3. Bostanova, L. S. and Bostanova, S. N. (2018), "Theoretical analysis of the problem of posttraumatic personality disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 363-369.
4. Bostanova, L.Sh. and Bogatyryova, A.S. (2019), "Features of prevention of development of posttraumatic stress disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 407-411.
5. Dotdueva Zh.B. (2017),"0n the issue of determining the value attitude of students to the future profession", Problems of modern pedagogical education, No. 56-5, pp. 279-285.
6. Zakse, U. (2009), "Traumasynthesis with the help of trauma exposure", Typology of personality in symbol-drama and other methods ofpsychotherapy: collection of scientific papers, Graf, Stavropol, pp. 101-111.
7. Semenova, F.O. (2014), "Psychological features of the process of professionalization of students in high school", Fundamental research, No. 11-4, pp. 918-923.
8. Uzdenova, A.M., Kappusheva, M.R. and Teleshova, L.A. (2019), "Violation of personality sovereignty as a predictor of its identification with the aggressor", Family and personality: problems of interaction, No. 13, pp. 130-143.
9. Urusova, A.M. (2018), "Actual problems of preschool child's personality development in the modern educational space", Problems of modern pedagogical education, No. 61-4, pp. 320-323.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.11.2020
УДК 159.922.762
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Мурманский арктический государственный университет
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению временной перспективы в психологии. Показана структура временной перспективы. Особое внимание в статье уделено анализу личностного развития подростков с сенсорными нарушениями. Автор описывает специфику влияния социализации на формирование и развитие временных ориентаций подростков с сенсорными нарушениями. В исследовании приняли участие 31 респондент (13 подростков с нарушениями зрения, 11 подростков с нарушениями слуха, 15 подростков с нормативным развитием, возраст респондентов от 14 до 16 лет). Целью эмпирического исследования явилось изучение структуры временной перспективы в подростковом возрасте. Для решения поставленных задач использовалась русская версия опросника Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI). Результаты исследования показывают, что у подростков с нарушениями зрения основным компонентом в структуре временной перспективы является позитивное прошлое, у подростков с нарушениями слуха и подростков с нормативным развитием - гедонистическое настоящее. Доказано, что подростки со зрительной депривацией прогнозируют последствия своих действий и поступков. Характерной особенностью подростков со слуховой депривацией выступает желание получать удовольствие от всех текущих событий. Выявленные особенности временной перспективы подростков с сенсорными нарушениями обусловлены не развитой системой межличностных отношений, низкой самооценкой, конформностью поведения, высоким уровнем тревожности. На основании проведенного исследования определены перспективы дальнейшего изучения временной перспективы в подростковом возрасте.
Ключевые слова: подросток, временная перспектива, временные ориентации, сенсорная депривация, методика ZTPI.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p628-632
TIME PERSPECTIVE OF TEENAGERS WITH SENSORY IMPAIRMENTS
Olga Vladimirovna Kobzeva, the candidate of psychological science, Murmansk Arctic State
University
Abstract
The article reflects upon the approaches to temporal perspective definition in psychology and presents the structure of temporal perspective. Particular focus is given to the analysis of the personal development of sensory impaired teenagers and the role of socialization in the temporal orientation development of sensory impaired teenagers. Thirty-one teenagers took part in the survey: 13 visually impaired, 11 hearing impaired and 15 healthy teenagers at the age of 14-16. The aim of the empirical research was to study the teenage temporal perspective structure. The researchers used the Russian version of Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI). The research shows that the main temporal perspective component of visually impaired teenagers is the positive past, whereas healthy and hearing impaired teenagers are more focused on the hedonistic present. It's proven that visually impaired teenagers predict the consequences of their actions and behaviour. Hearing impaired teenagers, however, prefer to enjoy the present moment. The temporal perspective features of sensory impaired teenagers proceed from the lack of interpersonal relations, low self-esteem, conformal behaviour and increased anxiety. The research results may be used to conduct further studies in the field of teenage temporal perspective structure.
Keywords: teenager, time perspective, time orientations, sensory deprivation, Zimbardo Time Perspective Inventory.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие инклюзивных практик в различной степени затрагивает все стороны жизни общества, отражая успешность или неуспешность социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Значительную роль в подготовке к самостоятельной жизни в социуме подростков с сенсорной депривацией играет формирование и развитие у них адекватной временной перспективы. Однако стигматизация общества и негативные психологические установки подростков с сенсорными нарушениями не только оказывают негативное влияние на формирование и развитие у них временных ориен-таций, но и затрудняют процесс социализации.
Одним из первых в психологии проявил интерес к изучению временной перспективы Л. Фрэнк. Он определяет ее как жизненное пространство, включающее влияние прошлого опыта и будущих целей на принятие решения индивидом в настоящем. Непосредственно через временную перспективу им рассматриваются сознательный и поведенческий аспекты деятельности личности.
