И Е 1 1 U 1 ахш С Е СТРИНСКИЕ И^СШШШШПЯШ^^^^Н
1 I S ни Ш
© О.Н. Учайкина, 2013
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О.Н. Учайкина
Многопрофильный медицинский центр на Полянке, Москва E-mail: [email protected]
Представлены результаты исследования профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в частном медицинском учреждении.
Ключевые слова: медсестры, профессиональная деятельность, качество сестринских услуг.
.Сестринское дело в последние годы интенсивно развивается. Формируется трехуровневая система подготовки медсестер. Введена номенклатура должностей в соответствии с уровнем образования сестринского персонала. Изменился подход к планированию подготовки специалистов: формируются контрактно-целевые заказы на подготовку и додипломную специализацию выпускников, совершенствуется система дополнительного образования среднего медицинского персонала, регулярно проводятся усовершенствование и переподготовка.
В последние годы профессиональные функции медицинских работников со средним образованием в частных медицинских организациях интенсивно меняются в соответствии с задачами, стоящими перед этими организациями. На сестринский персонал в частной медицинской организации возлагаются большие функции, чем в государственной системе; деятельность среднего медицинского персонала должна соответствовать меняющимся требованиям населения к качеству медицинской помощи.
В частной медицинской организации качеству медицинской помощи придается особое значение. Борьба за качество состоит в осуществлении жесткого контроля за работой медицинского персонала, однако доводить дело до тотального контроля нельзя, так как это может привести к нежелательным последствиям, которые скажутся на работе. Гораздо большей эффект достигается, когда персонал активно участвует в сборе информации о своей деятельности, анализирует ее, выносит решения о наличии проблем, их причинах и мерах по улучшению ситуации, доводя эти решения до сведения руководства. Задача руководителя, организующего внутренний контроль, - учесть состояние
сестринского коллектива и не допустить при этом формализации внутреннего контроля.
В современных условиях представляется исключительно важной выработка новых направлений совершенствования качества сестринской деятельности. Улучшение качества и повышение эффективности сестринской помощи, дальнейшее ее развитие возможно только при критическом пересмотре реального положения вещей, т.е. при анализе состояния сестринского дела в частной системе здравоохранения.
Сегодня существует проблема системного подхода к описанию качественного содержания медицинской помощи, удовлетворяющей запросы, ожидания и нужды потребителей медицинских услуг. Это обусловлено тем, что медицинская деятельность не является традиционным производством и соответственно обычные критерии оценки качества здесь неприменимы.
Материал и методы
Исследование проведено на базе частного Многопрофильного медицинского центра амбулатор-но-поликлинического типа с дневным стационаром; Центр обслуживает население по хозрасчету, в системе добровольного медицинского страхования. Цель исследования состояла в изучении путей совершенствования деятельности среднего медицинского персонала частного медицинского учреждения, оценке контроля качества сестринской помощи как неотъемлемого компонента медицинской помощи (удовлетворенность пациента качеством сестринских услуг была основным критерием эффективности контроля).
В соответствии с поставленными целями и задачами в исследовании применялась система критериев (стандартов), которые характеризуют качество сестринской помощи (КСП) для медицинского центра. Использовался материал отчетов, составляющихся «тайными пациентами» по заранее разработанным стандартам. 10 раз в месяц «тайные пациенты» посещают клинику и оценивают работу врачебного состава, среднего медицинского персонала, а также администраторов.
ни
|И С С Л
Деятельность любой группы профессиональных работников регламентируется определенными нормативно-правовыми документами, позволяющими очертить границы их профессиональной компетенции и порядок взаимодействия с другими специалистами. Поэтому изучалась действующая нормативно-правовая база деятельности средних медицинских работников (приказ Минздрава РФ от 19.08.97 № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»; в редакциях от 19.01.99 № 18; 6.02.01 № 33; 14.05.03 № 197). Мнения специалистов со средним медицинским образованием выяснялись с помощью опросника, составленного на основе действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих их деятельность. Опрошено 20 медсестер. В каждую часть опросника были включены обязанности и профессиональные навыки, приведенные в приложениях 3 и 4 (приказ № 249).
Проанализированный перечень обязанностей и профессиональных навыков состоит из 10 разделов это: услуги по уходу за пациентами; диагностические услуги; лечебные услуги; мероприятия по неотложной помощи; услуги, связанные с обучением пациентов и их родственников; профилактические услуги; работа по инфекционной безопасности; работа, связанная с подготовкой рабочего места; делопроизводство; взаимоотношения в работе медсестры.
