Научная статья на тему 'Совершенствование работы по противодействию коррупции в Российской Федерации в 2018-2020 годах'

Совершенствование работы по противодействию коррупции в Российской Федерации в 2018-2020 годах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3114
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ СТАНДАРТ / КОНФИСКАЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КООРДИНАЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СИСТЕМА ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ / ANTI-CORRUPTION SENSE OF JUSTICE / ANTI-CORRUPTION STANDARD / CONFISCATION / CONFLICT OF INTERESTS / COORDINATION / CORRUPTION / AUTHORITIES / SYSTEM OF PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Велигодский Д.В.

В статье раскрывается проблема противодействия коррупции в современной РФ, проанализированы ключевые мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, просветительской и исследовательской работы, задачи и функции всех ветвей федеральной, региональной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Велигодский Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of anti-corruption work in the Russian Federation in 2018-2020

The article reveals the problem of counteracting corruption in modern Russia, analyzed key activities aimed at improving the regulatory and legal framework, educational and research work, the tasks and functions of all branches of the federal, regional authorities, local governments and the media to improve the effectiveness of anti-corruption activities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование работы по противодействию коррупции в Российской Федерации в 2018-2020 годах»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 28-34.

УДК 342.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2018-2020 ГОДАХ

Велигодский Д. В.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В статье раскрывается проблема противодействия коррупции в современной РФ, проанализированы ключевые мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, просветительской и исследовательской работы, задачи и функции всех ветвей федеральной, региональной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

Ключевые слова: антикоррупционное правосознание, антикоррупционный стандарт, конфискация, конфликт интересов, координация, коррупция, органы власти, система запретов и ограничений.

В 2018 году исполняется 10 лет со дня принятия и вступления в силу Федерального Закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», который стал не только важным этапом в развитии национального законодательства Российской Федерации, но и ознаменовал новые подходы в уголовно-правовом обеспечении конкретных мер, направленных на преодоление этого негативного явления [1].

В указанном законе даны два определения понятия «коррупция». Во-первых, он определяет данное правонарушение как злоупотребление профессиональными полномочиями, дачу или получение взятки, коммерческий подкуп или незаконное использование своего положения должностным лицом.

Во-вторых, коррупция рассматривается как совокупность перечисленных выше процессов, но уже совершаемых юридическим лицом. Отметим, что Федеральный закон называет противодействием коррупционным правонарушениям конкретную деятельность федеральных государственных органов, направленных на предупреждение коррупции, устранение её причин, минимизацию последствий рассматриваемых правонарушений.

Важность данного Федерального закона заключается и в том, что на его основе были приняты другие федеральные и федеральные конституционные акты, постановления Правительства, Президента РФ, а также некоторые муниципальные акты. Стало нормой принятие национальных планов противодействия коррупции, которые определяют конкретные задачи, стоящие перед государством на определенном этапе развития.

Национальный план противодействия коррупции является системным документом программного характера, направленным на борьбу с коррупцией и её предупреждение, утверждаемый Указом Президента РФ сроком на два года. Впервые такой план был утвержден 31 июля 2008 г. Он принимался 6 раз - в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016 и 2018 гг. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг., утвержденный Указом

Президента РФ В. В. Путина 29 июня 2018 года [2]. Ряд авторов также уделяет внимание исследованию планов противодействия коррупции [3, 4, 5, 6].

Значительная часть действующего нормативно-правового документа является продолжением предыдущих Национальных планов. Он состоит из 8 разделов 43 пунктов, обзора документа и является рамочным документом для внедрения внутриведомственных антикоррупционных планов. Исполнителями Национального плана назначены все ветви федеральной и региональной власти, общественные организации и средства массовой информации.

Целью настоящей статьи является анализ основных положений Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 гг. и методические рекомендации для студентов юридических факультетов по его изучению.

Автор в данной статье сосредоточил основное внимание на решение следующих основных задач, изложенных в Национальном плане:

- проанализировать систему запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- изучить меры по обеспечению единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов;

- рассмотреть меры по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

- обобщить порядок осуществления контроля за доходами и расходами лиц, занимающих государственные должности;

- проанализировать систему информационных, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

- рассмотреть меры по совершенствованию противодействия коррупции в сфере бизнеса;

- обобщить нормативно-правовую базу по вопросам противодействия коррупции;

- изучить меры, направленные на повышение эффективности международного сотрудничества РФ в области противодействия коррупции, укрепления международного авторитета России.

