Научная статья на тему 'Совершенствование рынка механизированных работ в АПК региона'

Совершенствование рынка механизированных работ в АПК региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
181
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ / МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ / МАШИННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / MACHINE-TRACTOR PARK / AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS / MECHANISED OPERATIONS / MACHINE-TECHNOLOGICAL SERVERS / ENGINE CO-OPERATIVE SOCIETIES

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Дзуганов Вячеслав Барасбиевич

Проведен анализ обеспеченности агропромышленного комплекса региона сельскохозяйственной техникой. Рассмотрены пути развития рынка механизированных работ. Обоснованы преимущества функционирования машинно-технологических станций на кооперативной основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of mechanised operations market in agrarian and industrial complex

The analysis of security of agriculture of locale is carried out by agricultural machinery. Paths of development of the market of the mechanised operations are observed. Advantages of functioning of machine-technological servers on a co-operative basis are justified.

Текст научной работы на тему «Совершенствование рынка механизированных работ в АПК региона»

УДК 631.15: 338: 631.3

В.Б. Дзуганов, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В.М. Кокова»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЫНКА МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ В АПК РЕГИОНА

Реформа в сельском хозяйстве проходит в условиях экономической нестабильности, значительного дефицита финансовых и материально-технических ресурсов, что затрудняет ведение не только расширенного, но и простого воспроизводства. Основными причинами этого являются все возрастающий диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и используемые материально-технические ресурсы, отсутствие гарантированного рынка, монополизм товаропроизводителей и торговли и др.

Одна из ключевых задач развития сельскохозяйственного производства на современном этапе — повышение его материально-технического оснащения высокоэффективными средствами.

Производство и поставка машин должны представлять собой единую комплексную систему, ориентированную на достижение высоких результатов, позволяющих в максимальной степени уменьшить затраты, адаптированную к конкретным (зональным, региональным) условиям ее применения и оптимизированную к запланированному объему полевых работ. В противном случае ухудшаются качественные характеристики работы всей системы: возрастает вероятность отступлений от агротехнических требований по срокам, повышается себестоимость и энергоемкость производства, увеличивается потребный парк агрегатов, снижается (из-за простоев) эффективность его использования.

За период реформ численный состав машиннотракторного парка агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики (КБР) существенно сократился (табл. 1). С 1992 по 2008 г. количество тракторов в республике снизилась на 3010 шт. (48,5 %); комбайнов: зерноуборочных — на 361 шт. (45,9 %), кукурузоуборочных — на 280 шт. (64,2 %) и кормоуборочных — на 382 шт.

(74,2 %); плугов — на 717 шт.

(39,3 %); культиваторов — на 968 шт. (53,0 %); сеялок — на 1024 шт. (60,1 %).

Обеспеченность техникой сельскохозяйственных организаций КБР из года в год ухудшается.

Количество тракторов, приходящееся на 1000 га пашни, в 2008 г. уменьшилось по сравнению с доперестроечным периодом (1985 г.) на 13,9 шт. (69,8 %), увеличилась

нагрузка на один трактор на 112,7 га (224,1 %) пашни, на 1000 га посевов (посадки) приходилось комбайнов: зерноуборочных — на 6,0 шт. (69,0 %), кукурузоуборочных — на 3,9 шт. (52,0 %) меньше, чем в 1985 г. Увеличилась нагрузка на один зерноуборочный комбайн на 255,9 га (222,3 %), кукурузоуборочный комбайн — на 140,2 га (104,8 %).

Выбытие техники происходило быстрыми темпами. В 2003 г. коэффициент выбытия основной сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях находился в пределах 6,8__11,8 %. В 2004 и 2005 гг. он составил от на-

личия: тракторов — 17,9 и 14,6 %, зерноуборочных комбайнов — 16,5 и 14,9 %, кукурузоуборочных комбайнов — 20,8 и 16,5 %, кормоуборочных комбайнов — 22,6 и 23,8 %, плугов — 20,2 и 16,4 %, культиваторов — 19,5 и 19,2 %, машин для посева (сеялок) — 19,8 и 18,4 % соответственно. В 2006 и 2007 гг. коэффициент выбытия сельскохозяйственной техники составил от наличия: тракторов — 13,8 и 11,8 %, зерноуборочных комбайнов —

16.1 и 12,7 %, кормоуборочных комбайнов — 21,3 и 17,0 %, плугов — 12,6 и 14,5 %; культиваторов —

15.1 и 13,6 % и машин для посева (сеялок) — 16,1 и 15,0 % соответственно.

