Научная статья на тему 'Совершенствование реализации самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта'

Совершенствование реализации самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / студенты / физические упражнения / самостоятельные тренировочные занятия / контроль / самоконтроль / independent work / students / physical exercises / independent training sessions / control / self-control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Владимирович Севастьянов, Елена Владимировна Алтухова

Рассматривается проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов, которая имеет актуальное значение в свете реализации учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта в соответствии с ФГОС ВО 3++. Разработана и предложена модель организации самостоятельной работы студентов вузов с целью обеспечения непрерывности формирования необходимого уровня физических способностей занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Владимирович Севастьянов, Елена Владимировна Алтухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the implementation of students’ independent work in the disciplines of physical culture and sports

The contradiction between the real organization of the process of physical education of students in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ and the need to ensure a certain level of formation of the physical abilities of those involved determines the research problem, which is the need to improve the effectiveness of the studentsindependent work section. The aim of the study is to develop a model for organizing studentsindependent work in the disciplines of physical culture and sports. The study was conducted on the basis of Voronezh State Agrarian University from January 2020 to March 2022 and included two stages during which the following research methods were used: analysis of sources of scientific and educational literature, pedagogical testing, pedagogical observation. Also, within the framework of pedagogical control, we used the method of registering indicators characterizing students’ activities. As a result of the research, we identified the advantages of an integrated approach in organizing independent training sessions; determined the features of control in the process of physical education of students; adjusted the content of the theoretical course; developed a program of independent training sessions, taking into account the level of students’ physical fitness. At the final stage of the study, we developed and proposed a model for organizing independent work, a distinctive feature of which is the use of specially designed blocks of methodological and practical classes, involving the use of specific teaching aids and methods, pedagogical control, the use of a workbook and self-control diaries. The conducted studies testify to the possibility of a teacher’s effective influence on the productivity of studentsindependent work due to the constructed system of teaching disciplines of physical culture and sports based on the proposed model. At the same time, the problem of improving the quality of independent training sessions seems to us to be rather complicated, since it is connected with students’ motivation to engage in physical exercises, and the development of a strong habit of independent training is part of a complex social process of forming a person’s physical culture, which actualizes further research.

Текст научной работы на тему «Совершенствование реализации самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 155-162 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 494. рр. 155-162

Научная статья УДК 796

doi: 10.17223/15617793/494/16

Совершенствование реализации самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта

Владимир Владимирович Севастьянов1,2, Елена Владимировна Алтухова1,3

1Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж, Россия

2$е\а$аапо\уу(@;тт1. ги 3е1епа_аиикоуа7@таИ ги

Аннотация. Рассматривается проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов, которая имеет актуальное значение в свете реализации учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта в соответствии с ФГОС ВО 3++. Разработана и предложена модель организации самостоятельной работы студентов вузов с целью обеспечения непрерывности формирования необходимого уровня физических способностей занимающихся.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты, физические упражнения, самостоятельные тренировочные занятия, контроль, самоконтроль

Для цитирования: Севастьянов В.В., Алтухова Е.В. Совершенствование реализации самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 155-162. doi: 10.17223/15617793/494/16

Original article

doi: 10.17223/15617793/494/16

Improving the implementation of students' independent work in the disciplines of physical culture and sports

Vladimir V. Sevastyanov1,2, Elena V. Altukhova1, 3

1 Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russian Federation

2 sevastianovvv@mail. ru 3 elena_altuhova7@mail. ru

Abstract. The contradiction between the real organization of the process of physical education of students in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ and the need to ensure a certain level of formation of the physical abilities of those involved determines the research problem, which is the need to improve the effectiveness of the students' independent work section. The aim of the study is to develop a model for organizing students' independent work in the disciplines of physical culture and sports. The study was conducted on the basis of Voronezh State Agrarian University from January 2020 to March 2022 and included two stages during which the following research methods were used: analysis of sources of scientific and educational literature, pedagogical testing, pedagogical observation. Also, within the framework of pedagogical control, we used the method of registering indicators characterizing students' activities. As a result of the research, we identified the advantages of an integrated approach in organizing independent training sessions; determined the features of control in the process of physical education of students; adjusted the content of the theoretical course; developed a program of independent training sessions, taking into account the level of students' physical fitness. At the final stage of the study, we developed and proposed a model for organizing independent work, a distinctive feature of which is the use of specially designed blocks of methodological and practical classes, involving the use of specific teaching aids and methods, pedagogical control, the use of a workbook and self-control diaries. The conducted studies testify to the possibility of a teacher's effective influence on the productivity of students' independent work due to the constructed system of teaching disciplines of physical culture and sports based on the proposed model. At the same time, the problem of improving the quality of independent training sessions seems to us to be rather complicated, since it is connected with students' motivation to engage in physical exercises, and the development of a strong habit of independent training is part of a complex social process of forming a person's physical culture, which actualizes further research.

