Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки специалиста культуры в творческом вузе'

Совершенствование процесса подготовки специалиста культуры в творческом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна

В статье автор рассматривает изменения в проектировании вузовского обучения хореографа. Рассматриваются направления совершенствования подготовки специалиста культуры, уточняется сущность видов профессиональной компетентности с учетом специфики деятельности специалиста-хореографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки специалиста культуры в творческом вузе»

4. Лесник, А. П. Методический портфолио студента-пракгиканта педагогического колледжа как средство становления и развития профессиональных компетенций// : http: //www. altaireg ion. ru/biz/rcms

5. Мультимедиа в образовании. // Специальный учебный курс. / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании И http://www.osi.ru/

УДК 37.05

Г. В. Бурцева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ

Изучение системы профессиональной подготовки специалистов культуры показало, что практика вузовского обучения развивается и обновляется, реализовываясь в разнообразных образовательных программах по профилю. Однако процесс модернизации системы обучения отстает от модернизации самой модели управления этой системой. Совокупность недостаточно изученных вопросов в управлении образованием специалиста хореографического профиля в вузах культуры сводится к следующему обобщению. Преподаватели-исследователи отмечают, что по-прежнему система обучения продолжает воспитывать специалистов но программам и методикам, которые были разработаны много лет назад, а педагогические эксперименты не выходят за рамки конкретного курса или учебного заведения (В. Ю. Никитин).

Хореографическая подготовка в высшей школе, по утверждению исследователей, перестаёт отвечать требованиям, предъявляемым к качеству подготовки специалиста-хореографа, «умеющего обобщать, анализировать и создавать» (И. С. Овечкина), способного активно заниматься художественно-педагогическим проектированием, разработкой инновационных образовательных программ, внедрением новых проектов в хореографическую практику (И.Н. Мордовина, В. Ю. Никитин и др.).

Консервативность самой системы хореографического образования, желание практиков реализовывать старые принципы тормозит развитие инновационных процессов в обучении (М. Н. Юрьева).

Особую трудность представляет разработка системы управления качеством в профессиональном хореографическом образовании (А. А. Асылму-ратова, И. К. Измайлова, А. В. Фомкин).

Нерешенной проблемой в системе профессиональной подготовки остается научная организация педагогического эксперимента. Исследователи отмечают, что «современная методология танца все чаще обращается к эксперименту, как к системе, определяющей качество результата в зависимости от избранных методов воздействия». Между тем, в практике классического танца ... необходимость планомерного и точного эксперимента как контролирующей системы часто упускалась» (А. С. Фомин).

Актуальность исследования обусловленно тем, что в теории и практике вузовского хореографического обучения на современном этапе сложилось ряд противоречий:

- между многочисленным появлением новых методик преподавания конкретных д исциплин в области современных направлений хореографии и сложившимися канонами системы классического и народного танцев, из-за чего невозможно выработать принципиальный подход к модернизации высшего хореографического образования;

- между высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов-хореографов на основе традиционного подхода и низкой эффективностью новых образовательных проектов по конкретному профилю, вызывающей негативные оценки педагогических инноваций в профессиональном сообществе;

- между психолого-педагогическим обоснованием системы профессиональной подготовки как важного этапа самореализации взрослого человека и содержанием обучения хореографическим дисциплинам, ориентированным в большей степени на развитие танцевально-технических способностей, что является барьером для профессионально-личностного позиционирования будущего выпускника вуза;

- между важностью задачи совершенствования профессионально-личностных качеств хореографов, решаемой путем включения мотивационно-целевых ресурсов в структуру профессионально-творческой деятельности и отсутствием соответствующего содержания в модели вузовской подготовки специалиста;

- между потребностями хореографической практики России и региона в новых знаниях и умениях в области современной культуры танца и отсутствием соответствующего нормативно-методического обеспечения учебного процесса в этом направлении.

Выделенные противоречия определили постановку проблемы нашего исследования, которая заключается в разработке оптимальных условий для подготовки высокопрофессиональных специалистов-хореографов в социокультурной деятельности с учетом развития современных тенденций хореографического искусства.

Мы делаем акцент на специфике личностно-ориентированного обучения в вузах культуры и искусств. Основная идея исследования заключается в том, что можно эффективно осуществлять формирование системы профес-

сиональных компетенций, воссоздание научно обоснованной, логически, структурно и содержательно завершенной результативно-целевой подготовки современного специалиста-хореографа применительно к реалиям современных требований модернизации и стандартизации высшего профессионального образования на основе мотивационного программно-целевого подхода (МПЦП). Именно в этой концепции становятся возможными следующие изменения в проектировании вузовского обучения хореографа:

- совершенствование организации и методики педагогического исследования в контексте управления качеством профессиональной подготовки выпускников;

- согласование и интеграция методологического и конкретно-предметного уровня реализации процесса обучения, традиционного опыта и современных тенденций преподавания применительно к профилю;

- разработки аргументированных критериальных характеристик набора состава профессиональных компетенций;

- достижение научного уровня отслеживания и фиксации результатов и процессуальной стороны;

- строгое разделение технологических (объективных) и личностных (субъективных) компонентов в оценке учебно-творческой деятельности;

- доказательное обоснование программы обучения студентов хореографии по профилю в вузах культуры и искусств, включающей в себя три подсистемы: (теоретическую, практическую и организационно-дидактическую).

