Научная статья на тему 'Совершенствование рефлексивных умений студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности'

Совершенствование рефлексивных умений студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострокнутов С. И.

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных умений студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях вуза. Определяется готовность студентов к осуществлению профессиональной деятельности как социально-значимое качество личности, являющееся сложным образованием, включающим в себя положительную мотивацию к осуществлению рефлексивных умений, необходимые знания, умения, навыки, устойчивые, профессионально значимые особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевых процессов. Доказывается, что не преподавательские умения, а в большинстве случаев умения профессиональной готовности к совершенствованию рефлексивных умений в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности являются определяющими в содержании профессиональной подготовки. Выдвигается стратегия личностного самоосознания, последовательно сформированная или развитая в практике формирования рефлексивных умений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вострокнутов С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE STUDENTS' REFLEXIVE SKILLS DURING THE PROCESS OF TRAINING TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY

This article is devoted to the problevs of students' reflexive skills development in the process of their training for professional activity within the frame of higher education. Students' readintss to accomplish professional activity as socially significant guality of a person which is a complex thing, containing posinive motivation to exercise reflexive skills, necessary knowledge, know how and skills, stable professionally significant peculiarities of repception, memory, attention, thinking and emotional volitional processes is determined. It is being proved that rather not teachers' skills but in most cases abilities of being professionaly ready to improve reflexive skills in the process of studentstraining for future professional activity are considered to be the most important within the professional preparation content. The strategy of personality self consciousness, which has been consecutively formed or developed in the process of forming of studentsreflexive skills is suggested.

Текст научной работы на тему «Совершенствование рефлексивных умений студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности»

13. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст] / А.А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 263 с.

14. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] / Л.Я. Олифе-ренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

15. Павенкова, М.В. Институт и институциональность как социологические категории [Электронный ресурс] / М.В. Павенкова // Вестник СПбГУ. Серия 6. - 2001. - № 3. - Режим доступа: http://socioline.ru/_seminar /pred-met/om/s_institutes.pdf.

16. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

17. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А. Петровский. - М.: ТОО «Горбунов», 1992. - 224 с.

18. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

19. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология [Текст] / А. Л. Свенцицкий. - М.: ТК Велсби, Изд-во «Проспект», 2004. - 336 с.

20. Северный, А.А. Региональная модель защиты детства и семьи [Электронный ресурс] / А.А. Северный. - Режим доступа: http://parent.fio.ru.

21. Семья, Г.В. Международный и Российский опыт деинституционализации [Электронный ресурс] / Г.В. Семья // Информационный бюллетень «Реформа сиротских учреждений. Деинституционали-зация: за и против. - США: АСИ. - 2005. - № 9. - Режим доступа: http://asi.org.ru.

22. Семья, Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа [Электронный ресурс] / Г.В. Семья // Агентство социальной информации: семья и дети. - 12.10.2005. - Режим доступа: http://asi.org.ru.

23. Сингер, Х. Каждый ребенок имеет право обрести семью [Электронный ресурс] / Х. Сингер // Азербайджанский тендерный информационный центр. - Режим доступа: http://gender-az.org/ shablon_ru. shtml?doc/ru/news.

24. Словарь иностранных слов [Текст] / В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. - М.: Рус.яз. - Медиа, 2003. -820 с.

25. Словарь общественных наук [Текст] / Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый, В. Д. Лихвар. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 475 с.

26. Степина, Н. Из детского дома в семью [Электронный ресурс] / Н. Степина. - Режим доступа: http://www. notabene.ru/roo_i-man/dd-semy a. html.

27. Тиганов, А.С. Организация психиатрической [Электронный ресурс] / А.С. Тиганов. - Режим доступа: //http:// www.psyhiatry.ru.

С.И. Вострокнутов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных умений студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях вуза. Определяется готовность студентов к осуществлению профессиональной деятельности как социально-значимое качество личности, являющееся сложным образованием, включающим в себя положительную мотивацию к осуществлению рефлексивных умений, необходимые знания, умения, навыки, устойчивые, профессионально значимые особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевых процессов. Доказывается, что не преподавательские умения, а в большинстве случаев умения профессиональной готовности к совершенствованию рефлексивных умений в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности являются определяющими в содержании профессиональной подготовки. Выдвигается стратегия личностного самоосознания, последовательно сформированная или развитая в практике формирования рефлексивных умений студентов.

