Научная статья на тему 'Совершенствование размещения городского заказа в связи с изменениями Федерального законодательства'

Совершенствование размещения городского заказа в связи с изменениями Федерального законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование размещения городского заказа в связи с изменениями Федерального законодательства»

1 (28) - 2006

Комментарий к закону

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Г.В. дегтев,

председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов

Городской заказ сегодня — это сложная, многоплановая составляющая в сфере государственного управления, которая предполагает постоянное совершенствование законодательной базы по мере накопления опыта ее применения. Об этом рассказал на пресс-конференции, организованной Информационным центром Правительства Москвы, председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов Геннадий Валентинович Дегтев.

С 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных муниципальных нужд, устанавливает единый порядок размещения заказа в целях обеспечения единства экономического пространства, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Также расширяются возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов, и стимулируется добросовестная конкуренция. Данный документ призван обеспечить гласность и прозрачность заказов и предотвратить коррупцию и другие злоупотребления в сфере размещения заказов. Появление нового закона ставит задачу устранения значительного количества противоречивых и дублирующих норм в законодательстве Российской Федерации о государственных закупках — 18 федеральных законов требуют внесения изменений.

Сейчас в Москве действуют более 200 конкурсных комиссий, ощущается проблема недостаточной квалификации специалистов, поступают многочисленные жалобы от участников тендеров. Позиция Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов такова: в рамках формирования двух-

уровневой системы комиссии должны остаться только на двух уровнях — у государственных заказчиков и у префектур административных округов.

Закон отменяет все прежние преференции, оставляя только некоторые из них. Это преференции учреждениям исправительно-уголовной системы и Общества инвалидов. Для субъектов малого предпринимательства сохранена схема, в соответствии с которой 15% госзаказа по бюджету должно размещаться сфере малого предпринимательства.

До 1 января, когда закон №2 94-ФЗ вступил в силу, Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов совместно с другими государственными органами привел в порядок нормативную базу, подготовил информационные электронные средства, в частности систему единой регистрации конкурсов и торгов, а также официальный сайт тендерного комитета. На сайте помимо информации о сроках, месте и условиях проведения конкурса, будет размещаться и сама конкурсная документация.

ДЕГТЕВ Г.В.: Вначале необходимо проанализировать некоторые статистические данные первого полугодия. За первое полугодие на конкурсной основе были проведены торги на сумму бюджета более 100 млрд руб. При этом, если в 2004 г по отношению к прошлому году эта сумма была 131 млрд руб., то мы фактически выходим на то, что практически вся сумма предполагается в бюджете на закупки работ, товаров и услуг, это ориентировочно 180 млрд руб. Вот по итогам первого полугодия это 103 млрд руб. По всей Российской Федерации за первое полугодие, включая само Правительство РФ и правительственный бюджет, это 420 млрд руб. Экономия, которая стала результатом конкурса, более 10 млрд руб., в процентном отношении это 12%, по РФ — почти

6,9%. Показательна цифра по закрытым конкурсам: если в 2003 г. почти 50% городского заказа проходили по форме размещения как закрытые, в 2004 г. это было 26%, то по первому полугодию 2005 г. по такой форме размещения проведено 8%.

Почему я начал с этих данных? В городе продолжает формироваться двухуровневая система размещения городского заказа. Под ней мы подразумеваем, что есть городские комиссии и непосредственная ответственность тендерного комитета. Это комиссии по проведению заседаний, связанных с поиском подрядчиков на все подрядные работы, и отдельная городская комиссия, где проводятся конкурсные процедуры, связанные с поиском претендентов и победителей на закупки товаров, работ и услуг. Второй уровень — это у нас городские заказчики. Окружные и отраслевые конкурсные комиссии по этим же видам — это по подрядным торгам, там, где сумма менее 20 млн руб. одного лота или предложения, и на закупку товаров работ и услуг — 10 млн руб.

