Научная статья на тему 'Электронное правительство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития'

Электронное правительство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6009
1136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES / GOVERNMENT PROGRAMS / AND THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаршина И.Ю., Макаров И.Н.

В статье рассматриваются основные инфраструктурные компоненты и ключевые задачи электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Так же говорится о проблемах и перспективах развития цифровой экономики в разделе «Государственное управление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article discusses the main infrastructure components and key tasks of e-government. The concept of the development of the information society. It also refers to the problems and prospects of the digital economy in the section “Public administration”.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития»

Список литературы

1. Глазунова Н.В. Государственное (административное) управление / Н.В. Глазунова. - М.: Наука, 2012. - 312 с.

2. О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы: Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 358.

3. Денисов В.А. Государственная образовательная политика: современное состояние и перспектив / В.А. Денисов // Журнал «Власть». - 2012. - № 8. - 76 с.

4. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации / В.А. Козбаненко. - М.: Наука, 2011 г. - 167 с.

5. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В.И. Жуков. - М., 2011. - 475 с.

Гаршина И.Ю.,

студент

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Липецкий филиал Макаров И.Н., к.э.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Липецкий филиал

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются основные инфраструктурные компоненты и ключевые задачи электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Так же говорится о проблемах и перспективах развития цифровой экономики в разделе «Государственное управление».

Ключевые слова: электронное правительство; электронные государственные и муниципальные услуги; государственные программы; цифровая экономика.

Garshina I.Yu.,

Student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch Makarov I.N., Ph.D., associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch

E-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Abstract: The article discusses the main infrastructure components and key tasks of e-government. The concept of the development of the information society. It also refers to the problems and prospects of the digital economy in the section -Public administration".

Key words: electronic government; electronic public and municipal services; government programs; and the digital economy.

В связи с переходом к информационному обществу, различные сферы социальной жизни подвергаются изменениям. В настоящее время активно разрабатывается и реализовывается новая форма государственного управления, такая как электронное правительство.

В 2002 году началось развитие электронного правительства в рамках программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», основной целью которой было формирование нормативной правовой базы и создание инфраструктуры в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На данный момент мероприятия по развитию электронного правительства продолжаются в рамках новой государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», первостепенной задачей которой является развитие предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В широком смысле, электронное правительство - это взаимосвязанная структура деятельности органов власти на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне, которая предоставляет государственные и муниципальные услуги на основе применения информационно-коммуникационных технологий [3].

По состоянию на 2018 год электронное правительство сформировало основные инфраструктурные компоненты и осуществляет опера-

ции в электронной форме по обеспечению передачи государственных и муниципальных услуг, в том числе:

- Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), порталы госуслуг, действующие в регионах Российской Федерации (РПГУ), официальные вебсайты и мобильные приложения;

- Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая позволяет использовать ГО для доступа к различным службам и электронным службам по различным каналам;

- Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), создающую взаимосвязь государственных органов и местного самоуправления в рамках процессов предоставления электронных государственных услуг;

- Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), позволяющая получить информацию об обязательствах перед федеральным бюджетом по принципу «единого окна»;

Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) (ФРГУ), который создан для контроля над предоставлением населению сервисов и включает сведения обо всех госуслугах;

- Информационно-аналитическая система мониторинга качества госуслуг (ИАС МКГУ), обеспечивающая совокупный доступ к информации об оценке качества государственных и муниципальных услуг и возможности разработки предложений по их оптимизации [1].

В результате, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в последние годы резко возросло. Так, у российского портала госуслуг самый большой трафик среди всех государственных порталов в мире - около 1 млрд посещений в 2018 году, а мобильное приложение «Госуслуги» с момента запуска скачано более 30 млн раз. На ЕПГУ было оказано почти 56 миллионов услуг. К ЕСИА подключено свыше 2 тысяч информационных систем федеральных и региональных органов власти, а в СМЭВ за сутки регистрируется в среднем около 80 млн транзакций [4].

По данным ООН Индекс развития электронного государства в 2018 в России вырос на три позиции - с 35 до 32 места - и впервые вошел в группу стран с очень высоким показателем по индексу развития электронного правительства [6].

В дальнейшем динамика поддерживалась расширением количества государственных услуг, предоставляемых полностью в электронном виде, а также в реализации государственных инициатив в области электронной коммуникации с гражданами.

В целом, главные цели Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде успешно реализуются, но важно обратить внимание на развитие следующих задач:

- увеличение функций единого личного кабинета (ЕЛК);

- расширение уровня компьютерной грамотности населения и ИКТ компетенций государственных и муниципальных служащих;

- реализация механизма взаимодействия каналов доступа для предоставления услуг, при котором оформление заказа, контроль над его выполнением и получение результата услуг может происходить с использованием разных каналов доступа;

- оказание электронных услуг на всей территории Российской Федерации по месту жительства гражданина;

- обеспечение возможности проактивного информирования граждан об их правах на получение государственных услуг (проактивная модель), а также внедрение механизма комплексного получения электронных услуг в жизненных ситуациях;

- уменьшение количества документов, предоставляемые лично гражданином при получении услуги.

В процессе перевода услуги в электронную форму процедуры их предоставления зачастую не оптимизированы, что не позволяет сократить время транзакционных издержек и оказания услуг. А электронные услуги и сервисы, предлагаемые органами, являются неполными и неактуальные для пользователя. Поэтому в данной ситуации требуется введение единого для всех органов власти человеко-ориентированного регулирования [2, с. 25].