В соответствии реалий модернизации высшего образования, выявленных в трущах В. И. Байденко, И. А. Зимней, Ю. Г. Татура [1; 2; 3] система подготовки специалиста должна быть нацелена на формирование компетенций, адекватно отражающих специфику его профессионализма. С учетом этого положения определяется цель обучения специалиста хореографического профиля: формирование у студентов интегративного качества, сочетающего ключевые, общепрофессиональные, специальные и узкоспециализированные компетенции. Компетентность специалиста культуры с высшим образованием выражается в его готовности реализовать свой потенциал в заданной логике профессиональных действий «хочу — могу - делаю - получаю».

Главным направлением совершенствования подготовки является создание условий для развития ключевых компетенций, к которым следует отнести профессионально-личностные качества будущего выпускника, обеспечивающие психологическую готовность специалиста к творческой профессиональной деятельности.

Совокупность данных качеств определяет блок «хочу» и основывается на параметрах творческой личности, обнаруженных в теоретическом анализе. Хореографическое творчество в контексте личностных ценностей следует рассматривать как собственный путь постижения общечеловеческих смыслов, новых художественных идей, взглядов, который позволяет изменить свою профессионально-личностную траекторию, корректировать

важнейшие индивидуально-психологические свойства. Слагаемыми успеха в хореографическом творчестве являются творческая воля, самокритичность ума, позиционирование своих идей, творческая самостоятельность, оптимистическое преодоление трудностей, принципиальность, решительность и ответственность.

Гуманистическая составляющая хореографического творчества понимается как стремление личности специалиста излучать «все человеческое», духовное, направленность на человеческое сопереживание, развитие собственной субъектности и самодостаточности. Устремленность к гуманизации искусства танца в противоположность его дегуманизации, коммерциализации и развлекательности состоит в открытии «духовной реальности современного человека», его «очеловечивании», поиске смысла жизни как внутреннего стержня его души. Человек не есть средство технической цивилизации. Душа человека имеет право на психические переживания и страсти, и только, когда «болит душа», человек по-настоящему живет.

Феномен самоактуализации личности хореографа обусловливает направленность действий на самого себя, причем действий, адекватных его возможностям и творческим потенциям (задаткам и способностям), что позволяет ему «стать тем, кем он хочет стать» в профессии, благодаря собственной программе саморазвития. Творческая одержимость в достижении «умного созерцания мира» опосредованно позволяет хореографу видеть образный мир танца вне готовых стереотипов и штампов, самобытно работать, быть в состоянии особой открытости к окружающим.

Велика роль художественного интеллекта и эрудиции в структуре профессионально-личностных качеств хореографа. В психолого-педагогической науке известно, что к 12-ти годам интеллект развивается на три четверти. В этом смысле, сформировавшиеся в детском возрасте структуры интеллектуально-мыслительных способностей определяют впоследствии индивидуальный характер и особенности художественного восприятия. Специфика проявления интеллектуально-художественных компетенций в хореографическом творчестве в полной мере раскрывается во время состояния инсайта (озарение). Во время озарения наступает внезапное понимание решения творческой задачи, которое выражается в хореографической практике фигурально так: «Ага! Нашел! Понял! Догадался!».

В хореографической практике бытует фраза - «муки творчества», которая, по сути, представляет собой метафору глубокого и сложного процесса рефлексивной деятельности хореографа. Сущность этой деятельности раскрывается через состояние нерешимости и сомнений, процесса искания и исследования. Рефлектирующий хореограф способен проникать в психологию художественных образов, эмоциональных состояний окружающих в условиях профессионального партнерства посредством чувствования и сопереживания. Вне рефлексии и эмпатии нет хореографического творчества - в этом высказывании заключено наше глубокое убеждение.

Человек, посвятивший себя искусству танца, должен быть беспощаден к себе, ибо это искусство не прощает ему ни минуты лени, ни отсутствия системного рабочего режима. Работать у станка минимум по 8 часов в сутки -это не предел работоспособности и трудолюбия хореографа. Признак работоспособности как потенциальной возможности человека в течение длительного времени заниматься целесообразной профессиональной деятельностью обусловливает устойчивое состояние творчества, к признакам которого относятся:

-«творческий подъем»,т. е. повышенное состояние возбуждения нервной системы, что образно означает «не нахожу себе места»;

- «творческий запой», что образно выражается «уйти с головой в

работу»;

- «творческие грезы» как воображаемый образ хореографической реальности.

Без устойчивой профессиональной мотивации, где внутренняя мотивация хореографа как особая «фаиагическая» направленность на хореографическое творчество оказывается значительнее внешней положительной и внешней отрицательной мотивации, невозможно добиться высоких творческих достижений.