В первом разделе Национального плана противодействия коррупции на 20182020 гг. не только изложены основные положения системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а и намечены меры по совершенствованию этой работы. Здесь ведущая роль отведена Правительству РФ, которое в течение второй половины 2018 г. и начала 2019 г. обязано разработать и утвердить методику оценки планов противодействия коррупции федеральных государственных органов и методику проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах РФ, а также разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих совершенствование антикоррупционных стандартов, совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности, порядок получения подарков отдельными категориями лиц, разработку критериев, согласно которым несоблюдение запретов, ограниче-

ний и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы.

Генеральной прокуратуре РФ поручено информировать до 1 марта 2019 г. председателя президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции о результатах деятельности, осуществляемой правоохранительными органами. Высшим должностным лицам субъектов РФ рекомендовано обеспечить ежегодное проведение социологических исследований по оценке уровня коррупции в регионах, повысить эффективность мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений, подчинить органы субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений непосредственно высшим должностным лицам субъектов РФ, организовать проведение общественных обсуждений проектов планов противодействия коррупции на 2018-2020 гг., органам государственной власти субъектов РФ обеспечить регулярное информирование федеральных органов власти РФ о выполнении региональной антикоррупционной программы, а население -в сети Интернет.

В следующем элементе структуры Национального плана - втором разделе изложена суть того, какие должны быть проведены мероприятия, обеспечивающие единообразное применение законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Содержание этой работы сформулировано в 11 пунктах раздела. Первые три из них реализует Правительство РФ совместно с Генеральной прокуратурой РФ. Они охватывают вопросы проведения мониторинга реализации лицами, замещающими должности, назначения на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством РФ, урегулирования конфликта интересов, в том числе и законодательным путем, принимаемых лицами замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Начиная с первого Национального плана, принятого в 2008 г., меры по урегулированию конфликта интересов являются одним из основных ключевых направлений документа. В текущей версии Правительству РФ поручено принять меры по недопущению конфликта интересов сотрудников и работников государственных организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов.

Правительству и Генеральной прокуратуре РФ поручено рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, внести изменения в анкету о супругах, братьях, сёстрах, о братьях и сестрах своих супругов в целях выявления возможного конфликта интересов.

Настоящим Национальным планом предусмотрена разработка нормативно-правовых актов привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства РФ о противодействии коррупции.

Такие же поручения относительно соответствующих работников даны Верховному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, руководителям федеральных государственных органов.

Текущая версия Национального плана предусматривает систематические проверки соблюдения лицами, замещающими должности в федеральных государственных органах, органах власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, требования законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Планом также предусмотрены конкретные сроки информирования Президента РФ и Национального антикоррупционного Совета РФ.

Высшим должностным лицам субъектов РФ и руководителям органов местного самоуправления в пределах своих полномочий предписано обеспечить принятие мер по повышению эффективности контроля за соблюдением работниками требований законодательства РФ о противодействии коррупции, кадровой работы.

Новизной ныне действующего Национального плана является выделение в отдельный третий раздел специальных мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и отдельных видов юридических лиц.

В связи с этим Правительству РФ поручено подготовить предложения о целесообразности уточнения условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участниками закупки и заказчиком, установить требования, направленные на недопущение возникновения конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, определить сведения, подлежащие обязательному раскрытию должностными лицами заказчика в целях недопущения возникновения конфликта интересов, а также порядок раскрытия таких сведений, установить обязанность участника закупки предоставлять заказчику информацию в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о возможности возникновения конфликта интересов с заказчиком. Планом также предусмотрена обязанность участника закупки предоставлять заказчику декларацию об отсутствии факта привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения. При начальной цене контракта для обеспечения государственных нужд 50 млн руб., а муниципальных 5 млн руб. установлена обязанность общественного обсуждения закупок товаров, работ и услуг, причем запрещено привлекать к исполнению государственных и муниципальных контрактов субподрядчиков из числа юридических лиц, подконтрольных руководству заказчика и близким родственникам, зарегистрированных в оффшорных зонах.

