4. Zimbardo, P.G. and Boyd, J.N., (1999), "Putting Time into Perspective. A Valid, Reliable Individual-Differences Metric Measurement", Journal of Personality and Social Psychology, V. 77 (6), pp. 1271-1288. DOI: 10.1037/0022-3514.77.6.1271.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2020
УДК 159.99
ПРОБЛЕМА ЭЛИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дмитрий Олегович Кулешов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В статье проведен теоретический анализ и систематизация существующих философских, политических, социологических, педагогических, психологических подходов к элитарности, элитарным ориентациям, элитарной личности. Автором предпринята попытка выделения качества элитарной личности, такие как духовность, ответственность, патриотизм, приверженность организации, смысложизненные ориентации, креативность, готовность к риску. Названные качества выделены на основе анализа психолого-педагогических и этико-философских подходов и концепций. Выделенные в результате теоретического исследования качества элитарной личности могут являться ориентиром формирования высокоэффективной личности профессионала. Особо актуальным данные ориентиры могут быть для формирования, воспитания представителей закона и правопорядка, своим жизненным примером влияющие на мировоззрение подрастающего поколения.
Ключевые слова: элита, элитарность, личность, духовность, смысложизненные ориентация, элитарные ориентации.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p632-636
PROBLEM OF ELITE PERSONALITY IN MODERN PSYCHOLOGY
Dmitry Olegovich Kuleshov, the junior research associate, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation
Abstract
The article contains the theoretical analysis and systematization of the existing philosophical, political, sociological, pedagogical, psychological approaches to elitism, elitist orientations, and an elitist personality. The author made an attempt to highlight the qualities of an elitist personality, such as spirituality, responsibility, patriotism, commitment to the organization, meaningful life orientations, creativity, and risk appetite. The named qualities are highlighted on the basis of the analysis of psychological, pedagogical and ethical-philosophical approaches and concepts. Highlighted as a result of a theoretical study of the quality of an elitist personality can be a guideline for the formation of a highly effective professional personality. These guidelines can be especially relevant for the formation and upbringing of representatives of law and order, who, by their own example, affect the worldview of a growing person.
Keywords: elite, elitism, personality, spirituality, meaning-life orientations, elite orientations.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ориентировано на активность высокоэффективных своих членов, повышение качества и оптимизацию жизни таких профессионалов с учетом раз-нонаправленности их устремлений, касающихся как профессиональной, так и личной жизни, их участия в построении патриотических идеалов для молодежи, развития лучших личностных качеств и других областей реализации потенциала людей. Именно поэтому необходимо изучать психологические особенности человека, являющегося представителем элиты, имеющего элитарные ориентации с целью формирования такой личности профессионала, в том числе имеющего власть, поддерживающего закон и поря-
док, которая бы могла сохранять социально направленные устремления и являться образцом для подрастающего поколения, стремящегося занять престижное положение в обществе.
Проблема исследования элиты общества находится на пересечении политической, философской, социологической, биологической, психологической науки [2].
Современные словари (С.И. Ожегов) [4] определяют элиту как «отборный, лучший». Философы античности (Аристотель, Платон) и римские философы стоической школы предполагали наличие у элиты высших, аксиологических качеств и устремлений, высокоразвитое теоретическое мышление, самопознание, духовное совершенствование, а несовершенство лучших представителей общества, описанных в литературных произведениях («Горгий», «Алкивиад»), признаются ими лишь как отклонение от нормы, приписываемой элите. Философы Средневековья (Августин Аврелий и Фома Аквинский) подчеркивали важность «рыцарского долга» и образа «благородного человека», заключающегося в строгом следовании этическим и правовым нормам для представителей правящего класса. Н. Макиавелли выразил идею о влиянии личности представителя элиты на развитие общества, однако он допускал несоответствие лидеров принятым нормам. Мыслители эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо) предлагали другую роль представителям элиты - роль выражения мнения, идеалов, норм большинства. Ф. Ницше делал акцент на неординарности и неразрывности с аксиологическими ориента-циями представителей элиты.
