Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЭЛИТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЭЛИТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ЭЛИТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ КУРСАНТА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИЯ / ЭЛИТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулешов Дмитрий Олегович

В данной статье реализована попытка совершенствования психологических качеств элитной личности курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, посредством авторской программы формирования качеств элитной личности «ВЕКТОР-ЭЛИТ». Актуальность научного исследования обусловлена потребностью современного общества в повышении качества и оптимизации жизни сотрудников силовых ведомств с учетом их психологических особенностей. Методами изучения психологических особенностей элитной личности послужили анкетирование и тестирование. Статистическая обработка данных проводилась посредством программы SPSS («Statistical Package for the Social Sciences»). В исследовании приняли участие 160 курсантов. Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что посредствам авторской программы, возможно, формировать и совершенствовать качества соответствующие психологическим особенностям элитной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF ELITE PERSONALITY OFFUTURE OFFICERS - CADETS OF MILITARY INSTITUTE

In this article, the attempt was made to improve the psychological qualities of the elite personality of cadets of the military institute of the National Guard of the Russian Federation, through the author's program for the formation of the qualities of the elite personality "VECTOR-ELITE." The relevance of scientific research is due to the need of modern society to improve the quality and optimization of life of law enforcement officials, taking into account their psychological characteristics. The methods of studying the psychological features of the elite personality were questionnaire and testing. Statistical data pro cessing was carried out through the SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) programme. The study involved 160 cadets. The results obtained during the study showed that by means of the author's program, it is possible to form and improve the qualities corresponding to the psychological characteristics of the elite personality.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЭЛИТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА»

7. Magomedova, L.V. (2019), "Emotional burnout syndrome of a teacher that affects productive activity in a team", Bulletin of Science and Education, No. 17 (71), pp. 96-98.

8. Orel, V. E. (2005), The syndrome of mental burnout of an individual, Publishing house Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

9. Pak, S. N.(2016), "The main aspects of the professional burnout syndrome of teachers", Modern problems of science and education, No.6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (accessed 16 July 2021).

10. Pisarevskaya, M. A. (2019), "Emotional burnout of a teacher and his psychological well-being", The world of science. Pedagogy and psychology, No.4, available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN419.pdf (accessed 16 July 2021).

11. Skvortsov, N.A. (2020), "Manifestations of emotional burnout of teachers", Student Scientific Forum", materials of the XII International Student Scientific Conference, "available at: http://scienceforum.ru/2020/article/2018019919 (accessed 15 July 2021).

12. Tretyakova, V. S. (2019) "Research of the emotional burnout syndrome in the pedagogical environment", Vocational Education and the Labor market, No. 2, pp. 71-85.

Контактная информация delfina200585@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2021

УДК 159.972

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЭЛИТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

Дмитрий Олегович Кулешов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт войск национальной гвардии России

Аннотация

В данной статье реализована попытка совершенствования психологических качеств элитной личности курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, посредством авторской программы формирования качеств элитной личности «ВЕКТОР-ЭЛИТ». Актуальность научного исследования обусловлена потребностью современного общества в повышении качества и оптимизации жизни сотрудников силовых ведомств с учетом их психологических особенностей. Методами изучения психологических особенностей элитной личности послужили анкетирование и тестирование. Статистическая обработка данных проводилась посредством программы SPSS («Statistical Package for the Social Sciences»). В исследовании приняли участие 160 курсантов. Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что посредствам авторской программы, возможно, формировать и совершенствовать качества соответствующие психологическим особенностям элитной личности.

Ключевые слова: элита, элитность, личность курсанта, смысложизненные ориентация, элитные ориентации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p426-431

IMPROVEMENT OF PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF ELITE PERSONALITY OF FUTURE OFFICERS - CADETS OF MILITARY INSTITUTE

Dmitry Olegovich Kuleshov, the junior research associate, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

In this article, the attempt was made to improve the psychological qualities of the elite personality of cadets of the military institute of the National Guard of the Russian Federation, through the author's program for the formation of the qualities of the elite personality "VECTOR-ELITE." The relevance of scientific research is due to the need of modern society to improve the quality and optimization of life of law enforcement officials, taking into account their psychological characteristics. The methods of studying the psychological features of the elite personality were questionnaire and testing. Statistical data pro-

cessing was carried out through the SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) programme. The study involved 160 cadets. The results obtained during the study showed that by means of the author's program, it is possible to form and improve the qualities corresponding to the psychological characteristics of the elite personality.