Перехожу к самому Федеральному закону № 94-ФЗ, принятому 21 июля текущего года, которым мы обязаны руководствоваться с 1 января будущего года. Я позволю себе процитировать первую статью общих положений, где указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказа в целях обеспечения единства экономического пространства, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия в развитии добросовестной конкуренции; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях размещения заказов; обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В рамках общих положений и первой статьи данный закон регулирует единый порядок, то есть все подзаконные акты, которые не соответствуют, должны быть отменены и также это будет распространяться на субъект РФ — г. Москву. Соответственно, те нормативные документы и 26-й закон как базовый, которым мы на сегодняшний день руководствуемся, и те преференции, которые этим законом были отдельно установлены, с 1 января действовать не будут.

Что касается возможности расширения участия физических и юридических лиц, закон принципиально меняет порядок и ответственность государственных заказчиков за способы, достоверность и условия заключения государственного контракта, возлагает эту ответственность на государственного заказчика.

Уточняется процедура размещения, и облегчается доступ претендентов для возможности иметь информацию и в рамках этой информация принять решение об участии в торгах. При этом особо закон регулирует пункт о том, что заказчик или тот кто уполномочен проводить данные торги, не имеет права возлагать на участника обязанность предоставлять информацию, кроме того, что описано в данном Федеральном законе, то есть, представлены исчерпывающие процедуры и требования к потенциальному участнику, которые он должен будет представлять.

Что касается добровольной конкуренции, то закон фактически отменяет квалификации, он предлагает форму заявки делать неперсонифицированно, предложение подается в закрытом конверте и дальше уже рассматривается после его вскрытия. Если данные представлены недостоверно, то это ответственность заказчика — и это можно проверить.

И снова для анализа приведу цифры первого полугодия. У нас приняло участие в торгах на размещение городского заказа более 1 600 организаций, из них 980 приняли участие впервые. Признано несоответствующим квалификационным требованиям 227, и при этом почти 90 организаций представили недостоверные сведения. То есть получается, что около 40% претендентов так или иначе представляли информацию, которая требовала отдельного рассмотрения и соответственно по результатам этого рассмотрения уточняющих позиций и в налоговых органах, и в органах регистрации. Появилась новая форма — банковские обязательства или, как их еще называют, комфортные письма, представленные от того или иного финансового учреждения.

Когда мы уточняли источник банковских обязательств, то эти учреждения не подтверждали, что выдавали такие документы. Поэтому, я считаю, требуется оперативность и достоверность сведений и та база данных, которая подразумевает наличие реестра недобросовестных участников. То есть это прописано в самом Федеральном законе, в соответствии с предыдущим документом до принятия этого закона, велся реестр добровольных участников. Подразумевается, что если организация в этот реестр попадает, то при рассмотрении эта заявка будет отклонена.

Продолжается работа, чтобы конкурсная документация была единого образца, чтобы создать единое экономическое пространство. Я это сравниваю с тем, что мы должны создать конкурсную документацию на уровне налоговой декларации, когда на территории всей России любой гражданин по единому образцу заполняет свою декларацию. То же самое требуется от нас.

Отмечу, что закон совершенно четко принял созданную модель размещения городского заказа в г. Москве. Потому что известно, что Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов как орган исполнительной власти существует пока в единственном субъекте РФ — в Москве. Эта модель в данном законе регулируется как нормативная и предполагает существование уполномоченного органа.

Все участники смогут получать информацию о проводимых торгах через официальный сайт уполномоченного органа, где помимо информации о сроках, месте и условиях проведения конкурса, должна будет размещаться еще сама конкурсная документация. То есть мы теперь будем обязаны помимо официального объявления представлять туда документы по самой конкурсной документации.

Существенное изменение — это то, что сформируется уполномоченный орган для осуществления контроля в сфере размещения государственного заказа, он создается как федеральный, так и соответственно в субъектах РФ. Для чего? Для формирования добросовестной конкуренции, так как сейчас в Госдуме рассматривается проект Федерального закона об изменении нескольких законодательных актов. В первую очередь, это Бюджетный кодекс.

И вторая существенная вещь — впервые в этом законе появляется ответственность тех кто предлагает проведение торгов. Это ответственность за действие и бездействие государственного заказчика или уполномоченного органа.