Современные представители психологической науки обращаются к пониманию элитарности с точки зрения практической значимости и устремлений современного человека к престижному положению в обществе. Так, Н.С. Пряжников [6, 7] предлагает определять элитарные ориентации как ориентацию на что-то лучшее, престижное, труднодоступное и потому особенно привлекательное. А. Г. Асмолов [1] ввел понятие «культуры достоинства», основанную на полноценной самореализации человека, на стремлении выйти за рамки обыденного, количественного, массового. Таким образом представители психологии ставят проблему элитарности в один ряд с проблемой социализации личности.
Современные представители педагогической науки (А.А. Востриков [2], З.И. Рязанова, П.Л. Карабущенко [3], Н.Б. Карабущенко, Р.Г. Резаков [9]) предлагают рассматривать элиту не в смысле какой-либо социальной касты, а в смысле личного достоинства человека (личности).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В исследовании применялись теоретический анализ и систематизация существующих философских, политических, социологических, педагогических, психологических подходов к элитарности, элитарным ориентациям, элитарной личности. Методы исследования: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, метод систематизации и обобщения психолого-педагогических, этико-философских материалов, источников и научной литературы.
Проанализировав работы политологов, элитологов, педагогов, психологов, можно выявить портрет элитарно ориентированного человека: военная доблесть, личное достоинство, искусство управления (В. Парето), интеллектуальное или моральное превосходство, наивысшим уровнем развития чувства ответственности (Х.Ортега-и-Гассет), творческое начало (Л.Тойнби), способностью сублимировать энергию и устремлять ее в деятельность (З.Фрейд, Э.Эриксон), служение наивысшим идеалам, идеалам добра, справедливости и правды как самоценность, как определенный образ жизни (жизни творческой, неординарной и т.п.) (Н.С. Пряжников) [6, 7], внутренняя (подлинная, «неотчужденная») активность человека как субъекта деятельности, оживляющая все, чего бы он ни коснулся (Э. Фромм).
На основе работ современных исследователей И.В. Черемисовой [10] В.Е. Петровым [5] предпринята попытка выстроить модель структуры элитарного опыта, основываясь на которую, мы выделили семь важных качеств элитарно ориентированного человека:
1. Духовность - высший уровень компетенций, отличие своими моральными и эстетическими качествами от массы людей, воплощение высшей закономерности существования разумности и совершенности мироздания, служение абсолютным принципам блага, истины, и т.п., выраженным в приоритете культурных, этических, эстетических императивов, духовное совершенствование (Аристотель, Платон); - духовно верные последователи божественных заповедей и мирских властей, являющихся временными представителями неистинного земного устройства общества (Августин Аврелий); - «аристократия духа» (Н.И. Бердяев); - умение искать и находить в любой религии единого Бога (В. Франкл); - восхождение к абсолютным ценностям и усовершенствование себя по абсолютному идеалу образа Христа (Н.И. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, С. Франк).
2. Ответственность - лидерские способности, чувство высокой социальной ответственности (X. Ортега-и-Гассет, A.Duckworth, E.Tsukayama, T.A. Kirby).
3. Патриотизм - наиболее активная часть общества, имеющая в тоже время социально-политический или иной вес в обществе, влияющий на вектор развития страны, устанавливающей морально-этические ориентиры (Раицкая Л. К.) [8].
4. Приверженность организации - верность своим обязанностям как проявление высшего смысла человеческого бытия (стоицизм); - высокий уровень профессиональных знаний, что дает право на особое место в обществе, призвание и обязанность просвещать свой народ, повышать уровень его образования.
5. Смысложизненные ориентации - особый склад мышления, направленного на углубление самосовершенствование личности (Платон); - «рыцарский кодекс» и образ «благородного человека» (Фома Аквинский, Августин Аврелий); - аксиологические ориентации (Ф. Ницше); - «культура достоинства», основанная на полноценной самореализации человека, на стремлении выйти за рамки обыденного, количественного, массового (А.Г. Асмолов); - ориентация на самые лучшие, самые престижные, труднодостижимые и жизненные смыслы (Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха); -служение социальным идеалам (гуманизм, справедливость и истинность), когда такое служение не становится средством повышения собственной значимости (Э. Фромм, Н.С. Пряжников, J.T.Jost, B.A.Nosek, S. D.Gosling).