Keywords: elite, elitism, identity of the cadet, intelligence of life orientation, elite orientations.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с трансформацией общества и социальных институтов, к современному человеку предъявляются совершенно новые требования, но особенное внимание уделяет -ся личности курсантам военных институтов как будущим офицерам.

Термин «элита» имеет множество толкований, представленных различными науками, такими как социология, биология, география, экономика, психология и многими другими. И прежде, чем изучать элитные качества личности курсантов, необходимо выделить общие закономерности в определении «элиты» и «элитарности» [2]. В современном русском языке одним из значений выделяется «лучшие представители общества или какой-либо его части».

В нашем исследовании за основу принимаем позицию Н. Б. Карабущенко, которая определяет элитность как содержательно функциональную составляющую индивидуально-личностных характеристик субъекта элиты. Элитность - это совокупность качеств личности придающих ей уникальный характер; это максимально развитые достоинства личности свидетельствующие о ее самодостаточности и общественной важности. Элити-зация личности - это процесс достижения элитности как качественной психологической составляющей субъекта элиты. Основываясь на научных трудах И.В. Черемисовой, подходов к историческому пониманию элиты и элитности, интерпретации данных понятий в современной психологической науке, мы выделили семь основополагающих качеств, которые должны присутствовать в структуре элитной личности офицера Росгвардии:

1. Позитивная гражданская идентификация;

2. Приверженность организации;

3. Осмысленность жизни;

4. Ответственность;

5. Высокий волевой потенциал;

6. Социальная креативность;

7. Готовность к риску [1, 3, 4].

С целью достижения элитности курсантов военного института (будущих офицеров), необходимо организовать элитное образование. В контексте нашего исследования под элитным образованием понимается такая система образования, которая нацелена на формирование элитного сознания обучающихся. Процесс социальной элитизации личности должен идти через духовное совершенствование человека. Определяя содержание элитного образования, В.И. Гуваков и В.М. Фигурновская подчеркивают, что элитное образование должно выводить субъекта образования из состояния умиротворения и переводить его в состояние возбуждения, беспокойства. Пытаясь определить сущность элитного образования В.И. Гуваков и В.М. Фигурновская отмечают, что подлинное элитное образование требует «поиска принципиально новых форм личностного (и социального) бытия». И в этом отношении «стремление к элитному образованию является не практической, а личностно-духовной привилегией» [4, 5].

И.В. Черемисова считает, что подготовка профессионала в пространстве высшего образования непременно должна включать духовное развитие, обогащение внутреннего мира. Развитию духовной сферы обучающихся способствуют занятия художественно-эстетической деятельностью (начиная с восприятия шедевров искусства, с посещения музеев, выставок, театров, концертных залов и создавая музыкально-творческие, театральные студенческие коллективы), самостоятельная научно-творческая деятельность, экскурсии и путешествия, встречи с интересными, яркими личностями [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из вышеизложенных фактов, целью нашего научного исследования было формирование и совершенствование психологических особенностей элитной личности курсанта военного института - будущего офицера. Соответственно, нами была разработана и внедрена в образовательную деятельность программа формирования качеств элитной личности «ВЕКТОР-ЭЛИТ».

В исследовании принимало участие 160 курсантов Санкт-Петербургского военного Ордена Жукова института войск национальной гвардии, 80 из них являлись контрольной группой в нашем исследовании.

В состав диагностической батареи входили следующие методики: методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; тест «экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Пря-деин); методика диагностики волевого потенциала личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); методика определения социальной креативности личности (А.В. Батаршев); анкета оценки уровня приверженности сотрудников к организации; авторский опросник по определению уровня позитивной гражданской идентификации. Данный набор тестовых методик проведен дважды как с контрольной, так и с экспериментальной группой, однако с контрольной группой мероприятия Программы не проводились.

До проведения Программы, была проведена первичная психодиагностика, по результатам которой было выявлено следующее:

- курсанты обладают средним уровнем смысложизенной ориентации;

- курсантам в большей степени характерна ситуативная ответственность;

- курсантам характерен высокий уровень волевого потенциала;

- курсанты в большинстве имеют средний уровень социальной креативности;

- среди курсантов встречаются лица, как со средним, так и с высоким уровнем приверженности к организации.