Методом опроса и наблюдений по Харрису и Морану изучалась также организационная культура среднего медицинского персонала. Был проведен БШОТ-анализ (метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие). Метод предусматривает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его.
Для установления связи между оценкой деятельности медсестры (в баллах) и стажем работы проведен корреляционный анализ. Выявлено, что чем больше стаж, тем меньше вероятность возникновения осложнений. Проанализированы также укомплектованность штатов лечебно-профилактического учреждения и коэффициент совместительства; чем больше коэффициент совместительства, тем большая нагрузка приходится на совместителя.
Результаты и обсуждение
Результаты анализа мнений опрошенных о перечне обязанностей и профессиональных навыков, регламентированных нормативно-правовой базой, приведены в табл. 1.
Анализ мнений специалистов с средним медицинским образованием осуществляющих свою трудовую деятельность в частном медицинском учреждении, позволил выделить положительный перечень обязанностей полученный в ходе проведения опроса.
Таблица 1
Частота (в %) ответов респондентов о том, согласны ли они с тем, что перечень умений и навыков, входящих в компетенцию медсестры, выполняется в медицинской организации
Раздел Совершенно согласна Отчасти согласна Отчасти не согласна Совершенно не согласна
Услуги по уходу за пациентами 50 25 25 -
Диагностические услуги 100 - - -
Лечебные услуги - 20 80 -
Мероприятия по неотложной помощи - 65 35 -
Услуги связанные с обучением пациентов и их родственников - 35 65 -
Профилактические и реабилитационные услуги - 80 20 -
Работы по инфекционной безопасности 100 - - -
Работы,связанные с подготовкой рабочего места 25 50 25 -
Делопроизводство Профессиональные взаимоотношения в работе медсестры 75 100 20 5 -
Совершенно согласны с тем, что выполняемые производственные функции соответствуют фактически действующим нормативно-правовым документам в таких разделах, как: диагностические услуги, работа по инфекционной безопасности, профессиональные взаимоотношения в работе медицинской сестры (взаимодействовать с коллегами и сотрудниками сторонних служб в интересах пациента, сообщать врачу информацию о состоянии здоровья пациента) - 20 чел (100%). Таких ответов как «совершенно не согласны» от респондентов не последовало.
Раздел «Услуги по уходу за пациентами» предполагает осуществление медсестрой этапов сестринского процесса с выполнением соответствующих манипуляций, не требующих врачебного вмешательства. Совершенно согласны с тем, что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе выполняется в медицинской организации, 10 чел (50%), «отчасти согласны» и «отчасти не согласны» по 5 чел (25%) опрошенных. Очевидно, что данная функция будет более раскрыта в условиях стационара, нежели в деятельности медсестры амбулаторно-поликлиниче-ского учреждения.
Раздел «Диагностические услуги» предполагает набор обязанностей и практических манипуляций, осуществляемых медсестрами, выявление ведущих синдромов и симптомов у пациентов частного медицинского центра. Разъяснительная работа в проведении качественной и своевременной подготовки
пациентов к лабораторным, функционально-инструментальным иследованиям. Совершенно согласны с тем, что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе выполняется в медицинской организации, 100% опрошенных. Можно предположить, что отсутствие полностью отрицательных ответов говорит о том, что данная функция присутствует в деятельности медсестер частного медицинского центра.
Раздел «Лечебные услуги» предполагает осуществление медсестрой этапов сестринского процесса с выполнением соответствующих манипуляций, не требующих врачебного вмешательства. «Отчасти согласны» с тем, что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе выполняется в медицинской организации, 20% опрошенных, а «отчасти не согласны» - 80%. Отсутствие однозначно положительных ответов по обязанностям и профессиональным навыкам у респондентов вполне логично можно объяснить ведущей ролью врача частного медицинского учреждения в лечебно-диагностическом процессе и отсутствием нормативно-правовой базы, определяющей границы профессиональной самостоятельности медсестер при оказании ими медицинской помощи пациентам.
Раздел «Мероприятия по неотложной помощи» предполагает оказание доврачебной неотложной помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях, катастроф с последующим вызовом врача к пациенту, вызов бригады скорой помощи или направление его в ближайшее лечебно-профессиональное учреждение.
