Научная статья на тему 'Проектирование программно-целевой системы обучения специалистов культуры: иерархия целей'

Проектирование программно-целевой системы обучения специалистов культуры: иерархия целей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ART / QUALITY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Г. В.

Автор проектирует программно целевую систему обучения специалистов культуры, определяет иерархию целей управления качеством обучения специалиста хореографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a target Program for training the culture and Art Teachers: the hierarchy of goals

The author developed a target system of training of experts in culture, defines hierarchy of objectives in preparation of a particular art instructor the choreographer.

Текст научной работы на тему «Проектирование программно-целевой системы обучения специалистов культуры: иерархия целей»

РАЗДЕЛ X ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 371.11.08

Г. В. Бурцева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ: ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ

Развитие российской системы социально-художественного образования актуализирует проблему повышения качества обучения специалистов в условиях вузов искусств и культуры, в том числе по направлению подготовки 071301 «Народное художественное творчество», квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель». Повышение качества обучения специалиста-хореографа влияет на имидж и престиж конкретного преподавателя, и учебно-образовательного учреждения в целом.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что если спроектировать и реализовать программно-целевую систему обучения специалиста-хореог-рафа, содержащую:

- выявление потребностей хореографической практики на современном этапе и факторов качества обучения специалиста-хореографа;

- построение дерева целей повышения качества обучения специалиста-хореографа (инновационные цели);

- разработку адекватной дереву целей исполняющей программы (содержание);

- адаптацию управляющей программы к специфике исполняющей программы (инновационные педагогические коммуникации),

то качество профессионального обучения повысится по индикаторам:

- психологическая готовность к профессиональной деятельности в контексте современного хореографического творчества;

- технологическая готовность к профессиональной деятельности в контексте современного хореографического творчества;

- профессиональная культура.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала Алтайская государственная академия культуры и искусств (АлтГАКИ), в которой в течение шести лет проводилась реальная опытно-экспериментальная работа со студентами хореографического факультета. Вспомогательными базами были

Алтайский краевой колледж культуры (АККК), ФПК АлтГАКИ, курсы повышения квалификации преподавателей ДМШ, ДШИ краевого методического кабинета по учебным заведениям комитета администрации Алтайско -го края по культуре и туризму Всего в эксперименте участвовало 685 специ-алистов-хореографов (преподаватели вузов культуры, колледжей культуры, школ искусств, студенты, руководители и участники хореографических коллективов).

Началом проектирования программно-целевой системы обучения специалиста-хореографа (ПЦСОСХ) послужил анализ потребностей хореографической практики в культурном пространстве Сибирского региона, который выявил неадекватность традиционной системы профессионального хореографического образования запросам на практическую компетентность в области современных направлений хореографии (джаз, модерн, клубный танец и др.). На основании анкетирования и опроса ведущих специалистов и руководителей хореографических коллективов в исследовании было установлено, что сегодня полностью отсутствует российская образовательная система обучения танцовщика и хореографа в области современной хореографии. Правда сейчас во многих городах России созданы центры современной хореографии, в том числе в Волгограде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Красноярске, Санкт-Петербурге, Москве, на базе которых проектируется образовательная деятельность любителей и профессионалов-хореографов.

Специальная образовательная программа апробируется на факультете современного танца в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга. Этот факультет был открыт в 2001 г. В процессе обучения техникам современного танца широко применяются формы мастер-классов, которые проводят практики-педагоги, приглашенные из-за рубежа, но это дорогое удовольствие для студентов, и не всякий в нашей стране, к сожалению, может позволить себе заплатить за элитное образование.

Идея создания новой практико - ориентированной формы реализации высшего образования с опорой на углубленное изучение современных видов хореографического искусства в Алтайской государственной академии культуры и искусств потребовала от разработчиков обращение к методологическим знаниям, позволяющим оптимально управлять проектированием художественно-педагогических систем в творческом вузе. Наш опыт проектирования базировался на концепции мотивационного программно-целевого подхода (МПЦУ), разработанного профессором И.К. Шалаевым [1; 2].

Целесообразность использования МПЦУ в проектировании целей и содержания новой хореографической специализации обусловлено следующими факторами:

- теория обладает принципами научности, системности, целостности, что позволяет обосновать проектирование и реализацию системы обучения

специалиста-хореографа как процесса многоуровневого педагогического управления;

- определена высокая эффективность данной концепции для исследования с позиций единства двух составляющих управления качеством обучения специалиста-хореографа: рационалистическая подсистема (программно-целевой подход) и поведенческая подсистема (мотивационное управление);

- МПЦУ позволяет устойчиво формировать мотивацию объекта (субъекта) обучения к профессиональному труду на основе механизма действия оптимального мотивационного комплекса ВМ > ВПМ > ВОМ, где ВМ

- внутренняя мотивация, базирующая на мотивационной сфере личности, ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ - внешняя отрицательная мотивация;

- установлен ее научный потенциал для решения вопросов понятийно-терминологической сущности функционального состава управления, его структурно-иерархического единства в условиях специального обучения хореографа;