Проблемой для развития электронного правительства является действующая специфика технологий информационных разработок. Она не позволяет в значительной мере применять эффективные методы электронной разработки. Как результат, скорость развития электронного правительства сильно отстает от колоссального развития интернет-технологий, дизайн-практик и интернет-маркетинга.

Важной проблемой в современной политической системы России является коррупция и устаревшая система госуправления. Высокий уровень коррупции в большей степени сдерживает развитие страны в социально-экономической сфере и мешает интеграции бизнеса в глобальную экономику. Кроме того, дальнейший импульс развитию цифровой экономики можно придать с помощью коммерческого использования инфраструктуры, например, предоставив возможность

через ЕСИА авторизоваться клиентам интернет-магазинов или расширив коммерческое использование СМЭВ.

Следует отметить, что одним из сдерживающих факторов развития электронного правительства Российской Федерации является значительное цифровое неравенство в регионах, в том числе на муниципальном уровне. Так, по данным Росстата, предоставление электронных услуг варьируется в зависимости от субъекта Российской Федерации от 3% до 65,2%. В среднем лишь 10% органов местного самоуправления, предоставляющих услуги по всей стране, предоставляют их в электронном виде (региональные различия от 0% до 25%).

К тому же, предоставление государственных и муниципальных услуги на данный момент носят лишь заявительный характер и основываются в основном на обязательности бумажных документов на разных этапах получения услуги и необходимости очного контакта с представителями органов власти, что доставляет значительное неудобство потребителям.

В настоящее время, Минкомсвязь по инициативе Президента России В.В. Путина подготовила программу «Цифровая экономика России» одним из разделов, который называется «Государственное управление». Предложения по развитию государственных услуг до 2025 г. включают создание единого госреестра населения, автоматизацию исполнения государственных и муниципальных услуг, использование интернета для сбора данных для контроля за их исполнением и финансирование электронного правительства за счет взимания платы за предоставление данных через программы [5].

Основной промежуточной оценкой достижения результатов программы «Цифровая экономика России» являются следующие целевые показатели в 2020 году:

1. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде - 70% (на 2018 год составила 64,3%);

2. Доля полностью удовлетворенных граждан качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронном виде - 90% (по данным на июнь 2018 года уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг в России достиг 83,3%).

3. Общее количество государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде - 45% (сейчас - 40,1%).

В то же время по отдельным государственным и муниципальным услугам, в том числе с учетом их оптимизации и опечаток, через персональные государственные и муниципальные услуги целесообразно

устанавливать значения этих показателей по сравнению с объемом услуг в электронном виде от общего объема сопутствующих услуг.

Так же, согласно данной программе, уже к 2025 г. большая часть государственных и муниципальных услуг будут оказываться дистанционно, некоторые из них смогут предоставляться лишь на основе государственных данных и согласия заявителя, обеспечивая при этом «плавный» переход между удаленными и очными каналами.

Что касается доступа к государственным данным через программный интерфейс, он будет осуществляться как бесплатно, так и за отдельную плату. Это позволит государству сократить расходы на содержание электронного правительства.

В целом, можно отметить, что реализация электронного правительства происходит успешно, основные задачи для обеспечения в сети Интернет информации о деятельности органов власти уже выполнены. На данном этапе основной целью является окончательный переход от индустриальной модели правительства, работающего в материальной экономике, к современной модели управления, работающей в сфере эффективной «цифровой экономики». А основной потенциал для повышения эффективности «электронного правительства» в настоящее время, в большей степени связан с управленческими, а не техническими решениями, ведь само по себе электронному правительству невозможно решить полностью все проблемы, в числе которых - повышение эффективности государственного управления и снижение коррупции.

Список литературы

1. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р (ред. от 13.10.2017). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

2. Системный проект электронного правительства Российской Федерации с горизонтом планирования до 2020-2025 годов [Электронный ресурс]: Поручение Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 года № Пр-646. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

3. Электронное правительство: учебно-методическое пособие / Т.С. Мельникова, Э.Ф. Абубикерова; Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Саратов, 2018. - 73 с.

4. Доброва О.А. Цифровая реформа. Анализ Российского опыта внедрения информационных систем, поддерживающих деятельность органов государственной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: // government. e-rus.ru/site. shtml?id= 82

5. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://minsvyaz.ru

6. Интернет-издание о высоких технология - CNews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http://www.cnews.ru

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. // Росстат. - М., 2018. - 132 с

Грищенко А.Ю.

магистрант Института прав и национальной безопасности ТГУ им. Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье автор характеризует основные результаты административной реформы и анализирует направления дальнейших преобразований в сфере государственного управления. В качестве результатов упоминается структура и система федеральных органов исполнительной власти, система государственной службы, развитие института государственных услуг и государственных функций, включая их регламентацию. Анализируются такие основные направления административной реформы на современном этапе как реформа контроля и надзора, а также цифровизация государственного управления.

Ключевые слова: структура и система федеральных органов исполнительной власти, система государственной службы, государственные услуги и государственные функции, реформа контроля и надзора, цифровизация государственного управления.

Grishchenko A.Yu.

graduate student of the Institute of rights and national security social and cultural influence. G. R. Derzhavina

Tambov, Russia

THE MAIN DIRECTIONS OF ADMINISTRATIVE REFORM AT THE PRESENT STAGE

Abstract: In the article the author characterizes the main results of administrative reform and analyzes the directions of further transformations in the sphere of public administration. The results include the structure and system of Federal Executive bodies, the civil service system, the development of the institution of public ser-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.