«Отчасти согласились», что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе выполняется в медицинской организации, 65%. «Отчасти не согласились» 35% опрошенных. Это объясняется тем, что данная функция чаще всего выполняется в структурных подразделениях реанимационно-анастезиологического профиля.
Данная специализация определяет, что при возникновении ситуаций, требующих неотложных медицинских вмешательств, пациенты обращаются в соответствующие структурные подразделения, в том числе и в скорую медицинскую помощь, тем самым, перекладывая выполнение функции на специалистов в области неотложной помощи.
Однако, понимая значимость этой функции в целом для профессии медсестры, никто из опрошенных не высказался полностью отрицательно относительно ее осуществления в практических условиях работы сестринского персонала.
Раздел «Услуги, связанные с обучением пациентов и их родственников» подразумевает объяснение пациенту способа и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям; обучение членов семьи организации безопасной
среды для пациента; проведение гигиенического воспитания и обучения здоровому образу жизни.
«Отчасти согласны», что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе, выполняется в медицинской организации, 35% и «отчасти не согласны» - 65%. Это объясняется тем, что в практической деятельности сестринского персонала обязанности и профессиональные навыки функции обучения не являются часто осуществляемыми. Это случается в силу того, что в частной структуре происходит более тесное общение между пациентом и врачом, чем в государственной структуре. Поэтому эту функцию выполняет врач, повышая тем самым значимость проведенной процедуры.
Раздел «Профилактика», как и описанная выше функция обучения, не относится к группе часто выполняемых и однозначно понимаемых функций сестринского персонала. Данная функция находится на современном этапе развития здравоохранения и является востребованной. Это подтверждается направленностью приоритетного национального проекта «Здоровье» о недопустимости роста хронических заболеваний, социально-значимых инфекций и др. Большинство опрошенных (80%) высказали позицию «отчасти согласен», что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе выполняется в медицинской организации, 20% - «отчасти не согласны».
Очевидно, ситуация связана с недостатком информации от самих медсестер, хотя однозначной информации о том, что они не проводят профилактической работы среди пациентов частного Медицинского центра, нет.
Раздел «Обеспечение инфекционной безопасности» предполагает обеспечение инфекционной безопасности (соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, асептики, правильное хранение, и использование изделий медицинского назначения) и инфекционного контроля пациентов и медицинского персонала. Все респонденты «совершенно согласны» с тем, что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе выполняется в медицинской организации. Респонденты объясняют это тем, что этот раздел достаточно значим в работе сестринского персонала. Приготовление перевязочного материала считают необходимой частью своей деятельности. Это так же, как и диагностические услуги, является неотъемлемой частью работы медсестры.
Раздел «Подготовка рабочего места» предполагает рациональную организацию своего труда, подготовку кабинета к амбулаторному приему врача (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, бланков рецептов, своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и внесение их в электронные амбулаторные карты), обеспечение ка-
ни
|И С С Л
бинета необходимыми медикаментами, стерильным инструментарием, перевязочным материалом, учет расходов медикаментов, бланков специального учета, а также проведение контроля за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования. «Совершенно согласны» с тем, что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры в данном разделе выполняется в медицинской организации, 25% опрошенных, «отчасти согласны» - 50% и «отчасти не согласны» - 25%. «Несогласие» связано с тем, что большая часть опрошенных не имеет на своем рабочем компьютере входа в базу-портал лаборатории. Это имеется только у главной и процедурной медсестер. Также многие медсестры не проводят контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры, своевременным ремонтом и списанием, так как считают, что на аппаратуре работает врач и именно он должен быть ответственен за нее.
Раздел «Делопроизводство» предполагает соблюдение фармацевтического порядка получения, хранения и использования лекарственных средств и ежемесячное составление учетно-отчетной документации для руководства.
Результаты анализа ответов относительно профессиональных обязанностей и навыков а рамках функции «Делопроизводство» показали, что большинство (75%) опрошенных ответили «совершенно согласны», «отчасти согласны» - 20%, и «отчасти не согласны» - 5%. «Делопроизводство» - это не обязанность медсестер, но частная медицина обязывает ведение отчетных данных о проделанной работе всего медицинского персонала. От этих данных зависит и размер заработной платы сотрудников.
Раздел «Профессиональное взаимодействие» предполагает взаимодействие с коллегами и сотрудниками других служб, своевременное сообщение врачу о всех обнаруженных осложнениях и заболеваниях пациентов, возникших в результате проведения медицинских манипуляций; владение коммуникативными навыками общения; повышение своей квалификации.