За нарушение установленного Планом порядка предусмотрена административная ответственность.

Поручено Министерству труда и социальной защиты РФ с участием заинтересованных федеральных государственных органов разработать методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которые приводят или могут привести к конфликту интересов.

Предусмотренные настоящим Национальным планом отдельные виды осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, образуют определенную систему, которая закреплена в IV разделе. Здесь же изложены меры по повышению полноты и прозрачности предоставляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Текущая версия плана предусматривает расширение видов имущества, подлежащего обращению в доход РФ, при отсутствии сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, совершенствование порядка осуществления контроля за расходами, создание единой базы данных декларации доходов, расходов и имущества должностных лиц, их супругов, близких родственников - в частности, компьютерных программ для мониторинга и автоматизированного анализа деклараций государственных служащих на базе специального ПО «Справки БК», введение единой формы представления кредитными организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для заполнения справок о доходах и расходах, обеспечение информационной безопасности в государственных органах власти.

Действующий план в V разделе предусматривает достаточно обширные меры по общему профессиональному антикоррупционному просвещению, популяризации в обществе антикоррупционных стандартов и развитию общественного правосознания. В связи с этим Правительству РФ поручено внести предложения о внесении в законодательство РФ изменений в типовые профессиональные программы по вопросам противодействия коррупции, обеспечить ежегодное повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которой входит участие в противодействии коррупции и служащих субъектов РФ, и муниципальных органов, а также включение в федеральные государственные образовательные стандарты образования положения, которые предусматривают формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению. Предусмотрено также реализовать комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности пресс-служб государственных органов власти всех уровней и органов местного самоуправления по информированию населения о результатах работы соответствующих органов, организовать проведение социологических исследований, по результатам которых подготовить предложения по совершенствованию антикоррупционной деятельности. В этой работе запланировано использование современных технологий, проведение просветительских мероприятий, семинаров-совещаний и научно-практических конференций, создание механизма предоставления грантов организациям.

Поручено Министерству юстиции РФ с участием Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу произвести мониторинг деятельности некоммерческих организаций, уставами которых предусмотрено участие в противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их деятельности заявленным целям.

Меры по защите заявителей предусмотрены в VI разделе Национального плана. Правительству РФ и Генеральной прокуратуре РФ предписано разработать меха-

низм получения в автоматизированном режиме сведений о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, введения антикоррупционных стандартов, предотвращения злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

Правоохранительным органам и Следственному комитету РФ поручено систематизировать практику применения меры пресечения в виде заключения под стражу при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности, усилить надзор за соблюдением законодательства РФ о защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их законных прав и интересов.

Одной из ключевых задач VII раздела анализируемого документа является систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, а также устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции.

План предписывает разработку Правительством РФ совместно с Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ проекта федерального закона о включении лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в перечень должностных лиц, предусмотренный примечаниями к статье 285 УК РФ, с участием заинтересованных федеральных государственных органов, подготовить предложения по систематизации законодательства РФ о противодействии коррупции, обзоры судебной практики по уголовным делам, проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Завершает Национальный план VIII раздел о повышении эффективности международного сотрудничества РФ в области противодействия коррупции, реализация конкретных мер которого позволит повысить международный авторитет России.

Подводя итог проведенному анализу «Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 гг.», сделаем несколько выводов:

- во-первых, ключевой задачей документа является координация усилий по противодействию коррупции в РФ;

- во-вторых, он является рамочным документом для внедрения внутриведомственных антикоррупционных планов;

- в-третьих, исполнителями Национального плана назначены все основные ветви федеральной и региональной власти, общественные организации и средства массовой информации;

- в-четвёртых, значительная часть текущего документа является продолжением предыдущих Национальных планов;

- в-пятых, по каждому блоку мероприятий плана установлены сроки представления докладов о выполнении поручений, а общий контроль возложен на специальную рабочую группу при Президенте РФ.

Список литературы:

1. Федеральный Закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1 ), ст. 6228.

2. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 02.07.2018, № 27, ст. 4038.