В Административном кодексе предлагается внести изменения о наложении административной ответственности в виде штрафов на сумму от 50 до 200 МРОТ на должностных лиц в случае, если будут установлены факты нарушения действующего порядка о размещении государственного заказа. Я считаю, что это существенное отличие, оно повлияет на процедуру единообразия, доступности и достоверности в предоставлении этих сведений.

Что касается местного самоуправления, это регулируется, но если вы обратили внимание, это первый Федеральный закон, который распространяется на все уровни власти: федеральный, субъекты РФ и муниципальные органы.

Прежде таких законодательных актов не было, поэтому особенности размещения государственных заказов с принятием этого Федерального закона, на мой взгляд, создают достаточно существенные требования и доступность в информационном пространстве, с тем чтобы все сведения обязательно размещались помимо официального печатного органа в электронном виде на официальном сайте уполномоченного лица.

Меняется требование к составу конкурсных комиссий: членов комиссии может быть не менее пяти человек, при этом отражается, что не менее половины утвержденного состава комиссии должны обладать соответствующей квалификацией, то есть иметь сертификат.

Поэтому этот уполномоченный орган и система взаимодействия действительно приводят к тому, что участники процесса будут иметь этот доступ, более широкий и открытый.

Опасность присутствует — достаточно неясно прописаны обязательства победителя по условиям заключения государственного контракта.

В новом законе закрепляется, что можно закупать за наличный расчет до 60 тыс. руб. без проведения конкурса (раньше эта сумма было до 2 500 МРОТ). Путем запроса котировок можно осуществлять закупки на сумму от 60 до 250 тыс. руб., при этом временной интервал, в соответствии с требованиями закона, составит от 7 до 15 дней. Аукцион, когда единственным критерием определения победителя была цена, чего также не было ни в одном законе, можно проводить в системе государственного заказа, аукцион — это от 35 до 39 дней, сумма свыше 250 тыс. руб. до 5 млн руб. И конкурс — приведены в соответствие требования, что объявление должно быть не менее 30 дней (раньше колебалось между 30 и 45) и рассмотрение заявок — 10 дней с момента вскрытия. И 10 дней на подведение итогов торгов и заключение государственного контракта.

При этом подчеркну, что если любому, кто распоряжается бюджетными средствами, нужно закупить текущие закупки, то закон позволяет в широком диапазоне делать эти закупки до 250 тыс. руб., по запросу котировок — до 500 тыс. руб. Еще введена законодательно норма закупок через электронные средства — электронные торги, тогда в форме аукциона можно будет проводить закупки на сумму до 500 тыс. руб. Все, что дальше — это уже форма аукциона и традиционного конкурса, к которому все привыкли. Наша задача — до 1-го числа привести в порядок соответствующую нормативную базу, существенно подготовить информационные электронные средства — это автоматизированная система единой регистрации конкурсов и торгов и

сайт тендерного комитета, который на сегодня уже имеет те разделы, которые требуются по законодательству. Поэтому предполагается, что до 1 января такая организационная система, обеспечивающая соблюдение процедур для Федерального закона, будет подготовлена в полном объеме, и ею можно будет пользоваться в режиме реального времени.

Все эти технические средства, организационные требования направлены на одно — ни одно размещение городского заказа не может проходить без официального публичного информирования через уполномоченный орган. Я не сказал про одну цифру по первому полугодию, которая, на мой взгляд, показательна, —доля стоимости конкурса в общем объеме закупок: по РФ в целом — 64%, по Москве — 98%. Такие цифры говорят о том, что участники этого процесса руководствуются действующим порядком. Мы фактически с принятием закона в июне текущего года не проводим закрытых торгов. Поэтому считаю, что на сегодняшний день сформированы все предпосылки, для того чтобы с 1 января в рамках нового законодательства мы могли им руководствоваться в полном объеме, и желающие принять участие в конкурсах могут не испытывать никаких трудностей.

