Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СЕРВИСНОЕ" ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Т.В., Белогорцева Ю.А.

В статье отражена практика выполнения мероприятий по формированию электронного правительства. Выявлен ряд проблем, которые снижают эффективность деятельности государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PUBLIC SERVICE DELIVERY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reflects the practice of implementation of activities to build e-government. A number of problems have identified that reduce the effectiveness of public services.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Да н сама идея создания »тон комиссии по мнению автора - мало >ффективна. Аргументируется это тем, что суть создания данной комиссии заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение муниципальными служащими общих принципов служебного поведения п >регулирования конфликтов интересов, т.е. тначапьно допускается возможность возникновения тгого конфликта у муниципального служащего, тогда логичным будет вывод о том, что вполне вероятным будет возникновение конфликта интересов у самих членов

• 'миссии. В результате сказанного идея создания данных комиссий еще больше коррумпирует органы местной власти.

В итоге основным субъектом урегулирования и предотвращения

• шфликта интересов на муниципальной службе на данный момент дается руководитель. По мнению автора, законодателю следует

рассмотреть именно коллегиальное, а не единоличное решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов.

В заключение хочется отметить, что конфликт интересов в системе муниципальной службы не подлежит рассмотрению как простое противоречия личных интересов служащего и общества, граждан н их объединений. В его содержании находятся различные i акторы, которые определены условиями исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, институциональными погрешностями в организации системы муниципальной службы н

Только при рекомендательных и запретных мерах невозможно исключение появления конфликтов интересов в системе муниципальной службы. Необходимо сделать акцент и на формирование иекватной государственным, муниципальным, общественным

интересам внутренней и внешней среды муниципальной службы, профессиональной личности муниципального служащего, в основе мотивации должностного поведения которой будут находиться принципы соблюдения законности, служения обществу и уважения гражданских прав и свобод личности.

Литература:

1. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 ФЗ (ред. от 21.11.2011 ) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

«Собрание законодательства РФ»

2. Андреева JI.A.. Кирьянов А.Ю. Конфликт интересов муниципального служащего ( коррупционный аспект) // Материалы международной заочной научно практической конференции «Актуальные вопросы юриспруденции». 2011 С. 234-251.

3. Бурылова Л.А.. Штыхно М.Р. Конфликт интересов на муниципальной службе: социальный и правовой аспекты //Научное обозрение. 2012. - №3. - С. 387-392.

4. Бутова Т В. Лоббистская деятельность в органах государственной власти, ее особенности в России (статья)// М.: Издательство ООО «ПКЦ Альтекс». 2009 - С. 3-7.

5. Кирьянов А.Ю.Муниципальная служба в Российской Федерации. Сущность и понятие конфликта интересов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. - №1. - С. 8 11.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ь>това Г.В. к.э.н., доцент заместитель декана факультета «Государственное н муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый

Университет при Правительстве РФ» Белогорцева Ю.А. студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет

при Правительстве 1'Ф»

В статье отражена практика выполнения мероприятии по формированию электронного правительства. Выявлен ряд проблем, ■ птрые сним ают эффективность деятельности государственных услуг.

Ключевые слова: «сервисное» государство, государственные услуги, информационно-коммуникационные технологии.

IMPROVING PUBLIC SERVICE DELIVERY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Butova T.. Ph.D.. Associate Dean of the State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian

Federation

BeJogortseva V.. student of the State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation

The article reflects the practice of implementation of activities to build e-government. A number of problems have identified that reduce the e ffectiveness of public services.

Keywords: «serv ice» state, public serv ices, information and communication technologies.

Одним из ключевых факторов успешного экономического раз-51ГТИЯ государства в сегодняшнем мире является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более - ысокие требования к эффективности государственного аппарата н самой исполнительной власти.

Для создания современного и успешного на международной .репе государства важно не только правильно оптимизировать . яомическую политику, но н выстраивать соответствующую . пецифике и масштабам страны систему государственного управ-. ;ия. быть восприимчивым к прогрессивным технологическим и . учуникацнонным решениям, а главное - отвечать потребностям ошества в удобном н открытом государстве.

Одной из главных, на наш взгляд, задач повышения эффектив-. ги государственного управления повышение качества предоставления государственных услуг в Российской Федерации за счёт . зсршенствования механизмов их предоставления.

Государственные услуги оказывают органы власти, местного .^направления, наделённые соответствующими полномочиями: г- аиизацин, уполномоченные на это на основании правовых актов и и говоров о выполнении работ или оказания услуг для государ-

ственных нужд, например. Федеральная регистрационная служба, государственные нотариальные конторы, паспортно-визовые отделы. органы ЗАГС. ГИБДД и другие.

