Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О.

В настоящее время коррупция в нашей стране является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем. Она характеризует все институты государственной и муниципальной власти с отрицательной стороны, не давая возможности нашей стране эффективно развиваться в социально - экономическом и общественном плане. В статье рассматриваются основные причины возникновения коррупции в муниципалитетах РФ, а также предлагаются эффективныемеры по противодействию данному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTEREST AT THE LOCAL LEVEL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nowadays corruption is one of the most actual and discussed problems in Russian Federation. It characterizes all institutes of the state and municipal authority from a negative side, without giving the chance to our country to develop effectively in social and economic way. This article discusses the main causes of corruption at the municipal level in the Russian Federation and also effective anticorruption measures are developed.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Б> юва Т.В.. к. ).н., доцент, заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОВУ ВПО «Финансовый

университет при Правительстве Российский Федерации» Л\ насва А.И., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовыйуниверситет при

Iправительстве Российской Федерации» Улачни И.О., студент факультета «Государственное н муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской ФеОерации»

В настоящее время коррупция в нашей стране является одной т наиболее актуальных и обсуждаемых проблем. Она характеризует . институты государственной и муниципальной власти с отрицательной стороны, не давая возможности нашей стране эффективно .. даваться в социально - экономическом и общественном плане. Встатье рассматриваются основные причины возникновения коррупции « . ншшпаяитетах РФ. а также предлагаются зффективныемеры по противодействию данному явлению.

К.иочсвыеслова: коррупция, конфлнктинтересов. муниципальнаяслужба.

CONFLICT OF INTEREST AT THE LOCAL LEVEL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Butova Т.. Ph.D.. Associate Dean of the Slate and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian

Federation

Dunaeva A., student of the State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation I dachin N.. student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation

\ ■ ¡wadays corruption is one ofthe most actual and discussed problems in Russian Federation. It charm terizes all institutes of the state and municipal irity from a negative side, without giving the chance to our country to develop effectively in social and economic way. This article discusses the - '. i oases of corruption at the municipal level in the Russian Federation and also effective anticorruption measures ate developed.

Keywords: corruption, conflict of interests, municipal service.

В социальной жизни людей присутствует огромное количество

• ммуникативных противоречий и психологических, морально нравственных, правовых, жономнческих, политических и >т-. тескнх конфликтов. Эти конфликты присутствуют в семенных. _ чных. художественных н религиозных отношениях. Исключс-аем не является и профессиональная служебная деятельность

и;, инициальных служащих. Конфликты в области муниципальной . . жбы являются проявлением внутренних социальных противо-щи и являются неизбежным элементом в деятельности каждою > иципального служащего. Развитие законодательства по борьбе . ■ ррупшюннон деятельностью в РФ явилось отправной точкой ■ введения в Федеральный закон "О муниципальной службе •чС и некой Федерации» Такого понятия, как "конфликт интересов».

• зенция ООН прогни коррупции, принятая 31 октября 2003 года в ! I ью - Норке также создала объективную необходимость внедрения

го понятия в законодательство РФ.

В современной науке термин «конфзнкт интересов» трактуется разному. Федеральным законом от 22 декабря 200Х года .М- 267-: > а Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской :. :ерации» введена статья 14.1 «Урегулирование конфликта инте->в на муниципальной службе». Данная статья дает следующее -.¡деление понятия "конфликт интересов»: «под конфликтом 'ересов понимается ситуация, при которой личная заннтересоваи-яс.п. (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет

- ■ может повлиять на объективное исполнение им должностных ссч танностей и при которой возникает или может возникнуть

шворсчие между личной заинтересованностью муннци-,ного служащего и законными интересами граждан, орга-апнй, общества. Российской Федерации, субъекта Российской 1>. .ерации, муниципального образования, способное привести I чинешио вреда этим законным интересам граждан, орга-ший, общества, Российской Федерации, субъекта Российской : . зераиин. муниципального образования». При этом "под личной

- '¡тсресованностью муниципального служащего понимается воз-- • ость получения муниципальным служащим при исполнении таностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения)

а . нежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной ы непосредственно для муниципального служащего, членов ..чьи или граждан и организации, с которыми муниципальный «ащий связан финансовыми или иными обязательствами.» Аналогичные определения даны в ст. 10 Федерального закона противодействии коррупции», а также в Федеральном законе «О

государственной гражданской службе в Российской Федерации». Как можно увидеть, законодатель подлинной заинтересованностью определяет только материальные потребности, нивелируя остальные психологические факторы. Имеется в виду тот факт, что должностное лицо может нарушать и не соблюдать законные интересы граждан в связи с нежеланием выполнять свои обязанности в отношении того или иного лица, в виду личной неприязни или просто нежелания. В данном случае на лицо конфликт интересов, где ни о какой материальной выгоде должностного лица речи не идет.