Развитие временной перспективы взаимосвязано с тем, насколько личность может подробно представить своё будущее и какие варианты при этом рассматривает (П. Фресс). Необходимо отметить, что основными компонентами временной перспективы являются: степень распределения объектов, степень выраженности связей между объектами, степень реалистичности восприятия, протяженность (глубина) временной перспективы (Ж. Нюттен) [3]. Поэтому изучать временную перспективу нужно в единстве мотивационной, эмоциональной, социальной и когнитивной составляющих (Ф.Д. Зим-бардо) [4].
В отечественной психологии идея важности изучения отдельной личности в контексте как прошлого, так и будущего была предложена Л. С. Выготским. Временную перспективу в контексте жизненного пути анализирует Б.Г. Ананьев. Он утверждает, что весь прожитый индивидом опыт прошлого непосредственно влияет на его поступки и решения в настоящем и будущем. Только анализ межпредметных связей позволяет в полной мере изучить временные представления человека, а также оценить актуальность, потенциальность и реализуемость временных периодов жизни личности [1].
Цель исследования - изучить особенности временной перспективы подростков с сенсорными нарушениями.
МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 13 подростков с нарушениями зрения, обучающихся по Адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, не имеющих отклонений в разви-
тии интеллекта, 11 подростков с нарушениями слуха, обучающихся по Адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха, не имеющих отклонений в развитии интеллекта, и 15 подростков с нормативным развитием, обучающиеся по Основной общеобразовательной программе основного общего образования.
Изучение системы отношений личности к временному континууму проводилось с помощью опросника временной ориентации Ф.Д. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой). Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью ^критерия Сть-юдента для независимых выборок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 представлены результаты изучения системы отношений подростков к временному континууму.
Таблица 1 - Проявление системы отношений к временному континууму у подростков (средние значения)____
Подростки с Подростки с Нормативные
Шкалы нарушениями зрения нарушениями слуха подростки
X о X о X о
Негативное прошлое 2,8 0,4 3,4 0,3 2,9 0,6
Позитивное прошлое 3,6 0,8 3,2 0,5 3,3 0,6
Гедонистическое настоящее 3,2 0,7 3,7 0,4 3,9 0,6
Фаталистическое настоящее 3,2 0,6 2,9 0,5 3,1 0,4
Будущее 3,1 0,8 2,9 0,3 3,5 0,7
Данные, представленные в таблице, позволяют утверждать, что в системе отношений к временному континууму у подростков с нарушениями зрения доминирует позитивное прошлое. Они воспринимают прошлый опыт приятным, «через розовые очки» и с ноткой ностальгии, негативные переживания выступают у них инструментом коррекции собственного поведения и выработки новых моделей поведения. Подростки со зрительной депривацией, как правило, вербализируют собственные переживания, ждут от социального окружения оценки своих действий и поступков для последующей рефлексии. Низкий уровень самооценки, неуверенность в собственных силах и возможностях стимулируют развитие у них повышенного уровня тревожности в отношении своего настоящего и будущего, а также способствуют формированию убеждения в бессмысленности собственных самостоятельных действий в неопределенных ситуациях.
У подростков с нарушениями слуха и подростков с нормативным развитием в структуре временного континуума превалирует гедонистическое настоящее, что свидетельствует о полном удовлетворении и ценности восприятия текущего момента без сожаления о дальнейших последствиях поведения.
В тоже время, в системе отношений к временному континууму подростки с нарушениями зрения и подростки с нормативным развитием менее склонны определять временную перспективу через негативное прошлое, то есть при планировании деятельности не принимают во внимание неприятный прошлый опыт, стараются забыть события вызвавшие фрустрационные ситуации. Подростки с нарушениями слуха при реализации будущих планов и целей не имеют четкой стратегии по их достижению, не верят в судьбу, в отличие от подростков с нормативным развитием (р<0,05).
Подростки с нарушениями слуха чаще, чем подростки с нарушениями зрения воспринимают свое прошлое как источник только негативных воспоминаний (р<0,01), стараются получить удовлетворение от текущих событий (р<0,05). Они хорошо помнят отрицательные переживания из детства, которые преимущественно связаны с медицинскими обследованиями и конфликтными ситуациями с агентами первичной социализации (родители, родственники, одноклассники).
Подростки с нарушениями зрения в меньшей степени, чем подростки с нормативным развитием, наслаждаются событиями в настоящем, всегда думают о дальнейших последствиях своего поведения (p<0,01). Такая стратегия поведения обусловлена трудностями в системе межличностных отношений, проявляющимися в неумении рефлексировать не только собственные поступки, но и действия партнеров по взаимодействию на основе анализа ситуаций общения (неправильная оценка невербальных средств общения) [2], индивидуально-типологическими особенностями подростков с нарушениями зрения (низкая самооценка, повышенный уровень тревожности в отношении своего настоящего и будущего) и стремлением избегать конфликтных ситуаций.