6. Креативность - неординарность (Ф.Ницше); - «субъектность», способность проявлять творчество (внутреннюю активность, спонтанность, инициативность, гибкость) в стремлении к определенному элитарному идеалу (В.А. Петровский, В.И. Сло-бодчиков, Е.И. Исаев); - творческое начало при внутренней (подлинной, «неотчужденной») активности, смелость в интеллектуальных и этических проявлениях, ориентация на «добро» (Л. Тойнби, Э. Фромм, Н.С. Пряжников);
7. Готовность к риску - долг организатора общества для соблюдения общих целей (Н. Макиавелли); - способность принимать или влиять на принятие управленческих решений, определяющих жизнедеятельность всего общества либо отдельных его социальных или профессиональных групп (В. Парето, А. Duckworth, Ch. Peterson,V.D. Matthews^. R. Kell, S.D. Gosling, P.J. Rentfrow, William B.Jr.Swann); - способность выйти за пределы стереотипов большинства (Х. Ортега-и-Гассет);
- смелость быть личностью через «практикуемую сложность» (М.К. Мамарда-швили).
ВЫВОДЫ
Выделенные нами качества личности, тесно связанные с элитарностью, позволят проектировать процесс формирования личности человека, развитие лучших элитарных качеств этой личности, что является потребностью всего общества и государства. Так, со-
трудники силовых ведомств, организующие свою жизнедеятельность в ситуации меняющегося жизненного пространства (особенно в условиях локальных войн, ведущихся по принципу войны «трех кварталов»), когда адаптация к боевым и мирным условиям должна осуществляться несколько раз в неделю или сутки, приобретающие новый трансгре-сирующий опыт, связанной с психической травмой и переориентации такого травматически-стрессового опыта в созидающую направленность личности, представляют особый интерес с точки зрения изучения их личностных особенностей, уровня развития качеств элитарности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А.Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. / А.Г. Асмолов, М.С. Нырова. - Новгород : [б. и.], 1993. -24 с.
2. Востриков, А.А. Система продуктивного элитного образования «Школа свободного развития». Методология, теория и технология / А.А. Востриков. - Москва : Продуктивная педагогика, 2006. - 250 с.
3. Карабущенко, Н.Б. Элитологическая культура личности: психологические основания / Н.Б. Карабущенко // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. - 2012. - № 3. - С. 12-15.
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва : Советская энциклопедия, 1973. - 846 с.
5. Петров, В.Е. Элитарный опыт: механизмы формирования и приращения / В.Е. Петров // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2011. -Вып. 2. - С. 6-9.
6. Пряжников, Н.С. Статусы «акме» в карьерном самоопределении: приглашение к дискуссии / Н.С. Пряжников // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - Т. 6., вып. 3 (23). -С. 214-220.
7. Пряжников, Н.С. Психология элитарности / Н.С. Пряжников. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000 - 512 с.
8. Раицкая, Л.К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде / Л.К. Раицкая // Вестник МГИМО. - 2013. - № 1 (28). - С. 18-21.
9. Резаков, Р.Г. Элитарность и образованность: генезис взаимосвязи / Р.Г. Резаков // Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете Материалы Международного конгресса. - Астрахань, 2017. - С. 17-20.
10. Черемисова, И.В. Харизматическая личность в пространстве элитарного образования / И.В. Черемисова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - № 13/4. - С. 114-117.
REFERENCES
1. Asmolov, A.G. and Nyrova M.S. (1993), Non-standard education in a changing world: a cultural and historical perspective, Novgorod.
2. Vostrikov, A.A. (2006), System of productive elite education "School of free development". Methodology, theory and technology, Productive pedagogy, Moscow.