S.I. Vostroknutov

MODERNIZATION OF THE STUDENTS' REFLEXIVE SKILLS DURING THE PROCESS OF TRAINING TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY This article is devoted to the problevs of students' reflexive skills development in the process of their training for professional activity within the frame of higher education. Students' readintss to accomplish professional activity as socially - significant guality of a person which is a complex thing, containing posinive motivation to exercise reflexive skills, necessary knowledge, know - how and skills, stable professionally - significant peculiarities of repception, memory, attention, thinking and emotional - volitional processes is determined. It is being proved that rather not teachers' skills but in most cases abilities of being professionaly ready to improve reflexive skills in the process of students' training for future professional activity are considered to be the most important within the professional preparation content. The strategy of personality self - consciousness, which has been consecutively formed or developed in the process of forming of students' reflexive skills is suggested.

Методологическим основанием социально-педагогического условия повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студентов явилась концепция субъекта, разработанная С. Л. Рубинштейном (1973), что позволило нам рассматривать личность как субъект интерпретации. Также основаниями рассмотрения данной проблемы стали теории символического интеракцио-низма (X. Блумера, Ч. Кули, С. Говарда, Дж. Мила, С. Беккера, Э. Гофмана, Г. Зимме-ля, У. Томаса, У. Джеймса, А. Щюца), методология интерпретативной социологии, представленная в трудах К.Л. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, А.Л. Бодалева, Г.Л. Тульчинского, В.А. Ядова, социокультурный интеграционизм П.А. Сорокина.

Признание рефлексии как специфической формы теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий, позволило в ходе исследования предположить существование особой группы педагогических умений студентов вуза - рефлексивных. Их выделение обусловлено рядом причин. Прежде всего, тем обстоятельством, что анализ результатов профессиональной деятельности выпускников вуза без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой.

Хорошо известно, что высокие результаты в профессиональной деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения времени на решение поставленных или существующих задач, так и за счет интенсификации деятельности субъекта профессиональной деятельности. Это так назы-

ваемые экстенсивные пути повышения эффективности деятельности специалиста.

Для профессионала в своей деятельности всегда важно установить, в какой мере положительные и отрицательные результаты являются следствием этой деятельности. Отсюда возникает необходимость в ее анализе, который требует особых аналитических умений: правильная постановка целей, их «перевод» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств профессиональной деятельности; соответствие применявшихся организационных форм полученным результатам, содержанию выполнения задания; оценка причин успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач; осмысление опыта собственной деятельности в его целостности и соответствии выработанным наукой критериям и рекомендациям.

Истоки рефлексии кроются в особой природе человеческого мышления. С философской позиции особенность человеческого мышления, помимо способности отображать предметный внешний мир, заключается в умении видеть всеобщую сторону действительности. Человек отличается от животных и сил природы «вообще умением осознавать себя в отвлеченном образе Я-рефлективной способности мышления, превращать субъект мысли в объект размышления» [6].

Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом своей профессиональной деятельности, но и выяснение того, насколько и как другие (администрация, коллеги, партнеры) знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

В своем исследования мы остановились на проблеме выделения рефлексивно-перцептивных способностей (и умений) в качестве единого целого, хотя в психологии принято рассматривать феномены рефлексии и социальной перцепции отдельно. Представляется, что такое соединение вовсе не механично, а несет в себе большой психологический смысл. Действительно, по данным современных исследований по социальной перцепции, существует прямая связь между полноценностью, когнитивной сложностью представлений человека о самом себе и многозначительностью, дифференцированностью отражения им индивидуальных и личностных особенностей других людей.

Познание педагогом личности обучающихся может существенно затрудняться при его поверхностном знании собственной личности, своих сильных и слабых сторон, собственных установок, индивидуальных особенностей реагирования в различных ситуациях. Как показывает анализ материалов включенного наблюдения, стереотипное восприятие педагогом личности обучающихся профессиональной деятельности, причем такое, которое блокирует потребность в самоанализе, часто проявляется при наличии значительных затруднений в работе.

Совершенствование рефлексивных умений в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в силу специфики ее объекта неразрывно связано с общением.

В структуре общения принято выделять несколько компонентов: когнитивный, эффективный, поведенческий, или гностический, аффективный, практический.

Проанализировав работы отечественных и зарубежных ученых, связанные с проблемой формирования рефлексивных умений, мы пришли к выводу, что рефлексивные умения должны быть выделены из гностического блока умений как самостоятельные, характеризующие собой определенный уровень про-

фессионального мышления и имеющие место при контрольно-оценочной и коррекционной деятельности специалиста-выпускника вуза, направленные на себя.

Поясним нашу позицию. Противоречивый этап развития нашего общества требует нового подхода к воспитанию в высшей школе, предъявляя возросшие требования к его содержанию и эффективности. Поэтому сегодня теория воспитания требует его глубоко осознанной философии, способной формулировать и критически обсуждать общие цели и формируемые в ходе профессиональной подготовки социальные ценности.