Keywords: independent work, students, physical exercises, independent training sessions, control, self-control

For citation: Sevastyanov, V.V. & Altukhova, E.V. (2023) Improving the implementation of students' independent work in the disciplines of physical culture and sports. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 494. pp. 155-162. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/494/16

© Севастьянов В.В., Алтухова Е.В., 2023

В настоящее время с учетом сложившейся геополитической обстановки особое значение приобретает вопрос повышения уровня здоровья и трудоспособности населения нашей страны, что напрямую связано с непрерывным процессом массового физического воспитания. Учебные дисциплины по физической культуре и спорту, реализуемые в высших учебных заведениях, вносят свой весомый вклад в профессиональное становление будущих специалистов, о чем свидетельствуют диссертационные исследования (В.А. Карпов, 2003; В.С. Ежков, 2003; Д.А. Бортнев, 2006; Е.А. Остапенко, 2006; Г.В. Пономарева, 2010; В.В. Титов, 2013; И.С. Миронов, 2017; В.В. Севастьянов, 2017; К.В. Бученков, 2019), посвященные проблеме профессионально-прикладной физической подготовки студентов. При этом стоит отметить, что «параметры развития физических способностей являются жизненно важными показателями у студенческой молодежи, поскольку уровень их сформированности определяет работоспособность будущих специалистов» [1. С. 74]. В этой связи работа по совершенствованию процесса физического воспитания студентов имеет большое практическое значение.

В практике учебного процесса современной системы образования одной из форм проведения занятий в высшем учебном заведении является самостоятельная работа студентов. Данное положение во многом влияет на освоение дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», имеющих ярко выраженную специфику преподавания, связанную с широким охватом изучаемого материала, учетом состояния здоровья занимающихся, необходимостью надлежащей материальной базы, физиологическими закономерностями выполнения физической нагрузки, педагогическими особенностями процесса физического воспитания и пр. Таким образом, в настоящее время вопрос реализации раздела самостоятельной работы студентов имеет важное значение в процессе освоения дисциплин физической культуры и спорта [1. С. 85]. Это актуализирует необходимость выбора и системного использования специальных форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания, направленных на решение задач качественного осуществления планирования, выполнения и контроля самостоятельной работы обучающихся.

Проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов затрагивает вопросы мотивации к занятиям физическими упражнениями, преемственности в освоении материала в процессе контактной и самостоятельной работы, вопросы осуществления контроля за занимающимися [2. С. 178]. В этой связи с целью разработки технологии реализации раздела самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта нами применялись следующие методы исследования: анализ источников научной и учебно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки.

Исследование проводилось в период с января 2020 г. по март 2022 г. и включало два этапа.

На первом этапе (январь 2020 г. - декабрь 2020 г.) анализировались источники научной и учебно-методической литературы, посвященные вопросам физического воспитания студентов, проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями, осуществлению контроля за занимающимися. В результате были обозначены преимущества комплексного подхода в организации самостоятельных тренировочных занятий, обоснованы параметры выполнения физических упражнений, определены особенности контроля в процессе физического воспитания студентов, скорректирована форма ведения и содержание дневника самоконтроля занимающихся. С позиции поиска путей повышения эффективности учебных занятий было отмечено отсутствие четкой схемы и соотношения педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий.