Причины и условия возникновения конфликта интересов на муниципальной службе до сих пор полностью не раскрыты. В силу этого отсутствует четкая система дифференцированный процедур, которые направлены на разрешение конфликта интересов, конкретных форм и методов его разрешения.

Зачастую причиной конфликта интересов служит нарушение основных принципов муниципальной службы, невыполнение муниципальным служащим первостепенных обязанностей, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение им должностных инструкций. 11рснебрежение правами и законными интересами граждан, организаций и общества со стороны служащих, нарушение и игнорирование ими действующего законодательства, несоблюдение ограничений н запретов для муниципальных служащих также приводит к возникновению у них конфликта интересов. Говоря о причинах возникновения конфликта интересов, следует также принимать во внимание всевозможные желания, предпочтения и ценности отдельного муниципального служащего, несоответствие материальных возможностей их финансовым ожиданиям, а также профессионального уровня должностному положению.

Условиями возникновения конфликтов интересов являются высокая неопределенность в компетенции муниципальных служащих, дублирование полномочий муниципальных органов и из структурных подразделений, несогласованность в их действиях, слабая информированность граждан о работе органов местного самоуправления, противоречия между отдельными правовыми актами разных уровней, существующие пробелы в законодательстве, способствующие возникновению коррупционных ситуаций, ненадлежащий контроль руководителей за осуществлением муниципальными служащими своих служебных обязанностей. Отсутствие должного контроля ш соблюдением служащими служебной дисциплины, отсутствие >ффективных методов моральной н материальной мотивации муниципального служащего, а также критериев, которые позволяют обнаружить возникновение либо

fNNOVATIVE ECONOMY | №1-2 2014 | 7

возможность возникновения конфликта интересов.

Конфликт интересов, как правило, приводит к негативным последствиям. Эти последствия выражаются в нарушении конституционных прав граждан, организаций, общества, муниципальных образований, субъектов РФ. нанесении ущерба авторитету государства. муниципальной службе, престижу имиджу органов местного самоуправления.

Проблема причин возникновения конфликта интересов на муниципальной службе должна решаться с помощью общей теории причинности. Относительно сферы муниципального управления данная теория сводится к единому комплексу объективных и субъективных факторов и их взаимосвязи, которая основана на противоречии личных интересов публичным. Разграничение объективных и субъективных причин конфликта является неправильным, данные факторы должны рассматриваться во взаимосвязи, так как любая объективная причина конфликта интересов возникает п силу действия субъективных причин, а субъективные факторы в свою очередь объективно обусловлены.

Отличительной чертой объективных факторов возникновения конфликта интересов является тот факт, что они не зависят личностных качеств конкретного субъекта, его сознания и воли, ценностей и притязаний. К ним можно отнести ситуации служебного взаимодействия и деятельности муниципального служащего, приводящих к столкновению личных и общественных интересов: политические, идеологические, социологические, экономические причины.

Субъективные факторы характеризуются индивидуально -психологическими особенностями и личной заинтересованностью должностного лица, которые связаны с психологическими факторами поведения личности.

Следовательно, при изучении конфликта интересов на муниципальной службе можно сделать вывод о том. что основными объективными причинами появления и развития конфликта интересов являются:

• конфликтность управленческой деятельности;

• несовершенство законодательства Российской Федерации:

• несовершенство правовых механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

• недостаточное использование современных технологий государственного управления:

• несоблюдение и нарушение требований законодательства Российской Федерации о муниципальной службе, противодействии коррупции и др.;

■ неисполнение (ненадлежащее) исполнение муниципальным служащим возложенных на него служебных и должностных обязанностей:

• несоответствие муниципального служащего требованиям к замещаемой должности;

• отсутствие современных механизмов стимулирования муниципальных служащих и компенсации соблюдения ими ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Можно выделтпъ следующие субъективные причины конфликта интересов на муниципальной службе:

• неудовлетворенные потребности муниципальных служащих (социальным статусом, денежным содержанием и т.д.):

• неадекватный уровень притязаний и предпочтений муниципальных служащих;

• недостаточная социально - психологическая компетентность н развитость морально - психологических качеств муниципальных служащих.