3. Karabushchenko, N.B. (2012), "Elitological culture of the individual: psychological foundations", RUDN University Bulletin, Psychology and pedagogy series, No. 3, pp 12-15.
4. Ozhegov, S.I. (1973), Dictionary of the Russian language, USSR encyclopedia, Moscow.
5. Petrov, V.E. (2011), "Elite experience: mechanisms of formation and increment", Vestnik Ud-murtskogo Universiteta. Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy, issue. 2, pp. 6-9.
6. Pryazhnikov, N.S. (2017), "Statuses of "Acme" in career self-determination: invitation to discussion", Saratovskiy Universitet Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya, Vol. 6, issue 3 (23), pp. 214-220.
7. Pryazhnikov, N.S. (2000), Psychology of elitism, MODEK, Voronezh.
8. Raickaya, L.K. (2013), "Optimization of educational-cognitive activity of students in the Internet environment", MGIMO Herald, No. 1 (28), pp. 18-21.
9. Rezakov, R.G. (2017), "Elitism and education: the Genesis of the relationship", Elites and leaders: formation strategies in a modern University Proceedings of the International Congress, Astrakhan, pp 17-20.
10. Cheremisova, I.V. (2015), "Charismatic personality in the space of elite education", Severo-Kavkazskiy psohologicheskiy vestnik, No. 13/4, pp. 114-117.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2020
УДК 159.98; 159.9.016.4
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК В ДРЕВНЕМ КИТАЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ ГЕНЕРАЛА ЦИ ЦЗИГУАНА (XVI В.): ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
Аннотация
Ряд историко-психологических и историко-педагогических исследований указывает на существование в системе военно-физической подготовки Старого Китая оригинальной психотехнологии, направленной на развитие профессионально значимых качеств воинов-единоборцев (нервно-психической устойчивости, высокой скорости реакции, антиципации и др.), базирующихся на средствах сукцессивных психотелесных упражнений (мыслеобраз-звук-движение). Эффект от применения этой психотехнологии мог наблюдаться уже на 3-10 сутки тренинга - сроки, с которыми не знакома европейская военно-историческая наука! Конкретных методик, в рамках указанной психотехнологии, насчитывается несколько десятков. Одной из наиболее ярких из них является методика ускоренной массовой подготовки единоборцев к боевым действиям генерала Ци Цзигуана (15281588), описанная им в «Боксерском каноне для желающих побеждать». Объясняя конечный результат тренировки по методике генерала Ци Цзигуана, мы можем предположить, что она направлена именно на формирование (средствами сукцессивных психотелесных упражнений) в индивидуальной модели мира человека «конечного результата» действия, что и влияет на повышение скорости реакции и на повышение адекватности поведения бойцов в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: единоборства, психотехнологии, Ци Цзигуан, теория функциональных
систем.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p636-640
MECHANISMS OF PSYCHOTECHNOLOGIES OF MILITARY-PHYSICAL TRAINING OF TROOPS IN ANCIENT CHINA ON THE EXAMPLE OF GENERAL QI JIGUANG'S METHOD (XVI CENTURY): HISTORICAL AND METHODOLOGICAL
ANALYSIS
Olga Yuryevna Kulikova, the candidate of historical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Annotation
A number of historical-psychological and historical-pedagogical studies indicate the existence of an original psychotechnology in the system of military-physical training in Old China, aimed at developing professionally significant qualities of martial artists (neuropsychic stability, high reaction speed, anticipation, etc.), based on the means of successive mind-body exercises (image-sound-movement). The effect of using this psychotechnology could be observed as early as on the 3rd - 10th day of the training - a period that European military history is not familiar with! There are several dozen specific methods within the framework of this psychotechnology. One of the most striking of them is the method of accelerated mass training of martial artists for combat actions of General Qi Jiguang (1528-1588), described by him in the "Boxing Canon for those who want to win". Explaining the final result of training according to the method of General Qi Jiguang, we can assume that it is aimed at the formation (by means of successive mind-body exercises) in the individual model of the human world of the "final result" of the action, which affects the increase in the reaction speed and the adequacy of the behavior of fighters in extreme situations.