В предыдущих публикациях [2. С. 319] нами были выделены противоречия, связанные с правом использования образовательными организациями самостоятельного выбора порядка реализации дисциплин физической культуры и спорта. Обращая внимание на современные требования Федерального государственного образовательного стандарта с целью уточнения данных изменения физической подготовленности занимающихся в течении учебного года нами было проведено тестирование студентов второго курса ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ в общем количестве 84 человека (40 юношей, 44 девушки) по следующим показателям: выносливость (бег 3000 м - юноши, 2000 м -девушки); скоростные способности (бег 100 м); силовая выносливость (подтягивание на перекладине -юноши, поднимание туловища из положения лежа на спине - девушки); скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места); координационные способности (способность к перестроению двигательной деятельности, тест «квадрат»). Отличительной особенностью блока тестовых испытаний являлось включение теста «квадрат», выполнение которого заключалось в следующем. Испытуемый из положения высокого старта (у конуса № 1) по сигналу бежит до конуса № 2, обегает его и выполняет передвижение приставным шагом правым боком за конус № 3. Обежав конус, испытуемый переходит на бег спиной вперед и движется таким образом за конус № 4. Обежав конус, совершает поворот влево на 90 градусов и финиширует бегом лицом вперед, пересекая линию возле конуса № 1. Фиксировалось время преодоления дистанции. После отдыха испытание повторялось в другую сторону. Итоговым показателем испытуемого служила сумма времени прохождения дистанции в обе стороны.

Тестирование проводилось в начале и в конце учебного года. Результаты (средние значения) отражены в таблице и выглядят следующим образом. Начальное тестирование: у девушек бег 100 м - 18,0 (с); бег 2000 м -13,01 (мин, с); прыжок в длину с места - 175 (см); поднимание туловища - 45 (раз); тест «квадрат» - 17,8 (с). У юношей бег 100 м - 14,3 (с); бег 3 000 м - 14,55 (мин, с); прыжок в длину с места - 230 (см); подтягивание на перекладине - 11 (раз); тест «квадрат» - 14 (с) [1. С. 88]. Итоговое тестирование: у девушек бег 100 м -

Севастьянов В.В., Алтухова Е.В. Совершенствование реализации самостоятельной работы студентов

17,9 (с); бег 2000 м - 13,12 (мин, с); прыжок в длину с места - 170 (см); поднимание туловища - 50 (раз); тест «квадрат» - 17,5 (с). У юношей бег 100 м - 14,4 (с); бег

Результаты тестирования выявили незначительные изменения показателей, носящие вариативный характер в конце учебного года при условии реальной контактной работы со студентами в объеме 60 ч. (одно практическое занятие в неделю по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»), при этом программный материал обучения занимающихся включал легкую атлетику, спортивные игры, гимнастику. В свете выхода из Болонских соглашений полученные данные во многом подтверждают результаты предыдущих исследований [3. С. 320], свидетельствующих о необходимости реорганизации процесса физического воспитания студентов, где одной из сторон повышения эффективности является разработка и внедрение методик самостоятельной работы студентов, а также осуществление контроля за их практической реализацией.

В процессе занятий нами применялось педагогическое наблюдение с фиксированием результатов деятельности занимающихся, что позволило определить параметры нагрузки. В результате проведенных исследований была разработана программа самостоятельных тренировочных занятий и предложена студентам с учетом их уровня физической подготовленности [4. С. 449]. При этом стоит отметить, что для уточнения степени доступности заданий и интенсивности нагрузки нами был применен метод экспертной оценки. В экспертной оценке приняли участие ведущие специалисты в области физической культуры и спорта в количестве семи человек, что позволило внести коррективы в содержание самостоятельных тренировочных занятий.

Согласно результатам исследований, проведенных А.А. Гладышевым и Э.В. Пилюгиной [5. С. 28], были выявлены низкие показатели развития способности к самостоятельной работе у студентов, что связано с недостаточным уровнем знаний о формах самостоятельных занятий физическими упражнениями, умением работать самостоятельно. Исходя из этого, на втором этапе исследования (январь 2021 г. - март 2022 г.) с целью совершенствования базового курса подготовки был проведен анализ основных нормативных документов [6. С. 68], регламентирующих процесс физического воспитания студентов, а также учебников и учебных пособий, используемых в учебном процессе. В результате было выявлено противоречие

3000 м - 14,59 (мин, с); прыжок в длину с места -235 (см); подтягивание на перекладине - 11 (раз); тест «квадрат» - 13,8 (с).

между необходимым объемом изучаемого материала и количеством часов контактной работы на его освоение в рамках новой структуры дисциплины «Физическая культура и спорт» [6. С. 68]. В этой связи нами было скорректировано содержание лекционного курса, обеспечивающее приобретение базовых знаний по формированию физической культуры личности студента, включающее основы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Был также разработан блок практических занятий, содержание которого направлено на приобретение практических умений проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, а также умений ведения самоконтроля.