Отдельно отмечу, что есть две нормы из преференций: это то, что исправительно-уголовная система имеет преференции и Общество инвалидов. Для субъектов малого предпринимательства сохранена схема, что 15% бюджета должны размещаться для предприятий в сфере малого предпринимательства. Совместно с Департаментом малого предпринимательства сейчас приводим в соответствие базу, особо прописываем этот порядок.

Вопрос: Вот то, что вы назвали очень мягко «ограниченный доступ», означает, что организациям-аутсайдерам пробиться на рынок очень сложно. Выходит, новый Федеральный закон эту проблему в принципе решил?

ДЕГТЕВ Г.В.: Абсолютно правильно, и закон отрегулирует законодательно административную ответственность.

Вопрос: А чего закон все-таки не решил?

ДЕГТЕВ Г.В.: Я сказал, что вот этот федеральный уполномоченный орган предполагает, что его функциями будет наделена федеральная Антимонопольная служба с региональными структурами и уполномоченный орган самого субъекта Федерации, в который направляются жалобы, предлагается рассмотреть на предмет выявления случаев аффи-лированности участников либо членов комиссии. Он наделен полномочиями налагать запреты на

заключение контрактов либо в судебном порядке решать вопрос о наложении штрафных санкций.

Наша позиция по городу в рамках формирования двухуровневой системы: по городским комиссиям достаточно понятная процедура—количество комиссий в городе—две, а по всем остальным заказчикам наша позиция достаточно жесткая: окружные и отраслевые комиссии должны остаться только на двух уровнях — у государственных заказчиков и у префектур административных округов. Сейчас комиссий в городе более 200, нет специалистов, поступают жалобы на то, как составлена конкурсная документация, и необоснованный, на взгляд заявителя, отказ в принятии документов на участие в этом конкурсе.

Вопрос: Можно уточнить механизм передачи 15% госзаказа для малых предприятий? Или он не проработан?

ДЕГТЕВ Г.В.: Я сказал, что только сейчас по итогам рассмотрения вопроса на заседании Правительства Москвы по программе малого предпринимательства этот вопрос был затронут. И в нем же будет прописана норма, чтобы обязательно заказчикам предлагать не менее 15%. Заинтересованность в этом есть и у Департамента малого предпринимательства, и у нас, — чтобы создать условия, по которым закупку несложной техники, оборудования и услуг можно было проводить с приглашением субъектов малого предпринимательства. Нормативная база до конца не сформирована, к 1 января мы ее обязаны подготовить.

Нужно определить сферы и номенклатуру продукции, которую будет целесообразно закупать у малых предприятий. Сейчас утверждены порядка 200 позиций, какие товары и услуги являются обязательными по форме закупки и проведения торгов.

Вопрос: Вы говорите, на сайте будет размещаться необходимая информация. А там будет какой-то территориальный срез применительно к округу? Ведь есть то, что город производит, а есть то, что округ?

ДЕГТЕВ Г.В.: Обязательно, то есть подчеркну, что независимо от того, где проводятся торги, кем организованы, вся информация должна быть на этом сайте.

Вопрос: Это будет единый реестр или выведен город, район?

ДЕГТЕВ Г.В.: Нет, мы хотим разносить информацию по территориям, потому что в едином реестре есть план организации торгов по городу, который Комитет организует, получая заявки у государствен-

ных заказчиков, а здесь в разрезе территории все это будет делаться в привязке к территории.

Вопрос: Есть виды услуг, с которыми не всегда возникает реальная конкуренция, и возникают, как вы говорили, аффилированные структуры. Не планируется ли в таких случаях выяснить ситуацию?

ДЕГТЕВ Г.В.: Федеральный закон и этот вопрос снимает. В случае если конкурс не состоялся, необходимости в повторном проведении нет. Там определен порядок, по которому, если все процедуры были соблюдены и из заявок поступила только одна, она позволяет государственному заказчику заключить с ним государственный контракт.

Вопрос: Контракт, как правило, заключается на год. А есть заказчики, которые работают на постоянной основе, выполняют одни и те же виды работ. Планируется как-то изменить эти сроки?