Одновременно темпы обновления основной сельскохозяйственной техники находились

на низком уровне и составили в 2003 г. 1,3_2,5 %,

в 2004 г. — 2,8...3,8 %, в 2005 г. — 0,7...5,1 %, в 2006 г. — 3,0_8,5 %, а в 2007 г. — 3,8.. .6,3 %.

Таким образом, выбытие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях проходило высокими темпами. Разрыв между выбытием и их обновлением очень высок. Ежегодное списание тракторов за период с 2003 по 2007 г.

Таблица 1

Динамика численного состава МТП в АПК КБР с 1992 по 2008 г.*

Наличие сельскохозяйственной техники, шт.

Комбайны

Год Тракто- Ра зерно- убороч- ные кукуру- зоубо- рочные кормо- убороч- ные Плуги Культи- ваторы Сеялки

1992 6208 787 436 515 1824 1828 1705

2008 3198 426 156 133 1107 860 681

* По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики.

превышало поступление в 5.10,8 раза, зерноуборочных комбайнов — в 2,8.7,1 раза. В 2005 г. выбытие преобладало над обновлением парка тракторов 26,5 раза, зерноуборочных комбайнов — 31 раз, в 2006 г. эти показатели составляли соответственно 5,6 и 7,0, а в 2007 г. — 2,3 и 3,0.

В 2008 г. в АПК республики обновление основной сельскохозяйственной техники находилось в пределах 0,6...8,7 %, а выбытие — в пределах 1,0__3,4%. Обновление парка тракторов преобла-

дало над выбытием в 3,9 раза, зерноуборочных комбайнов — в 4,6 раза, плугов — в 5,1 раза, культиваторов — в 2 раза, машин для посева (сеялок) — 2,5 раза (табл. 2).

Итак, в 2008 г. обновление основной сельскохозяйственной техники преобладало над выбытием в 2.5,1 раза. Только по кукурузоуборочным комбайнам наблюдается преобладание выбытия над обновлением в 5 раз, а по кормоуборочным комбайнам эти показатели одинаковы.

Общая тенденция развития неэквивалентных отношений сдерживает скромные возможности большинства предприятий республики обновлять и расширять машинно-тракторный парк и остальные элементы материально-технической базы села.

В соответствии со Стратегией машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 г. считается целесообразным формирование единой дилерской системы производственно-технического сервиса на федеральном, региональном уровнях и непосредственно приближенных к потребителям, способной вести комплексное обслуживание сельхозтоваропроизводителей услугами по выполнению новых технологий производства, включая обеспечение техническими ресурсами, а также поддержание их в работоспособ-

ном состоянии. В процессе модернизации сельского хозяйства будут формироваться пояса комплексных агроуслуг на основе частных фирм, кооперативов, акционерных обществ. Возможно создание их совместно с сельхозтоваропроизводителями — в этом случае могут быть выделены льготы по налогообложению [1].

Наряду с формированием комплексно-механизированных высокопроизводительных первичных коллективов на сельскохозяйственных предприятиях следует расширить сеть машинно-технологических станций (МТС) как товаропроизводителей нового типа, ведущих производство на базе интенсивных технологий и новой техники. Предстоит создать цивилизованную конкурентоспособную среду на рынке технического сервиса для повышения качества, снижения стоимости и повышения оперативности оказания разнообразных услуг.

Опыт работы МТС показывает, что он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам можно отнести следующие моменты деятельности МТС [2, 3]: а) по сравнению с сельхозтоваропроизводителями МТС имеют более высокую техническую готовность машинно-тракторного парка, организацию выполнения механизированных работ, что позволяет им своевременно выполнять заказы, эффективно использовать технику (годовая загрузка в 2...3 раза выше нормативной); б) наилучшие условия для ускоренного и полного внедрения новейших технологий, организационных приемов снижения эксплуатационных издержек на содержание техники, себестоимости работ; в) возможность обеспечить более высокую и равномерную загрузку рабочего персонала, увеличить его заработную плату, что способствует стабилизации кадров, росту их профессионализма; г) используются преимущественно более энер-

Таблица 2

Наличие и состояние техники на сельхозпредприятиях КБР на 01.02.2009*

Сельскохозяйственная техника

Комбайны Машины для посева (сеялки)