Согласно числу опрошенных, все респонденты «совершенно согласны» с тем, что перечень умений, входящих в компетенцию медсестры, в данном разделе выполняется в медицинской организации. Это «некая необходимость» - в день медсестре приходится делать множество звонков в сторонние организации (лаборатория, общение с коллегами о состоянии пациента, сторонние диагностические центры и т.д). Правильно организованная беседа с пациентом во время проведения процедуры дополнительно создает положительный эффект на проводимое лечение.
Таким образом, полученные результаты позволяют подтвердить, что выделенные в ходе анализа нормативно-правового документа, функции деятельности медсестер частного медицинского центра реально осу-
100 90 80 70 60
75
100
100
75
95
1 2 3 4 5 6 7 1 - услуги по уходу за пациентами, 2 - диагностические услуги, 3 - мероприятия по неотложной помощи, 4 - работа по инфекционной безопасности, 5 - работы, связанные с подготовкой рабочего места, 6 - делопроизводство, 7 - профессиональные взаимоотношения в работе медсестры
Рис. 1. Частота выполнения функций медсестры, регламентированных нормативно-правовым документом (в % от числа опрошенных)
ществляются в условиях практической деятельности, что наглядно видно по количеству положительных («полностью» или «отчасти согласен») ответов.
Результаты анкетирования показали, что входящие в перечень нормативно-правового документа функции медсестры осуществляются на практике, однако с разной частотой (рис. 1).
Основные причины ответа «не согласна» по разделам:
• «Услуги по уходу за пациентами» - невозможность осуществления данной функции в амбу-латорно-поликлиническом учреждении;
• «Лечебные услуги» - ведущая роль врача в лечебно-диагностическом процессе и отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей границы профессиональной самостоятельности медсестер;
• «Мероприятия по неотложной медицинской помощи» - при возникновении ситуаций, требующих неотложных медицинских вмешательств, пациенты обращаются в соответствующие структурные подразделения , в том числе в «скорую медицинскую помощь»;
• «Услуги, связанные с обучением пациентов и их родственников» - в силу того, что в частном учреждении пациент больше общается с врачом, чем в государственном, эту функцию выполняет врач, повышая тем самым значимость проведенной процедуры; кроме того, такие ответы связаны с недостатком информации у медсестер, хотя однозначных данных, о том, что они не проводят профилактической работы среди пациентов, нет;
• «Работы, связанные с подготовкой рабочего места»; большая часть опрошенных не имеет на своем рабочем компьютере входа в базу-портал лаборатории, он имеется только у главной и процедурной медсестер; контроля
Таблица 2
Анализ деятельности среднего медицинского персонала (по данным анкетирования «тайных пациентов»)
Медсестра Оценка, баллы Стаж работы, годы
Медсестра № 1 16 6
Медсестра № 2 15 2.5
Медсестра № 3 17 11
Медсестра № 4 16 3
Медсестра № 5 16 3
Медсестра № 6 14 2
Медсестра № 7 13 1.5
Медсестра № 8 15 3.5
Медсестра № 9 18 13
Медсестра № 10 16 4
Медсестра № 11 18 15
Медсестра № 12 17 11
Медсестра № 13 15 4.5
Медсестра № 14 17 5
Медсестра № 15 16 5
Медсестра № 16 16 8
Медсестра № 17 18 14
Медсестра № 18 13 2
Медсестра № 19 15 8
Медсестра № 20 17 11
Всего 321
Таблица 3
Распределение среднего медицинского персонала по стажу работы
Стаж работы Стаж работы Стаж работы
0-5 лет 6-10 лет 11-15 лет
абс. % абс. % абс. %
9 45 5 25 6 30
за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием медсестры не осуществляют, так как считают, что на аппаратуре работает врач и именно он должен отвечать за нее;
• «Делопроизводство»; оно не входит в обязанности медсестер, но частная медицина обязывает вести отчет о проделанной работе, так как и от этого зависит размер заработной платы.
Для контроля за деятельностью медсестер использовались материалы отчетов «тайных пациентов», которые оформлялись в соответствии со стандартами для среднего медицинского персонала.
Благодаря этому мы получили возможность не только своевременно получать информацию о деятельности медицинского персонала, но и оценивать качество и эффективность работы каждого сотрудника.