С целью обеспечения преемственности освоения материала в рамках последующей реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту было включено проведение методико-практических занятий, основной целью которых являлось совершенствование методики самоконтроля занимающихся. Для обеспечения обратной связи с занимающимися в рамках педагогического контроля нами применялся метод регистрации показателей, характеризующих деятельность занимающихся как в процессе выполнения специальных заданий на практических занятиях, так и при самостоятельной работе. В этой связи занимающимся было предложено ведение дневников самоконтроля, скорректированных нами с учетом необходимости получения подробной информации о содержании самостоятельных занятий (время проведения занятия, применяемые упражнения, количество раз, количество подходов, продолжительность, интенсивность, самочувствие, пульс (утром, до и после тренировки) сон, аппетит) [2. С. 450].

На основании данных ведения дневников самоконтроля на занятиях проводилась корректировка содержания самостоятельных занятий, параметров нагрузки, техники выполнения упражнений. Также в процессе анализа дневников самоконтроля нами были выявлены типичные ошибки студентов (исследование проводилось со студентами экспериментальной группы в количестве 33 человека) в планировании и проведении самостоятельных занятий на начальном этапе реализации раздела самостоятельной работы. При этом к наиболее распространенным

Результаты тестирования (среднее значение ± стандартное отклонение) физической подготовленности студентов

Воронежского ГАУ

Пол Бег 100 м, с Бег 2000 м (девушки), 3000 м (юноши), мин, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища (девушки), подтягивание на перекладине (юноши), раз Тест «квадрат» (сумма времени в правую и левую стороны), с

Результаты тестирования в начале учебного года (ц ± о)

Девушки 18,0 ± 2,1 13,01 ± 1,5 175 ± 13,3 45 ± 7,3 17,8 ± 2,0

Юноши 14,3 ± 1,1 14,55 ± 2,4 230 ± 28,8 11 ± 3,6 14,0 ± 1,6

Результаты тестирования в конце учебного года (ц ± о)

Девушки 17,9 ± 1,8 13,12 ± 1,7 170 ± 19,0 50 ± 6,7 17,5 ± 1,7

Юноши 14,4 ± 1,3 14, 59 ± 2,3 235 ± 24,8 11 ± 3,7 13,8 ± 1,5

ошибкам можно отнести отсутствие в индивидуальной программе занятий беговой аэробной нагрузки (лишь 9% занимающихся выполняли бег продолжительностью более 20 минут в слабой и средней зоне интенсивности), а также постепенное увеличение параметров нагрузки от занятия к занятию [7. С. 393].

В марте 2022 г. были проведены методико-практи-ческие занятия, в процессе которых выявлена положительная динамика в качестве проведения самостоятельных занятий, что выразилось в увеличении объема выполняемых упражнений при прежних значениях частоты сердечных сокращений у 66% испытуемых.

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют показать схематично последовательность организации самостоятельной работы студентов в процессе освоения дисциплин по физической культуре и спорту (рис. 1).

Рассматривая содержание последовательности организации самостоятельной работы студентов стоит дать более подробное описание содержанию некоторых структурных элементов.

Программа самостоятельных тренировочных занятий, разработанная на кафедре физического воспитания ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, предусматривает, в зависимости от уровня двигательной и функциональной подготовленности обучающихся, два комплекса занятий: комплекс А - предназначен для студентов основной медицинской группы с низким уровнем физической подготовленности; комплекс Б -предназначен для студентов основной медицинской группы со средним и высоким уровнем физической подготовленности. При этом каждая серия комплекса состоит из десяти занятий и дополняет практический учебный материал, предусмотренный рабочей программой элективных дисциплин по физической культуре и спорту [4. С. 449].