Это говорит нам о том, что приверженность организации может быть неоднородной по своему качеству это может быть связанно с чувством долга перед службой и Родиной но не связанной с самим подразделением как таковым, что подтверждается высоким уровнем позитивной гражданской идентификации; в большинстве наблюдаются средние показатели готовности к оправданному риску (рисунок 1).

Курсанты ЭГ _

Готовность к риску

Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики качеств элитной личности курсантов контрольной и экспериментальной групп (ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа)

В последующем с курсантами, включёнными в состав экспериментальной группы, осуществлена работа по специальной программе, направленной на формирование элитной личности курсанта военного института «ВЕКТОР-ЭЛИТ».

Цели программы: 1. Создание системы развития качеств элитной личности будущих офицеров; 2. Обеспечение формирующей элитизирующей среды при введении про-

граммы.

Задачи: 1. Развитие качеств элитной личности курсантов; 2. Мотивирование курсантов к самосовершенствованию, самореализации, самоактуализации и другим высшим потребностям человека; 3. Развитие морально-нравственных и морально -деловых качеств личности курсанта; 4. Развитие психологической культуры (психологической компетентности) среди профессорско-преподавательского состава, офицеров подразделений, и курсантов.

Основные направления: 1. Психологическая работа с курсантами; 2. Методическая работа с командирами и профессорско-преподавательским составом.

Компоненты программы:

1. Когнитивный (формирование у курсантов комплекса знаний о свойствах и методах развития элитной личности);

2. Мотивационный (мотивация курсантов к самосовершенствованию, самореализации, самоактуализации и другим высшим потребностям человека);

3. Операциональный (систематизация умений и действий по реализации личностного потенциала в профессионально-служебной деятельности);

4. Рефлексивный (раскрытие механизмов саморегуляции и самосознания, развитие способностей к самодиагностике);

5. Духовно-нравственный (направленность на осознание и принятие ориентаций на высшие духовно-нравственные ценности).

В рамках программы проводились лекционные, дискуссионные и практические занятия, отвечающие целям и задачам программы формирования качеств элитной личности по следующим темам: «Психологические основы эффективной служебной деятельности офицера Росгвардии. Понятие элитная личность», «Готовность к оправданному риску как основной элемент успешного выполнения служебно-боевых задач», и т.д.

Основу авторской Программы составляет идея эстетико-семиотического подхода совершенствования личности курсанта в процессе ознакомления им с шедеврами мирового киноискусства и литературы [4]. В рамках нашего исследования были проведены дополнительные занятия в часы информирования и воспитательной работы, а также в выходные дни (поскольку увольнения личного состава курсантов были минимизированы из-за пандемии вызванной новой коронавирусной инфекцией СОУГО-19), на которых курсантам экспериментальной группы представлялась возможность ознакомиться с шедеврами мирового киноискусства и литературы. Список произведений представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Список использованных произведений искусства в программе «ВЕКТОР-

ЭЛИТ »

№ п/п Произведение Задача произведения

1. «Экипаж» 2016г. «Повелитель бури» 2008г. Развитие готовности к осознанному риску

2. «Щит и меч» 1968г., «Офицеры» 1971г. Развитие позитивной гражданской идентификации

3. «Семнадцать мгновений весны» 1973г. «В августе 44-го» Развитие ответственности, социальной креативности

4. «Место встречи изменить нельзя» 1979г. Развитие ответственности, социальной креативности

5. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 1872г. Развитие внутреннего локуса контроля

6. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» 1946г. Развитие волевого потенциала

7. «Нокдаун» 2005г. «Легенда №17» 2012г. Развитие волевого потенциала личности

8. Серия документальных фильмов Росгвардии: «56 огненных дней 10 СД НКВД СССР», «В небе над Кавказом», «Оружие Росгвардии», Развитие позитивной гражданской идентификации, приверженности к организации

9. Фильм «История Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ» Развитие приверженности к организации

№ п/п Произведение Задача произведения

10. Биография Стивена Хикинга, из книги «Черные дыры и молодые вселенные» Развитие волевого потенциала, осмысленности жизни

11. Цирк «Бабочка» фильм Ника Вуйчича Развитие волевого потенциала, осмысленности жизни

12. «Подольские курсанты» 2020г. Развитие приверженности к организации, осмысленности жизни

13. «72 метра» 2004г. Развитие приверженности к организации, осмысленности жизни

После проведения мероприятий Программы, была проведена итоговая психодиагностика, по результатам которой были выявлены следующие результаты:

- уровень готовности к оправданному риску существенно изменился, что говорит о том, что психологическое сопровождение оказало положительное влияние на уровень готовности к рискованным действиям, доминирование над ситуацией, мотивацию достижения успеха;

- показатели осмысленности жизни были значительно улучшены, что говорит нам о том, что курсанты живут настоящим, учитывают прошлый опыт и планируют свое будущее. Возросла их удовлетворенность своей жизненной позицией, социальным статусом и служебной деятельностью. Они стали более уверенны в себе и своих силах, могут контролировать события собственной жизни, убеждены, что жизнь человека подвластна сознательному контролю, что свобода достижима;

- уровень ответственности значительно повысился, это говорит о том, что они надежны, готовы честно и старательно выполнять служебные обязанности, готовы при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни;

- стал преобладать внутренний локус контроля. Соответственно, им стали более характерны такие качества как высокий уровень ответственности за работу, которую они берут на себя, за результаты этой работы, за ошибки и т.д.;

- волевой потенциал стал тождественен уровню потенциала элитной личности;

- курсантам стали присуши такие качества как умение легко и эффективно найти подход к людям, способность быстро разрешать конфликтные ситуации, возникающие при межличностном взаимодействии не только на службе, но и в быту (рисунок 2).

Курсанты ЭГ А

Рисунок 2 - Результаты итоговой диагностики качеств элитной личности курсантов экспериментальной группы (ЭГА - результаты экспериментальной группы до проведения мероприятий Программы, ЭГБ - результаты экспериментальной группы после проведения мероприятий Программы).

ВЫВОДЫ

При формировании психологических качеств элитной личности нами были достигнуты положительные результаты, что соответствует целям и задачам нашей исследовательской работы. Число курсантов, усовершенствовавших психологические качества

элитной личности, увеличилось почти вдвое по сравнению с первоначальными показателями.

Принципиальные изменения произошли в усовершенствовании таких психологически важных качествах как готовность к оправданному риску, осмысленность жизни, социальная креативность, ответственность, приверженность к организации и другие. В контрольной группе значимых изменений не произошло. Следовательно, внедрение данной Программы в образовательную деятельность способствует усовершенствованию психологических качеств элитной личности. Стоит отметить тот факт, что программа направленна именно на усовершенствование качеств, что предполагает наличие их на среднем уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности : монография / В. А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 272 с.

2. Резанова, З.И. Элита, элитный, элитарный: семантика и функционирование / З.И. Резанова // Язык и культура - 2009. - № 2 (6). - С. 69-79.

3. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

4. Черемисова, И.В. Харизматическая личность в пространстве элитарного образования / И. В. Черемисова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - №13/4 . - С. 114-117.

5. Фигуровская, В.М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы / В.М. Фигуровская // Проблемы образования : сборник научных трудов. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - С. 4-8.

REFERENCES

1. Petrovsky, V.A. (1996), Personality psychology: the paradigm of subjectivity, Phoenix, Rostov-on-Don.

2. Rezanova, Z.I. (2009), "Elite, elite, elite: semantics and functioning", Language and culture, No. 2 (6), pp. 69-79.

3. Slobodchikov, V.I. and Isaev, E.I. (1995), Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: An introduction to the psychology of subjectivity, School-Press, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Cheremisova, I.V. (2015), "Charismatic personality in the space of elite education", North-Caucasian Psychological Bulletin, No. 13/4, pp. 114-117.

5. Figurovskaya, V.M. (1997), "Elite education: scientific content and theoretical justification of the problem", Problems of education, Novosibirsk, pp. 4-8.

Контактная информация: kuleshov0901@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2021

УДК 159.9

РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНЦЕПЦИИ УРОВНЕЙ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Татьяна Валериевна Левкова, кандидат педагогических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан

Аннотация

Данная статья посвящена изучению сущности и содержания ранних дезадаптивных схем поведения личности студентов. Описаны особенности, виды ранних дезадаптивных схем, а также характеристика уровней самоопределения личности в студенческом возрасте. Основными используемыми методами экспериментального исследования были: опросник «Диагностика ранних дезадаптивных схем» (Касьяник П.М., Романова Е. В.), методика «Эталон жизнедеятельности» (М.Я. Дворецкая). Изучена специфика проявления ранних дезадаптивных схем личности. Выявлены кор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.