При обсуждении законодательной базы регулирования конфликта интересов, хочется рассмотреть некоторые пункты более подробно. Затруднение в понимании вызывает п. 3 ст. 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», где представитель нанимателя (работодатель) обязан принять меры но предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности. Скорее всего подразумевается!«; все время, в течение которого идет процесс урегулирования конфликта интересов, а только те моменты, когда идет установление наличия или отсутствия конфликта. Также необходимо урегулировать процесс отвода (самоотвода) муниципального служащего. Ранее в нормативно - правовой базе, регулирующей деятельность муниципальной службы такое понятие, как отвод от-

сутствовала и использовалось в процессуальном законодательстве применительно к судьям, экспертам, специалистам, прокурором и т.д. В этой связи можно сделать вывод о том. что отвод (самоотвод) должностного лица определяется недопущением его к рассмотрению конкретного дела, принятием определенного управленческого решения и т.п. Таким образом, применение данного способа будет возможно только тогда, когда порядок и случаи отвода (самоотвода) должностных лиц местного самоуправления будут детально прописаны в муниципальном гаконодательетве.

В Федеральном законе «О муниципальной службе РФ», в отличие от закона «О государственной гражданской службе РФ», отсутствуют нормы, регулирующие процесс разрешения конфликта интересов при выполнении муниципальным должностным лицом работы по совместительству. Результатом чего является отсутствие возможности законодательного урегулирования процесса оповещения должностным лицом своего работодателя о его намерении выполнять работу но совместительству, когда сам работодатель выявит наличие конфликта интересов. 11о на муниципальной службе. в отличие от государственной гражданской, выявление наличия конфликтной ситуации для работодателя представляется крайне трудным, ввиду отсутствия у него властных рычагов. Это также создает препятствия для запрета или ограничения муниципального служащего в работе по совместительству при наличии конфликта.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрена возможность работы гражданских служащих по совместительству в случаях, когда это не влечет к возникновению конфликта интересов, а в случае злоупотребления или нарушения данной нормы предусматриваются серьезные санкции (прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы). Что же касается муниципальной службы, то тут работодатель в праве расторгнуть трудовой договор с должностным лицом только в тех случаях, когда муниципальный служащий не соблюдает ограничения и запреты, связанные с занимаемой им должностью. Но сам конфликт интересов невозможно отнести ни к ограничениям, ни к запретам.

1 [редставляется. что данные положения закона необходимо совершенствовать на федеральном уровне. Разрешение этого вопроса на региональном или муниципальном уровне представляется невозможным, так как здесь затрагивается проблема ограничения прав муниципальных служащих, а это возможно только путем внесения изменений в соответствующий федеральный закон.

Также необходимо отметить тот факт, что в законе упоминается возможность только создавать комиссии по разрешению конфликта интересов. Что же касается норм, регулирующих деятельность данной комиссии, то они в законе не закреплены. Следовательно, основные требования к деятельности комиссии на муниципальном уровне необходимо применять из аналогичного шконодательства. регулирующего государственную и гражданскую службу.

При исследовании муниципальных актов местных администраций в Сибирском федеральном округе, было обнаружено, что формирование комиссий по урегулированию конфликта интересов происходит неполно, например, в данные комиссии не входят специальные независимые эксперты, которые не связаны какими - либо отношениями, будь то служебные, семейные и т.д. Это,безусловно, повлияет на принятие объективных решений данной комиссией. Не смотря на то. что эти комиссии и создаются на местном уровне, по факту они в большинстве своем имеют формальный характер. Причиной тому является эпизодичность работы данного органа, чго обуславливается наличием единственного основания проведения заседаний: поступление информации о возможности наличия конфликта интересов. Если такой информации не поступает - комиссия не работает. В качестве дополнения следует сказать, что рекомендательный характер решений комиссий, предусмотренный законодателем, также не способствует ее плодотворной работе. Отсутствие возможности применения определенных мер воздействия к нарушителям правовых предписаний сведет к нулю коэффициент полезного действия данной комиссии потому, что любой муниципальный служащий будет заблаговременно знать о простой формальности решений, которые принимаются комиссиями, отсутствии неблагоприятных последствий вследствие нарушения предписаний закона и ответственности как таковой, и будет отсутствовать мотивация (в отличие от ситуаций, которые складываются вобластн норм, регламентирующих дисциплинарную, административную или. тем более, уголовную ответственность) к недопущению возникновения конфликта интересов.

8 1ЫЫОУАТ1УЕ ЕСОШМУ | №1-2 2014 |

Да н сама идея создания этой комиссии по мнению автора - мало >ффективна. Аргументируется что тем, что суть создания данной комиссии заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и >регулирования конфликтов интересов, т.е. изначально допускается возможность возникновения этого конфликта у муниципального служащего, тогда логичным будет вывод о том. что вполне вероятным будет возникновение конфликта интересов у самих членов

• 'миссии. В результате сказанного идея создания данных комиссий еще больше коррумпирует органы местной власти.