Таким образом, базовыми компонентами совершенствования рефлексивных умений в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности для современного государственного образовательного учреждения выступают:

1. Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности).

2. Воспитание гуманной личности (проявления милосердия, доброты; способность к состраданию, сопереживанию; альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и нуждающимся в ней; стремление к миру, добрососедству; понимание ценности человеческой жизни).

3. Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия внутреннего мира, целостность).

4. Воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности; знания, умения, навыки; развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество).

5. Воспитание практической личности (представление об основах экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, знание народных, религиозных обычаев; ведение здорового образа

жизни, физическая закалка; развитый эстетический вкус, владение хорошими манерами; умение обустроить дом, обеспечить благосостояние семьи).

Гуманизация современного воспитания зависит от способности личности на деле реализовать поворот к индивидуальности. И каждый педагог, независимо от своей специализации, должен свободно владеть технологией воспитания в целях индивидуального и личностного развития.

Методологическим основанием для включения педагогического условия «совершенствование рефлексивных умений студентов» в категорию эффективных для нашего исследования была избрана оценка свойств системы относительно суммы свойств ее составляющих, дополнительности зависимости каждого компонента от его функций внутри целого, «структурности - возможности рассмотрения каждого компонента системы как системы другого уровня».

Чтобы охарактеризовать необходимость перехода образовательного процесса на субъект-субъектные связи (полисубъектный подход), на теоретическом и практическом уровнях нужно принципиально решить проблему существования всех возможных связей, которые присутствуют в ходе обучения и воспитания.

Успешность совершенствования рефлексивных умений, наличие результатов зависят не только от изменения принципов воспитания, но и от уровня готовности педагога — того, кто будет проводить эти принципы в жизнь. Обществу недостает сегодня в высшей школе педагогов компетентных, профессионально и личностно готовых работать со студенчеством. Поэтому требованием современности является выдвижение на первый план личности, при котором особое внимание направлено на развитие индивидуальности, социальной и творческой активности, инновационного мышления, общей и профессиональной культуры, готовности практически решать задачи современного общества.

Таким образом, в современной воспитательной системе приоритетом должны стать субъект-субъектные отношения, предусматривающие принципиально новый подход к организации взаимодействия преподавателя со студентами, а также качественно новая модель высшего профессионального образо-

вания, создающая условия для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их личностно-творческого потенциала, накопления первоначального профессионального опыта.

Готовность как психологическое состояние личности студента - это его внутренняя настроенность на определенное поведение, установка на активные и целесообразные действия в работе. Состояние готовности включает в себя следующие компоненты:

— познавательные (понимание воспитатель -ных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятностных трудностях и т.д.);

— эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);

— мотивационные (потребность успешно выполнять задания практики, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с наилучшей стороны);

— волевые (мобилизация сил, преодоление сомнений и др).

Следовательно, готовность студентов к осуществлению профессиональной деятельности должна рассматриваться как социально-значимое качество личности, являющееся сложным образованием, включающим в себя положительную мотивацию к осуществлению рефлексивных умений, необходимые знания, умения, навыки, устойчивые профессионально значимые особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевых процессов.

Таким образом, акцентируя внимание на необходимости совершенствования рефлексивных умений в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности, мы учитываем, что сферы воспитательной и педагогической деятельности дополняют друг друга.

Можно констатировать, что не столько преподавательские умения, сколько в большинстве случаев умения профессиональной готовности к совершенствованию рефлексивных умений в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности являются определяющими в содержании профессиональной подготовки. В связи с этим особую значимость мы придаем формированию рефлексивных умений студентов как

будущих специалистов в различных сферах деятельности.

Исходя из анализа литературы и личного опыта, мы обосновали причины необходимости формирования рефлексивных умений в ходе профессиональной подготовки в высшей школе (1), возможности их реализации в ходе осуществления профессиональной деятельности (2) и результаты их применения (3) и пришли к следующим выводам:

— организуя воспитательную деятельность со студентами, преподаватель постоянно сталкивается с новыми проблемами, ситуациями, конфликтами, что требует от него принятия быстрых и эффективных решений;

— процесс воспитания студентов более динамичен в сопоставлении с процессом обучения; он более подвержен изменениям в соответствии с социально-экономической и социокультурной ситуацией в обществе и, как следствие, требует от преподавателя вуза постоянного анализа и переосмысления своих собственных действий, а также действий, направленных на студентов;

— отсутствие жесткой регламентации в организации взаимодействия со студентами и переход к субъект-субъектным отношениям требуют от преподавателя большего проявления рефлексивно-перцептивных умений в сфере профессиональной подготовки студентов;

— наличие рефлексивных умений у студентов позволяет вовремя скорректировать свою подготовку к профессиональной деятельности;

— рефлексивные умения студентов являются важнейшим инновационным компонентом в структуре воспитательной деятельности преподавателей вуза;

— во многих философских, психологических и педагогических исследованиях доказан тезис о взаимосвязи творческой деятельности с рефлексивными умениями личности, следовательно, понятия творческой воспитательной профессиональной деятельности и рефлексивных умений взаимосвязаны.