- определена ценность знаний МПЦУ, которые обладают всеми признаками методологии технологического процесса обучения специалиста-хо-реографа. В структуру знаний входят установленные предписания и нормы, в которых фиксируется содержание и последовательность этапов управленческой деятельности, и разработанная уровневая шкала профессиональной компетентности, которая позволяет выразить качественно-количественные характеристики измеряемых параметров фактически выполненной деятельности и уровня развития педагогической системы в целом;

- программно-целевой подход определяет научно-обоснованную логику решения исследуемой педагогической проблемы (многоуровневый анализ и как результат - построение дерева инновационных целей; разработка исполняющей программы; разработка мотивационно-управляющей программы и ее реализация в условиях многоуровневого планирования, многоуровневой организации, многоуровневого контроля, многоуровневого регулирования);

- с помощью МПЦУ можно провести экспертизу и определить уровень развития педагогической системы по научно-обоснованным параметрам (цели специального обучения, содержание специального обучения, педагогические коммуникации в системе «студент-хореограф - педагог-хореограф»);

- накоплен опыт использования МПЦУ в решении проблем профессиональной подготовки специалиста-хореографа, в частности в решении педагогической проблемы управления развитием творческого мышления сту-дентов-хореографов в процессе вузовской подготовки [З].

Анализ факторов, влияющих на качество обучения специалистов-хореог-

Зб!

рафов, позволил обобщить наиболее характерные для вузовской практики проблемы.

1. Низкий уровень психологической готовности студентов к самообразованию и самостоятельному применению получаемых профессиональных знаний и навыков в опыте.

2. Низкий уровень технологической готовности к саморегуляции жизненных и профессионально-художественных стрессовых состояний, что отражается на качестве восприятия, запоминания и воспроизведения танцевального материала.

3. Отсутствие навыков анализа и рефлексии, приводящих к объяснению затруднений в обучении танцу

4. Слабое осознание сущности хореографического творчества как проектно-созидательного коллективного труда, как следствие, неудовлетворительно развиты проектировочные способности.

5. Слабая общая эмоционально-пластическая выразительность студентов.

6. Слабый интеллектуально-художественный уровень и эрудиция.

7. Отсутствие четких критериев оценки компетенций и профессионально-личностных качеств специалиста-хореографа, влияющих на эффективность процесса его профессионализации.

8. Низкий уровень знания научной теории самого вопроса.

9. Недостаточное количество научно-методической литературы по исследуемой теме.

Выявление состава проблемного поля в рамках исследуемой темы подготовило переход к следующему этапу опытно-экспериментальной работы: проектирование алгоритма научно обоснованной декомпозиции дерева целей управления качеством обучения специалиста-хореографа.

Исследование исходит от подхода к понятию «качество обучения» как выражение сущностной конкретности специалиста-хореографа, благодаря которой он является именно этим, а не иным субъектом профессиональной деятельности, что его отличает от других. Важными составными качества обучения является не то, что студент делает на занятиях, а то, как он это делает (активно или вяло, с интересом или безразличием, осознает или не осознает, преобразовывает или копирует, участвует или остается безучастным и т. д.). Благодаря признаку «качество обучения» каждый студент мыслит и действует особенно.

Качество обучения - это интегральная характеристика, отражающая диапазон и уровень профессионального образования в творческом вузе, выражающая степень удовлетворения специалиста образовательными и культурными потребностями (уровень преподавания, качество содержания знаний, компетенций, качество материально-технических условий обучения, качество комфорта окружающей среды, степень осознанности обучения и др.) в

соответствии с запрограммированными целями обучения и развития. Качественное обучение должно давать возможности будущему специалисту-хо -реографу быть востребованным на рынке образовательных услуг и возможности получать послевузовское образование различного уровня. Качественное обучение общепрофессиональным и специальным дисциплинам, по всей вероятности, должно влиять на качество жизни будущего специалиста, его культурный досуг, проявление духовных потенциалов в достойном преодолении стрессовых ситуаций.

Для исследования не столь важно, на каком конкретном предметном материале идет обучение, и какое количество профессионально-художественных задач перерешает студент, как быстро он это сможет сделать. Смысл качественного учения, по мнению автора, заключается в повышении веры и оптимизма в отношении своих профессионально-творческих возможностей. С позиций данного контекста педагогического управления проектируется система целеполагания в профессиональном обучении, направленная на повышение качества обучения специалиста-хореографа.

Освоение системы целей происходит в рамках конкретных хореографических дисциплин. При проектировании всех подцелей предусматривается опора на формирование знаний в рамках блока общегуманитарных и общепрофессиональных наук (философия, социология, литература, народное художественное творчество, история искусств и др.). Исходная позиция к осознанию смысла понятия «качество обучения специалиста-хореографа», определила в дальнейшем выбор состава содержания и иерархии целей по технологии МПЦУ.

Прежде всего, необходимо, соответствуя логике решения педагогической проблемы, сформулировать главную цель (ГЦ): обеспечить оптимальный уровень качества обучения специалиста-хореографа в условиях проектируемой специализации «Современная хореография». Следствием достижения генеральной цели с учетом соответствия специалиста-хореографа социальному запросу могут служить:

- конкурентоспособность специалиста-хореографа в сфере профессионально-художественных услуг - КСХ;

- имидж специалиста-хореографа в социуме - ИСХ.

