Научная статья на тему 'Совершенствование процесса планирования расходов в государственных учреждениях'

Совершенствование процесса планирования расходов в государственных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / BUDGET RESOURCES / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / СМЕТА РАСХОДОВ / COST ESTIMATES / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / BUDGET ALLOCATION / ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / PLANNING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ипатова А. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом планирования расходов в государственных бюджетных учреждениях. Отражены основные этапы данного процесса, преимущества и недостатки классической модели планирования. Рассмотрены практические нюансы работы экономического отдела бюджетной организации в аспекте реализации процесса планирования: утверждение программ и направлений деятельности, составление сметы расходов по кодам КОСГУ, распределение утвержденных программ по реестровым записям и кодам бюджетной классификации (КБК), работа с автоматизированной информационной системой УРМ Бюджет: Планирование. Выявлены пути по совершенствованию процесса в рамках представленных этапов реализации планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses questions of the process of planning expenditures in public budget institutions. The article reflects the main stages of this process also the disadvantages and disadvantages of the classical planning model. The article considers the practical nuances of the work of economic department in the planning process of the institutions: approval of programs and activities, costing by codes COGGS, distribution of approved programs on registry records and budget classification codes (BCC), work with the automated information system URM Budget: Planning. We have identified ways to improve the process in the framework of the presented stages of the implementation of planning.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса планирования расходов в государственных учреждениях»

УДК 338.2

Ипатова А.В.

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль,

Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом планирования расходов в государственных бюджетных учреждениях. Отражены основные этапы данного процесса, преимущества и недостатки классической модели планирования.

Рассмотрены практические нюансы работы экономического отдела бюджетной организации в аспекте реализации процесса планирования: утверждение программ и направлений деятельности, составление сметы расходов по кодам КОСГУ, распределение утвержденных программ по реестровым записям и кодам бюджетной классификации (КБК), работа с автоматизированной информационной системой УРМ Бюджет: Планирование. Выявлены пути по совершенствованию процесса в рамках представленных этапов реализации планирования.

Ключевые слова: бюджетные средства, планирование, смета расходов, бюджетные ассигнования, проблемы планирования.

Процесс планирования расходов в большинстве государственных учреждений является важнейшим инструментом повышения эффективности и результативности управления бюджетными средствами. От того, насколько качественно осуществляется процедура планирования, зависит обоснованность подготовки и принятия решений, относящихся к областям финансово-хозяйственной деятельности учреждения. По мере формирования и использования финансовых ресурсов, главная задача бюджетной организации заключается в достижении оптимального уровня стабильности и обеспечения рентабельных показателей работы.

Планирование как вид деятельности, связанный с оптимальным распределением ресурсов для достижения целей, предполагает ряд мероприятий (как организационных, так и практических). Классическая модель планирования, используемая многими бюджетными учреждениями, предусматривает следующие этапы (алгоритм действий):

1. согласование с учредителем (надведомственным органом) основных направлений по предоставлению услуг/работ;

2. оценка имеющихся ресурсов (трудовых, материальных и финансовых), выявление резервов ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление внебюджетной деятельности;

3. выбор направлений, по которым учреждению предоставляется право осуществления деятельности;

4. составление перечня платных услуг, которые учреждение имеет право осуществлять;

5. составление перечня имеющегося имущества, которое впоследствии учреждение может сдавать в аренду;

6. установление контрольных объемов деятельности (расчет нормативных затрат);

7. согласование планов бюджетной и внебюджетной деятельности учреждения [2, с.81].

В ходе финансового планирования между этапами осуществляются процедуры, связанные с непосредственной подготовкой плана финансово-хозяйственной деятельности, как документа. Данным межэтапным процедурам присущи определенные практические нюансы, требующие более детального рассмотрения. Целью их рассмотрения является выявление направлений совершенствования процесса планирования в организациях.

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности перед работником экономической службы стоит задача по расчету оптимального объема ресурсов, необходимого учреждению для эффективного функционирования. В то же время, на некоторых этапах планирования возникают определенные сложности, отражающие основные проблемы применяемой модели бюджетного планирования расходов: «дистанционное» общение с учредителем, выступающим главным распорядителем бюджетных средств; узость диапазона кодов бюджетной классификации, применяемых в утвержденных сметах расходов; системные лаги, возникающие в процессе работы с программой УРМ: Планирование; малое количество реестровых записей, закрепленных за каждой работой/услугой и другие проблемы. Данные проблемы затормаживают работу экономических служб.