Результаты анализа деятельности среднего медицинского персонала представлены в табл. 2.
Средний балл удовлетворенности пациентов оказанной медсестрами помощью - 16,05 балла (максимальный балл - 18). Качеством услуг удовлетворены 89,2% пациентов; 10,8% недовольны. Анализ свидетельствует об удовлетворенности пациентов качеством услуг и об эффективности контроля.
Анализировали также стаж работы опрошенных (табл. 3). Стаж 45% средних медицинских работников - до 5 лет, так как в частной организации - свои требования к возрасту сотрудников; затем следуют медсестры (30%) с общим стажем 11-15 лет - в основном это те медсестры, которые работают в медицинском центре со дня его основания; медсестер со стажем 6-10 лет меньше всего (25%).
При изучении влияния стажа на оценку деятельности сотрудника по данным анкетирования «тайных пациентов» с вероятностью безошибочного прогноза (р<0,01) установлена обратная сильная связь между этими параметрами (гху = - 0,99), т.е. чем больше стаж, тем меньше вероятность осложнений.
Данная методика позволила выявлять слабые звенья в процессе сестринской помощи, что оценено для быстрого и эффективного устранения недостатков. Так, мы видим, что за лицами со стажем <3 лет, необходим тщательный контроль, который носит неплановый характер. Необходимости в тотальном контроле за лицами со стажем >5 лет нет, так как продуктивность их труда значительно выше, они более профессионально и ответственно подходят к выполнению своих должностных обязанностей.
Изучение организационной культуры среднего медицинского персонала показало, что для сотрудников Медицинского центра созданы комфортные условия работы, есть возможность для самосовершенствования и профессионального роста, поощряются инициатива и творческий подход к работе. Работа приносит моральное удовлетворение. В коллективе сложились доброжелательные, теплые отношения, которые распространяются и на общение в неформальной обстановке.
Результаты количественного БШОТ-анализа представлены в табл. 4 и на рис. 2.
В деятельности изучаемого частного Медицинского центра число сильных сторон (10; сводный параметрический индекс - 4,4) превышает число слабых (5) в 1,5 раза (сводный параметрический индекс - 2,6), а возможности (6 факторов; сводный параметрический индекс - 4,8) преобладает над угрозами (3 фактора; сводный параметрический индекс - 3,2).
Таблица 4
Результаты количественного SWOT-анализа с использованием методики прямого ранжирования факторов
Фактор Ранг (г!) Цена ранга ( с ) с= =1/Ег! Вес фактора Ш Wi= = Схг Оценка фактора (А!) Параметрический индекс (Р!)) Р!= WixAi Сводный параметрический индекс (Рз) рз = !р!=р,1 +р, 2 +р, „
Сильные стороны
Опрятный внешний вид 9 0,1638 5 0,819
Наличие корпоративного бейджика 2 0,0364 4 0,146
Вежливое, доброжелательное отношение к пациентам 10 0,1820 5 0,910
Соблюдение корпоративной этики 3 0,0546 4 0,218
Соблюдение правильной техники проведения процедур 8 0,1456 4 0,582
Согласованность в работе с врачом 7 0,0182 0,1274 4 0,510 4,4
Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима 4 0,0728 4 0,291
Обязательное присутствие медсестры во время процедуры 6 0,1092 4 0,437
Компьютеризация рабочего места 1 0,0182 3 0,055
Усовершенствование профессиональных знаний 5 0,0900 5 0,450
Всего 55 1,0000
Слабые стороны
Отрыв от производства, связанный с обучением, повышением квалификации 5 0,3335 3 1,0005
Большая загруженность на работе 1 0,0667 3 0,2001
Малый практический опыт проведения медицинских процедур 4 0,0667 0,2668 2 0,5336 2,6
Недостаточная укомплектованность кадрами 2 0,1330 2 0,266
Недостаточная логическая последовательность и четкость изложения информации пациентам 3 0,2000 3 0,600
Всего 15 1,0000
Возможности
Повышение мотивации медицинских работников к труду 6 0,2856 5 1,428
Комплектация штата 4 0,1904 5 0,952
Формирование корпоративной культуры 1 0,0476 4 0,1904
Активация творческой деятельности 2 0,476 0,0952 4 0,3808 4,8
Наставничество 3 0,1428 5 0,714
Организация обучения, повышения квалификации без отрыва от производства 5 0,238 5 1,19
Всего 21 1,0000
Угрозы
Увеличение нагрузки на медицинский персонал 3 3 1,494
Рост конкуренции на рынке медицинских услуг 2 0,166 4 1,328 3,2
Непрестижность профессии медсестры 1 2 0,332
Всего 6 - -
о 5 2 ° „
S |¡ü
s i 1 ё d 1
НИ
1
2
3
4