Таким образом, эти две стратегические цели сами могут являться признаками качества обучения специалиста-хореографа в условиях педагогического эксперимента и могут быть выражены в отслеживании показателей притока студентов в вуз на специализацию.

Подструктура ведущих целей определяет конечные результаты обучения, обеспечивающие качественную профессиональную подготовку выпускника вуза:

- обеспечение условий для усвоения системы специфических знаний и умений по блоку «Современная хореография» как интеллектуально-действенного основания развития творческого мышления - ЦП1;

ЗбЗ

- обеспечение условий для усвоения системы специфических навыков по блоку «Современная хореография» как средства к более ясной профили-зации - ЦП2;

- обеспечение условий для усвоения опыта хореографического творчества как проектно-созидательной деятельности - ЦПЗ;

- обеспечение условий для усвоения профессиональной культуры в контексте социума - ЦП4.

Важная подструктура целей включает обеспечение психологической основы качественного обучения (образования) специалиста-хореографа, его готовности к обучению в творческом вузе. В данную подструктуру входят измеряемые параметры совокупности признаков профессионализма будущего специалиста-хореографа и мотивационной сферы, соответствующие показаниям оптимального функционирования педагогической системы и активно востребованные в хореографической практике:

- обеспечение условий для осмысления содержания понятия «личные ценности» - ЗХ1;

- обеспечение условий для осмысления содержания понятия «гуманизм и человечность» - ЗХ2;

- обеспечение условий для осмысления понятия «самоактуализация» - ЗХЗ;

- обеспечение условий для развития художественного интеллекта и эрудиции - ЗХ4;

- обеспечение условий для развития творческой рефлексии и эмпатии - ЗХ5;

- обеспечение условий для осмысления содержания понятия «работоспособность и трудолюбие в хореографическом искусстве» - ЗХб;

- обеспечение условий для достижения устойчивой профессиональной мотивации к обучению - ЗХ7;

- обеспечение условий для развития адекватной самооценки - ЗХ8.

Подструктура целей технологической готовности (ЦМ) включает их совокупность, связанную с формированием предметно-конкретных знаний, умений и способов профессиональной деятельности будущего выпускника с учетом ГОС ВПО в области культуры и искусств:

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности в области общегуманитарных и общепрофессиональных наук - ЦМ1;

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности обучения в рамках блока «Современная хореография» по индикаторам:

- знание роли современного (джазового) танца в системе профессионального хореографического образования (ЦМ2);

- знания истории развития и преподавания современного (джазового) танца (ЦМЗ);

Зб4

Иерархия целей управления качеством обучения специалиста-хореографа

- знания и умения техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной композиции) танца (ЦМ4);

- знания методов преподавания современного (джазового) танца (ЦМ5);

- знания правил использования движений, построение учебных комбинаций, отдельных частей урока и урока в целом по блоку «Современная хореография» (ЦМ6);

- знания и навыки ведения уроков современного (джазового) таблица (ЦМ7);

- знания и навыки ведения танцевальных занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений (ЦМ8);

- знания и навыки сочинения учебных этюдов и сценических форм современного (джазового) танца (ЦМ9).

Исходя из федеральных требований к видам профессиональной деятельности, которые призван выполнять специалист социокультурной сферы, в состав дерева целей, вошли следующие подструктуры:

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности в научно-исследовательской деятельности - ЦМ10;

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности в художественно-творческой деятельности - ЦМ11;

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности в педагогической деятельности - ЦМ12;

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности в научно-методической деятельности - ЦМ1З;

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности в организационно-управленческой деятельности - ЦМ14;

- обеспечение условий для достижения оптимальной результативности в экспертно-консультационной деятельности - ЦМ15.

В наглядно-графическом изображении дерево целей управления качеством обучения специалиста-хореографа в условиях проектируемой педагогической системы выглядит следующим образом (рисунок).

Краткое резюме. Полное представление о целях нашего исследования на основе использования знаний МПЦУ позволило определить измеряемые параметры профессионализма специалиста-хореографа в логической структуре «хочу - могу - делаю - получаю», разработать адекватную этим параметрам исполняющую программу, реализация которой обеспечила надежный перевод исследуемой педагогической системы в новое более высокое качественное состояние.

Библиографический список

1. Шалаев, И. К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе I И. К. Шалаев: Учебное пособие. - Барнаул : БГПУ, 2007.

2. Шалаев, И. К. Программно-целевая психология управления I И. К. Шалаев: учеб. пособие. - Барнаул : БГПУ, 200б.

3. Бурцева, Г. В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа I Г. В. Бурцева: Монография. - Барнаул, АГУ, 2001.

4. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе II Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 1. - С. Ібі-іб9

5. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руко-водителей как показатели качества образования II Сибирский педагогический журнал. -200б. - № З. - С. 22! - 227.

Збб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.