3. Лаврентьев А. Р. Контроль за реализацией национальных планов противодействия коррупции // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства». - Ответственный редактор А. В. Мартынов. - 2017. - Издательство: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород) - C. 261-270.

4. Алистратова А. В. Национальный план противодействия коррупции и его место в системе правового регулирования антикоррупционной деятельности // Сборник научных трудов членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». «Актуальные вопросы юридической науки и практики» - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Принт-Сервис» (Тамбов) - Ответственный редактор В. Ю. Стромов. - Тамбов, 20 октября 2017 г. - С. 155-160.

5. Шадрин Д. В. Совершенствование противодействия коррупции в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы. // Журнал: novainfo.ru - Издательство: Долганов Алексей Александрович. - Башкирский государственный аграрный университет. - Том. 3. № 62. 2017 г. С. 433-436.

6. Алексеев С. Л., Сергеева Ю. С., Шайдуллин Р. Н. Реализация национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы через программу повышения квалификации «основы противодействия коррупции» // Материалы Всероссийского круглого стола. «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции». - Казань, 09 декабря 2016 - 09 декабря 2017 г. - Издательство: Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Казань). - 2017. - C. 14-18.

Veligodskii D. V. Improvement of anti-corruption work in the Russian Federation in 2018-2020 //

Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 3 (70). № 4. - Р. 28-34.

The article reveals the problem of counteracting corruption in modern Russia, analyzed key activities aimed at improving the regulatory and legal framework, educational and research work, the tasks and functions of all branches of the federal, regional authorities, local governments and the media to improve the effectiveness of anti-corruption activities.

Keywords: anticorruption sense of justice, anticorruption standard, confiscation, conflict of interests, coordination, corruption, authorities, system of prohibitions and restrictions.

Spisok literatury:

1. Federal'nyj Zakon ot 25.12.2008 №273-FZ (red. ot 03.08.2018) «O protivodejstvii korrupcii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 29.12.2008, №52 (ch. 1), st. 6228.

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29.06.2018 №378 «O nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018 - 2020 gody» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 02.07.2018, №27, st. 4038.

3. Lavrent'ev A. R. Kontrol' za realizaciej nacional'nyh planov protivodejstviya korrupcii // Materialy III Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye voprosy kontrolya i nadzora v social'no znachimyh sferah deyatel'nosti obshchestva i gosudarstva». - Otvetstvennyj redaktor A.V. Martynov. - 2017. - Iz-datel'stvo: Nacional'nyj issledovatel'skij Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N. I. Lobachevskogo (Nizhnij Novgorod) - C. 261-270.

4. Alistratova A. V. Nacional'nyj plan protivodejstviya korrupcii i ego mesto v sisteme pravovogo reguliro-vaniya antikorrupcionnoj deyatel'nosti // Sbornik nauchnyh trudov chlenov Tambovskogo regional'nogo otdeleniya Obshcherossijskoj obshchestvennoj organizacii «Associaciya yuristov Rossii». «Aktual'nye vo-prosy yuridicheskoj nauki i praktiki» - Izdatel'stvo: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Print-Servis» (Tambov) - Otvetstvennyj redaktor V.YU. Stromov. - Tambov, 20 oktyabrya 2017 g. - S. 155-160.

5. SHadrin D. V. Sovershenstvovanie protivodejstviya korrupcii v ramkah Nacional'nogo plana protivodejstviya korrupcii na 2016-2017 gody. // ZHurnal: novainfo.ru - Izdatel'stvo: Dolganov Aleksej Aleksandrovich. - Bashkirskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. - Tom: 3. Nomer: 62. God: 2017. S. 433 436.

6. Alekseev S. L., Sergeeva YU. S., SHajdullin R. N. Realizaciya nacional'nogo plana po protivodejstviyu korrupcii na 2016-2017 gody cherez programmu povysheniya kvalifikacii «osnovy protivodejstviya korrupcii» // Materialy Vserossijskogo kruglogo stola. «Sovershenstvovanie deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov po protivodejstviyu korrupcii». - Kazan', 09 dekabrya 2016-09 dekabrya 2017 g. - Izdatel'stvo: Kazanskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii (Kazan'). - 2017. - C. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.