В содержание самостоятельных занятий были включены силовые упражнения с весом собственного тела, направленные на формирование силовой выносливости (сгибание и разгибание рук в упоре лежа в различных положениях), в том числе облегченных для девушек, различные варианты подтягиваний на перекладине, поднимание согнутых или прямых ног в висе на перекладине, а также в упоре сидя на гимнастической скамейке; приседания из различных исходных положений, выпады, комбинированные прыжковые упражнения. Также предусматривалось формирование скоростно-силовых (сгибание и разгибание рук в упоре лежа с выполнением отталкивания руками и хлопка у груди для юношей; тройные, пятерные прыжки в длину с места толчком с двух ног, а также с ноги на ногу для юношей и девушек), скоростных (ускорения на отрезках 60 м, бег с максимальной частотой движения с высоким подниманием колен или сгибая ноги назад) и координационных (упражнения на перестроение двигательной деятельности: передвижение приставным шагом правым (левым) боком, переходящее в бег, бег спиной вперед, переходящий в ускорение поворотом через правое (левое) плечо, выполнение приседаний с последующим ускорением

30 м) способностей. Исходя из необходимости повышения уровня выносливости занимающихся как базового показателя физической подготовленности было предложено применение в основной части каждого занятия равномерного бега преимущественно аэробной направленности (параметры нагрузки 1500-1800 м, 12-17 мин - девушки; 1700-2000 м, 12-17 мин -юноши). Беря во внимание различный уровень физической подготовленности занимающихся, менее подготовленным было рекомендовано чередование бега с ходьбой [1. С. 88]. При этом основой в определении километража и продолжительности беговой нагрузки послужила программа занятия оздоровительным бегом, разработанная Н.М. Амосовым [8. С. 46]. На основе экспериментальных данных полученных М.Ф. Гри-ненко и Т.Я. Ефимовой [1. С. 88], отражающих сопряженность продолжительности занятия, обеспечивающего тренировочный эффект и ЧСС во время работы, нами была рекомендована интенсивность бега на ЧСС 140-145 уд./мин, что соответствует умеренной зоне интенсивности, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном притоке кислорода [9. С. 190].

Рассматривая методические указания по выполнению комплекса, стоит отметить следующие рекомендации: «... начинать самостоятельные занятия с 2-3 раз в неделю продолжительностью 60-90 минут в дни, когда не проходят учебные занятия по расписанию, с обязательным перерывом в день между занятиями. Интенсивность нагрузки в серии постепенно увеличивать от 1-го к 10-му занятию и от серии к серии. Направленность функциональной нагрузки и характер упражнений на каждом занятии повышать постепенно. Во 2-й серии комплекса все упражнения должны выполняться с более высокими параметрами двигательной нагрузки» [1. С. 89].

Блок практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» предусматривает последовательное проведение занятий с целью формирования знаний умений и навыков проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Проведение практических занятий предусматривает освоение следующего материала [10. С. 3]:

Раздел 1. Физическое развитие человека. Общая характеристика физических способностей: силовые способности, скоростные способности, выносливость, координационные способности, гибкость. Значение уровня развития физических способностей в жизни человека. Методы самоконтроля физического развития.

Раздел 2. Методы воспитания физических способностей. Характеристика и разновидности методов воспитания физических способностей: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой, игровой, соревновательный. Методы воспитания выносливости. Методы воспитания силовых способностей. Методы воспитания скоростных способностей. Методы воспитания координационных способностей. Методы воспитания гибкости. Определение уровня сформированности физических способностей. Характеристика контрольных упражнений (тестов), определяющих уровень сформированно-сти физических способностей [10. С. 14].

Программа

Индивидуаль- самостоятельных

тренировочных

ная программа занятий кафедры

занятии физического

воспитания

Рис. 1. Схема организации самостоятельной работы студентов в процессе освоения дисциплин «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»

Раздел 3. Методика составления комплекса утренней гигиенической гимнастики. Характеристика утренней гигиенической гимнастики (УГГ) как формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Значение регулярных занятий УГГ. Характеристика общеразвивающих упражнений. Последовательность выполнения упражнений УГГ. Дозировка упражнений. Термины общеразвивающих упражнений. Исходные положения. Стойки, седы, приседы, выпады, упоры. Движения руками и ногами. Правила записи общеразвивающих упражнений. Самостоятельное составление комплексов УГГ. Организационно-методические указания.

Раздел 4. Индивидуальный комплекс общей физической подготовки. Характеристика самостоятельных тренировочных занятий. Врачебный контроль и самоконтроль. Техника безопасности при проведении самостоятельных тренировочных занятий. Общеподготовительные физические упражнения. Методические указания к составлению комплексов общей физической подготовки с индивидуальной направленностью. Выбор и дозировка физических упражнений. Выбор времени занятий.