ДЕГТЕВ Г.В.: Планируется. Данная норма не регулируется в законе, поэтому мы предполагаем, что это как раз будет регулироваться самим субъектом РФ, и сейчас уже, проводя в сфере ЖКХ конкурс на регулярные работы, определяется победитель, с ним заключается договор, в котором указывается, что с данным победителем заключен государственный контракт на годовой лимит финансирования, но при этом конкурс проводился как на предварительный договор до 3 лет. В случае если к организации нет претензий, договор будет переоформлен.

Вопрос: Практика проведения конкурсов показала, что затраты на проведение конкурса в основном оплачивал победитель, хотя закон предусматривал, что будет бюджетное финансирование. Как будет решаться этот вопрос?

ДЕГТЕВ Г.В.: Совершенно четко регулируется данная норма—заказчик обязан все расходы понести самостоятельно. Претендент оплачивает только средства за разработку конкурсной документации. Уполномоченный орган не имеет права переложить расходы на победителя. В бюджет мы такие средства заложили.

Вопрос: Создает ли новый закон какие-то новые взаимоотношения между московскими и федеральными структурами? И если да, то какие? И второй вопрос. Вы сказали, что отменяются многие преференции. Если можно, уточните, что отменяется?

ДЕГТЕВ Г.В.: В первую очередь у нас в законе было прописано, что при одинаковом ценовом предложении, если компания зарегистрирована на территории города, ее преференции до 10%. Эти пре-

ференции отменяются. Также мы сейчас обсуждаем с Союзом промышленников и предпринимателей России: раньше было прописано, что если у вас есть профсоюзная организация в вашей структуре, хорошо — если нет, вас могли отклонить на квалификацию. Это также отменяется. Если не входите в Союз промышленников и предпринимателей России — нет такой преференции. Это ассоциативный принцип вхождения в добровольное объединение, и он не может быть критерием допуска к конкурсу.

Мы сейчас с субъектами Федерации в режиме реального времени обмениваемся информацией, какие конкурсы проводятся у них и у нас. Это Санкт-Петербург, Татарстан, Нижний Новгород, Ярославль. В городе заключено 54 договора межрегионального сотрудничества, соответственно во всех этих договорах предусмотрена норма, что мы обязаны обмениваться информацией.

А с точки зрения новых отношений, я считаю, что они существенно меняются, потому что до сегодняшнего дня 97-й закон, регулирующий отношения в сфере государственного заказа, четко делил: федеральный заказ распространяется только на федеральный уровень, региональный — на региональные, муниципальный — на муниципальные. Сейчас вводится интегрированная вертикаль, единые нормы и порядок. Поэтому, естественно, там предусматривается, что некоторые уточнения происходят путем выпуска постановлений Правительства РФ. Мы сейчас с Министерством экономической политики ведем совместную работу по подготовке таких проектов распорядительных документов Правительства РФ, чтобы они нам помогали в деле формирования единого экономического пространства.

Вопрос: Нуждается в уточнении ситуация с самими журналистами в сфере районной, окружной прессы. Сейчас журналисты готовятся к проведению конкурсов, многие высказывают опасения, что на фоне усиления конкурентной борьбы они окажутся в крайне невыгодных условиях. Они будут вынуждены работать в условиях постоянной смены состава редакции, то есть фактически разрушения сложившейся системы местной печати в Москве. Обсуждался ли этот вопрос, и можете ли вы сказать что-то по этой теме?

ДЕГТЕВ Г.В.: Я считаю, что это задача Комитета по телекоммуникациям и СМИ — конкретно формировать правила и нормативную базу. Особый порядок размещения государственного заказа все равно должен быть предусмотрен. Потому что действительно в законе не предусматривается выделения финансового обеспечения СМИ. Поэтому мы свое предложение на

это счет передали. Я считаю, что закон позволяет этот вопрос регулировать в интересах заказчика.