В итоге основным субъектом урегулирования и предотвращения

• шфликта интересов на муниципальной службе на данный момент ,гается руководитель. По мнению автора, законодателю следует

рассмотреть именно коллегиальное, а не единоличное решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов.

В заключение хочется отметить, что конфликт интересов в системе муниципальной службы не подлежит рассмотрению как простое противоречия личных интересов служащего и общества, граждан н нх объединений. В его содержании находятся различные i акторы, которые определены условиями исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, институциональными погрешностями в организации системы муниципальной службы и

Только при рекомендательных и запретных мерах невозможно исключение появления конфликтов интересов в системе муниципальной службы. Необходимо сделать акцент и на формирование иекватной государственным, муниципальным, общественным

интересам внутренней и внешней среды муниципальной службы, профессиональной личности муниципального служащего, в основе мотивации должностного поведения которой будут находиться принципы соблюдения законности, служения обществу и уважения гражданских прав и свобод личности.

Литература:

1. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 ФЗ (ред. от 21.11.2011 ) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

«Собрание законодательства РФ»

2. Андреева JI.A.. Кирьянов А.Ю. Конфликт интересов муниципального служащего ( коррупционный аспект) // Материалы международной заочной научно практической конференции «Актуальные вопросы юриспруденции». 2011 С. 234-251.

3. Бурылова Л.А.. Штыхно М.Р. Конфликт интересов на муниципальной службе: социальный и правовой аспекты //Научное обозрение. 2012. - №3. - С. 387-392.

4. Бутова Т В. Лоббистская деятельность в органах государственной власти, ее особенности в России (статья)// М.: Издательство ООО «ПКЦ Альтекс». 2009 - С. 3-7.

5. Кирьянов А.Ю Муниципальная служба в Российской Федерации. Сущность и понятие конфликта интересов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. - №1. - С. 8 11.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ь>това Г.В. к.э.н., доцент заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый

Университет при Правительстве РФ» Белогорцева Ю.А. студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет

при Правительстве 1'Ф»

В статье отражена практика выполнения мероприятии по формированию электронного правительства. Выявлен ряд проблем, ■ птрые сним ают эффективность деятельности государственных услуг.

Ключевые слова: «сервисное» государство, государственные услуги, информационно-коммуникационные технологии.

IMPROVING PUBLIC SERVICE DELIVERY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Butova T.. Ph.D.. Associate Dean of the State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian

Federation

Belogortseva V.. student of the State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation

The article reflects the practice of implementation of activities to build e-government. A number of problems have identified that reduce the e ffectiveness of public services.

Keywords: «serv ice» state, public serv ices, information and communication technologies.

Одним из ключевых факторов успешного экономического раз-51ГТНЯ государства в сегодняшнем мире является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более - ысокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.

Для создания современного и успешного на международной эене государства важно не только правильно оптимизировать . яомическую политику, но и выстраивать соответствующую . пецифике и масштабам страны систему государственного управ-•. ;мя. быть восприимчивым к прогрессивным технологическим и . учуникациониым решениям, а главное - отвечать потребностям ошсства в удобном и открытом государстве.

Одной из главных, на наш взгляд, задач повышения эффектнв-. и государственного управления повышение качества предоставления государственных услуг в Российской Федерации за счёт . зершенствования механизмов их предоставления.

Государственные услуги оказывают органы власти, местного .^направления, наделённые соответствующими полномочиями: -питании, уполномоченные на это на основании правовых актов и и говоров о выполнении работ или оказания услуг для государ-

ственных нужд, например. Федеральная регистрационная служба, государственные нотариальные конторы, паспортно-визовые отделы. органы ЗАГС. ГИБДД и другие.

Открытость к информационным технологиям основное требование при построении сервисного государства. Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервнсы. Российский сегмент Интернета по объёму аудитории является крупнейшим в 1£вропе. а русскоязычная интернет-аудитория (около 80 миллионов человек) является пятой по величине языковой группой мирового Интернета. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид - перспективное направление реформы, призванное облегчить жизнь населению.'

11ереход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно повысит нх доступность, снизит коррупционные риски, сократит временные и финансовые затраты государства и граждан.

Реализация мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов непол-

Портал информационного общества (Минэкономразвития Российской Федерации)

INNOVATIVE ECONOMY | №1-2 2014 | 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.