Показатель Трактора зерноубо- рочные кукуру- зоубороч- ные кормоубо- рочные Плуги Культива- торы

Наличие, шт. 3631 410 154 119 1150 860 777

Из них исправных, шт. 2875 229 84 63 779 615 511

% 79,2 55,9 54,5 52,9 67,7 71,5 65,8

Эксплуатируется за пределами срока амортизации, шт. 2981 308 150 113 969 451 581

% 82,1 75,1 97,4 95,0 84,3 81,4 74,8

Приобретено в 2008 г., шт. 149 37 1 3 61 22 45

Коэффициент обновления, % 4,7 8,7 0,6 2,3 5,5 2,6 6,6

Выбыло в 2008 г., шт. 38 8 5 3 12 11 18

Коэффициент выбытия, % 1,1 1,8 3,4 2,4 1,0 1,2 2,4

* По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики. 34 ------------------------------------- ВестникФГ0УВП0МГАУ№Г20'10 ----------------------

гонасыщенные средства механизации, обусловливающие стабильность технологических процессов, достаточно высокое качество и удовлетворительные сроки выполнения работ, внедрение прогрессивных технологий.

К недостаткам работы МТС можно отнести [25]: а) нежелание МТС войти в число малых предприятий, хотя по численности работников они относятся к ним. Это снижает их финансовые показатели; б) рост парка машин без достаточного планирования их загрузки, фондоотдачи, источников платежей за кредит по лизингу; в) набор большого числа инженерно-технических работников на полную ставку при малом количестве работающих механизаторов в период становления; г) недостаточный экономический анализ деятельности, слабая хозяйственная предприимчивость и инициатива МТС, неудовлетворительная помощь на федеральном, региональном и районном уровнях; д) организация работ МТС при расширении зоны обслуживания зачастую сопровождается дополнительными затратами на перегон техники и перевозку работников, на обеспечение сохранности техники и пребывании работников вдали от постоянного места дислокации, увеличением управленческих расходов. В данном случае эффективность использования техники очевидна, если экономия за счет прироста ее производительности превышает затраты на организацию работ; е) высокие расценки на оказываемые виды механизированных работ. Они устанавливались МТС самостоятельно путем включения в них всех видов прямых и накладных расходов с учетом того, что прибыль должна составлять 10.30 % от себестоимости независимо от экономических результатов; ж) невозможность получения доступного кредита. Предполагаемые процентные ставки за кредит в размере 15__25 % годовых для МТС не могут быть прием-

лемыми, так как сельскохозяйственные предприятия не в состоянии оплачивать дополнительные издержки МТС по уплате повышенной процентной ставки; з) отсутствие налоговых льгот является основной причиной относительно низких экономических результатов; и) старение имеющегося парка техники. Износ парка техники в МТС составляет более 70 %. Пополнение парка МТС новой техникой необходимо осуществлять по лизингу как на федеральном, так и на региональном уровне, а также с привлечением банковского кредита; к) простои работников МТС по метеорологическим причинам прямо или косвенно приходится оплачивать заказчику за фактически невыполненную работу.

Существуют три варианта создания МТС с обозначением зоны действия на трех уровнях: а) внутрихозяйственная МТС на базе ремонтной мастерской или машинного двора; б) межхозяйственная МТС на базе кооперации нескольких хозяйств, слабо обеспеченных материально-техническими сред-

ствами; в) районная МТС на базе ремонтно-технических предприятий, агроснабов, ремонтных заводов и их подразделений с участием сельских товаропроизводителей на кооперативной основе.

МТС, созданные в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, имеют явные экономические преимущества для потребителей услуг, так как главной целью их функционирования станет не получение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей его учредителей и членов кооператива. Они могут устанавливать относительно низкие расценки на услуги, обеспечивать высокую загрузку техники, исключить отчуждение в пользу коммерческих предприятий и частных лиц средств сельскохозяйственных предприятий, вкладываемых в технику [4, 5].

Международный и отечественный опыт функционирования сельскохозяйственного производства подтверждает, что кооперация — наиболее эффективная форма объединения товаропроизводителей, способствующая не только развитию производства, но и обеспечивающая защиту социальных и экономических интересов сельских работников.

Законом «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено, что не менее 50 % объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми, снабженческими, МТС и другими кооперативами, должно осуществляться для членов данного кооператива.