1 - сильные стороны, 2 - слабые стороны, 3 - возможности, 4 - угрозы
Рис. 2. Результат анализа методом SWOT внутренней среды медицинской организации
Для повышения качества медицинских услуг, оказываемых средним медицинским персоналом, были даны следующие предложения:
• внести поправки в действующий нормативно-правовой документ, регламентирующий деятельность среднего медицинского персонала, так, чтобы он соответствовал фактическому объему обязанностей и профессиональных навыков, входящих в компетенцию медсестры в частном медицинском учреждении; действующий нормативно-правовой документ больше соответствует условиям стационара, нежели амбулаторно-поликлинического учреждения;
• внести дополнения в требования к кандидатам на должность медсестры в части возраста и стажа работы; обучение молодых, неопытных кандидатов, экономически невыгодно, но и сотрудники старше 40 лет не востребованы;
• пересмотреть штатное расписание и сократить совместительство; большая загруженность, неполная укомплектованность штатов медсестер, малый практический опыт в проведении медицинских процедур, недостаточная логическая последовательность и четкость изложения информации пациентам непременно скажутся на качестве оказания услуги; качество сестринского обслуживания - важнейший аспект работы частной медицинской организации.
Благодаря внесению указанных дополнений и поправок организация сможет составить конкуренцию государственному здравоохранению на рынке труда и на рынке услуг и привлечь часть клиентов - представителей среднего класса.
Повышение качества медицинской помощи в значительной степени зависит от организации работы учреждений здравоохранения и в первую очередь - от эффективности использования профессионального и личностного потенциала медицинских работников, среди которых особое место занимают медсестры.
Изложенное позволяет заключить, что:
• в частной медицинской организации особую роль играет качество медицинской помощи; сестринский персонал в частной медицинской организации выполняет более важные функции, чем в государственной; деятельность среднего медицинского персонала должна соответствовать меняющимся требованиям населения к качеству медицинской помощи;
• стаж работы среднего медицинского персонала в данной медицинской организации в большинстве случаев - до 5 лет (45%); изучение организационной культуры среднего медицинского персонала показало, что в коллективе сложились доброжелательные, теплые отношения, которые распространяются и на общение в неформальной обстановке;
• анализ мнений специалистов со средним медицинским образованием о соответствии фактически выполняемых функций действующим нормативно-правовым документам показал, что в целом работа, выполняемая медсестрами, сответствует действующим нормативно-правовым документам;
• количественный и качественный SWOT-анализ выявил слабые и сильные стороны деятельности медсестер, которые обязательно сказываются на качестве оказания медицинской услуги;
• согласно данным анализа деятельности среднего медицинского персонала (анкетирование «тайных пациентов»), качеством сестринских услуг пациенты удовлетворены;
• в результате изучения влияния стажа работы на суммарный балл, по данным анкетирования «тайных пациентов», с вероятностью безошибочного прогноза (р<0,01) установлена сильная обратная связь (rxy =-0,99) между этими параметрами, т.е. чем больше стаж, тем меньше вероятность осложнений;
• необходимо повысить качество сестринского обслуживания, которое является важнейшим аспектом работы частной медицинской организации.
WAYS TO IMPROVE NURSING STAFF'S ACTIVITY IN A PRIVATE MEDICAL COMPANY
O.N. Uchaikina
Multidisciplinary Medical Center on Polyanka, Moscow
The paper provides the results of an investigation into the professional activity of middle-level medical personnel in a private medical company.
Key words: nurses, professional activity, quality of nursing
0
services.
БУДЬТЕ ЗДОРОВ
Ы !
АНТРАЦЕНОПРОИЗВОДНЫЕ В МЕДИЦИНЕ
Фитоантраценопроизводные и их составляющие
Растения, содержащие антраценопроизводные, принадлежат семействам крушиновых (крушина слабительная - жостер, крушина ольхо-видная), гречишных (ревень, конский щавель), цезальпиневых (сена, или кассия), лилейных (алоэ), мареновых (марена красильная), зверобойных (зверобой продырявленный) и др.
