром обслуживания воздушного движения до заруливания ВС на место стоянки;

- обеспечение лидирования ВС с мест стоянок до исполнительного (предварительного) старта при видимости 400м и менее;

- выдача разрешений (запрещений) на буксировку, запуск двигателей и руление ВС по установленной схеме;

- ввод необходимой информации в систему «Синхрон-3» о движении ВС;

- анализ и передача в эфир экипажам ВС информации по состоянию перрона, условиям руления, наличия ограничений при рулении и др. информации, влияющей на безопасность движения ВС;

- ведение радиообмена с экипажами ВС на русском и английском языках;

- стажировка и проверка знаний персонала Отдела на рабочих местах.

Для выполнения основных задач и возложенных функций подразделение ОАО «МАШ» по рулению взаимодействует:

1) с Шереметьевским центром УВД по вопросам:

- регулирования движением ВС на РД;

- согласования о начале движения ВС к рубежам приема/передачи ВС на управление;

-взаимодействия при получении сигнала тревоги по системе «Горн-2»;

2) с АДП по вопросам:

- наличия плановой информации в системе «Синхрон-3» («Альфаскоп») по обеспечению рейса к выполнению полета;

- наличия информации для экипажей ВС о запретах и ограничениях по маршруту полета и аэродрому назначения;

3) с Аэродромной службой по вопросам:

- получения информации о состоянии поверхности перронов, маршрутов руления и РД;

- ремонта автомобилей «Эскорт».

4) с ПДС по вопросам:

- назначения места стоянки ВС;

- взаимодействия по регулярности выполнения суточного плана полетов;

5) с Инспекцией по безопасности полетов по вопросам обеспечения безопасности полетов на аэродроме Шереметьево;

6) с Отделом охраны труда по вопросам проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности;

7) с Шереметьевским центром ОВД по вопросам:

- регулирования движения ВС на рулежных дорожках;

- согласования начала движения ВС к рубежам приема/передачи ВС на управление;

- взаимодействия при получении сигнала тревоги по системе «Горн-2».

Одной из особенностей аэропорта Шереметьево является то, что 90% объема взлетнопосадочных операций выполняется из южного сектора (всего по аэропорту - 450-550 ВПО, южный сектор - 400-500 ВПО). Это обстоятельство налагает на аэропорт требования по всем аспектам обеспечения безопасности полетов, разработки критериев для работы техники, ее распределения по перронам терминала, перераспределения объемов обслуживания на перронах.

Поскольку согласно ФАП-128 все действовавшие документы по маневрированию перешли в УВД, создался юридический вакуум на закрепление требований к персоналу подразделений по рулению, к организации рабочих мест, технологии работы, фразеологии, аэропорт Шереметьево самостоятельно разрабатывает необходимые условия для работы пунктов руления.

Созданы предпосылки для разработки всей необходимой регламентирующей базы для пунктов руления аэропортового комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральные авиационные правила. Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации: Приказ Минтранса России от 31.07.2009г. № 128.

2. Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации: Приказ Минобороны России, Минтранса России и РАКА от 31.03.2002г. № 136/42/51.

3. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА-94).

4. Табель сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации (ТС-95).

5. Инструкция по производству полетов в районе аэродрома Шереметьево.

6. Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме Шереметьево:

Приказ ОАО «МАШ» от 16.03.2007г. № 146.

7. Руководство по системам управления наземным движением ИКАО. Doc 9476-АМ927.

8. Приказ ОАО «МАШ» от 27.02.2010г. № 80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Приказ ОАО «МАШ» от 04.03.2010г. № 92.

AIRCRAFT STEERING ORGANIZATION PECULIARITIES ON RAMPS AND MANEUVERING AREA OF SHEREMETYEVO INTERNATIONAL AIRPORT

Nikulin A.O.

Steering peculiarities on airside of Sheremetyevo International Airport are considered after issuing ФАП-128 (Aviation Federation Rules). Three operators of direction of steering on airside cooperation is described. The problems are cited which are concluded in absence of normative fixed demands to qualification and preparation of agent who making steering on ramp, demands to working place agent and equipment. The question of three operators presence who operate of steering on airside is noted - Government Corporation concerning ОрВД (Air traffic organization), ОАО МАШ (Sheremetyevo International Airport), ОАО Аэрофлот (Aeroflot - Russian airlines).

Key words: aircraft taxiing, flight safety.

Сведения об авторе

Никулин Андрей Олегович, 1977 г.р., окончил Санкт-Петербургскую академию ГА (2000), доцент кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - оптимизация организации воздушного движения в Московской воздушной зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.