Самостоятельное составление комплексов общей физической подготовки с индивидуальной направленностью. Самоконтроль функционального состояния кардиореспираторной системы.

Характеристика оздоровительного бега как наиболее доступного вида занятий. Дозирование нагрузки на занятиях оздоровительным бегом. Программы занятий оздоровительным бегом. Контроль интенсивности бега по ЧСС. Методы самоконтроля физической работоспособности. Недельный план самостоятельных тренировочных занятий.

Раздел 5. Правила ведения дневника самоконтроля. Значение самоконтроля в проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Зоны интенсивности нагрузки по частоте сердечных сокращений. Реакция организма на физическую нагрузку различной интенсивности. Содержание тренировочных занятий в режиме дня. Форма ведения дневника самоконтроля.

Для обеспечения эффективности освоения материала осуществлялось ведение занимающимися рабочей тетради [10. С. 3]. Содержание тетради предусматривало выполнение специальных заданий, направленных на закрепление полученных знаний: письменные задания с выбором одного (нескольких) правильного ответа, на дополнение, вставку пропущенных слов (с открытой формой ответа). Овладение методами самоконтроля за личным физическим развитием: определение длины и массы тела; окружности грудной клетки; весо-ростового показателя (индекс Кетле); определение жизненной емкости и жизненного индекса легких; определение типа своего телосложения. Определение уровня сформированности физических способностей: выносливости (тест Купера, тест Юхоша); силы при помощи кистевого динамометра; скорости сенсомо-торных реакций (зрительно-моторная реакция) - тест с

линейкой; гибкости (в различных суставах). Выявление функционального состояния кардиореспиратор-ной системы: определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, а также частоты дыхания, проба Руфье, проба Штанге, ортостатическая проба. Определение физической работоспособности человека (Гарвардский степ-тест, функциональная проба Кверга). Овладение практическими навыками проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные тренировочные занятия, составление недельного плана самостоятельных тренировочных занятий, ведение дневника самоконтроля).

В процессе реализации самостоятельной работы студентов высокое значение имеет обеспечение обратной связи с занимающимися [12. С. 183], что способствует преемственности освоения материала, а также своевременному выявлению и устранению методических ошибок в планировании и проведении самостоятельных занятий [13. С. 40].

В этой связи нами была разработана и апробирована на практике программа методико-практических занятий в рамках реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту, предусматривающая контактную работу с обучающимися по следующим темам: содержание самостоятельных тренировочных занятий с индивидуальной направленностью, готовность занимающихся к самостоятельным занятиям; техника выполнения физических упражнений в процессе проведения самостоятельных занятий, подготовка дневников самоконтроля к проверке; особенности формирования физических способностей в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями (на основании анализа дневников самоконтроля занимающихся); комплексы упражнений общей физической подготовки (на основании анализа данных дневников самоконтроля); комплексы упражнений прикладной направленности; комплексы упражнений избранного модуля элективной дисциплины по физической культуре и спорту.

Успех в реализации раздела самостоятельной работы студентов по дисциплинам физической культуры и спорта во многом зависит от мотивации занимающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [14. С. 22]. В этой связи целесообразно в процессе освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» сделать определенный акцент при изучении материала о влиянии физической активности на процесс всестороннего развития занимающихся. Также возможно включение в практику индивидуальных бесед со студентами при проведении методико-практических занятий. При этом изучаемый материал должен включать сведения о популярных методиках физического воспитания населения [15. С. 183].

Продолжая тему влияния преподавателей кафедр физического воспитания на эффективность самостоятельной работы студентов, стоит отметить значение качественного учебно-методического материала по дисциплинам [16. С. 214]. В этой связи действующим организационным компонентом является реализация

Севастьянов В.В., Алтухова Е.В. Совершенствование реализации самостоятельной работы студентов

широкого доступа студентов к учебным изданиям путем размещения их на портале дистанционного обучения, в электронной библиотеке вуза, а также наглядных видеоматериалов, разъясняющих содержание и специфику проведения занятий.