Преподаватель вуза имеет большие возможности в реализации творческого потенциала студентов в ходе совершенствования их рефлексивных умений:

— постоянно рефлексирующий преподаватель может помочь студентам в формировании у них рефлексивных умений;

— наличие определенного уровня сформи-рованности рефлексивных умений позволяет воспитателю находить эффективные пути снятия барьеров и разрешения конфликтов, возникающих в среде его воспитанников, коллег, администрации;

— побуждаемая, направляемая извне рефлексия - следствие не насилия над личностью, не манипуляция сознанием и чувствами, а нравственная работа, лишь стимулируемая извне и совершаемая исходя из внутренней потребности понять себя и происходящее: себя в происходящем и происходящее в себе.

Это позволило в ходе исследования разработать технологию формирования рефлексивных умений студентов как составляющую профессиональной деятельности.

В организации воспитательной работы со студентами Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета мы сделали акцент на применении технологии формирования рефлексивных умений как составляющей профессиональной деятельности.

Для понимания специфики организации технологического процесса управления развитием личности студентов при формировании рефлексивных умений мы уточнили понятие «социальная технология» и представили типологическое строение рефлексии.

Интерпретация понятия «социальная технология» в нашем исследовании предполагает следующие акценты в его содержании:

— социальная технология - это система знаний о способах и средствах управления, регулирования и планирования социальных процессов;

— социальная технология - это оптимальный алгоритм научения объекта социальной работы эффективной социальной адаптации в обществе, который содержит процедуры и операции, направленные на преобразование социальной деятельности личности;

— социальная технология - это форма трансляции человеческой культуры и элемент механизма личностной социализации.

Существенным в нашем обосновании является то, что объединяющим в выборе технологического инструментария стал когнитивный подход в процессе социального научения личности, а функции самого технологического инструментария были реализованы через методы игротерапии, психо-драматичекие и социодраматические методы, метод рефлексивно-аналитического диалога, метод социального закаливания личности, метод социальной реконструкции личности как технологии адаптивного управления.

Типологическое строение рефлексии мы также определили через когнитивные категории социального изучения:

— сравнительное изучение со студентами нескольких «неклассических теорий личности» как одно из оснований самопознания (рефлексия самопознания);

— обучение студентов навыкам самопро-блематизации (рефлексия самосознания);

— формирование социальной компетентности в сфере ролевой структуры личности (рефлексия личностной социальной роли);

— обучение эффективной организации межличностных интеракций (рефлексия самоэффективности в межличностных отношениях);

— формирование представлений о внутрен-

мотивации его действий в социуме (эм-патия);

— знакомство с алгоритмами усиления мотивации личности в практике менеджмента собственной жизни (рефлексия мотивации поведения);

— развитие личностного самоутверждения как механизма саморегуляции личности (рефлексия саморегуляции и самоуправления).

В своей работе мы рассматривали студентов как субъектов социальной адаптации, которые часто сталкиваются с тем, что для решения самых разных социально-психологических проблем необходимы разные стратегии. Одной из таких стратегий может быть стратегия личностного самоосознания, последовательно сформированная или развитая в практике формирования рефлексивных умений студентов.

Дальнейшее исследование обозначенной нами психолого-педагогической проблемы позволит в перспективе перейти от описания феноменологии рефлексии к осмыслению алгоритмов развития рефлексивных умений как, может быть, одной из возможностей повышения качества профессионального образования специалистов высшей школы.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

нем мире другого человека и понимания

Библиографический список

Бондаревская, Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград, 2004.

Блумер, Г. Общество как символическая интеракция [Текст] / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Т.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М.: МГУ, 1984. - С. 173-179.

Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика [Текст] / Б.С. Гершунский. - Киев, 1986. Елманова, В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1973. - 179 с.

Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 118 с.

Огурцов, А.П. Рефлексия [Текст] / А.П. Огурцов // Философская энциклопедия. - 1967. - Т. 4. -С. 499-502.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реан, А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога [Текст] / А. А. Реан // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 77-81.

Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. -416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.