В растениях антраценопроизводные растворены в клеточном соке. В зависимости от степени окисления антрацена антраценопроизводные делятся на 2 группы: окисленные и восстановленные.
Что же представляют собой антраценопроизводные? Это кристаллические вещества желтого или оранжево-желтого цвета, хорошо растворимые в воде, щелочах, разбавленном спирте. Агликоны их хорошо растворимы в различных органических растворителях и значительно хуже - в воде.
Особенности применения слабительных фитосредств
К наиболее известным лекарственным растительным средствам слабительного действия относятся корни ревеня, щавеля, листья и плоды сенны, кора крушины, семена подорожника блошного, лист алоэ и слоевище ламинарии.
Корень ревеня тангутского. Обычная доза порошка корня ревеня - 0,5-2 г на ночь; действие данного средства длится около 8-10 ч после приема внутрь; основано оно на свойствах эмодина, реина и хризофановой кислоты, которые оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку толстого кишечника. Настой корня ревеня готовят следующим образом: 2 столовых ложки корня заливают 1 стаканом кипятка, через 15 мин процеживают и принимают по назначению по 1/3 стакана на ночь. Наряду с антраценопроизводными (слабительный эффект) ревень содержит танногли-козиды - вещества вяжущего, антидиарейного, антисептического и противовоспалительного действия, проявляющие закрепляющий эффект в малых дозах (в дозе 0,05-0,2 г корень ревеня используют как вяжущее средство, уменьшающее перистальтику кишечника).
Фитопрепараты ревеня как слабительное средство применяются при атонии кишечника, спастических и привычных запорах, беременности, метеоризме, а также для размягчения и разжижения фекальных масс при трещинах прямой кишки и ге-
моррое. Ревень является специфическим слабительным средством для детей, так как действует нежно, не снижая аппетита, не расстраивая пищеварения. В китайской медицине ревень используют не только для приема внутрь в качестве слабительного (при хроническом запоре) и желчегонного средства (особенно при желтухе), но и для наружного применения.
Фитопрепараты из корней и корневищ ревеня применяются также при малокровии и туберкулезе. В народной медицине ревень издавна использовали также для лечения гастрита с пониженной кислотностью желудочного сока, при заболеваниях печени, мочевого пузыря, склерозе.
При всех своих достоинствах ревень имеет и недостатки, так как его сырье противопоказано при подагре и почечнокаменной болезни. С осторожностью следует относиться к ревеню тем, кто страдает геморроем.
Корень щавеля конского. Корень щавеля известен как кровоостанавливающее средство при геморрое и маточных кровотечениях. Наружно используют примочки с настоем и экстрактом щавеля, особенно при кожных заболеваниях, сопровождающихся зудом. Настой из конского щавеля помогает также при цинге, язвенных стоматитах и гингивитах. В корне щавеля содержатся франгулаэмодин, щавелин, алоээмодин, хризофановая кислота, которые проявляют свое действие в течение 8-10 ч. Порошок и экстракт конского щавеля назначают при лечении желудочно-кишечных расстройств (колитов и энтероколитов). Порошок корня щавеля, как и корень ревеня, принимают на ночь по 0,5-1 г. Корень щавеля содержат дубильные вещества и в малых дозах оказывает закрепляющее действие, поэтому щавель помогает при поносах различного происхождения, обладает противовоспалительными и вяжущими свойствами (при поносах порошок корня щавеля принимают по 0,1-0,2 г 3 раза в день за 20-30 мин до еды). При поносах принимают и отвар корня щавеля: 3 г корня на 1 стакан воды, по У стакана 3 раза в день. Кроме того, отвары корня щавеля используют при кишечных инфекциях, особенно если другие препараты неэффективны. Для изготовления отвара 5 г корня щавеля заливают 1 стаканом воды, кипятят 20 мин, процеживают и употребляют по полстакана на ночь.
По данным научных исследований, щавель - довольно эффективное противоопухолевое средство.
И Е 1 I и I
УДЬТЕ ЗДОРОВ
Однако необходимо знать, что использование корня щавеля противопоказано при нарушенном солевом обмене и связанных с этим заболеваниях (мочекаменная болезнь, подагра), при туберкулезе и воспалениях кишечника, а также при заболеваниях почек и беременности.