В рамках проведенного исследования с целью обеспечения доступности методического материала на электронных платформах Воронежского ГАУ нами были размещены: программа самостоятельных тренировочных занятий; рекомендуемая форма ведения дневника самоконтроля студентов; методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», а также блок тестовых вопросов, обеспечивающий контроль за освоением теоретического материала. При этом на всех этапах исследования обратная связь со студентами осуществлялась как в процессе контактной работы, так и через портал дистанционного обучения и социальные сети.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что проведенные нами исследования свидетельствуют о возможности эффективного воздействия педагога на продуктивность самостоятельной работы студентов за счет выстроенной системы преподавания дисциплин физической культуры и спорта. Непременной их составляющей является осуществление контроля за проведением самостоятельных занятий в процессе контактной работы на специально организованных методико-практических занятиях с использованием данных самоконтроля занимающихся. Вместе с тем проблема улучшения качества самостоятельных тренировочных занятий представляется нам достаточно сложной, поскольку связана с мотивацией студентов к занятиям физическими упражнениями, а выработка стойкой привычки к самостоятельным занятиям является частью сложного социального процесса формирования физической культуры личности, что актуализирует проведение дальнейших исследований.

Список источников

1. Севастьянов В.В., Стеблецов Е.А., Воропаев В.И. Вопросы физического воспитания студентов. Воронеж : ФГБОУ ВО Воронеж. ГАУ, 2021. 155 с.

2. Коваль Л.Н., Алексеева Е.А., Шевченко А.М. К вопросу мотивации направленности личности в студенческом спорте // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 176-179.

3. Воропаев В.И., Севастьянов В.В., Бугаков А.И. Новые реалии физического воспитания студентов в современной России // Культура физическая и здоровье. 2023. № 1 (85). С. 318-323.

4. Севастьянов В.В., Воропаев В.И., Кийко В.Н. Методика самостоятельных тренировочных занятий студентов по дисциплинам физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 447-451.

5. Гладышев А. А., Пилюгин Э.В. Общеобразовательный потенциал физической культуры в вузах как фактор повышения эффективности самостоятельной работы студентов //Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. С. 28-29.

6. Севастьянов В.В., Тузова А.П. Нормативно-правовые основы физического воспитания студентов // Культура физическая и здоровье современной молодежи : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (15 сентября 2021 г., г. Воронеж). Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2021. С. 63-68.

7. Севастьянов В.В., Алтухова Е.В., Литвинов Е.В. Некоторые аспекты планирования и реализации студентами самостоятельных занятий физическими упражнениями // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 11 (201). С. 391-394.

8. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (для обучающихся образовательных учреждений) / А.П. Зотов, Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов, В.А. Кабачков, В.С. Быков. М., 2013. 124 с.

9. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры. Ростов н/Д : Феникс, 2018. 572 с.

10. Воропаев В.И., Севастьянов В.В., Алтухова Е.В. Физическая культура и спорт: рабочая тетрадь для самостоятельной работы обучающихся всех направлений и специальностей очной и заочной форм обучения. Воронеж : Воронеж. гос. аграр. ун-т, 2021. 23 с.

11. Загревская А.И., Сосуновский В.С., Зальмеж Т.Н. Психомоторные особенности детей старшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. С. 13-21.

12. Гревцева Г.Я., Котлярова И.О., Сериков Г.Н., Фахрутдинова А.В., Циулина М.В. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 181-191.

13. Сафонова О. А. Физическая тренировка студенток строительного профиля при организации самостоятельной подготовки // Теория и практика физической культуры. 2018. № 9. С. 39-41.

14. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Молодёжь и физическая культура. М. : Физкультура, образование и наука, 1996. 317 с.

15. Яковлева И.В., Власюк Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в режиме учебы, труда и отдыха студентов // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 179-184.

16. Пащенко Л.Г. Оценка вовлеченности в деятельность по выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО студентов вуза // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 459. С. 213-220.

References

1. Sevast'yanov, V.V., Stebletsov, E.A. & Voropaev, V.I. (2021) Voprosyfizicheskogo vospitaniya studentov [Issues of students' physical education]. Voronezh: Voronezh. State Agrarian University.

2. Koval', L.N., Alekseeva, E.A. & Shevchenko, A.M. (2019) On the Direction of Personal Motivation in Student Sport. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 438. pp. 176-179. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/438/23

3. Voropaev, V.I., Sevast'yanov, V.V. & Bugakov, A.I. (2023) Novye realii fizicheskogo vospitaniya studentov v sovremennoy Rossii [New realities of physical education of students in modern Russia]. Kul'turafizicheskaya i zdorov'e. 1 (85). pp. 318-323.