На современном этапе экономического развития страны кооперативы становятся каналом прорыва к рынку. Кооперативные формы хозяйствования в своей основе хозрасчетные и самофинансирующиеся. Они ориентированы на экономические методы управления. Им присуща работа на принципах самостоятельности и экономической ответственности.

Более предпочтительными для сельхозтоваропроизводителей, особенно фермерских хозяйств, являются кооперативные машинные формирования, так как они наиболее полно отражают их интересы. Являясь учредителями или членами кооператива, сельхозтоваропроизводители приобретают право получать технические услуги на условиях, устанавливаемых ими самими, исходя из имеющихся производственных возможностей, самостоятельно распоряжаться полученным доходом, избегая дополнительного налогообложения.

При достаточной средней оснащенности основными видами сельскохозяйственной техники целесообразно применять взаимное оказание услуг, обмен машинами; при низкой оснащенности уборочной техникой, грузовыми автомобилями — уборочно-транспортные комплексы; при низкой оснащенности техникой фермерских хозяйств — машинные кооперативы; в условиях критически низкой оснащенности техникой как коллективных, так

и фермерских хозяйств — машинно-технологические станции.

Кооперативные машинные формирования могут создаваться путем объединения средств сельхозтоваропроизводителей (личных, фермерских, коллективных) и строительства новых предприятий. Но строительство новых предприятий в ближайшей перспективе ограничено из-за финансовых возможностей, поэтому основное внимание следует уделить уже имеющимся средствам. Только за счет рационального совместного использования техники и объединения усилий на ее обновление можно решить проблему укрепления материально-технической базы сельского хозяйства.

Сельскохозяйственный машинный кооператив создается сельскими товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности этого кооператива и является некоммерческой организацией.

Основными принципами создания и функционирования машинных кооперативов должны быть следующие: а) добровольность членства; б) обеспечение экономической выгоды и хозяйственная взаимопомощь членов кооператива; в) открытость информации о деятельности кооператива для всех его членов; г) демократические формы управления деятельностью кооператива; д) осуществление распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия в деятельности кооператива.

Создание машинного кооператива может быть осуществлено, в зависимости от конкретных условий, следующими способами: а) на основе добровольного объединения технических или иных средств сельских товаропроизводителей для обеспечения проведения полного комплекса механизированных сельскохозяйственных работ в соответствии с агротехническими и зооветеринарными требованиями; б) путем ликвидаций сельхозпредприятий, разделения их на мелкие фермерские хозяйства, имеющие сельскохозяйственную технику в совместном пользовании; в) путем реорганизации сельхозпредприятий, выделения инженерно-технической службы в отдельный кооператив; г) на основе объединения бывших государственных предприятий материально-технического снабжения и агросервиса, преобразованных в ходе приватизации в акционерные общества.

Перспективной может стать межхозяйственная кооперация МТС, создаваемая по инициативе хозяйств [2]. Тарифы на услуги, оказываемые сельхозтоваропроизводителям, устанавливаются учредителями кооператива, в связи с чем на начальном этапе в течение двух-трех лет такой кооператив будет работать на бесприбыльной основе.

Преимуществом таких МТС является более хозяйственный и рачительный подход к формирова-

36

нию и функционированию, что требует меньшего стартового капитала, недостаток — более сложная организация работ, требующая от каждого пайщика высокой ответственности за выполнение взятых обязательств.

Приближение услуг МТС к сельскому товаропроизводителю позволяет снять проблему приобретения им сложной и дорогостоящей техники. Однако МТС следует рассматривать как предприятие прежде всего системы технического сервиса сельских товаропроизводителей и в первую очередь фермеров. Иначе они могут превратиться в обычные кооперативы по обработке земли и переработке сельскохозяйственной продукции.

Существенную роль в обеспечении сельхозтоваропроизводителей техникой играет аренда, лизинг и продажа подержанных машин и оборудования. Наиболее перспективным является лизинг с полным техническим сервисом, что создает условия для большего участия имеющихся ремонтнотехнических предприятий в приближении выполняемых услуг к сельскому товаропроизводителю. Установка кредитных ставок на технику, реализуемую по лизингу с учетом технического состояния, позволит повысить их эффективность. Данная схема лизинга снизит затраты товаропроизводителей на услуги на 5_7 %, обусловит проведение сельскохозяйственных работ в агротехнические сроки.