Мне кажется, что вопрос поднят абсолютно справедливо, по этому поводу сложности уже были, и все, кто непосредственно работают с органами исполнительной власти в Москве, должны инициативно, в том числе и с территорий, выходить на контакт, чтобы готовились предложения по конкурсной документации или по условиям, по которым будут привлекаться СМИ для вот такой работы. Не разделяю такой пессимистической позиции, что система разрушится. Но выражаю обеспокоенность, потому что не вижу активной позиции тех кто заинтересован в обратном. Потому что с 1 января это будет требование нового законодательства, и уже будет поздно обсуждать. Если мы не будем готовы, у нас возникнут организационные вопросы. Поэтому мы здесь самостоятельно этот вопрос отрегулировать не сможем, нам заказчик должен представить тот вид конкурсной документации, по которой мы конкурс могли бы провести.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, механизм электронных торгов. И готова ли Москва к проведению в 2006 г. электронных торгов?

ДЕГТЕВ Г.В.: Механизма не поясню, потому что он достаточно непростой. Мы в этом году проведем отбор организаций, которые предлагают продукт, который позволяет организовать эти торги. Я считаю, что город к этому готов, потому что мы имеем более десятка предложений от организаций, которые организуют электронные торги в крупных корпорациях. То есть готовность есть. Есть и разработка в Комитете по науке и технологиям...

Вопрос: Если заключить по итогам торгов контракт на издание газеты, но в течение года, допустим, типография повышает стоимость своих услуг. По тексту закона там не предусмотрено повышения. Как тогда учесть непредвиденные расходы? Предусмотрен ли здесь какой-то механизм, ведь не можем же мы из своего кармана это оплачивать?

ДЕГТЕВ Г.В.: В законе есть только ограничения, что нельзя пересматривать твердой договорной цены на эти услуги. Вы совершенно правильно сказали, что в государственных контрактах непредвиденные расходы не закладываются. Хотя в строительстве они составляют от 10 до 20% в сумме договора. Поэтому я вижу единственный способ, который должен защитить такие финансовые взаимоотношения — именно путем заложения в государственный контракт или договор непредвиденных расходов. Другой формы не вижу.

Вопрос: Уточните, пожалуйста, правильно ли, что с нового года весь городской заказ будет проходить через конкурсы и аукционы, и все будут открытыми? Или какая-то часть все-таки будет закрытой?

ДЕГТЕВ Г.В.: Вы абсолютно правильно поняли. Закрытый конкурс — это форма подачи предложения. То есть нет публикации, это связано с государственной тайной или с особым порядком регулирования закупки оборудования для особых нужд. Соответственно процедура заключается только в одном — что тоже ограниченному кругу участников, которые имеют соответствующие квалификации и сертификат, за 30 дней должно быть разослано приглашение принять участие в этом конкурсе. С точки зрения их проведения в 2006 г., конкурсы проходить могут, в процентном отношении, я думаю, это будет не более 2%. У нас и в этом году закрытых конкурсов, особенно в сфере ЖКХ, практически не было, они прекратились.

Я бы так сказал: к конкурсам всегда относились как к факультативу, который нужно соблюдать по требованию законодательства. Могу высказать свою точку зрения, что с учетом принятия нового закона это становится отдельной отраслью управления и требованием ко всем участникам процесса, которым доверено распределять бюджетные ассигнования. Это достаточно жесткие требования по порядку и условиям.

Вопрос: Не могли бы вы сказать, каковы защитные меры нормативно-правовой базы Москвы по обеспечению финального соотношения цены и качества? Ведь чрезмерное понижение цены из-за желания выиграть может привести к ущербу качеству...

ДЕГТЕВ Г.В.: Могу ответить, что Федеральный закон четко говорит о том, что требования к претендентам в законе прописаны как исчерпывающие. Другого требовать не можете. Соответственно эти меры могут регулироваться при проведении конкретных торгов только путем уточнения предмета конкурса. Это слабое звено, потому что действительно мы иногда в квалификационных требованиях указываем до 20 позиций, по которым претендент должен соответствовать, но они так или иначе могут не повлиять на качество работ. Я считаю, что одна из главных защитных мер — это страхование контрактов, опыт работы и сроки выполнения. И гарантии, которые дает претендент на выполнение либо эксплуатации того, что он создает, или на предлагаемую продукцию.

Материал подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.