4. Sevast'yanov, V.V., Voropaev, V.I. & Kiyko, V.N. (2020) Metodika samostoyatel'nykh trenirovochnykh zanyatiy studentov po distsiplinam fizicheskoy kul'tury i sporta [Methods of independent training sessions for students in the disciplines of physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 11 (189). pp. 447-451.

5. Gladyshev, A.A. & Pilyugin, E.V. (2018) Obshcheobrazovatel'nyy potentsial fizicheskoy kul'tury v vuzakh kak faktor povysheniya effektivnosti samostoyatel'noy raboty studentov [General educational potential of physical culture in universities as a factor in increasing the efficiency of students' independent work]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury. 7. pp. 28-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sevast'yanov, V.V. & Tuzova, A.P. (2021) [Regulatory and legal foundations of physical education of students]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e sovremennoy molodezhi [Physical culture and health of modern youth]. Proceedings of the International Conference. Voronezh. 15 September 2021. Voronezh: Voronezh State Pedagogical University. pp. 63-68. (In Russian).

7. Sevast'yanov, V.V., Altukhova, E.V. & Litvinov, E.V. (2021) Nekotorye aspekty planirovaniya i realizatsii studentami samostoyatel'nykh zanyatiy fizicheskimi uprazhneniyami [Some aspects of planning and implementation by students of independent physical exercises]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 11 (201). pp. 391-394.

8. Zotov, A.P. et al. (2013) Samostoyatel'nye zanyatiya fizicheskimi uprazhneniyami (dlya obuchayushchikhsya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy) [Independent physical exercises (for students in educational institutions)]. Moscow.

9. Masalova, O.Yu. (2018) Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. Rostov-on-Don: Feniks.

10. Voropaev, V.I., Sevast'yanov, V.V. & Altukhova, E.V. (2021) Fizicheskaya kul'tura i sport: rabochaya tetrad' dlya samostoyatel'noy raboty obuchayushchikhsya vsekh napravleniy i spetsial'nostey ochnoy i zaochnoy form obucheniya [Physical culture and sports: workbook for independent work of students of all directions and specialties of full-time and part-time forms of study]. Voronezh: Voronezh. State Agrarian University.

11. Zagrevskaya, A.I., Sosunovskiy, V.S. & Zal'mezh, T.N. (2018) Psikhomotornye osobennosti detey starshego shkol'nogo vozrasta [Psychomotor characteristics of children of senior school age]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 23 (5). pp. 13-21.

12. Grevtseva, G.Ya. et al. (2021) Methodological Approaches to Preparing Students for Professional Innovative Activity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 462. pp. 181-191. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/462/22

13. Safonova, O.A. (2018) Fizicheskaya trenirovka studentok stroitel'nogo profilya pri organizatsii samostoyatel'noy podgotovki [Physical training of female construction students during the organization of independent training]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury. 9. pp. 39-41.

14. Lotonenko, A.V. & Stebletsov, E.A. (1996)Molodezh' i fizicheskaya kul'tura [Youth and physical culture]. Moscow: Fizkul'tura, obrazovanie i nauka.

15. Yakovleva, I.V. & Vlasyuk, N.N. (2020) Health Care Technologies in Student Life (Value and Activity Aspects). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 451. pp. 179-184. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/451/24

16. Pashchenko, L.G. (2020) Assessment of University Students' Engagement in the Implementation of Test Standards of the GTO Complex. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 459. pp. 213-220. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/459/26

Информация об авторах:

Севастьянов В.В. - канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I (Воронеж, Россия). E-mail: sevastianovvv@mail.ru

Алтухова Е.В. - канд. психол. наук, зав. кафедрой физического воспитания Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I (Воронеж, Россия). E-mail: elena_altuhova7@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

V.V. Sevastyanov, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great (Voronezh, Russian Federation). E-mail: sevastianovvv@mail.ru

E.V. Altukhova, Cand. Sci. (Psychology), head of the Physical Education Department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great (Voronezh, Russian Federation). E-mail: elena_altuhova7@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.07.2022; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 29.09.2023.

The article was submitted 28.07.2022; approved after reviewing 11.09.2023; accepted for publication 29.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.