Во многих странах мира существуют независимые предприниматели, выполняющие механизированные работы для фермеров. Предприниматель (подрядчик) предоставляет фермеру (заказчику) машины и оборудование с опытным оператором. При этом фермер получает помощь в виде техники, рабочей силы и в форме консультаций. Подрядчику оплачиваются не только затраты по использованию техники и его работников, включая социальные статьи, но и транспортные расходы. Поэтому услуги подрядчика обычно обходятся дороже, чем выполнение тех же работ при участии в машинной кооперации.

Таким образом, опыт функционирования сельскохозяйственного производства подтверждает, что: а) кооперация — наиболее эффективная форма объединения товаропроизводителей, способствующая не только развитию производства, но и обеспечивающая защиту социальных и экономических интересов сельских работников; б) более предпочтительными для сельхозтоваропроизводителей, особенно фермерских хозяйств, являются кооперативные машинные формирования, так как они наиболее полно отражают их интересы; в) МТС, созданные в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, имеют явные экономические преимущества для потребителей услуг, так как главной целью их функционирования станет не получение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей его учредителей и членов кооператива.

Список литературы

1. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года /

B.И. Фисинин [и др.]. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009.

2. МТС: проблемы и перспективы // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 1998. — № 3. —

C. 2-7.

3. Черноиванов, В.И. Машинно-технологические станции в системе сельскохозяйственного производства /

В.И. Черноиванов // Техника в сельском хозяйстве. — 1999. — № 5. — С. 10-12.

4. Горбунов, С.И. Направления повышения эффективности деятельности МТС / С.И. Горбунов, В.В. Бутырин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2004. — № 3. — С. 15-18.

5. Федотов, А.В. Развитие рынка механизированных работ в сельском хозяйстве / А.В. Федотов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005. — № 6. — С. 27-29.

УДК 631.372

М.Х Фасхутдинов, канд. техн. наук, доцент Х.С. Фасхутдинов, канд. техн. наук, доцент ФГОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет»

АНАЛИЗ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА МАШИННО-ТРАКТОРНЫИ АГРЕГАТ С ПОЛУГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ ПРИ ЕГО ПОВОРОТЕ

При изучении маневренности машинно-тракторного агрегата (МТА) важным является определение минимального радиуса поворота, поворачивающего момента и момента сопротивления повороту. Действительный радиус поворота МТА зависит от соотношения поворачивающего момента и момента сопротивления повороту МТА. Чем больше поворачивающий момент и меньше момент сопротивления повороту МТА, тем меньше действительный радиус поворота МТА, и он в идеале стремится к значению геометрического радиуса.

В основу теории поворота тракторов и МТА заложены труды Е.Д. Львова, Д.А. Чудакова, В.В. Гусь-кова, В.А. Скотникова, Я.Е. Фаробина, Ф.А. Опей-ко, Ю.А. Поспелова и др.

Геометрический радиус поворота МТА Rг (рис. 1, 2) зависит от угла поворота управляемых колес [1, 2, 3, 4 ]:

Rг = L ^ а, (1)

где Ь — продольная база трактора, м; а — средний угол поворота управляемых колес, град.

Действительный радиус поворот МТА Rg, м, с полугусеничным движителем, в отличие от геометрического, зависит от многих факторов:

Rg = /Ф,Г, V, В, Ркр, Ь, а, ^ Ак,

(2)

где ф — коэффициент сцепления движителя с почвой; /— коэффициент сопротивления качению; V — скорость движения МТА, м/с; В — поперечная база трактора, м; Ркр — усилие на крюке, Н; Ь — продольная база трактора, м; а — средний угол поворота управляемых колес, град;

А0 — перераспределение веса между передней и задней осями трактора; Ак — перераспределение веса между наружными и внутренними колесами; Ь — длина опорной поверхности гусеницы с почвой, м; Ж — влажность почвы, %; р — плотность почвы, кг/м3; а — напряжение смятия почвы, Н/м3; р — параметры, определяющие конструкцию передних управляемых колес.

Рассмотрим поворот МТА с полугусеничным движителем. Агрегат движется с постоянной скоростью и по круговой траектории с постоянным радиусом поворота. Касательная тяговая сила задних гусениц передается на остов трактора в виде равнодействующей силы Рк (рис. 2), которая направлена вперед вдоль оси трактора. Эта толкающая сила Рк передается на передний мост и передние колеса.

Рис. 1. Схема машинно-тракторного агрегата (МТЗ-80ПГ + КОН-2,8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.