Важным направлением совершенствования подготовки специалиста культуры является создание условий для развития общепрофессиональных компетенций, Опора на фундаментальные знания (философия, психология, общая педагогика, мировая культура) расширяет научно-информационную основу хореографического творчества, помогает справляться с художествен-но-позпавательными затруднениями. И, наоборот, искаженные факты действительности, поверхностные психологические знания могут войти в концепцию хореографа и обнаружить типичные ошибки, заблуждения в системе знаний, которые классифицируются по трем направлениям барьеров творчества:

1) художественно-познавательные барьеры теоретического мышления (когда студенты путают значение терминов, искажают сущностные связи и отношения человека к явлениям действительности, примитивно преобразуют пластическую реальность в художественно-образную);

2) художественно-познавательные барьеры «ограниченности» хореографического мышления (когда студенты не могут про анализировать ситуацию, мыслительный процесс не использует никаких ассоциаций, отсутствует всякая информационная основа решения творческих хорео1рафических задач);

3) художественно-познавательные барьеры исторического характера (когда студен ты не могут установить признаки пластики эпохи, сценического оформления танца, художественного направления и пр.).

Третьим важным направлением совершенствования подготовки является создание условий для освоения специальных компетенций. Исторически сло-

жились обязательные темы и разделы учебной программы по обучению конкретной хореографической дисциплине, что нашло отражение в государственных стандартах высшего учебного заведения по специализации «Хореография» в нормативной ссылке ДС.ОЗ «Танец и методика его преподавания». К обязательным темам и разделам учебной программы, которые следует освоить в процессе обучения, необходимо отнести:

- место и роль данного вида танца в системе профессионального хореографического образования;

- становление системы преподавания данного вида танца;

- освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной композиции) данного вида танца;

- методы преподавания различных видов танца;

- правила использования движений, построение учебных комбинаций, отдельных частей урока и урока в целом;

- навыки ведения уроков;

- специфика проведения танцевальных занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений;

- сочинение учебных этюдов и сценических форм танца.

В целях совершенствования процесса обучения в освоении специальных знаний при организации и методике ведения практических уроков по танцу учитывается ряд принципов, выработанных в историческом опыте преподавания хореографических дисциплин:

- «принцип классификации движений по общим видовым понятиям» и «принцип анатомии при исполнении движений» (А. Я. Ваганова);

- «принцип профилизации по видам профессиональной деятельности хореографа» (Р. Захаров);

- «принцип хореографической логики творческих заданий для студентов-хореографов» (Л. Лавровский);

- «принцип ассоциативно-образного восприятия действительности и мышления хореографа» (К. Голейзовский);

- «принцип классической гармонизации при исполнении движений», «принцип связи физически исполненного движения с психической деятельностью хореографа» (Н. И. Тарасов);

- «принцип индивидуальной постановки корпуса, рук, головы и ног», «принцип одного движения в практическом уроке по ганцу» (В. Д. Тихомиров);

- «принцип лейттемы и лейтдвижений практического занятия» (А. Мес-серер);

- «принцип актерской выразительности в соответствии с характером музыки» (М. Габович);

- «принцип анализа хореографического текста спектакля в соответствии с хореографической логикой» (Ф. Лопухов);

- «принцип балетмейстерского анализа музыки» (Г. Богданов).

Главный признак качества подготовки специалиста-хореографа, который

требует постоянного совершенствования - это «умение танцевать». Мы соотносим это умение с мышечными ощущениями и направляем внимание студента на подлинное выражение мысли в движениях систематически тренированного физического аппарата. Восприятие танца на уровне телесности целостно, и представляет собой первоначальную ступень образования понятий.

Нами уточняется сущность видов профессиональной компетенции с учетом специфики деятельности специалиста-хореографа:

- специальная компетентность — это владение на оптимальном уровне методикой преподавания предмета, способность проектировать свою профессионально-предметную работу;

- социальная компетентность - это владение конкретными социальными знаниями, которые выступают в качестве руководства к действию в профессиональной деятельности, умелое использование приемов профессионального общения, социальная о тветственность за результаты труда;

- личностная компетентность — это владение приемами личностного самовыражения и позиционирования, умение противостоять профессиональным стрессовым ситуациям;

- индивидуальная компетентность — это владение приемами индивидуального самообразования и саморазвития, готовность к профессиональному росту, умение выстроить индивидуальную перспективу повышения профессионализма.

Существующий подход к совершенствованию подготовки специалиста в вузах культуры и искусств, в целом, обеспечивает потребности хореографической практики. В тоже время система подготовки должна постоянно улучшаться за счет совершенствования узкопрофессиональных компетенций по профилю «современный танец» как наиболее востребованного на современном этапе.

Библиографический список

1. Байденко, В. И, Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 5-6.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А, Зимняя. // Высшее образование сегодня: 2003. -№ 5. - С. 7-8.

3. Тату р, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия / Ю. Г. Татур. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. —15 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.