Совершенствование процесса планирования расходов бюджетного учреждения по ряду вопросов может идти следующими путями:

1. расширение сетки применяемых кодов бюджетной классификации, особенно в части кодов КОСГУ. С начала 2018 со стороны государственных финансовых органов уже реализуется политика «расширения». Изменения затронули классификатор операций сектора государственного управления по статьям 270, 290, 300, 400, 510. Более детально рассмотрим статьи 290 и 400 (табл.1)

Таблица 1. Классификатор операций сектора государственного управления в части расходных статей до и после изменений от 1 января 2018 года [1]_

Статьи до 01.01.2018 Статьи после 01.01.2018

Статья 290 "Прочие расходы" КОСГУ Статья 290 "Прочие расходы" КОСГУ детализирована подстатьями: -291 Налоги, пошлины и сборы -292 Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах -293 Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) -294 Штрафные санкции по долговым обязательствам -295 Другие экономические санкции 296 Иные расходы

Группа 400 "Выбытие нефинансовых активов" КОСГУ детализирована статьями: -410 "Уменьшение стоимости основных средств" -420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов" -430 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов" -440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" Группа 400 "Выбытие нефинансовых активов" КОСГУ детализирована статьями: -410 "Уменьшение стоимости основных средств", подстатьи: -411 Амортизация основных средств; -412 Обесценение основных средств; -420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов", подстатьи: -421 Амортизация нематериальных активов; -422 Обесценение нематериальных активов; -430 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов" подстатья: -432 Обесценение непроизведенных активов -440 "Уменьшение стоимости материальных запасов"; -450 Уменьшение стоимости права пользования активом

Большинство изменений коснулось статей 290 и 400. Расширение диапазона способствует улучшению контроля за подведомственными учреждениями в части использования денежных ассигнований, предупреждению нецелевого использования средств бюджета.

2. реализация политики «близкого» общения с учредителем. В настоящее время взаимодействие учреждения со своим учредителем опосредовано, в основном, информационно-аналитическими программами. Выбор закрепляемых за учреждением выполняемых работ по государственному заданию происходит в одностороннем порядке.

2018, №1

научный журнал

Отсутствует какое-либо сотрудничество с другими подведомственными учреждениями, отчего происходит неравномерное распределение проводимых мероприятий (например, для учреждений социальной и культурной сферы). Для того, чтобы наладить подобное взаимодействие, является возможным создание межведомственного наблюдательного совета, проводимого только в очной форме руководителями и специалистами финансовых и экономических служб бюджетных учреждений.

3. создание отдельных реестровых записей в бюджетном классификаторе для каждого мероприятия в рамках одной работы/услуги. Например, в ГАУ ЯО «Дворец молодежи», государственным заданием закреплено семь работ/услуг обладающих уникальным реестровым номером. В рамках одной работы/услуги реализуется от 6 до 67 мероприятий, отличающихся как по целевой направленности (вопросы студенчества / вопросы людей с ограниченными возможностями), так и по общей смете мероприятия (бесплатные / дорогостоящие мероприятия). Присваивание реестровой записи на каждое мероприятие позволит упорядочить и сделать более обоснованным процесс расчета нормативных затрат, позволит искусственно ужесточить контроль за «раздуванием» смет.

4. улучшение информационных и программных продуктов. Существует необходимость в постоянном обновлении модулей регистров учета (АС УРМ:Планирование). Каждое обновление предполагает непосредственное участие работников учреждения и занимает большое количество времени (некоторые обновления длятся несколько дней, что тормозит работу специалистов).

5. повышение доступности и качества услуг в сфере социальных услуг, привлечение и удержание в бюджетной сфере профессиональных кадров, внедрение в деятельность государственных учреждений элементов конкурентных отношений и другие пути.

Процесс планирования - инструмент эффективного управления бюджетными средствами. Основная задача руководителя - грамотно провести организационные мероприятия и нивелировать проблемы, которые могут возникнуть в процессе реализации данной процедуры. Совершенствование процесса планирования является закономерным следствием развития экономики, развития финансового права и других аспектов.

1. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/58070095 /paragraph/1:1 (Дата обращения: 27.04.2018)

Библиографический список

2018, №1

научный журнал

2. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.

Annotation. This article discusses questions of the process of planning expenditures in public budget institutions. The article reflects the main stages of this process also the disadvantages and disadvantages of the classical planning model.

The article considers the practical nuances of the work of economic department in the planning process of the institutions: approval of programs and activities, costing by codes COGGS, distribution of approved programs on registry records and budget classification codes (BCC), work with the automated information system URM Budget: Planning. We have identified ways to improve the process in the framework of the presented stages of the implementation of planning. Keywords: budget resources, planning, cost estimates, budget allocation, planning problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.