Открытость к информационным технологиям основное требование при построении сервисного государства. Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, гак и повышенный спрос на онлайн-сервпсы. Российский сегмент Интернета по объёму аудитории является крупнейшим в 1£вропе. а русскоязычная интернет-аудитория (около 80 миллионов человек) является пятой по величине языковой группой мирового Интернета. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид - перспективное направление реформы, призванное облегчить жизнь населению.'

11ереход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно повысит их доступность, снизит коррупционные риски, сократит временные и финансовые затраты государства и граждан.

Реализация мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов непол-

Портал информационного общества (Минэкономразвития Российской Федерации)

INNOVATIVE ECONOMY | №1-2 2014 | 9

нительной власти, предоставляющих государственные услуги, и период с 2002 по 2013 годы позволила: сформирован, основы ведомственной, региональной, а в некоторых случаях и муниципальной инфраструктуры электронного взаимодействия: определить общефедеральную инфраструктуру электронного взаимодействия: приступить к предоставлению услуг, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия: сформировать основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов (организаций), предоставляющих услуги.-'

В то же время практика выполнения мероприятий по формированию электронного правительства выявила ряд проблем, которые снижают »ффективность деятельности по переходу на предоставление услуг в электронном виде.

При переходе на предоставление услуг в электронном виде, так же как и при организации межведомственного взаимодействия, не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы органов (организаций), предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря па значительные бюджетные расходы на информационно-коммуникационные технологии, не сокращаются.

Не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг часто не предусматривает электронной формы взаимодействия. Например, лишь для единичных услуг установлена допустнмост ь дистанционной подачи заявления и получения результата предоставления услуг, утверждены нормативным правовым актом электронные формы заявлений, а результаты предоставленных услуг имеют все необходимые реквизиты, заверены электронной подписью и могут использоваться при взаимодействии с органами (организациями), предоставляющими услуги, п в гражданском обороте.

Использование электронной формы получения услуг в редких случаях уменьшает для заявителя число посещений органа (организации). предоставляющего услуги, или устраняет необходимость подачи бумажных документов.

Аудит текущего состояния инфраструктуры электронного взаимодействия демонстрирует ряд технических и организационных недостатков. ограничивающих развитие электронного прави гельства, так как она создавалась последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. Избыточные архитектурные решения ведут к завышенным затратам на поддержку и эксплуатацию дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования 11ри этом в силу принятых проектных н организационных решений рост числа пользователей инфраструктуры электронного взаимодействия н нагрузки на нее ведет к ее неоправданному усложнению, повышенной нагрузке на ее элементы, к росту издержек на поддержку и развитие, снижает надежность функционирования.

Основная цель, которую поставило государство на ближайшие годы )ТО повышение эффективности деятельности по формированию в Российской Федерации электронного правительства и повышение доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, до 70 процентов. Реализация указанных мер также позволит повысить уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления услуг до 90 процентов3.

В целях достижения указанных показателей необходимо обеспечить гражданам удобство п предсказуемость процедур взаимодействия с органами (организациями), предоставляющими услуги, при получении услуг. Процедуры получения услуг должны отвечать обоснованным ожиданиям граждан, сформированным в результате их опыта взаимодействия с организациями, работающими на конкурентных рынках (интернет-магазинами, банками и др.). Интерфейсы. реализующие взаимодействие с органами (организациями), предоставляющими услуги, должны быть удобными и понятными. Проектирование регламентов взаимодействия и элементов интер-

фейсов. оценка понимания и удобства реализованных процедур должна осуществляться на основе изучения сценариев поведения граждан с помощью опросных методов и фокус-групп. Требования к процедурам предоставления услуг, напраменные на обеспечение их удобного и понятного использования, должны быть закреплены нормативно.

Государственные услуга непосредственно связаны с функциями государства, их оказание государственными структурами основаны на функциях государства.

Таким образом, сегодня в нашей стране происходит становление так называемого «сервисного государства». В »той связи определяются основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в >лектронном виде, а также организационная модель управления этой деятельностью.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 251б-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»

3 Раздел «СМЭВ» портала государственных услуг (smev. gosnslugi.ru portal )

4. Портал информационного общества (Минэкономразвития Российской Федерации)

: Раздел «СМЭВ» портала государственных услуг (smev.gosuslugi.ru/portal/)

' Распоряжение I]равнтельства РФ от 25.12.2013 № 251 б-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»

10 INNOVATIVE ECONOMY | № 1 -2 2014 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.