Корневище и корень марены красильной. Марена - растение, типичное для средиземноморской флоры; главную ценность представляет его корневище. В нем накапливается до 5-6% гликозида ан-трахиноновой природы, много органических кислот, разных сахаров, пектиновых и других веществ. Из корневищ марены промышленным способом производят сухой экстракт, который назначают в таблетках при мочекаменной болезни. Экстракт марены красильной сухой оказывает спазмолитическое мочегонное действие, способствует разрыхлению конкрементов, содержащих фосфаты, карбонат кальция и магния. Назначают по 2-3 таблетки (0,25 г) в 1/2 стакана теплой воды 3 раза в день. Курс лечения - 20-30 дней. При необходимости повторяют курс лечения через 4-6 нед. Экстракт марены красильной входит в состав комбинированных препаратов, таких как марелин, нефролит, цистенал; он проявляет также умеренное слабительное действие.
Листья и плоды сенны (кассии). В кассии содержатся очень ценные биологически активные вещества, дающие слабительный эффект. Это - антра-ценопроизводные, гликозиды, сеннозиды А и Б, алоээмодин, реин, флавоноиды, а также смолистые вещества. Гликозиды, содержащиеся в кассии, оказывают антисептическое и слабительное действие, усиливают перистальтику кишечника (слабительный эффект наступает через 6-10 ч после приема внутрь благодаря действию эмодина и реина, оказывающих раздражающее действие на слизистую оболочку толстого кишечника).
В настоящее время популярны препараты, в состав которых входит кассия: антрасенин, сена-дексин, сенаде, кафиол, глаксена и др.
Кассия продается в аптеках в виде таблеток. Таблетки сухого экстракта сенны по 0,3 г принимают 2-3 раза в день по 1-2 таблетке до еды или на ночь, а утром - натощак. Для поддержания эффекта похудения необходимо 2 чайные ложки кассии, или сенны и 100 г чернослива залить 3 стаканами крутого кипятка, настаивать 2-4 ч и процедить. Принимать каждый час по 3-5 столовых ложки за 30 мин до еды. Можно приготовить настой листьев сенны и принимать его по 2-3 раза в день. Для этого
5-10 г листьев или бобов сенны следует залить 100 мл кипятка, настоять 3 ч, процедить и принимать по назначению. Чтобы избежать побочных явлений, не рекомендуется взбалтывать настой перед употреблением, поскольку смолы, содержащиеся в кассии, оседают на дно.
Кора крушины. Кора крушины ломкой или оль-ховидной и лекарственные средства, полученные из нее, пользуются большим спросом. Растение представляет собой кустарник с незрелыми красными и зрелыми черно-фиолетовыми ягодами, которые в народе называются «волчьими»; в них содержатся ядовитые вещества, вызывающие тяжелые отравления. Химический состав коры крушины представлен антраценопроизводными (глюкофрангулин, франгулин, франгулаэмодин, франгуларозид, хризо-фановая кислота). Кроме антраценопроизводных, кора крушины содержит сапонины, дубильные вещества, смолы. Механизм действия коры крушины такой же, как у ревеня и кассии. В аптеках кору крушины можно приобрести в виде экстракта или таблеток; кора крушины входит также в состав слабительного чая. Кору крушины применяют и в виде отвара, который готовят следующим образом: 20 г измельченной и высушенной в течение 1 года коры заливают 200 мл воды. Кипятят 20 мин, процеживают, остужают и принимают по полстакана отвара на ночь и утром.
Лист алоэ древовидного. Как слабительное средство фитопрепараты листьев алоэ рекомендуются при хронических запорах и гастритах с пониженной кислотностью (сгущенного сока алоэ - по 0,1-0,3 г, сухого экстракта - по 0,1 г на ночь). Свежий сок алоэ следует принимать внутрь по 1 чайной ложке 2-3 раза в день за полчаса до еды. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта целесообразно принимать лекарственный препарат - сироп алоэ с железом - по 0,5-1 чайной ложке 3 раза в день. Курс лечения 15-30 дней. При плохом пищеварении следует пить по 8-9 капель свежего, выжатого из листьев сока алоэ 2-3 раза в день. Фитопрепараты, содержащие алоэ, можно приобрести в аптеке без рецепта. Однако следует проявлять осторожность при их приеме; известно, что сок алоэ противопоказан при беременности, воспалении почек и мочевого пузыря, а также при тяжелых сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонии, остром гастрите, маточных и геморроидальных кровотечениях.
Н.М. Насыбуллина, докт. фарм. наук, Казанский государственный медицинский университет