ВЫВОДЫ
В современных условиях неопределенности и изменчивости кардинально изменяется специфика формирования и развития временной перспективы. Она становится одним из основных компонентов структуры личности, стимулирует гармоничное ее развитие. Сензитивным периодом формирования главных жизненных компетенций и мировоззренческих основ, которые в последующем будут определять направленность социальной деятельности, является подростковый возраст. Также особое влияние на формирование в этом возрастном периоде временных ориентаций оказывают собственная социальная активность, усвоение социальных норм, умение адекватно оценивать ситуации изменчивости и неопределенности. Вместе с тем, исследований, посвященных изучению внутренних установок подростков с нарушениями развития о своем прошлом и будущем недостаточно.
Результаты исследования показали, что подростки с сенсорными нарушениями не имеют долгосрочных целей. Они уверены в том, что не могут влиять ни на настоящие, ни на будущие события своей жизни, поэтому ориентированы на сиюминутное получение удовольствия и наслаждения. Характерной особенностью подростков с нарушениями зрения и подростков с нарушениями слуха при принятии важных решений является уверенность в том, что социальное окружение будет помогать им при их реализации. Такая позиция может привести к развитию у подростков с сенсорными нарушениями чрезмерной фрустрированности, и как следствие, дезадаптации в социуме.
Проведенное исследование показало, что гармонично сформированная временная перспектива позволяет выстраивать оптимальную для личности систему межличностных отношений, а также сохранять внутреннюю гармонию и целостность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А. А. Кроник. - Москва : Смысл, 2008. - 267 с.
2. Кобзева О.В. Специфика социального интеллекта подростков с нарушениями зрения / О.В. Кобзева // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: педагогические и психологические науки. - 2018. - № 35 (54). - С. 151-159.
3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - Москва : Смысл, 2004. - 608 с.
4. Zimbardo, P.G. Putting Time into Perspective. A Valid, Reliable Individual-Differences Metric Measurement / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd - DOI: 10.1037/0022-3514.77.6.1271 // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - V. 77 (6). - P. 1271-1288.
REFERENCES
1. Golovakha, E.I. and Kronik, A.A. (2008), Psychological time of the individual, Smysl, Moscow.
2. Kobzeva, O.V. (2018), "Features of social intelligence of adolescents with visual impairment", Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences, No. 35 (54), pp. 151-159.
3. Nuttin, J. (2004), Motivation, planning, and action, Smysl, Moscow.
4. Zimbardo, P.G. and Boyd, J.N., (1999), "Putting Time into Perspective. A Valid, Reliable Individual-Differences Metric Measurement", Journal of Personality and Social Psychology, V. 77 (6), pp. 1271-1288. DOI: 10.1037/0022-3514.77.6.1271.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2020
УДК 159.99
ПРОБЛЕМА ЭЛИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дмитрий Олегович Кулешов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В статье проведен теоретический анализ и систематизация существующих философских, политических, социологических, педагогических, психологических подходов к элитарности, элитарным ориентациям, элитарной личности. Автором предпринята попытка выделения качества элитарной личности, такие как духовность, ответственность, патриотизм, приверженность организации, смысложизненные ориентации, креативность, готовность к риску. Названные качества выделены на основе анализа психолого-педагогических и этико-философских подходов и концепций. Выделенные в результате теоретического исследования качества элитарной личности могут являться ориентиром формирования высокоэффективной личности профессионала. Особо актуальным данные ориентиры могут быть для формирования, воспитания представителей закона и правопорядка, своим жизненным примером влияющие на мировоззрение подрастающего поколения.
Ключевые слова: элита, элитарность, личность, духовность, смысложизненные ориентация, элитарные ориентации.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p632-636
PROBLEM OF ELITE PERSONALITY IN MODERN PSYCHOLOGY
Dmitry Olegovich Kuleshov, the junior research associate, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation
Abstract
The article contains the theoretical analysis and systematization of the existing philosophical, political, sociological, pedagogical, psychological approaches to elitism, elitist orientations, and an elitist personality. The author made an attempt to highlight the qualities of an elitist personality, such as spirituality, responsibility, patriotism, commitment to the organization, meaningful life orientations, creativity, and risk appetite. The named qualities are highlighted on the basis of the analysis of psychological, pedagogical and ethical-philosophical approaches and concepts. Highlighted as a result of a theoretical study of the quality of an elitist personality can be a guideline for the formation of a highly effective professional personality. These guidelines can be especially relevant for the formation and upbringing of representatives of law and order, who, by their own example, affect the worldview of a growing person.
Keywords: elite, elitism, personality, spirituality, meaning-life orientations, elite orientations.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ориентировано на активность высокоэффективных своих членов, повышение качества и оптимизацию жизни таких профессионалов с учетом раз-нонаправленности их устремлений, касающихся как профессиональной, так и личной жизни, их участия в построении патриотических идеалов для молодежи, развития лучших личностных качеств и других областей реализации потенциала людей. Именно поэтому необходимо изучать психологические особенности человека, являющегося представителем элиты, имеющего элитарные ориентации с целью формирования такой личности профессионала, в том числе имеющего власть, поддерживающего закон и поря-